Формы естественного отбора, 9-й класс.
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Основные понятия урока: стабилизирующий отбор, разрывающий отбор, движущий отбор, половой отбор.
На уроке использованы методы и приемы коррекционной работы с обучающимися ОВЗ. Задания на развития внимания, памяти и речи. Дифференцированная форма работы, работа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок биологии, 9 класс. | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формы естественного отбора, 9-й класс.
Тип урока: изучение новых понятий.
Форма урока: комбинированный урок.
Цель урока: изучить формы естественного отбора.
Задачи:
-образовательная задача: способствовать формированию у учащихся понимания эволюционных изменений в природе на примере изучения форм естественного отбора, и таких понятий как половой диморфизм; индустриальный меланизм; живые ископаемые; ученые биологии и их влияние на эволюционное учение.
-коррекционно-развивающая задача: способствовать развитию невербальной памяти и речи; коррекции внимания и произвольного восприятия в процессе работы с текстовым материалом.
-воспитательная задача: способствовать воспитанию нравственно-эстетической культуры общения в группах.
Оборудование:
1. Проектор, компьютер, презентация PowerPoint.
2. Карточки с буквами «р»; «с»; «д».
3.Раздаточный (дидактический) материал.
4. Смайлики, ватман.
5. Бумажный клей.
6. Видеофрагменты: «Латимерия»; «Гаттерия».
7. Портреты ученых.
Структура урока
- Организационный этап урока.
- Этап целеполагания.
- Этап актуализации учебных понятий.
- Этап проверки домашней работы.
- Этап изучения новых понятий.
- Физкультминутка.
- Этап закрепления и обобщения.
- Этап рефлексии.
- Домашняя работа.
Ход урока
- Организационный этап урока.
Учитель: Здравствуйте учащиеся 9 класса!
Сегодня урок биологии хочется начать с таких строчек (Слайд №1):
В мире быстрых и очень быстрых магистралей,
На маленьких островах нашей необъятной земли,
Живут организмы, о которых мы знаем так мало,
В них время застыло как история нашей Земли. (Авторские строчки)
- Этап целеполагания.
Учитель задает учащимся следующие вопросы:
1.О каких живых организмах говорится в строчках стихотворения?
2. Чем эти живые организмы интересны для человека?
3. Что это за удаленные места на нашей планете?
Ответы записываются на доске.
Происходит формулирование темы урока.
Первый этап: Ч.Дарвин сформулировал учение об _______________ __________
Ответ: естественный отбор.
Второй этап: Ключевое слово учащиеся получают по буквам за правильные ответы:
А) Вид состоит из ___________ (популяций).
Б) Место обитания вида или популяции (ареал).
В) Источник резерва наследственной изменчивости популяций (мутационный процесс).
Г) Ненаправленное, случайное изменение частоты генов, генетической структуры (дрейф генов).
Д) Колебания численности популяций, связанные с взаимоотношениями «хищник – жертва» (популяционные волны).
Е) Ограничения генов внутри вида возникает вследствие пространственной или ________ изоляции (географической).
Ж) Синоним слова «видообразование» = ___________ (микроэволюция).
Угаданное слово: формы
Записывается тема урока: Формы естественного отбора. (Слайд №2)
Учитель озвучивает цели и задачи урока. (Слайд №3-4)
- Этап актуализации учебных понятий.
Учащиеся делятся на три команды, вытягивая карточки с буквами «с»; «р» и «д».
Командам предстоит угадать понятия, ответив на 7 вопросов.
Задание на внимание. Слайд просмотр биологов (Слайды №5-11)
Команда «С». Учащимся необходимо расположить правильно портреты ученых. В перовом столбике фамилии ученых и даты жизни, во второй столбик помещаются портреты ученых.
Ученые | Портреты |
Жан -Батист Ламарк (1744-1829) | |
Чарлз Лайель (1797-1875) | |
Теодор Шванн (1810-1882) | |
Карл Линней (1707-1778) | |
Чарлз Дарвин (1809-1882) | |
Аристотель (384-322 до н.э) | |
Карл Бэр (1792-1876) |
Команда «Р». Второй столбик заполнить портретами ученых, сопоставив с первым столбиком, где описаны основные заслуги достижения в области биологии.
Основные направления работы ученых | Ученые |
А) Основной труд «Происхождение видов» (1859) | |
Б) Описал 500 видов. Расположив животных по уровню их организации. | |
В) Труд «Философия зоологии» (1809г). Изменчивость организмов - это стремление к совершенству. | |
Г) Клетка - структурная единица живых организмов. | |
Д) Изучал эмбрионы млекопитающих, выявил их сходство на начальных этапах развития. | |
Е) Считал, что поверхность Земли меняется под влиянием различных факторов (температура, сила ветра и т.д.) | |
Ж) Создатель систематики растений. Виды создал Творец и они остаются неизменными. |
Команда «Д». Прочитать и заполнить таблицу, правильно, сопоставить буквы и цифры.
А) Основной труд «Происхождение видов» (1859) | 1. Жан -Батист Ламарк (1744-1829) |
Б) Описал 500 видов. Расположив животных по уровню их организации. | 2. Чарлз Лайель (1797-1875) |
В) Труд «Философия зоологии» (1809г). Изменчивость организмов - это стремление к совершенству. | 3. Теодор Шванн (1810-1882) |
Г) Клетка- структурная единица живых организмов . | 4. Карл Линней (1707-1778) |
Д) Изучал эмбрионы млекопитающих, выявил их сходство на начальных этапах развития. | 5.Чарлз Дарвин (1809-1882) |
Е) Считал, что поверхность Земли меняется под влиянием различных факторов (температура, сила ветра и т.д.) | 6. Аристотель (384-322 до н.э) |
Ж) Создатель систематики растений. Виды создал Творец и они остаются неизменными. | 7.Карл Бэр (1792-1876) |
Заполнить таблицу, доставив буквы.
1. | 2. | 3. | 4. | 5 | 6. | 7. |
Правильный ответ (Слайд №12)
1. | 2. | 3. | 4. | 5 | 6. | 7. |
В | Е | Г | Ж | А | Б | Д |
- Этап проверки домашней работы.
Первый вариант.
Какие виды изоляции вам известны, привести примеры? Как они действуют на живые организмы?
Второй вариант.
Какие живые организмы наиболее приспособлены к изменяющимся условиям среды: гомозиготные или гетерозиготные? Приведите примеры.
- Этап изучения новых понятий.
Учащиеся составляют схему, в которой отражают формы естественного отбора.
Слайд №13.
Основные понятия: формы естественного отбора, движущий отбор, половой отбор, разрывающий отбор, стабилизирующий отбор.
Работа в командах. Вопросы составлены в соответствие с текстом учебника.
Команда «Д» - движущий отбор. Слайд №14.
- Привести примеры организмов и их приспособления к среде обитания.
- На что направлено действие движущего отбора?
- Что такое половой отбор?
- Приведите примеры полового отбора в природе?
Команда «С» - стабилизирующий отбор. Слайд №15.
1.Дайте определение «живые ископаемые»?
2.Латимерия. Используется изображение латимерии, на обратной стороне распечатывается текст. Учащиеся собирают картинку и учат информацию на фрагментах.
При проверке используется фрагмент фильма. Слайд №16.
Латимерия – относится к кистеперым рыбам. | В 1938 году куратор музея ЮАР мадам Латимер определила новый вид рыбы. | Окраска синевато-серая с большими серо-белыми пятнами, располагающимися по всему телу. |
Самки обоих видов вырастают в длину в среднем до 190 см, самцы — до 150 см, при весе 50—90 кг. Длина новорождённых латимерий составляет 35—40 см. | Особенностью являются мясистые плавники, которые дают возможность рыбам тихо подкрадываться к жертве. | Обитают у берегов Африки в местах вулканической активности, прячутся в расщелинах. |
3.Гаттерия. Дополнительная информация о гаттерии для запоминания, собирается по рисунку.
Фрагмент фильма при проверке (слайд №17).
Гаттерии – живут на островах Новой Зеландии. | Ящерицы длиной 75 см. Продолжительность жизни около 100 лет. | Ведут ночной образ жизни. Прячутся в норах. |
Половая зрелость наступает к 20 годам. | Самка откладывает от 8 до 15 яиц. | Животным угрожают крысы и завезенные человеком собаки. |
4.Выберите правильные ответы: (слайд №18)
Стабилизирующий отбор, протекающий в природе:
А) сохраняет генотип от мутаций;
Б) предохраняет организмы от вымирания;
В) существует в постоянных условиях.
Команда «Р» - разрывающий отбор.
КОГДА ЗАВОДЫ ЗАКОПТИЛИ НЕБО...
Одним из хорошо изученных примеров действия разрывающего отбора является развитие «индустриального» меланизма у некоторых видов бабочек, например: берёзовой пяденицы. В первой половине XIX столетия в популяциях этого вида преобладали бабочки, у которых серовато-белые крылья украшены узором из тёмных пятен. Такая окраска хорошо маскировала бабочек на покрытых светлыми лишайниками стволах деревьев. Во второй половине XIX века в индустриальных районах загрязнение воздуха привело к тому, что лишайники на коре деревьев погибли, а сама кора потемнела от копоти.
В этих районах отбор благоприятствовал бабочкам с тёмной окраской крыльев. В начале XX века в районах с развитой промышленностью стали преобладать тёмные формы бабочек, тогда как популяции светлых бабочек сохранились в менее загрязнённых местах.
Специально проведённые эксперименты показали, что отбор бабочек осуществляли питающиеся ими птицы, которые легко находили тёмных бабочек на стволах деревьев, покрытых лишайниками, и светлых бабочек — на деревьях без лишайников.
Слайд № 19. Березовая пяденица.
Слайд №20. Вопросы:
- Какие экологические факторы повлияли на существования бабочек?
А) антропогенный фактор;
Б) абиотический фактор;
В биотический фактор.
- Что такое «индустриальный» меланизм?
- Какая форма естественного отбора повлияла на изменения цвета бабочек?
- Может ли процесс изменения цвета крыльев бабочек пойти в обратном направлении?
Группы отвечают по очереди.
- Физкультминутка.
Учащиеся выполняют движения за учителей и увеличивают темп выполнения.
Кончик носа указательным пальцем правой руки, а теперь наоборот, самостоятельно.
Встать на левую ногу, правую согнуть в колене, а теперь наоборот.
Левой рукой дотронутся до правого уха, и наоборот.
- Этап закрепления и обобщения.
Слайды №21-25.
1.Согласны ли вы с таким ответом: «Палеонтология – наука о живых организмах» .
2.Можно ли гаттерию и латимерию назвать «палеонтологическими находками»?
3.Какая форма естественного отбора, способна привести к микроэволюции?
4.Назовите частный пример движущего отбора?
5. Какая форма естественного отбора ведет к приспособлению насекомых вредителей к ядохимикатам?
Обсуждаются ответы на строчки стихотворения. Учащиеся приходят к выводу, о каких организмах, возможно, говорится в строчках стихотворения.
- Этап рефлексии.
В начале урока каждая команда вытянула по одной букве. Учащиеся придумывают слова (фразы) с этой буквой, которые смогли отразить их эмоциональное состояние на уроке.
Р – радость, радужное настроение.
С- сильные духом.
Д- движемся только вперед.
Выражают свои эмоции с помощью «смайликов», которые приклеивают на стендовый плакат.
- Домашние задания.
Слайд №26.
Первая группа: интересные факты и примеры, связанные с движущим отбором (описание растений, животных).
Вторая группа: интересные факты и примеры, связанные стабилизирующим отбором (описание растений, животных).
Третья группа (команда с буквой «Р»): интересные факты и примеры, связанные с половым отбором (описание растений, животных).
Список литературы.
- Биология: Общие закономерности. 9 кл.: учебник / С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров и др.-М.: Дрофа, 201.-301с.
- Животные: полная энциклопедия / В.Б.Бейко, М.Ф.Березина, Е.Л. Богатырева и др. – М.: РОСМЭН, 2017.-304с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Естественный отбор. Формы естественного отбора"
Презентация предназначена для 9-х классов, изучающих биологию по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина.Слайд № 1: Заглавный слайдСлайд № 2: Определение естественного отбора и борьбы за с...
Формы естественного отбора(И. И. Шмальгаузен)
Презентация по теме "Эволюционное учение" в 9, 11 классах. Графические изображения, признаки, примеры и сравнение форм естественного отбора по И. И. Шмальгаузену....
Формы естественного отбора
презентация и конспект урока в 9 классе...
план-конспект урока по теме"Формы естественного отбора"
одни существа идут, другие следут за нимиодни укрепляются, другие слабеютодни создаются, другие разрушаются...
Задание к теме:формы естественного отбора.
Выполнение задания позволяет проверить усвоение пройденного материала в 11 классе по теме: "Естественный отбор -главная движущия сила эволюции....
Формы естественного отбора
Презентация на тему "Формы естественного отбора" для учащихся 9 класса...
Урок в 10 классе "Формы естественного отбора".
Материал содержит конспект урока по биологии в 11 классе по теме "Формы естественного отбора" по программе Н.И. Сонина. Данную разработку можно использовать и на уроках биологии в 9 кл...