ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА 10-11 класс
олимпиадные задания по биологии

ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА МАТЫЦЫНА

ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ   ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ 10-11 КЛАССЫ

 

(ВСЕГО 85 БАЛЛОВ)

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Назовите учёного, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками»:

А - Р. Гук; Б – Р. Вирхов; В – А. Левенгук; Г – К. Бэр; Д – Т. Шванн.

2. Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории:

А - оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской гамет;

Б - онтогенез повторяет историю развития своего вида;

В - дочерние клетки образуются в результате деления материнской;

Г - половые клетки образуются в процессе мейоза.

3. Повышение жизнеспособности потомства происходит в результате размножения:

А – спорами; Б – почкованием; В – корневищем; Г – семенами.

4. Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?

А - производители органических веществ; Б - потребители органических веществ;

В - разрушители органических веществ;    Г - разрушители неорганических веществ.

5. Часть клетки, с помощью которой устанавливаются связи между органоидами:

 А – рибосомы; Б – ядро; В – цитоплазма; Г – мембрана.

6. У млекопитающих газообмен происходит в:

А – трахеях; Б – бронхах; В – бронхиолах; Г – альвеолах.

7. Изгибы позвоночника человека связаны с:

А – прямохождением; Б - трудовой деятельностью;

В - формированием грудной клетки; Г - развитием большого пальца кисти.

8. Организм человека снабжается витаминами, как правило, в процессе:

А - энергетического обмена;

Б - поступления растительной и животной пищи;

В - окисления органических веществ в клетках тела;

Г - превращения нерастворимых органических веществ в растворимые.

9. Функция гормонов:

А - образование ферментов;

Б - обеспечение организма энергией;

В - участие в образовании безусловных рефлексов;

Г - регуляция процессов обмена веществ, роста и развития организма.

10. Окончательный анализ высоты, силы и характера звука происходит в:

А - барабанной перепонке; Б - слуховом нерве;

В - слуховой зоне коры; Г - внутреннем ухе.

11. При малокровии уменьшается количество:

А – гемоглобина; Б – лейкоцитов; В – лимфоцитов; Г – антител.

12. Видом называется группа особей:

А - обитающих на общей территории; Б - появившаяся в результате эволюции;

В - скрещивающихся и дающих плодовитое потомство; Г - созданных человеком на основе отбора.

13. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны:

А – человеку; Б - виду; В – биоценозу; Г - окружающей среде.

14. Что служит материалом для естественного отбора, предпосылкой эволюционных

изменений органического мира?

А – приспособленность; Б – мутации; В – модификации; Г – наследственность.

15. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется:

А - образованием большого количества пыльцы; Б - наличием легкой неклейкой пыльцы;

В - цветением до распускания листьев; Г - наличием в цветках нектара, яркого венчика.

16. Среди ископаемых животных переходными формами считают:

А – ихтиозавров; Б - стегоцефалов; В - динозавров; Г - бесхвостых земноводных.

17. У предков человека прямохождение способствовало формированию:

А - сводчатой стопы; Б - пятипалой конечности; В - мозгового отдела черепа;

Г - плечевого пояса.

18. У большинства видов растений и животных отсутствуют приспособления к

антропогенным факторам вследствие того, что их воздействие:

А - проявляется постоянно; Б - зависит от климатических условий;

В - носит случайный характер; Г - носит ритмичный характер.

19. В биогеоценозе большое разнообразие видов растений и животных, разветвленные пищевые связи являются причинами его:

А – смены; Б – развития; В – саморегуляции; Г – устойчивости.

20. Наибольшая роль человека в биогенной миграции атомов состоит в:

А - вовлечении в биологический круговорот химических элементов;

Б - увеличении скорости круговорота воды;

В - регулировании численности растений и животных;

Г - регулировании численности микроорганизмов.

21. Агроценозом называют:

А - геологическую оболочку Земли, заселенную живыми организмами;

Б - территорию, временно изъятую из хозяйственного пользования;

В - территорию, отведенную для сбора грибов, орехов, ягод и лекарственных растений;

Г - искусственную экосистему, возникающую в результате сельскохозяйственной деятельности человека.

22. Биогенная миграция в биосфере — это круговорот входящих в состав организмов:

А - энергетических запасов; Б - химических элементов;

В - органических веществ;

Г - неорганических веществ.

23. Необходимое условие сохранения равновесия в биосфере:

А - постоянство климатических условий;

Б - замкнутый круговорот веществ и превращение энергии;

В - усиление сельскохозяйственной деятельности;

Г - эволюция органического мира.

24. Какое влияние на объем и среднюю плотность тела птиц оказывает перьевой покров с прослойкой воздуха между перьями?

А - не оказывает большого влияния на данные признаки птиц;

Б - способствует увеличению объема тела и уменьшению его средней плотности;

В - вызывает увеличение объема тела и его средней плотности;

Г - приводит к уменьшению объема тела птицы и увеличению его средней плотности.

25. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии:

А – слизь; Б - инсулин; В - желчь;Г - соляная кислота.

26. Одно из доказательств родства кишечнополостных и простейших:

А - расположение клеток в два слоя; Б - наличие стрекательных клеток;

В - развитие организма из одной клетки; Г - внеклеточное пищеварение.

27. Молекула какого химического соединения содержит очень много атомов фосфора?

А – белок; Б – ДНК; В - АТФ; Г – фосфолипид.

28. Какая из геологических эр является самой молодой?

А – палеозойская; Б – архейская; В – кайнозойская; Г – протерозойская; Д – мезозойская.

29. Из какого числа звеньев состоит большинство пищевых цепей?

А – 2 – 3 ; Б – 3 – 5 ; В -5 – 7 ; Г – 7 – 9.

30. Как называется экологический фактор, выходящий за пределы выносливости организма?

А – абиотический; Б – ограничивающий; В – биотический; Г – оптимальный.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Цветок – генеративный орган растения, который обеспечивает:

1) образование мужских половых клеток - сперматозоидов;

2) образование женских половых клеток - яйцеклеток;

3) процесс оплодотворения;

4) рост апикальной меристемы;

5) развитие женского гаметофита.

 а) 1, 2, 4; б) 1, 3, 5; в) 2, 3, 4; г) 2, 3, 5; д) 3, 4, 5.

2. Грибы с животными сближают признаки:

1) единственный задний жгутик у подвижных клеток;

2) автотрофный тип питания;

3) запасают гликоген;

4) способность к неограниченному росту;

5) наличие хитина.

а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 4; в) 1, 3, 5; г) 2, 3, 4; д) 2, 3, 5.

3. По мере старения листьев происходит:

1) разрушение хлорофилла;

2) накопление каротиноидов и антоциана;

3) разрушение кристаллов оксалата кальция;

4) повышение интенсивности дыхания;

5) снижение интенсивности фотосинтеза.

а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 5; в) 1, 3, 4; г) 1, 3, 5; д) 2, 3, 4.

4. В регуляции уровня сахара в крови принимают участие следующие соединения:

1) глюкагон;

2) инсулин;

3) пролактин;

4) тестостерон;

5) эстрадиол.

а) только 1, 2; б) только 1, 5; в) только 2, 3; г) только 2, 4; д) 1, 2, 3.

5. Какие функции выполняет правое предсердие человека:

1) выталкивает венозную кровь в правый желудочек;

2) обеспечивает возникновение потенциала действия в сердце;

3) выделяет гормоны;

4) выталкивает артериальную кровь в правый желудочек;

5) выделяет жидкость.

а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 4; в) 1, 2, 5; г) 2, 3, 4; д) 2, 4, 5.

6. Холерный вибрион попадает в организм человека:

1) с загрязненными овощами и фруктами;

2) с водой;

3) при дыхании;

4) при использовании плохо прожаренного мяса или рыбы;

5) при загрязнении продуктов питания экскрементами животных.

а) только 1, 2; б) только 1, 5; в) только 1, 2, 4, 5; г) только 2, 4, 5; д) 1, 2, 3, 4, 5.

7. К процессам пластического обмена относят:

1) синтез АТФ;

2) фотосинтез;

3) синтез белка;

4) гликолиз;

5) синтез нуклеотидов.

а) 1, 2, 3; б) 2, 3, 4; в) 2, 3, 5; г) 2, 4, 5; д) 3, 4, 5.

8. Вирус полиомиелита поражает клетки:

1) кишечного эпителия;

2) эпителия дыхательных путей;

3) эпителия сосудов;

4) нервные клетки;

5) клетки печени.

а) только 1, 2; б) только 1, 3; в) только 1, 4; г) только 4, 5; д) 1, 3, 4, 5.

9. Показателями биологического регресса являются:

1) снижение продолжительности жизни;

2) увеличение эмбриональной смертности;

3) уменьшение видового разнообразия;

4) снижение плодовитости;

5) уменьшение размеров.

 а) только 3; б) только 1, 3; в) только 1, 2, 3; г) только 2, 3, 5; д) 1, 2, 3, 4.

10. Из Центральноамериканского центра происхождения (по Н.И.Вавилову) происходят культурные растения:

1) пшеница;

2) кукуруза;

3) рис;

4) соя;

5) подсолнечник.

а) только 1, 3; б) только 1, 5; в) только 2, 5; г) только 1, 2, 5; д) 2, 3, 5.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Окраска красных водорослей является приспособлением к фотосинтезу.

2. Все мхи относятся к низшим растениям.

3. Растения не способны усваивать свободный азот.

4. Партеногенетические самки тли всегда бескрылы, а размножающиеся половым путем – крылаты.

5. У некоторых моллюсков кишечник проходит сквозь сердце.

6. У различных сумчатых животных выводковая сумка может располагаться как на животе, так и на спине, и открываться вперед или назад.

7. Все представители типа Хордовые раздельнополые животные.

8. При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку.

9. Только что отложенное яйцо легче уже насиженного яйца с развитым зародышем.

10. Обычно у самок девятипоясного броненосца рождается по четыре детеныша, являющихся однояйцевыми близнецами.

11. Если сложить усилие, развиваемое всеми мышцами человека вместе, получится около 30 тонн.

12. В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока.

13. При тяжелой физической работе температура тела человека может подниматься до 39 градусов.

14. С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.

15. Вены от правого и левого легкого человека открываются соответственно в правое и левое предсердия.

16. Лимфатические сосуды, в отличие от венозных, не имеют клапанов.

17. Некоторые холоднокровные животные способны произвольно повышать или понижать температуру своего тела.

18. Решающую роль в видообразовании играет возникновение генетической изоляции.

19. Реакции пластического и энергетического обмена протекают в клетке одновременно.

20. Микроэволюция – это эволюция микроорганизмов.

21. Все клетки организма человека имеют одинаковый набор хромосом.

22. Лизосомы клетки возникают в результате эндосимбиоза.

23. Образовавшиеся в результате митоза эпителиальные клетки не могут еще раз сразу  митотически поделиться без интерфазы.

24. Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

25. Репликация ДНК невозможна при 70ºС.

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (за каждое задание по 2,5б). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1.

Признаки:

Систематическая группа:

1. Гаметофит раздельнополый.

2. Гаметофит обоеполый, на нем развиваются и мужские и женские гаметы.

3. Гаметофит представлен заростком.

4. Для оплодотворения необходима водная среда.

5. Для оплодотворения не нужна водная среда.

А. Покрытосеменные

Б. Папоротниковидные

2.        

   Симптом заболевания

Витамин

1. Кровоточивость десен

А. А

2. Ухудшения зрения в сумерках

Б. С

3. Выпадение зубов

4. Сухость кожных покровов

5. Поражение роговицы глаза и кожи

3.

Признаки организмов

Группы организмов

А. выделяют в особое царство

1. грибы

Б. Тело представляет собой слоевище

2. лишайники

В. Имеют плодовое тело

Г. По способу питания – автогетеротрофы

Д. Вступают в симбиоз с корнями растений

4.

Организм

Трофическая группа

А. Холерный вибрион

1. Сапрофиты

Б. Бактерия брожения

2. Паразиты

В. Туберкулезная палочка

Г. Столбнячная палочка

Д. Сенная палочка




Предварительный просмотр:

МАТРИЦА ОТВЕТОВ

Часть I (итого 30б, по 1б за верный ответ).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

а

в

г

в

в

г

а

б

г

в

11-20

а

в

б

б

г

б

а

в

г

а

21-30

г

в

б

б

г

в

б

в

б

б

Часть II (итого 20б, по 2б за верный ответ).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

г

в

б

а

а

в

в

в

а

в

Часть 3 (итого 25б, по 1б за верный ответ):

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Прав.

«Да»

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Неправ.

«Нет»

х

х

х

х

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Прав.

«Да»

х

х

х

х

Неправ.

«Нет»

х

х

х

х

х

х

х

х

Часть 4 (итого 10б, по 0,5б за верный ответ).

  1. (макс.2,5б)

Признаки

1

2

3

4

5

Систематическая группа

А

Б

Б

Б

А

2.       (макс.2,5б)

Симптомы

1

2

3

4

5

Витамин

Б

А

Б

А

А

3. (макс.2,5б)

Признаки организмов

А

Б

В

Г

Д

Группы организмов

1

2

1

2

1

4. (макс.2,5б)

Организм

А

Б

В

Г

Д

Трофическая группа

2

1

2

2

1

85б – теоретическая часть

17б – практическая часть

Всего –102б



Предварительный просмотр:

Задания практического тура

БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. 10-11 классы.

Задание 1.

  1. Определите к каким отделам скелета относятся кости, предложенные Вам для изучения (по 0,5б – всего 2,5б).
  2. Дайте им названия (по 0,5б – всего 2,5б).
  3. Опишите строение и функции каждой кости (по 1б – всего 5б).

Максимальное количество баллов – 10б.

Задание 2.

Определите, какие структуры клетки представлены на электронных микрофотографиях (максимальное количество баллов –  7б, по 1б за каждый правильный ответ).

1

2

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\Мои сканированные изображения\сканирование0022.jpg

3

4

5

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\Мои сканированные изображения\сканирование0005.jpg

6

7

           



Предварительный просмотр:

Задания практического тура

БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. 10-11 классы.

Задание 1.

  1. Определите к каким отделам скелета относятся кости, предложенные Вам для изучения (по 0,5б – всего 2,5б).
  2. Дайте им названия (по 0,5б – всего 2,5б).
  3. Опишите строение и функции каждой кости (по 1б – всего 5б).

Максимальное количество баллов – 10б.

лопатка

ключицы

бедренная

плечевая

тазовая

Задание 2.

Определите, какие структуры клетки представлены на электронных микрофотографиях (всего 7б, по 1б за каждый правильный ответ)

1

2

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\Мои сканированные изображения\сканирование0022.jpg

3

4

5

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\Мои сканированные изображения\сканирование0005.jpg

6

7

1 – а.Гольджи

2 – ядро

3 – клеточная мембрана

4 – лизосомы

5 – ЭПС (или ЭПР)

6 – хлоропласт

7 – митохондрия

           



Предварительный просмотр:

МАТРИЦА ОТВЕТОВ

КОД УЧАСТНИКА

Часть I

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

21-30

Часть II.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Часть 3.

(отмечаем Х):

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Прав.

«Да»

Неправ.

«Нет»

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Прав.

«Да»

Неправ.

«Нет»

Часть 4.

1.

Признаки

1

2

3

4

5

Систематическая группа

2.        

Симптомы

1

2

3

4

5

Витамин

3.

Признаки организмов

А

Б

В

Г

Д

Группы организмов

4.

Организм

А

Б

В

Г

Д

Трофическая группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 класс

Всероссийская олимпиада школьников по ИНФОРМАТИКЕШкольный этап. 10-11 класс...

Задания Всероссийской олимпиады школьников по математике школьный этап 11 класс

Задания Всероссийской олимпиады школьников по математике школьный этап 11 класс...

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

Материал содержит олимпиадные задания по биологии для учащихся 7 класса....

Ответы к заданиям Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку для 9-11 классов (школьный этап)

ответы к заданиям ВсОШ по английскому языку для 9-11 кл. (школьный этап)...

ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА ШКОЛЬНОГО ЭТАПА 5-9 класс

ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА ШКОЛЬНОГО ЭТАПА...

ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА 8-9 класс

ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО химии   ШКОЛЬНОГО ЭТАПА...

ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА 10-11 класс

ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО химии   ШКОЛЬНОГО ЭТАПА...