Открытый урок «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат организма».
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Урок позволяет отработать умение определять свой пульс, составить рацион полдника, закрепить умения арифметических вычислений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_-_konspekt_.docx | 34.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское специальное учебно-
воспитательное учреждение закрытого типа
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ
В 8 «А» КЛАССЕ
Учитель: Веселова Т.П.
г. Санкт-Петербург
2020 г.
Тема урока:«Составление пищевых рационов в
зависимости от энерготрат организма».
Цели урока:научить составлять меню питания взависимости от энерготрат
организма и принципов рационального питания.
Задачи урока:
Образовательные:
- способствовать формированию у учащихся понятия о нормах питания;
- разъяснить принципы рационального питания;
- научить вычислять энергозатраты и энергетическую ценность пищевых продуктов.
Развивающие:
- развивать интеллектуальные способности: анализа и синтеза;
- уметь оценивать процесс, его результат, предвидеть его последствия;
- способствовать развитию навыка сотрудничества, выступления перед аудиторией;
- способствовать развитию умений применять полученные знания по другим предметам на практике.
Воспитательные:
- в ходе урока содействовать расширению мировоззрения учащихся;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- повышать интерес к изучению предмета.
Тип урока: урок рефлексии
Вид урока: комбинированный
- с элементами опроса,
- с выполнением самостоятельной практической работы по ходу урока
- с применением на практике полученных знаний за предыдущие уроки (повторительный момент)
- с использованием межпредметных связей по математике, физике, русскому языку
- с видами творческой самостоятельной деятельности учащихся при составлении меню питания
- с практикой сравнительного анализа составленного меню с меню полдника в училище на основе правил питания
Оборудование:
- таблица круговой схемы "Распределение пищи в течение дня"
- индивидуальная таблица "Калораж пищевых продуктов";
- наглядная формула "Вычисление энерготрат организма";
- таблица "Полезные и вредные продукты";
- мудрые цитаты по теме урока в виде отдельных таблиц;
- портреты ученых-философов (Сократ, Авиценна);
- индивидуальные листы учащихся для записи отдельных этапов урока;
- секундомер;
- меню столовой училища.
Обучающиеся: Винокуров Дмитрий, Гнатюк Руслан, Гребенников Александр, Диденко Станислав, Майструк Павел, Николаевский Руслан, Покровский Симеон, Попов Иван, Софьин Роман.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Актуализация знаний
3.Выполнение практического задания
4.Закрепление изученного материала
5.Рефлексия
6.Подведение итогов.
1.Оргмомент. Приветствие ребят и гостей открытого урока.
2.Актуализация знаний
Учитель:Сегодня последний урок по теме программы "Обмен веществ". Она звучит так «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат организма" на основе знаний по предмету биологии. Это пятый урок по счету - темы "Обмен веществ". Заключительный урок (закрепляющий) будет проходить в виде контрольного тестирования.
Эпиграфом к теме урока взяты слова древнегреческого философа Сократа
"Мы живем не для того, чтобы есть (в смысле кушать),
а для того, чтобы жить"
Древнегреческий философ Сократ
"Движение - это жизнь". Эта формула на века и для каждого человека. А почему? Как вы думаете?
Обучающиеся: увеличение кровотока, учащение дыхательных движений, обмена веществ, усиление мозговой деятельности, работа мышц активизируется.
Учитель:А как узнать, что кровеносная система заработала действительно активнее при движении?
Обучающиеся:Сердце бьется чаще, следовательно пульс становится выше.
Учитель: А что такое пульс? Где его можно нащупать?
Обучающиеся: Пульс - это показатель, который говорит о числе сердечных сокращений. Его можно нащупать на руке, на сонной артерии.
Учитель: Какова норма пульс человека?
Обучающиеся: от 60 до 70 ударов в минуту.
Учитель: Каждый человек обязан знать норму пульса, так же, как температуру тела для контроля за состоянием своего самочувствия.
3.Выполнение практического задания
Теперь каждый из вас, выполняя элемент практической работы урока, подсчитает свой пульс в данный момент урока и запишет в лист у задания №1.
Для удобства и экономии времени урока вы должны подсчитать пульс за 10 секунд.
Обучающиеся считают пульс, а учитель засекает время.
Учитель: В минуте сколько секунд?
Обучающиеся: В минуте 60 секунд.
Учитель: Полученный результат измерений умножаем на 6, потому что в минуте 60 секунд. А заодно посмотрим, как вы умножаете на однозначное число. Результат записать в лист, задание под номером ....
Обучающиеся умножают полученный результат на 6 и записывают его в лист задание №1.
Учитель: Нам, конечно, интересно - в норме ли ваш пульс.
Обучающиеся озвучивают результаты измерения.
Учитель:Обмен веществ человека предполагает определенную затрату энергии. От чего зависят энергозатраты человека?
Обучающиеся:От нагрузки, состоянияздоровья, питания, возраста, пола.
Учитель:Это важная составляющая нашего здоровья. В физике это величина измеряется в Дж. (указать на доске), а в биологии - в калориях.
На доске записана формула вычисления затраты энергии в организме человека за 1 минуту с использованием показателя пульса.
Q = 2,09 *(0,2*ЧСС - 11,3)кДж
ЧСС - частота сердечных сокращений (пульс).
Чтобы выполнить вычисление, надо знать порядок действия в математике. Кто может это сделать?
Обучающийся расставляет цифры попорядку.
Учитель: Переходим к практическому заданию подсчитывания энерготрат по знакомой вам формуле.
Обучающиеся считают, а учитель ходит по классу и проверяет, как дети справляются с вычислениями. Если необходимо, помогает им при затруднениях.
Учитель:Результат за 1 минуту подсчитан. Запишите его в лист под заданием №2. А сколько потратите энергии за 45 минут, то есть за урок? Подсказка: умножить данные на 45.
Обучающиеся умножают полученный результат на 45 и записывают его в лист задание № 3.
Учитель: По расписанию у нас в школе ежедневно 5 уроков. Подсчитайте затраченную энергию за 5 уроков, умножив полученный результат на 5.
Обучающиеся умножают полученный результат на 5 и записывают его в лист задание № 4
Учитель:В быту затраты энергии измеряются не в Дж, а калориях. Переведите полученные вами результаты из Дж в кал, используя научные данные:
1 Ккал. = 4,19 кДж
Что надо для этого сделать?
Обучающийся: полученный результат разделить на 4,19.
Учитель: Результат после деления записать в лист с заданиями под № 5
Обучающиеся переводят полученный результат и записывают его в лист задание № 5.
Учитель: Мы переходим ко второй самой интересной части нашего урока. Эпиграфом к ней взяты слова древнеримского врача Авиценны:
"В еде не будь до всякой пищи падок, знай точно время, место и порядок".
Кто из вас объяснит смысл слова "падок" и всей цитаты?
Обучающийся: Падкий - значит, жадный, ревностный, устремленный на это, кто жаден в еде, беспорядочно ест все что попало, и может нанести вред своему здоровью.
Учитель:Грамотное распределение питания для здорового образа жизни мы видим на схеме.
Обучающиеся читают схему: завтрак - 25% от всей еды за день
обед - 40%
полдник - 10%
ужин - 25%
Учитель:Вы обязаны знать:в среднем в день на завтрак, обед, полдник и ужин подростки 14-17 лет тратят 3000 кКал. Значит, в полдник они должны получить одну четвертую от числа 3000, то есть 300 кКал.
Соблюдаем ли мы в повседневной жизни эти научные рекомендации?
Обучающийся: не знаем.
Учитель: Далеко ходить не будем. Посмотрим сегодняшнее меню нашей столовой, насколько оно соответствует правилам питания.
Обучающиеся рассматривают предложенное меню столовой и делают выводы.
Судя по меню, норма питания в нашей столовой соблюдена.
В какое количество кКал уложились?
Учитель: Норма здорового питания предполагает между приемами пищи в целях правильного переваривания и усвоения пищи перерыв в 2-3 часа. Проверим, так ли это? Назовите часы приема пищи в нашем училище и соответствие правилам перерыва 2-3 часа.
Обучающийся:В нашем училище завтрак в 8-30, обед - 12-30, полдник - 17-00, ужин - 19-00.
Учитель: Ну-ка, сколько времени проходит между завтраком и обедом, обедом и полдником, полдником и ужином?
Обучающийся: 4 часа, 4,5 часа, 2 часа.
Учитель: Мы с учителями всегда наблюдаем за вашим питанием на полднике. По правилам сбалансированного питания в полдник пища у школьников должна быть представлена белками, углеводами с минимумом жиров.
Работники медицинской части строго следят за соблюдением этих инструкций, хотя знают, как вы все мечтаете о колбасе, пельменях, фастфуде, жареной картошке, газировке.
Всем вам надо знать, что вжаренойкартошке, жирной, соленой и острой пище много канцерогенов (вредных веществ), отрицательно влияющих на здоровье человека и на важные его органы. Даже в вашем юном возрасте врачи диагностируют заболевания желудка: гастриты, колиты, язвы. Поэтому для нас важно знать, как уберечься от этих серьезных заболеваний!
Перед вами задача - составить грамотное меню на полдник, избегая продуктов, не рекомендованных подросткам и, не нарушая разрешенного баланса питания, исходя из предложенного списка продуктов. (лист с перечнем продуктов у каждого ученика на столе)
Обучающийся: Зачитывает вслух список продуктов
Учитель: В вашем списке представлен перечень продуктов с указанием их каллорийности. Составьте меню, исходя из результатов ваших энерготрат в школьное время.
Обучающиеся составляют меню полдника на индивидуальных листах, задание под №6
По окончанию задания 2-3 обучающихся зачитывают результаты своих работ.
4.Закрепление изученного материала
Учитель:Здоровое (рациональное) питание -одна из главных составляющих
здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.
Здоровье -самое ценное достояние человека, так как от него зависит самое главное: сколько лет продлится его земная жизнь, как активен, бодр и жизнерадостен он будет, как успешен в учебе и труде, каким крепким и здоровым будет его потомство.
Словарная работа: рацион - (латинское"rationem") порция пищи на известный срок. Рациональный - раздельный, целесообразный.
Ведь впереди каждый из вас будет иметь семью и детей. От вашего правильного понимания здорового образа жизни, включая и правильное питание, и будет зависеть здоровье ваших детей и продолжительность уже их жизни.
По теме урока правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития организма. Чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем полноценнее обеспечение организма важнейшимипищевыми веществами - тем выше здоровье человека.
В недавнем послании Президента Путина В.В. Федеральному Собранию содержится требование: обеспечить бесплатным горячим правильным питанием всех детишек страны в школах с 1 по 4 класс с целью сохранения здоровья детей, будущих граждан России - и это тоже по теме нашего урока.
5.Рефлексия. Фронтальная беседа «Советы по питанию».
Учитель:Исходя из ранее изученных материаловтемы и сегодняшнего урока, давайтевыделим основные моменты организации правильного питания, для сохранения своего здоровья. Что может быть важнее этой темы?
Обучающиеся:
- питание должно быть сбалансированным;
Учитель:Словарная работа:Балансировать - сохранять равновесие, уравновешивать поступление и расход веществ в организме. Физиологический баланс - сопоставление прихода и расхода веществ в обмене - питании - организма.
Обучающиеся: - в нем должны содержаться белки, углеводы, жиры, витамины, минералы.
- должен быть соблюден режим питания. Желательно есть в одно и тоже время с перерывом 2-3 часа
Учитель: А почему?
Обучающиеся: Пища лучше переваривается, вырабатываются рефлексы отделения пищеварительных соков.
Учитель: С какими нарушениями режима питания сталкиваемся мы в повседневной жизни?
Обучающиеся:Едим на ходу, наедаемся перед сном, переедаем, едим всухомятку, вместо четырех раз питания мы едим два
Учитель: Еще есть какие-то принципы правильного питания?
Обучающиеся: Желательно употреблять фрукты и овощи; ограничить употребление мучных продуктов, сладостей; уменьшить в рационе жирную пищу
Учитель: А я бы хотела вам дать в заключение один совет:
начинать свой порядок жизни, образ жизни, здоровый образ жизни надо немедленно, когда начинаешь соображать о законах природы: начинать именно сегодня, потому что "завтра"- великий враг "сегодня"; "завтра" парализует наши силы, доводит нас до бессилия, поддерживая нас в бездействии.
6.Подведение итогов.
Спасибо вам ребята за активную работу на уроке, ваши хорошие знания по теме урока. Хочется отметить активную работу Гнатюка Р., Гребенникова А,, Покровского С., Николаевского Р., Софьина Р., который сегодня был более активным чем когда-либо. Об оценках за урок будет сказано попозже, после проверки ваших маршрутных листков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по экологии на тему "Среда обитания организмов и ее факторы"
Вашему вниманию представлен урок биологии в 11 классе на тему "Среда обитания организмов и ее факторы" по программе В.В.Пасечника. Разработка урока содержит конспект и презентацию....
Открытый урок "Подсолнечник-пищевое сложноцветное растение"
Познакомить обучающихся с биологическими особенностями подсолнечника...
Методическая разработка открытого урока по биологии в 11 классе "Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности"
Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме....
Открытый урок по химии Влияние этилового спитра на организм человека
Исследовательским способом доказать губительное влияние алкоголя на белки живых организмов, расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека....
Открытый урок по химии " Влияние этилового спирта на организм человека"
Открытый урок содержит разработку урока, презентацию и приложения. Расчитан для учащихся 10 класс учебник Габриелян...
Открытый урок "Расчет суточного рациона питания в MS Excel"
Цели урока: познакомить обучающихся с алгоритмом решения задач с использованием табличного процессора MS Excel; оценить возможность применения табличного процессора в профессиональной деятельности; на...
Практическая работа " Составление пищевого рациона подростка" 8 класс.
Данный материал может быть использован на уроках биологии 8 класс, при проведении уроков по теме "Обмен веществ", а так же лля подготовки к ГИА -9 класс....