Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования «Баргузинский район» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения «Гусихинская основная общеобразовательная школа»
_____________________________________________________________________________________________
671621 Республика Бурятия. Баргузинский район. С. Гусиха, ул.Баргузинская 8, тел 89243528829Gusschool1@rambler.ru
Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора по УВР Директор школы:
_________ О.С.Цыренова ____________Г.В. Бориско
Программа по внеурочной деятельности
«Юный биолог»
5 – 9 классов
на 2021-2022 учебный год
Составил:
учитель биологии 1 категории
Бориско Г.В..
2021
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалог)
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни
Способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
Познавательные универсальные учебные действия
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Предметными результатами освоения курса являются следующие умения:
пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
приобретать навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты .процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности.
1.Введение (1 час)
Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.
2. Природа под микроскопом (5 ч)
Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.
Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотической клетки. Деление клетки. Митоз и мейоз. Неклеточные формы.
Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Исследования природы с помощью микроскопа.
Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука, клеток листа элодеи, плодов томата, шиповника. Виды тканей, отличие растительной ткани от животной, особенности строения и функции тканей. Работа с готовыми препаратами тканей.
Творческая мастерская «Создание модели клетки из пластилина».
Форма организации и вид деятельности: практикум, семинарское занятие, тренировочные
упражнения
3. Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 часов)
Сезонность в природе. Фенологические наблюдения.
Экскурсия №1 «Сезонные изменения в жизни растений»
Экскурсия на школьный участок, знакомство с растения разных жизненных форм, осенние явления в жизни растений Заготовка растений для определения и гербария. Оформление отчёта экскурсии.
Растения - синоптики, растения - индикаторы загрязнения.
Эволюция растительного мира.
Понятие «орган». Органы цветкового растения.
Тайна семени (особенности строения семян). Химический состав семени. Прорастание семян.
Вегетативные органы цветкового растения. Развитие корня из зародышевого корешка. Корневая система и процессы жизнедеятельности с ней связанные.
Вегетативные органы цветковых растений: побег. Рост и развитие побега. Строение видоизменённых подземных побегов. Внешнее и клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение кожицы и основной ткани листа герани.
Сравнительный анализ строения жилки листа и стебля.
Генеративные органы растения: цветок. Разнообразие плодов и семян.
Форма организации и вид деятельности: практикум, семинарское занятие, тренировочные
упражнения, экскурсия, исследовательская работа с ресурсами Интернет и справочниками
4.Тайны жизни растений.(6 часов)
Жизнедеятельность организмов: минеральное и воздушное питание растений. Сравнительная характеристика питания растений и животных.
Процессы дыхания и транспирации. Движение растений.
Растение- живой организм. Взаимосвязь между органами растения. Обмен веществ и энергии- основное свойство живых организмов.
Способы размножения растений. Размножение споровых растений.
Сравнительная характеристика полового размножения голосеменных и покрытосеменных растений.
Исследовательский проект: «Вегетативное размножение. Черенкование комнатных растений. Использование вегетативного размножения человеком»
Форма организации и вид деятельности: практикум, семинарское занятие, тренировочные
упражнения, экскурсия, исследовательская работа с ресурсами Интернет и справочниками
5.Систематика. (3 часа)
Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.
Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам.
Экскурсия №2 «Разнообразие растений нашей местности, их мест обитания. Распознавание местных видов растений».
6. Организм и среда обитания. Экосистема. (4 часа)
Среда обитания и экологические факторы, их влияние на растения.
Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы.
Взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.
Экскурсия №3 «Растительное сообщество».
Творческий проект: «Природные сообщества родного края»
Форма организации и вид деятельности: практикум, семинарское занятие, тренировочные
упражнения, экскурсия, проектная работа с ресурсами Интернет и справочниками
7. Области использования растений .Влияние хозяйственной деятельности растения (5 часов)
Роль растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения и биологически активные вещества. Охрана, рациональное использование и восстановление растительных ресурсов и животных в планетарном масштабе как важнейшая международная задача. Растения Красной книги Приморского края и меры по их охране.
Биологическое сочинение по выбору: «Что я хочу рассказать о живом организме», «Один день из жизни…»
Демонстрации: живых объектов, гербариев, муляжей, коллекций плодов и семян, представителей разных таксонов и экосистем региона.
Экскурсии:
«Сезонные изменения в жизни растений (весна, осень, зима)»;
«Разнообразие растений нашей местности, их мест обитания. Распознавание местных видов растений».
«Растительное сообщество».
Тематическое планирование
№ | ТЕМА | Часы | Практическая часть | Всего |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Природа под микроскопом | 5 | 3 | 5 |
3 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 11 | 6 | 11 |
4 | Тайны жизни растений | 6 | 3 | 6 |
5 | Систематика | 3 | 1 | 3 |
6 | Организм и среда обитания. Экосистема. | 4 | 4 | |
7 | Области использования растений .Влияние хозяйственной деятельности растения | 4 | 1 | 4 |
ИТОГО | 34 | 14 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1. | Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. | 1 | |||
2 | Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотической клетки. Неклеточные формы. | 1 | |||
3 | Деление клетки. Митоз и мейоз. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. П/р «Определение органоидов растительной клетки на таблице» | 1 | |||
4 | Л/р «Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука, клеток листа элодеи, плодов томата, шиповника». Виды тканей, отличие растительной ткани от животной, особенности строения и функции тканей. Работа с готовыми препаратами тканей. Творческая мастерская «Создание модели клетки из пластилина». | 1 | |||
5 | Практическое занятие: «Клеточный и тканевой уровни организации растительного организма». Вопросы из ОГЭ и олимпиадных заданий. | 1 | |||
6 | Сезонность в природе. Фенологические наблюдения. Экскурсия №1 «Сезонные изменения в жизни растений» Растения - синоптики, растения - индикаторы загрязнения. | 1 | |||
7 | Сравнение в строении и жизнедеятельности бактерий с другими организмами. Симбиоз высших растений и бактерий. | 1 | |||
8 | Эволюция растительного мира. Уровень организации растительных организмов: орган. Понятие «орган». Органы цветкового растения. | 1 | |||
9 | Тайна семени (особенности строения семян). П/Р «Химический состав семени. Прорастание семян» | 1 | |||
10 | Вегетативные органы цветкового растения. Развитие корня из зародышевого корешка. Л/р «Корневая система и процессы жизнедеятельности с ней связанные. Типы корневых систем» | 1 | |||
11 | Вегетативные органы цветковых растений: побег. П/р « Строение видоизменённых подземных побегов» | 1 | |||
12 | Внешнее и клеточное строение листа. Видоизменения листьев. П/р « Строение кожицы и основной ткани листа герани» | 1 | |||
13 | Л/ р « Сравнительный анализ строения жилки листа и стебля» Тестирование по теме: «Вегетативные органы цветковых растений» | 1 | |||
14 | Генеративные органы растения: цветок. П/ р « Определение частей цветка. Формула цветка. Разнообразие соцветий по гербарному материалу» | 1 | |||
15 | Плод -зрелый цветок. П/р «Разнообразие плодов и семян». | 1 | |||
16 | Тестирование по теме: «Вегетативные и генеративные органы цветковых растений». Олимпиадные вопросы анатомо-морфологической направленности по теме: «Высшие растения» | 1 | |||
17 | Жизнедеятельность организмов: минеральное и воздушное питание растений. Сравнительная характеристика питания растений и животных. | 1 | |||
18 | Процессы дыхания и транспирации. Л/р «Транспорт веществ в организме» . Движение растений. | 1 | |||
19 | Растение- живой организм. Взаимосвязь между органами растения. Обмен веществ и энергии- основное свойство живых организмов. Задания по практическому применению знаний о процессах жизнедеятельности растений. | 1 | |||
20 | Способы размножения растений. Размножение споровых растений. П/р с таблицами и схемами: « Особенности размножения споровых растений. Вегетативное размножение» | 1 | |||
21 | Сравнительная характеристика полового размножения голосеменных и покрытосеменных растений. | 1 | |||
22 | Исследовательский проект: «Вегетативное размножение. Черенкование комнатных растений. Использование вегетативного размножения человеком» | 1 | |||
23 | Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. | 1 | |||
24 | П/работа с гербарным материалом: « Признаки растений, относящихся к различным семействам. Формулы цветка». | 1 | |||
25 | Экскурсия №2 «Разнообразие растений нашей местности, их мест обитания. Распознавание местных видов растений». Тематический контроль знаний по теме: « Классификация растений» | 1 | |||
26 | Организм и среда: факторы среды и их влияние на растения. Л/ р: «Анатомическое строение листовых пластинок растений разных экологических групп». | 1 | |||
27 | Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой. | 1 | |||
28 | Экскурсия №3 «Растительное сообщество». Разработка творческого проекта: «Природные сообщества родного края» | 1 | |||
29 | Защита творческого проекта: «Природные сообщества родного края» | 1 | |||
30 | Роль растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения и биологически активные вещества. | 1 | |||
31 | Презентация: «Охрана, рациональное использование и восстановление растительных ресурсов и животных в планетарном масштабе как важнейшая международная задача» | 1 | |||
32 | Растения Красной книги Республики Бурятия и меры по их охране. | 1 | |||
33 | Биологическое сочинение по выбору: «Что я хочу рассказать о живом организме», «Один день из жизни…» | 1 | |||
34 | Представление результатов работы. Анализ работы . Итоговый контроль по программе кружка. | 1 | |||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...