Тропинками родного края (экологическая игра).
учебно-методический материал по географии (6 класс) по теме
Экологическая игра
«Тропинками родного края»
( для учащихся 6-7 классов)
Цели: формировать экологическое, ответственное отношение к природе; развивать чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее вокруг; развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» растений; воспитывать любовь к природе, к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_igra_5-6.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая игра
«Тропинками родного края»
( для учащихся 6-7 классов)
Цели: формировать экологическое, ответственное отношение к природе; развивать чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее вокруг; развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» растений; воспитывать любовь к природе, к Родине.
Оформление: выставка рисунков на экологическую тему, столы для участников игры, музыкальное сопровождение.
Проведение мероприятия:
Ведущий: Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!
Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши друзья-школьники. Отправляемся в уникальное заочное, но очень интересное и познавательное путешествие по нашим милым, дорогим тропинкам. Внутри вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как ив любом походе помогайте друг другу, а не вините за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
Команды отправляются в путь. Кто стоит у нас на старте?
I тур «Приветствие»
Приветствие первой команды:
Соперников наших мы знаем,
Удачи желаем мы им.
Но твёрдо жюри заверяем:
В обиду себя не дадим!
Просьба к соперникам нашим -
Ответы точнее давать!
А если неточность, утешим,
Позвольте за вас досказать.
Цель нашей «схватки» простая -
Дружбу в бою закалить.
Юность - пора золотая!
Давайте творить и дружить!
Мы будем бороться на равных,
Пора наши шпаги скрестить.
Мы видим болельщиков славных,
Жюри, уж судить, так судить!
Мы ждём, не дождёмся сраженья
И баллов тревожных счёт.
Не бойтесь, друзья, пораженья,
нас в бой капитан поведёт.
Приветствие второй команды:
Мы - ребята не простые,
Остроумны, веселы.
Если только захотим
Мы достанем до луны.
Но сегодня мы решили
До луны не доставать,
И пришли на праздник мы,
Чтобы силу показать.
Мы смекалку очень любим,
Ей готовы жизнь отдать,
На вопросы все мы будем
По порядку отвечать.
Жюри наше дорогое!
Мы просим очень вас:
Не судите очень строго,
Пожалейте вы хоть нас.
Мы сейчас вам заявляем
И не в шутку, а всерьёз:
Если только проиграем -
Потекут ручьи из слёз.
Ведущий: Внимание! Сегодня ваши умения и знания будет оценивать самое справедливое в мире жюри : (представляются члены жюри). Жюри оценивает приветствие команд по 5-бальной системе. А мы продолжаем нашу игру.
II тур «Викторина»
Ведущий: Дайте правильный ответ на вопрос, как можно помочь природе, а не навредить ей. Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ - 1 балл. Если команда не даёт ответа, то ход переходит к соперникам, и они могут заработать этот балл. Будьте внимательны!
Вопрос №1: Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают. Днём сидят детишки, играют и строят домики. В чём тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу! (Дети заразились глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)
Вопрос №2: Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет...
Замечательный букет.
(Нельзя рвать цветы, так как растения могут исчезнуть.)
Вопрос №3: Зайку серого найду,
Принесу его домой -
Будет этот зайка мой.
(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)
Вопрос №4: Завтра утром в лес пойдём.
И опята, и маслята,
И груздочки соберём.
Вот наелись мы, ребята!
Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?
(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или салок накапливают ядовитые вещества.)
Вопрос №5: Вот как плачет травушка-муравушка.
Притоптали меня, травушку,
Притоптали меня зелёную,
Да всё детушки, да всё малые...
(В лесу, на лугу надо ходить по тропинкам, не топтать траву и цветы.)
Вопрос № 6: Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)
Вопрос № 7: Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
(Необходимо соблюдать правила разведения костра в лесу и на лугу, не оставлять костёр непотушенным.)
Вопрос №8: Зайдёшь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь,
В чаще муравейники не спят -
Шевелятся, зыблются, кишат.
Почему нельзя разрушать муравейники?
(Муравьи приносят огромную пользу: уничтожают вредителей, разносят семена, участвуют в круговороте веществ.)
Вопрос №9: Посадили деревце у себя во дворе,
Пусть растёт зелёное, лист резной,
Поливаем деревце часто, часто мы,
Чтоб оно со временем нам дало плоды.
Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, берёзу, клён, акацию? Почему?
(Нужно, потому что все деревья очищают воздух от пыли и вредных веществ и производят кислород, необходимый для дыхания.)
Вопрос № 10: Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
(Необходимо бережно относится к водным богатствам, рационально их использовать.)
Вопрос № 11: В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный.
Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?
(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами.)
Вопрос № 12: Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось деревьев?
(Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из неё могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы.)
Вопрос № 13: Пять зелёных лягушат
В воду броситься спешат.
А ребята не лежат,
Ловят банкой лягушат.
Пусть живёт лягушка в доме,
Здесь ей лучше, чем на воле.
Правильно ли такое утверждение? Докажите своё мнение. (Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведёт к гибели целой группы животных.)
Вопрос № 14: Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков и разные микробы, древесина разрушается.)
Вопрос № 15: Едем на автомобиле и гордимся, как красиво
Позади клубится дым. Чих - чих - чих! Куда бежим?
Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище? (Выхлопные газы содержат свинец - тяжёлый металл - очень вредный для всего живого. Необходимо вдоль дорог высаживать деревья и кустарники.)
Вопрос № 16: Бутылки и банки бросаем в походе,
Не разлагается мусор в природе.
Пришли через год на полянку
И обнаружили свалку.
Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично? (Захламляется лес и луг, могут поранится лесные животные и птицы.)
Вопрос № 17: Красива обувь, суперсовременна
Рифлёная подошва, блеск!
Прошли красивые ботинки -
Остался из песка и грязи след.
Докажите необходимость второй обуви в школе. (Вместе с грязью в помещение попадают микробы, пыль вредна для здоровья.)
Вопрос № 18: Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу,особенно весной? (Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)
Ведущий: Мы хотим, чтобы птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела.
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом шёл весёлый дождь!
Жюри подводит итоги викторины, а мы продолжаем наше путешествие!
III тур «Привал»
Ведущий: Какой же отдых Без кроссвордов, головоломок! Командам предстоит заполнить таблицу. Здесь зашифрованы названия очень известных и очень вкусных ягод. Кто больше вспомнит лесных ягод? И кто из вас сделает это правильно и быстро? За каждую правильно угаданную ягоду - 1 балл.
На выполнение задания даётся 5 минут.
1 Ч Р М А
2 Б У Н А
3 Г Л Б А
4 О Л П А
5 Ш П В К
6 Л М Н К
7 Б Р А С
8 Б Р С Л Т
9 Ж М Л С Ь
10 Б Г Л Н К
11 Б Я Ы Н К
12 С О О И А
13 З М Я И А
14 К Ы О Н К
Ответы: 1- черёмуха, 2 –брусника, 3 - голубика, 4 - облепиха,
5 - шиповник, 6 - лимонник, 7 - барбарис, 8 - бересклет,
9 - жимолость, 10 - багульник, 11 - боярышник, 12 - смородина,
13 - земляника, 14 - крыжовник.
Ведущий: Чтобы зрителям не было скучно, пока команды работают, мы сейчас проверим не только вашу активность, но и реакцию и, конечно, знания. Самый активный зритель - эрудит получит приз. Жюри отмечает правильные ответы.
Игра со зрителями!
1. Какое растение даёт лучший мёд? (Липа)
2. Куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? (В гору, т. к. у него передние лапы короче, чем задние)
3. Какие звери летают? (Летучие мыши, белки-летяги)
4. Что делает зимой ёж? (Спит)
5. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашку)
6. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
7. В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя)
8. Какой страшный зверь падок на малину? (Медведь)
9. Какие грибы наиболее ценны по питательности? (Белые грибы)
10. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
11. Растёт ли дерево зимой? (Нет)
12. Почему под соснами в лесу можно увидеть ёлочки, а под елями сосну не увидеть? (Ель - теневыносливая, сосна - светолюбивая)
13. Какие птицы не садятся на землю? (Ласточки, стрижи)
14. Какое художественное произведение о кошках может служить рекламой страхованию жилища? («Кошкин дом», Маршак)
15. Какой пёс носил на лапе часы? (Артемон, Толстой «Буратино»)
16. Как звали человека, который хотел создать каменный цветок? (Данила, Бажов «Каменный цветок»)
17. Что, согласно народным приметам, обещают пузыри на лужах? (Затяжной дождь)
18. Строят ли птицы гнёзда в местах зимовок? (Нет)
19. Какой кот постоянно носит очки? (Базилио, Толстой «Буратино»)
20. Как называется собачье общежитие? (Псарня)
21. В какой книге действие происходит в цветочном городе? (Носов «Незнайка и его друзья»)
22. Назовите любимый розыгрыш пустыни. (Мираж)
23. Где ночуют белые куропатки? (Под снегом)
24. Кто же мог такое написать: «А у нас сегодня кошка родила вчера котят...»? (Маршак, «А что у вас?»)
25. Назовите породу Белого Бима с чёрным ухом. (Сеттер)
26. Какой цветок помогает искать клады? (Цветок папоротника, но это только поверье)
27. Какое время года любил Пушкин? (Осень)
28. Издаёт ли аист звуки? (Да, он щёлкает клювом.)
29. Какого кота знают все американские дети? (Тома, мультфильм «Том и Джерри».)
30. Из-за какого цветка была война? (Из-за розы, война Алой и Белой розы.)
31. В какой стране кошка считается священным животным? (В Египте.)
32. Кого цыплёнок считает своей матерью? (Того, кого увидит первым.)
33. Какое растение раскрыло законы наследственности? (Горох.)
34. На каком транспорте путешествовала Мэри Попинс? (На ветре перемен.)
IV тур «Аптека бабы Кати»
Ведущий: Оглядитесь! Сколько знакомых и неизвестных растений вокруг! Я предлагаю вам принять участие в необычном конкурсе - аукционе «Аптека бабы Кати». Вам нужно отгадать лекарственное растение по стихам и рассказать о его лекарственных свойствах. За каждый правильный ответ команда может получить 3 балла : 1 балл - за определение растения и 2 балла - за рассказ о его применении. Начинаем! (Участники игры выбирают по три задания и готовятся 2 минуты.)
1. Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
(Листья крапивы богаты различными витаминами. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы.)
2. Рос шар бел, дунул ветер - шар улетел. (Одуванчик)
(Корень одуванчика возбуждает аппетит, богат витаминами. Листья ранней весной употребляют в виде салата.)
3. Стоит в поле кудряшка - белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
(Если горло заболит, то лучший доктор - отвар из луговой лекарственной ромашки.)
4. А это что за растение?
На тропинке, на дорожке -
Всюду чирьева трава.
Привязал листок к нарыву.
День - другой пройдёт - и диво!
Ты здоров без докторов.
Вот простой листок каков! (Подорожник)
(Подорожник называют зелёным бинтом. При ушибах или порезах, нужно лист подорожника очистить от пыли, немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.)
5. Говорит тихонько бабка: здесь растёт кошачья лапка.
Жёлтые цветочки, длинные листочки.
Если в теле маята, боль идёт от живота,
Завари цветочки эти. Говорю понятно, дети? (Бессмертник)
(Из него изготавливают «грудной чай» при простудах, а порошком бессмертника присыпают долго незаживающие раны. Бессмертник помогает человеку справляться с комнатной молью .)
6. Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:
Пусть дорожку до зари освещают фонари.
На больших стеблях подряд лампы белые висят. (Ландыш)
(Цветы ландыша идут на изготовление сердечных капель, успокаивающих сильное сердцебиение . Его используют для изготовления духов.)
V тур « Музыкальный»
Ведущий: Командам предлагается не совсем обычное задание: инсценирование самых известных детских песенок. Капитаны, подойдите и выберите задание для соей команды. Пока ребята готовятся, мы со зрителями продолжим играть. (Снова - викторина «Игра со зрителями».) (Время для подготовки команд - 5 минут, жюри оценивает по 5-балльной системе.)
VI тур « Умеешь ли ты общаться с природой»
Ведущий: Леонид Леонов писал: « Лес является единственным, открытым для всех источником благодеяний, куда по доброте или коварству природа не повесила своего пудового замка. Она как бы вверяет это сокровище благоразумию человека».
Но, к сожалению, в наши дни благоразумия этого подчас не хватает. Вот и сокращаются площади лесов, всё меньше становится в них обитателей. А иному человеку ничего не стоит просто так, из озорства, одним взмахом топора срубить в лесу дерево, разрушить птичье гнездо, расковырять палкой муравейник или даже поджечь его. Прежде чем войти в лес, подумайте, кем вы туда входите - врагом или другом? Лучше всего войти в лес другом.
А сможете ли вы войти в лес другом? Попробуйте ответить на вопросы викторины «Умеешь ли ты обращаться с природой?» . За каждый правильный ответ команда получит 2 балла.
1. Перечислите заповеди поведения в лесу. (Не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не рубить, не мусорить, не разорять гнёзд, не загрязнять воду, не убивать насекомых и птиц, не жечь).
2. Почему нельзя дотрагиваться до яиц в гнезде? (По вашим следам их могут найти хищники. Чужой запах отпугнёт птицу и она покинет гнездо)
3. Как правильно собирать в лесу ягоды, грибы, букеты цветов? (Съедобные ягоды собираются так, чтобы не повредить веток. Не сбивать грибы ,если даже несъедобные. Грибы нужны в природе. Нельзя рвать цветы охапками. Букеты нужно составлять из тех растений, которые выращены человеком)
4. Почему нельзя рубить кусты и деревья в лесу? (Куст, который пригодится для палатки, растёт 5 - 8 лет, а дерево, сгоревшее в костре - 15 - 18 лет. Не руби кусты и деревья! Готовясь к походу, ещё дома нужно позаботиться о кольях для палатки. Для костра пользуйтесь только сухостоем и валежником. Не разжигайте костёр в близи деревьев. Найди площадку на расстоянии 7 - 8 метров от них, сними дёрн на месте кострища и сохрани его в тени до своего ухода)
5. Причиной чего может стать в лесу стеклянная банка, разбитая бутылка? (Оставленные в лесу осколки стекла могут стать причиной пожара в лесу, собирая солнечные лучи как увеличительное стекло)
6. Что нужно сделать, покидая место привала в лесу? ( Не оставлять костёр без присмотра, покидая привал, залей место, где был костёр водой и заложи кострище дёрном. Береги лес от пожара! Мусор необходимо сжечь, консервные банки закопать)
Ведущий: Ребята! Давайте всегда помнить: земля, по которой мы ходим, на которой мы растём, живём, радуемся и работаем, - это наша земля. Нужно вместе хранить, любить и беречь её.
Вот и подошла к концу наша прогулка по лесным тропинкам. Мы просим жюри подвести итоги нашего путешествия.
(Подведение итогов, награждение победителей)
Учитель географии МБОУ СОШ п.Октябрьский
Лысогорского района Саратовской области
Морозова Марина Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эколого-краеведческая игра "Тропинками родного края"
Мероприятие для учащихся 8-9 классов...
Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»
Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...
мероприятие по экологии "Тропинками родного края"
Много ли найдется людей, которые не задумываются над благотворной силой природы, красотой и богатством родной земли? В большинстве своем люди испытывают любовь к родной природе и понимают значение окр...
ТРОПАМИ РОДНОГО КРАЯ
В методической разработке рассказывается о природе кузбасса, для чего надо беречь её + презинтация....
тропинками родного края
Все человечество и каждый человек-часть природы. Природа присутствует в названиях многих произведений литературы: сказок, стихов, романов. О ней масса пословиц и поговорок, которые представляют собой ...
Сценарий городской краеведческой игры "Тропинками родного края"
Сценарий городской краеведческой игры "Тропинками родного края"...
Игра по теме "Путешествие по лесной тропинке родного края" 6 класс
Цель:развивать познавательную активность детей, экологическое мышление и культуру,развивать любознательность, творческие способности, закрепить знания об окружающей среде,сформировать ценностное отнош...