"Лист- орган воздушного питания " 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Использование данного урока позволит учителям реализовать требования предъявляемые ФГОС к результатам и условиям освоения предмета .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_list-organ_vozdushnogo_pitaniya_pauls.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология -6 Учитель: Паульс Л.А.
Дата 11.10.2021 Класс-6 Урок №10
Тема: Лист - орган воздушного питания растений
Цель: раскрыть особенности воздушного питания растений как важнейшего процесса жизнедеятельности; формировать умение устанавливать взаимосвязи между строением листа и его функциями; показать планетарное значение фотосинтеза; продолжить формировать умения работать с учебной литературой, анализировать, делать выводы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
продолжить формирование понятия о питании растений, раскрыть понятие «фотосинтез» и его сущность, показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; выявить приспособленность растений к использованию света; сформировать знания об условиях протекания и результатах фотосинтеза; раскрыть значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека.
Метапредметные
1. Познавательные:
уметь ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); на основе наблюдений простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений строить высказывания, анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять результаты, закреплять умение представлять информацию в виде таблицы
2. Коммуникативные:
строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; слушать и понимать речь другого человека; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
3. Регулятивные:
формулировать цель урока и ставить задачи необходимые для её достижения ; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности;
4.Личностные:
формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы научное мировоззрение применять полученные знания в практической деятельности.
Основные понятия, изучаемые на уроке: фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: словесно-наглядные, проблемно-поисковые, стимулирования и мотивации интереса к учению, контроля и самоконтроля.
Оборудование и материалы: учебник, таблица
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания ( опрос)
-Дать определение понятия лист?
-Из каких частей состоит лист?
-Какие функции выполняет лист?
-Какой газ необходим растениям и всем живым организмам для дыхания?
Лист как и другие органы растения дышит. Каким образом воздух проникает внутрь листа?
Выдающийся ученый-ботаник Климент Аркадьевич Тимирязев назвал растение посредником между Землей и космосом? В чем заключается планитарная роль растений?
3.Изучение нового материала. Работа по теме урока.
- Что такое питание?
– Какие вы знаете типы питания?
– Как могут питаться растения?
Питание растений: почвенное и воздушное.
1.История фотосинтеза. Фотосинтез - процесс создания органических веществ.
История открытия процесса фотосинтеза
1771 год английский химик Джозеф Пристли - растения делают воздух пригодным для жизнедеятельности. Опыт Пристли.
1779 год голландец Ингенхуз - доказал, что свет является необходимой составляющей процесса преобразования зелеными растениями углекислого газа в кислород.
Климент Аркадьевич Тимирязев установи , что веществом улавливающим свет является хлорофилл.
Фотосинтез - это процесс образования органических веществ ( углевода) из неорганических (углекислого газа и воды) в хлоропластах на свету. Побочным продуктом фотосинтеза является кислород.
Лист - главный фотосинтезирующий орган высших растений, как и у всех других органов строение листа и его функции тесно взаимосвязаны.
-Какое строение имеет покровная ткань?
-Какой пигмент находится в основной ткани?
-Какие функции в этой связи выполняет основная ткань?
-Какое строение имеет проводящая ткань? Какие функции она выполняет?
( Покровная ткань листа состоит из одного слоя клеток- клетки бесцветные, прозрачные пропускают солнечный свет; фотосинтезирующая ткань с хлоропластами- основная функция фотосинтез; губчатая ткань запасает крахмал; проводящая ткань по ксилеме в лист поступает вода и минеральные соли, а по флоэме выводятся продукты фотосинтеза.)
В тетрадях составим схему воздушного питания.
Тип питания → воздушное (фотосинтез). Орган → лист. Ткань → основная. Клетки → столбчатые. Структуры → хлоропласты. Вещества → органические (сахара).
Для того чтобы прошел процесс фотосинтеза необходимы определенные условия. Какие?
Условия фотосинтеза: свет, вода, минеральные вещества, углекислый газ, температура 25-28 градусов Цельсия, органы растения, выполняющие функцию фотосинтеза: стебель, листья, устьица, прозрачность кожицы эпидермиса.
2 Зелёные растения – автотрофы.
В процессе фотосинтеза растения из углекислого газа, содержащегося в воздухе, и воды поглощаемой ими из почвы, под действием солнечного света производят органические вещества. В виде органических веществ энергия может использоваться другими обитателями Земли ( например грибами, животными и человеком). Только зеленые растения способны усваивать энергию Солнца и переводить её форму, доступную другим живым организмам. В этом и заключается планетарная роль растений.
3. Значение фотосинтеза в природе.
Заключённые в органическом веществе энергия может сохраняться многие годы, века и даже тысячелетия. Например, каменный уголь - полезное ископаемое, которое добывает человек и использует его, сжигая и высвобождая энергию, это стебля древесных растений, подвергшиеся изменению( отсутствие кислорода, опускание на большие глубины под землю, воздействию высоких температур) с течением времени.
Рефлексивно-оценочный этап.
- Что такое фотосинтез?
- Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза?
- При каких условиях растения дышит ?
-Какой газ растения поглощают , а какой выделяет в процессе дыхания?
-Какой газ растения поглощают , а какой выделяют в процессе фотосинтеза?
- В чём заключается космическая роль зелёных растений?
- В чём состоит приспособленность формы листовой пластинки эффективному осуществлению процесса фотосинтеза?
-Можно ли управлять процессом фотосинтеза?
Управление фотосинтезом растений: улучшения освещённости растений, обеспечение растения водой и минеральными веществами, регулирование в парниках и теплицах температуры, регулирование в парниках и теплицах поддержание углекислого газа в воздухе
Домашнее задание: повторить параграфы 29-30, выучить основные термины.
Написать мини – сочинение « Жизнь на Земле без растений».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии в 6 классе. Тема "Воздушное питание растений. Космическая роль фотосинтеза"
Технологическая карта составлена на основе ФГОС ООО. Урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения....
Тест "Минеральное и воздушное питание растений" 6 класс
Тест по биологии 6 класс по теме: "Питание растений"...
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений (фотосинтез)"
Разработка урока по биологии в 6 классе на тему "Воздушное питание растений (фотосинтез)". УМК "Русское слово"....
Контрольная работа по биологии 6 класс по теме " Клеточное строение. Корневое и воздушное питание
Данная контрольная работа по темам " Клеточное стороение ", " Типы питания растительного организма: корневое и воздушное"...
Проверочная работа по темам «Почвенное питание растений », «Воздушное питание растений »
Контрольно- измерительный материал по типу заданий ВПР для проверки уровня усвоения тем "Почвенное питание растений", "Воздушное питание растений"....