Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ландшафтный дизайн»
рабочая программа по биологии (6, 7 класс)

Аннотация

Программа подготовлена для сезонной школы и рассчитана на 72 часа. Занятия в сезонной школе могут проходить в осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего возраста. Обучающиеся получат теоретические и практические навыки в работе, узнают роль цветочных растений и их место в естественных и искусственных ландшафтах. Целый блок в программе отводится проектированию, где ребенок самостоятельно разрабатывает свой проект для пришкольного участка. Ландшафтный дизайн подразумевает декоративное оформление участка и требует знаний в области архитектуры и строительства, проектирования, ботаники и растениеводства. Изучив данную образовательную программу, обучающие будут владеть и умело пользоваться не только растительным материалом, но и другими формами и средствами ландшафтного дизайна для образования единой композиции.

Новизна данной программы заключается в модульном подходе, выделение индивидуальных образовательных маршрутов, уровнях усвоения содержания для разных категорий, обучающихся; специфики использования педагогических технологий (проектной, исследовательской) в создании восприятия и осознания профессионального самоопределения. Отличительной особенностью данной программы состоит в комплексном соединении двух самостоятельных программ-модулей: теоретический и практический.

Основное внимание при изучении программы, направленно на рассмотрение общих вопросов, ознакомление с наиболее часто используемыми растениями открытого грунта, изучение основных законов, приемов и методов создания ландшафтных композиций и их элементов. Изучение данного курса закладывает основу правильного понимания природы

Актуальность программы в том, что, что все обучающиеся, независимо от возраста, образования и рода деятельности, могут освоить программу «с нуля». Это важно для тех обучающиеся, которые решили освоить новую программу и сделать проект ландшафтного объекта.

Целью изучения данной программы является формирование базовых систем знаний в области ландшафтного дизайна, изучение особенностей в работе с природными материалами, достижение более высокого уровня в ландшафтном дизайне, что позволит самостоятельно выполнять проекты дизайна на различных участках, организовывать пространство под открытым небом, владея разнообразными приемами использования природных материалов: земли, воды растительности, а также садовых сооружений, искусственных покрытий и малых архитектурных форм.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • Сформировать основные понятия ландшафтного проектирования;
  • Развивать у обучающихся мотивацию личности к познанию растительного мира;
  • Развивать умения найти стилистически верное решение в оформлении ландшафта;
  • Уметь оформлять любой уголок природы и выполнить его в различных стилевых решениях;
  • Воспитать ответственное отношения к работе в группе, ведению проектной деятельности;
  • Побуждать у обучающихся стремление к изучению литературы по ландшафтному дизайну и другим учебным пособиям;

Адресат программы: учащиеся 12-16 лет, (6-9 класс), увлекающихся ландшафтным дизайном, творчеством, оформлением цветочных территорий, увлекающиеся цветочно-декоративными цветами, деревьями, кустарниками. Формы: групповые, индивидуально-групповые, по звеньям, индивидуальные, коллективные. Число детей, одновременно находящихся в группе: 12- 15 человек.

Первый модуль рассчитан на 36 часа., которые рекомендовано проводить в осенне- зимние каникулярное время. Второй блок программы (36 часов) рассчитан на весенние каникулы (так как, это время, для активных работ по озеленению). Основные занятия первого модуля проводятся ежедневно с понедельника по субботу. В воскресенье для детей планируются к проведению интеллектуально-познавательные и развлекательные мероприятия.

Формы и режим занятий: занятия проводятся в форме теоретических и практических занятий.

Способы определения их результативности: конкурс проектов. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие в конкурсах проектов по ландшафтному дизайну.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

Программа подготовлена для сезонной школы и рассчитана на 72 часа. Занятия в сезонной школе могут проходить в осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего возраста. Обучающиеся получат теоретические и практические навыки в работе, узнают роль цветочных растений и их место в естественных и искусственных ландшафтах. Целый блок в программе отводится проектированию, где ребенок самостоятельно разрабатывает свой проект для пришкольного участка. Ландшафтный дизайн подразумевает декоративное оформление участка и требует знаний в области архитектуры и строительства, проектирования, ботаники и растениеводства. Изучив данную образовательную программу, обучающие будут владеть и умело пользоваться не только растительным материалом, но и другими формами и средствами ландшафтного дизайна для образования единой композиции.

Новизна данной программы заключается в модульном подходе, выделение индивидуальных образовательных маршрутов, уровнях усвоения содержания для разных категорий, обучающихся; специфики использования педагогических технологий (проектной, исследовательской) в создании восприятия и осознания профессионального самоопределения. Отличительной особенностью данной программы состоит в комплексном соединении двух самостоятельных программ-модулей: теоретический и практический.

Основное внимание при изучении программы, направленно на рассмотрение общих вопросов, ознакомление с наиболее часто используемыми растениями открытого грунта, изучение основных законов, приемов и методов создания ландшафтных композиций и их элементов. Изучение данного курса закладывает основу правильного понимания природы

Актуальность программы в том, что, что все обучающиеся, независимо от возраста, образования и рода деятельности, могут освоить программу «с нуля». Это важно для тех обучающиеся, которые решили освоить новую программу и сделать проект ландшафтного объекта. 

Целью изучения данной программы является формирование базовых систем знаний в области ландшафтного дизайна, изучение особенностей в работе с природными материалами, достижение более высокого уровня в ландшафтном дизайне, что позволит самостоятельно выполнять проекты дизайна на различных участках, организовывать пространство под открытым небом, владея разнообразными приемами использования природных материалов: земли, воды растительности, а также садовых сооружений, искусственных покрытий и малых архитектурных форм.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • Сформировать основные понятия ландшафтного проектирования;
  • Развивать у обучающихся мотивацию личности к познанию растительного мира;
  • Развивать умения найти стилистически верное решение в оформлении ландшафта;
  • Уметь оформлять любой уголок природы и выполнить его в различных стилевых решениях;
  • Воспитать ответственное отношения к работе в группе, ведению проектной деятельности;
  • Побуждать у обучающихся стремление к изучению литературы по ландшафтному дизайну и другим учебным пособиям;

Адресат программы: учащиеся 12-16 лет, (6-9 класс), увлекающихся ландшафтным дизайном, творчеством, оформлением цветочных территорий, увлекающиеся цветочно-декоративными цветами, деревьями, кустарниками. Формы: групповые, индивидуально-групповые, по звеньям, индивидуальные, коллективные. Число детей, одновременно находящихся в группе: 12- 15 человек.

Первый модуль рассчитан на 36 часа., которые рекомендовано проводить в осенне- зимние каникулярное время. Второй блок программы (36 часов) рассчитан на весенние каникулы (так как, это время, для активных работ по озеленению). Основные занятия первого модуля проводятся ежедневно с понедельника по субботу. В воскресенье для детей планируются к проведению интеллектуально-познавательные и развлекательные мероприятия.

Формы и режим занятий: занятия проводятся в форме теоретических и практических занятий.

Способы определения их результативности: конкурс проектов. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие в конкурсах проектов по ландшафтному дизайну.

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Адыгея «Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Ландшафтный дизайн»

Направленность – естественнонаучная

Сроки реализации программы – 72 часа

Вид программы –   сезонная школа

Возраст обучающихся – 12-16 лет

Методисты Видная И.В., Гончарова Е.В.

г. Майкоп, 2021 год

Пояснительная записка

Программа подготовлена для сезонной школы. Особое место в образовательных процессах обучающихся занимает время каникулярного отдыха. В каникулярное время, с одной стороны – дети завершают учебный процесс и стремятся отдохнуть, развлечься, сменить привычную обстановку школы на какую-либо иную. Для многих обучающихся отдых сопровождается рефлексией пройденного этапа образовательного пути, временем для размышления и проектирования последующей траектории собственного образовательного процесса. Другая часть обучающихся использует данное время для устранения дефицитов, образовавшихся в промежуток учебного года. Эти, а также ряд подобных сюжетов, явились причинами роста количества образовательных практик для каникулярного времени.

Занятия в сезонной школе могут проходить в осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Объединяет их одно: особая заинтересованность преподавателей и высокая мотивация обучающихся. Данная программа нацелена на расширение кругозора, а вовсе не на зубрежку формул. Темы занятий скорей дополняют школьную программу и вряд ли пригодятся при сдаче ЕГЭ, зато могут привить любовь к науке и показать, зачем она нужна.

Программа направлена на благоустройство общественных мест, то есть на пространство, которое окружает человека. В процессе освоения программы обучающиеся разрабатывают проект, а также приобретают навыки конкретной работы по благоустройству выбранного участка. Программа охватывает весь процесс ландшафтного проектирования – от анализа проектируемого участка до грамотно составленного завершенного проекта.

Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего возраста, интересующихся биологией и имеющих склонность к рисованию. Обучающиеся получат теоретические и практические навыки в работе, узнают роль цветочных растений и их место в естественных и искусственных ландшафтах. Целый блок в программе отводится проектированию, где ребенок самостоятельно разрабатывает свой проект для пришкольного участка.

Данная программа формирует базовые   знания в области ландшафтного дизайна. В процессе освоения данной программы у обучающихся формируется правильное представление о комплексе биологических наук, широкое понимание сложных процессов и механизмов регуляции, обеспечивающих функционирование живых систем, развиваются интеллектуальные способности. В данной программе пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей обучающихся, навыков проведения научной дискуссии.

Программа дополнительного образования, естественнонаучной направленности, в основу программы положен экологический принцип. Основания для проектирования программы дополнительного образования является право каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и уровне сложности. Учебно-познавательная деятельность включает предметные, метапредметные действия и учитывает личностные характеристики обучающихся, их мотивационную направленность.  

Так как программа направлена на развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к естественным наукам, выбранный деятельностный подход освоения предлагаемой программы дает возможность научить обучающихся различным практическим способам деятельности – умениям и навыкам.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что в процессе освоение программы обучающиеся становятся ближе к природе, расширяют свой кругозор и повышают свою эрудицию и мировоззрение.

Новизна данной программы заключается в модульном подходе, выделение индивидуальных образовательных маршрутов, уровнях усвоения содержания для разных категорий, обучающихся; специфики использования педагогических технологий (проектной, исследовательской) в создании восприятия и осознания профессионального самоопределения. Образовательная задача модуля: ставится по отношению к обучающему и требует разрешения какой-либо открытой (не имеющей одного известного решения) проблемной ситуации, характерной для того типа практики, которой посвящена программа. Данная программа предусматривает практические индивидуальные и коллективные занятия, позволяющие поддерживать и укреплять приобретенные знания, выводить способность мыслить логически на новый уровень, развивать интеллектуальные навыки обучающихся.

Программа составлена как система концентрированных знаний и выстроена в определенной последовательности. В результате она легко усваивается, несмотря на разноплановость материалов. Теория объединена с практикой и практически весь лекционный материал закрепляется на практике: составляются пейзажные группы, выполняются чертежи, разрезы и т.д. Большое внимание в программе уделено эскизному проектированию. Умение на основе одного участка выполнить до десяти различных эскизов, это важнейшая составляющая ландшафтного проектирования.

Отличительной особенностью данной программы состоит в комплексном соединении двух самостоятельных программ-модулей: теоретический и практический.

Теоретический блок знаний – это познавательно-аналитический модуль. Главная цель – это, изучение отличительных особенностей разных видов растений и ухода за ними, изучение различных терминов в ландшафтном дизайне, как правильно подобрать цветочные растения, деревья и кустарники для планирования своего дизайна, зарисовка эскизов.

Блок практических знаний – это конструктивно-практический модуль.  Он направлен на более углубленный курс в целом, позволяет познакомиться с профессиональной деятельностью ландшафтного дизайнера, испытать свои личные возможности. Каждый участник делает свой проект на определенный участок. В результате выбирается лучший проект, который должен быть реализован всей группой.

Программой предусмотрены возможности для привлечения детей к самостоятельной деятельности, к обучению планировать свои проекты на практике, ставить проблемы и принимать решения, что позволяет у детей развивать стремление к познанию и творческому мышлению, также увеличение числа экспериментальных работ и создание совместно с преподавателем научно-исследовательских проектов. Разработанная программа является современной; востребованы обществом; составлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

Практическая значимость данной программы, заключается в нехватке у обучающихся навыков практических работ. Основное внимание при изучении программы, направленно на рассмотрение общих вопросов, ознакомление с наиболее часто используемыми растениями открытого грунта, изучение основных законов, приемов и методов создания ландшафтных композиций и их элементов. Изучение данного курса закладывает основу правильного понимания природы.

В системе дополнительного образования детей, эта программа дает возможность компенсировать нехватку научных знаний и исследовательских навыков у детей, особенно в том случае, когда имеется богатый опыт работы в данном направлении, тем самым, обуславливая педагогическую целесообразность.

Актуальность программы в том, что, что все обучающиеся, независимо от возраста, образования и рода деятельности, могут освоить программу «с нуля». Это важно для тех обучающиеся, которые решили освоить новую программу и сделать проект ландшафтного объекта. Представленная программа подтверждает тот факт, что улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства территории, прилегающей к их дому или месту работы. Вкладываются немалые средства, чтобы приблизить красоту природы к жилью человека руками проектировщиков, дизайнеров, ландшафтных архитекторов.

Цель: формирование базовых систем знаний в области ландшафтного дизайна, изучение особенностей в работе с природными материалами, достижение более высокого уровня в ландшафтном дизайне, что позволит самостоятельно выполнять проекты дизайна на различных участках.

Задачи изучения программы: 

Обучающие:

  • Сформировать основные понятия ландшафтного проектирования;
  • Сформировать мотивацию учащихся к осознанному подходу к выбору будущей профессии
  • Особенности проектирования объектов в зависимости от их функций, величины и значимости;
  • Заложить основы знаний об экологии городской среды на уровне фактов, элементов, представлений, операций и действий
  • Формировать навыки во флористическом искусстве, практических умений в ландшафтном дизайне;

Развивающие:

  • Развивать у обучающихся мотивацию личности к познанию растительного мира;
  • Развивать умения найти стилистически верное решение в оформлении ландшафта;
  • Уметь оформлять любой уголок природы и выполнить его в различных стилевых решениях;
  • Развивать умение и навыки по уходу и размножению всех изученных растений;
  • Развивать интерес к практической работе;

Воспитательные:

  • Воспитать бережное отношение и любовь к природе;
  • Воспитать ответственное отношения к работе в группе, ведению проектной деятельности;
  • Воспитать коммуникативные навыки, умения адекватно вести себя в стрессовой ситуации.
  • Воспитывать аккуратность и усидчивость, осознанное и бережное отношение к результатам своего труда;
  • Прививать ответственность и самостоятельность в достижении своих целей.
  • Побуждать у обучающихся стремление к изучению литературы по ландшафтному дизайну и другим учебным пособиям;

Адресат программы: учащиеся 12-16 лет, (6-9 класс), увлекающихся ландшафтным дизайном, творчеством, оформлением цветочных территорий, увлекающиеся цветочно-декоративными цветами, деревьями, кустарниками. Формы: групповые, индивидуально-групповые, по звеньям, индивидуальные, коллективные. Число детей, одновременно находящихся в группе: 12- 15 человек.

Первый модуль рассчитан на 36 часа., которые рекомендовано проводить в осенне- зимние каникулярное время. Второй блок программы (36 часов) рассчитан на весенние каникулы (так как, это время, для активных работ по озеленению). Основные занятия первого модуля проводятся ежедневно с понедельника по субботу. В воскресенье для детей планируются к проведению интеллектуально-познавательные и развлекательные мероприятия. Продолжительность всего данного курса - 72 часа.

После курса обучения, обучающиеся должны знать следующие:

•        теорию ландшафтного проектирования, типы пространственной структуры объекта ландшафтной архитектуры, значение и использование компонентов ландшафта в проектировании, порядок проектирования, этапы и стадии проектирования.

•        виды работ по освоению и инженерной подготовке территорий под строительство объектов ландшафтной архитектуры и в декоративных питомниках;

•        мероприятия по содержанию объектов ландшафтной архитектуры;

•        аналитически осмысливать условия и перспективы назначения и проведения мероприятий по содержанию объектов ландшафтной архитектуры

Организационно-педагогические основы обучения - дети получают навыки и умения профессии ландшафтного дизайнера. Делают первые шаги в практической деятельности, создавая ландшафтные композиции на территории школы и поселка, развивают свои творческие способности.

Формы занятий:

  • Беседа
  • Консультация
  • Презентация
  • Игра
  • Просмотр кинофильмов
  • Практические занятия
  • Экскурсии

Методические рекомендации

Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; проектный;

Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация;

Формы организации образовательного процесса: групповая и индивидуально-групповая;

Формы организации учебного занятия: беседа, защита творческих проектов, лабораторное занятие, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, практическое занятие, презентация, творческая мастерская;

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через творческую деятельность, технология портфолио, технология образа и мысли,  здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия:

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Каждое занятие (условно) разбивается на 3 части, которые и составляют в комплексе занятие:

  • 1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, планирование и распределение работы для каждого обучающегося на данное занятие;
  • 2 часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная или групповая,

самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы деятельности;

  • 3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого учащегося, педагога и всех вместе.

Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, примеры практических и лабораторных работ, образцы проектов, журналы и книги по ландшафтному дизайну, презентации, мастер-классы и видеоуроки по темам занятий.

Чтобы достигнуть наилучшего результата при работе по данной программе следует учесть следующие рекомендации:

  • Учитывая возрастные особенности: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, - руководителю необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие было интересным
  • Теоретическая часть занятия должна быть краткой. Использование наглядных пособий, технических средств способствуют лучшему усвоению материала, и позволяет разнообразить формы и методы занятий.
  • Практические работы и задания, выполняемые чаще всего звеньями, должны быть увлекательными и не слишком длительными, чтобы обязательно доводили их до конца.
  • Выбор средств обучения определяется психологическими особенностями и потребностями детей, целями и содержанием программы. Известно, что общение с природой – одна из основных потребностей.

Методическое обеспечение общеобразовательной (общеразвивающей) программы включает в себя описание:

  • формы занятий: устный журнал, творческая мастерская, занятие – путешествие, практическое занятие, занятие-исследование, круглый стол;
  • методы организации учебно-воспитательного процесса: словесный, наглядный, практический, проблемный, психологический, исследовательский, игровой;
  • дидактический материал, техническое описание занятий;
  • формы подведения итогов по разделам программы: тесты, опрос, обсуждение пройденного материала, беседа, карточки с заданиями

Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, при использовании которой обучающиеся по заданию и под руководством педагога выполняют одну или несколько практических работ. Оно может включать в себя лабораторную работу, викторины, упражнения и т.д. для мотивирования детей к теме, углубления, расширения и детализации полученных знаний для решения практических заданий. Главное, чтобы цель занятия была понятна не только педагогу, но и обучающимся, это придает учебной работе жизненный характер, утверждает необходимость овладения опытом практической деятельности, связывает их с практикой жизни.

В процессе реализации программы используются такие методические приемы, как мотивация и стимулирование, когда на первых занятиях педагог формирует интерес учащихся к обучению и к себе, создавая ситуацию успеха, используя при этом: словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические занятия; познавательные игры; методы эмоционального стимулирования; творческие задания; анализ, обобщение, систематизация полученных знаний и умений; проблемные поисковые формы занятий; выполнение работ под руководством педагога.

Методы занятий характеризуются постепенным смещением акцентов с репродуктивных на саморазвивающиеся, продуктивные, с фронтальных на групповые и индивидуальные. Наряду с традиционными формами организации учебных занятий, программой предусмотрены и нетрадиционные:

- защита творческого проекта;

- тренинги знакомства, общения, эрудиции;

Занятия оснащены информационным материалом, дидактическим и раздаточным материалом, деловыми и развивающими играми, фотоальбомами. Зависимость работы ландшафтного дизайнера от сезонов года диктует требование подчинить этому содержание программы. Осенью изучается теоретические основы. Организуются экскурсии. Зима – это, период покоя для растений, но не для растениеводов. На занятиях дети узнают, как выращивать цветочную рассаду, а самое главное будут учиться составлять вместе с педагогом проект благоустройства и озеленения.

Самый ответственный сезон - весна. Планирование посадок, разбивка газонов, посев, пикировка, высадка растений - все это предполагает приобретение определенных теоретических знаний и практическое их использование. Программой предусмотрено практически на каждом занятии знакомство с несколькими видами растений, используемыми в дизайне, изучение их экологии, истории происхождения, зарисовка.

На занятиях по программе используются фотографии, альбомы определители, гербарии, коллекции семян, буклеты, открытки, фильмы о таинственной жизни удивительных растений о практическом воплощении в жизнь проектов по озеленению.

В течение учебного года предполагаются экскурсии по озелененным и благоустроенным местам с целью изучения различных форм и видов озеленения. Обязательны осенние и весенние экскурсии по городу с целью обучения различным способам обустройства газонов, рабаток, клумб.

 Метапредметными результатами изучения данной программы является:

  • овладение способностью самостоятельно определять цели учебной деятельности, ставить и формулировать новые задачи;
  • овладение теоретическими знаниями и навыками практической работы с объектами;
  • приобретать устойчивую потребность в самообразовании и саморазвитии;
  • приобретать навыки культуры общения, работы и жизни в коллективе; приучаться к самостоятельности, ответственности, активности и аккуратности;
  • развивать познавательный интерес и мотивацию к естественнонаучной и исследовательской деятельности

Прогнозируемые результаты: программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

  • устойчивый интерес к выбранной деятельности;
  •  навык самостоятельной работы (умение делать самостоятельный выбор, аргументировать его, способность самостоятельно подбирать и использовать в работе необходимую литературу, иные источники информации);
  •  способность к самооценке (у ребенка сформируется адекватная самооценка при выполнении практических работ, понимание многообразия критериев оценки);
  • основы социально ценных личностных качеств (трудолюбие, организованность, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду);
  •  навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в учебно-исследовательской, проектной творческой деятельности.

Система контроля: с целью выявления качества усвоенных обучающимися знаний, умений и навыков, полученных на занятиях, проводится педагогический контроль. Контроль знаний и умений направлен на оценку не только теоретических, но и практических умений.

Контроль результатов усвоения материалов проводится в несколько этапов.

  • Первый – предварительный – осуществляется с целью выявить уже имеющиеся навыки, знания, умения обучающегося.
  •  Второй – текущий – отслеживание результатов в процессе обучения путем бесед с обучающимися, практической работы.
  • Периодический контроль – осуществляется после изучения темы в виде самостоятельной работы, тестирования, либо конкурса среди обучающихся.
  • Промежуточный контроль – осуществляется за полугодие, за год в форме тестирования, подготовки докладов, защиты проектов, выставки эскизов и проектных работ.
  • По окончании каждого года обучения проводится итоговый контроль. Это может быть тестирование, защита проекта, конференция.

Формы контроля: тестирование по материалам программы; занимательные упражнения (интеллектуальные игры, карточки с заданиями); подготовка и защита проектов, докладов; выставки эскизов и проектных работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

МОДУЛЬ 1 «Теоретический блок»

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Ландшафтный дизайн. История и современность

4

2

2

3.

Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве

8

6

2

4.

Декоративные принципы декоративного оформление территории

10

8

2

5.

Зонирование территории

8

6

2

6.

Выбор ландшафтного дизайн-проекта участка

2

-

2

7.

Заключительное занятие

2

-

2

Всего

36

24

12

Модуль 2 «Практический блок»

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Сроки проведения и правила посадочных работ. Особенности посадки деревьев и кустарников, цветов и т.д.

4

4

3.  

Подготовка территории объекта для ведения озеленительных работ

6

-

6

4.

Разработка планов благоустройства (разбивочных чертежей планировки)

6

5.

 Работы на участке по реализации дизайн-проекта.

14

-

14

6.

Подведение итогов проделанной работы, составление отчета с приложением фотографий.

2

-

2

7.

Подготовка презентации и защита своего проекта.

2

2

Всего

36

ИТОГО

72

Содержание программы

1 МОДУЛЬ

Раздел 1. Вводное занятие (2часа).

Характеристика учебного процесса. Правила ОТ. Что такое ландшафтный дизайн. Понятие о ландшафтной архитектуре, садово-парковом искусстве.  Стартовая диагностика.

Теория: Рассказ педагога о содержании материала программы, правилами ОТ. Раскрытие понятия ландшафтный дизайн.

Практическая работа: выполнение стартового тестирования

Методы и приёмы: словесный - беседа, рассказ, консультация; наглядный – демонстрация;

Оснащение занятия: дополнительная литература, журналы по л/д, тесты,

Формы подведения итогов: беседа, тестирование.

Раздел 2.  Ландшафтный дизайн. История и современность. (4 часа)

Исторический обзор садово-паркового искусства

Теория: Исторический обзор садово-паркового искусства в произведениях писателей, философов и поэтов. Интересные материалы о декоративном садоводстве древних времен. Зарождение культуры ландшафтного дизайна.

Практическая работа: самостоятельная работа с литературой.

Методы и приёмы: словесный - беседа, рассказ, консультация; наглядный - демонстрация растений; игровой - развивающие, познавательные игры.

Формы подведения итогов: беседа с обучающимися.

Раздел 3. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве (8 часов).

Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве.

Теория: Понятие о древесных растениях. Деревья и кустарники. Классификация деревьев и кустарников для ландшафтного дизайна.  Хвойные деревья и кустарники в дизайне Красивоцветущие деревья и кустарники в ландшафтном дизайне Общие сведения о цветочно-декоративных растениях Бордюрные растения Классификация растений по продолжительности жизни.

Практическая работа: Зарисовка условных обозначений, элементов в ландшафтном дизайне. Функциональное зонирование территории. Составление плана дорожной сети.

Методы и приёмы: словесный - беседа, рассказ, консультация; наглядный – демонстрация;

Оснащение занятия: дополнительная литература, журналы по л/д,

Формы подведения итогов: беседа, тестирование.

Раздел 4. Декоративные принципы декоративного оформление территории (10 часов)

Теория: Типы посадок травянистых растений. Композиции из декоративных растений: клумбы, рабатка, бордюр, солитер, партер, миксбордер арабеска

Проектирование цветочного оформления.  Композиции из декоративных растений: садовые и пешеходные дорожки, оформление беседки, оформление перголы, арки, павильона, патио, аллеи, живые изгороди.

Понятие газона, Виды газонов. Проектирование цветочного оформления на фоне газона Камни в ландшафтном искусстве. Использование камней, валунов, плит для оформления цветников Виды альпинариев. Проектирование альпийской горки. Рокарий. Виды рокариев. Каменистый сад, гравийный сад.

Практическая работа: Разработка эскиза части территории

Методы и приёмы: словесный - беседа, рассказ, консультация; наглядный - демонстрация растений; игровой - развивающие, познавательные игры.

Формы подведения итогов: беседа с обучающимися.

Раздел 5 Зонирование территории (8часов).

 Теория: Понятие зонирования в ландшафтном дизайне. Функциональное зонирование территории Парадная зона Подбор растений и подготовка эскиза парадной зоны. Подбор растений и подготовка эскиза зоны отдыха. Подбор растений и подготовка эскиза. зоны сада и огорода. Подбор растений и подготовка эскиза хозяйственной зоны.

Практическая работа: подготовка эскиза зонирования части территории.

Методы и приёмы: словесный - беседа, рассказ, консультация; наглядный - демонстрация растений; игровой - развивающие, познавательные игры.

Формы подведения итогов: беседа с обучающимися.

Раздел 6.  Выбор ландшафтного дизайн-проекта участка (2 часа)

Практическая работа: Выбор и создание ландшафтного дизайн-проекта участка

Методы и приёмы: словесный - беседа, рассказ, консультация; наглядный - демонстрация растений; игровой - развивающие, познавательные игры.

Формы подведения итогов: беседа с обучающимися.

Раздел 7.  Заключительное занятие (2 часа)

Итоговое занятие. Тестирование. Защита проекта. Конференция. Выставка и презентация отчетных работ.

2 МОДУЛЬ

Раздел 1. Вводное занятие (2часа).

Теория: Характеристика учебного процесса. Правила ТБ при работе на участке. Работа с садовыми инструментами.  П

Формы занятия: устный журнал, занятие – исследование. Методы и приёмы: словесный - беседа, рассказ, консультация; наглядный - демонстрация растений; игровой - развивающие, познавательные игры. Оснащение занятия: дополнительная литература, журналы по л/д, журнал «Цветоводство».

Формы подведения итогов: беседа с обучающимися.

Раздел 2. (4 часа)

Теория: Сроки проведения и правила посадочных работ. Особенности посадки деревьев и кустарников, цветов и т.д.  Посадка и пересадка покровных растений. Посадка растений с комом земли, посадка растений, выращенных в горшках Пересадка кустов. Защита недавно пересаженных деревьев и кустов. Пересадка кустов. Приготовление компоста, жидкого компоста.

 Практическая работа: самостоятельная работа с литературой.

Формы занятия: устный журнал, занятие – исследование. Методы и приёмы: словесный - беседа, рассказ, консультация; наглядный - демонстрация растений; игровой - развивающие, познавательные игры. Оснащение занятия: дополнительная литература, журналы по л/д, журнал «Цветоводство».

Формы подведения итогов: беседа

Раздел 3. (6 часов)

Теория: Подготовка территории объекта для ведения озеленительных работ. Источники посадочного материала. Типы посадочного материала. Источники посадочного материала. Типы посадочного материала.

Практическая работа: самостоятельная работа с литературой. Формы занятия: устный журнал, занятие – исследование.

 Методы и приёмы: словесный - беседа, рассказ, консультация; наглядный - демонстрация растений; игровой - развивающие, познавательные игры. Оснащение занятия: дополнительная литература, журналы по л/д, журнал «Цветоводство».

Формы подведения итогов: беседа

Раздел 4. (6 часов)

Теория: Разработка планов благоустройства (разбивочных чертежей планировки) 

Сметная документация. Изучение композиции пространства под открытым небом; знакомство с растениями, являющимися основными инструментами ландшафтного оформления; изучение различных приемов их использования в создании ландшафтных композиций.

Практическая работа: самостоятельная работа с литературой. Формы занятия: устный журнал, занятие – исследование.

Раздел5. (14 часов)

Теория: Работы на участке по реализации дизайн-проекта. Предварительная оценка участка, замеры, фотографии; изучать почву для последующей работы по обустройству; выбирать растения из множества существующих видов; разрабатывать проект; создавать композиции с учетом цвета растений; планировать обустройство и освещение участка. Весенняя обработка многолетников. Правила деления многолетников. Правила и способы разбивки участка согласно разработанного плана. Норма высадки растений в грунт.

Практическая работа: самостоятельная работа с литературой. Формы занятия: устный журнал, занятие – исследование. Методы и приёмы: словесный - беседа, рассказ, консультация; наглядный - демонстрация растений; игровой - развивающие, познавательные игры. Оснащение занятия: дополнительная литература, журналы по л/д, журнал «Цветоводство». Формы подведения итогов: беседа

Формы подведения итогов: беседа, тестирование.

Раздел 6. (2 часа)

Теория: Теоретическое обоснование проекта. Оформление проекта.

Практическая работа: самостоятельная работа с литературой.

Формы занятия: устный журнал, занятие – исследование. Методы и приёмы: словесный - беседа, рассказ, консультация; наглядный - демонстрация растений; игровой - развивающие, познавательные игры. Оснащение занятия: дополнительная литература, журналы по л/д, журнал «Цветоводство».

Формы подведения итогов: беседа.

Раздел 7. (2 часа)

Подготовка презентации и защита своего проекта. Подведение итогов проделанной работы, составление отчета с приложением фотографий.

Методы и приёмы: словесный - беседа, рассказ, консультация; наглядный - демонстрация растений; игровой - развивающие, познавательные игры.

Формы подведения итогов: беседа с обучающимися.

Формы аттестации и оценочные материалы

 Содержат описание форм подведения итогов реализации программы - текущего, промежуточного и итогового контроля (при наличии), которые перечисляются согласно учебному (тематическому) плану (проекты, творческие задания, конкурсы, выставки, выступления и т.д.) и описание средств контроля (тесты, творческие задания, контрольные работы, вопросы и т.д.), которые позволяют определить достижение учащимися планируемых результатов.

Оценочные материалы включают различные диагностические материалы (карты, тесты и т.д.), разработанные критерии оценки. Желательно приложить к программе имеющийся диагностический материал. Разрабатывая диагностические материалы, следует учесть, что в процессе прохождения программы педагог проводит входящий, текущий, промежуточный контроль. Итоговый контроль проводится в конце последнего года обучения.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

Методическое обеспечение (сопровождение) программы представляет собой пакет методической продукции, используемой в процессе обучения:

  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
  • рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;
  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.;
  • описание форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
  • приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий.

 Напомним, что к дидактическим материалам относятся: наглядные пособия, таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, видеозаписи, презентации, аудиозаписи, фонотека, электронные образовательные ресурсы, другие материалы, необходимые для проведения занятий.

 При перечислении методов и педагогических приемов, и технологий педагогу необходимо дать краткий комментарий, описание своих действий при использовании данных методов и педагогических приемов, и технологий.

Материально-техническое обеспечение программы

Для успешного построения учебно-воспитательного процесса необходимо создать и поддержать образовательную среду. Программа реализуется на базе школ, занятия проходят в помещении школы с отдельным входом.

Класс оборудован рабочими столами, стульями, стеллажами для хранения пособий и материалов. Информационное обеспечение – компьютер, аудиосистема, фотоаппарат, телевизор.

  Для практических занятий используем пришкольный земельный участок. Должно быть подсобное помещение для хранения инвентаря: грабли; лопата штыковая; тяпки; носилки; лейки; ящики и горшки под рассаду; шланг. Специальная одежда для учащихся: перчатки, фартуки.

Список литературы

  1. Аксенов, Е. С., Декоративные растения. Т. 1 / Деревья и кустарники / - М: Издательство ACT, 2000.
  2. Аксенов, Е. С., Декоративные растения. Т. 2 / Травянистые растения. - М: Издательство ACT, 2000.
  3. Бондорина И.А., Сапелин А.Ю. «Декоративно-лиственные деревья и кустарники для климатических условий России» - М., 2005.
  4. Горохов В.А. Зеленая природа города: учеб. пособ. - М.: Архитектура-С, 2005
  5. Гишева Е.А., Саронова Н.А., Леванова М.Д. «Современный дизайн участка»,ООО ИКТЦ «ЛАДА» 2008.
  6. Кабаева, И.А. Ландшафтное проектирование: учеб.-метод. пособие / И.А. Кабаева. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. - 40 с.
  7. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: книга для учащихся. -М.: Просвещение, 1993.
  8. Кузин Е. Культура делового общения. - М.республика, 1996.
  9. Коновалова Т., Шевырева Н. – «Декоративные кустарники в дизайне сада»,М., 2005.
  10. Наумова Н.В. Цветов таинственная сила. - М.: Панорама, 1996.
  11. Нешумова Б.В. Художественное проектирование. М.: Просвещение, 1979.
  12. Рубцов, Л. И. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. –
  13. Теодоронский В.С. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры: учебник/ В.С
  14. Сапелин А.Ю. «Живые изгороди» - М., 2007.
  15. Стельмащук Л.Н. Цветы из ткани. - М., Легкая индустрия, 1977.
  16. Сухорукова Е.П. Искусство делать цветы -: Культура и традиции ,1994.
  17. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. –
  18. Сокольская О.Б. История садово-паркового искусства. – М:Инфра, 2004
  19. Сомов Ю.С. Композиция в технике. -М.: 1987.
  20. Стойчев Любен Ив. Парковое и ландшафтное искусство. - София, 1982.
  21. Улейская Л.И., Комар-Темная Л.Д. «Живые изгороди» - М., 2002.
  22. Хомлянский Л.М. Дизайн,- М.: Просвещение, 1985.
  23. Хессайон Д.-Г. Все об аранжировке. - М.: Кладезь, 1998.
  24. Чувикова А.А. Практикум по цветоводству - М.: Колос. 19

Приложение

Варианты тестирования контроля знаний для обучающихся

Тест № 1

1. Летники – это:

А – растения, цветущие только летом;

Б – только однолетние растения;

В – однолетние и многолетние растения, которые размножаются семенами, цветут в первый год жизни и, в наших условиях, вымерзают зимой;

Г – растения, вегетирующие только в теплое время, на зиму надземная часть отмирает и возобновляется весной следующего года;

Д – только многолетние растения, которые размножаются семенами, цветут в первый год жизни и, в наших условиях, вымерзают зимой.

2. Какие растения относят к многолетникам?

А – наперстянка, маргаритка, виола, незабудка, гвоздика бородатая, шток-роза, лунария;

Б – дельфиниум, пионы, георгины, лапчатка, барвинок, эхинацея, рудбекия, аквилегия, аконит, люпин, мак восточный, флокс, примула;

В – календула, алиссум морской, петуния, тагетес, львиный зев, вербена, космея;

Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник;

Д – левкой, матиола, сальвия, агератум, настурция, душистый горошек.

3. К ковровым растениям относятся:

А – алиссум, ирезине, бегонии, флокс шиловидный, колеус, седум, эхеверия, традесканция, хлорофитум;

Б – клещевина, кохия, цинерария приморская, перилла, колеус;

В – борщевик, маклея, горец, хмель, плющ, белокопытник;

Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник;

Д – левкой, матиола, сальвия, настурция, душистый горошек.

4. Агератум, тагетес, петуния, настурция, сальвия – это:

А – холодостойкие летники;

Б – теневыносливые летники;

В – свето - и теплолюбивые многолетники;

Г – свето - и теплолюбивые летники;

Д – теневыносливые, влаголюбивые многолетники.

5. Аквилегия, аконит, анемона, примула, астильба, хоста, ирис болотный:

А – холодостойкие летники;

Б – теневыносливые летники;

В – свето - и теплолюбивые многолетники;

Г – свето - и теплолюбивые летники;

Д – теневыносливые, влаголюбивые многолетники.

6. По морфологической классификации дельфиниум относится к:

А – исполинским (выше 2-х м) многолетникам;

Б – высоким (1-2 м) многолетникам;

В – средним (0,5-1 м) многолетникам;

Г – низким (25-50 см) многолетникам;

Д – карликовым (10-15 см) многолетникам.

7. Партер:

А – часть цветника, которая имеет различные геометрически законченные контуры с более или менее одинаковыми размерами в разных перпендикулярных направлениях;

Б – парадный цветник, находящийся перед зданием или в начале парка, сквера;

В – цветочные грядки, расположенные вдоль дорожек, площадок или строений;

Г – небольшие по площади клумбы, вычурной формы, напоминающие по своему абрису, листья, цветы, гирлянды, венки, бабочки и др.;

Д – часть цветника, представляющая собой посадки небольшого числа растений одного вида или сорта.

8. Солитер:

А – форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных и декоративно-лиственных насаждений по контуру клумбы, вдоль дорожек, рабаток, газона, аллей;

Б – многогрупповые смешанные посадки декоративных растений, расположенные в виде естественных групп;

В – одна из форм отдельных насаждений отдельных летних или многолетних растений на фоне газона;

Г – каменистый сад, садик, участок, горка – искусственно созданное каменистое сооружение с использованием альпийской флоры;

Д – цветники, состоящие из одинаковых по форме замощенных участков и засаженных цветочными и декоративно-лиственными культурами.

9. Какой ассортимент растений больше всего подходит для создания рокария?

А – ирис болотный, калла эфиопская, рогоз, нимфея;

Б – очиток, флокс шиловидный, крокус, цикламен Кузнецова, горицвет весенний, примула, камнеломка, живучка;

В – ландыш, хоста, астильба, примула, анемона;

Г – канна, сальвия, роза;

Д – наперстянка, ирис садовый, астра, дельфиниум, пион, флокс метельчатый, тюльпаны, пролеска, примула.

Тест № 2

1. Двулетники – это:

А – растения цветущие только на второй год;

Б – растения, полностью отмирающие через два года вегетации;

В – растения, достигающие своего полного развития на второй год жизни, хотя многие из них по своей природе являются многолетниками;

Г – растения, в первый год жизни формирующие стебель и листья, а на второй год у них наступает цветение и плодоношение;

Д – только многолетние растения, которые цветут на второй год жизни и, в наших условиях, вымерзают зимой.

2. Какие растения относят к летникам в наших условиях?

А – наперстянка, маргаритка, виола, незабудка, гвоздика бородатая, шток-роза, лунария;

Б – дельфиниум, пионы, георгины, лапчатка, барвинок, эхинацея, рудбекия, аквилегия, аконит, люпин, мак восточный, флокс, примула;

В – календула, алиссум морской, петуния, тагетес, львиный зев, вербена, космея;

Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник;

Д – левкой, матиола, сальвия, агератум, настурция, душистый горошек.

3. К декоративно-лиственным многолетникам относятся:

А – пеларгония, алиссум, ирезине, бегонии, флокс шиловидный, колеус, седум, эхеверия, традесканция, хлорофитум;

Б – клещевина, кохия, цинерария приморская, перилла, колеус;

В – борщевик, маклея, горец, хмель, плющ, белокопытник;

Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник;

Д – левкой, матиола, сальвия, настурция, душистый горошек.

4. Хризантема, лилия, мак, флокс, пион, тюльпан, гладиолус:

А – холодостойкие летники;

Б – теневыносливые летники;

В – светолюбивые многолетники;

Г – свето - и теплолюбивые летники;

Д – теневыносливые, влаголюбивые многолетники.

5. По морфологической классификации пион относится к:

А – исполинским (выше 2-х м) многолетникам;

Б – высоким (1-2 м) многолетникам;

В – средним (0,5-1 м) многолетникам;

Г – низким (25-50 см) многолетникам;

Д – карликовым (10-15 см) многолетникам.

6. Под цветником понимают площадь, на которой расположены:

А – только одно - дву - и многолетние цветущие и декоративно-лиственные растения;

Б – газоны, деревья и кустарники;

В – газоны, дорожки, одно - дву - и многолетние цветущие и декоративно-лиственные растения, малые архитектурные формы;

Г – только клумбы;

Д – только группы, клумбы, рабатки.

7. Бордюр:

А – форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных и декоративно-лиственных насаждений по контуру клумбы, вдоль дорожек, рабаток, газона, аллей;

Б – многогрупповые смешанные посадки декоративных растений, расположенные в виде естественных групп;

В – одна из форм отдельных насаждений отдельных летних или многолетних растений на фоне газона;

Г – каменистый сад, садик, участок, горка – искусственно созданное каменистое сооружение с использованием альпийской флоры;

Д – цветники, состоящие из одинаковых по форме замощенных участков и засаженных цветочными и декоративно-лиственными культурами.

8. Какой ассортимент растений больше всего подходит для озеленения водоема?

А – ирис болотный, калла эфиопская, рогоз, нимфея;

Б – очиток, флокс шиловидный, крокус, цикламен Кузнецова, горицвет весенний, примула, камнеломка, живучка;

В – ландыш, хоста, астильба, примула, анемона;

Г – канна, сальвия, роза;

Д – наперстянка, ирис садовый, астра, дельфиниум, пион, флокс метельчатый, тюльпаны, пролеска, примула.

9. На практике освоение озеленяемого объекта начинают с того, что:

А – выкладывают дорожки и засевают газоны;

Б – высаживают деревья и кустарники;

В – создают клумбы и рабатки;

Г – планируют, вносят удобрения, пашут, боронуют и засевают многолетними злаковыми травами;

Д – устанавливают лавочки, малые архитектурные формы, песочницы, качели и т. д.

Вариант № 3

1. Многолетники – это:

А – травянистые красивоцветущие растения, произрастающие на одном месте в течение нескольких лет и не теряющие своей декоративности;

Б – растения вегетирующие в течение всей жизни и не имеющие периода покоя;

В – многолетние растения с жизненным циклом, состоящим из чередующихся периодов активного роста и покоя;

Г – только луковичные и клубнелуковичные растения, возобновляющие рост весной;

Д – только многолетние растения, теряющие надземную часть в зимний период.

2. Какие растения относят к двулетникам?

А – наперстянка, маргаритка, виола, незабудка, гвоздика бородатая, шток-роза, лунария;

Б – дельфиниум, пионы, георгины, лапчатка, барвинок, эхинацея, рудбекия, аквилегия, аконит, люпин, мак восточный, флокс, примула;

В – календула, алиссум морской, петуния, тагетес, львиный зев, вербена, космея;

Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник;

Д – левкой, матиола, сальвия, агератум, настурция, душистый горошек.

3. К декоративно-лиственным однолетникам относятся:

А – пеларгония, алиссум, ирезине, бегонии, флокс шиловидный, колеус, седум, эхеверия, традесканция, хлорофитум;

Б – клещевина, кохия, цинерария приморская, перилла, колеус;

В – борщевик, маклея, горец, хмель, плющ, белокопытник;

Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник;

Д – левкой, матиола, сальвия, настурция, душистый горошек.

4. Капуста декоративная, алиссум морской, календула, каллистефус относятся к:

А – холодостойким летникам;

Б – жаростойким летникам;

В – свето - и теплолюбивым многолетникам;

Г – теневыносливым многолетникам;

Д – теневыносливым летникам.

5. Папоротники, ландыш, пахизандра:

А – холодостойкие летники;

Б – теневыносливые летники;

В – свето - и теплолюбивые многолетники;

Г – свето - и теплолюбивые летники;

Д – тенелюбивые, влаголюбивые многолетники.

6. По морфологической классификации посконник относится к:

А – исполинским (выше 2-х м) многолетникам;

Б – высоким (1-2 м) многолетникам;

В – средним (0,5-1 м) многолетникам;

Г – низким (25-50 см) многолетникам;

Д – карликовым (10-15 см) многолетникам.

7. Клумба:

А – часть цветника, которая имеет различные геометрически законченные контуры с более или менее одинаковыми размерами в разных перпендикулярных направлениях;

Б – парадный цветник, находящийся перед зданием или в начале парка, сквера;

В – цветочные грядки, расположенные вдоль дорожек, площадок или строений;

Г – небольшие по площади клумбы, вычурной формы, напоминающие по своему абрису, листья, цветы, гирлянды, венки, бабочки и др.;

Д – часть цветника, представляющая собой посадки небольшого числа растений одного вида или сорта.

8. Миксбордер:

А – форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных и декоративно-лиственных насаждений по контуру клумбы, вдоль дорожек, рабаток, газона, аллей;

Б – многогрупповые смешанные посадки декоративных растений, расположенные в виде естественных групп;

В – одна из форм отдельных насаждений отдельных летних или многолетних растений на фоне газона;

Г – каменистый сад, садик, участок, горка – искусственно созданное каменистое сооружение с использованием альпийской флоры;

Д – цветники, состоящие из одинаковых по форме замощенных участков и засаженных цветочными и декоративно-лиственными культурами.

9. Какой ассортимент растений больше всего подходит для создания тенистого сада?

А – ирис болотный, калла эфиопская, рогоз, нимфея;

Б – очиток, флокс шиловидный, крокус, цикламен Кузнецова, горицвет весенний, примула, камнеломка, живучка;

В – ландыш, хоста, астильба, примула, анемона;

Г – канна, сальвия, роза;

Д – наперстянка, ирис садовый, астра, дельфиниум, пион, флокс метельчатый, тюльпаны, пролеска, примула.

10. Какие сочетания, согласно закону контраста колеров, являются наиболее красивыми и яркими?

А – оранжевый с желтым, синий с фиолетовым;

Б – зеленый с желтым, зеленый с синим;

В – оранжевый с желтым;

Г – синий с фиолетовым;

Д – желтый с фиолетовым.

11. Какие из перечисленных декоративных растений встречаются Крыму в дикой природе?

А – тагетесы;

Б – астильба;

В – люпин;

Г – эремурусы;

Д – петунии.

12. По правилу «золотой» пропорции соотношение цветочных насаждений : дорожек : газонов составляет:

А – 2 : 10 : 5;

Б – 10 : 5 : 1;

В – 6 : 12 : 24;

Г – 3 : 5 : 8;

Д – 8 : 5 : 3.

Вариант № 4

1. Значение летников:

А – способствуют созданию непрерывно цветущих клумб;

Б – многие из них зацветают через 2-2,5 месяца после посева семян, что позволяет различными сроками посева изменять сроки цветения;

В – произрастают на одном месте в течение нескольких лет, каждый год обильно цветут и не теряют своей декоративности;

Г – можно выращивать с помощью рассады и посевом семян в открытый грунт, зацветают в первый год жизни;

Д – можно выращивать с помощью рассады и посевом семян в открытый грунт, зацветают на второй год жизни.

2. Какие растения относят к луковичным?

А – наперстянка, маргаритка, виола, незабудка, гвоздика бородатая, шток-роза, лунария;

Б – дельфиниум, пионы, георгины, лапчатка, барвинок, эхинацея, рудбекия, аквилегия, аконит, люпин, мак восточный, флокс, примула;

В – календула, алиссум морской, петуния, тагетес, львиный зев, вербена, космея;

Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник;

Д – левкой, матиола, сальвия, агератум, настурция, душистый горошек.

3. К обладающим ароматом однолетникам относятся:

А – пеларгония, алиссум, ирезине, бегонии, флокс шиловидный, колеус, седум, эхеверия, традесканция, хлорофитум;

Б – клещевина, кохия, цинерария приморская, перилла, колеус;

В – борщевик, маклея, горец, хмель, плющ, белокопытник;

Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник;

Д – левкой, матиола, сальвия, настурция, душистый горошек.

4. Агератум, тагетес, петуния, настурция, сальвия – это:

А – холодостойкие летники;

Б – теневыносливые летники;

В – свето - и теплолюбивые многолетники;

Г – свето - и теплолюбивые летники;

Д – теневыносливые, влаголюбивые многолетники.

5. Эхинацея, молочай, гипсофила, дельфиниум:

А – холодостойкие летники;

Б – засухоустойчивые многолетники;

В – свето - и теплолюбивые многолетники;

Г – свето - и теплолюбивые летники;

Д – теневыносливые, влаголюбивые многолетники.

6. По морфологической классификации камнеломка и примула относятся к:

А – исполинским (выше 2-х м) многолетникам;

Б – высоким (1-2 м) многолетникам;

В – средним (0,5-1 м) многолетникам;

Г – низким (25-50 см) многолетникам;

Д – карликовым (10-15 см) многолетникам.

7. Рабатка:

А – часть цветника, которая имеет различные геометрически законченные контуры с более или менее одинаковыми размерами в разных перпендикулярных направлениях;

Б – парадный цветник, находящийся перед зданием или в начале парка, сквера;

В – цветочные грядки, расположенные вдоль дорожек, площадок или строений;

Г – небольшие по площади клумбы, вычурной формы, напоминающие по своему абрису, листья, цветы, гирлянды, венки, бабочки и др.;

Д – часть цветника, представляющая собой посадки небольшого числа растений одного вида или сорта.

8. Альпинарий, рокарий:

А – форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных и декоративно-лиственных насаждений по контуру клумбы, вдоль дорожек, рабаток, газона, аллей;

Б – многогрупповые смешанные посадки декоративных растений, расположенные в виде естественных групп;

В – одна из форм отдельных насаждений отдельных летних или многолетних растений на фоне газона;

Г – каменистый сад, садик, участок, горка – искусственно созданное каменистое сооружение с использованием альпийской флоры;

Д – цветники, состоящие из одинаковых по форме замощенных участков и засаженных цветочными и декоративно-лиственными культурами.

9. Какой ассортимент растений больше всего подходит для озеленения административного здания?

А – ирис болотный, калла эфиопская, рогоз, нимфея;

Б – очиток, флокс шиловидный, крокус, цикламен Кузнецова, горицвет весенний, примула, камнеломка, живучка;

В – ландыш, хоста, астильба, примула, анемона;

Г – канна, сальвия, роза;

Д – наперстянка, ирис садовый, астра, дельфиниум, пион, флокс метельчатый, тюльпаны, пролеска, примула.

10. Какие сочетания, согласно закону гармонии колеров, могут сочетаться между собой?

А – белый, бледно голубой, светло синий, темно синий;

Б – зеленый с желтым;

В – красный с желтым;

Г – синий с зеленым;

Д – желтый с фиолетовым.

11. На практике освоение озеленяемого объекта начинают с того, что:

А – выкладывают дорожки и засевают газоны;

Б – высаживают деревья и кустарники;

В – создают клумбы и рабатки;

Г – планируют, вносят удобрения, пашут, боронуют и засевают многолетними злаковыми травами;

Д – устанавливают лавочки, малые архитектурные формы, песочницы, качели и т. д.

Тест № 5

1. Значение двулетников:

А – способствуют созданию непрерывно цветущих клумб;

Б – многие из них зацветают через 2-2,5 месяца после посева семян, что позволяет различными сроками посева изменять сроки цветения;

В – произрастают на одном месте в течение нескольких лет, каждый год обильно цветут и не теряют своей декоративности;

Г – можно выращивать с помощью рассады и посевом семян в открытый грунт, зацветают в первый год жизни;

Д – можно выращивать с помощью рассады и посевом семян в открытый грунт, зацветают на второй год жизни.

2. Какие растения относят к многолетникам?

А – наперстянка, маргаритка, виола, незабудка, гвоздика бородатая, шток-роза, лунария;

Б – дельфиниум, пионы, георгины, лапчатка, барвинок, эхинацея, рудбекия, аквилегия, аконит, люпин, мак восточный, флокс, примула;

В – календула, алиссум морской, петуния, тагетес, львиный зев, вербена, космея;

Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник;

Д – левкой, матиола, сальвия, агератум, настурция, душистый горошек.

3. К ядовитым растениям относятся:

А – пеларгония, алиссум, ирезине, бегонии, флокс шиловидный, колеус, хлорофитум;

Б – клещевина, борщевик, наперстянка, плющ, белокопытник, аконит, горицвет весенний, клематис, дурман, дельфиниум, морозник, молочаи, лютики, калужницы и купальницы;

В – календула, настурция, любисток, шток-роза, хмель, лабазник, артишок, капуста декоративная, фиалка трехцветная, лабазник;

Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник;

Д – левкой, матиола, сальвия, душистый горошек.

4. Бальзамин Уоллера, лобелия, бегония вечноцветущая относятся к:

А – светолюбивым летникам;

Б – жаростойким летникам;

В – свето - и теплолюбивым многолетникам;

Г – теневыносливым многолетникам;

Д – теневыносливым летникам.

5. Луковичные, люпин, пион, астильба, флокс метельчатый и флокс шиловидный, ирис садовый:

А – растущие на умеренно влажных почвах многолетники;

Б – теневыносливые летники;

В – свето - и теплолюбивые многолетники;

Г – свето - и теплолюбивые летники;

Д – теневыносливые, влаголюбивые многолетники.

6. По морфологической классификации к ползучим многолетникам относятся:

А – алиссум морской, настурция;

Б – люпин, дельфиниум, пион, астильба, хоста;

В – маргаритка, виола Витрокка, незабудка лесная;

Г – ирис, ландыш, барвинок, флокс шиловидный;

Д – мальва, наперстянка.

7. Арабеска:

А – часть цветника, которая имеет различные геометрически законченные контуры с более или менее одинаковыми размерами в разных перпендикулярных направлениях;

Б – парадный цветник, находящийся перед зданием или в начале парка, сквера;

В – цветочные грядки, расположенные вдоль дорожек, площадок или строений;

Г – небольшие по площади клумбы, вычурной формы, напоминающие по своему абрису, листья, цветы, гирлянды, венки, бабочки и др.;

Д – часть цветника, представляющая собой посадки небольшого числа растений одного вида или сорта.

8. Модульный цветник:

А – форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных и декоративно-лиственных насаждений по контуру клумбы, вдоль дорожек, рабаток, газона, аллей;

Б – многогрупповые смешанные посадки декоративных растений, расположенные в виде естественных групп;

В – одна из форм отдельных насаждений отдельных летних или многолетних растений на фоне газона;

Г – каменистый сад, садик, участок, горка – искусственно созданное каменистое сооружение с использованием альпийской флоры;

Д – цветники, состоящие из одинаковых по форме замощенных участков и засаженных цветочными и декоративно-лиственными культурами.

9. Какой ассортимент растений больше всего подходит для создания миксбордера?

А – ирис болотный, калла эфиопская, рогоз, нимфея;

Б – очиток, флокс шиловидный, крокус, цикламен Кузнецова, горицвет весенний, примула, камнеломка, живучка;

В – ландыш, хоста, астильба, примула, анемона;

Г – канна, сальвия, роза;

Д – наперстянка, ирис садовый, астра, дельфиниум, пион, флокс метельчатый, тюльпаны, пролеска, примула.

10. Значение многолетников:

А – способствуют созданию непрерывно цветущих клумб;

Б – многие из них зацветают через 2-2,5 месяца после посева семян, что позволяет различными сроками посева изменять сроки цветения;

В – произрастают на одном месте в течение нескольких лет, каждый год обильно цветут и не теряют своей декоративности;

Г – можно выращивать с помощью рассады и посевом семян в открытый грунт, зацветают в первый год жизни;

Д – можно выращивать с помощью рассады и посевом семян в открытый грунт, зацветают на второй год жизни.

11. Группа:

А – часть цветника, которая имеет различные геометрически законченные контуры с более или менее одинаковыми размерами в разных перпендикулярных направлениях;

Б – парадный цветник, находящийся перед зданием или в начале парка, сквера;

В – цветочные грядки, расположенные вдоль дорожек, площадок или строений;

Г – небольшие по площади клумбы, вычурной формы, напоминающие по своему абрису, листья, цветы, гирлянды, венки, бабочки и др.;

Д – часть цветника, представляющая собой посадки небольшого числа растений одного вида или сорта.

12. Рабатки бывают:

А – односкатными или двускатными;

Б – непрерывными или прерывистыми, односторонними (ассиметричные) или двухсторонними (симметричные);

В – состоящие из дорожек, выстланных декоративной галькой;

Г – состоящими из газона;

Д – состоящими из крупномерных многолетников.

13. Какой ассортимент растений больше всего подходит для создания тенистого сада?

А – ирис болотный, калла эфиопская, рогоз, нимфея;

Б – очиток, флокс шиловидный, крокус, цикламен Кузнецова, горицвет весенний, примула, камнеломка, живучка;

В – ландыш, хоста, астильба, примула, анемона;

Г – канна, сальвия, роза;

Д – наперстянка, ирис садовый, астра, дельфиниум, пион, флокс метельчатый, тюльпаны, пролеска, примула.

14. На практике освоение озеленяемого объекта начинают с того, что:

А – выкладывают дорожки и засевают газоны;

Б – высаживают деревья и кустарники;

В – создают клумбы и рабатки;

Г – планируют, вносят удобрения, пашут, боронуют и засевают многолетними злаковыми травами;

Д – устанавливают лавочки, малые архитектурные формы, песочницы, качели и т. д.

Аннотация

Программа подготовлена для сезонной школы и рассчитана на 72 часа. Занятия в сезонной школе могут проходить в осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего возраста. Обучающиеся получат теоретические и практические навыки в работе, узнают роль цветочных растений и их место в естественных и искусственных ландшафтах. Целый блок в программе отводится проектированию, где ребенок самостоятельно разрабатывает свой проект для пришкольного участка. Ландшафтный дизайн подразумевает декоративное оформление участка и требует знаний в области архитектуры и строительства, проектирования, ботаники и растениеводства. Изучив данную образовательную программу, обучающие будут владеть и умело пользоваться не только растительным материалом, но и другими формами и средствами ландшафтного дизайна для образования единой композиции.

Новизна данной программы заключается в модульном подходе, выделение индивидуальных образовательных маршрутов, уровнях усвоения содержания для разных категорий, обучающихся; специфики использования педагогических технологий (проектной, исследовательской) в создании восприятия и осознания профессионального самоопределения. Отличительной особенностью данной программы состоит в комплексном соединении двух самостоятельных программ-модулей: теоретический и практический.

Основное внимание при изучении программы, направленно на рассмотрение общих вопросов, ознакомление с наиболее часто используемыми растениями открытого грунта, изучение основных законов, приемов и методов создания ландшафтных композиций и их элементов. Изучение данного курса закладывает основу правильного понимания природы

Актуальность программы в том, что, что все обучающиеся, независимо от возраста, образования и рода деятельности, могут освоить программу «с нуля». Это важно для тех обучающиеся, которые решили освоить новую программу и сделать проект ландшафтного объекта. 

Целью изучения данной программы является формирование базовых систем знаний в области ландшафтного дизайна, изучение особенностей в работе с природными материалами, достижение более высокого уровня в ландшафтном дизайне, что позволит самостоятельно выполнять проекты дизайна на различных участках, организовывать пространство под открытым небом, владея разнообразными приемами использования природных материалов: земли, воды растительности, а также садовых сооружений, искусственных покрытий и малых архитектурных форм.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • Сформировать основные понятия ландшафтного проектирования;
  • Развивать у обучающихся мотивацию личности к познанию растительного мира;
  • Развивать умения найти стилистически верное решение в оформлении ландшафта;
  • Уметь оформлять любой уголок природы и выполнить его в различных стилевых решениях;
  • Воспитать ответственное отношения к работе в группе, ведению проектной деятельности;
  • Побуждать у обучающихся стремление к изучению литературы по ландшафтному дизайну и другим учебным пособиям;

Адресат программы: учащиеся 12-16 лет, (6-9 класс), увлекающихся ландшафтным дизайном, творчеством, оформлением цветочных территорий, увлекающиеся цветочно-декоративными цветами, деревьями, кустарниками. Формы: групповые, индивидуально-групповые, по звеньям, индивидуальные, коллективные. Число детей, одновременно находящихся в группе: 12- 15 человек.

Первый модуль рассчитан на 36 часа., которые рекомендовано проводить в осенне- зимние каникулярное время. Второй блок программы (36 часов) рассчитан на весенние каникулы (так как, это время, для активных работ по озеленению). Основные занятия первого модуля проводятся ежедневно с понедельника по субботу. В воскресенье для детей планируются к проведению интеллектуально-познавательные и развлекательные мероприятия.

Формы и режим занятий: занятия проводятся в форме теоретических и практических занятий.

Способы определения их результативности: конкурс проектов. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие в конкурсах проектов по ландшафтному дизайну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Ландшафтный дизайн"

Рабочая программа эллективный курс по ландшафтному дизайну...

Авторская образовательная программа «Ландшафтный дизайн» для детей среднего школьного возраста

Программа состоит из 7 разделов: основы почвоведения и агрохимии; древоводство, цветоводство, основы ландшафтного дизайна, элементы ландшафтного дизайна, ландшафтное проектирование, основы зеленого ст...

Программа ландшафтного дизайна

Программа для обучающихся в средней школе 8-11 классов.Программой предусмотренно обучение учащихся основным навыкам ландшафтного дизайна и парка в частности....

Дополнительная образовательная программа «Ландшафтный экодизайн»

Основание для разработки программы - реализация совместного проекта МОБУ ДОД «Станция юных натуралистов г. Новотроицка и МОБУ ДОД «Станция юных техников г. Новотроицка»  по теме:  «Благоустр...

Рабочая программа Ландшафтный дизайн

Рабочая программа Ландшафтный дизайн...

дополнительная общеразвивающая программа "Ландшафтный дизайн"

Программа ориентирована на формирование опыта практической деятельности в области ландшафтного дизайна, что позволяет обучающимся соотнести свои индивидуальные особенности и возможности с требов...

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Ландшафтный дизайн»

Проблема ландшафтного проектирования является в настоящее время актуальной. Человек издавна преобразует природную среду.  Всё это изменяет природные условия в окружающей среде. Важно научиться пр...