Конспект урока "Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс".
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Разработка урока "Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
01_pk_uroka_vliyanie.docx | 991.18 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс. Урок № ___ Дата_______
Тема: Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс.
Цель урока: узнать о природе, механизмах и значении стресса.
Задачи урока: а) Образовательные: сформировать общее представление о психическом здоровье человека; б) Воспитательные: показать, что нервное напряжение и отрицательные эмоции могут приводить к нарушению всех органов и систем; в) Развивающие: показать, что психическое состояние и здоровье человека тесно связаны между собой.
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знают сущность понятия «стресс», механизмы развития стрессовой реакции, факторов, вызывающих стрессовые реакции, влияние стресса на организм человека, пути профилактики стресса. | Регулятивные УУД: владение умениями совместной деятельности; согласование и координация результатов своей деятельности; оценка своих учебных достижений, успехов одноклассников. Познавательные УУД: понимание сути методов изучения природы, расширения знаний, учащихся о методах изучения природы, особой роли наблюдений для изучения природы. Коммуникативные УУД: использование для решения задач различных источников информации; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности. | Формируют ответственное отношение к обучению; -развивают познавательный интерес; формируют ценностное отношение к своему здоровью.
|
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия и термины: психические процессы, страх, стресс, неврозы, неврастения, невроз навязчивых состояний, истерия, психастения.
Связь с ранее изученным материалом: работа высшей нервной деятельности.
Методы: объяснение, беседа, наглядный.
Формы работы: фронтальная, в парах.
Оборудование и материалы: ЭОР, презентация.
Структура и содержание урока.
- Проверка домашнего задания.
Вопросы к учащимся:
- Что такое сон?
- Какие изменения в организме происходят во время медленного и быстрого сна?
- Какое значение имеет медленный и быстрый сон?
- Что является основой сновидений?
- Какие правила гигиены сна необходимо соблюдать и для чего?
- Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.
Ежедневно наш организм подвергается действию факторов окружающей среды.
Вопросы к учащимся:
- Как называются крайние, весьма жесткие факторы, действующие на организм?
- Оказывают ли они влияние на здоровье человека?
- Какая тема сегодняшнего урока?
- Какова цель нашего урока?
- Изучение нового материала.
План.
- Стресс.
- Стадии стресса.
- Профилактика стресса.
Рассказ учителя с частичными записями в тетради.
Жизнь современного человека трудно представить без состояний напряжения. Особенно сильное напряжение регуляторных систем организма вызывают факторы социальной среды.
Что такое стресс? В переводе с английского стресс - напряжение. Стресс - это общая неспецифичная нейрогуморальная реакция организма на влияние разных факторов - стрессоров, предъявляющих организму повышенное требование. Наиболее частым стрессором являются эмоциональные раздражители (Слайд 2).
В 1936 г Ганс Селье ввёл понятие «стресс» и сформулировал концепцию стресса (Слайд 3).
Какие виды стресса выделяют? Выделяют:
- Эмоциональный стресс (возникает при переживаниях унижения, вины, гнева и обиды и т.д.);
- Физический стресс (жара, холод, воздействие шума, вибраций и т.д.);
- Психологический стресс (информационная перегрузка, конфликты с родителями, одноклассниками и т.д.);
- Профессиональный (перегрузка работой, отсутствие четких обязанностей, некорректное поведение коллег и т.д.);
- Операционный стресс (реакция организма на хирургическую операцию, роды);
- Посттравматический стресс (после перенесения травмы, тяжелого заболевания) (Слайд 4).
Выделяют полезный и вредный стресс (дистресс). Полезный стресс мобилизирует возможности организма, повышает устойчивость к различным заболеваниям. Например, закаливание. Дистресс в свою очередь снижает сопротивляемость организма, вызывает ухудшение здоровья.
ФИЗМИНУТКА
Как развивается дистресс? Дистресс развивается в три стадии:
Тревога - состояние настороженности и напряженности (Слайд 6).
Сопротивление - сбалансированное расходование адаптационных возможностей организма (Слайд 7).
Истощение - организм не способен к сопротивлению и взывает о помощи (Слайд 8).
Можно ли защитить свой организм от стресса? Существует ряд рекомендаций для профилактики стресса:
- Успешная деятельность;
- Любимая музыка;
- Общение с природой;
- Общение с близкими людьми;
- Общение с домашними животными;
- Режим дня; полноценный сон;
- Юмор, смех;
- Вкусная еда;
- Массаж;
- Баня;
- Танцы;
- Йога.
- Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
Вопросы к учащимся (Слайды 9 – 16):
- Теорию стресса создал ученый а) Грегор Мендель; б) Ганс Селье; в) Гюго де Фриз; г) томас Морган.
- Верны ли следующие суждения о стрессе: А. Стрессы бывают вредные и полезные. Б. Дистресс может повышать адаптационные возможности организма. а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны.
- Вторая стадия дистресса называется а) мобилизация; б) тревога; в) сопротивление; г) истощение.
- Что из перечисленного относят к эмоциональному стрессу а) сильный холод; б) конфликты с родителями; в) чувство обиды; г) перегрузка на работе.
- Что из перечисленного относят к психологическому стрессу а) послеродовой стресс; б) жара; в) тревога перед контрольной; г) конфликт с родителями.
- Что не относится к профилактике стресса а) апатия; б) занятия спортом; в) активный отдых; г) танцы.
- Что будет способствовать противостоянию стресса а) высокая раздражительность; б) успешная деятельность; в) повышенное сердцебиение; г) гнев.
Взаимопроверка и самопроверка.
- Домашнее задание: § 14, записи в тетради выучить. Индивидуальное задание: подготовить социальную рекламу «Стресс в жизни подростка, его профилактика».
Выставление отметок.
Рефлексия: Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Больше всего на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке я затруднялся…
Хронометраж урока:
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся. | 5 мин. |
Изучение нового материала. | 30 мин. |
Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся. | 8 мин. |
Домашнее задание. | 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физиология стресса или "Как пережить экзаменационный стресс без ущерба для организма человека"
Влияние стресса на организм человека и пути его продоления...
Комплексное воздействие факторов среды на организм человека
Как любые живые организмы, человек живет в окружающей его среде. Вся совокупность экологических факторов прямо или косвенно воздействуют на него. Но человек – уникальный вид живого мира, п...
АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА К ФАКТОРАМ СРЕДЫ.
Презентация по естествознанию в 11 классе....
Вредные факторы производственной среды и их влияние на организм человека
Проблема повышения безопасности жизнедеятельности человека занимает главное место в стратегии выживания человечества. Для устранения и снижения влияния на организм человека детально рассматриваю...
конспект урока "Влияние спиртов на организм человека"
конспект урока с использованием сингапурских методик...
Конспект урока биологии 9 класс "Влияние природных факторов на организм человека"
Урок с применением элементов технологии критического мышления....