Открытое мероприятие "Заповедными тропами по родному краю"
материал по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В летний период на базе нашей школы открывается летний оздоровительный лагерь. Для проведения досуга мною разработана серия мероприятий под общим названием "Заповедными тропами по родному краю"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытое мероприятие - экскурсия в "аптекарский огород" | 57 КБ |
мастер-класс "Методы биоиндикации" | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Милюшинская средняя общеобразовательная школа
ЛЕТНИЙ ДОСУГ
ОТКРЫТИЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ЗАПОВЕДНЫМИ ТРОПАМИ ПО РОДНОМУ КРАЮ
ИЛИ ЭКСКУРСИЯ В «АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД»
Автор: Иванова Ж.А,
учитель биологии
д.Милюшино, 2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Данное мероприятие является вторым в цикле открытых мероприятий объединенных темой «Заповедными тропами по родному краю» .
Во время экскурсии школьники вновь познакомятся с уже известными им растениями, произрастающими близь школы, получат полезные знания о лекарственных растениях.
Мероприятие организуется для обучающихся школы и педагогов, работающих вовремя работы пришкольного лагеря.
Цель мероприятия: практическое применение знаний по ботанике и физиологии растений
Оборудование: костюм медицинского работника, фотографии растений, инструкции для экскурсантов для определения плодородия почвы, ее заболоченности и кислотности
Время проведения мероприятия: до 40 минут
Ход мероприятия
Школьники с учителями приходят в школьный двор, где их встречает аптекарь
Добрый день, уважаемые гости!
Сегодня нам с Вами представилась уникальная возможность оторваться от бытовой суеты, окунуться в мир живой природы и увидеть различных представителей царства растения, пройтись по «аптекарскому огороду» и узнать то, о чем молчат растения.
Посмотрите вокруг, скажите, какие растения, находящиеся здесь, Вам известны?
(ответы гостей говорю по ситуации).
Да, перед нами типичный для средней полосы России пейзаж.
О чем нам могут рассказать растения? Конечно, о многом (идет диалог с экскурсантами). Если вам придется покупать дачу или дом, то не торопясь, пройдите по территории. Растения без утайки поведают вам о том, о чем промолчит продавец.
Итак, начнем с практической части нашей экскурсии.
Экскурсантам предлагается вместе со мною выполнить несложные наблюдения и сделать выводы по:
1.Определить плодородие почвы
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1 Определение плодородия почвы по её цвету.
Одним из главных признаков плодородия почвы является наличие в ней гумусовых
веществ, которые обуславливают окраску. По цвету почву можно условно разделить на
категории по содержанию гумуса и плодородию:
Цвет Плодородие
Черная гумусная, плодородная
Тёмно-серая среднегумусная, среднеплодородная
Серая малогумусная, малоплодородная
- Уровень заболоченности почвы
На близкий горизонт воды всегда указывают калужница и хвощи, сигнализирующие об уровне воды до 20-30 см от поверхности земли.
Кроме того биоиндикаторами служат:
- таволга 0,5- 1м.;
- рогоз - до 1 м.
- чина, мятлик, мята полевая – 1-1,5 м;
- мать-и-мачеха, крапива, осока, болиголов, наперстянка, купальница европейская. До воды около 1,5 м. солодка – от 1,5 до 5 м.;
- камыш, тростник, вейник, лютик ползучий, незабудка – до 2 м.;
- ива – около 1-1,5 м;
- конский щавель, бодяк огородный, сердечник луговой – 2-3 м;
- ольха – около 3 м;
- подорожник, пырей – от 3 до 5 м
Влажные участки земли предпочитают тополь, смородина.
Внимание! Несколько деревьев наклоненных в одну сторону – признак высокого уровня водоносного слоя. На сухом же грунте селятся: ромашка, полынь, дрема белая, горицвет летний и подорожник
- Кислотность почвы
Если сад не радует урожаями, а овощные культуры вянут и хиреют даже при правильном уходе, стоит задуматься о том, какая почва у вас в огороде. Определить ее состав помогут растения-индикаторы – обычные сорняки, которые распространены повсеместно
Уровень кислотности принято определять по значению рН грунта:
• Сильнокислым считается грунт с показателем рН 4-5;
• Слабокислым – от 5,5 до 6,5;
• Нейтральными называются почвы с рН около 7;
• Засоленными или щелочными являются земли с рН выше 7
Сильнокислые грунты являются не самыми подходящими условиями для выращивания огородных культур. Индикатором таких мест является наличие на участке подорожника, конского щавеля, полевого хвоща
Выводы:
Местность, на которой мы находимся, низинная, переходное болото. Почвы слабокислые и плодородные.
А сейчас пройдемтесь по «аптекарскому огороду» ,который расположен прямо под нашими ногами.
Известно ли вам это растение? (показываю копытень европейский) Это удивительное растение данной местности, которое широко применяют не только в народной медицине и современной фармакологии, но даже в магии различных стран - копытень европейский.
Листья копытня высушивали, затем, добавляя в горючие смеси, которыми окуривали помещение, очищали его от нечисти. Листья использовали для создания всяческих амулетов, оберегов: считалось, что они защитят от сглаза или порчи
Применяют от ревматических, суставных и головных болей, используют компрессы с отваром копытня, различные примочки или масла, а также для лечения алкоголизма. После серии таких приемов в дальнейшем алкоголь вызывает у человека сильную рвоту.
Ваши вопросы? (по ситуации).
Следующее красиво цветущее растение – таволга вязолистая. Основное лечебное действие препаратов таволги связано с наличием салициловой кислоты и салицилатов, обладающих антисептическими и противовоспалительными свойствами. Препараты таволги оказывают легкое обезболивающее действие, способствуют заживлению ран при укусах ядовитых змей или бешеных животных, а также используют при лечении суставного ревматизма.
Ваши вопросы? (по ситуации).
Попробуйте догадаться, о каком растении идет речь?
Растение с тремя листьями, называемое также в народе трилистник, символизирует Троицу; редко встречающийся четырехлистник является символом удачи. Он являлся одним из символов варягов и присутствовал в древнем прикладном искусстве. Считалось, что магические свойства самого растения наиболее сильны в лунную ночь, дни солнцестояния и равноденствия, особенно в ночь на Ивана Купалу с 22 на 23 июня. Наши предки верили, что он несет в себе великую силу любви, счастья, красоты и молодости. Его листочки собирали, сушили и потом всегда носили с собой в чистом лоскутке или – позже – в носовом платочке. И добрый помощник отводил беды, сглазы, порчи, привороты – хранил счастье поклонившегося и сорвавшего его человека. Прабабушки с клевером делали еще следующую процедуру: на рассвете, когда все спали, выходили на поляну и собирали с него росу. Сливали ее в небольшой сосудик, а потом на весь день ставили туда три его веточки. А на ночь умывались этой водой, которая служила им кремом от морщин.
Конечно, это - кашка, или клевер луговой. Отварами клевера лечат болезни печени и желчевыводящих путей, почек, мочекаменную болезнь, воспаление мочевого пузыря и придатков.
А сейчас мы видим перед собой траву алхимиков — манжетку.
Манжетку обыкновенную часто называют "женской травой". Благодаря удачному сочетанию различных биологически активных соединений, ей присущи следующие свойства (и это далеко не полный перечень):
- кровоостанавливающие;
- лактогенные(молокогонные);
- ранозаживляющие и противовоспалительные;
- желчегонные;
- дезинтоксикационные;
- сосудоукрепляющие и противоопухолевые.
Каждая наша полянка, перелесок, берег реки – хранит тайны природы, которые интересно открывать, хранить и любить. На этом наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание. Всего Вам доброго.
Используемая литература и источники
Я иду на урок биологии. Экология ред./Н.В.Иванова, М:. 2002,с175
Определение кислотности почвы [Электронный ресурс]/сайт организации «www.asienda.ru» , 2018 Режим доступа: https://www.asienda.ru/pochva/o-sostoyanii-pochvy-rasskazhut-rasteniya , свободный - Загл.с экрана.- Яз.рус. (дата обращения 23.05.2020)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Милюшинская средняя общеобразовательная школа
ЛЕТНИЙ ДОСУГ
МАСТЕР – КЛАСС
( Дни защиты от экологической опасности)
МЕТОДЫ БИОИНДИКАЦИИ
Автор: Иванова Ж.А,
учитель биологии
д.Милюшино, 2021
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Мастер-класс проводится в рамках дней защиты от экологической опасности с детьми, приходящими в школьный летний лагерь с целью:
- изучения методов определение загрязнения вод по средствам биоиндикации
Данная работа проводится учителем на улице, вблизи водоема( группа школьников до 10 человек) с обязательным инструктажем по нахождению рядом с водными объектами или через просмотр присмотр презентации. Прежде чем приступить к мастер-классу, желательно провести предварительную работу: познакомить школьников с внешним видом растений - индикаторов загрязненности водного объекта, который предстоит изучать( приложение 1).
Методы биоиндикации обычно достаточно просты, не требуют специального оборудования и больших затрат. Многие из них вполне доступны школьникам, даже в младших классах. А результаты могут быть очень интересными и полезными, особенно, если в вашем населенном пункте раньше этим не занимались
Ход мастер-класса
Здравствуйте, ребята! Сегодня я познакомлю вас с несложными способами определения чистоты воды в водоеме, находящегося рядом со школой. Эта информация поможет вам выбрать лучшее место, например, для купания, ведь вы живете в месте, где рядом водохранилище, а в деревне обязательно есть пруды.
Одним из способов быстрой оценки чистоты воды являются методы биоиндикации.
Биоиндикация - это оценка качества среды обитания и её отдельных характеристик по состоянию биоты в природных условиях. Для учёта изменения среды под действием антропогенного фактора составляются списки индикаторных организмов — биоиндикаторов
Биоиндикаторы – это виды, группы видов или сообщества, по различным показателям которых судят о качестве воды, воздуха, почвы и состояния экосистем.
Среди методов анализа экологического состояния водных объектов метод биоиндикации занимает одно из важнейших мест. Он основан на способности отдельных видов обитателей водоёмов - биоиндикаторов - показывать своим развитием и существованием в воде ее степень загрязнения, они отражают сложившиеся в водоеме условия среды. Видовой состав и численность обитателей водоема зависят от свойств воды. Сегодня мы определим качество воды с помощью растения рода ряска.
Ребята, обратите внимание, как затянута поверхность водоема этим растением. Приступим к работе.
Биоиндикация загрязнения водоемов с помощью ряски
С помощью этого простого метода вы можете определить степень чистоты воды в этом пруду.
Как выполнить экспресс-оценку качества воды
- Выберите места отбора проб на водоеме.
- Ограничьте на поверхности воды участок площадью примерно 0,5 м2 – для этого можно использовать рамку, которую легко сделать из проволоки. На этом участке с помощью небольшого ведра или другой емкости соберите все плавающие растения ряски.
- Среди выловленных растений выберите с помощью определителя экземпляры ряски малой. Если в вашем водоеме в основном представлен другой вид, то работайте с ним.
- Внимательно подсчитайте количество особей ряски определенного вида в каждой пробе, результат занесите в рабочую таблицу.
- Для каждого растения в каждой пробе (обычно подсчитывают показатель не менее чем у 50-100 растений) надо определить общее число щитков (материнских и деток) и среди них - число щитков с повреждениями. Результаты надо сразу записывать в таблицу в рабочий журнал. Затем надо посчитать суммарное количество щитков у всех проверенных растений ряски и количество щитков с повреждениями.
- К повреждениям относятся черные и бурые пятна (некроз) и пожелтение (хлороз). Количество и размеры пятен не учитываются.
- В водоеме надо взять несколько проб в различных местах и посчитать необходимые показатели для каждой пробы.
После всех подсчетов у вас должна получиться подобная таблица (приводим пример из одной из работ по данной тематике).
№ пробы | Количество особей ряски в пробе | Суммарное количество щитков | Отношение числа щитков к числу особей | Количество поврежденных щитков | % поврежденных щитков от общего количества щитков | Класс качества воды |
1 | 85 | 204 | 2,4 | 35 | 17,2 |
|
2 | 106 | 241 | 2,27 | 38 | 15,8 |
|
3 | 150 | 300 | 2,0 | 65 | 21,7 |
|
4 | 115 | 241 | 2,09 | 40 | 16,6 |
|
5 | 180 | 414 | 2,3 | 75 | 18,1 |
|
6 | 210 | 441 | 2,1 | 55 | 12,5 |
|
7 | 96 | 224 | 2,33 | 30 | 13,4 |
|
8 | 180 | 392 | 2,14 | 50 | 12,8 |
|
Итого | 1122 | 2457 | 2,19 | 388 | 15,8 | 3 |
Класс качества воды можно определить по подсчитанным показателям, используя следующую таблицу.
Таблица экспресс-оценки качества воды по ряске
В верхней строке найдите графу, которой соответствует ваш первый показатель (число щитков/ число особей).
В столбце слева найдите графу, которая соответствует вашему проценту поврежденных щитков.
На пересечении вашего столбца и строчки в клетке будет стоять какая-то цифра. Это и есть степень чистоты воды:
1- очень чистая
2 - чистая
3- умеренно загрязненная
4 - загрязненная
5 - грязная.
% щитков с повреждениями | Отношение числа щитков к числу особей | ||||
1 | 1,3 | 1,7 | 2 | больше 2 | |
0 | 1-2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
10 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 |
20 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 |
30 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
40 | 4 | 4 | 4 | 3 | - |
50 | 4 | 4 | 4 | 3 | - |
Более 50 | 5 | 5 | - | - | - |
Вы можете получить разные значения класса чистоты воды в разных водоема или даже в разных местах одного водоема. Подумайте о причинах и сделайте выводы. Есть ли реальная возможность улучшить ситуацию? Это может стать темой полезной проектной работы
Используемые источники информации
- Биоиндикация [Электронный ресурс], 2021 Режим доступа: /https://ru.wikipedia.org/wik, свободный - Загл.с экрана.- Яз.рус. (дата обращения 27.05.2021)
- Куриленко В.В, Зайцева О. В., Новикова Е. А., Осмоловская Н. Г., Уфимцева М. Д. Основы экогеологии, биоиндикации и биотестирования водных экосистем. (Под ред. В. В. Куриленко). 2003. 448 с.
3. Методы биоиндикации[Электронный ресурс], 2020 Режим доступа: https://future4you.ru/, свободный - Загл.с экрана.- Яз.рус. (дата обращения 30.05.2021)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Знакомство с ряской
Ряска – это водное многолетнее, цветковое растение. Вы , конечно, видели ее в разных водоемах - в лужах, мелких прудах, канавах, запрудах и других хорошо прогреваемых водоемах с пресной, стоячей или медленно текучей, богатой органическими веществами водой. Часто рясковые образуют большие скопления - сплавины, сплошь покрывающие поверхность стоячих неглубоких водоемов.
Род Ряска включает в себя около 9 видов рясок. Вегетативное тело рясковых – листец - по виду напоминает крошечный плавающий лист или слоевище низших растений, именно поэтому длительное время их считали водорослями. Листецы (щитки) у рясковых одиночные или соединены в небольшие группы, по 2 или более .
Форма листецов у рясок может быть округлой, эллиптической, продолговатой.
В присутствии загрязнителей изменяется цвет листеца (щитка) и поэтому ряска может использоваться как индикаторный организм.
В наших водоемах чаще всего встречается ряска малая. Это светлозеленое маленькое растение, ее листецы овальной формы, от нижней поверхности каждого листеца отходит в воду корешок с утолщением на конце. Ширина листеца ряски малой 2-3 мм, но она имеет относительно длинные корни - до 10 см.
Но вы можете обнаружить в водоеме и другие виды ряски, поэтому приводим схему-определитель видов.
А. Корней на материнском щитке или на крупных дочерних - несколько (больше одного); (если корни не развиты: материнский щиток крупный - 5-10 мм) - многокоренник обыкновенный (рис. 1), если корень один - см. пункт Б.
Б. Щиток вытянутый, на верхушке заостренный - ряска трехдольная (рис. 1), если щиток округлый - см. пункт В.
В. С нижней стороны щитка отчетливо выраженное вздутие - ряска горбатая (рис. 1); вздутия на нижней стороне нет - ряска малая (рис. 1).
Рис.1. 1 – ряска трехдольная, 2 – ряска малая, 3 – ряска горбатая, 4 – многокоренник обыкновенный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эколого-краеведческая игра "Тропинками родного края"
Мероприятие для учащихся 8-9 классов...
Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»
Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...
мероприятие по экологии "Тропинками родного края"
Много ли найдется людей, которые не задумываются над благотворной силой природы, красотой и богатством родной земли? В большинстве своем люди испытывают любовь к родной природе и понимают значение окр...
ТРОПАМИ РОДНОГО КРАЯ
В методической разработке рассказывается о природе кузбасса, для чего надо беречь её + презинтация....
тропинками родного края
Все человечество и каждый человек-часть природы. Природа присутствует в названиях многих произведений литературы: сказок, стихов, романов. О ней масса пословиц и поговорок, которые представляют собой ...
Тропинками родного края (экологическая игра).
Экологическая игра «Тропинками родного края» ( для учащихся 6-7 классов) Цели: формировать экологическое, ответственное отношение к природе; развивать чувство сопричастности и ответст...
Открытое занятие объединения "Знатоки родного края" (туристско-краеведческой направленности)
Презентация "Достопримечательности г.Бутурлиновка" к уроку на областной конкурс "Сердце отдаю детям"...