Программа внеурочной деятельности 6 класс. "Зелёная лаборатория"
рабочая программа по биологии (6 класс)

Головачева Вероника Анатольевна

Программа "Зеленая лаборатория" предназначена для дополнительного обучения и воспитания в системе школьного образования и расчитана на 1 год обучения (68ч)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

6 класс

«Зеленая лаборатория»

Кол-во часов на учебный год: 68 ч.

     Разработал: учитель биологии

Головачева Вероника Анатольевна

Санкт-Петербург

2017 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Зеленная лаборатория» предназначена для дополнительного обучения и воспитания в системе школьного образования и рассчитана на 1 год обучения.

Согласно новым стандартам биологию в 6 классе изучают в количестве 34 часов в год (1 час в неделю). Безусловно, для реализации всех задач курса, для формирования УУД, развития ключевых компетенций, этого времени недостаточно. В связи с этим важная роль отводится дополнительной внеклассной работе по предмету.

Автор данной программы имеет свой взгляд на содержание и подачу материала, считая целесообразным рассматривать особенности жизнедеятельности, многообразие представителей царства Растения и состояние здоровья человечества взаимосвязано. Считаю уместным так же изучение основ ландшафтного дизайна, фитотерапии как составляющих здорового образа жизни. Знания лекарственных, ядовитых растений, мер первой доврачебной помощи при отравлении растениями, использование растений при остановке кровотечений, съедобных дикорастущих растений способствует формированию личности безопасного типа.

Актуальность программы

Данная программа позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в сфере биологии, экологии и охраны здоровья человека, способствует формированию коммуникативных качеств личности школьников, развитию их творческих способностей, формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий.

Значительное количество занятий отводится на проектную деятельность, что в значительной мере способствует формированию у школьников регулятивных, коммуникативных, личностных УУД. В ходе работы в группах учащиеся формируют и развивают способность определять траекторию своего развития, ставить цели, задачи, намечать пути решения, осуществлять само и взаимопроверку. Работа над коллективными проектами позволяет школьникам повышать коммуникативную компетентность. Они учатся организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, работать группами и в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Новизна программы проявляется в особенностях её планирования. Программой предусмотрено чередование теоретических занятий с практическими, совместные акции, экскурсии, выполнение творческих работ. Значительное количество времени отводится на овладение учащимися технологии проектной деятельности.

Цель программы: создать условия для усвоения учащимися знаний о растениях как части живой природы, как биосистеме, об их месте и роли в биосфере, о современном состоянии окружающей среды; обобщить и углубить знания о взаимосвязи состояния здоровья с условиями среды обитания; способствовать развитию у школьников умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность. Развивать у учащихся навыки проектной деятельности.

Основные идеи программы

Научная: идея единства и неразрывной связи всего живого, зависимости организма от условий окружающей среды и его влияние на экосистему.

Общепедагогическая: идея талантливости каждого ученика. Ориентация педагогического процесса на личность школьника, на создание для каждого ситуации успеха, на формирование положительной «я – концепции». Нет бесталанных учеников, есть занятые не своим делом.

Социальная идея: развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Учёт возрастных особенностей детей

Принципы обучения и воспитания, заложенные в программе:

- принцип гуманизации – использование богатого гуманитарного потенциала содержания экологического образования, формирование системы моральных ценностей, уважение к законам природы, реализация права человека на благоприятную среду жизни.

- принцип научности – достаточный уровень учебной информации об организации живых систем и биосферы.

- принцип интеграции: обеспечение взаимодействия всех сфер теоретического и практического сознания различных видов деятельности учащихся.

- принцип непрерывности: постепенное и этапное формирование компетенций личности школьника. Организация обучения, воспитания и развития школьников как в младшем, так и в среднем и старшем звене, как на уроках, так и во внеурочное время.

- принцип активной и самостоятельной деятельности: возникающая в ходе самостоятельной работы поисковая доминанта вызывает возбуждение коры больших полушарий, является предпосылкой исследовательской деятельности, в результате которой ученик совершает «открытие» существенных связей между изучаемыми фактами, явлениями, процессами, учится конструировать способы обнаружения этих связей.

- принцип дифференциации: подразумевает личностно ориентированный, деятельностный подход, учитывает обученность и обучаемость детей, даёт возможность обучения каждого в «зоне ближайшего развития».

Методы и формы организации учебного процесса

Формы обучения:

  • индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы);
  • групповые (биологические эксперименты, конкурсы, экологические праздники, ролевые игры, акции, выставки);
  • обучение в микрогруппах (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций).

Методы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, лекция);
  • наглядные (наблюдение, показ, демонстрация);
  • проблемно-поисковые (исследовательская деятельность, проектная деятельность);
  • практические (акции, практические работы);
  • контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль, лабораторно-практический контроль, устный и письменный контроль динамики роста знаний, умений, навыков).

Типы и виды занятий

  1. Учебные занятия:
  • комплексное;
  • индивидуальные;
  • экскурсии;
  • полевой практикум;
  • лабораторные и практические работы.
  1. Контрольные занятия:
  • выставка;
  • защита проекта;
  • конференции, круглые столы;
  • анкетирование;
  • викторины;

Структура программы

Занятия в программе логически связаны между собой, составляют единую систему, что обеспечивает целостное восприятие окружающего мира и формирование системы знаний по биологии, экологии, охране природы, воздействию факторов внешней среды на здоровье человека.

Режим занятий

2 часа в неделю, год – 68часов

 Материально-техническое обеспечение

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Биология. Знакомство с цветковыми растениями Электронное учебное издание.
  2. Биология. Систематика растений 1- 4. Электронное учебное издание.
  3. Биология. Природные сообщества.
  4. Общая биология. Электронное учебное издание.

Технические средства обучения (средства икт)

  1. Мультимедийный компьютер
  2. Мультимедиа проектор
  3. Интерактивная доска.

Натуральные объекты

  1. Гербарий «Основные группы растений»
  2. Набор микропрепаратов по ботанике

Живые объекты

Комнатные растения по экологическим группам

  1. Тропические влажные леса
  2. Влажные субтропики
  3. Сухие субтропики
  4. Пустыни и полупустыни

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Аудиторная доска
  2. Лупа ручная
  3. Игла препаровальная
  4. Микроскоп учебный
  5. Капельница с пипеткой
  6. Стекло покровное 18/18
  7. Стекло предметное
  8. Фильтровальная бумага
  9. Чашка Петри 100

Учебно – тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов теория

Кол-во часов практика

Всего

часов

1.

Введение

1

1

2

2.

Основа основ – клетка.

2

-

2

3.

Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом клеток кожицы лука, традесканции, кливии, листьев элодеи»;

1

1

2

4.

Растительные ткани и их особенности.

2

-

2

5.

Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом различных растительных тканей»

1

1

2

6.

Исследовательская работа «Условия прорастания семян некоторых сельскохозяйственных растений»

-

2

2

7.

Защита проектов «Что посеешь, то пожнёшь»

-

2

2

8.

Знакомство с растениями различных семейств класса Двудольные и класса Однодольные.

1

1

2

9.

Биологический кинозал «Съедобные дикорастущие растения Ленинградской области»

-

2

2

10.

Биологический кинозал «Лекарственные растения Ленинградской области»

-

2

2

11.

Биологический кинозал «Ядовитые дикорастущие растения Ленинградской области»

-

2

2

12.

Викторина «Узнай растение»

-

2

2

13.

Лабораторная работа: «Рассматривание видоизменённых корней, стеблей, листьев, цветов и выяснение их значения»

1

1

2

14.

Практическая работа «Рассматривание живых клеток растений одноклеточных и многоклеточных организмов, наблюдение фотосинтеза в аквариуме»

1

1

2

15.

Практическая работа «Наблюдение процессов транспирации у бальзамина»

1

1

2

16.

Практическая работа «Наблюдение процессов передвижения веществ внутри растения с использованием красящих растворов»

1

1

2

17.

Практическая работа «Наблюдение за жизнедеятельностью растения в темноте»

1

1

2

18.

Наблюдение процессов жизнедеятельности у водорослей Эксперимент: «Изменение условий существования водорослей: солёность воды, температура, освещение, изоляция»

-

2

2

19.

Лабораторная работа «Исследование бактерицидных свойств сосновой и еловой хвои»

1

1

2

20.

Экскурсия «Мир растений»

-

2

2

21.

Биологический кинозал «Роль растений в природе и жизни человека»

-

2

2

22.

Подготовка почвы для выращивания рассады культурных растений

1

1

2

23.

Закладка семян в почву и правила ухода за рассадой

-

2

2

24.

Моделирование условий выращивания рассады (освещённость, температура, полив, подкормка)

1

1

2

25.

Пикировка рассады цветочных культур

-

2

2

26.

Пикировка рассады цветочных культур

-

2

2

27.

Уход за рассадой (полив, подкормка)

-

2

2

28.

Проектирование клумб и цветников вокруг школы

-

2

2

29.

Подготовка проектов «Оазис красоты»

-

2

2

30.

Посадка кустарников вокруг школы

-

2

2

31.

Подготовка клумб для посадок цветов

-

2

2

32.

Подготовка вазонов для посадки цветов

-

2

2

33.

Высадка рассады цветочных культур в открытый грунт

-

2

2

34.

Подведение итогов года.

-

2

2

Итого:

16

52

68

Результаты обучения

Личностные:

  • Формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;
  • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; экологического мировоззрения, экологической нравственности, гражданской ответственности и неравнодушия к проблемам окружающего мира;
  • Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками педагогами;
  • Формирование универсальных учебных действий; развитию творческого мышления учащихся.

Метапредметные:

  • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих действий в соответствии с изменившейся ситуацией;
  • Умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества, работать индивидуально и в группе;
  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Развитие навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
  • Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции;
  • Развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм, таблиц, схем;
  • Формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе;

Предметные:

  • Формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и функционирования клетки как структурной единице живого; особенностях клетки растений;
  • Актуализация знаний по вопросам охраны природы; приобретение знаний о влиянии деятельности человека на природу;
  • Систематизация знаний о растениях и их роли в сохранении здоровья человека;
  • Овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение, описание биологических объектов и процессов, постановка экспериментов и объяснение их результатов);
  • Освоение учащимися приёмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, обработке ран, остановке кровотечений, при простудных заболеваниях.

  • Актуализация знаний по вопросам охраны природы; приобретение знаний о влиянии деятельности человека на природу;
  • Систематизация знаний о растениях и их роли в сохранении здоровья человека;
  • Овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение, описание биологических объектов и процессов, постановка экспериментов и объяснение их результатов);
  • Освоение учащимися приёмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, обработке ран, остановке кровотечений, при простудных заболеваниях.

Информационно-методическое обеспечение

Методическая литература для учителя

  1. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. №6
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  4. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.

Литература для учащихся

  1. Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304с 6 ил.;
  2. И. Акимушкин. Невидимые нити природы.- М.: Мысль, 2005 г.-142 с.
  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.
  4. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. , Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.
  6. Энциклопедя для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.

Мультимедийная поддержка курса

  1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
  2. http://www.fcior.edu.ru/
  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология»
  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
  5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  6. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Зеленая лаборатория"

В соответсвии с требованиями ФГОСа образовательным учреждениям необходимо организовывать помимо учебной деятельности и внеурочную работу.  Это  является  достаточно сложной  профес...

Программа внеурочной деятельности для учащихся 4 и 5 классов "Естественнонаучная лаборатория"

Внеурочная деятельность обязательная часть программы согласно ФГОС. Я, как учитель  биологии и химии, заинтересована  в высоких результатах обучения своих учеников, и для этого хочу...

Программа внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»

Пояснительная запискаПрограмма внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе.Одним из важнейших треб...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для  5-6 классов. 34 часа....

Программа внеурочной деятельности по биологии в 6 классе "Зеленая лаборатория"

Программа внеурочной деятельности по биологии в 6 классе практико-ориентированна, содержит большое количестов практических, лабораторных работ и исследовательских проектов, которые позволят расскрыть,...

Программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»

Программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений» разработана  для учащихся 5-6 классов и является пропедевтическим курсом физики, целью которого является сформировать предста...

Программа внеурочной деятельности "Школьная Медиа лаборатория".

Актуальность программы обусловлена принятием ФГОС общего образования и необходимостью разработки методического сопровождения для внедрения и реализации программ внеурочной деятельности. Визуальная, бу...