" Особенности подготовки биологического исследования".
статья по биологии
Статья содержит краткие методические рекомендации по организации исследовательских работ по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности подготовки биологического исследования.
Любая наука базируется на строгой логике, подкрепленной не только теоретическими знаниями, но и практическими действиями. Каждая область познания окружающего мира имеет свои методы исследования.
Биология, как многогранная наука, доступна для изучения школьниками разных возрастов. За простым наблюдением и любопытством ребенка скрывается широкий потенциал освоения новых “территорий” живой материи. Исследование животных и растительных организмов, микроскопический мир бактерий, разнообразие грибов и лишайников, типы взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой - общие разделы позволяют юному исследователю ответить на интересующие его вопросы.
Как у любого исследования, у исследования в биологии есть определенный алгоритм выполнения работы, включающий в себя не только общие правила выполнения этой работы, но и специфические.
Прежде чем приступать к исследованию необходимо поставить конкретную цель работы. Трудно изучить все травянистые растения, растущие на дачном участке. А проанализировать, как изменяются морфологические признаки одуванчика обыкновенного в зависимости от освещенности местности, увлажненности почвы вполне реально. Нет смысла при постановке цели хвататься за все сразу. Материал для изучения должен подразумевать определенный объем.
Исследование должно быть интересно прежде всего самому ребенку. Внутренняя мотивация подтолкнет его к активной деятельности, что позволит получить желаемый результат и усилить работоспособность. Исследование станет актуальным для ученика, ребенок получит ответы на поставленные вопросы. В дальнейшем, исследование может заинтересовать окружение, способствовать созданию групповых форм работы, даст возможность общаться со специалистами, проводить работу с более точным и научным подходом. Знакомясь с проектной деятельностью в девятом классе у учащегося появится возможность углубить свои знания по изучаемой теме, что может понадобиться в определении будущей профессии.
“Хочу изучать движущие силы эволюции”-с такой фразой подошла ученица при выборе темы своей проектно-исследовательской работы. Какими методами в стенах школы можно изучить длительный исторический процесс? Цель исследовательской работы должна достигаться доступными задачами, которые подкрепляются определенным объемом знаний и наличием соответствующего оборудования. Название работы должно полностью отображать содержание.
Планирование работы подразумевает последовательный и четкий сбор информации по изучаемому предмету или явлению. Необходимо четко сформулировать частные вопросы, на которые нужно найти ответы. Только потом можно переходить к общему. При этом, необходимо сохранять все данные об источниках информации - названия книг и авторов, ссылки на интернет-издания. В окончательном виде отчет будет включать список использованной литературы в алфавитном порядке. Сведения, полученные из литературы должны быть изложены словами автора работы.
В работе можно использовать цитаты, при этом весть цитируемый текст берут в кавычки. Исследователь должен выбрать методику проведения работы. Экспериментальный метод, часто применяемый при изучении природных объектов, подразумевает наличие определенного оборудования; условий, неоднократных повторений опыта во избежание неточностей. При этом, фиксация данных (длина листовой пластинки или раковины моллюска, цвет крыльев бабочки, содержание крахмала в продуктах и т.п.) должна вестись четко и аккуратно. Сбор статистических данных позволит обработать информацию, построить таблицы и графики зависимостей, гистограммы, диаграммы и схемы. Фото- и видеоотчеты, коллекции и гербарии помогут четче визуализировать наблюдения и украсят отчет о проделанной работе.
Важен язык изложения при оформлении отчета о проведении исследования. Иногда рекомендуется составить специальный словарь терминов, помогающих ориентироваться при изучении определенной области биологии. Если работа в качестве защиты будет представлена одноклассникам или кружковцам, то излишнее увлечение научными терминами может вызвать непонимание.
Обсуждение результатов исследования демонстрирует готовность учащихся мыслить, анализировать и делать выводы из полученных фактов, критически воспринимать полученную информацию: соглашаться или подвергать сомнению полученные результаты.
Исследовательские работы по биологии вносят творческое разнообразие в деятельность школьников, помогают раскрыть их индивидуальный потенциал, что повышает внутреннюю самооценку ребенка, показывает их личностные характеристики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа №1. Методы биологических исследований.
лабораторная работа по биологии для 10 класса. Изучаются и закрепляются на практике методы биологических исследований. Закрепляются навыки по приготовлению микропрепаратов....
Урок по теме " Методы биологических исследований"
Урок№4Тема урока: Методы исследований в биологии.Цель: Ознакомить учащихся с основными биологическими методами исследований; проанализироват...
Методы биологических исследований
Урок по формированию метапредметных компетенций у учащихся. Цель - определить причины различий в окраске и форме листьев деревьев в разных районах города Перми....
Открытый урок в 6 классе в рамках ФГОС "Мое биологическое исследование: микроскопирование живых растительных клеток"
Этот урок проводился в МБОУ гимназии № 11 на региональном уровне по теме "Использование образовательных технологий на уроках биологии в рамках реализации ФГОС....
Открытый урок в 6 классе в рамках ФГОС "Мое биологическое исследование: микроскопирование живых растительных клеток"
Этот урок проводился в МБОУ гимназии № 11 на региональном уровне по теме "Использование образовательных технологий на уроках биологии в рамках реализации ФГОС....
Презентация к уроку биологии в 5 классе "Измерения в биологических исследованиях" по программе В.В. Пасечник (линейный курс)
Презентация создана для работы на уроке в 5 классе по программе по программе В.В. Пасечник (линейный курс)....
Игра "Биологическое исследование космоса"
Интерактивная мини-игра....