Памятка по решению задач по генетике.
материал по биологии (9, 10 класс)
Тема "Основы генетики" часто вызывает затруднения у учеников как 9, так и 10 классов. Даже хорошо усвоившие материал ученики допускают ошибки при решении простейших задач по генетике. В начале изучения раздела "Основы генетики" я прошу учеников записать в тетрадь условные обозначения и раздаю им памятки по решению задач конкретной темы. В опубликованном файле памятка, которая используется учениками при решении заданий по моно- и дигибридному скрещиванию. Разрешаю использовать эту памятку и на контрольных работах. Такие краткие инструкции заготовлены по каждой теме. За время использования они редактируются и дополняются. Ситуация с решением генетических задач сатала заметно лучше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genetika.docx | 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МОНОГИБРИДНОЕ И ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
Основные правила
- Генотип особи записываем парами генов, например, АА, Аа, аа и т.д.
- Один аллельный ген потомок (F) получает от отцовской особи, второй ген от материнской.
- Все хромосомы, соответственно и гены содержатся в каждой гамете.
- Гамета получает гаплоидный (n) набор хромосом, то есть в одной гамете может быть только один ген из пары аллельных.
- При полном доминировании, записывая фенотип особей, нужно учитывать, что особи гомогаметные по рецессивному гену, проявляют рецессивный признак, а гомозиготные по доминантному признаку и гетерозиготные – доминантный.
- При решении задач на дигибридное скрещивание нужно помнить, что для обозначения каждого признака выбираем свою букву.
- Для успешного решения задачи нужно внимательно прочитать условие и определить тип задачи.
- Лучше схему брака записывать сначала на черновике, обозначив неизвестные гены, генотипы или фенотипы условным знаком, например, «?». В результате анализа условия задачи, как правило, большая часть «?» прояснится и будет заменена на нужные обозначения.
- Решение задачи лучше начинать с выяснения генотипа особи, проявляющей рецессивный признак, так как её генотип очевиден – аа.
- Выясняя генотип особи с доминантным признаком, нужно быть внимательным, так как в этом случае возможны варианты гомогаметности (АА) и гетерогаметности (Аа). Очевидным (Аа) будет только генотип потомка, полученного при скрещивании чистых линий (АА и аа).
- Если выяснить генотип особи с доминантным фенотипом, путём анализа условия задачи не удастся, нужно будет приводить решение всех возможных вариантов скрещивания.
- При записи решения задачи, необходимо максимально подробно описать ход рассуждений, обозначить законы Менделя, которые использованы в ходе рассуждений.
Задача 1.
При скрещивании чистопородного чёрного быка с красными коровами получили 16 телят с чёрной окраской шерсти.
- Определите генотипы родителей и потомства.
- Какой закон Менделя иллюстрирует этот пример?
- Сколько типов гамет будет формироваться у потомков приведённого скрещивания.
- Какова вероятность получения телят с красной шерстью от скрещивания полученных гибридов между собой?
Задача 2.
При скрещивании дисковидной тыквы с жёлтыми плодами с тыквой, имеющей круглые плоды и белую окраску кожуры, всё потомство получилось с дисковидной формы с белой кожурой.
- Определите генотипы родительских форм.
- Сколько типов гамет формируется у белоплодной тыквы с круглыми плодами?
- Запишите схему скрещивания.
- Возможно ли получить тыкву с плодами округлой формы и с жёлтой окраской кожуры, если скрестить полученные гибриды?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "Решение задач по генетике".
Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...
Технологическая карта урока по технологии РКМ "Решение задач по генетике" с презентацией и самоанализом
Сформировать понятие о прямой зависимости самочувствия и работоспособности человека от планирования видов деятельности в соответствии с циркадными и циркадианными ритмами....
Решение задач по генетике
Предлагаются задачи по генетике в 11 классе...
"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "
Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....
программа элективного курса "Решение задач по генетике"
Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...
Урок решения задач по генетике.
План урока-ролевой игры по биологии в 10 классе. Решение задач по генетике....
Генетика . Алгортм решения задач по генетике.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ 1.Внимательно прочитав условие задачи, записать его, выделив доминантные и рецессивные признаки и используя принятую генетическую символику и сокращения (феноти...