Познавательное мероприятие с элементами мозгового штурам
учебно-методический материал по биологии
Данное мероприятие призвано обратить внимание детей на проблему сокращения биологического разнообразия и её последствиях. Отдельный акцент сделан на роли человека в создании или решении данной проблемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny-i-posledstviya-vymiraniya-zhivotnyh.zip | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Приветствие
Вымирание — явление в биологии и экологии, заключающееся в исчезновении (смерти) всех представителей определённого биологического вида. При особо частых случаях вымирания биологических видов за короткий промежуток времени обычно говорят о массовом вымирании.
О массовом вымирании каких организмов вам известно? Когда оно произошло?
Итак, динозавры…
Пока штурмовики работают мы с вами поиграем за медальки биологического эрудита.
Кто знает большое количество названий динозавров. Поднимаем руку, не выкрикиваем. Повторяться нельзя. Кто последний назовет динозавра, тот и победил в нашем соревновании.
Итак штурмовики готовы. Зачитываете гипотезы, я их записываю и вывожу на экран. В это время критики начинают работать (рассматриваете каждую свою гипотезу в порядке очереди и готовитесь к выступлению)
После слайда с гистограммой. В чем же причина вымирания современного. Ведь нет ни метиоритов, ни похоладаний
Вдумайтесь, сегодня на пороге полного исчезновения находятся треть всех видов амфибий, четверть млекопитающих и каждая восьмая разновидность птиц! Вымирание грозит почти 16 тысячам (16000) видов. И хотя все они занесены в красный список, это, к сожалению, не гарантирует им выживание. Если мы не предпримем серьезных и решительных мер, 50% природного разнообразия погибнет в ближайшие сто лет.
Уже сегодня ясно, что некоторые виды не удастся спасти при всем желании. Придет время и из под красной обложки они перекочуют в гораздо более страшное издание — Черную книгу. Что это за издание
Этот позорный список уничтоженных живых существ человечество открыло 500 лет назад.
ДРОНТ
- В конце 16 века эти острова открыли европейцы, и процветание дронтов кончилось. Истребление этих птиц произошло так быстро, что не удалось сохранить даже музейных чучел, остались лишь лапа и голова дронта. Избиение дронтов начали матросы, стосковавшиеся по свежему мясу во время морских странствий. Они убивали птиц просто палками, а те никуда не убегали, полностью потеряв за тысячелетия безбедной жизни инстинкт самосохранения. Моряки называли их по-испански «додо»- глупец, дурак.
- Довершили уничтожение «додо» собаки и кошки, они разоряли гнёзда, расположенные на земле. Поскольку самка дронта откладывала всего одно яйцо и высиживала почти 2 месяца, то понятно, что поголовье пернатых нелетающих гигантов быстро таяло.
Обыкновенный дронт вымер около 1680 года… Белый дронт вымер в 30-е годы 18 века…Дронт-отшельник продержался до начала 19 века.
Тасманский волк
Последее место, где обитал сумчатый волк в дикой природе, были горы и леса Тасмании, хотя раньше это самое крупное сумчатое хищное млекопитающее обитало и на равнинах Австралии, и на острове Новая Гвинея. Ученые, как всегда, расходятся в датах, но не будем придираться к цифрам, а примем на веру, что около шести тысяч лет назад то ли аборигены, то ли выходцы из Юго-Восточной Азии завезли на континент собаку динго, которая к тому времени была милым домашним животным. Но, попав на континент, кишащий сумчатой дичью и, практически не встретив конкурентов, собаки расселились по всей Австралии и ближайшим островам, став, таким образом, единственнным плацентарным хищником на материке и островах.
Динго, сплотившись в стаи, успешно потеснили одиночек тилацинов, лишь изредка собиравшихся парами или небольшими семействами для охоты, а впоследствии, возможно, и вовсе стали причиной их вымирания.
Не проникли динго по счастливой случайности лишь на Тасманию, ставшую для тилацинов своеобразным убежищем, в котором они разрезвились не по-детски. Разоренные птичники, пропажа тушек животных, попавших в капкан, таинственное исчезновение мелких домашних животных – вот не весь перечень «преступлений» полосатых сумчатых хулиганов. Дошло до того, что местные жители заподозрили воришек в пропаже овец, что больше похоже на выдумки, хотя как знать? В распространении этих слухов, видимо, не последнюю роль сыграла эта дурацкая привычка широко раскрывать пасть при зевке. Тасманцы пугали тигроволками своих непослушных детей, красочно рассказывая им о невероятной свирепости и кровожадности тилацинов, и для верности конечно же, смакуя натуралистические подробности.
Массовый психоз перерос в массовое истребление - началась страшная травля тилацинов. В тридцатых годах XIX в. несчастных животных бесконтрольно отстреливали и отлавливали десятками, сотнями, так что уже в шестидесятые годы тилацины сохранились только в труднодоступных горных и лесных районах Тасмании. В начале прошлого столетия в результате собачьей чумы, которой они оказались подвержены, вымерли почти все тилацины.
Последний из диких тилацинов был убит 13 мая 1930 года.
Критерии оценивания гипотез
- Принципиальная возможность доказать или опровергнуть гипотезу (т.е. можно предложить план исследований для её проверки)
- Опирается на современные представления о мироздании
- Не противоречит здравому смыслу, логике, имеющимся научным представлениям
По каждой гипотезе нужно прокомментировать соответствует ли каждому критерию или нет, объяснить почему.
По итогам критике сделать вывод о том, какие гипотезы не прошли проверку на критичность, а какие следует внимательно изучать и проверять
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"
тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...
Познавательная беседа с элементами игры На тему «История Свердловской области»
Цель: Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Екатеринбурга.Актуализировать и развить знания детей о достиж...
Познавательная беседа с элементами игры На тему «История Свердловской области»
Цель: Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Екатеринбурга.Актуализировать и развить знания детей о достиж...
Авторская разработка "Интеллектуально-познавательная игра с элементами тренинга «Алгоритм здорового образа жизни»
Форма: интеллектуально-познавательная игра с элементами тренингаЦели и задачи:1.Расширить представления учащихся о понятии «здоровье»2. Выработать четкую позицию отказа от вредных привычек3. Ориентиро...
Конспект занятия «Радужные пузыри» - познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей средней группы.
Конспект занятия «Радужные пузыри» - познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей средней группы.Тема: Радужные пузыри.Цель: Упражнять детей в использовании органов чувств при обс...
Информационно- познавательный час с элементами дискуссии с учащимися 8- 11 классов на тему: «Анатомия патриотизма без экстремизма»
Занятие посвящено решению проблемы: каким образом следует воспринимать скинхедов как патриотов, экстремистов, представителей молодёжной субкультуры? Об актуальности этой темы говорят участ...
классный час с использование элементов мозгового штурма
разработка классного часа...