Рабочая программа по биологии для 10-11 классов.
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Вариант рабочей программы, составленной на основе программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В Симоновой. Помимо традиционной расчасовки и содержания программы содержит требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_10-11_klassy.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Лицей №6 г.Химки
Рабочая программа
по биологии
для 10 и 11 классов.
Учитель: Никитина И.А.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы «Биология. 10-11 классы. Базовый уровень». Авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова.
Программа обеспечивает достижение базового уровня подготовки выпускников, нацелена на формирование современной картины мира в мировоззрении выпускников, способствует развитию общей культуры личности и, в частности, экологической культуры.
Данная программа предполагает интегрирование общебиологических знаний с позиции разных структурных уровней организации жизни, что делает учебное содержание новым и более интересным для учащихся.
По сравнению с авторской, в данной программе изменено распределение часов по темам: уменьшено число уроков на введение, увеличено на 1 час количество уроков на изучение биосферы для более детального знакомства со структурой биосферы. Предусмотрен 1 час резерва в 10 классе для непредвиденных ситуаций или для повторения.
В 11 классе 1 час отведен на повторение в начале учебного года, добавлен 1 час на изучение организменного уровня жизни для повторения и углубления вопроса о многообразии живых организмов. Темы «Клеточный уровень жизни» и «Молекулярный уровень жизни» сжаты с 8 часов до 7 за счет более компактного распределения учебного материала.
Программа рассчитана на 69 учебных часов, по 1 часу в неделю.
Используемый учебник : Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., « Биология. 10 класс. Базовый урвень.» Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. Вентана-Граф, 2006 и позднее.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. « Биология. 11 класс. Базовый уровень.» Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. - М. Вентана-Граф, 2007 и позднее.
Содержание програмы
10 класс
№ темы | Тема, кол-во часов по теме | Содержание темы | Требования к уровню подготовки учащихся |
1 | Введение (4 часа) | Введение в курс общей биологии, значение практической биологии. Основные свойства жизни. Уровни организации живой материи. Биосистема как структурная единица живой материи. Значение биологических знаний в формировании общей культуры и современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. | Называть естественные науки, составляющие биологию, методы исследований живой природы. Называть уровни организации живой природы, основные свойства живого. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. |
2 | Биосферный уровень организации жизни (10 часов) | Учение В.И. Вернадского о биосфере. Структура биосферы. Косное вещество земного и неземного происхождения в биосфере. Биокосное вещество ( необиогенное, палеобиогенное). Живое вещество биосферы, его функции. Живое вещество как глобальная геологическая сила. Биотический круговорот веществ. Физико-химическая эволюция в истории Земли. Гипотеза А.И.Опарина и Дж. Холдейна о возникновении живого вещества на Земле. История развития жизни на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Биосфера как глобальная экосистема. Понятие о ноосфере.Человек как фактор развития биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.Эволюция биосферы – взгляд в будущее.Среды жизни. Экологические факторы : биотические, абиотические, антропогенные. Биологический оптимум. Ограничивающий фактор. | Давать определение понятиям «биосфера», «ноосфера», «экологические факторы». Называть структурные компоненты биосферы, ее свойства, границы биосферы и факторы, их определяющие. Характеризовать функции живого вещества биосферы, доказывать ведущую роль живого вещества в преобразовании биосферы. Уметь описывать биотический круговорот на примере одного -двух веществ. Анализировать и оценивать гипотезы о возникновении живого вещества на Земле. Объяснять, почему в современных условиях невозможно самозарождение жизни. Находить информацию об истории развития жизни на Земле в различных источниках. Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде. Характеризовать различные группы экологических факторов и среды жизни. |
3 | Биогеоценотический уровень жизни (8 часов) | Биогеоценоз как уровень организации жизни. Биогеоценоз как экосистема. Строение и свойства биогеоценоза. Взаимодействие между видами ( популяциями) в биогеоценозе. Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозе. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Правило экологической пирамиды. Механизмы устойчивости биогеоценозов. Динамика экосистем. Сукцессии. Циклические изменения в биогеоценозах. Фотопериодизм.Природные и искусственные биогеоценозы. Агроценозы.Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экологические законы природопользования. | Давать определение понятиям «биогеоценоз», «экосистема». Называть структурные компоненты биогеоценоза, его свойства. Объяснять механизмы устойчивости биогеоценозов, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Уметь составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания). Характеризовать кратко некоторые виды биогеоценозов (лес, луг, болото). Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы (луг и поле, лес и сад и т.п.). Анализировать и оценивать экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде. Использовать приобретенные знания для соблюдения правил поведения в природной среде. |
4 | Популяционно-видовой уровень жизни (12 часов) | Биологический вид ,его критерии и структура. Популяция как форма существования вида и структурный компонент биогеоценоза. Популяция как единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Микроэволюция. Видообразование как процесс увеличения количества видов на Земле. Человек как уникальный вид живой природы. Гипотезы о происхождении человека. Развитие вида Человек разумный: этапы происхождения и эволюции человека. История развития эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Современное учение об эволюции — синтетическая теория эволюции. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции:ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие — современная проблема науки и общества, основа устойчивого развития биосферы. Сохранение биоразнообразия — насущная задача человечества. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Многообразие экосистем. Экскурсия. | Давать определения понятий «вид», «популяция». Характеризовать критерии вида. Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев. Уметь составлять характеристику вида по морфологическому критерию. Характеризовать популяцию как структурную единицу сида и как единицу эволюции. Называть основные способы видообразования, приводить примеры. Определять место человека в системе природы. Знать характеристики основных этапов эволюции человека. Знать основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина, современной синтетической теории эволюции. Объяснять механизм действия факторов эволюции. Характеризовать основные закономерности эволюции. Давать определения ароморфоза, идиоадаптации, дегенерации, приводить примеры. Характеризовать их эволюционную роль. Сравнивать биологический прогресс и биологический регресс, приводить примеры процветающих и угнетенных видов. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде. Оценивать вклад в развитие науки таких ученых как К.Линней, Ж.-Б. Ламарк, Ч Дарвин, А.Н.Северцов, И.И Шмальгаузен, |
Резерв(1 час) |
Содержание програмы
11 класс
№ темы | Тема, кол-во часов по теме | Содержание темы | Требования к уровню подготовки учащихся |
1 | Повторение (1 час) | Основные свойства жизни. Уровни организации живой материи. | Называть и характеризовать признаки живых организмов, уровни организации живого. Объяснять понятие «биосистема». |
2 | Организменный уровень жизни (18 часов) | Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Многообразие организмов. Метаболизм как свойство организма. Аэробные и анаэробные организмы. Типы питания организмов: гетеротрофы (сапрофиты,хищники,паразиты) и автотрофы ( фототрофы, хемотрофы). Размножение организмов — половое и бесполое. Особенности половых клеток. Оплодотворение, его значение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изменчивость, ее типы ( наследственная, ненаследственная). Понятие о норме реакции, приспособительное значение модификаций. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом. Из истории генетики. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование. Закон Т Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе, геноме. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Генетические основы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции растений и животных. Биотехнологии. Неклеточная форма жизни – вирусы. Вирусные заболевания. СПИД и его профилактика. Решение генетических задач. Практическая работа. | Доказывать, что организм — это особый уровень организации жизни, биосистема. Давать определения понятий «метаболизм», «аэробные и анаэробные организмы», «гетеротрофы», « автотрофы». Приводить примеры организмов разных групп. Называть основные формы размножения. Сравнивать половое и бесполое размножение, половые и соматические клетки. Приводить примеры бесполого размножения. Объяснять сущность процесса оплодотворения. Объяснять сущность процесса двойного оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать процессы, происходящие на разных этапах онтогенеза. Сравнивать строение зародышей человека и других животных.Сравнивать прямое и непрямое развитие, приводить соответствующие примеры. Анализировать и оценивать влияние факторов среды на развитие организма, в том числе, влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Называть признаки биологических объектов — генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических явлений наследственности и изменчивости. Выявлять изменчивость организмов, приводить примеры разных типов изменчивости. Объяснять влияние мутагенов на организм человека и на живую природу в целом, выявлять источники мутагенов в окружающей среде ( косвенно). Объяснять смысл основных понятий генетики: генотип, фенотип, доминантные и рецессивные признаки, гомозиготы и гетерозиготы, аллельные гены. Понимать генетическую символику. Уметь решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания. Понимать сущность открытия Т.Моргана, явлений взаимодействия генов, множественного действия генов. Характеризовать генотип как целостную систему. Объяснять принцип определения пола организма, причины наследственных заболеваний человека. Характеризовать селекцию и ее методы, генетические основы селекции. Знать понятия: сорт, порода, штамм. Оценивать роль генетики, селекции, биотехнологий в практической деятельности человека. Оценивать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки ( Н.И.Вавилов, С.Г.Навашин, Г Мендель, Т Морган.) Находить в различных источниках биологическую информацию о методах и достижениях селекции и биотехнологий, уметь критически ее оценивать. Использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологий. Знать особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вирусных инфекций, в том числе ВИЧ. |
3 | Клеточный уровень организации живого (7 часов) | Клеточный уровень организации живой материи. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток. Ткани. Клетка — основная структурная и функциональная единица живого. История развития науки о клетке.( Р.Гук, К. Бэр,М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Строение клетки: биологическая мембрана, цитоплазма с органоидами, ядро с хромосомами. Мембранные и немембранные органоиды клетки, их функции. Прокариотические и эукариотические клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток. Клеточный цикл. Митоз. Мейоз. Гаметогенез. Структура и функции хромосом. Фазы митоза.Лабораторная работа. | Доказывать, что клетка — это особый уровень организации жизни, биосистема. Формулировать и объяснять положения клеточной теории. Оценивать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки ( Р.Гук, К. Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Знать особенности строения и химического состава клетки. Давать определение понятия «ткани», называть некоторые виды растительных и животных тканей. Сравнивать строение животной и растительной клетки, клетки прокариот и эукариот. Распознавать на таблицах основные органоиды клетки. Знать строение и функции основных органоидов. Объяснять сущность процессов жизнедеятельности клетки. Знать понятия «клеточный цикл», «интерфаза». Называть фазы митоза, характеризовать процессы, происходящие в клетке на разных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Называть фазы мейоза, характеризовать процессы, происходящие в клетке на разных фазах мейоза. Объяснять биологическое значение мейоза. Описывать процессы гаметогенеза. Характеризовать структуру и функции хромосом. |
4 | Молекулярный уровень жизни (7 часов) | Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе. Химические элементы в живых системах, макро- и микроэлементы. Неорганические вещества клетки. Вода — важный компонент живого. Органические вещества живого, понятие о биополимерах. Белки, углеводы, липиды: особенности строения, функции в клетке. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК, структура, функции. Понятие о генетическом коде. Репликация ДНК. Метаболизм в живых клетках, понятия пластического и энергетического обмена. Биосинтез белка: транскрипция, трансляция. Реакции матричного синтеза. Фотосинтез, его фазы. Роль фотосинтеза в природе. Молекулярные процессы расщепления, понятие о клеточном дыхании. | Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы, делать выводы на основе сравнения о единстве живой и неживой природы, о единстве происхождения живых организмов. Давать определения понятий «биополимеры», «мономеры». Характеризовать строение и функции белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Сравнивать строение ДНК и РНК. Оценивать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки ( Д.Уотсон, Ф.Крик.) Понимать сущность генетического кода, значение процесса репликации ДНК. Описывать основные процессы метаболизма в клетке, сущность пластического и энергетического обмена. Анализировать и оценивать роль процесса фотосинтеза в жизни всех живых организмов на Земле. |
5 | Заключение 1час | Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разного уровня. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по биологии для 6-9 классов по УМК В.В.Пасечника
Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими рекомендациями учебно-методического комплекта В.В.Пасечника. Содержание рабочих программ соответствует Федер...
рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Биология (естествознание), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большим коррекционно-образовательными, развив...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ
Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...
рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида
рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...
Аннотация к рабочей программе по биологии для 5 - 11 класса (по авторской программе В.В.Пасечника)
middot; Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта среднего ( полного) образования. За основу рабочей программы взят...