урок «Тип членистоногих. Класс Ракообразные. Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения ракообразных»
план-конспект урока по биологии (7 класс)
урок биологии 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochiy_list.docx | 142.79 КБ |
konspekt_uroka.docx | 103.9 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист
Тема:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель:
Сформировать представление о характерных признаках Членистоногих,
Рассмотреть особенности строения представителей Класса Ракообразных.
«…накопление знаний подобно росту дерева…»
Винсон Браун
естествоиспытатель, натуралист
Артроподология — наука о членистоногих
Общая характеристика типа Членистоногие
___________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составить схему
Орфографическая минутка
ЧЛЕНИСТ_НОГИЕ
РАК_ОБРАЗНЫЕ
ПАУК_ОБРАЗНЫЕ
План изучения ракообразных
1.Внешнее строение
2. Внутреннее строение
3.Размножение и развитие
4.Разнообразие и значение.
Лабораторная работа «Внешнее строение речного рака»
- Цель: Изучить особенности внешнего строения рака, как типичного представителя членистоногих.
- Оборудование: Речной рак, ванночка, препаровальный игла.
Ход работы:
1).Рассмотрите тело речного рака. Какие отделы тела выделяют у ракообразных?
2). Чем покрыто тело речного рака снаружи? Каково значение этого покрова?
3).Рассмотрите конечности, расположенные на разных отделах туловища речного рака.
Данные занесите в таблицу:
№ | Признаки | Особенности строения |
1 | Окраска | |
2 | Покров тела | |
3 | Отделы тела | |
4 | Органы брюшка | |
5 | Органы осязания и обоняния | |
6 | Органы зрения |
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внутреннее строение Ракообразных
Название системы органов | Особенности строения |
| Рот- ______- Кишечник. В кишечник впадают протоки _________. Желудок состоит из ____ отделов. В кишечнике пища____________ и ______________ питательные вещества. Заканчивается кишечник анальным ___________. Раки питаются______, ________,_______. |
| Представлена __________. |
| Полость тела _____________, в сосудах и в полостях между органами движется особая______________ или ____________ жидкость-________________. |
| окологлоточным _________ кольцом и ____________нервной цепочкой, от которой отходят _________ |
| Парные ______ _____ . |
| Свойственно _______ размножение. Оплодотворение __________. |
Выбери признаки класса Ракообразных
ПРИЗНАК |
| |
А) головогрудь и брюшко Б) выделительная система — зеленые железы В) органы дыхания — трахеи Г) органы дыхания — жабры Д) три пары ходильных конечностей Е) голова, грудь и брюшко |
| Ракообразные
|
тест :
1. Ракообразные имеют твердый покров, который состоит из
А. Чешуи
Б. Хитина и карбоната кальция
В. Крахмала
Г. Рогового вещества
2. Тип Членистоногие НЕ включает класс:
А. Паукообразные
Б. Ракообразные
В. Насекомые
Г. Моллюски
3. Органами выделения рака являются:
А. Почки
Б. Анальное отверстие
В. Зеленые железы
Г. Кишечник.
4. Ракообразные размножаются:
Б. Половым путем
В. Бесполым путем
Г. Делением тела
А. Вегетативно
5. Тело ракообразных состоит из:
А. Головы, ноги, брюшка
Б. Головы, тела, брюшка
В. Головогруди и брюшка
Г. Головы, груди и ног
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Оценка____________
Продолжить фразу: Я знаю что…
Сегодня на уроке я научился…
Для меня было открытием то, что…
Урок навел меня на размышление о…
Мне надо ещё поработать над…
Мне больше всего удалось…
Домашнее задание.
1. Прочитать стр. 107-112 ,
2. По желанию:
-составить презентацию о разнообразии ракообразных.
- приготовить сообщение, о каком - либо интересном представителе ракообразных (краб, омар, мокрица,..);
- составить кроссворд, используя новые термины по классу ракообразных.
3. Выяснить: какое отношение к ракообразным имеют «морские желуди» и каково их значение? (Морские желуди – это усоногие рачки балянусы. За один день стояния кораблей в тропических морях сопротивление их ходу из-за обрастания балянусами возрастает на 0,5%. После шести месяцев плавания скорость движения корабля снижается на 30-50% и настолько же увеличивается расход горючего).
4. Составьте цепь питания из 4-х звеньев. Два звена в цепи должны быть представлены ракообразными.
Инфузории------------ Циклопы--------- Рыбы------------ Крабы
(одноклеточные) Дафнии (их мальки) Раки
Бокоплавы
Предварительный просмотр:
Предмет: Биология
Класс: 7
Технологическая карта урока по биологии в 7классе по теме
«Тип членистоногие. Класс Ракообразные»
Тема урока: «Тип членистоногих. Класс Ракообразные. Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения ракообразных»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель:
Сформировать представление о характерных признаках Членистоногих,
Рассмотреть особенности строения представителей Класса Ракообразных.
Задачи:
Научиться распознавать признаки представителей типа членистоногих
Выявить причины многообразия членистоногих
Рассмотреть характерные признаки класса, особенности внешнего строения ракообразных на примере речного рака
Уметь найти в тексте информацию о внутреннем строении речного рака
Формы работы на уроке: парная, коллективная, групповая
Средства обучения: дидактический материал ,презентация выполненная в РowerРoint, рабочий лист «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные».
Педагогические технологии: Технология проблемного обучения, здоровьесбережения, информационно-коммуникационная
Методы:
Словесные методы:рассказ,беседа, сообщение,
Наглядные методы: работа с книгой, схемой, презентацией
Практические методы: решение тестов, лабораторная работа,
По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
репродуктивный, проблемный.
Основные понятия, изучаемые на уроке: Членистоногие, ракообразные, паукообразные, насекомые, хитин, мозаичное зрение, фасеточные глаза, линька, панцирь,; головогрудь, брюшко, ногочелюсти, клешни, ходильные ноги».
Межпредметные связи: литература, русский .
Предметные планируемые результаты:
Знать общую характеристику типа Членистоногие;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выделять отличительные признакибиологическихобъектов;
устанавливатьвзаимосвязимеждуособенностямистроенияиобразомжизничленистоногих;
сравниватьбиологическиеобъекты,делатьвыводынаосновесравнения.
Метапредметные планируемые результаты (сформированностьУУД):
умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Личностные-устойчивыйпознавательныйинтересистановлениесмыслообразующейфункциипознавательногомотива;
- формирование мировоззренческих позиций, способствующих пониманию основных закономерностей в живой природе;
- формирование личностных представлений о ценности животных, осознания значимости охраны животного мира.
Познавательные– умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-структурировать тексты, включаяумениевыделятьглавноеи второстепенное;
-планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Коммуникативные– умениеформулироватьсобственноемнениеипозицию,аргументироватьикоординироватьеёспозициямипартнёроввсотрудничествепри выработкеобщегорешения всовместной деятельности;
-уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).
Регулятивные–умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и походу его реализации.
Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ребята, может кто-то знает какая наука изучает членистоногих Артроподология — наука о членистоногих Общая характеристика типа Членистоногие Я предлагаю вам (поработать в паре) проанализировать данные и с помощью учебника сформулировать признаки, на основании которых животных объединяют в Тип членистоногие (используя текст учебника стр.166, ) Проверка (слайд№_______)
4.Развитие органов чувств. Вывод: Членистоногие включают следующие классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. (Схема) (Слайд №______) Ребята вы должны не только знать значение терминов, но и правильно писать. Орфографическая минутка ЧЛЕНИСТ_НОГИЕ РАК_ОБРАЗНЫЕ ПАУК_ОБРАЗНЫЕ Вывод: Несмотря на разнообразие внешней формы, у всех членистоногих имеются сходные черты строения. Перед вами представитель класса Ракообразных – Речной рак. Ребята, я вам предлагаю начать изучения тип Членистоногих с класса ракообразных с составления плана Давайте составим план изучения класса Ракообразных 1. Внешнее строение 2. Внутреннее строение 3.Размножение и развитие 4.Разнообразие и значение. Лабораторная работа Для ответа на первый вопрос я предлагаю вам выполнить Лабораторная работа«Внешнее строение речного рака» Какую цель мы поставим перед собой для выполнения лабораторной работы? Пользуясь демонстрационным материалом «Речной рак», дополнительным материалом и текстом учебника с.108-109, определите особенности внешнего строения речного рака и ответьте на вопросы устно. Ответы занесите в таблицу . Работа в парах. Проверка выполнения лабораторной работы. (Слайд 15)
1).Рассмотрите тело речного рака. Какие отделы тела выделяют у ракообразных? 2).Чем покрыто тело речного рака снаружи? Каково значение этого покрова? 3).Рассмотрите конечности, расположенные на разных отделах туловища речного рака.
После выполнения задания один из пары называет свой ответ. На экране появляется правильный ответ. Всеостальныеучащиесяпроверяютправильность выполнения задания. После изучения внешнего строения раков у нас возникли новые вопросы: Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы? Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. В случае опасности он прячет глаза в углублениях панциря. Физминутка Вновь у нас физкультминутка, Хоть зарядка коротка, Ребята, я вам предлагаю перейти к следующему вопросу нашего плана | Находят нужную информацию втексте. П Взаимодействуют С соседо мпо парте для получения общего результата. К Работаем в паре. Выполняют задание в инструктивной карточке Контролируют.Р Корректируют. Рефлексируют.П Работа в парах. 3 У.З. Находят нужную информацию втексте. П ВыделяютглавнуюмысльабзацаПСтруктурируют знания, заполняятаблицу.П Взаимодействуютдругсдругомдляполучения общего результата ККонтролируют.Р Корректируют. РОценивают. РРефлексируют.П |
Внутреннее строение ракообразных Нужно найти информацию в тексте учебника и на рисунке 109-110 о внутреннем строении речного рака, вставьте пропущенные слова в предложенные тексты. Работаем в группе.
| 4 У.З. Находятнужную информацию втексте. П Выделяют главную мысльПДелают вывод о правильностивысказывания.П Взаимодействуютдругсдругомдляполучения общего результата ККонтролируют.Р Корректируют. Р Оценивают.Р | ||||||||||||||
Этап: Первичная проверка понимания | |||||||||||||||
Выбери признаки класса Ракообразных
Запишите ответы в таблицу:
| |||||||||||||||
Этап : Первичное закрепление. | |||||||||||||||
Выполните тест 1.Ракообразные имеют твердый покров, который состоит из А. Чешуи Б. Хитина и карбоната кальция В. Крахмала Г. Рогового вещества 2. Тип Членистоногие НЕ включает класс: А. Паукообразные Б. Ракообразные В. Насекомые Г. Моллюски 3. Органами выделения рака являются: А. Почки Б. Анальное отверстие В. Зеленые железы Г. Кишечник. 4. Ракообразные размножаются: Б. Половым путем В. Бесполым путем Г. Делением тела А. Вегетативно 5.Тело ракообразных состоит из: А.Головы, ноги, брюшка Б. Головы, тела, брюшка В. Головогруди и брюшка Г. Головы, груди и ног 1. Б, 2. Г, 3. В,4.Б, 5.В. На экране появляется эталон ответов -Проверьте свои ответы. Поставьте оценки
| (Самопроверка, выставление оценок) Оценка: | ||||||||||||||
Этап . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | |||||||||||||||
1. Прочитать стр. 107-112 , 2. По желанию: -составить презентацию о разнообразии ракообразных. - приготовить сообщение, о каком - либо интересном представителе ракообразных (краб, омар, мокрица,..); - составить кроссворд, используя новые термины по классу ракообразных. 3. Выяснить: какое отношение к ракообразным имеют «морские желуди» и каково их значение? (Морские желуди – это усоногие рачки балянусы. За один день стояния кораблей в тропических морях сопротивление их ходу из-за обрастания балянусами возрастает на 0,5%. После шести месяцев плавания скорость движения корабля снижается на 30-50% и настолько же увеличивается расход горючего). 4. Составьте цепь питания из 4-х звеньев. Два звена в цепи должны быть представлены ракообразными. Инфузории------------ Циклопы--------- Рыбы------------ Крабы (одноклеточные) Дафнии (их мальки) Раки Бокоплавы | |||||||||||||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) | |||||||||||||||
Итак, ребята, подведем итог, Какую цель ставили в начале урока? Мы сегодня достигли поставленной цели? Все ли задачи мы решили? Ответили на все вопросы, которые у нас возникли в ходе урока? Задание на самоанализ. Продолжить фразу: Я знаю что… Сегодня на уроке я научился… Для меня было открытием то, что… Урок навел меня на размышление о… Мне надо ещё поработать над… Мне больше всего удалось… Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело | Мы изучили признаки Членистоногих и ракообразных, узнали о внешнем строении речного рака Рефлексируют всю своюдеятельность на уроке:причинууспехаинеуспеха.П | ||||||||||||||
Дополнительные задания: | |||||||||||||||
Назовите, где спрятались раки? 1Р_ _ А_ К_(этот рак из хлопка сшит) 2РАК_ _ _(этот рак на луну спешит) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОВЕРКА Домашнего задания Вариант № 2 1 2 3 4 5 - - + - + 1 2 3 4 5 + + - - -
Я ТЕБЕ ПОКАЖУ, ГДЕ …. ЗИМУЮТ. КОГДА … НА ГОРЕ СВИСТНЕТ. ОН КРАСНЫЙ, КАК …..
ТЕМА урока « Тип членистоногие. Класс Ракообразные.»
Цель урока Сформировать представление о характерных признаках Членистоногих, Рассмотреть особенности строения представителей Класса Ракообразных.
«… накопление знаний подобно росту дерева…» Винсон Браун естествоиспытатель , натуралист
Артроподология — наука о членистоногих
Признаки членистоногих 1. Членистые конечности 2. Сегментированное тело: в большинстве 3 отдела тела: голова, грудь, брюшко 3. Тело покрыто хитином 4.Развитие органов чувств.
Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые Тип Членистоногие
Орфографическая минутка ЧЛЕНИСТ_НОГИЕ РАК_ОБРАЗНЫЕ ПАУК_ОБРАЗНЫЕ
План 1. Внешнее строение 2. Внутреннее строение 3.Размножение и развитие 4.Разнообразие и значение.
Лабораторная работа «Внешнее строение речного рака» Цель: Изучить особенности внешнего строения рака, как типичного представителя членистоногих. Оборудование: Речной рак, ванночка, препаровальный игла.
№ Признаки Особенности строения 1 Окраска Зеленовато-черная 2 Покров тела Хитиновый панцирь 3 Отделы тела Головогрудь, брюшко 4 Органы брюшка Ходильные ножки, хвостовой плавник 5 Органы осязания и обоняния Пара длинных и пара коротких усиков 6 Органы зрения Сложные фасеточные глаза
Физминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Название системы органов Особенности строения Пищеварительная система Рот- ______- Кишечник . В кишечник впадают протоки _________. Желудок состоит из ____ отделов. В кишечнике пища____________ и ______________ питательные вещества. Заканчивается кишечник анальным ___________. Раки питаются______, ________,_______. Дыхательная система Представлена __________. Кровеносная система Полость тела _____________, в сосудах и в полостях между органами движется особая______________ или ____________ жидкость-________________. Нервная система окологлоточным _________ кольцом и ____________нервной цепочкой, от которой отходят _________ Выделительная система Парные ___________ ___________. Половая система Свойственно _______ размножение. Оплодотворение __________ .
ПРИЗНАК А) головогрудь и брюшко Б) выделительная система — зеленые железы В) органы дыхания — трахеи Г) органы дыхания — жабры Д) три пары ходильных конечностей Е) голова, грудь и брюшко Ракообразные Найди признаки класса Ракообразных А Б Г
1 2 3 4 5 Б Г В Б В
1.Прочитать стр. 107-112. 2.По желанию: составить презентацию о разнообразии ракообразных. приготовить сообщение, о каком - либо интересном представителе ракообразных (краб, омар, мокрица,..); составить кроссворд, используя новые термины по классу ракообразных . 3. Выяснить: какое отношение к ракообразным имеют «морские желуди» и каково их значение? 4 . Составьте цепь питания из 4-х звеньев. Два звена в цепи должны быть представлены ракообразными. Инфузории------------ Циклопы--------- Рыбы------------ Крабы (одноклеточные) Дафнии (их мальки) Раки Бокоплавы Домашнее задание
Продолжить фразу: Я знаю что… Сегодня на уроке я научился… Для меня было открытием то, что… Урок навел меня на размышление о… Мне надо ещё поработать над… Мне больше всего удалось…
Спасибо, Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Урок по теме: Растения. Лабораторная работа "Изучение внешнего строения растения»
Анатомия растений — это такой раздел ботаники, который занимается изучением внутреннего и внешнего строения растений. Главным объектом этой науки являются сосудистые растения, у к...
Опорный лист к уроку "Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"
Данный материал, помогает обеспечить активную работу учащихся на уроке....
Технологическая карта урока по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая работа № 2 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений»
Вашему вниманию представлена разработанная технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая работа № 2 &laq...
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений». Урок биологии 6 класс.
План-конспект открытого урока по теме: Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения моховидных растений». В ходе урока отр...
План-конспект урока для 6 класса по биологии на тему "Внешнее строение листа"
quot;Внешнее строение листа"...
Урок биологии в 7 классе "Общая характеристика хвойных растений. Практическая работа «Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере сосны и ели)»".
Данный урок по предмету биология является уроком № 12 в системе уроков по разделу «Систематические группы растений». Тема урока: Общая характеристика хвойных растений. Практическая работа ...