Технологическая карта урока по биологии по теме "Грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Цель урока: Познакомить учащихся с царством грибов, особенностями их строения и жизнедеятельности; дать представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl_griby.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 5
Учитель: Гришмановская Т.Н.
Тема урока: Грибы
УМК: Биология 5 класс, линия И.Н. Пономаревой
Цель урока | Познакомить учащихся с царством грибов, особенностями их строения и жизнедеятельности; дать представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека. |
Задачи урока | Образовательная: формировать у учащихся умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли. Развивающая: развивать речь, умение конспектировать по ходу рассказа учителя, анализировать материал, выделять главное; формировать умения выделять существенные признаки понятий, переносить, переносить полученные знания в новую ситуацию, видеть новую проблему в знакомой ситуации, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе родного края, уважение к мнению товарищей; способствовать формированию ответственного отношения к природе, понимания необходимости защиты окружающей среды, любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
Тип, вид урока | Урок формирования новых знаний; комбинированный. |
Планируемые результаты (предметные) | Учащиеся научатся использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к грибам; устанавливать черты сходства и различия у представителей царства грибов; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки грибов; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царства грибов, признаки представителей царства грибов, значение грибов в природе и жизни человека. -усвоение материала в полном объёме на уроке; - применение полученных знаний при выполнении практических заданий; -умение «оперировать» биологическими терминами. |
Личностные результаты | Будут сформированы: коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной деятельности; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные – научиться: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получат возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные – научатся: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получат возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные – научится: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получат возможность применять: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (рисунки, схемы); практические (составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение). |
Понятия и термины | Грибы, плодовое тело, споры, грибница, симбиоз, трубчатые грибы, пластинчатые грибы, пеницилл, мукор, гетеротрофы. |
Организационная структура урока.
Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I.Оргмомент урока. | Приветствует учащихся организовать контроль начала работы, обеспечить интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников на урок. | Настроится на восприятие материала урока. | Стоя приветствуют учителя. | ||
II.Актуализация опорных знаний урока. | Фронтальная беседа, индивидуальный опрос | Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала; организует проверку домашнего задания: - Почему ученые считают, что бактерии являются первыми живыми организмами на Земле? (Они имеют простое строение, не имеют ядра, могут переживать неблагоприятные условия окружающей среды.) - Благодаря каким особенностям строения бактерии могут переносить неблагоприятные условия окружающей среды? (Бактериальная клетка сжимается, вокруг образуется циста.) - Где обитают бактерии? (Бактерии обитают в почве, в воде, в воздухе, внутри живых организмов.) - В чем состоят особенности строения бактерий? (Снаружи покрыты плотной оболочкой, благодаря которой сохраняют постоянную форму. Ядра нет, оно представлено ядерным веществом, распределенным в цитоплазме. Имеются органы передвижения жгутики и реснички.) - Назовите, какова положительная роль бактерий? (Почвенные бактерии участвуют в процессе почвообразования, азотфиксирующие бактерии поглощают азот и, проникнув в корни бобовых образуют на них клубеньки за счет | Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. | Осуществляют анализ ответов одноклассников. Дополняют ответы. | Вопросы учителя |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
этого растения получают питательные вещества, которые используют растения; разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных.) - Назовите в чем заключается отрицательная роль бактерий? (Есть бактерии, которые вызывают гниение продуктов, поражают растение, вызывая их гибель, бактерии паразиты попадая в организм человека и животных могут вызвать опасные заболевания: ангину, туберкулез, тиф и др.) | |||||
III.Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и цели урока. Обеспечение мотивации и принятия цели учащимися и познавательной деятельности. Подведение учащихся к формулированию темы и постановки задач урока. Составление плана работы. | Вводная беседа. | Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока: - Сегодня на урок я к вам пришла не с пустыми руками. У меня с собой корзинка. В ней спрятано, то, что мы сегодня изучим. Эти живые организмы любят прятаться и играть в игру «Угадай кто я?» Среди представителей этой группы много похожих друг на друга. Иногда очень сложно определить, что за организм перед тобой. Ученые биологи и систематики сначала не могли решить, что это такое. Их относили к растениям, а потом к животным. И только в XIX в. эту группу живых организмов выделили в отдельное царство. Для того чтобы узнать, что у меня в корзинке отгадаем загадки. 1. Под елкой, под осинкою Стоит мальчик-с-пальчик, На нем кафтанчик, Шапка красненька. 2. Вырос он в березняке. Носит шляпку на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это … - А теперь заглянем в корзинку, что мы видим? (Грибы.) | Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют тему урока. | Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Высказывают свое мнение. Устанавливают причинно - следственные связи. | Вопросы учителя. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Изучение живых организмов мы начнем с грибов. Мы их употребляем в пищу. Из грибов делают лекарство пенициллин. Озвучиваю тему и цель урока. Ставлю проблемные вопросы: - Почему ученые выделяют грибы в отдельное царство? | |||||
IV.Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление учащимися новых знаний. Умение находить ответ на проблемный вопрос. | Беседа, восприятие учебной информации. | Объяснение нового материала, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе). Провожу параллель с ранее изученной темой. Организую работу по изучению проблемной ситуации. - Наука изучающая строение, разнообразие и жизнедеятельность грибов, называется микология (от греч. «микос» - гриб, «логос» - учение). В настоящее время известно около 100 тыс. видов грибов. Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества: в почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных. Грибы сочетают в себе признаки растений и животных. Основное отличие их от растений, что они неспособны к фотосинтезу, то есть они неспособны синтезировать органические вещества из неорганических. Грибы – гетеротрофы, так как питаются готовыми органическими веществами. По характеру питания грибы относят к сапрофитам или паразитам. Грибы-сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами, то есть тем самым разрушают останки живых существ. Грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счет. Гриб состоит из тела – грибницы (мицелий). | Воспринимают информацию, сообщенную учителем. Работают с материалами ЭОР, учебника. Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнением. | Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизируют информацию. | Фронталь- ный опрос совместно с рассказом учителя. Индиви-дуальный опрос. Работа с таблицей. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Физкульт-минутка. | Провожу релаксационные упражнения. | Выполняют упражнения. | Осуществляют профилактику утомляемости. | Наблю-дение. | |
Царство грибов делится на подцарства низшие и высшие. У низших грибов нити грибницы представляют собой одну гигантскую клетку с множеством ядер. Некоторые грибницы многоклеточные, клетки могут содержать одно или несколько ядер. У высших грибов плотно сплетенные гифы образуют плодовое тело. Плодовое тело состоит из шляпки и ножки. Грибы размножаются спорами, которые созревают в трубочках или на пластинках шляпки. Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер, так же их разносят насекомые, слизни, белки, зайцы. Грибы-паразиты, являются возбудителями многих заболеваний растений, животных и человека. К ним относится головневый гриб. Он поражает пшеницу, овес, просо, кукурузу. Порша – поражает яблоню, грушу, картофель и др. Такие грибы снижают урожай сельскохозяйственных растений, делают продукты непригодными в пищу. Однако есть и полезные свойства грибов из них был произведен пенициллин-антибиотик; производят и ряд витаминов. | Сообщение учащихся о съедобных и ядовитых грибах. | Систематизируют информацию. Дополняют информацию. Высказывают свое мнение. | Индиви-дуальный опрос. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
V.Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности. | Закрепляющая беседа. | Организует поисковую работу учащихся (постановка цели и плана действий); беседа, связывает результаты урока с его целями. Подведение учащихся к выводу об особенностях строения грибов, причинам по которым грибы выделены в отдельное царство. - Давайте выделим особенности грибов. 1. Грибы – гетеротрофы, неспособны к фотосинтезу. Питаются готовыми органическими веществами. 2. Взаимосвязь между определенными видами деревьев и грибов полезная обоим называется симбиоз. 3. Грибы размножаются спорами. 4. Грибы делят на съедобные, ядовитые, паразиты. | Используют текст учебника, рассказ учителя, сообщения учащихся, формулируют особенности грибов. | Устные ответы. | |
VI.Рефлексия учебной деятельности. | Фронтальная работа. | Что нового вы узнали на уроке? Какие интересные факты о грибах вы узнали для себя? Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке? | Осуществляют самостоятельный анализ своей деятельности. | Воспринимают оценку своей деятельности на уроке учителем и одноклассниками. | Устные ответы. |
VII.Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. | Закрепляющая беседа. | Оценка работы учащихся во время урока, комментарий поставленным оценкам. | Слушают учителя. | Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию. | Устные ответы. |
Домашнее задание. | Дает комментарий к домашнему заданию; дополнительно подготовить викторину о грибах. | Записывают домашнее задание. | Читают задание. Задают уточняющие вопросы. | Наблю-дение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...
Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"
В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание, действия учителя, действия ученика. Техно...
Технологическая карта урока по биологии 6 кл "Значение воды в жизнедеятельности растений"
Урок с использование технологии критического мышления...
Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»
В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...
Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"
технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...
Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"
ТК к учебнику В. В. Пасечника...