Лабораторная работа №1. Методы биологических исследований.
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
лабораторная работа по биологии для 10 класса. Изучаются и закрепляются на практике методы биологических исследований. Закрепляются навыки по приготовлению микропрепаратов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. Лабораторная работа №1 "Методы биологических исследований" | 667.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы: закрепить знания по теме урока, умения по приготовлению микропрепаратов, повторить виды тканей.
Работа с учебником Ознакомьтесь с текстом параграфа. Какие методы используются при изучении природы? В чем особенность каждого метода? Вспомните виды тканей растений и животных. Дайте краткую характеристику тканям растений.
Методы биологических исследований: Наблюдение Сравнение Эксперимент Описание Мониторинг Моделирование.
Виды тканей Растения Животные Образовательные; Покровные; Проводящие; Механические; Основные . Мышечные; Нервная; Соединительные; Эпителиальные
Ткани растений
Покровная ткань Строение: Живые и мертвые клетки. Имеют толстые и прочные оболочки Прочно соединены друг с другом Функции: Защита от неблагоприятных воздействий, повреждений.
Основная ткань Строение: Живые клетки, в которых содержатся хлоропласты и питательные вещества Функция: Образование и накопление питательных веществ
Образовательная ткань Строение: Мелкие постоянно делящиеся клетки с крупными ядрами, вакуолей нет. Функции: Образование клеток Рост растения
Проводящая ткань Строение: Клетки живые и мертвые, напоминают сосуды и трубочки. Функции: Передвижение веществ по растению Сосуды Ситовидные трубки
Механическая ткань Строение: Мертвые клетки с утолщенными и одревесневшими оболочками. Функция: Опора растения
Дополнительная информация. Вы можете также повторить ткани животных и вспомнить их особенности.
Характеристика ткани: Эпителиальная ткань (эпителий) покрывает поверхность тела, выстилает слизистые оболочки полых органов пищеварительной и дыхательной систем, мочеполового аппарата и образует железистую паренхиму желез внешней и внутренней секреции. Эпителий выполняет покровную и защитную функции, поэтому в эпителиальной ткани мало межклеточного вещес тва и клетки плотно прилегают друг к другу.
Эпителиальные ткани: А - однослойный плоский эпителий Б - однослойный кубический эпителий В - однослойный цилиндрический эпителий Г - псевдомногослойный эпителий (однослойный многорядняй реснитчатый) Д - многослойный переходный эпителий Е - многослойный плоский неороговевающий эпителий
Соединительные ткани: очень разнообразны по строению и содержат много межклеточного вещества. Основными функциями соединительной ткани являются трофическая (питательная), опорная, защитная и запасаю щая . Выделяют такие виды соединительной ткани: рыхлая, кровь, плотная, хрящевая, костная и жировая ткани .
Соединительные ткани: 1 - рыхлая соединительная ткань , 2-плотная соединительная ткань, 3-хрящ , 4-кость, 5-кровь 1 2 3 4 5
Мышечные ткани: Мышечные ткани осуществляют двигательные процессы в организме животных. Они образованы мышечными волокнами, в цитоплаз ме которых есть особые, сократительные волокна — миофибриллы. Различают гладкую (неисчерченную), поперечно-полосатую скелетную (исчерченную) и сердечную поперечно-полосатую (исчерченную) мышечные ткани. Гладкая мышечная ткань образует стенки внутренних органов , а перечно-полосатая — скелетные мышцы и мышцу сердца .
Мышечные ткани: продольные срезы 1-поперечно-полосатой, 2-гладкой; 3-сердечной мышцы 1 2 3
Нервная ткань Нервная ткань состоит из нервных клеток (нейронов) и нейроглии. Нейрон состоит из тела и отростков различной длины: дендритов и аксона. А ксон — наиболее длинный отросток нейрона, по которому нервный импульс движется от тела нервной клетки к рабочим органам — мышце, железе или к следующей нервной клетке. Аксоны образуют нервные волокна . Короткие и ветвистые отростки нейрона называются дендритами . Их окончания воспринимают нервное раздражение и проводят нервный им пульс к телу нейрона. Основным свойством нейрона является способность возбуждаться и проводить это возбуждение по нервным волокнам . Клетки нейроглии выполняют опорную, питательную, защитную и другие функции. Они выстилают полости головного мозга и спинномозговой канал, образуют опорный аппарат центральной нервной системы и окружают тела нейронов и их отростки.
Нервная клетка-основа нервной ткани
Инструкция к работе: Сделайте тонкий срез листа фиалки; На предметное стекло капните каплю воды и положите препарат; Закройте покровным стеклом; При малом увеличении микроскопа рассмотреть срез листовой пластинки; Затем перейти к детальному изучению тканей при большом увеличении. Начать с рассмотрения верхней эпидермы и сравнить ее с нижней; Далее изучить мезофилл; Найти флоэму и ксилему; Зарисовать лист фиалки и обозначить эпидерму (верхнюю и нижнюю), устьице, столбчатый и губчатый мезофилл, проводящий пучок с ксилемой и флоэмой .
Проверь себя. Поперечный срез листа фиалки
Инструкция к работе: Рассмотрите под микроскопом микропрепарат хвоинки. Какие ткани вы увидели? Сначала рассмотреть срез при малом увеличении и зарисовать его контуры. Нанести на схему границы отдельных тканей и перейти к изучению препарата при большом увеличении. По мере рассмотрения тканей схему детализовать . Обозначить гиподерму, мезофилл, смоляные ходы, проводящие пучки. Указать функцию. Какими методами вы пользовались при выполнении работы? Сделайте вывод по работе.
Проверь себя. Поперечный срез хвоинки.
Контрольные вопросы: 1.В чем отличие между столбчатой и губчатой тканями листа? Чем обусловлено их расположение? 2. Каково строение проводящих пучков листа? 3. В чем особенность строения мезофилла хвои?
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа для 8 класса "Исследование температуры".
Составлена в связи с изменением перечня лабораторный работ по программе. Раздаю на столы распечатки....
Лабораторная работа «Определение плотности биологического тела»
Конспект урока физики для учащихся 7 класса....
Лабораторная работа как вид учебного исследования на уроках русского языка в старших классах.
Лабораторная работа - это один из видов самостоятельной, практической работы и исследования учащихся. В презентации указвны методические рекомендации, этапы исследования, структура провед...
Урок по теме " Методы биологических исследований"
Урок№4Тема урока: Методы исследований в биологии.Цель: Ознакомить учащихся с основными биологическими методами исследований; проанализироват...
Методы биологических исследований
Урок по формированию метапредметных компетенций у учащихся. Цель - определить причины различий в окраске и форме листьев деревьев в разных районах города Перми....
Методические рекомендации по выработке ЕНГО по заданиям ФИПИ средствами темы « Методы биологических исследований» в образовательном процессе в урочной и внеурочной деятельности
Данный материал может быть использован на уроках биологии ,на консультациях при подготовке к ОГЭ...
Презентация "Методы биологических исследований"
Презентация...
Комментарии
Хорошая презентация
Хорошая презентация