Рабочая программа по биологии для 6 класса (надомное обучение)
рабочая программа по биологии (6 класс)

Филатова Галина Юрьевна

Планирование адаптировано для обучения учащихся с ослабленным здоровьем для индивидуального обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6»

 

Рассмотрено

на заседании ГМО

Протокол № __1___

От «27» __08__2021г

Руководитель ГМО __________/Филатова Г.Ю./

Согласовано

на МС школы

Протокол  №_____

от «__»_________2021г.

Председатель МС

____________/Чельманова И.Е../

 «_____» ______________ 2021г

Утверждаю

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Сасово»

____________/Габидулина Е.П./

Приказ№ ___142____

«_1__» _сентября_2021г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Биология»

6 класс

(планирование адаптировано для обучения уч-ся с ослабленным здоровьем для индивидуального обучения)

Год разработки 2021г.

 Срок реализации 2021-2022уч.год

Рабочая программа по биологии составлена на основе приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», на основе примерной программы по биологии для основной школы. (Биология: 5 - 9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф , 2017.)

Программу составила: Филатова ГалинаЮрьевна

Педстаж 38 лет, высшая квалификационная категория

Рабочая программа по биологии на 2021/22 учебный год для обучающихся 6-го класса МБОУ СОШ N6  разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);
  • приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
  • приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
  • учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МБОУ СОШ N6 от 01.09.2021 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования»;
  • рабочей программы воспитания МБОУ СОШ N6;
  • УМК «Биология», И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология. 6 класс.          Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2017


Пояснительная записка

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности, способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах

Учебник И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология. 6 класс.          Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2017, 1 час в неделю.

Цель обучения.  Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

понимание ценности знаний  о  своеобразии царств: растений, бактерий,  грибов в  системе биологических знаний научной картины мира.

формирование  основополагающих  понятий  о  клеточном  строении  живых  организмов,  об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание  бережного отношения к ней.

Задачи:

– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов  как исключительной ценности органического мира.

– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного  организмов,  об  особенностях  обмена  веществ  у  автотрофных  и  гетеротрофных организмов.

– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Требования к результатам освоения программы

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными  результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

 • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

 • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

 • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

 • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

 • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

 • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

 • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

 • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

 • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Содержание учебного предмета

Наука о растениях - ботаника (2ч.)

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.

            Органы цветковых растений. ( 6ч.)

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег, его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.

Лабораторная работа № 1. «Изучение строения семени двудольных растений».

Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».

Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек».

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

Основные процессы жизнедеятельности растений. ( 3ч.)

Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.

Многообразие и развитие растительного мира. ( 5 ч.)

Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.  Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира на Земле.

Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Природные сообщества. (1 ч.)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.

Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы».

При изучении материала по биологии используются следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  1. Слушание объяснений учителя.
  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  3. Самостоятельная работа с учебником.
  4. Работа с научно-популярной литературой.
  5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  6. Написание рефератов и докладов.

II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  1. Наблюдение за демонстрациями учителя.
  2. Просмотр учебных фильмов.
  3. Анализ графиков, таблиц, схем.
  4. Объяснение наблюдаемых явлений.
  5. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
  6. Анализ проблемных ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной) основой:

  1. Выполнение фронтальных лабораторных работ.
  2. Выполнение работ практикума.
  3. Проведение исследовательского эксперимента.
  4. Моделирование и конструирование.

Календарно-тематическое планирование

Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

  • развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  • развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  • развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  • развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  • развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  • развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Д.З.

Вид, контроля

Дата

план

фактическая

Наука о растениях- ботаника.2ч

 1

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

 1

П.1

Устный опрос

1-я неделя сентября

2

Многообразие жизненных форм растений.

1

П.2

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос

2-я неделя сентября

Органы цветковых растений.

3

Семя, его строение и значение.

Лабораторная работа №1

" Строение семени фасоли".

1

П.5

Индивидуальная работа с карточками

1-я неделя октября

4

Корень, его строение и значение.

Лабораторная работа №2

"Строение корня проростка".

1

П.7

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос

3-я неделя октября

5

Побег, его строение и развитие.

Лабораторная работа №3

"Строение вегетативных и генеративных почек"

1

П.8

2-я неделя ноября

6

Лист, его строение.

1

П.9, до знач.

Биологический диктант

3неделя

7

Стебель , его строение и значение.

 Лабораторная работа №4

" Внешнее строение корневища, клубня и луковицы"

1

П.10

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос

1 неделя

декабря

8

Цветок, его строение и значение.

Плод.

1

П.11,12

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос

3неделя декабря

Основные процессы жизнедеятельности растений. 3 ч

9

Минеральное питание растений и значение воды.

Воздушное питание растений - фотосинтез.

1

П.13,14

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

3-я неделя января

10

Дыхание и обмен веществ у растений.

1

П.15

1неделя февраля

11

Размножение и оплодотворение растений.

Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Рост и развитие растений.

1

П.16,17

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

3-я неделя февраля

Многообразие и развитие растительного мира. 5 ч

12

Систематика растений, ее значение для ботаники.

Водоросли, их многообразие в природе.

1

П.19,20

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

1 неделя марта

13

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

1

П.21

Биологический диктант

3-я неделя марта

14

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

1

П.22

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

1 неделя

апреля

15

Отдел голосеменные. Общая характеристика и значение.

1

П.23

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

3 неделя

16

Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства Двудольные, Однодольные

1

П.24,25,26

1-я неделя мая

Природные сообщества. 1 ч.

17

 Понятие о природном сообществе.

1

П.30

Устный опрос

3-я неделя мая

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 5 класс (надомное обучение, 3 часа в неделю)

Данная программа соответствует федеральному государственному стандарту и расчитана на учеников 5 класса. находящихся на индивидуальном обучении. 3 часа в неделю, итого 102 часа в год....

Рабочая программа по математике 5 класс(надомное обучение)

Рабочая программа рассчитана на учебник Н.Я.Виленкина для надомного обучения...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 5 КЛАССА. НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Программы по рисованию; ППД, конструированию, ручному труду; развитию психомоторики и сенсорных процессов;  ХБТ и привитию навыков самообслуживания; физической культуре составлены для индивидуаль...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 8 КЛАССА. НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Рабочие программы по чтению, русскому языку, рисованию, СБО, математике, предметно-практической деятельности, конструированию и ручному труду. Программы составлены для индивидуального обучения на...

Рабочая программа по математике 9 класс (надомное обучение)

Обучение по учебникам Мордковича и Атанасяна, 1.5 недельных часа, алгебра и геометрия изучаются блоками...

Рабочая программа по математике 6 класс (надомное обучение)

Рабочая программа для обучения математике учащихся 6 класса, осваивающих образовательную программу в форме надомного обучения (из расчета 2,5 часа в неделю, 84 часа за учебный год)...

Рабочая программа по информатике 6 класс (надомное обучение)

Рабочая программа для обучения информатике учащихся 6 класса, осваивающих образовательную программу в форме надомного обучения (из расчета 0,2 часа в неделю, 9 часов в год)...