Рабочая программа по биологии для 6 класса (надомное обучение)
рабочая программа по биологии (6 класс)
Планирование адаптировано для обучения учащихся с ослабленным здоровьем для индивидуального обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа для детей с ослабленным здоровьем по биологии 6 класс | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Рассмотрено на заседании ГМО Протокол № __1___ От «27» __08__2021г Руководитель ГМО __________/Филатова Г.Ю./ | Согласовано на МС школы Протокол №_____ от «__»_________2021г. Председатель МС ____________/Чельманова И.Е../ «_____» ______________ 2021г | Утверждаю Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Сасово» ____________/Габидулина Е.П./ Приказ№ ___142____ «_1__» _сентября_2021г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Биология»
6 класс
(планирование адаптировано для обучения уч-ся с ослабленным здоровьем для индивидуального обучения)
Год разработки 2021г.
Срок реализации 2021-2022уч.год
Рабочая программа по биологии составлена на основе приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», на основе примерной программы по биологии для основной школы. (Биология: 5 - 9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф , 2017.)
Программу составила: Филатова ГалинаЮрьевна
Педстаж 38 лет, высшая квалификационная категория
Рабочая программа по биологии на 2021/22 учебный год для обучающихся 6-го класса МБОУ СОШ N6 разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);
- приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
- приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МБОУ СОШ N6 от 01.09.2021 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования»;
- рабочей программы воспитания МБОУ СОШ N6;
- УМК «Биология», И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2017
Пояснительная записка
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности, способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах
Учебник И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2017, 1 час в неделю.
Цель обучения. Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.
формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.
изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.
Задачи:
– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.
– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Требования к результатам освоения программы
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Содержание учебного предмета
Наука о растениях - ботаника (2ч.)
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.
Органы цветковых растений. ( 6ч.)
Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег, его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.
Лабораторная работа № 1. «Изучение строения семени двудольных растений».
Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».
Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек».
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Основные процессы жизнедеятельности растений. ( 3ч.)
Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.
Многообразие и развитие растительного мира. ( 5 ч.)
Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира на Земле.
Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Природные сообщества. (1 ч.)
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.
Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы».
При изучении материала по биологии используются следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Работа с научно-популярной литературой.
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание рефератов и докладов.
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Объяснение наблюдаемых явлений.
- Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
- Анализ проблемных ситуаций.
III – виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Выполнение фронтальных лабораторных работ.
- Выполнение работ практикума.
- Проведение исследовательского эксперимента.
- Моделирование и конструирование.
Календарно-тематическое планирование
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
- развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Д.З. | Вид, контроля | Дата | |
план | фактическая | |||||
Наука о растениях- ботаника.2ч | ||||||
1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | 1 | П.1 | Устный опрос | 1-я неделя сентября | |
2 | Многообразие жизненных форм растений. | 1 | П.2 | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос | 2-я неделя сентября | |
Органы цветковых растений. 6ч | ||||||
3 | Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №1 " Строение семени фасоли". | 1 | П.5 | Индивидуальная работа с карточками | 1-я неделя октября | |
4 | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа №2 "Строение корня проростка". | 1 | П.7 | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос | 3-я неделя октября | |
5 | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа №3 "Строение вегетативных и генеративных почек" | 1 | П.8 | 2-я неделя ноября | ||
6 | Лист, его строение. | 1 | П.9, до знач. | Биологический диктант | 3неделя | |
7 | Стебель , его строение и значение. Лабораторная работа №4 " Внешнее строение корневища, клубня и луковицы" | 1 | П.10 | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос | 1 неделя декабря | |
8 | Цветок, его строение и значение. Плод. | 1 | П.11,12 | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос | 3неделя декабря | |
Основные процессы жизнедеятельности растений. 3 ч | ||||||
9 | Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений - фотосинтез. | 1 | П.13,14 | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | 3-я неделя января | |
10 | Дыхание и обмен веществ у растений. | 1 | П.15 | 1неделя февраля | ||
11 | Размножение и оплодотворение растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Рост и развитие растений. | 1 | П.16,17 | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | 3-я неделя февраля | |
Многообразие и развитие растительного мира. 5 ч | ||||||
12 | Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. | 1 | П.19,20 | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | 1 неделя марта | |
13 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения моховидных растений» | 1 | П.21 | Биологический диктант | 3-я неделя марта | |
14 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. | 1 | П.22 | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | 1 неделя апреля | |
15 | Отдел голосеменные. Общая характеристика и значение. | 1 | П.23 | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | 3 неделя | |
16 | Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства Двудольные, Однодольные | 1 | П.24,25,26 | 1-я неделя мая | ||
Природные сообщества. 1 ч. | ||||||
17 | Понятие о природном сообществе. | 1 | П.30 | Устный опрос | 3-я неделя мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 5 класс (надомное обучение, 3 часа в неделю)
Данная программа соответствует федеральному государственному стандарту и расчитана на учеников 5 класса. находящихся на индивидуальном обучении. 3 часа в неделю, итого 102 часа в год....
Рабочая программа по математике 5 класс(надомное обучение)
Рабочая программа рассчитана на учебник Н.Я.Виленкина для надомного обучения...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 5 КЛАССА. НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программы по рисованию; ППД, конструированию, ручному труду; развитию психомоторики и сенсорных процессов; ХБТ и привитию навыков самообслуживания; физической культуре составлены для индивидуаль...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 8 КЛАССА. НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Рабочие программы по чтению, русскому языку, рисованию, СБО, математике, предметно-практической деятельности, конструированию и ручному труду. Программы составлены для индивидуального обучения на...
Рабочая программа по математике 9 класс (надомное обучение)
Обучение по учебникам Мордковича и Атанасяна, 1.5 недельных часа, алгебра и геометрия изучаются блоками...
Рабочая программа по математике 6 класс (надомное обучение)
Рабочая программа для обучения математике учащихся 6 класса, осваивающих образовательную программу в форме надомного обучения (из расчета 2,5 часа в неделю, 84 часа за учебный год)...
Рабочая программа по информатике 6 класс (надомное обучение)
Рабочая программа для обучения информатике учащихся 6 класса, осваивающих образовательную программу в форме надомного обучения (из расчета 0,2 часа в неделю, 9 часов в год)...