Индивидуальный план профессионального развития учителя
учебно-методический материал по биологии
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_professionalnogo_razvitiya_uchitelya.docx | 55.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план профессионального развития учителя
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть
даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться,
должен достигнуть это собственными силами, собственным
напряжением. Извне он может получить только первоначальную
мотивацию, которая постепенно перерастает в желание
самосовершенствоваться, а затем творить»
А. Дистервег.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ
№ п/п | Система компетентности учителя | Компетентности |
1. | Предметно-методологическая компетентность | Знания в области преподаваемого предмета. Ориентация в современных исследованиях по предмету. Владение методиками преподавания предмета. |
2. | Психолого-педагогическая компетентность | Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика. |
3. | Компетентность в области валеологии образовательного процесса | Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет). Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий. Теоретические знания и практические умения по организации учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ. |
4. | Компетентность в сфере медиатехнологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса | Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета. Умение спроектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика. Владение методиками и технологиями медиаобразования. |
5. | Коммуникативная компетентность | Практическое владение приемами общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик». |
6. | Компетентность в области управления системой «учитель-ученик» | Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса). |
7. | Компетентность в сфере трансляции собственного опыта | Способность транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступление, участие в конкурсах). |
8. | Исследовательская компетентность | Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций. |
9. | Акмеологическая компетентность | Способность к постоянному профессиональному совершенствованию Умение выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ
Компетенция | 8-10 баллов (оптимальный уровень) | 6-7 баллов (достаточный уровень) | 5 баллов и ниже (критический уровень) |
1. Предметно-методологическая | Отлично ориентируется в современных публикациях по дидактике; следит за современными исследованиями по базовым наукам; что | Использует материал педагогических публикаций время от времени - для подготовки докладов, отчетов. | Практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего |
отражено в оборудовании кабинета, организации учебной деятельности, содержании урочной и внеурочной деятельности учеников. Имеет в активе разнообразные методы и приемы работы, в т. ч. групповые, проектные | Эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании учебного процесса. Групповые, проектные формы работы использует эпизодически | предмета, не пользуется периодикой. В основном применяет традиционные методики | |
2. Психолого- педагогическая | Имеет и использует знания о системе учебного успеха ученика, реализует в практике положения теории познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий, анализе уроков, результативности учения активно использует понятия, характеризующие познавательную сферу ученика | Не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика. Иногда эти знания носят интуитивный характер, а термины - нечеткие границы, что мешает коллективному обсуждению общих проблем взрослых с одним и тем же учеником | Имеет затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно охарактеризовать уровень параметров учебного успеха конкретного ученика |
3. Валеологическая | Хорошо разбирается в теории, постоянно совершенствует свои знания в этом направлении, использует их в реальном учебном процессе. Владеет навыками применения здоровьесберегающих технологий. Владеет знаниями и практическими умениями организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья | Недостаточно свободно ориентируется в перечисленных направлениях, но может самостоятельно проанализировать уровень здоровьесбережения образовательной среды на своих уроках и во внеурочной работе по алгоритму | Практически не владеет знаниями и умениями в этом направлении, нуждается в постоянной помощи наставника или завуча |
4. Коммуникативная | Умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. Практически не возникают проблемы в общении с учеником | Строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда умеет дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком | Не уделяет должного внимания стилю и способам общения, не всегда следует принципу директивно-понимающего общения |
5. Медиатехнологическая | Владеет и постоянно использует ИКТ. Все дидактическое оснащение кабинета систематизировано, позволяет: - организовать индивидуализацию; - рационально использовать время - использовать медиатехнологии | Оснащение учебного процесса требует систематизации для эффективного использования. Учитель эпизодически использует ИКТ | Дидактическое оснащение требует доработки по содержанию, форме и количеству. Учитель не использует ИКТ, в основном ставит и реализует предметные цели в организации учебного процесса |
6. Управление системой "учитель -ученик" | Умеет выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умеет проектировать, реализовать и анализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета | Может проанализировать свою деятельность по предложенному алгоритму и скорректировать цели, условия учебного процесса | Практически не использует принцип планирования от конечной цели, самоанализ чаще всего строится на эмоциях, ощущениях |
7. Трансляция собственного опыта | Может самостоятельно подготовить, оформить статью, доклад, отчет, не требующий правки и научной и предметной редактуры | Требует помощи для систематизации, структурирования, обобщения, выводов | Практически не может сам обобщить свой опыт |
8. Исследовательская | Владеет навыками педагогического экспериментирования при минимальной помощи научного руководителя. Умеет проанализировать результаты внедрения инновации | Может внедрить инновацию, но для ее планирования и анализа нуждается в научном руководстве | Не может или затрудняется планировать внедрение инноваций, прогнозировать результат такого внедрения |
9. Акмеологическая | Постоянно повышает свой профессиональный уровень, активно участвует в профессиональных конкурсах, смотрах. Для выбора направления самосовершенствования руководствуется самоанализом, рекомендациями методистов и администрации школы | Повышает квалификацию, однако для выбора содержания и форм требуется методическая помощь | Довольствуется методическим "багажом", полученным только в результате собственного опыта. Потребность в профессиональном росте слабо выражена |
УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
1. Базовой характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания школьников. Совокупность различных профессиональных умений учителя (воспитателя) называют педагогической техникой.
В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.
Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением:
– владение своим организмом (мимика, пантомима);
– управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия);
– социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);
– техника речи (дикция, темп речи) и др.
Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико-аналитические и другие умения.
Педагогическая техника как форма организации поведения учителя представляет собой комплекс профессиональных умений, в том числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.
2. Следующей ступенью профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Сегодня также оно включает как минимум еще четыре компонента: систему знаний, специальных способностей, педагогическую технику и гуманистическую направленность личности.
3. Готовность к нововведениям – это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности).
4. Педагогическое творчество, по мнению этих авторов, есть более высокий уровень квалификации учителя. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.
5. Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторскому стилю его педагогической деятельности – один из важнейших показателей личностного развития.
6. Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, воспитательной, образовательной) технологии является индивидуальный авторский стиль деятельности педагога.
7. Разработка и усовершенствование образовательных программ – одно их самых распространенных направлений новационного педагогического поиска в образовательных учреждениях.
8. Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является создание им собственной авторской системы работы, состоящей из индивидуальной дидактической, индивидуальной воспитательной и индивидуальной методической систем.
ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ
1. Поиск своей позиции, когда учитель осознает, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений.
2. Критический анализ различных вариантов решения поставленных педагогических задач.
3. Выбор приоритета, построение основ своего авторского варианта обучения на основе сопоставления традиционных схем педагогической деятельности с ее инновационными образцами, которые предоставляются учителю в ходе интерактивных деятельностно-игровых методических занятий.
4. Ситуация «отказ от стереотипов» – рефлексия собственного опыта, обоснование и апробация своей авторской методической системы.
План саморазвития педагога.
Профессионально-личностное становление и развитие педагога проходит ряд этапов:
- Самосознание (самооценка)
- Планирование
- Реализация
- Самоконтроль
Первый этап. «Самооценка. Самосознание»
«Сильным, опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд»
В.А.Сухомлинский
Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, коллег, оценки своих поступков, анализа своих переживаний
1) Диагностическая карта затруднений педагога
№ | Содержание объектов наблюдений | Показатель |
Знания: | ||
1. | Содержание предмета | |
2. | Методика преподавания предмета | |
3. | Основные вопросы педагогики и психологии | |
Умения: | ||
1. | Определять цели занятия | |
2. | Отобрать содержание материала к занятию в соответствии с поставленной целью | |
3. | Планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся | |
4. | Использовать разнообразные формы работы на занятии | |
5. | Осуществлять дифференцированный подход к обучению | |
6. | Оценивать результат занятия согласно поставленной цели | |
7. | Отслеживать результаты деятельности у обучающихся в объединении | |
8. | Организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях | |
9. | Развивать и поддерживать интерес к занятию | |
10. | Ясно и четко излагать материал |
Наличие перечисленных параметров отмечается знаком «+», использование на высоком уровне «+ +», отсутствует или неудачное применение – знаком «-» или «--» .
2) Тетрадь успеха
(готовность педагога к внедрению образовательных технологий)
№ | Аспект инновационной деятельности | Степень овладения | |||
Очень высокая | высокая | средняя | отсутствует | ||
Знания | |||||
1. | Знания возрастной психологии, умение учитывать ее при организации обучения | ||||
2. | Знание и понимание проблем современного образования | ||||
3. | Знания и умения использовать методы исследования: | ||||
3.1 | Изучение литературы | ||||
3.2 | Метод наблюдения | ||||
3.3 | Социологические методы | ||||
3.4 | Метод устных опросов | ||||
3.5 | Метод хронометрирования | ||||
Умения | |||||
1. | Анализ полученной информации | ||||
2. | Управление деятельностью учебной группы | ||||
3. | Отбор и структурирование учебного материала | ||||
4. | Обобщение и описание опыта своей работы | ||||
5. | Создание авторской программы | ||||
6. | Владение методиками: | ||||
6.1. | Организация самостоятельной и индивидуальной работы обучающихся | ||||
6.2. | Отслеживание результатов деятельности у обучающихся | ||||
6.3. | Составление тестовых заданий, контрольно- измерительных материалов | ||||
6.4. | Рейтинговая система оценки знаний обучающихся | ||||
6.5. | Составление и использование алгоритмов | ||||
6.6. | Организация проблемного обучения | ||||
6.7. | Организация коррекционной работы для ликвидации пробелов в знаниях обучающихся |
3) Изучение факторов творческого саморазвития (по В.И. Андрееву)
Факторы саморазвития | Оценка (по 10-балльной шкале) |
| |
| |
III. Профессионально-педагогические
| |
IV. Психологические (личностные) качества
|
Рефлексия- самоанализ собственных действий и состояний помогает осознать свои недостатки, стимулирует возникновение желания исправлять положение дел, изменить что-то в себе.
Рефлексия побуждает к самооценке – оценке своих особенностей, интересов, склонностей, способностей и т. д., результаты которой позволяют организовать самоизучение.
На этом первый этап закончен, и педагог переходит ко второму.
Второй этап. «Планирование»
Основные разделы Индивидуального плана профессионального развития педагога
Сроки | Форма представления | ||||
Тема самообразования | |||||
Цели и задачи по теме самообразования | Цель: Задачи: - - | ||||
1. Изучение литературы, | |||||
Изучение нормативных документов: - Закон РФ «Об образовании в РФ» - | |||||
Изучение литературы по психологии: - - | |||||
Изучение литературы по педагогике: - - | |||||
Изучение методической литературы по предмету | |||||
Предметные и другие журналы и газеты: | |||||
2. Изучение опыта работы педагогов, образовательных учреждений | |||||
Изучить опыт работы ОУ … | |||||
Изучить опыт работы педагогов-инноваторов | |||||
Изучить опыт работы учителя ….ОУ | |||||
3. Изучение технологии обучения | |||||
Изучить технологию обучения… | |||||
4. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, - | |||||
Разработать рабочую программу по ….. | |||||
Разработать КТП по ….. | |||||
Разработать рекомендации …. | |||||
Разработка заданий, тестов для проведения самоконтроля с целью изучения результатов обучения и воспитания учащихся | |||||
Разработка для своего класса программы развития и воспитания учащихся | |||||
Составление контрольно-измерительных и дидактических материалов по …..(предмет) | |||||
Создание методических разработок уроков с применением новых технологий в соответствии с требованием ФГОС | |||||
Создание системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся | |||||
Разработать программу воспитывающей деятельности класса
| |||||
Разработать программы внеурочной деятельности по направлениям | |||||
Определить и систематизировать материал по развитию УУД средствами учебных предметов. | |||||
Оценка достижений планируемых результатов в … классе. Система заданий. | |||||
Содержание и методика проведения итоговой комплексной работы за курс … класса | |||||
Составить совместно с психологом диагностические задания, отражающие результаты личностного развития | |||||
5. Аналитическая работа | |||||
Проанализировать итоги результатов учащихся по предмету: - за 1 четверть - за 2 четверть - за 3 четверть - за 4 четверть - за учебный год | |||||
Проводить анализ контрольных работ: - за 1 четверть - за 2 четверть - за 3 четверть - за 4 четверть | |||||
6. Диагностическая работа | |||||
Провести диагностику формирования УУД: - регулятивных - познавательных - коммуникативных - личностных | |||||
Провести самодиагностику профессиональных умений | |||||
Провести диагностику (по воспитательной работе) | |||||
5.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности, | |||||
Подготовить публикацию в журнал … по теме… | |||||
Участие в педагогических чтениях | |||||
Участие в конкурсах | |||||
Открытые уроки | |||||
Выступление на МО | |||||
Выступление на педсовете | |||||
Создание методических разработок уроков с применением новых технологий в соответствии с требованием ФГОС | |||||
Участие в проведении Предметных недель | |||||
6. Участие в системе школьной методической работы | |||||
Участие в семинарах | |||||
Разработка положений, планов и … | |||||
7. Обучение на курсах повышения квалификации вне школы | |||||
8. Взаимообучение | |||||
Посещение уроков учителей | |||||
Проведение консультаций для… | |||||
Проведение семинаров для … | |||||
9.Участие в проведении городских семинаров | |||||
10.Пополнение учебно-методического обеспечения кабинета | |||||
Создание комфортной развивающей образовательной среды на базе учебного кабинета | |||||
Систематизация материала на рабочем столе компьютера: - планирование уроков - наглядные пособия - система карточек - разработки уроков - проверочные работы - - | |||||
Разработка собственных средств наглядности | |||||
| |||||
Создать сайт класса: - разработать концепцию - разработать план - | |||||
Создать сайт учителя: - - |
Третий этап. «Реализация»
Реализация программы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, посещение курсов, участие в методической работе , подготовка сообщений и методических материалов.
На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.
Четвертый этап. «Самоконтроль»
Самоконтроль- это осознание и оценка педагогом собственных действий, результатов продвижения в саморазвитии.
Самоконтроль позволяет педагогу осознать свое продвижение, сравнить достигнутые результаты с ожидаемыми. Вовремя заметить ошибки, скорректировать дальнейшую программу действий.
Результаты профессионального саморазвития становится стимулом в дальнейшей педагогической деятельности.
Работа педагога по данной программе строится совместно с методистом, который осуществляет руководство творческой деятельностью педагога, оценивает результаты образовательного процесса, нововведений.
Практика самообразовательной деятельности педагога необходима, так как расширяет кругозор, развивает способности к самоанализу, что является залогом успешного развития педагогического коллектива. Поэтому вопросам самообразования должно уделяться значительное внимание .
Диагностическая тестовая карта оценки профессионального роста педагога
Теоретические знания и профессиональные умения педагога | Начало года | Середина года | Конец года |
Знание своего предмета | |||
Умение анализировать | |||
Знание методики преподавания | |||
Знание детской возрастной психологии и умение использовать психологические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности. | |||
Знание психологии детского общения, психологии творчества. Умение стимулировать детскую активность. . Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся. | |||
Владение и использование различных форм занятий, традиционных и нетрадиционных | |||
Умение увлечь детей, организовать их индивидуальную и коллективную успешную деятельность. | |||
Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий. | |||
Рациональное использование в своей работе наглядности. |
Самооценка результатов подготовленности учителя к реализации ФГОС
Что оценивается | Оценки | |||
Не владею | Имею представление | Уверенно владею | Могу оказать методическую помощь учителям | |
Разработка для своего класса программы развития и воспитания учащихся, способствующей достижению уровня развития учеников в соответствии с «портретом выпускника школы», представленном в ФГОС | ||||
Создание комфортной развивающей образовательной среды на базе учебного кабинета | ||||
Проверка используемой и имеющейся в кабинете учебной литературы на предмет её соответствия федеральному перечню | ||||
Разработка (корректировка и уточнение авторских) рабочих программ по учебным предметам | ||||
Составление (выбор) комплексных проверочных работ | ||||
Обработка результатов диагностических и комплексных проверочных работ | ||||
Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио учащихся) | ||||
Выявление и отбор способов и средств формирования УУД у учащихся (анализ учебников, отбор системы заданий и пр.) | ||||
Использование образовательных технологий деятельностного типа: | ||||
- ИКТ | ||||
-Проектно-исследовательские | ||||
-Проблемное обучение | ||||
-Разноуровневое обучение | ||||
-Игровая технология | ||||
-Здоровьесберегающая технология | ||||
Разработка и реализация индивидуального плана методической работы с целью повышения квалификации и соответствия должностным квалификационным характеристикам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план профессионального развития учителя на 2008 – 2012 г
Цели профессионального развития:1. Получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений способом изучения научной и методической литературы и создание наилучших возможностей для...
Индивидуальный план профессионального развития учителя
План содержит цели профессионального развития, связанные с освоением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Разделы плана: изучение литературы, связанной с проблем...
Индивидуальный план профессионального развития учителя
индивидуальный план самообразования...
Индивидуальный план профессионального развития учителя математики.
План профессионального развития влючает в себя:1 Тему и задачи работы школьного МО математиков.2. Индивидуальную тему по самообразованию.3. Цели, задачи, предполагаемые результаты, основные направлени...
Индивидуальный план профессионального развития учителя на 2013-2015 годы
Индивидуальный план профессионального развития учителя на 2013-2015 годы...
индивидуальный план профессионального развития учителя
1.Работа по теме самообразования "Развитие личностно-смыслового отношения к предмету через осознание практической значимости учебного материала" (разработка учебных занятий, практического материала).2...
Индивидуальный план профессионального развития учителя на межаттестационный период Набиуллина Дамира Хатыповича, учителя биологии
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус.Переход на новые образовательны...