Развитие умения смыслового чтения
материал для подготовки к егэ (гиа)

Цынгуева Дарима Зыгбаевна

Развитие умения смыслового чтения от начальных классов до ЕГЭ и ВПР.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ: ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДО ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ И ВПР

Слайд 2

Начальная школа Примерная программа В процессе изучения курса «Иностранный язык» младшие школьники: совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.); овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы, контекст; Совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; учатся осуществлять, самоконтроль, самооценку; учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).

Слайд 3

Основная школа Примерная программа В чтении: читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания; читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов; смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию; выражать свое мнение; читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.

Слайд 4

Что же такое « смысловое чтение» ?

Слайд 5

Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; развитие смыслового чтения , включая умение определять тему , прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль , главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Слайд 6

Смысловое чтение — осмысленное извлечение и преобразование информации, содержащейся в тексте. УУД в процессе смыслового чтения направлены на выполнение соответствующего учебного задания . (Р.П. Мильруд Универсальные учебные действия как сверхзадача обучения // Научный диалог. 2016. №1 (49) С.272-284 )

Слайд 7

Смысловое чтение Смысловое чтение , направленное на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, заданного целью чтения, превращает школьника в субъекта учебной деятельности, повышая его активность и самостоятельность на любой ступени образования . Цель , которую ставит перед собой читатель , обусловливает как способ чтения (вслух или про себя), так и вид чтения (с полным пониманием, с извлечением необходимой информации, с пониманием основной идеи прочитанного). http:// 6cool.org.ru/files/u1/SbornikCmsclovoeChtenie.pdf

Слайд 8

Виды чтения ознакомительное чтение , направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение , имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта ;

Слайд 9

Смысловое чтение В концепции универсальных учебных действий ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с: осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; определением основной и второстепенной информации; формулированием проблемы и главной идеи текста .

Слайд 10

Один из главных критериев уровня навыка чтения - ПОЛНОТА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА , т.е.: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, назначения текста; умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать общий смысл текста; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить рисунок; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей и т.д.); нахождение информации (умение пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе );

Слайд 11

интерпретация текста ( умение сравнить и противопоставить заключённую в нём информацию разного характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста); рефлексия содержания текста ( умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников , оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся); рефлексия на форму текста ( умение оценивать не только содержание текста, но и его форму , а в целом - мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений).

Слайд 12

Метапредметный портфель предназначен для мониторинга достижения метапредметных результатов методом портфолио; содержит метапредметные задания на английском языке; по тематическому содержанию и языковому наполнению соответствует Примерной программе по иностранному языку для начальной школы; включает подробные методические рекомендации для педагога; может использоваться с любым учебником английского языка для начальной школы.

Слайд 14

Поисковое чтение + к рубрике Mind (5 хобби и подсказка ) еще легко находятся, по аналогии, 11 хобби в тексте, заканчивающиеся на – ing .

Слайд 15

1 4

Слайд 16

1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 5 5 6 7 8

Слайд 17

Особенности книг для чтения серии « Read up !» Цель: способствовать становлению ученика как компетентного читателя Деятельностный подход к обучению чтению Аутентичность текстов и заданий Жанровое разнообразие Исследовательско-творческий характер заданий Рефлексивный подход Интеграция видов речевой деятельности Подготовка к итоговой аттестации

Слайд 18

Разнообразие жанров 2-4 классы 5-9 классы 10-11 классы Сказки Рассказы Пословицы, поговорки, скороговорки, загадки Комиксы Информационные тексты Стихи Инструкции Басни Легенды Письма Сказки Мифы Легенды Басни Объявления Правила Инструкции Расписания Программы мероприятий Отрывки из художественных произведений (повестей, романов) Стихи Научно-популярные тексты (энциклопедические, журнальные) Вебсайты / вебстраницы Интервью Словарные и энциклопедические статьи Рекламные тексты (буклеты, объявления) Биографии Отрывки из исторических произведений Отрывки из художественных произведений (повестей, романов) Научно-популярные статьи Вебсайты Драматургия Мемуары

Слайд 19

Смысловое чтение Чтение с пониманием основной идеи прочитанного

Слайд 21

Чтение с извлечением нужной информации

Слайд 22

Чтение с извлечением нужной информации

Слайд 23

Чтение с извлечением нужной информации

Слайд 24

Типичные трудности в разделе «Чтение» Не умеют выделять ключевые слова; не умеют игнорировать незнакомые слова и информацию, не требующуюся для понимания основного содержания текста или запрашиваемой информации; не опираются на смысл текста, а опираются на выхваченные отдельные знакомые слова; недостаточно развита языковая догадка.

Слайд 25

ЕГЭ. Тренировочные упражнения

Слайд 26

ЕГЭ. Тренировочные упражнения

Слайд 27

ЕГЭ. Тренировочные упражнения

Слайд 28

Выводы ФГОС включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров» Смысловое чтение — осмысленное извлечение и преобразование информации, содержащейся в тексте. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг сформированности умения смысловое чтение

Исследование проблемы в основной школе....

Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках математики.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер. Э...

Методическая тема "Развитие умений смыслового чтения в процессе обучения биологии в 9-ом классе"

Анализ работы по развитию умений смыслового чтения у обучающихся с девиантным поведением....

Опыт работы "Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития предметных и метапредметных результатов"

Методы и приемы, используемые на уроках для формирования смыслового чтения как  метапредметного образовательного результатаЦель смыслового чтения состоит в максимальном точном и полном понимании ...