Рабочая программа по биологии для 8-х классов
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа по биологии для 8-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_dlya_8-h_klassov.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора МАОУ «Школа № 21»
_____________ Н.Т.Кутуева
Приказ № 259 от " 01 " 09 2021 г.
Рабочая программа
по биологии
8а, 8б, 8в, 8к классов
Срок реализации: 2021 - 2022 учебный год
уровень базовый
Составлена на основе программы курса биологии к учебнику авторского коллектива: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. для 8 класса общеобразовательных организаций. Издательство "Просвещение", 2021г.
Составитель: Корниенко Татьяна Викторовна,
учитель химии и биологии высшей квалификационной категории
Городской округ Балашиха
Московской области
2021 год
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты:
•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
•пользоваться научными знаниями о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• первоначальным систематизированным представлениям о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладеет понятийным аппаратом биологии;
•приобретет опыт использования методов биологической науки;
•проводить несложные биологические эксперименты для изучения живых организмов и объяснять их результаты;
•овладеет методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознанно использовать основы экологической грамотности: способность оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
•объяснять роль биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
•формировать представления о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
• приёмом оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета
Тема№1 Общие сведения о мире животных (5 ч)
Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
Тема№2 Строение тела животных (2ч)
Клетка. Ткани. Органы и системы.
Тема№3 Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)
Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
Лабораторная работа № 1«Строение и передвижение инфузории-туфельки».
Тема№4 Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.
Контрольная работа № 1 по теме: «Общие сведения о мире животных. Подцарство Простейшие. Тип Кишечнополостные».
Тема№5 Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч)
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые.
Лабораторная работа №2. «Внешнее строение дождевого червя»
Тема№6 Тип Моллюски (4 ч)
Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.
Лабораторная работа. №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»
Тема№7 Тип Членистоногие (7 ч)
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Лабораторная работа .№ 4 «Внешнее строение насекомого».
Контрольная работа. № 2 по теме: «Беспозвоночные животные».
Тема№8 Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)
Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Лабораторная работа. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
Тема№9 Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
Тема№10 Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.
Контрольная работа № 3 по теме: «Хордовые. Земноводные. Пресмыкающиеся».
Тема№11 Класс Птицы (8 ч)
Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Лабораторная работа. № 7 "Строение скелета птицы"
Тема№12 Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Лабораторная работа № 8 " Строение скелета млекопитающих".
Контрольная работа № 4 по теме: «Класс Птицы. Класс Млекопитающие».
Тема№13 Развитие животного мира на Земле (5 ч)
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Современный мир живых организмов. Развитие животного мира на Земле. Биосфера.
Итоговая контрольная работа.: «Биология. Животные».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Общие сведения о мире животных | 5 |
2 | Строение тела животных. | 2 |
3 | Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные | 4 |
4 | Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные | 3 |
5 | Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч) | 5 |
6 | Тип Моллюски | 4 |
7 | Тип Членистоногие | 7 |
8 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы | 6 |
9 | Класс Земноводные, или Амфибии | 4 |
10 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 5 |
11 | Класс Птицы | 8 |
12 | Класс Млекопитающие, или Звери | 10 |
13 | Развитие животного мира на Земле | 5 |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование
Количество часов: в неделю – 2 ч; в год – 68 часов.
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы | |
8а 8б 8в 8к | |||||
Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 ч) | |||||
Зоология — наука о животных | Иметь представление о многообразии животных мира. Знать основные отличительные признаки животных. Уметь: характеризовать черты многообразия животного мира; объяснять черты сходства и различия животных и растений. | 01.09-03.09 | |||
Животные и окружающая среда | Знать основные среды жизни и места обитания животных. Уметь приводить примеры местных животных, обитающих в различных средах жизни | 01.09-03.09 | |||
Классификация животных и основные систематические группы | Знать основные таксономические единицы животного мира. Уметь распознавать животных различных таксономических групп; объяснять классификацию животного мира и ее значение. | 06.09-10.09 | |||
Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние | Знать основные принципы и правила отношения к природе. | 06.09-10.09 | |||
Краткая история развития зоологии Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных» | Знать животных, исчезнувших в результате деятельности человека. Уметь: описывать меры охраны редких животных; давать характеристику роли животных в природных сообществах. | 13.09-17.09 | |||
Тема 2. Строение тела животных (2ч) | |||||
Клетка | Знать: понятие «цитология»; органоиды растительной и животной клеток. Уметь: характеризовать функции органоидов и частей клетки; выявлять черты сходства и различия растительной и животной клеток. | 13.09-17.09 | |||
Ткани, органы и системы органов Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тела животных» | Знать основные ткани животных и их функции. Уметь: характеризовать разнообразие тканей животных и их типы обосновывать функции тканей и взаимосвязь процессов жизнедеятельности» Знать: понятие «орган». Уметь: называть системы органов и их взаимосвязь; применять знания о свойствах тканей для объяснения жизнедеятельности органов и всего организма | 20.09-24.09 | |||
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч) | |||||
Общая характеристика подцарства Простейшие.. | Знать: строение одноклеточных животных. Уметь: сравнивать одноклеточных животных с одноклеточными растениями; доказывать, что клетка амёбы является самостоятельным организмом. | 20.09-24.09 | |||
Тип Саркодовые и жгутиконосцы | Знать: общие признаки одноклеточных животных. Уметь: характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности жгутиковых на примере эвглены зелёной; выявлять черты сходства и различия в строении одноклеточных животных и одноклеточных растений. | 27.09-01.10 | |||
Тип Инфузории Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» | Знать: общие признаки инфузорий. Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности инфузории туфельки. Распознавать инфузории на таблицах, рисунках, микропрепаратах; сравнивать строение амёбы протей, эвглены зелёной, инфузории туфельки. | 27.09-01.10 | |||
Значение простейших Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные» | Знать: меры борьбы и профилактики заражения паразитическими одноклеточными животными. Уметь: характеризовать основные типы современных одноклеточных животных; объяснять роль одноклеточных животных в природе и в жизни человека. | 11.10-15.10 | |||
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3 ч) | |||||
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность | Знать: характерные черты многоклеточных животных. Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных; обосновывать взаимосвязи строения и жизнедеятельности | 11.10-15.10 | |||
Разнообразие кишечнополостных Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные» | Знать: виды и значение различных клеток в составе тела гидры. Уметь: объяснять процесс регенерации; сравнивать строение гидры и инфузории туфельки. | 18.10-22.10 | |||
Контрольная работа №1 «Общие сведения о мире животных. Подцарство Простейшие. Тип Кишечнополостные». | Уметь: применять полученные знания при решении тестовых задач. | 18.10-22.10 | |||
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 ч) | |||||
Тип Плоские черви. | Знать: основные признаки плоских червей. Уметь: обосновывать значение плоских червей в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека; распознавать представителей типа плоских червей; выявлять черты сходства и различия в строении плоских червей и кишечнополостных; описывать процессы размножения и регенерации. | 25.10-29.10 | |||
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | Знать: основные признаки плоских червей. Уметь: обосновывать значение плоских червей в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека; распознавать представителей типа плоских червей; выявлять черты сходства и различия в строении плоских червей и кишечнополостных; описывать процессы размножения и регенерации. | 25.10-29.10 | |||
Тип Круглые черви. | Знать: основные признаки круглых червей, их приспособленность к жизни в других организмах. Уметь: выявлять особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей и плоских червей; применять знания о строении и жизнедеятельности паразитических круглых червей для борьбы с ними и профилактики заражения. | 01.11-05.11 | |||
Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви | Знать: основные признаки кольчатых червей. Уметь: характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности; распознавать и описывать представителей многощетинковых кольчатых червей; выявлять черты сходства и различия в строении плоских червей и кольчатых червей. | 01.11-05.11 | |||
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви Лабораторная работа №2. «Внешнее строение дождевого червя» | Знать: приспособления для жизни в почве. Уметь: обосновывать значение малощетинковых кольчатых червей в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека; выявлять черты сходства и различия в строении плоских, круглых и кольчатых червей | 08.11-12.11 | |||
Тема 6. Тип Моллюски (4 ч) | |||||
Общая характеристика типа моллюсков | Знать: отличительные признаки типа Моллюски. Уметь: приводить примеры наиболее распространённых видов моллюсков своей местности; характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности моллюсков в связи со средой их обитания; обосновывать значение моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека.. | 08.11-12.11 | |||
Класс Брюхоногие моллюски | Знать: отличительные признаки класса Брюхоногих моллюсков, представителей. Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания; обосновывать значение брюхоногих моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека. | 22.11-26.11 | |||
Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа. №3 «Внешнее строение раковин моллюсков» | Знать: отличительные признаки двустворчатых моллюсков. Уметь: характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности; обосновывать значение двустворчатых моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека. | 22.11-26.11 | |||
Класс Головоногие моллюски Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски» | Знать: особенности строения и процессов жизнедеятельности головоногих моллюсков в связи со средой их обитания. | 29.11-03.12 | |||
Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч) | |||||
Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные | Знать: особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей класса Ракообразные. Уметь: обосновывать черты приспособленности ракообразных к средам обитания; распознавать животных типа Членистоногие; сравнивать членистоногих с кольчатыми червями. | 29.11-03.12 | |||
Класс Паукообразные | Знать: особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей класса Паукообразные. Уметь: обосновывать черты Приспособленности паукообразных к средам обитания; объяснять значение паукообразных в природе и в жизни человека; называть особенности класса паукообразных | 06.12-10.12 | |||
Класс Насекомые. Лабораторная работа .№ 4 «Внешнее строение насекомого». | Знать: особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей класса Насекомые. Уметь: обосновывать черты приспособленности насекомых к средам обитания; описывать поведение насекомых; выявлять черты сходства и различия видов насекомых. | 06.12-10.12 | |||
Типы развития насекомых | Уметь: объяснять взаимосвязь строения и функций систем органов насекомых; сравнивать внутреннее строение насекомых и паукообразных. | 13.12-17.12 | |||
Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых | Знать: характеристику основных отрядов насекомых. Уметь: характеризовать типы развития насекомых; называть отличительные черты представителей различных отрядов насекомых | 13.12-17.12 | |||
Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие» | Знать: значение общественных насекомых в природе и в жизни человека. особенности насекомых-вредителей; меры борьбы с насекомыми- вредителями и с переносчиками заболеваний человека. Уметь: давать характеристику общественным насекомым, их отличительным чертам. | 20.12-24.12 | |||
Контрольная работа. № 2 «Беспозвоночные животные». | Уметь: применять полученные знания при решении тестовых задач | 20.12-24.12 | |||
Тема 8. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч) | |||||
Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные- примитивные формы.. | Знать: общие признаки хордовых животных; особенности строения и жизнедеятельности ланцетника; усложнение строения хордовых в сравнении с беспозвоночными. Уметь: делать выводы о родстве низших хордовых с позвоночными животными. | 27.12-30.12 | |||
Черепные или позвоночные. Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение Лабораторная работа. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | Знать: внешнее строение рыб; особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные; особенности строения представителей надкласса Рыбы в связи с обитанием в водной среде. Уметь: давать систематическую характеристику надкласса Рыбы. | 27.12-30.12 | |||
Внутреннее строение рыб | Знать: особенности обмена веществ рыб. Уметь: объяснять значение плавательного пузыря; делать выводы о чертах усложнения организации костных рыб. | 10.01-14.01. 2022г | |||
Особенности размножения рыб | Знать: определение термина «нерест»; особенности размножения и развития рыб. Уметь: объяснять миграции рыб; выявлять взаимосвязь между числом отложенных икринок и заботой о потомстве у рыб. | 10.01-14.01 | |||
Основные систематические группы рыб | Знать: черты приспособленности рыб к разным условиям и определённым местам обитания; черты сходства и различия у представителей различных видов рыб. Уметь: распознавать и описывать рыб водоёмов своей местности; сравнивать различные отряды костистых рыб. | 17.01-21.01 | |||
Промысловые рыбы. Их использование и охрана | Уметь: обосновывать необходимость охраны рыб и рационального ведения рыбоводства; объяснять значение акклиматизации рыб | 17.01-21.01 | |||
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч) | |||||
Места обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика | Знать: общие черты класса Земноводные; особенности внешнего строения земноводных и процессы их жизнедеятельности. Уметь: объяснять приспособления земноводных к жизни на суше; сравнивать скелет земноводных и костистых рыб. | 24.01-28.01 | |||
Строение и деятельность внутренних органов земноводных | Знать: строение систем органов земноводных; особенности строения земноводных в связи с жизнью и на суше, и в воде. Уметь: выявлять черты сходства и различия земноводных и рыб; характеризовать особенности жизнедеятельности земноводных. | 24.01-28.01 | |||
Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных | Знать: годовые жизненные циклы земноводных, их размножение и развитие. Уметь: делать выводы о происхождении земноводных, сравнивать размножение и развитие рыб и земноводных | 31.01-04.02 | |||
Разнообразие и значение земноводных Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии» | Уметь: применять полученные знания для охраны земноводных; отличать хвостатых земноводных от бесхвостых. Уметь применять полученные знания при решении практических задач | 31.01-04.02 | |||
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч) | |||||
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика | Знать: особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни. Уметь: выявлять общие черты представителей класса Рептилии; обосновывать черты сходства и различия прыткой ящерицы и гребенчатого тритона. | 07.02-11.02 | |||
Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся | Уметь: выявлять черты сходства и различия у рептилий и амфибий; делать вывод о чертах усложнения организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными | 07.02-11.02 | |||
Многообразие пресмыкающихся Значение пресмыкающихся, их происхождение | Знать: систематические группы рептилий. Уметь: приводить примеры многообразия пресмыкающихся; характеризовать основные отряды; сравнивать змей и ящериц; характеризовать роль пресмыкающихся в природе. | 14.02- 18.02 | |||
Древние пресмыкающиеся | Уметь: называть причины вымирания древних пресмыкающихся | 14.02- 18.02 | |||
Контрольная работа № 3 «Хордовые. Земноводные. Пресмыкающиеся». | Уметь: применять полученные знания при решении тестовых задач | 28.02-04.03 | |||
Тема 11. Класс Птицы (8 ч) | |||||
Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» | Знать: особенности внешнего строения птиц, указывающие на их родство с пресмыкающимися. Уметь: называть черты приспособленности внешнего строения птиц к полёту. | 28.02-04.03 | |||
Опорно-двигательная система птиц Лабораторная работа. № 7 "Строение скелета птицы" | Знать: особенности строения скелета и мускулатуры птиц в связи с полётом. Уметь: находить взаимосвязь строения отделов скелета и их функций; черты сходства и различия скелета и мышц птиц и пресмыкающихся. | 07.03-11.03 | |||
Внутреннее строение птиц | Уметь: выявлять черты сходства и различия во внутреннем строении и обмене веществ птиц и рептилий; объяснять усложнение поведения птиц по сравнению с рептилиями. | 07.03-11.03 | |||
Размножение и развитие птиц | Знать: строение яйца и развитие зародыша птицы, виды гнёзд птиц. Уметь: находить черты сходства и различия в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся; сравнивать птиц с разным типом развития птенцов. | 14.03-18.03 | |||
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | Уметь: видеть, как сезонные явления влияют на жизнь птиц | 14.03-18.03 | |||
Разнообразие птиц | Знать: основные систематические и экологические группы птиц. | 21.03-25.03 | |||
Значение и охрана птиц. Происхождение | Знать: о системах мероприятий по охране птиц. Уметь: описывать домашних птиц; делать выводы о происхождении птиц.. | 21.03-25.03 | |||
Обобщение и систематизация знаний по темам 9–11 | Уметь: применять полученные знания | 28.03 -01.04 | |||
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч) | |||||
Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих | Знать: общие черты класса Млекопитающие; особенности внешнего строения. Уметь: выявлять черты сходства и различия во внешнем строении пресмыкающихся и млекопитающих; описывать строение кожи. | 28.03 -01.04 | |||
Внутреннее строение млекопитающих Лабораторная работа № 8 " Строение скелета млекопитающих". | Знать: особенности внутреннего строения млекопитающих. Уметь: называть особенности строения пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выделительной системы | 11.04-15.04 | |||
Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл | Уметь: характеризовать размножение и развитие млекопитающих, их годовой жизненный цикл, особенности заботы о потомстве | 11.04-15.04 | |||
Происхождение и разнообразие млекопитающих | Знать: происхождение и многообразие млекопитающих, представителей первозверей и сумчатых. Уметь: обосновывать биологические особенности первозверей и сумчатых. | 18.04-22.04 | |||
Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные | Знать: основные отряды Млекопитающих. Уметь: называть черты приспособленности представителей различных отрядов к средам обитания. | 18.04-22.04 | |||
Высшие звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные | Знать: основные отряды Млекопитающих. Уметь: называть черты приспособленности представителей различных отрядов к средам обитания | 25.04-29.04 | |||
Высшие звери: приматы | Знать: основные отряды Млекопитающих. Уметь: называть черты приспособленности представителей различных отрядов к средам обитания | 25.04-29.04 | |||
Экологические группы млекопитающих | Знать: основные экологические группы млекопитающих. Уметь: характеризовать приспособления млекопитающих к жизни в различных средах обитания. | 02.05-06.05 | |||
Значение млекопитающих для человека Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери» | Знать: основные экологические группы млекопитающих. Уметь: характеризовать приспособления млекопитающих к жизни в различных средах обитания. | 02.05-06.05 | |||
Контрольная работа № 4 «Класс Птицы. Класс Млекопитающие». | Уметь: применять полученные знания при решении тестовых задач | 09.05-13.05 | |||
Тема 13. Развитие животного мира на Земле (5 ч) | |||||
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина | Знать: факторы эволюции, основные этапы развития животного мира. Уметь: приводить доказательства родства и усложнения организации высших позвоночных животных по сравнению с низшими. | 09.05-13.05 | |||
Развитие животного мира на Земле | Знать: факторы эволюции, основные этапы развития животного мира. Уметь: приводить доказательства родства и усложнения организации высших позвоночных животных по сравнению с низшими. | 16.05-20.05 | |||
Современный мир живых организмов | Знать: уровни организации живой материи, состав биоценозов, общую характеристику биосферы. Уметь: определять состав биоценоза; описывать круговорот веществ и превращений в природе | 16.05-20.05 | |||
Биосфера | Знать: уровни организации живой материи, состав биоценозов, общую характеристику биосферы. Уметь: определять состав биоценоза; описывать круговорот веществ и превращений в природе, функции живого вещества в природе | 23.05 -27.05 | |||
Итоговая контрольная работа.: «Биология. Животные». | Уметь: применять полученные знания при решении тестовых задач | 23.05 -27.05 |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей
естественно-математического цикла
от __31.08.2021__ № _1_
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________________Королькова Т.Н. (Оризова Н.А.)
01.09.2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по биологии для 6-9 классов по УМК В.В.Пасечника
Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими рекомендациями учебно-методического комплекта В.В.Пасечника. Содержание рабочих программ соответствует Федер...
Рабочая программа по биологии для 10-11 классов.
Вариант рабочей программы, составленной на основе программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В Симоновой. Помимо традиционной расчасовки и содержания программы содержит требования к уровню подготовк...
рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Биология (естествознание), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большим коррекционно-образовательными, развив...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ
Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...
рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида
рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...