Общественные насекомые
методическая разработка по биологии (7 класс)
Внеурочное мероприятие, которое поможет учащимся больше узнать о жизни пчел и муравьев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеурочное мероприятие о жизни пчел и муравьев | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Пчелы и муравьи – общественные насекомые»
Учитель: Григенча Таисия Николаевна
Класс: 7
Форма проведения: семинар
Цель: познакомить учащихся с особенностями жизнедеятельности пчел и муравьев, учить детей логически мыслить, решать биологические задачи.
Оборудование и методический материал: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, видеоролики.
Ход занятия:
Организационный момент
Учитель
- Добрый день, ребята. Требования общества к современному молодому человеку, не только иметь знания, но уметь добывать их и применять на практике. Сегодня мы поучимся этому, знакомясь с новым интересным материалом. Тема нашего занятия «Пчелы и муравьи – общественные насекомые»
- Показ презентации слайд №2 «Из истории» Пчелы самые удивительные и необычные насекомые. Самой древней из найденных до сих пор пчел – 100 млн. лет и сохранилась она в природном «саркофаге» - капле янтаря.
А сейчас задание: внимательно просмотрите фрагмент видеофильма «Как пчелы делают мед» https://www.youtube.com/watch?v=276v0qyak8E
и найдите ошибки в тексте слайд №3
- В УЛЬЕ ЖИВЕТ НЕСКОЛЬКО ПЧЕЛИНЫХ СЕМЕЙ.
- ФУНКЦИЯ ПЧЕЛЫ МАТКИ И ТРУТНЕЙ – РАЗМНОЖЕНИЕ.
- ИЗ НЕОПЛОДОТВОРЕННЫХ ЯИЦ ВЫЛУПЛЯЮТСЯ ТРУТНИ И РАБОЧИЕ ПЧЕЛЫ.
- РАБОЧИЕ ПЧЕЛЫ – БЕСПОЛЫЕ НАСЕКОМЫЕ.
- В ВОЗРАСТЕ 10 ДНЕЙ ИМ РАЗРЕШАЕТСЯ ПРИНИМАТЬ МЕД ОТ ПОЛЕВЫХ ПЧЕЛ.
- ПОЛЕВЫЕ ПЧЕЛЫ ИМЕЮТ ДВА ЖЕЛУДКА. ОДИН СЛУЖИТ ИМ ДЛЯ ПИТАНИЯ, ДРУГОЙ ДЛЯ СБОРА НЕКТАРА.
- СОБРАВ НЕКТАР, ПОЛЕВЫЕ ПЧЕЛЫ РАСКЛАДЫВАЮТ ЕГО В СОТЫ И ЗАПЕЧАТЫВАЮТ ВОСКОМ.
- МЕД – ЭТО СОБРАННЫЙ ПЧЕЛАМИ НЕКТАР.
Учащиеся после просмотра видеофильма в тексте находят неправильные предложения и исправляют их.
Учитель
- А сейчас для вас задача слайд №4
Пчелы иногда болеют. Разработаны лекарства, позволяющие их вылечить. Но есть проблема: как дать такое лекарство пчеле? Целому рою пчел?
Разные варианты ответов учащихся и их предположения. Учитель дает подсказку – пчелы удаляют из улья чужие предметы.
Сверяют ответы учащихся с правильным ответом слайд №5
В Германии пористые шарики, размером с пчелу, пропитанные нужным лекарством, запускаются в улей. Пчелы, обнаружив посторонние предметы, начинают выталкивать его за пределы улья, и при возне с шариками практически вся семья получает необходимую долю лекарств
Переходом к следующему этапу занятия служит просмотр фрагмента мультфильма «Вини Пух и пчелы» https://www.youtube.com/watch?v=-X8ZQPcr-Bg
Ребята теперь вы знаете, кто является самым грозным врагом диких пчел?
- медведь (ответы учащихся)
А сейчас для вас задача на сообразительность слайд № 6
В старину пчеловоды брали мед с ульев, находящихся на деревьях в лесу или рядом с лесом. Но этим-же медом любили лакомиться медведи. Мишка ел много... Как быть?
Учащиеся предлагают много вариантов ответов, но самый простой им не приходит на ум. Учитель предлагает им решение задачи слайд №7
- К стволу дерева, на котором находился улей, подвешивалась ниже улья увесистая чурка. Взбираясь наверх, медведь натыкался на нее. Он ее отталкивал, а чурка его била по голове. Отталкивал сильнее - она била сильнее. Мишка, сатанея от злости, боролся с чуркой, пока ненароком не оказывался на земле, сброшенный сильным ответным ударом чурки.
Такое решение вызывает у учащихся интерес и веселье, и они уже с интересом ожидают следующих заданий.
Слайд № 8 На картинке фотографии пчелы, осы, муравья и пилильщика. Вопрос что общего у этих насекомых? Ответы учащихся разные, учитель предлагает еще один – они относятся к одному отряду Перепончатокрылые. Учащиеся задают вопрос «А где же крылья у муравья?» Учитель предлагает им посмотреть видеофрагмент https://www.youtube.com/watch?v=WOzdcRW2Yx4
Давайте подумаем: в какой момент жизни у муравьев появляются крылья?
Ответы учащихся обычно правильные – в период размножения. Учитель добавляет, что вырастают крылья первоначально у самцов, и они улетают из гнезда. Вслед за ними улетают муравьи-матки. После оплодотворения самцы погибают, а у самок крылья опадают и они образуют новую семью, на новой территории.
-А сейчас задача слайд № 9
- Рабочие северо-американских муравьев рода Aphaenogaster, обнаружив раздавленную гусеницу, гнилую ягоду или другой источник полужидкой пищи, хотят утащить ее к себе. Но другие, более сильные муравьи прогоняют робких афеногастеров с добычи. Набрать пищу в зобик в присутствии враждебных муравьев невозможно. Но "малышам" это удается сделать. Каким способом?
- Ответ слайд №10
- Подкравшись к добыче, муравей бросает на нее листик или кусочек древесины и удаляется. Когда эти кусочки пропитаются полужидкой кашицей, муравьи уносят свой "сосуд" в гнездо, где тщательно облизывают и высасывают все съедобное. Употребление таких капиллярно-пористых материалов позволяет муравьям ускорить транспортировку пищи: в зобике муравей может принести в 10 раз меньше, чем в "сосудах".
Учитель
- А кто из вас видел такую картину и показывает фрагмент видео «Муравьиная спираль смерти» https://www.youtube.com/watch?v=xGgxZiIukpI
Многие учащиеся говорят, что видели такое явление, но объяснить его не могут.
Учитель предлагает им объяснение слайд №12
- Предположительное объяснение феномена — феромонный след, которым муравьи некоторых видов, добывающие пищу в группе, помечают поверхность почвы во время походов за едой, с целью быстрого и эффективного путешествия к месту нахождения пищи и переноса её обратно в муравейник. С помощью парных усиков, расположенных близко к земле, муравьи воспринимают направление и интенсивность запаха, и двигаются строго по феромонному следу. В один из моментов по тем или иным причинам в муравьином алгоритме происходит сбой, и муравей начинает ходить по замкнутому кругу, вовлекая в смертное шествие своих собратьев, наткнувшихся на бедолагу. Возможной причиной сбоя является то, что рейд за едой в отдельных случаях осуществляется чересчур долго, и к возвращению муравья домой запах феромонного следа успевает рассеяться, в результате чего на половине пути муравей сбивается с курса, несколько раз поворачивает в сторону и тут же вновь натыкается на свой след. Только что выделенные феромоны пахнут сильнее всего, и муравей повторяет цикл по только что произведённой траектории.
- Стоит также отметить, что небольшие «завихрения» встречаются на местности практически любого типа и чаще всего там, где две муравьиные тропы проходят близко друг от друга или пересекаются, а подобная описанной в начале статьи глобальная беда получается только на большой открытой площадке без особенно больших неровностей.
Учитель
- Но муравьи общаются еще и языком жестов слайд № 13. Учащиеся рассматривают картинку.
Учитель
- задание, посмотрев фрагмент мультфильма «Букашки» - «Приключения в долине муравьев» - расшифровать «Язык жестов муравьев»
Просмотр фрагмента мультфильма https://www.youtube.com/watch?v=ZvLf15P7ByQ
Ответы учащихся.
Учитель
А сейчас давайте вместе сделаем вывод: Почему пчелы и муравьи – общественные насекомые?
Учащиеся делают вывод и сверяют с ответом
Ответ слайд №14
Творческое задание на дом:
Создать ролик про пчел и муравьев
Творческие приемы для съемки роликов
Скрайбинг
https://www.youtube.com/watch?v=QkflLPXtcHY
https://www.youtube.com/watch?v=j0kmLRKciDI
Стоп моушен
https://www.youtube.com/watch?v=_oAXalyUaMI
Кукольная мультипликация
https://www.youtube.com/watch?v=pbf0bFXQKoM
Time Lapse
https://www.youtube.com/watch?v=HQvKqdbhEY0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 7 классе "Пчелы и муравьи - общественные насекомые"
Данная презентация поможет в проведении урока по насекомым: пчелам и муравьям....
урок в 7 классе Пчелы и муравьи - общественные насекомые"
Данная презентация поможет в проведении урока по насекомым: пчелам и муравьям....
Презентация к внеклассному мероприятию "Муравьи- общественные насекомые"
Презентация к уроку "Муравьи- общественные насекомые"...
конспект урока с презентацией "Пчелы - общественные насекомые?"
Конспект урока по биологии с элементами технологии критического мышления....
Тема: « Пчелы и муравьи – общественные насекомые».
Урок был проведён в рамках семинара по ФГОС "Профессиональный стандарт учителя"...
Презентация "Общественные насекомые. Муравьи."
В данной презентации содержится материал о жизнедеятельности общественных насекомых - муравьи....
Методическая разработка урока "Пчелы и муравьи – общественные насекомые"
Цель урока: раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; рассказать о ее роли в природе и жизни человека.Познакомить учащихся с понятием общественные насекомые,...