Программа ландшафтного дизайна
учебно-методический материал по биологии (9 класс) на тему

Программа для обучающихся в средней школе 8-11 классов.Программой предусмотренно обучение учащихся основным навыкам ландшафтного дизайна и парка в частности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_landshaftnogo_dizayna.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Садово-парковое искусство - основа ландшафтного дизайна»

А. А. Пятикова

Пояснительная записка

Основной целью предлагаемого курса является формирование и развитие экологической культуры подростков, воспитание ответственного отношения к окружающей среде, экологическим проблемам вообще и проблемам парка в частности. (Основная экологическая проблема для парка — сохранение и развитие его эстетических и экологических достоинств.)

В задачи курса входит углубление системы экологических знаний, в том числе знаний о садово-пар- ковом искусстве; формирование интеллектуальных и практических умений; воспитание мотивов и потребностей в экологически грамотном поведении и экологической деятельности; развитие интеллектуальных способностей и эмоциональной среды учащихся.

Отличительной особенностью данного курса является разнообразие практических работ, направленных на формирование экологической культуры и профессиональной ориентации. Для создания искусственного ландшафта (альпийской горки, микс- бордера, патио, подпорной стенки) потребуется природный камень: известняк, песчаник — плитняк (иначе именуемый как бутовый камень), большие и малые валуны, в том числе мшистые: сланец (гнейс), туф (травертин), а также различные виды декоративных деревьев, кустарников, цветочных форм.

Элективный курс «Садово-парковое искусство — основа ландшафтного дизайна» предназначен в помощь учителю, работающему в старших классах при изучении естественных наук, и направлен на решение актуальной проблемы — сохранить красоту родной земли и воссоздать утраченное.

Программа элективного курса ориентирована не только на то, чтобы расширить знания ученика по предмету «Экология» (образовательная область), но и на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе.

Данная программа рассчитана на конкретный профиль образования. Например, чтобы успешно освоить химико-биологический профиль, ученику необходимо овладеть и теоретической, и практической (экспериментальной) составляющими этого профиля. Эта программа надпредметна и решает задачи црофильной и профессиональной ориентации. Пример: ученик мечтает стать ландшафтным архитектором, но не знает, как реализовать свою мечту. Осваивая курс «Садово-парковое искусство — основа ландшафтного дизайна», он может подробнее познакомиться не только с азами будущей профессии, но и с профилем дальнейшего обучения. Ученик узнает, какие предметы будут профильными, какие базовыми, какие экзамены ему сдавать, а также профессионально попробует себя, «примерит» профессиональную модель поведения.

Цели курса

Показать значение парков в жизни человека, их роль в создании комфортной для человека среды, в решении экологических проблем города, снижении загрязненности воздуха и шума, эстетизации среды обитания человека; значение парков как убежищ для животных в условиях города, а также центров истории и культуры, мест рекреации.

Познакомить с основными стилями садово-парко- вого искусства, их зарождением и развитием.

Показать развитие садово-паркового искусства в разных странах.

Задачи курса

Научить искусству проектирования и создания парков, лесопарков, садов, скверов и т. д. Сооружение малых архитектурных форм (подпорных стенок, ручьев, каскадов камней, мини-прудиков и т. д.).

Показать связь садово-паркового искусства с естественными науками, эстетикой, живописью, архитектурой.

Научить работать с литературой по садово-парко- вому искусству, делать зарисовки, фотографировать, составлять план-эскизы по озеленению парка, сквера, приусадебного участка, загородного дома.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • ландшафт, антропогенный ландшафт, ландшафтный кадастр, культуру ландшафта;
  • последствия влияния человека на рельеф, климат, воду, почву;
  • влияние измененного человеком ландшафта на его здоровье;
  • что такое садово-парковое искусство, его связь с эстетикой, живописью, архитектурой, скульптурой и естественными науками;
  • экологические особенности основных видов парковых насаждений;
  • взаимосвязь компонентов паркового ландшафта;
  • природные компоненты, используемые в садово-парковом искусстве;
  • теоретическую основу сооружений малых архитектурных форм (альпийская горка, рокарий, микс- бордер и т. д.).

Учащиеся должны уметь:

  • правильно себя вести в различных парковых зонах (зоне тихого отдыха, спортивной, музейной, зоне развлечений и т. д.);
  • отличать парковый ландшафт от природного;
  • выявлять природные компоненты паркового ландшафта и связи между ними;
  • определять составные части паркового ансамбля;
  • выполнять модели малых архитектурных форм из пластилина;
  • работать с литературой по садово-парковому искусству;
  • проводить простейшие работы по составлению эскизов озеленения парка и его проектированию;
  • составить посадочную ведомость по озеленению парка, сквера, приусадебного участка, загородного дома.

Содержание курса

Общее количество часов — 36

Введение (2 ч)

Ландшафт как наука. Основные области ландшафта (общий, городской, сельский, промышленный, геологический, исторический и т. д.), его связь с другими науками, значение. Объекты и методы ландшафтного искусства. Важнейшие исторические моменты.

Демонстрации: картины, схемы, зарисовки, план-эскизы, план-проекты озеленения различных видов садово-паркового искусства.

РАЗДЕЛ 1

История садово-паркового искусства

(10 ч)

Сады древних цивилизаций (Вавилон, Египет, Древняя Греция, Рим). Сады Востока (Китай, Япония). Японский дворик, особенности ландшафта Востока. Школа «Бонсай». Приемы ускоренного формирования бонсай. Парки Европы (Франция, Англия, Италия, Германия). Дворцово-парковое искусство Версаля (Франция). Южный партер (1660— 1668). Оранжерея. Апельсиновая роща. Водный партер. Водная феерия. Бассейн Латони. Танцевальный зал «Рокаймит». «Шахматные» рощи. Фонтаны «Времена года». «Зеленый ковер» (Королевская аллея). Бассейн Аполлона. Северный партер, особенности его обустройства. Водная аллея (1670). Большой Трианонский дворец Версаля. Сады Трианона. Малый Трианон. «Деревня Королевы» (сад в англо-китайском стиле с озерами, гротами, пригорками, растениями, привезенными в Париж из ботанического сада Людовика XV). История садов, парков и усадеб Москвы (Алтуфьево, Виноградово, Воронцово, Знаменское-Садки, Кузьминки, Люблино, Михалково, Узкое, Черемушки, Ясенево). Усадьбы графа Н. П. Шереметева.

Демонстрации: видеофильмы («Мой Версаль», «Сады и парки Европы», «Сады и парки древних цивилизаций»), картины, фотографии (в каникулярное время).

Практические работы

  1. Начало работы по формированию бонсай (фикус Бенжамина) (1 ч).
  2. Написать рассказ «Сад камней» (1 ч).

РАЗДЕЛ 2

Садово-парковое искусство — искусство проектирования и создания парков, скверов, садов и других объектов озеленения (8 ч)

Изучение проектов итальянского, французского (регулярных) парков, английского пейзажного парка, китайского сада, японского дворика. Русские сады и парки (Петергоф, Пушкино и т. д.). Анализы и обсуждение связи садово-паркового искусства с архитектурой, скульптурой и живописью. Отражение этого вида искусства в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Демонстрации: картины, схемы-проекты.

Практические работы

  1. Составление планов-проектов усадьбы, дворика, миксбордера, альпийской горки, каскада из камней, ручья, искусственного пруда, газона (3 ч).
  2. Составление посадочной ведомости из различных видов деревьев (хвойных, лиственных), кустарников, кустарничков, многолетних (луковичных, корневищных) и однолетних цветочных форм, предназначенных для посадки в саду, парке, аллее, на приусадебном участке, альпийской горке, альпинарии и других объектах ландшафтной архитектуры (3 ч).
  3. Формы ландшафтной архитектуры: круговые, квадратные, прямоугольные, треугольные, неправильные; оформление их подпорными стенками — модель проекта из пластилина (2—4 ч).

РАЗДЕЛ 3

Зимний парк. Весенний парк (4 ч)

Дать экологическую характеристику зимнего и весеннего парка. Изменения, происходящие в природе зимой и весной.

Экскурсия в парк зимой: эколого-эстетиче- ская характеристика зимнего парка. Изучение снежного покрова, толщина, плотность, оттепель- ные корки, структура. Вечнозеленые растения парка. Изучение следов птиц и зверей на снегу. Виды посадок: групповая, рядовая, смешанный тип. Акцентное дерево или группа деревьев. Роль можже- вельников в саду, сквере или парке.

Экскурсия в парк весной: изменение форм и крон древесных пород (раскидистая, пирамидальная, овальная, яйцевидная, зонтичная, шаровидная, плакучая, вьющаяся, стелющаяся, подушечная). Зарисовка пейзажей весеннего парка. Подкормка птиц, развешивание кормушек.

Посадка деревьев, кустарников, цветочных форм.

2-296


Отражение в различных видах искусства и литературе весенней природы. Стихи и проза Тютчева, Лермонтова, Пушкина.

Рекомендуемая литература

  1. Вате Герман. История цивилизаций. М., 1998.
  2. Все о цветах в вашем саду. Все о декоративных деревьях и кустарниках. Все о вечнозеленых растениях. М., 2000.
  3. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность ученика и развитие образовательной технологии. М., 2001.
  4. Гузеев В. В. Теория и практика образовательной технологии. М., 2004.
  5. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Введение в общую экологию. 9 класс. М.: Дрофа, 2006.
  6. Князева П. Т., Князева Д. В. Газоны. М., 2004.
  7. Ковалева М. Д. Старая Москва графа Шереметева. М., 2003.
  8. Коротко М. Москва усадебная: Алтуфьево, Виноградово, Воронцово, Знаменское-Садки, Кузьминки, Люблино, Михалкове, Узкое, Черемушки, Ясенево. М., 2005.
  9. JIaxep В. Экология растений. М., 1978. Ю.Скоробогатова Г. Г. Проблемная, проектная, модульная, модульно-блочная технологии в работе учителя. М., 2000.

11.Энциклопедия ландшафтного дизайна. М., 2002.

Программа элективного курса «Цветковые растения Центральной Якутии»

Е. В. Макарова

Пояснительная записка

Стандарт биологического образования предполагает наличие у учащихся знаний о растениях, распространенных в своей местности. Данный курс предназначен именно для изучения местных растений, а на их примере повторения знаний систематики цветковых растений. Курс предполагает отработку практических навыков по определению растений, которые не могут быть в должной мере отработаны в процессе изучения растений в 6 классе в связи с сокращением учебных часов.

Курс рассчитан на работу с авторским электронным пособием «Цветущие растения окрестностей г. Якутска» или аналогичным пособием, предполагает большую долю самостоятельной работы учащихся с компьютером. Это способствует повышению интереса к изучаемому курсу, а также формированию навыков использования информационных технологий в образовательных целях.

Курс рассчитан на 12 часов для учащихся 8—9 классов.

Цель курса

Обобщить знания о систематике и морфологии цветковых растений на примере растений Центральной Якутии.

Задачи курса

Научиться определять растения.

Изучить признаки распространенных семейств растений. Познакомиться со значением этих растений.

2*-296


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Ландшафтный дизайн"

Рабочая программа эллективный курс по ландшафтному дизайну...

Конспект открытого занятия детского объединения «Ландшафтный дизайн».Ландшафтный дизайн в условиях городской среды .

Дизайн проект  цветника на пришкольном участкеРазвитие профессиональной компетенции учащихся старших классов к практически значимой деятельности их становление и социальной компетенции посредство...

Авторская образовательная программа «Ландшафтный дизайн» для детей среднего школьного возраста

Программа состоит из 7 разделов: основы почвоведения и агрохимии; древоводство, цветоводство, основы ландшафтного дизайна, элементы ландшафтного дизайна, ландшафтное проектирование, основы зеленого ст...

Рабочая программа Ландшафтный дизайн

Рабочая программа Ландшафтный дизайн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ландшафтный дизайн»

АннотацияПрограмма подготовлена для сезонной школы и рассчитана на 72 часа. Занятия в сезонной школе могут проходить в осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Программа рассчитана на обучающихся ...

дополнительная общеразвивающая программа "Ландшафтный дизайн"

Программа ориентирована на формирование опыта практической деятельности в области ландшафтного дизайна, что позволяет обучающимся соотнести свои индивидуальные особенности и возможности с требов...

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Ландшафтный дизайн»

Проблема ландшафтного проектирования является в настоящее время актуальной. Человек издавна преобразует природную среду.  Всё это изменяет природные условия в окружающей среде. Важно научиться пр...