конспект урока с презентацией "Пчелы - общественные насекомые?"
план-конспект урока (биология, 7 класс) на тему
Конспект урока по биологии с элементами технологии критического мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии с элементами технологии критического мышления
Класс 7б
Тема: «Пчёлы - общественные насекомые?»
Тип урока: Изучение нового материала
Методы: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Формы организации деятельности: индивидуальная работа, групповая форма, рассказ, фронтальная беседа.
Оборудование: учебник «Биология: 7 класс. Латюшин В.В.», таблица «Характеристика пчелиной семьи», дидактические карточки, карточки с проблемными ситуациями, отрывок видео фрагмента «Пчелы и муравьи», картинки героев мультика «Би Муви: медовый заговор», «Пчелка Мая», кукла-пчела, картинки пчел, медовая вода, раствор йода, раствор уксуса.
Цель урока: Выделить особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; показать роль пчёл в природе и значение в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: - рассмотреть строение рабочей пчелы.
- Изучить состав пчелиной семьи.
- Установить роль пчелы в природе и жизни человека.
Развивающие: - развивать умение применять и обобщать полученные знания;
- способствовать развитию критического мышления, самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, креативности обучающихся;
-развивать интерес к предмету биология;
-развивать познавательную активность и творческую деятельность обучающихся.
Воспитательные: - способствовать воспитанию культуры межличностного общения, трудолюбия, ответственности.
№ этапа урока и время | Ход урока | Деятельность детей |
1 –вызов 3-4мин. (Слайд 1) (Слайд 2) (Слайд 3) | Организационный момент Настрой учащихся на усвоение нового материала. -Куда бы мы ни пошли – в сад, на луг, на водоем или в лес – всюду нас окружают насекомые. Они появились примерно 250 млн. лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Актуализация знаний. -О ком идет речь? Это животное машет крыльями с частотой 200 раз в секунду. Ему нужно сделать 11400 взмахов в минуту, чтобы получилось характерное жужжание. (музыкальное сопровождение) - запишем тему урока: Пчелы – общественные насекомые? (тема на доске) -цель нашего урока: Попробуйте сформулировать цель урока. (через несколько секунд помочь, если не скажут, сказать первые два слова, а затем показать на доску) -выявить роль пчелы как общественного насекомого. -Для этого надо решить учебные задачи: Какие? Посмотрите в рабочие листы и определите их.
Давайте, на занятии трудиться, как пчелки, и откроем некоторые тайны их жизни пчёл. (показать куклу пчелы – это пчёлка моего детства и сегодня она будет помогать нам) | Настраиваются на работу; Слушают и отвечают на поставленную проблему; Записывают тему урока в рабочем листе |
2 – осмысление 24мин. (Слайд 4) (Слайд 5 Строение пчелы) | Изучение нового материала
- Посмотрите внимательно видеофрагмент «Пчелы и муравьи»(1.00-1.33мин. ) и ответьте на вопросы первого задания. (картинки из мультфильма "Би Муви: медовый заговор", «Пчёлка Мая») - Какое несоответствие с биологической точки зрения мы видим в строении пчелы Би Муви и пчелки Маи? -Рассмотрим подробнее строение рабочей пчелы на рисунке. Какие особенности в строении имеют пчёлы? (рисунок на слайде, карточки) -На какие отделы разделено тело пчелы? -Сколько пар крыльев? Сколько пар ног? -Какие органы чувств различают на голове пчелы? -Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны? Ответы: -две пары прозрачных, перепончатых крыльев - крючки, при помощи которых оба крыла плотно сцепляются вместе и работают как одно целое; -Имеют фасеточные глаза, кроме этого на лбу или темени 3 простых глазках. - Типы ротового аппарата - сосущий -яйцеклад превратился в жало, которое играет защитную роль. -на наружной стороне задних ног имеется углубления, окруженные волосками, корзиночки. - на внутренней стороне лапок находятся щетинки, которыми пчела счищает с тела пыльцу и вталкивает ее в корзиночку. - Нужно отметить то, что брюшко с грудным отделом соединено подвижно. Зачем? (такой характер соединения позволяет пчеле жалить) Новые слова на доску, составляем глоссарий | Смотрят фрагмент документального фильма; Анализируют и сравнивают строение пчелы с мультяшками. (У куклы-пчелы - две пары ног) Изучают строение пчелы по рисунку, высказывают свои мнения, делают записи в рабочих листах. Составляют словарик |
(Слайд 6. «Пчелиная семья») (слайд 7 заполненная таблица) (Слайд 8 цикл развития пчелы) (Слайд 9) (Слайд 10 члены пчелиной семьи) |
- А теперь давайте рассмотрим состав пчелиной семьи. -для пчелиной семьи характерен полиморфизм (многообразие). –знаете ли вы что это такое? Наличие в пределах одного вида резко отличающихся по внешнему виду особей. Полиморфизм у общественных насекомых связан с разделением функций в семье. - откройте учебник с.87-89, найдите пункт «Пчёлы», поработайте с первым и вторым абзацами на с.88 и третьим абзацем на с.89 пункта, распределите полученную информацию из учебника по пустым клеточкам в таблице рабочего листа «Характеристика пчелиной семьи» -Проверяем таблицу. При осмыслении таблицы возникают вопросы: - Какое развитие у пчёл? - Какие функции выполняет каждый член семьи? Ответы: матка откладывает яйца, трутни оплодотворяют самку, рабочие пчелы с возрастом меняют свою «профессию»: она поочерёдно выполняет функции уборщицы, кормилицы старших личинок, приёмщицы кора, чистильщицы, строительницы сот, сторожа, сборщицы нектара. -Кто же учит молодых пчёл выполнять все эти сложные работы? Ответ: деятельность пчёл врождённая или инстинктивная. - Какие преимущества дает общественный образ жизни пчёлам? -Рассмотрите в рабочем листе рис. 2 трёх разных представителя пчелиной семьи. Попробуйте угадать кто их них кто. (а - матка, б - рабочая пчела, в - трутень) пополняем словарик | Работа с учебником, читают текст, заполняют таблицу, вписывая недостающую информацию. Отвечают на вопросы Анализируют информацию и соотносят представителей семьи |
(Слайд 11) |
-Как пчелы общаются? Как рассказывают о хорошем месте сбора пыльцы? -информация передается с помощью особого «танца» на сотах, во время которого пчела движется по замкнутой кривой, напоминающей восьмерку, виляя брюшком. Интенсивность виляния зависит от расстояния до пищи, а угол наклона восьмерки говорит о направлении. | Физминутка, повторяют движения пчелы |
(Слайд 12) |
-Каково же значение пчёл в природе и жизни человека? Заполним кластер на рабочем листе (задание 4). Почему пчела является не только единственным насекомым, но и единственным существом, которое полезно абсолютно? Она одна из немногих, живущих не за счет кого-то или чего-то, а исключительно за счет нектара и пыльцы, которые растения отдают ей взамен опыления. Пчелиный мед – одно из самых первых лекарств, используемых человеком. Для получения ложки меда 200 пчел должны все время собирать нектар в течение дня. В теплое лето улей может произвести 80 кг меда. Собственная потребность улья в меде составляет 25 кг в год. Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность. Даже страшный пчелиный яд является эффективным лекарством. Даже после своей смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора (погибших пчел) делают лекарство. - А что такое прополис? (Прополис – это пчелиный клей, пчелы используют его для замазывания щелей и отверстий в улье. Является также эффективным лекарством.) | Составляют схему в рабочем листе |
(Слайд 13) | - А теперь рассмотрим некоторые особенности жизни пчелиной семьи. Мы будем работать группами, сообща как пчелки. Каждой группе будет предложена проблемная ситуация, посовещавшись 2 минуты, вы должны будете дать ответ. 1группа «Пчёлы – математики» Задача: Чтобы получился 1 кг мёда, одной пчеле надо собрать нектар с 19 млн. цветов. В среднем рабочая пчела посещает 7 тысяч цветов за день. Сколько особей должна включать пчелиная семья, чтобы собрать 1 кг мёда за один день? Ответ: чтобы собрать 1 кг мёда в день пчелиная семья должна включать….особей. 2 группа «Пчёлы – историки» Этапы развития пчеловодства На доске крепится лист со следующими словами: ЛЕТОПИСИ, МЁД, ВОСК, МЕХА, БОРТНИЧЕСТВО, РАЗБОРНЫЙ УЛЕЙ Вопросы для беседы: 1. Откуда мы могли узнать информацию о том, что пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека? 2.. А чем платили дань, подати и налоги? 3. Что использовали древние славяне вместо сахара, а что - для света? 4. Как называлось древнее пчеловодство? 5. Что изобрёл в 1814 году украинский помещик Пётр Иванович Прокопович? 3 группа «Пчёлы – строители» С давних времён человека интересовало: откуда у пчёл берётся воск для строительства сот? Почему у сот именно такая форма? Текст. Воск — отличный строительный материал. Он хорошо сохраняет тепло жилья, размягчается при повышенных температурах, что позволяет пчелам лепить из него соты, долговечен, потому что в его плотной среде не могут развиваться микроорганизмы, он не поддается разрушительному действию кислорода. Он образуется в складках брюшка пчелы (зеркальца) и выделяется наружу в виде тонких пластинок. Пчёлы подхватывает их лапками, сминают челюстями и прилепляют полученный комочек воска на место постройки. Архитектура сотов уникальна. Состоят они из ячеек — геометрически правильных шестиугольников (призм). Стенки ячеек очень тонкие, как бумажный лист, всего в десятую долю миллиметра. На дне каждой ячейки по три правильных крохотных прочно спаянных ромбика. Дно, пожалуй, самая важная часть ячейки. По дну пчелы регулируют ее ширину, в зависимости от того, для кого предназначена ячейка: для пчел или трутней. Изумительна техническая точность этих природных строителей. Конструкция сота во всех отношениях совершенна. Сделанный из минимума строительного материала сот обладает высокой прочностью и большой вместимостью. Он способен удерживать массу тяжелого меда. Шестигранная форма ячеек позволяет пчелам лучше использовать площадь. У пчёл каждая стенка одной ячейки одновременно служит стенкой и для другой. 4 группа «Пчёлы – химики» С помощью опыта доказать натуральность мёда.
Сделать вывод о натуральности и пользе мёда. 5 группа «Пчеловоды» Два пчеловода-любителя должны попасть в улей, зная, что пчёл раздражают резкие запахи алкоголя, одеколона, шерсти, грязной одежды. Успокаивающе на них действует окуривание дымом, запах мелиссы, спокойное состояние человека. Вам надо проникнуть в улей. Вы видите приготовленные предметы: белая чистая куртка, шерстяная кофта, дымарь, пучок мелиссы, рамка с вощиной, одеколон, противопчелиная сетка. Один из вас должен «одеться» так, чтобы вас не зажалили пчёлы (объяснить почему так). В какое время суток лучше это сделать? В какую погоду? Зачем вы идёте в улей (объяснить). | Смотрят фрагмент, Работают в группах, ищут ответ на поставленный вопрос через текст, эксперимент, решение ситуации. |
3 – рефлексия 2мин. (Слайд 14) | Подведение итогов урока. Вернемся к теме урока и ответим на вопрос: почему пчёлы общественные насекомые? Ответы: Да! Пчёлы живут семьей, все обязанности четко распределены, имеют сложное инстинктивное поведение. - Ребята, оцените свою деятельность на уроке, в роли кого вы себя чувствовали: трутня (надо приложить больше стараний, быть активнее), матки (отлично потрудился, справился со всеми заданиями) или рабочей пчелы (доволен своей работой, но были допущены ошибки)? (прикрепляют на доску свою пчелку) -вот такой состав семьи у нас получился. - вы молодцы, потрудились, как пчелки, и в знак благодарности, пчелки вам дарят медовые конфеты «Бжелка», что означает жужжащая. Домашнее задание. (Слайд 16) Дополните свои знания о пчелах, поработав с ситуациями на рабочих листах (на выбор): Ситуация 1: В старину пчеловоды развешивали ульи на деревьях в лесу или рядом с лесом. Но медведи часто разоряли ульи. Как пчеловоды сохраняли ульи от разорения? Подсказки: 1. Медведь сам мешает себе взять мёд. 2. Механическое приспособление, мешающее мишке добраться до улья. Ситуация 2: в зрелом мёде помимо различных веществ содержится 16% воды. Мёд тяжелый продукт. В 1 литре содержится 1,45 кг мёда. Сколько воды содержится в трёхлитровой банке мёда? Выразить в граммах. Ситуация 3: Пчеловод, спустившись в подвал, где зимуют в ульях пчелы, услышал шум – пчёлы беспокоятся. Почему они могут беспокоиться? Как устранить виновника не принося вред пчёлам? | Обучающиеся систематизируют и обобщают свои знания.
Дети себя оценивают Знакомятся с домашним заданием на рабочих листах |
Рабочий лист
Ученика (цы) класса
Фамилия и имя
Тема урока:
- Строение пчелы.
Какое несоответствие с биологической точки зрения в строении пчел из мультфильмов с настоящими представителями?
- Состав пчелиной семьи
Таблица "Характеристика пчелиной семьи"
Признаки сравнения | Полиморфизм пчёл | ||
Матка | Трутень | Рабочая пчела | |
1. Размеры тела | длина = 18-20 мм масса = 0,25 г | длина = 15-16 мм масса = 0,2 г | длина = 12-14 мм масса = 0,1 г |
2. Количество особей в семье | _______________ | __________________ | 70 000 |
3. Из каких яиц развиваются? | оплодотворённых | неоплодотворённых | оплодотворённых |
4. Кормление в личиночной стадии | Зобным молочком | 3-4 дня - молочком, затем пергой | 3-4 дня - молочком, затем пергой |
5. Время развития |
| ||
6. Сроки жизни | До 5 лет | 1 сезон | 1 сезон |
7. Тип глаз и их количество | 1 пара сложных глаз (3-4 тысячи простых глазков) и 3 простых | 1 пара сложных глаз (7-8 тысяч простых глазков) и 3 простых. | 1 пара сложных глаз (5 тысяч простых глазков) и 3 простых. |
8. Отделы тела | Округлая голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 6 колец | Голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 7 колец | Голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 6 колец |
9. Особенности строения | Пчела _________, брюшко заканчивается яйцекладом, связано с её воспроизводительной функцией. | Пчела средней величины с_________ ___________ глазами, соприкасающимися на затылке, брюшко округлое . | На задних ногах _____________, на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовый зобик; на конце брюшка _____. |
10. Выполняемые функции |
- Определите представителей пчелиной семьи.
А) Б) В)
- Значение пчёл
- Рефлексия: оцените свою деятельность на уроке, в роли кого вы себя чувствовали:
А) трутень (надо приложить больше стараний, быть активнее)
Б) рабочая пчела (доволен своей работой, но были допущены ошибки)
В) матка (отлично потрудился, справился со всеми заданиями)
Сделайте вывод:
- Домашнее задание.
Дополните свои знания о пчелах, поработав с ситуациями на рабочих листах (на выбор):
Ситуация 1: В старину пчеловоды развешивали ульи на деревьях в лесу или рядом с лесом. Но медведи часто разоряли ульи. Как пчеловоды сохраняли ульи от разорения?
Подсказки:
1. Медведь сам мешает себе взять мёд.
2. Механическое приспособление, мешающее мишке добраться до улья.
Ситуация 2: в зрелом мёде помимо различных веществ содержится 16% воды. Мёд тяжелый продукт. В 1 литре содержится 1,45 кг мёда. Сколько воды содержится в трёхлитровой банке мёда? Выразить в граммах.
Ситуация 3: Пчеловод, спустившись в подвал, где зимуют в ульях пчелы, услышал шум – пчёлы беспокоятся. Почему они могут беспокоиться? Как устранить виновника не принося вред пчёлам?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пчёлы – общественные насекомые?
Цель урока: выявить роль пчелы как общественного насекомого. Задачи: Дать характеристику строения рабочей пчелы. Изучить состав пчелиной семьи и строение пчелиных сот. Установить роль пчелы в природе и жизни человека.
Характеристика пчелиной семьи Полиморфизм – наличие в пределах одного вида резко отличающихся по внешнему облику особей
Признаки сравнения Полиморфизм пчёл Матка Трутень Рабочая пчела 1. Размеры тела длина = 18-20 мм масса = 0,25 г длина = 1 5 - 16 мм масса = 0,2 г длина = 1 2 - 14 мм масса = 0,1 г 2. Количество особей в семье 1 Несколько сотен 70 000 3. Из каких яиц развиваются? оплодотворённых неоплодотворённых оплодотворённых 4. Кормление в личиночной стадии Зобным молочком 3-4 дня - молочком, затем пергой 3-4 дня - молочком, затем пергой 5. Время развития 16 дней 24 дня 22 дня 6. Сроки жизни до 5 лет 1 сезон 1 сезон 7. Тип глаз и их количество 1 пара сложных глаз (3-4 тысячи простых глазков) и 3 простых 1 пара сложных глаз (7-8 тысяч простых глазков) и 3 простых. 1 пара сложных глаз (5 тысяч простых глазков) и 3 простых. 8. Отделы тела Округлая голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 6 колец Голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 7 колец Голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 6 колец 9. Особенности строения Пчела крупная , брюшко заканчивается яйцекладом; связано с её воспроизводительной функцией. Пчела средней величины с очень крупными глазами , соприкасающимися на затылке, брюшко округлое. На задних ногах корзиночки , на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовый зобик ; на конце брюшка жало . 10. Выполняемые функции Спаривание и откладывание яиц. Оплодотворение самки. Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья .
яйцо личинка куколка пчела Развитие у пчёл с превращением
матка Рабочая пчела трутень А Б В
Для чего пчелы танцуют?
Значение пчёл мёд опыление воск Пчелиное молочко прополис яд перга
Работа в группах 1. Математики 2. Историки 3. Строители 4. Химики 5. Пчеловоды
Пчёлы – общественные насекомые? Живут семьёй Все обязанности четко распределены Инстинктивное поведение
Домашнее задание: дополните свои знания о пчёлах, проработав ситуации на рабочих листах.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по биологии 7 класс по теме «Пчёлы – общественные насекомые?»
Данное учебное занятие является одним из уроков по теме «Класс Насекомые» и связан с предыдущими общей темой «Тип Членистоногие». Урок опирается на полученные ранее знания и практические умения обучающихся добывать информацию, участвовать в беседе, высказывать собственную точку зрения, решать учебные задачи. При планировании урока я учла особенности развития обучающихся 7 класса, их умение обосновывать тему и определять цели, умение контролировать и оценивать свою деятельность, умение работать в парах и группах, индивидуальные способности детей.
При планировании урока я исходила из общеобразовательного минимума, поэтому задания, предложенные на уроке доступны для всех обучающихся.
В урок включила задания, формирующие коммуникативную компетенцию обучающихся, т.е. владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), и умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания, а также информационную компетенцию, т.е. владение навыками самостоятельной учебо-поисковой деятельности по отношению к информации в учебных пособиях и окружающем мире.
Тип урока: усвоение новых знаний (по С.В. Иванову) с включением приемов технологии развития критического мышления.
Перед уроком я поставила следующую цель: выделить особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом их жизни; показать роль пчёл в природе и их значение в жизни человека.
Поставила задачи:
Образовательные: - рассмотреть строение рабочей пчелы, показать её отличие от матки и трутня;
- Изучить состав пчелиной семьи.
- Установить роль пчелы в природе и жизни человека.
Развивающие: -развивать умение применять и обобщать полученные знания;
- способствовать развитию критического мышление, самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, креативности обучающихся;
-развивать интерес к предмету биология;
-развивать познавательную активность и творческую деятельность обучающихся.
Воспитательные: -способствовать воспитанию культуры общения, трудолюбия, ответственности;
-прививать интерес к профессии пчеловода.
При постановке целей старалась выдержать принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных задач, цели урока достигнуты благодаря использованию различных форм работы на уроке, методов обучения, взаимосвязи элементов урока, а так же учета учебных и психологических особенностей обучающихся.
Содержание урока соответствовало теме и целям. Я использовала фронтальную, индивидуальную и групповую формы работы, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.
На уроке применяла различные методы обучения: наглядные, практические, поисковые, словесно-репродуктивные, игровые. Работу строила в сотрудничестве с обучающимися.
Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.
На уроке осуществляла межпредметные связи с химией, медициной, обеспечением безопасности жизнедеятельности, математикой, внутрипредметные связи с темой: «Развитие насекомых», также прослеживается взаимосвязь с жизненными ситуациями.
Главным этапом на уроке было изучение нового материала. С целью развития познавательных процессов обучающихся я использовала различные методы и приемы технологии критического мышления: работа со схемой (вычерчивание ассоциативной схемы), работа с таблицей (характеристика пчелиной семьи), приём «интриги» (обучающиеся на основе жизненного опыта должны предположить тему урока), работа с определениями, тестом и иллюстрациями, составление кластера, что способствовало развитию мышления, памяти, внимания, развитию речи, воображения. Рефлексию на уроке провела в виде самооценки обучающихся.
Групповая форма работы предполагает деление класса на творческие группы по интересам: историки, математики, химики, строители, пчеловоды.
Обучающимся предложила дифференцированное домашнее задание в виде трех различных по сложности ситуаций.
Целесообразно использовала наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, что способствовало активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке, созданию ситуации успеха, формированию интереса к изучению материала темы.
Я считаю, что активность обучающихся была достаточно высокой, этому способствовали элементы занимательности.
Построила урок в такой форме, которая дала возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило вызвать у обучающихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом, учла здоровьесберегающий компонент (гимнастика для глаз).
Думаю, что темп урока был оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность обучающихся.
Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как обучающиеся активно, с интересом и правильно выполняли задания. Задачи урока реализованы в полном объеме. Закончу своё выступление притчей.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: скажи , мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает: Скажет живая- я её умертвлю, скажет мёртвая - выпущу.Мудрец, подумав, ответил:Всё в твоих руках.
В наших руках возможность создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждому было интересно, чтобы дети ушли с урока с запасом знаний и помнили, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Самоанализ урока я провела опираясь на схему анализа урока по Подласому И.П.
Задача учителя стремить к тому, чтобы мышление школьников приобретало рефлексивный характер- характер размышления, самонаблюдения, самопознания.
Предварительный просмотр:
1группа «Пчёлы – математики» Задача:. Чтобы получился 1 кг мёда, пчеле надо собрать нектар с 19 млн цветов. В среднем рабочая пчела посещает 7 тысяч цветов. Сколько особей должна включать пчелиная семья, чтобы собрать 1 кг мёда за один день? Ответ: Чтобы собрать 1 кг мёда пчелиная семья должна содержать …. особей. |
2 группа «Пчёлы – историки» Этапы развития пчеловодства. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. На Руси сначала собирали мёд диких пчёл, живущих в дуплах деревьев – бортях, отсюда - бортничество. Позднее люди стали выдалбливать борти в колодах и переносили их ближе к дому. Мёд оттуда можно было достать, только убив пчёл. Только в 1814 году украинский помещик П.И.Прокопович изобрел разборный рамочный улей. Вопросы: 1. Откуда мы могли узнать информацию о том, что пчёла с незапамятных времён сделалась домашним животным человека? 2.. А чем платили дань, подати и налоги? 3. Что использовали древние славяне вместо сахара, а что - для света? 4. Как называлось древнее пчеловодство? 5. Что изобрёл в 1814 году украинский помещик Пётр Иванович Прокопович? На доске крепится лист со следующими словами: ЛЕТОПИСИ, МЁД, ВОСК, МЕХА, БОРТНИЧЕСТВО, РАЗБОРНЫЙ УЛЕЙ |
3 группа «Пчёлы – строители» С давних времён человека интересовало: откуда у пчёл берётся воск для строительства сот? Почему у сот именно такая форма? Текст. Воск — отличный строительный материал. Он хорошо сохраняет тепло жилья, размягчается при повышенных температурах, что позволяет пчелам лепить из него соты, долговечен, потому что в его плотной среде не могут развиваться микроорганизмы, он не поддается разрушительному действию кислорода. Он образуется в складках брюшка пчелы (зеркальца) и выделяется наружу в виде тонких пластинок. Пчёлы подхватывает их лапками, сминают челюстями и прилепляют полученный комочек воска на место постройки. Архитектура сотов уникальна. Состоят они из ячеек — геометрически правильных шестиугольников (призм). Стенки ячеек очень тонкие, как бумажный лист, всего в десятую долю миллиметра. На дне каждой ячейки по три правильных крохотных прочно спаянных ромбика. Дно, пожалуй, самая важная часть ячейки. По дну пчелы регулируют ее ширину, в зависимости от того, для кого предназначена ячейка: для пчел или трутней. Изумительна техническая точность этих природных строителей. Конструкция сота во всех отношениях совершенна. Сделанный из минимума строительного материала сот обладает высокой прочностью и большой вместимостью. Он способен удерживать массу тяжелого меда. Шестигранная форма ячеек позволяет пчелам лучше использовать площадь. У пчёл каждая стенка одной ячейки одновременно служит стенкой и для другой. |
4 группа «Пчёлы – химики» С помощью опыта доказать натуральность мёда.
Сделать вывод о натуральности и пользе мёда. |
5 группа «Пчеловоды» Два пчеловода-любителя должны попасть в улей, зная, что пчёл раздражают резкие запахи алкоголя, одеколона, шерсти, грязной одежды. Успокаивающе на них действует окуривание дымом, запах мелиссы, спокойное состояние человека. Вам надо проникнуть в улей. Вы видите приготовленные предметы: белая чистая куртка, шерстяная кофта, дымарь, пучок мелиссы, рамка с вощиной, одеколон, противопчелиная сетка. Один из вас должен «одеться» так, чтобы вас не зажалили пчёлы (объяснить почему так). В какое время суток лучше это сделать? В какую погоду? Зачем вы идёте в улей (объяснить). |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Ученика (цы) класса
Фамилия и имя
Тема урока:
- Строение пчелы.
Какое несоответствие с биологической точки зрения в строении пчел из мультфильмов с настоящими представителями?
- Состав пчелиной семьи
Таблица "Характеристика пчелиной семьи"
Признаки сравнения | Полиморфизм пчёл | ||
Матка | Трутень | Рабочая пчела | |
1. Размеры тела | длина = 18-20 мм масса = 0,25 г | длина = 15-16 мм масса = 0,2 г | длина = 12-14 мм масса = 0,1 г |
2. Количество особей в семье | _______________ | __________________ | 70 000 |
3. Из каких яиц развиваются? | оплодотворённых | неоплодотворённых | оплодотворённых |
4. Кормление в личиночной стадии | Зобным молочком | 3-4 дня - молочком, затем пергой | 3-4 дня - молочком, затем пергой |
5. Время развития |
| ||
6. Сроки жизни | До 5 лет | 1 сезон | 1 сезон |
7. Тип глаз и их количество | 1 пара сложных глаз (3-4 тысячи простых глазков) и 3 простых | 1 пара сложных глаз (7-8 тысяч простых глазков) и 3 простых. | 1 пара сложных глаз (5 тысяч простых глазков) и 3 простых. |
8. Отделы тела | Округлая голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 6 колец | Голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 7 колец | Голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 6 колец |
9. Особенности строения | Пчела _________, брюшко заканчивается яйцекладом, связано с её воспроизводительной функцией. | Пчела средней величины с_________ ___________ глазами, соприкасающимися на затылке, брюшко _______________ . | На задних ногах _____________, на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовый зобик; на конце брюшка _____. |
10. Выполняемые функции |
- Определите представителей пчелиной семьи.
А) Б) В)
- Значение пчёл
- Рефлексия: оцените свою деятельность на уроке, в роли кого вы себя чувствовали:
А) трутень (надо приложить больше стараний, быть активнее)
Б) рабочая пчела (доволен своей работой, но были допущены ошибки)
В) матка (отлично потрудился, справился со всеми заданиями)
Сделайте вывод:
- Домашнее задание.
Дополните свои знания о пчелах, поработав с ситуациями на рабочих листах (на выбор):
Ситуация 1: В старину пчеловоды развешивали ульи на деревьях в лесу или рядом с лесом. Но медведи часто разоряли ульи. Как пчеловоды сохраняли ульи от разорения?
Подсказки:
1. Медведь сам мешает себе взять мёд.
2. Механическое приспособление, мешающее мишке добраться до улья.
Ситуация 2: в зрелом мёде помимо различных веществ содержится 16% воды. Мёд тяжелый продукт. В 1 литре содержится 1,45 кг мёда. Сколько воды содержится в трёхлитровой банке мёда? Выразить в граммах.
Ситуация 3: Пчеловод, спустившись в подвал, где зимуют в ульях пчелы, услышал шум – пчёлы беспокоятся. Почему они могут беспокоиться? Как устранить виновника не принося вред пчёлам?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме: "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."
конспект урока по истории России 20 век для 9 класса...
конспект урока: Общественное движение в России во второй половине XIX века.
Учитель знакомит ребят с Общественное движение в России во второй половине XIX века , с именами известных представителей общественно - политических течений. (5 минут)1)Слайд 1-4Либералы.Утвержде...
Конспект урока истории в 10 классе по теме "Общественная и духовная жизнь России в 30 - 50-е годы XIX века"
Урок изучения новой темы на основе выполения компетентностно-ориентированных заданий, связанных с воображаемым погружением в изучаемую эпоху....
конспект урока для 6 класса "Culture Corner. Places to eat in the UK. Культуроведение. Общественные места питания в Великобритании". по учебнику "Spotlight" Ю. Ваулина, О. Подоляко
форма: творческий проекттехнологии: ИКТ, проектная...
Конспект урока по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма».
Конспект урока по истории для 11 класса по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма» с использованием п...
План-конспект урока по теме "Общественный строй и церковная организация на Руси"
Урок на тему "Общественный строй и церковная организация на Руси" разработан с учетом поурочного планирования по истории России. Учебник история России под редакцией академика РАН А.В.Торкунова 6 клас...
Конспект урока "Поведение в общественном транспорте"
Урок развития речи и окружающего мира для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...