Проектная работа. Из опыта работы учителя биологии "Формирование опорно-двигательной системы у школьников""
материал по биологии по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
Из опыта работы учителя биологии
Проектная работа «Формирование опорно-двигательной системы у школьников»
разработала: учитель биологии
МБОУ СОШ с. Межегей
Тандинского кожууна
Дамба Марина Михайловна
МБОУ СОШ с. Межегей
Данная проблема возникла в связи с появлением среди учащихся-старшеклассников с отклонениями в формировании опорно-двигательной системы. Она актуальна тем, что при реформировании образования в РФ, главное внимание начали уделять здоровью учащихся, как первостепенной задаче учреждения образования. По нашим наблюдениям, в период учебы в стенах школьных и воспитательных учреждений увеличивается число учащихся с нарушениями в опорно-двигательной системе, в частности прогиба позвоночника.
Чтобы вести эффективные мероприятия по исправлению положения, нужно знать и досконально изучать проблему на месте, т.е. в конкретной школе и в естественных условиях проживания школьников.
Условия жизни на селе резко отличается от города. Кроме основных обязанностей, связанных со школой, учащиеся в селе имеют и ряд специфических обязанностей, связанных с жизнью и бытом сельской жизни, таких, как поднести дрова для топки, воду для полива огорода, раздача домашней скотине сена и корма, почистить навоз из-под животных, посадка и уборка урожая огородных и садовых культур. Множество этих операций приводит к физическим перегрузкам опорно-двигательной системы и в результате нарушается прогиб позвоночника. А каким качественным отклонениям она приводит, мы постарались изучить.
В ходе исследований мы применили метод изучения литературных источников по интересующей нас тематике. Провели инструментальное и визуальное обследование прогиба позвоночника, провели сравнительный анализ среди первоклассников и школьников выпускных классов данной школы. Провели анкетирование среди изучаемых школьников с целью выявить другие факторы формирования опорно-двигательной системы.
Как известно, хорошая осанка, как и все наши умения и навыки, создается воспитанием, обучением и тренировкой. Причем тренироваться необходимо длительно и регулярно.
В норме позвоночник имеет 4 физиологических изгиба, выполняющих роль амортизатора: два изгиба вперед – шейный и поясничный лордозы и два назад – грудной и крестцово-копчиковый кифозы. При исследовании формы спины (как и живота) исследователь располагает обследователя боком к себе так, чтоб хорошо были видны изгибы позвоночника. При обследовании выясняется отклонения от нормы: спина сутулая, круглая, кругло вогнутая и плоская.
Нарушение осанки является одним из часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата среди школьников. Неправильная, патологическая осанка формируется в результате комплекса причин, куда в первую очередь следует отнести высокий удельный вес и гиподинамии в жизни детей и подростков, что приводит к мышечной гипотрофии и ослаблению суставно-связочного аппарата, а также нерациональное питание.
Нарушение осанки в виде увеличения естественных изгибов позвоночника, появления боковых искривлений, крыловидных лопаток, асимметрии плечевого пояса не только обеззараживает фигуру, но и затрудняет работу внутренних органов: сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, ухудшают обмен веществ и снижают работоспособность.
В течение 10 лет учебы в школе, у учащихся формируется опорно-двигательный аппарат, скелет и мышцы. Каким образом все это формируется, зависит от многих факторов, прежде всего от того, как заботится каждый о правильном формировании скелета и в первую очередь позвоночного столба и мышц, отвечающих за правильное формирование осанки.
В результате проведенных исследований, мы выяснили: у большей части первоклашек выявлены нормальная, хорошо сложенная спина – умеренно выражены все изгибы позвоночника, в детском саду и в начальной школе для них применяют мебель, рассчитанный по их росту. У детей отклонения от нормальной осанки обусловлены заболеваниями скелета, например, при рахите, малой подвижности, неправильном сидении за рабочим столом, держанием тяжестей в одной руке, что вызывает искривление туловища и д.т. Сутулость выявлена у нескольких учеников, возможно это дефект объясняется недостаточным уделением внимания к формированию позвоночника учащегося в семье. Среди исследованных десятиклассников учащиеся с таким дефектом становится больше. Сутулость формируется среди высокорослых учащихся, когда они сидят на низких столах и стульях, не рассчитанных на высокорослых учащихся. По ГОСТу в одном классном комплекте должен быть мебель различной размерной группы: низкой, средней и высокой.
При инструментальном исследовании, в кабинетах для средних и старших классов мы выяснили: из 19 классных комплектов в нашей школе 4 класса имеют мебель группы «А», с желтой маркировкой, рассчитанной для учащихся ростом до 130 см для начальной школы. 3 классных комплекта мебели рассчитаны для учащихся до 140 см. Остальные 12 классных комплектов мебели рассчитаны для учащихся до 160 см, они окрашены в «голубой» цвет. В школе отсутствует мебель маркированный в «зеленый» цвет, рассчитанный до роста 175 см, отсутствует также мебель с «белой» маркировкой, рассчитанная для роста учеников, имеющих от 175 до 190 см. по ГОСТу, установленный методическим письмом Министерства образования.
При таком положении дел, один тот же ученик при занятии посещает кабинеты оснащенный мебелью с разной размерной группы за день, один и тот же ученик может находится на разных по высоте партах. За годы учебы ученик из низкорослого пятиклассника становится высокорослого одиннадцатиклассника, а мебель в кабинетах остается прежним.
По результатам инструментальных измерений роста старшеклассников было выявлено: из 28 учащихся 11класса, 16 учащийся имеет рост до 160 см. 7 учащихся имеют рост до 175 см. 5 учащихся имеют рост выше 175 см. Для последних 14-ти из исследованных учащихся, школьная мебель не соответствует их росту. Непривычная поза за низкой партой способствует формированию изгиба позвоночника с деформацией. Это является одним из причин искривления позвоночного столба у старшеклассников, имеющих высокий рост.
Это только одна из причин деформации позвоночного столба, за годы учебы в школе. Другая причина этих изменений связана неизбежностью физических перегрузок связанных с жизнедеятельностью в сельских условиях. По результатам анкетирования среди исследуемых учащихся на вопрос: «Избегаешь ли ты физических перегрузок?» 26,6% респондентов ответили положительно. Абсолютное большинство 66,8% только иногда могут избежать физических перегрузок, связанных с ведением подсобного хозяйства и работ , связанных жизнедеятельностью в сельских условиях. Стараются избежать перегрузок 6,6% учеников. По результатам тех же анкетирований выявили 75,4% школьников спят на жесткой постели и только 26,6% любят спать в мягкой постели. Ведь известно, что слишком мягкая постель способствует развитию искривлений позвоночника. Выбору соответствующей мебели, укрепляющий физиологические изгибы позвоночного столба не позволяет устоявшийся менталитет родителей «Чем мягче постель, тем она лучше».
С жизнью в селе связаны также особенности питания продуктами, содержащих больше кальция, укрепляющей кости скелета и белка, формирующего мышечную массу школьников. На вопрос анкеты: «Употребляешь ли в пищу молока, молочнокислые продукты и творога?»- положительно ответили 80% учащихся, не потребляют 6,6% учащихся, иногда, время от времени потребляют 13,4% опрошенных. Несмотря на сельские условия жизни, многие не держат скот из затруднений, связанных заготовкой кормов, уходом и охраной своего скота.
По результатам наших исследований мы выявили, что школьная мебель не соответствует физиологическим особенностям роста сегодняшних учащихся, они давно выросли от тех размеров школьной мебели. Администрации школы необходимо подумать о приобретении высокой школьной мебели соответствующей ГОСТу.
Сельские условия жизни сопряжена подсобными работами, неизбежно связанными с физическими перегрузками. Я рекомендую школьникам избегать физических перегрузок во время работы в подсобном хозяйстве и по дому. Не поднимать и не переносить тяжести выше рекомендованных санитарными нормами для подростков. Рекомендую постоянно следить за своей осанкой и чаще бывать на свежем воздухе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий в проектной работе Из опыта работы
На протяжении двух лет учителем проводилась работа по использованию компьютерных технологий в проектной работе с учащимися 9-10 классов....
Доклад на тему: «Проектный метод в практике учителя слуховой работы» (из опыта работы)
Современный учитель должен пользоваться современными технологиями. Одной из такой технологий и является метод проектной деятельности.В данном материале я отразила свой личный опыт, отвечая на вопрос: ...
Проектная работа. Из опыта работы учителя биологии "Формирование опорно-двигательной системы у школьников"
Проектная работа...
ЗАДАЧИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ И ПОВРЕЖДЕНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ШКОЛЬНИКОВ
I. Симптомы повреждения менискаII. Задачи ЛФК при бронхиальной астмеIII. Специальные упражнения при переломах костей тазаIY. Примерные упражнения при нарушении осанки (плоская спина)...
Проектная работа "Характеристика на обучающегося с проблемами опорно- двигательного аппарата"
Данный проект является базой для создание оптимальных условий развития познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств ребенка с нарушениями опорно- двигательного аппарата.Матери...
Как создать атмосферу толерантности и взаимного уважения у учащихся во время выполнения проектной работы. (из опыта работы)
How to create the atmosphere of tolerance and respect when doing a project work. В данной статье рассказано, как создать атмосферу толерантности и взаимного уважения у учащихся во время вы...
Развитие интеллектуальных способностей учащихся через проектную деятельность (из опыта работы учителя истории и обществознания)
Вот уже несколько лет меня волнуют вопросы: Как создать условия для полноценного развития всех детей сидящих в классе? Как создать условия, чтобы все дети достигали успеха? Уверена, все мы занима...