Роль технологической карты на уроке биологии
методическая разработка по биологии

Корнева Ольга Александровна

материал освещает роль технологической карты на уроках биологии на примере уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_tehnologicheskoy_karty_na_uroke_biologii.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Назначение технологической карты

на уроках биологии ФГОС ООО»

учитель биологии Корнева ОА

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Структура технологической карты включает:
-название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
-цель освоения учебного содержания
-планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
-метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
-основные понятия темы
-технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
-контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:
-реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
-определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
-системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
-осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
-определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением
(вписать конкретный урок в систему уроков);
-проектировать свою деятельность на
четверть, полугодие, год посредством
перехода от поурочного планирования к
проектированию темы;
-освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
-определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
-на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
-выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
-решить организационно-методические
проблемы (замещение уроков, выполнение
учебного плана и т. д.);
-соотнести результат с целью обучения после
создания продукта — набора технологических карт.
-обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
-учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
-используются эффективные методы работы с информацией;
-организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
-обеспечиваются условия для
применения знаний и умений
в практической деятельности.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА включает разделы:

Предмет

Класс

Тип урока

Тема

Цель

Задачи

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

УУД

ЛичностныеУУД:                                   Регулятивные УУД:

 Коммуникативные УУД:                      Познавательные УУД:

Планируемые результаты

Предметные: знать…                              уметь…

Личностные:
Метапредметные:

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы: основные и дополнительные

Формы урока

Технология

Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая
структура  урока

Методическая структура урока

Признаки
решения
дидактических задач

Методы
обучения

Форма
деятельности

Методические
приемы и их
содержание

Средства
обучения

Способы
организации
деятельности

Организацион

ный момент

Актуализация знаний

Сообщение нового материала

Закрепление изученного материала

Подведение итогов

Домашнее задание

ИЛИ:

Технологическая карта урока
Учитель:
Предмет:                                                                        Тема занятия:
Класс:                                                                             Цели урока:
Дата:                                                                               Образовательные ресурсы:

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

Коммуникативная

регулятивная

1.Мотивация учебной деятельности

2.Актуализация знаний. Постановка цели урока

3.Проблемное объяснение нового материала

4. Закрепление

5. Итог урока. Рефлексия

МОУ «Покровская СОШ»

Урок в 6 классе «Способы опыления растений»

Учитель биологии Корнева О.А.

Цель урока: ознакомление со способами опыления растений.

Задачи:

1 выяснить, что такое опыление,

2 познакомиться с различными способами опыления

3 заполнить схему «Разнообразие способов опыления»

Предметные результаты:

– формировать умение характеризовать жизнедеятельность цветковых растений;

– формировать умение находить черты, свидетельствующие об усложнении растений по сравнению с предками, и давать им объяснения;

 – формировать умение объяснять, какие приспособления характерны для разных стадий жизненных циклов растений;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: семя, зародыш, опыление, тычинка, пестик, рыльце,

Метапредметные и личностные результаты:

регулятивные УУД

1. сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

2. сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

3. сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

коммуникативные УУД

  1. сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Тип урока – изучение нового с игровыми элементами.

Вид урока: комбинированный.

Форма организации работы: групповая.

Методы: словесно- логический, наглядно- образный, ТСО.

Дидактические материалы: таблицы, компьютерная презентация, материалы для учащихся.

Оборудование: презентация «Виды опыления», раздаточный материал. УМК под руководством проф. И.Н. Пономаревой «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники.» учебник 6 класса  авторы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, 2012 года)., рабочая тетрадь к учебнику.

Технологии, применяемые на уроке: 1дифференцированного обучения, здоровье сберегающая, ИКТ, проблемное обучение,  игровая.

                                      Технологическая карта урока .

Название урока и его этапы

Основное содержание

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Время, отпущенное на уроке

Технологии

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД: регулятивные(р), познавательные (п), коммуникативные (к)

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

1 Организа-

ционный момент.

ЦЕЛЬ: включение учащихся в работу на личностно- значимом уровне

Учащиеся и учитель настраиваются на положительную эмоциональность

Учитель в начале урока высказывает пожелание успешной работы всем учащимся, знакомит с предстоящей работой.

Учащиеся готовятся и настраиваются на урок

1 минуты

Р – ставить  цель и распределять время на уроке. Знание и соблюдение правил в кабинете биологии.

Умение слушать и управлять своими действиями

2 Актуализация знаний.

ЦЕЛЬ : повторение изученного материала, введение в проблему урока

Повторение основных вопросов   по теме «Цветок»

Введение цели и задачи урока, в проблему

Давайте вспомним, что такое цветок? Какова его основная функция? Каковы основные части цветка? Зачем цветку пестик и тычинки?

Какова будет цель сегодняшнего занятия? Что мы должны изучить?

Тест на строение цветка

 У вас на столах гербарные экземпляры. Постарайтесь их изучить и распределить по группам. Отвечая на вопрос. Как опыляются эти растения? Как вы это поняли и каковы черты для каждой группы

Учащиеся дают ответы на

Вопросы. Цветок- это генеративный орган растения, служит для полового размножения. Основными органами цветка является венчик, цветоножка, цветоложе, чашелистики, тычинки и пестик. Перенос пыльцы с тычинок на пестик для оплодотворения.

Должны изучить, как осуществляется процесс переноса пыльцы – опыление и познакомимся с видами опыления.

 Решают тест

2 минуты

Проблемного обучения

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к цветам

Р -  умение организовывать свою деятельность и ставить учебные задачи

П- умение применять знания в практической деятельности, работать с тестами.

К – учет позиции других людей

Л-умениеформировать собственную позицию на поставленные задачи.

3 Изучение новой темы.

ЦЕЛЬ: организация самостоятельной работы с различным материалом в форме игры.

Изучение видов опыления на примере гербарных растений. Выполнение лабораторной работы

Проведение физкультминутки

Учитель организует самостоятельную работу учащихся в группах.

 У каждой группы  на столе гербарные экземпляры растений Попробуйте описать способ опыления растений по выявленным признакам

Учитель предлагает учащимся  выполнить физкультминутку

Каждая группа раскладывает растения, опыляемые птицами, насекомыми, ветром и водой. Определяют признаки каждой группы

Учащиеся распределяют задание в группе: слабые читают учебник и заполняют таблицу, сильные заполняют таблицу в  рабочей тетради на стр 47

и схему «Виды опыления».

 Выявляют, чтобы привлекать птиц и насекомых  необходимы яркие цветки, сладкий нектар.

Опыляемые ветром цветки невзрачные, мелкие и легкие

Водой- пыльца непромокаемая

Искусственно опыляемые – опыляемые человеком

Учащиеся выполнят зарядку

30 минут

1 минута

Проблемная.

Групповой работы

Здоровьесбережения

Умение работать с таблицами, схемами, поиск необходимой информации, выделение существенных признаков разных групп растений

Р – умение  эффективно организовать работу в группе

постановка времени для решения поставленной задачи, инициативность в принятии решений

П- анализ разных групп растений по способу опыления, переработка и структурирования материалаустановки

К-планирование рабочего процесса в группе , контроль и коррекция процесса

Личностные –смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения

4 Закрепление изученного материала

ЦЕЛЬ: применение новых знаний в практической деятельности

Организация групповой игры «Кто быстрее»

Работа   с презентацией.

Учитель раздает кроссворды на способы опыления.

Учащиеся совещаются в группе и решают кроссворд

10 минут

Игровая, дифференцированного обучения, ИКТ

Умение различать основные биологические процессы. Использование полученных знаний на практике

Р- умение работать  по времени, ставить цель и решать ее

П –умение структурировать материал, соблюдая правила построения  устной и письменной речи.

К – умение работать  в группе, прислушиваться к мнению окружающих.

Л – формирование собственного отношения к решаемой проблеме

5 Рефлексия

ЦЕЛЬ: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценивание результатов собственной деятельности и всего класса

Отчет о проделанной работе, ответ на поставленный проблемный вопрос. Подведение итогов работы. Определение домашнего задания

Учитель подводит итоги урока. .Итак, вы изучили особенности опыления различных растений Дома вам надо выучить параграф 24. Ребятам 3 уровня творческого я предлагаю

Решить задачи. Почему в еловом лесу растут только растения с  белыми цветками?

Можно ли по обильному цветению плодовых деревьев прогнозировать высокий урожай?

1 минут

Дифференцированного обучения. (д/з)

Умение слушать и фиксировать домашнее задание

Р- регламентация времени,

П –умение анализировать и делать выводы

К- умение слушать окружающих

Л- формирование личного представления по поставленном домашнем задании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологических карт на уроках биологии

В статье представлены технологические карты для учащхся по общей биологии 10 класса ( цитология)...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс ФГОС

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс ФГОС по теме"Методы изучения природы"...

Технологическая карта конструирования урока биологии по теме: "Внешнее строение листа. Листорасположение " с использованием СДМ.

Технологическая   карта   урока   разработана  в соответствии   с  требованиями  ФГОС  по   биологии....

Технологические карты конструирования уроков биологии «Живой организм» 6 класс

Технологические карты к двум первым урокам курса биологии "Живой организм" позволяют легко понять смысл создания таких карт к урокам. Последовательность и логическое развертывание материала урока гарм...

Технологическая карта к уроку биологии "Живые клетки", 5 класс

Технологическая карта составлена к уроку биологии 5 класса "Живые клетки". Содержит материал с описанием этапов работы, инструкцией к лабораторной работе, заданиями на закрепление. Соответст...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...