Роль технологической карты на уроке биологии
методическая разработка по биологии
материал освещает роль технологической карты на уроках биологии на примере уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_tehnologicheskoy_karty_na_uroke_biologii.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Назначение технологической карты
на уроках биологии ФГОС ООО»
учитель биологии Корнева ОА
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Структура технологической карты включает:
-название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
-цель освоения учебного содержания
-планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
-метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
-основные понятия темы
-технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
-контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю:
-реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
-определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
-системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
-осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
-определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением
(вписать конкретный урок в систему уроков);
-проектировать свою деятельность на
четверть, полугодие, год посредством
перехода от поурочного планирования к
проектированию темы;
-освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
-определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
-на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
-выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
-решить организационно-методические
проблемы (замещение уроков, выполнение
учебного плана и т. д.);
-соотнести результат с целью обучения после
создания продукта — набора технологических карт.
-обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
-учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
-используются эффективные методы работы с информацией;
-организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
-обеспечиваются условия для
применения знаний и умений
в практической деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА включает разделы: | |||||||
Предмет | |||||||
Класс | |||||||
Тип урока | |||||||
Тема | |||||||
Цель | |||||||
Задачи | Образовательные: | ||||||
УУД | ЛичностныеУУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: | ||||||
Планируемые результаты | Предметные: знать… уметь… Личностные: | ||||||
Основные понятия | |||||||
Межпредметные связи | |||||||
Ресурсы: основные и дополнительные | |||||||
Формы урока | |||||||
Технология | |||||||
Технологическая карта с методической структурой урока | |||||||
Дидактическая | Методическая структура урока | Признаки | |||||
Методы | Форма | Методические | Средства | Способы | |||
Организацион ный момент | |||||||
Актуализация знаний | |||||||
Сообщение нового материала | |||||||
Закрепление изученного материала | |||||||
Подведение итогов | |||||||
Домашнее задание |
ИЛИ:
Технологическая карта урока
Учитель:
Предмет: Тема занятия:
Класс: Цели урока:
Дата: Образовательные ресурсы:
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
познавательная | Коммуникативная | регулятивная | |||
1.Мотивация учебной деятельности | |||||
2.Актуализация знаний. Постановка цели урока | |||||
3.Проблемное объяснение нового материала | |||||
4. Закрепление | |||||
5. Итог урока. Рефлексия |
МОУ «Покровская СОШ»
Урок в 6 классе «Способы опыления растений»
Учитель биологии Корнева О.А.
Цель урока: ознакомление со способами опыления растений.
Задачи:
1 выяснить, что такое опыление,
2 познакомиться с различными способами опыления
3 заполнить схему «Разнообразие способов опыления»
Предметные результаты:
– формировать умение характеризовать жизнедеятельность цветковых растений;
– формировать умение находить черты, свидетельствующие об усложнении растений по сравнению с предками, и давать им объяснения;
– формировать умение объяснять, какие приспособления характерны для разных стадий жизненных циклов растений;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: семя, зародыш, опыление, тычинка, пестик, рыльце,
Метапредметные и личностные результаты:
регулятивные УУД
1. сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);
2. сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
3. сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
коммуникативные УУД
- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока – изучение нового с игровыми элементами.
Вид урока: комбинированный.
Форма организации работы: групповая.
Методы: словесно- логический, наглядно- образный, ТСО.
Дидактические материалы: таблицы, компьютерная презентация, материалы для учащихся.
Оборудование: презентация «Виды опыления», раздаточный материал. УМК под руководством проф. И.Н. Пономаревой «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники.» учебник 6 класса авторы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, 2012 года)., рабочая тетрадь к учебнику.
Технологии, применяемые на уроке: 1дифференцированного обучения, здоровье сберегающая, ИКТ, проблемное обучение, игровая.
Технологическая карта урока .
Название урока и его этапы | Основное содержание | Виды деятельности учителя | Виды деятельности учащихся | Время, отпущенное на уроке | Технологии | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | УУД: регулятивные(р), познавательные (п), коммуникативные (к) | Личностные | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 Организа- ционный момент. ЦЕЛЬ: включение учащихся в работу на личностно- значимом уровне | Учащиеся и учитель настраиваются на положительную эмоциональность | Учитель в начале урока высказывает пожелание успешной работы всем учащимся, знакомит с предстоящей работой. | Учащиеся готовятся и настраиваются на урок | 1 минуты | Р – ставить цель и распределять время на уроке. Знание и соблюдение правил в кабинете биологии. | Умение слушать и управлять своими действиями | ||
2 Актуализация знаний. ЦЕЛЬ : повторение изученного материала, введение в проблему урока | Повторение основных вопросов по теме «Цветок» Введение цели и задачи урока, в проблему | Давайте вспомним, что такое цветок? Какова его основная функция? Каковы основные части цветка? Зачем цветку пестик и тычинки? Какова будет цель сегодняшнего занятия? Что мы должны изучить? Тест на строение цветка У вас на столах гербарные экземпляры. Постарайтесь их изучить и распределить по группам. Отвечая на вопрос. Как опыляются эти растения? Как вы это поняли и каковы черты для каждой группы | Учащиеся дают ответы на Вопросы. Цветок- это генеративный орган растения, служит для полового размножения. Основными органами цветка является венчик, цветоножка, цветоложе, чашелистики, тычинки и пестик. Перенос пыльцы с тычинок на пестик для оплодотворения. Должны изучить, как осуществляется процесс переноса пыльцы – опыление и познакомимся с видами опыления. Решают тест | 2 минуты | Проблемного обучения | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к цветам | Р - умение организовывать свою деятельность и ставить учебные задачи П- умение применять знания в практической деятельности, работать с тестами. К – учет позиции других людей | Л-умениеформировать собственную позицию на поставленные задачи. |
3 Изучение новой темы. ЦЕЛЬ: организация самостоятельной работы с различным материалом в форме игры. | Изучение видов опыления на примере гербарных растений. Выполнение лабораторной работы Проведение физкультминутки | Учитель организует самостоятельную работу учащихся в группах. У каждой группы на столе гербарные экземпляры растений Попробуйте описать способ опыления растений по выявленным признакам Учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку | Каждая группа раскладывает растения, опыляемые птицами, насекомыми, ветром и водой. Определяют признаки каждой группы Учащиеся распределяют задание в группе: слабые читают учебник и заполняют таблицу, сильные заполняют таблицу в рабочей тетради на стр 47 и схему «Виды опыления». Выявляют, чтобы привлекать птиц и насекомых необходимы яркие цветки, сладкий нектар. Опыляемые ветром цветки невзрачные, мелкие и легкие Водой- пыльца непромокаемая Искусственно опыляемые – опыляемые человеком Учащиеся выполнят зарядку | 30 минут 1 минута | Проблемная. Групповой работы Здоровьесбережения | Умение работать с таблицами, схемами, поиск необходимой информации, выделение существенных признаков разных групп растений | Р – умение эффективно организовать работу в группе постановка времени для решения поставленной задачи, инициативность в принятии решений П- анализ разных групп растений по способу опыления, переработка и структурирования материалаустановки К-планирование рабочего процесса в группе , контроль и коррекция процесса | Личностные –смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения |
4 Закрепление изученного материала ЦЕЛЬ: применение новых знаний в практической деятельности | Организация групповой игры «Кто быстрее» Работа с презентацией. | Учитель раздает кроссворды на способы опыления. | Учащиеся совещаются в группе и решают кроссворд | 10 минут | Игровая, дифференцированного обучения, ИКТ | Умение различать основные биологические процессы. Использование полученных знаний на практике | Р- умение работать по времени, ставить цель и решать ее П –умение структурировать материал, соблюдая правила построения устной и письменной речи. К – умение работать в группе, прислушиваться к мнению окружающих. | Л – формирование собственного отношения к решаемой проблеме |
5 Рефлексия ЦЕЛЬ: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценивание результатов собственной деятельности и всего класса | Отчет о проделанной работе, ответ на поставленный проблемный вопрос. Подведение итогов работы. Определение домашнего задания | Учитель подводит итоги урока. .Итак, вы изучили особенности опыления различных растений Дома вам надо выучить параграф 24. Ребятам 3 уровня творческого я предлагаю Решить задачи. Почему в еловом лесу растут только растения с белыми цветками? Можно ли по обильному цветению плодовых деревьев прогнозировать высокий урожай? | 1 минут | Дифференцированного обучения. (д/з) | Умение слушать и фиксировать домашнее задание | Р- регламентация времени, П –умение анализировать и делать выводы К- умение слушать окружающих | Л- формирование личного представления по поставленном домашнем задании |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологических карт на уроках биологии
В статье представлены технологические карты для учащхся по общей биологии 10 класса ( цитология)...
Технологическая карта к уроку биологии 5 класс ФГОС
Технологическая карта к уроку биологии 5 класс ФГОС по теме"Методы изучения природы"...
Технологическая карта конструирования урока биологии по теме: "Внешнее строение листа. Листорасположение " с использованием СДМ.
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС по биологии....
Технологические карты конструирования уроков биологии «Живой организм» 6 класс
Технологические карты к двум первым урокам курса биологии "Живой организм" позволяют легко понять смысл создания таких карт к урокам. Последовательность и логическое развертывание материала урока гарм...
Технологическая карта к уроку биологии "Живые клетки", 5 класс
Технологическая карта составлена к уроку биологии 5 класса "Живые клетки". Содержит материал с описанием этапов работы, инструкцией к лабораторной работе, заданиями на закрепление. Соответст...
Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы
Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...
Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови
Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...