программа кружка внеурочной деятельности "Комнатное цветоводство"
рабочая программа по биологии

программа кружка внеурочной деятельности "Комнатное цветоводство" предназначена для занятий с учащимися 5 - 7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17g.kruzhok_komnat_tsvetovod.odt21.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа  №1» города Велижа

Утверждаю

Зам. директора по ВР

________ О.И.Смирнова

«___» __________2017г.

  1. ПРОГРАММА КРУЖКА

  2. «Комнатное цветоводство»

Программу составил

учитель биологии Береснева Т. М.

Велиж

2017


Пояснительная записка

Они прекраснее всего,

Что нам даёт природа на Земле:

То – дар её бесценный,

Для всех искусств цветок –

Образчик неизменный.

Жак Делиль

Значительное улучшение быта людей позволяет им много внимания уделять благоустройству и украшению жилья. В связи с этим всё больше и больше возрастает спрос на комнатные растения, всё больше возникает вопросов с их разведением и уходом за ними.

Цветы украшают быт людей и создают в домах здоровые гигиенические условия. Выращивание цветов приносит много радости взрослым и оказывает огромное воспитательное значение на детей. Выращивание растений не только приучает детей к самостоятельному труду, но и развивает их эстетические наклонности, учит внимательно и заботливо относиться к живому организму. Цветы – любимые спутники человека с давних времён. Они не только ласкают взор, но и облагораживают людей. Разведение цветов и уход за ними, заполняя досуг, доставляют нам большое удовольствие.

Занятия кружка «Комнатное цветоводство» направлены на  помощь любителям комнатных растений в подборе и размещении цветов, выращивании и уходе за растениями в домашних условиях. Кроме того, данный кружок имеет целью способствовать более широкому распространению декоративных растений для внутреннего озеленения и украшения классов.

Учащиеся получают сведения о биологических особенностях и декоративных качествах комнатных растений, их агротехнике, а также понятие о выгонке цветочных растений, делении их по биологическим группам и хозяйственному значению.

Характеристика программы

Данная программа является:

  •  по виду: авторская;
  • по педагогическим целям: культурно-просветительская;
  • по продолжительности: рассчитана на 1 год;
  • по возрастному диапазону: от 12 до 15 лет;
  • по уровню освоения: общекультурно-базовя;
  • по характеру деятельности: интегрированная;
  • по образовательной области: биологическая.

Цель программы: формирование личности, способной любить и ценить прекрасное, воспитание эколого-эстетической культуры.

Задачи:

  1. ознакомление учащихся с распространенными и редкими комнатными растениями, занимательными легендами и фактами из жизни комнатных растений;
  2. привитие навыков ухода за комнатными растениями;
  3. развитие познавательной творческой активности учащихся;
  4. развитие интеллектуального уровня детей;
  5. развитие осознанно-правильного отношения к природе;
  6. формирование эколого-эстетической культуры учащихся.

Место курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу, 1 раз в неделю) на 1 год обучения. Материал кружка рассчитан на работу учащихся с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, журналами, справочниками, материалами интернет-сайтов и носит познавательно-развивающий характер.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

 учащиеся должны знать:

  1. морфологические особенности изученных комнатных растений;
  2. требования комнатных растений к условиям произрастания;
  3. знать правила ухода за комнатными растениями;
  4. многообразие комнатных растений, их происхождение, легенды и
  5. факты из жизни этих растений;

учащиеся должны уметь:

  1. правильно ухаживать за приобретёнными комнатными растениями;
  2. размножать растения вегетативным путем;
  3. составлять паспорта на комнатные растения;
  4. правильно размещать растения в помещении;
  5. объяснять роль комнатных растений в жизни людей.

Метапредметные:

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
  •  приобретение опыта проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

Личностные:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  •  воспитание позитивного ценностного отношения к природе, культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы об сокружающей среде.

Содержание курса:

Введение (1 час)

Введение. Знакомство учащихся с планом работы на год кружка «Комнатное цветоводство». Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения занятий кружка в кабинете биологии и во время выполнения практических работ (уход за комнатными растениями, размещение их в кабинете и в коридорах школы, размножении и пересадке растений, работе с оборудованием, необходимом для практических занятий).

Раздел 1.  «История комнатного цветоводства» (4 часа)

Происхождение комнатных растений, их многообразие. История комнатного цветоводства, комнатное цветоводство в России. Обычаи и традиции людей разных исторических эпох по отношению к цветам. Комнатные растения и астрология. Декоративная функция растений. Санитарно-гигиеническое значение растений. Ядовитые и лекарственые комнатные растения.                                                                  

Раздел 2.   «Многообразие комнатных растений и уход за ними»(11 часов)

Знакомство с многообразием комнатных растений. Культура комнатных растений. Цветущие растения. Декоративные растения. Вьющиеся и свисающие (ампельные) растения. Горшечные растения. Язык цветов. Требования комнатных растений к условиям произрастания.    Тепловой режим. Световой режим. Водный режим. Воздушный режим. Питание растений. Садовые земли для комнатных растений.

Способы размножения декоративных растений. Семенное и вегетативное размножение.

Уход за цветочными и декоративными растениями. Обработка почвы. Закаливание растений и посадка. Система орошения. Система удобрения. Система защиты растений.

Размещение цветов в доме.

Разнообразие цветочных горшков по качеству и по назначению.

Раздел 3.  «Родина комнатных растений» (7 часов)

По далёким пустыням.

Красавица пустыни (пальма). Зеленые уродцы или принцессы ночи (кактусы). Столетник из пустыни Карру (алоэ). «Растения, играющие в прятки» (луковичные).

По тропическим лесам.

Плакса из лесов реки Амазонки (монстера). Резиновое дерево индийских джунглей (фикус). Двадцать растений из одного листа (бегонии). Деревце, уничтожающее моль (колеус, плектрантус). «Щучий хвост» в цветочном горшке (сансевьера). «Ванька» из Занзибара (бальзамин). Растение тропических болот (традесканция). Драконовое дерево (драцена). Папирус древнего Египта (циперус-папирус).

По субтропикам.

«Журавлиный нос» (герань, пеларгония). Царица цветов (роза, хибискус). Комнатный виноград (циссус). Цветок алхимиков (фуксия). Хлорофитум хохлатый. .

Практическая часть (11 часов)

Уход за комнатными растениями, находящимися в классных кабинетах и в коридорах школы. Регулярное опрыскивание растений, полив и рациональное размещение по отношению к солнцу. Санитарная обработка растений и почвы. Внесение удобрений.

Вегетативное размножение комнатных растений: черенкованием, «детками», луковицами, отводками, листьями, делением куста.

Закаливание горшечных растений, защита их от сквозняков и морозов.

Система защиты комнатных растений от вредителей и болезней.

Подбор цветочных горшков, грунта для посадки новых растений и пересадки старых. Сортировка комнатных растений в кабинете биологии, удаление старых и замена их новыми, здоровыми растениями.

Основные приёмы посадки и пересадки комнатных растений.

Обновление горшечных растений в коридорах школы. Регулярных уход за комнатными растениями в классных комнатах (по просьбе зав. кабинетами).

Составление паспортов и каталога на комнатные растения.

Итоговое занятие (1 час)

Игра-викторина «Что я знаю о комнатных растениях»

Используемая литература:

  1. Н. Верзилин. Путешествие с комнатными растениями. Государственное Издательство           Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР Москва 1951. Ленинград.
  2. Д. Б.Кудрявец, Н. А.Петренко. Как вырастить цветы. Книга для учащихся.- Москва: Просвещение, 1993.
  3. А. А.Чувикова, С. П.Потапов, А. А.Коваль, Т. Г.Черных. Учебная книга цветовода. – Москва: Колос, 1980.
  4. Д. Ф.Юхимчук. Комнатное цветоводство. – Киев: «Урожай», 1977.
  5. Журнал «Цветоводство».

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер (ноутбук)
  2. Мультимедийный проектор
  3. Документ-камера
  4. Микроскопы


Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Название темы

Количество часов

Дата

теория

практика

1

Вводное занятие

1

Раздел 1. «История комнатного цветоводства»

(4 часа+1 час практика)

2

3

Происхождение комнатных растений, их многообразие.

1

1

4

История комнатного цветоводства

1

5

Ядовитые комнатные растения

1

6

Лекарственые комнатные растения.

1

Раздел 2. «Многообразие комнатных растений и уход за ними»

(11 часов+8 часов практ.)

7

8

Знакомство с многообразием комнатных растений.

1

1

9

10

Цветущие растения.

1

1

11,12

Декоративные растения.

1

1

13,14

Вьющиеся и свисающие (ампельные) растения.

1

1

15

Горшечные растения. «Язык» цветов.

1

16,17

Требования комнатных растений к условиям произрастания.

1

1

18,19

Способы размножения декоративных растений. Семенное и вегетативное размножение.

1

1

20

21

Уход за цветочными и декоративными растениями. Обработка почвы.

1

1

22

23

Система удобрения. Система защиты растений.

1

1

24

Размещение цветов в доме.

1

25

Разнообразие цветочных горшков по качеству и по назначению.

1

Раздел 3.  «Родина комнатных растений» (7 часов+2 часа практика)

26,27

28

По далёким пустыням.

2

1

29

30

31,32

По тропическим лесам.

3

1

33

По субтропикам.

2

34

Итоговое занятие

1


Вводная диагностика   «Знаешь ли ты комнатные растения?»

Вопросы:

1.  Назовите 5 известных вам комнатных растений.

2.  Знаете ли вы легенды о происхождении комнатных растений?

3.  Какие комнатные растения являются ядовитыми?

4.  Назовите 4 комнатных растения, которые не любят яркого света?

5.  Назовите растения, которые цветут зимой?

6.  Какое растение можно выращивать в аквариуме?

7.  Почему один из видов кактуса называется «декабрист»?

8.  Некоторые растения называются «молочай», почему?

9.  Во что превратились листья у кактуса?

10.  Почему алоэ называется «столетник»?

11.  Сансевьера называется «щучий хвост». Почему?

12.  Почему многие комнатные растения необходимо опрыскивать?

13.  Какую роль играют комнатные растения?

14.  Назовите своё любимое комнатное растение.

15.Есть ли у вас дома комнатные растения?

Анализ вводной диагностики.

Всего отвечали на вопросы: _____ человек (100%)

Справились полностью со всеми вопросами – нет.

№ вопроса                                            Справились                                       Не справились

Учащиеся лучше ответили на вопросы: 1, 4, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 15.

Учащиеся хуже ответили на вопросы: 5, 6, 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка внеурочной деятельности «Путешествие по стране Информатики» (1-2 класс), ФГОС НОО

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Страна мастеров» 1-4 класс

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...

Программа кружка внеурочной деятельности в 5 классе (ФГОС) "От мультфильмов к презентациям"

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные ...

Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов

Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской обла...

Программа по внеурочной деятельности "Цветоводство"

Программа по внеурочной деятельности "Цветоводство"...