Познавательное мероприятие с элементами мозгового штурам
учебно-методический материал по биологии

Данное мероприятие призвано обратить внимание детей на проблему сокращения биологического разнообразия и её последствиях. Отдельный акцент сделан на роли человека в создании или решении данной проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prichiny-i-posledstviya-vymiraniya-zhivotnyh.zip2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Приветствие

Вымирание — явление в биологии и экологии, заключающееся в исчезновении (смерти) всех представителей определённого биологического вида. При особо частых случаях вымирания биологических видов за короткий промежуток времени обычно говорят о массовом вымирании.

О массовом вымирании каких организмов вам известно? Когда оно произошло?

Итак, динозавры…

Пока штурмовики работают мы с вами поиграем за медальки биологического эрудита.

Кто знает большое количество названий динозавров. Поднимаем руку, не выкрикиваем. Повторяться нельзя. Кто последний назовет динозавра, тот и победил в нашем соревновании.

Итак штурмовики готовы. Зачитываете гипотезы, я их записываю и вывожу на экран. В это время критики начинают работать (рассматриваете каждую свою гипотезу в порядке очереди и готовитесь к выступлению)

После слайда с гистограммой. В чем же причина вымирания современного. Ведь нет ни метиоритов, ни похоладаний


Вдумайтесь, сегодня на пороге полного исчезновения находятся треть всех видов амфибий, четверть млекопитающих и каждая восьмая разновидность птиц! Вымирание грозит почти 16 тысячам (16000) видов. И хотя все они занесены в красный список, это, к сожалению, не гарантирует им выживание. Если мы не предпримем серьезных и решительных мер, 50% природного разнообразия погибнет в ближайшие сто лет.

Уже сегодня ясно, что некоторые виды не удастся спасти при всем желании. Придет время и из под красной обложки они перекочуют в гораздо более страшное издание — Черную книгу. Что это за издание

Этот позорный список уничтоженных живых существ человечество открыло 500 лет назад.

ДРОНТ

  • В конце 16 века эти острова открыли европейцы, и процветание дронтов кончилось. Истребление этих птиц произошло так быстро, что не удалось сохранить даже музейных чучел, остались лишь лапа и голова дронта. Избиение дронтов начали матросы, стосковавшиеся по свежему мясу во время морских странствий. Они убивали птиц просто палками, а те никуда не убегали, полностью потеряв за тысячелетия безбедной жизни инстинкт самосохранения. Моряки называли их по-испански «додо»- глупец,  дурак.
  •  Довершили уничтожение «додо» собаки и кошки, они разоряли гнёзда, расположенные на земле. Поскольку самка дронта откладывала всего одно яйцо и высиживала почти 2 месяца, то понятно, что поголовье пернатых нелетающих гигантов быстро таяло.

Обыкновенный дронт вымер около 1680 года… Белый дронт вымер в 30-е годы 18 века…Дронт-отшельник продержался до начала 19 века.

Тасманский волк

Последее место, где обитал сумчатый волк в дикой природе, были горы и леса Тасмании, хотя раньше это самое крупное сумчатое хищное млекопитающее обитало и на равнинах Австралии, и на острове Новая Гвинея. Ученые, как всегда, расходятся в датах, но не будем придираться к цифрам, а примем на веру, что около шести тысяч лет назад то ли аборигены, то ли выходцы из Юго-Восточной Азии завезли на континент собаку динго, которая к тому времени была милым домашним животным. Но, попав на континент, кишащий сумчатой дичью и, практически не встретив конкурентов, собаки расселились по всей Австралии и ближайшим островам, став, таким образом, единственнным плацентарным хищником на материке и островах. 
Динго, сплотившись в стаи, успешно потеснили одиночек тилацинов, лишь изредка собиравшихся парами или небольшими семействами для охоты, а впоследствии, возможно, и вовсе стали причиной их вымирания. 
     Не проникли динго по счастливой случайности лишь на Тасманию, ставшую для тилацинов своеобразным убежищем, в котором они разрезвились не по-детски. Разоренные птичники, пропажа тушек животных, попавших в капкан, таинственное исчезновение мелких домашних животных – вот не весь перечень «преступлений» полосатых сумчатых хулиганов. Дошло до того, что местные жители заподозрили воришек в пропаже овец, что больше похоже на выдумки, хотя как знать? В распространении этих слухов, видимо, не последнюю роль сыграла эта дурацкая привычка широко раскрывать пасть при зевке. Тасманцы пугали тигроволками своих непослушных детей, красочно рассказывая им о невероятной свирепости и кровожадности тилацинов, и для верности конечно же, смакуя натуралистические подробности. 
     Массовый психоз перерос в массовое истребление - началась страшная травля тилацинов. В тридцатых годах XIX в. несчастных животных бесконтрольно отстреливали и отлавливали десятками, сотнями, так что уже в шестидесятые годы тилацины сохранились только в труднодоступных горных и лесных районах Тасмании. В начале прошлого столетия в результате собачьей чумы, которой они оказались подвержены, вымерли почти все тилацины. 
     Последний из диких тилацинов был убит 13 мая 1930 года.


Критерии оценивания гипотез

  1. Принципиальная возможность доказать или опровергнуть гипотезу (т.е. можно предложить план исследований для её проверки)
  2. Опирается на современные представления о мироздании
  3. Не противоречит здравому смыслу, логике, имеющимся научным представлениям

По каждой гипотезе нужно прокомментировать соответствует ли каждому критерию или нет, объяснить почему.

По итогам критике сделать вывод о том, какие гипотезы не прошли проверку на критичность, а какие следует внимательно изучать и проверять


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...

Познавательная беседа с элементами игры На тему «История Свердловской области»

Цель:             Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Екатеринбурга.Актуализировать и развить знания детей о достиж...

Познавательная беседа с элементами игры На тему «История Свердловской области»

Цель:             Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Екатеринбурга.Актуализировать и развить знания детей о достиж...

Авторская разработка "Интеллектуально-познавательная игра с элементами тренинга «Алгоритм здорового образа жизни»

Форма: интеллектуально-познавательная игра с элементами тренингаЦели и задачи:1.Расширить представления учащихся о понятии «здоровье»2. Выработать четкую позицию отказа от вредных привычек3. Ориентиро...

Конспект занятия «Радужные пузыри» - познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей средней группы.

Конспект занятия «Радужные пузыри» - познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей средней группы.Тема: Радужные пузыри.Цель: Упражнять детей в использовании органов чувств при обс...

Информационно- познавательный час с элементами дискуссии с учащимися 8- 11 классов на тему: «Анатомия патриотизма без экстремизма»

Занятие посвящено решению проблемы: каким образом следует воспринимать скинхедов как  патриотов, экстремистов,  представителей молодёжной субкультуры? Об актуальности этой темы говорят участ...