Смысловое чтение на уроках биологии: разработка типовых заданий для анализа текстовой информации
учебно-методический материал по биологии (9 класс)

Сидорова Галина Васильевна

Для учителя биологии ценным источником для разработки собственных заданий по формированию читательской и естественнонаучной грамотности могут служить статьи Красных книг Тульской области и России. У учащихся расширяется кругозор и представление о животном и растительном мире страны и региона, формируется бережное отношение к малочисленным видам. Примеры таких заданий представлены ниже, в качестве шаблона использовано типовое задание формата ОГЭ (линия 22).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_na_urokah_biologii.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловое чтение на уроках биологии: разработка типовых заданий для анализа текстовой информации

Умение работать с текстом, анализировать его, находить нужную информацию и интерпретировать ее – важнейшие метапредметные навыки учащихся. Биология как учебный предмет с большим массивом накопленной теории обладает высоким потенциалом для формирования читательской грамотности обучающихся.  Систематическая работа на уроке с учебником не в полной мере способна решить эту задачу, необходимо отрабатывать умение работать с неадаптированными биологическими текстами, реализовывать принципы научности и связи с жизнью. В ряде оценочных процедур по биологии (ВПР, ОГЭ, оценка естественнонаучной грамотности) конструктив задания предполагает наличие базовой тестовой информации, анализ которой приводит к ответу на поставленные вопросы.

Для учителя биологии ценным источником для разработки собственных заданий по формированию читательской и естественнонаучной грамотности могут служить статьи Красных книг Тульской области и России. У учащихся расширяется кругозор и представление о животном и растительном мире страны и региона, формируется бережное отношение к малочисленным видам.

Примеры таких заданий представлены ниже, в качестве шаблона использовано типовое задание формата ОГЭ (линия 22).  

  1. Известно, что выдры — хищные животные семейства куньих, ведущие водный образ жизни. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этих животных. В ответе укажите цифры соответствующих утверждений в порядке возрастания.

Выдры не очень крупные звери: длина тела у большинства видов не превышает 1 м, а вес 10-12 кг.

Обитают выдры на всех континентах, кроме Австралии.

Окраска у всех видов выдр бурая с более светлым горлом и брюшком.

Все виды выдр питаются преимущественно рыбой, иногда дополняя ее ракообразными, моллюсками, яйцами птиц или наземными грызунами.

Во время погружения под воду ноздри и уши выдры смыкаются, а под водой она может пробыть до 5 минут.

  1. Известно, что Обыкновенный нанду (Rhea americana) — крупная нелетающая птица из семейства нанду, эндемик открытых пространств Южной Америки. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. В ответе укажите цифры соответствующих утверждений в порядке возрастания.

Распространен обыкновенный нанду в Аргентине, Боливии, Бразилии, Парагвае и Уругвае и населяет открытые пространства с высокой травянистой растительностью и редкими кустарниками

Длина взрослых птиц 127-140 см, вес 20-25 кг и более, причем самцы в среднем крупнее самок.

Ноги у нанду длинные и сильные, с тремя пальцами; крылья довольно длинные; птица использует их для удержания равновесия во время бега, на конце каждого крыла имеется ноготок.

Питаются нанду растительными и животными кормами: употребляет в пищу листья, корневища, семена и плоды многих двудольных растений

Вне сезона размножения эти птицы держится группами по 5-30 особей вблизи водоёмов.

Полная забота о потомстве ложится на плечи самца, который приступает к насиживанию через 2-8 дней после откладки первого яйца.

  1. Известно, что квакши – представители земноводных, ведущие древесный образ жизни. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этих животных. В ответе укажите цифры соответствующих утверждений в порядке возрастания.

квакши тесно связаны с верхними ярусами леса, обитают они преимущественно в тропиках, где растения развиваются круглый год.

По времени суточной активности квакши делятся на ночные и дневные виды.

Рацион квакш на 98% состоит из беспозвоночных, из которых 15-20% приходится на летающих насекомых.

Развитие зародышей у квакш может происходить только в водной среде.

Тропические виды пользуются дарами природы, откладывая яйца в пазухи листьев и крупные цветы, где всегда скапливается дождевая влага.

Некоторые из квакш откладывают яйца непосредственно на поверхность листьев, где они и находятся все время.

  1. Известно, что акулы — обширная группа животных, принадлежащая к классу Хрящевых рыб. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этих животных. В ответе укажите цифры соответствующих утверждений в порядке возрастания.

Акулы – как правило, хищники, которые встречаются в морях и океанах всего мира, в устьях пресных рек.

Большинство видов обладают вытянутым торпедообразным телом и несимметричным хвостовым плавником, голова акул чаще всего вытянутая с характерным заостренным рылом.

Позади головы у акул расположены 5-7 жаберных щелей, для того чтобы активно прогонять воду сквозь них, акулы вынуждены постоянно двигаться.

Акулы встречаются в морях и океанах тропической зоны, но есть и холодостойкие виды.

Температура тела акул всегда равна температуре водной стихии, поэтому этих рыб называют холоднокровными.

Желудок акул устроен так, что он может растягиваться, при этом он не только переваривает пищу, но и может заготавливать ее впрок.

  1. Известно, что уж обыкновенный – хорошо плавающий дневной хищник из класса безногих. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. В ответе укажите цифры соответствующих утверждений в порядке возрастания.

Этих пресмыкающихся без проблем можно встретить на лугах, в лесных чащах, в степях, на болотах, в поймах рек, в пределах городских пустырей, в парках, в садах, а также в гористой местности.

Как правило, взрослые особи вырастают в длину до 1 метра, хотя встречаются отдельные экземпляры, длина которых достигает почти 2 метра.

Охотясь за объектами пропитания, уж может глубоко нырять, при этом в состоянии отдыха может залечь на дне или обвить своим телом корягу, находящуюся под водой.

С наступлением темноты, они прячутся в укрытия, которые могут находиться среди корней различных деревьев, среди камней или в норах.

Ужи легко привыкают к условиям неволи, легко приручаются и при этом не требуют особых условий содержания.

Ужи никогда не питаются падалью и не употребляют в пищу растительные компоненты, но с удовольствием пьют молоко, если оказываются в искусственной среде.

  1. Известно, что аконит – декоративное травянистое ядовитое растение. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. В ответе укажите цифры соответствующих утверждений в порядке возрастания.

Аконит растёт на влажных местах вдоль берегов рек и по обочинам дорог, на богатых перегноем почвах, на горных лугах.

Растение неприхотливое, хорошо развивается как на освещенных участках, так и в полутени.

Размножают семенами и вегетативно (зелеными черенками, делением куста и дочерними клубнями), для черенкования берут молодые травянистые побеги рано весной.

Вьющийся аконит подходят для вертикального озеленения беседок и невысоких объектов.

Эти растения не размещают вблизи пасек, так как акониты нередко вызывают отравление пчёл.

В средней полосе европейской части России чаще всего можно встретить четыре дикорастущих вида аконита.

  1. Известно, что холерный вибрион (Vibrio cholerae) — вид болезнетворных подвижных бактерий рода вибрионов. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого микроорганизма. В ответе укажите цифры соответствующих утверждений в порядке возрастания.

Бактерия имеет форму палочки размером 1,5—4 × 0,2—0,4 мкм, изогнутой в виде запятой.

У некоторых видов два и большее число полярно расположенных жгутиков.

Холерный вибрион очень неприхотлив к питательным средам, температурный оптимум для роста 18-37℃.

Холерный вибрион может не только долго сохраняться в воде, но и размножаться в ней при благоприятных условиях — температуре выше 12 °С, наличии органических веществ.

Представители рода являются возбудителями холеры и отнесены ко II группе патогенности.

  1. Известно, что мята – эфиромасличное лекарственное растение, широко распространенное в России. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. В ответе укажите цифры соответствующих утверждений в порядке возрастания.

Мята – многолетнее кустистое травянистое растение, стебель сильноветвистый, лист мелкозубчатый, опушенный.

Культивируется повсеместно в садах и огородах, в России в промышленных масштабах мяту выращивают в Краснодарском крае и Воронежской области.

Преимущественно мяту размножают вегетативным способом – черенками и отрезками корневищ с почками.

Мята может выращиваться на садовых участках в открытом грунте, а также в горшках или контейнерах.

Вся надземная часть мяты содержит ароматное эфирное масло, основным компонентом которого является ментол.

Листья мяты перечной широко используются в кулинарии, в медицине и парфюмерии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для смыслового чтения на уроке биологии в 7 классе по теме" Общая характеристика класса Земноводные"

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобраз...

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии в 5-7 классах...

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии в 5-7 классах...

Использование приемов смыслового чтения на уроке биологии 5 класс "Жизнь в морях и океанах"

Использование приемов смыслового чтения на уроке  биологии 5 класс .Технологическая карта конспекта урока биологии 5 класс «Жизнь в морях и океанах»...

Обобщение опыта работы по теме "Смысловое чтение на уроках биологии"

Формирование смыслового чтения на уроках биологииУчителям биологии предстоит работа, для осуществления которой необходимо понимать, что грамотное – в широком смысле слова – чтение лежит в ос...

Обобщение опыта работы по теме «Смысловое чтение на уроках биологии»

Обобщение опыта работы по теме «Смысловое чтение на уроках биологии» с примерами...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии

Статья содержит перечень и характеристики наиболее эффективных приемов формирования навыков смыслового чтения на уроках биологии....