Рабочая программа по биологии для 10-11 классов
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)

Лазуткина Галина Эдуардовна

основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф. При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т.А.Козловой по использованию учебника А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы», допущенное Министерством образования Р.Ф. и опубликованные издательством «Дрофа» в 2016 году. 

На уровне среднего общего образования (10-11 классы), с одной стороны, обобщаются знания, полученные учащимися в основной школе, с другой стороны, расширяется и углубляется их содержание, изучаются теоретические обобщения биологической науки и общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы и присущие биологическим системам (клетка, организм, вид, экосистемы).

 

        Цели курса направлены на освоение общебиологических теорий, строение биологических систем разного ранга и   формирование  естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения человека к окружающей среде.

     Курс биологии на уровне среднего  общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому содержание включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на уровне различных биосистем. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых  для будущего биолога.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 4

г. Искитим Новосибирская область

«Согласованно»

Руководитель МО учителей творческих наук МАОУ СОШ №4

______________________

Протокол №___ от

«___»_________20___год

«Согласованно»

Заместитель директора по УР МАОУ СОШ №4

________ Литхенгауз О.В.

«___»_________20___год

«Утверждено»

Директор МАОУ СОШ №4

_______ Коренькова Н.Л.

Приказ № _____ от

«___»_________20___год

Рабочая программа по биологии

ФГОС ООО

для 10 - 11 классов

срок реализации: каждые 2 года

Составитель программы:

учитель биологии

Лазуткина Г.Э.

г. Искитим,  2017

Пояснительная записка.

     

За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф. При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т.А.Козловой по использованию учебника А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы», допущенное Министерством образования Р.Ф. и опубликованные издательством «Дрофа» в 2016 году.  

На уровне среднего общего образования (10-11 классы), с одной стороны, обобщаются знания, полученные учащимися в основной школе, с другой стороны, расширяется и углубляется их содержание, изучаются теоретические обобщения биологической науки и общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы и присущие биологическим системам (клетка, организм, вид, экосистемы).

        Цели курса направлены на освоение общебиологических теорий, строение биологических систем разного ранга и   формирование  естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения человека к окружающей среде.

       

В рабочей программе нашли отражение следующие   задачи курса:

 -  приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; воспитание экологической, генетической и генетической грамотности;

- освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

 -  овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической

 деятельности людей, развитие современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

 -  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру  сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с  различными источниками информации;

 -  воспитание: убеждённости возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

 -  использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

 

 Курс биологии на уровне среднего  общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому содержание включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на уровне различных биосистем. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых  для будущего биолога.

Изучение биологии на уровне среднего  общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, строении, многообразии и особенностях биосистем биотехнологии, экологии); (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

На изучение общей биологии, согласно учебному плану МАОУ СОШ №4, отводится в 10 (общеобразовательном)  классе 72 часа (по 2 часа в неделю).

В рабочую программу были внесены следующие изменения:

  1. Тема 6 «Основы селекции и биотехнологии» перенесена в 10 классе после изучения темы «Генетика человека». Содержание темы «Основы селекции и биотехнологии» базируются на базовых понятиях генетики. И время, отведённое учебным планом школы на изучение биологии в 10 классе позволяет это сделать.
  2. Изучение материала о происхождении жизни в теме «Происхождение и развитие жизни на Земле» 11 класса перенесено из темы «Эволюция биосферы и человек» в тему «Эволюционное учение», в связи с тем, что это более логично.
  3. По окончании изучения каждой темы планируется зачет.

Данная программа реализуется при сочетании разнообразных форм и методов обучения:

Виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий.

Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, интерактивный.

Рабочей программой предусмотрены уроки семинары (обобщающего повторения), которые проводятся с целью систематизации знаний по темам, для достижения более высоких результатов уровня обученности, для осуществления тематического контроля.

        Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации, творческая деятельность.

 Для проверки знаний, умений и навыков используются разные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Формы контроля: регулярный тематический контроль с помощью разноуровневых тестов, биологических задач, творческих заданий позволяет закреплять торетические знания на высоком уровне, а лабораторные и практические работы формируют основные биологические умения и навыки, а также межпредметные компетенции, необходимые при подготовке к ЕГЭ. В конце изучения каждой темы предусмотрены зачётные письменные работы.

Для решения этих задач в программу включены занятия предусматривающие использование мультимедийного оборудования, при объяснении материала применяются мультимедийные презентации, flesh- анимации, видеоматериалы, ЭОРы, Интернет-ресурсы.

Учебно-методический комплект:

  1. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. – М.: Дрофа, 2013
  2. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Общая биология»: 10-11 классы»/Т.А.Козлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006
  3. Биология. 10-11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни/А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов н/Дону: Легион, 2012
  4. Лернер Г.И. Тематические тренировочные задания.- М: эксмо, 2013

Календарно-тематическое планирование уроков биологии на 2017-2018 учебный год

10 класс (72 часа в год) базовый уровень

урока

Раздел.

Тема урока. Эксперимент.

Элементы содержания

Требования к  уровню подготовки

Д/з

дата

Введение (4 часа)

1.1

Введение. Вводный инструктаж по ПТБ. Краткая история развития биологии.

Объект изучения биологии – живая природа. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Давать   определение   термину биология.

Приводить примеры: практического   применения достижений современной б-гии;  дифференциации и интеграции биол-их наук.

Выделять предмет изучения биологии.

Характеризовать   биологию как комплексную науку.

Объяснять роль б-гии  в фор-нии      сов-ной ест-но-научной    картины мира, в прак-ой деятельности людей.

§1

2.2

Методы исследования в биологии.

Методы   изучения   живых   объектов: биологический эксперимент, наблюдение,  описание  и  измерение биологических объектов.

Перечислять методы научного исследования.

§2

3.3

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

Основные понятия

Жизнь. Открытая система.

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.

Давать определение    понятию жизнь.

Называть    признаки    живых организмов.

Описывать           проявления свойств живого.

Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.

Выделять   особенности   развития живых организмов.

Доказывать, что живые организмы - открытые системы.

§§3,4

4.4

Обобщающий урок. Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы.

Общая биология – Характеризовать   биологию как комплексную науку.

Характеризовать   биологию как комплексную науку и науку об изучении общебиологических закономерностей живой природы.

Повт.  

§§ 1-4

Тема 1. Основы цитологии (27часов)

5.1

Методы цитологии. Клеточная теория.

Л..р. №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Основные понятия. Цитология. Клетка - основная структурная и функциональная   единица   организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

Приводить  примеры  организмов,  имеющих клеточное  и  неклеточное строение.

Называть:  жизненные свойства клетки;

 положения клеточной теории.

Узнавать клетки различных организмов.

Находить    в    биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность  происхождения растений и животных.

Доказывать, что клетка - живая структура.

*Самостоятельно     формулировать   определение   термина цитология.

Давать   оценку   значению   открытия клеточной теории.

*Доказывать, что нарушения в строении    и    функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

§5

6.2

Особенности химического состава клетки.

Основные понятия. Микроэлементы. Макроэлементы.

Факты. Особенности химического состава   живых   организмов.   Микроэлементы и макроэлементы,  их вклад в образование   неорганических и органических веществ молекул живого вещества.

Давать   определение   терминам

микроэлементы,     макроэлементы.

Приводить примеры: макро- и микроэлементов.

Называть: неорганические вещества

клетки;

Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов. 

§6

7.3

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

Минеральные вещества и их роль в клетке.

Вода, минеральные соли, углеводы и липиды живых организмов.

Выявить   взаимосвязь   между пространственной   организацией молекул, воды и ее свойствами.  

Характеризовать: биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот.

§§ 7-8

8.4

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

Основные понятия. Микроэлементы. Макроэлементы. Углеводы.  Липиды. Гормоны

Приводить примеры: веществ, относящихся к углеводам.

Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые углеводами.

Характеризовать: биологическую роль углеводов.

Классифицировать   углеводы по группам.

§9

9.5

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

Основные понятия. Микроэлементы. Макроэлементы. Углеводы.  Липиды. Гормоны

Приводить примеры: веществ, относящихся к липидам.

Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами.

Характеризовать: биологическую роль липидов.

§10

10. 6

Строение  белков.

Основные понятия. Белки. *Глобула. Гормоны. Ферменты.

Факты.  Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.    Белки,    аминокислоты.

Объекты. Молекула   белка.

Давать   определение   основным понятиям.

Называть: продукты богатые белками.

Приводить   примеры  белков, выполняющих  различные  функции.

§11

11.7

Биологические функции белков.

Основные понятия. Гормоны, ферменты.

Факты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль.

Объекты. Молекула   белка.

Давать   определение   основным понятиям.

Характеризовать: функции белков.

Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии.

§11

12.8

Нуклеиновые кислоты  и их роль в жизнедеятельности клетки.

Основные понятия. Нуклеиновые кислоты. Нуклеотид

Факты.  Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.    Нуклеиновые кислоты, их структура и функции.

Объекты. Молекула   нуклеиновых кислот-ДНК, РНК.

Давать   определение   основным понятиям.

Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть: нахождение  молекулы  ДНК  в клетке; мономер нуклеиновых кислот.

Перечислять  виды  молекул РНК и их функции.

Характеризовать: функции нуклеиновых кислот.

Сравнивать строение молекул ДНК и РНК.

§12

13.9

АТФ и другие органические соединения клетки.

Основные понятия. АТФ.  Гормоны. Витамины.

Факты.  Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.    Гормоны и ферменты и их роль.

Давать   определение   основным понятиям.

Называть: продукты богатые АТФ, гормонами, витаминами.

Характеризовать: функции АТФ, гормонов, витаминов

§13 и повт §§ 5-12

14.10

Обобщающий урок. Химическая организация клетки.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

Повт.  §§ 5-12

15.11

Строение клетки. Клеточная мембрана.  Ядро.

Основные понятия. Эукариоты, наружная мембрана. Экзоцитоз, эндоцитоз, калий-натриевый насос.

Объекты. Плазмалемма. Функции: транспортная, защитная. Ядро: ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко. Хромосомы, гаплоидный и диплоидный наборы хромосом

Факты. Строение    клетки.    Строение и функции ядра.

Химический состав наружной мембраны.  

Процесс. Фагоцитоз, пиноцитоз, диффузия, активный транспорт.

Давать определения ключевым понятиям

Называть функции мембраны

Описывать строение  и химический состав наружной мембраны

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа  рисунков.

Устанавливать взаимосвязи строения и функций наружной мембраны.

Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза

§14

16.12

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Основные понятия. Органоиды.  Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Факты. Строение    клетки.    Цитоплазма, мембранные и немембранные органоиды  

Объекты. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Факты. Строение клетки. Основные компоненты и органоиды клетки и их функции.  Мембранный принцип строения органоидов

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

§15

17.13

Строение клетки. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

Ключевые понятия.

ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

Объекты. ЭПС (шероховатая и гладкая), АГ, лизосомы. Клеточные включения.

Факты. Строение клетки. Основные компоненты и органоиды клетки и их функции. Мембранный принцип строения органоидов.

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

§16

18.14

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

Л..р. №2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Основные понятия. Органоиды.  Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

Факты. Основные компоненты и органоиды клетки и их функции. Мембранный принцип строения органоидов.

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

§17

19.15

Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

 

Основные понятия. Органоиды.  Эукариоты.  Прокариоты.

Факты. Клетки  бактерий.   Прокариоты,  эукариоты. Клеточное строение организмов   как   доказательство   их родства, единства живой природы.

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

§18

20.16

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Л..р. №3. Сравнение строения клеток растений и животных.

Основные понятия. Сапрфиты, паразиты, симбионты, гифы.

Давать определение ключевым понятиям.

Выделять характерные отличительные особенности в строении клеток растительных и животных. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение.

§ 19

21.17

Неклеточная форма жизни. Вирусы и бактериофаги.

Ключевые понятия.

Вирус, генетическая информация, капсид.

Объект. Вирусы и бактериофаги. Строение.

Факты. Возбудители инфекционных заболеваний. Меры профилактики вирусных заболеваний (СПИД, грипп, герпес, гепатит). Значение бактериофагов.

Явление. Паразитизм на генетическом уровне

Процесс. Жизненный цикл вируса

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

§20, повт §§ 14-19

22.18

Обобщающий урок. Клетка – структурная единица живого.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

§§ 14-20

23.19

Обмен веществ и энергии в клетке.

понятия. Метаболизм, анаболизм, катаболизм, гомеостаз.  

Объекты. 1-клеточные и многоклеточные, колониальные организмы

Факты. Организм – единое целое

Процесс. Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен, пластический обмен

Давать определения ключевым понятиям.

Метаболизм, анаболизм, катаболизм, гомеостаз.  

Устанавливать взаимосвязь между этими процессами.

§21

24.20

Энергетический обмен в клетке.

Ключевые понятия. Метаболизм, АТФ, макроэргические связи, диссимиляция, гликолиз, кислородный этап

Объекты. АТФ

Факты. Этапы энергетического обмена.

Процесс. Энергетический обмен: подготовительный этап, бескислородный этап, кислородный этап

Давать определения ключевым понятиям. 

Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке, потребность большинства организмов в кислороде.

Называть этапы ЭО

Характеризовать сущность и значение ОВ, этапы энергообмена на примере расщепления глюкозы

Устанавливать связь между строением митохондрий и дыханием.

§22

25.21

Питание клетки.

Ключевые понятия. Питание. Способы питания. Автотрофы. Гетеротрофы.

Давать определения ключевым понятиям. Питание. Способы питания. Автотрофы. Гетеротрофы.

Устанавливать взаимосвязь между способами питания.

§23

26.22

Пластический обмен. Автотрофное питание. Фотосинтез.

Ключевые понятия. Автотрофы, пластический обмен, фотосинтез

Объекты. Автотрофные организмы

Факты. Организм – открытая система. Источники энергии реакций световой и темновой фаз.

Процесс. Фотосинтез: световая и темновая фазы.

Давать определения ключевым понятиям. 

Объяснять  роль фотосинтеза.

Характеризовать сущность световой и темновой фаз.

§24

27.23

Пластический обмен. Автотрофное питание. Хемосинтез.

Давать определения ключевым понятиям. 

Характеризовать сущность хемосинтеза. Выделять различия между фотосинтезом и хемосинтезом.

§25

28.24

Генетический код. Транскрипция.

Основные понятия. Ген. Триплет. Генетический код. Кодон. Транскрипция.

Факты.  Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа

жизнедеятельности  клетки.  Процессы.  Механизм   транскрипции

Закономерности.  Принцип комплементарности.

Давать   определение   терминам: ассимиляция, ген.

Называть: свойства генетического кода;

Анализировать       содержание определений:   триплет,   кодон, ген,  генетический код,  транскрипция.

Объяснять сущность генетического кода.

Характеризовать:  механизм транскрипции;  

*Составлять   схему  реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

§26

29.25

Синтез белка в клетке.

Основные понятия.  Антикодон. Трансляция

Факты.  Свойства  генетического  кода:   избыточность,   специфичность, универсальность.

Процессы.  Механизм трансляции.

Закономерности.  Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации  в  клетке  (биосинтез белков).

Давать   определение   терминам: антикодон, трансляция

Называть:  роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.

Анализировать       содержание определений:   трансляция.

Объяснять сущность генетического кода.

Характеризовать: механизм трансляции.

*Составлять   схему  реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

§26

30.26

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Основные понятия. Оперон и репрессор, структурный ген,

промотор.

Процессы. Механизмы регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот.

Давать   определение   терминам: оперон и репрессор, структурный ген, промотор.

Объяснять механизмы регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот.

§§27,повт.§§ 21-26

31.27

Обобщающий урок. Обмен веществ и энергии в клетке.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

Повт. §§21-27

Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов ( 12 часов)

32.1

Жизненный цикл клетки.

Ключевые понятия. Размножение, митоз, мейоз, жизненный (клеточный) цикл клетки. Апоптоз. Интерфаза.

Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

Давать определения ключевым понятиям. Описывать жизненный (клеточный) цикл клетки.

Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать

§28

33.2

Митоз. Амитоз.

Ключевые понятия. Размножение, митоз, амитоз.

Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение.

Процессы. Непрямое деления клетки. Фазы митоза.

Давать определения ключевым понятиям 

Описывать последовательно фазы митоза

Объяснять сущность и значение митоза.

Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать её.

§29

34.3

Мейоз.

Ключевые понятия. Размножение, мейоз.

Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Мейоз, сущность и значение.

Процессы. Редукционное деления клетки. Фазы митоза и мейоза

Давать определения ключевым понятиям 

Описывать фазы 1 и 2 делений мейоза

Объяснять сущность и значение мейоза

Выделять отличия мейоза от митоза

Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать её

§30

35.4

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Ключевые понятия. Половое размножение, бесполое размножение.

Факты. Типы бесполого размножения.

Процессы

Размножение бесполое и половое.

Давать определения ключевым понятиям 

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

§31

36.5

Формы размножения организмов. Половое размножение.

Ключевые понятия.

Половое размножение и его формы.

Объекты. Строение половых клеток

Давать определения ключевым понятиям 

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе сравнения

Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни появления полового размножения

Описывать строение половых клеток

§32

37.6

Развитие половых клеток.

Ключевые понятия.

Половое размножение, гаметогенез.

Факты. Значение гаметогенеза. Процессы. Образование половых клеток. Стадии размножения, роста, созревания.

Давать определения ключевым понятиям 

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Называть стадии гаметогенеза

§33

38.7

Оплодотворение.

Ключевые понятия. Оплодотворение и его формы.

Факты. Биологическое значение оплодотворения

Процессы.  Оплодотворение.

Давать определения ключевым понятиям 

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Характеризовать сущность и значение оплодотворения

§34

39.8

Двойное оплодотворение покрытосеменных.

Ключевые понятия. Двойное оплодотворение

Факты. Биологическое значение оплодотворения

Процессы.  Оплодотворение покрытосеменных растений

Давать определения ключевым понятиям 

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Характеризовать сущность и значение двойного оплодотворения

40.9

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.

Ключевые понятия.

Онтогенез, его типы.

Факты. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека.

Процессы

Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть периоды онтогенеза

Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа  рисунков

§35

41.10

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Биогенетический закон.

Л..р. №4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

 

Ключевые понятия. Онтогенез, эмбриогенез, органогенез,  дифференциация клеток, бластула, гаструла, энтодерма, эктодерма, мезодерма.

Объекты. Бластула, гаструла, зародышевые листки

Факты. Эмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека.

Процессы. Периоды онтогенеза: эмбриональный, процесс образования бластулы, гаструлы.

Теории, законы.

Биогенетический закон

Давать определения ключевым понятиям 

Называть периоды онтогенеза

Формулировать биогенетический закон

Описывать процесс эмбриогенеза

Сравнивать стадии бластулы и гаструлы

Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа  рисунков

§36

42.11

Индивидуальное развитие.  Постэмбриональный.

Ключевые понятия. Онтогенез.

Факты. Постэмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека.

Процессы. Периоды онтогенеза: постэмбриональный.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть периоды онтогенеза, типы постэмбрионального развития

Сравнивать типы постэмбрионального развития.

Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа  рисунков

§37, повт. §28-36

43.12

Обобщающий урок. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

§§28-37, 27

Тема 3. Основы генетики (15 часов)

44.1

История развития генетики. Гибридологический метод.

Ключевые понятия. Генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, гибридологический метод.

Факты. Основные генетические понятия. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Мендель – основоположник генетики

Явления.

Наследственность, изменчивость

Давать определения ключевым понятиям 

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной ЕНКМ, в практической деятельности человека

§38

45.2

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Ключевые понятия. Аллельные гены, моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон расщепления

Факты. Цитологические основы генетических законов

Законы, теории. Закон расщепления, правило чистоты гамет

Давать определения ключевым понятиям 

Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления

Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания;

Анализировать содержание схем наследования при моногибридном скрещивании

Составлять схемы моногибридного скрещивания,

Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов

Записывать обозначения доминантных и рецессивных признаков

§39

46.3

Решение задач на моногибридное скрещивание.

Ключевые понятия. Аллельные гены, моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон расщепления

Факты. Цитологические основы генетических законов

Законы, теории. Закон расщепления, правило чистоты гамет

Составлять схемы моногибридного скрещивания,

Решать задачи на моногибридное скрещивание

§39

47.4

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

Л..р. №5. Составление простейших схем скрещивания

Ключевые понятия. Аллельные гены, множественные аллели. Анализирующее моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон расщепления

Факты. Цитологические основы генетических законов

Законы, теории. Закон расщепления, правило чистоты гамет

Давать определения ключевым понятиям 

Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления, анализирующего скрещивание

Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания;

Анализировать содержание схем наследования при моногибридном скрещивании

Составлять схемы моногибридного скрещивания

Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов

Записывать обозначения доминантных и рецессивных признаков

Решать задачи на моногибридное скрещивание

§40

48.5

Дигибридное скрещивание.  Закон независимого наследования признаков.

Ключевые понятия. Дигибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон независимого наследования

Факты. Условия проявления закона независимого наследования, соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Цитологические основы генетических законов

Давать определения ключевым понятиям 

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания

Формулировать закон независимого наследования

Называть условия закона независимого наследования

Составлять схемы дигибридного скрещивания

Анализировать схему дигибридного скрещивания

§41

49.6

Решение задач на дигибридное скрещивание.

Процессы. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании

Законы, теории. Закон независимого наследования

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве

Решать задачи на дигибридное скрещивание

§41

50.7

Хромосомная теория наследования.

Основные понятия. Гомологичные хромосомы. Локус гена.  Перекрест – кроссинговер.  Конъюгация.  Сцепленные гены

Факты.  Расположение   генов:   в   одной хромосоме,   в разных хромосомах.    Линейное    расположение генов.

Условие     выполнения     закона Т. Моргана.

Перекрест хромосом (кроссинговер) - источник генетической изменчивости.

Процессы Сцепленное наследование.

Закономерности Закон Т.Моргана.

Давать   определение   терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация, кроссинговер.

 Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана.

Формулировать определение понятия сцепленные гены.

Объяснять    причины    перекомбинации     признаков     при сцепленном наследовании.

§42

51.8

Взаимодействие неаллельных  генов.

Основные понятия. Аллельные гены.  Генотип Доминирование.  Фенотип.

Факты.  Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система).

Качественные и количественные признаки.

Характер   взаимодействия:   дополнение,  подавление,  суммарное действие.

Влияние   количества   генов   на проявление признаков.

Процессы.  Взаимодействие генов и их множественное действие

Давать   определения   терминам. Приводить примеры:

аллельного    взаимодействия генов;

неаллельного    взаимодействия генов.

Называть   характер   взаимодействия неаллельных генов.

Описывать проявление множественного действия гена.

§43

52.9

Цитоплазматическая наследственность.

Основные понятия. Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность.

Давать   определения   терминам.

Приводить примеры. Цитоплазматической (нехромосомной) наследственности.

§44

53.10

Генетическое определение пола.

Л..р. №6. Решение элементарных генетических задач.

Ключевые понятия. Аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол

Факты. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом, практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании,

Процесс. Наследование, сцепленное с полом, хромосомный механизм определения пола

Давать определения ключевым понятиям 

Объяснять цитологический механизм расщепления по полу

Выделять особенности наследования, сцепленного с полом

Составлять схемы хромосомного определения пола и объяснять механизм

Сравнивать кариотип мужчины и женщины

Осуществлять самостоятельный поиск информации

§45

54.11

Решение  задач на сцепленное с полом наследование

Факты. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом.

Процесс. Наследование, сцепленное с полом,

Решать биологические задачи

§45

55.12

Изменчивость.

Ключевые понятия. Изменчивость, наследственная, мутационная и модификационная изменчивость, мутагенные факторы

Факты. Биологическое значение, источники комбинативной изменчивости: независимое расхождение хромосом, кроссинговер, случайная встреча гамет при оплодотворении. Классификация мутаций по месту возникновения, причины мутаций, последствия их влияния на организм

Процесс. Мутирование

Законы, теории

Статистические закономерности в фенотипической изменчивости

Давать определения ключевым понятиям 

Называть различные виды изменчивости

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости,

Объяснять механизм возникновения  видов изменчивости

Обосновывать значение модификаций

Формулировать закон гомологических рядов

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§46

56.13

Виды мутаций.

Ключевые понятия. Изменчивость, мутационная изменчивость, мутагенные факторы

Факты. Биологическое значение мутационная изменчивость. Классификация мутаций по месту возникновения, причины мутаций, последствия их влияния на организм

Процесс. Мутирование

Давать определения ключевым понятиям 

Называть различные виды изменчивости, виды мутаций

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций

Объяснять механизм возникновения  видов изменчивости, последствия влияния на организм мутагенов

Обосновывать значение мутаций

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§47

57.14

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

Ключевые понятия. Соматические и генеративные мутации. Причины мутаций, последствия их влияния на организм

Процесс. Мутирование

Давать определения ключевым понятиям 

Называть причины мутаций

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций

Объяснять механизм влияния на организм мутагенов

Обосновывать значение мутаций

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§48, повт. §§38-47

58.15

Обобщающий урок.  Основы генетики.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

 Повт. §§38-48

Тема 4. Генетика человека (4 часа)

59.1

Методы исследования генетики человека.

Ключевые понятия

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитологический, популяционный, наследственные заболевания

Процесс

Типы наследования: аутосомно-доминантное, аутосомно-рецессивное; сцепленное с Х хромосомой

Факты

Наследственные болезни человека и их причины. Генные болезни: фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия. Хромосомные болезни: синдром Дауна, Патау, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика

Давать определения ключевым понятиям 

Называть методы изучения наследственности человека,

Выделять трудности в применении методов в генетике человека

Характеризовать методы изучения наследственности человека

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§49

60.2

Генетика и здоровье.

Ключевые понятия. Наследственные  заболевания

Факты. Наследственные болезни человека и их причины. Генные болезни: фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия. Хромосомные болезни: синдром Дауна, Патау, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть основные причины наследственных заболеваний

Выделять трудности в применении методов в генетике человека

Характеризовать методы изучения наследственности человека

Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§50

61.3

Проблемы генетической безопасности.

Л.р. №7.  Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Ключевые понятия.  Генетическая безопасность.

Факты. Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика

Давать определения ключевым понятиям 

Называть основные причины наследственных заболеваний

Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать данные.

§51

62.4

Обобщающий урок. Генетика  человека.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

Повт. §§49-51

Тема 5. Основы селекции и биотехнологии (6 часов)

63.1

Основные методы селекции и биотехнологии.

Ключевые понятия. Селекция, сорт, гибридизация, отбор, гетерозис, биотехнология

Факты. Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор

Процесс

Искусственный мутагенез

Давать определения ключевым понятиям 

Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников

§64

64.2

Методы селекции растений.

Ключевые понятия. Селекция, сорт, гибридизация, отбор, гетерозис

Факты. Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор, достижения современной селекции растений. Основные сорта растений, используемые в с\х производстве НСО

Теории и законы

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, учение о центрах происхождения культурных растений

Процесс

Искусственный мутагенез

Давать определения ключевым понятиям 

Объяснять значение для селекционной работы закона гомологических рядов и учения о центрах происхождения культурных растений

Характеризовать положения о центрах происхождения культурных растений.

Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников

§65

65.3

Методы селекции животных.

Ключевые понятия. Порода, гибридизация, отбор

Факты. Виды отбора: индивидуальный и массовый. Типы скрещивания: родственное и неродственной. Отдалённая гибридизация. Основные породы с\х животных НСО

Давать определения ключевым понятиям 

Называть методы, используемые в селекции животных

Выделять признаки породы

Сравнивать отдалённую гибридизацию у растений и животных

Характеризовать типы скрещивания в животноводстве

Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников

§66

66.4

Селекция микроорганизмов.

Ключевые понятия. Геном, клонирование, биотехнология, генная инженерия, клеточная инженерия

Факты. Современные методы селекции. Успехи биотехнологии. Успехи клеточной и генной инженерии.

Давать определения ключевым понятиям 

Характеризовать успехи биотехнологии и генной инженерии.

§67

67.5

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Л.р. №8. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.   Текущий инструктаж по ПТБ.    

Ключевые понятия

Геном, клонирование, биотехнология, генная инженерия, клеточная инженерия

Факты

Современные методы селекции. Успехи биотехнологии. Метод культуры ткани. Успехи клеточной и генной инженерии. Этические аспекты развития исследований по биотехнологии

Давать определения ключевым понятиям 

Характеризовать успехи биотехнологии и генной инженерии.

Давать оценку этическим аспектам биотехнологии

§68, повт. 64-67

68.6

Обобщающий урок. Основы селекции и биотехнологии.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

Повт. §§64-68

Обобщение знаний (4 часа)

69.1

Общебиологические закономерности, изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий об общебиологических закономерностях,  изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы.

Давать   определение   основным понятиям.

Терминология

70.2

71.3

Тестирование.

КИМы  в форме ЕГЭ

72.4

Итоговое занятие.

11 класс (34 часа в год) базовый уровень

Тема урока

тип урока

Содержание урока

Использование ТСО

педагогический

мониторинг

Тема 5: «Основы учения об эволюции органического мира» (14 часов)

1

(1)

Развитие представлений об эволюции живой природы.

изучение нового материала

Понятие об эволюции, система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бэра.

Таблицы, ИКТ

фронтальный опрос

2

(2)

Ч.Дарвин и основные положения его теории.

комбинированный

История создания и основные положения теории Ч.Дарвина

Таблицы, ИКТ

устный фронтальный опрос

3

(9)

Вид и его критерии.

комбинированный

Определение понятия «вид», его критерии.

Таблицы, ИКТ

Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»

4

(4)

Популяции.

комбинированный

Понятие популяции и её роль в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях.

Таблицы, ИКТ

фронтальный опрос

Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида».

5

(5)

Борьба за существование и её формы.

комбинированный

Причины борьбы за существование. Межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями.

Таблицы, ИКТ

устный фронтальный опрос

6

(6)

Естественный отбор и его формы.

комбинированный

Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и дизруптивный, полиморфизм, творческая роль естественного отбора.

Таблицы, ИКТ

фронтальный опрос

7

(7)

Изолирующие механизмы.

комбинированный

Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы

Таблицы, ИКТ

 фронтальный опрос

8

(8)

Видообразование.

комбинированный

Стадии видообразования, аллопатрическое и симпатрическое видообразование

Таблицы, ИКТ

фронтальный опрос

9

(9)

Макроэволюция и её доказательства.

комбинированный

Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды.

Таблицы, ИКТ

фронтальный опрос

10

(10)

Система растений и животных- отображение эволюции.

Биноминальное название видов, естественная классификация.

Таблицы, ИКТ

фронтальный опрос

11

(11)

Главные направления эволюции органического мира.

комбинированный

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс.

Таблицы, ИКТ

Лабораторная работа «Выявление идиоадаптаций у организмов»

12

(12)

Гипотезы о происхождении жизни на Земле. Современные представления о происхождении жизни.

изучение нового материала

Теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, религиозные. Начальные этапы эволюции жизни.

Таблицы, ИКТ

поисковая беседа, сообщения учащихся

13

(13)

Основные этапы развития жизни на Земле.

Эволюция биосферы.

изучение нового материала

Этапы  гипотезы биопоэза. Учение Вернадского о биосфере. Современные этапы развития биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

Таблицы, ИКТ

фронтальный опрос

14

(14)

Зачет №1 «Основы учения об эволюции»

зачет

Повторение и обобщение знаний о теории эволюции.

Письменный тематический тест

Тема 6: Основы селекции и биотехнологии (5 часов).

1

(15)

Предмет и основные методы селекции и биотехнологии.

и.н.м.

Предмет и задачи селекции, методы селекции

Таблицы, ИКТ

поисковая беседа

2

(16)

Селекция растений

и.н.м.

Формирование знаний о селекции растений, методы и приёмы, успехи современной селекции в растениеводстве.

Таблицы, ИКТ

компьютерные тесты

фронтальный опрос

3

(17)

Селекция животных.

и.н.м.

Формирование знаний о селекции животных, методы и приёмы, успехи современной селекции в животноводстве.

Таблицы, ИКТ

устный фронтальный опрос

4 (18)

Селекция микроорганизмов.

Биотехнология.

н.н.м.

Формирование знаний о селекции микроорганизмов,  успехи современной биотехнологии.

Таблицы, ИКТ

устный фронтальный опрос

5

(19)

Зачет №2 «Основы селекции и биотехнологии»

зачет

Учащиеся должны знать основные понятия селекции, методы и приёмы селекции различных групп организмов.

Письменный тематический тест

Тема 7: Антропогенез (5 часов).

1

(20)

Антропогенез. Положение человека в системе животного мира.

комбинированный

Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека

Таблицы, ИКТ

поисковая беседа

2-3

(21-22)

Основные стадии антропогенеза и его движущие силы.

комбинированный

Парапитеки, дриопитеки, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, биологические и социальные движущие силы антропогенеза.

Таблицы, ИКТ

устный фронтальный опрос

4

(23)

Расы человека.

И.Н.М.

Расовые отличия, критика расовой теории и социального дарвинизма.

Таблицы, ИКТ

тематический тест

5

(24)

Зачет №3 «Антропогенез»

зачет

Учащиеся должны уметь объяснить особенности антропогенеза человека, как исторического процесса эволюционных изменений.

Таблицы, ИКТ

Письменный тематический тест

Тема 8: Основы экологии (7 часов)

1

(25)

Среда обитания организмов и ее факторы.

И.н.м.

Экология, среда обитания, экологические факторы, толерантность организмов, лимитирующие факторы, закон минимума.

Таблицы, ИКТ

устный фронтальный опрос

2

(26)

Основные типы экологических взаимодействий

И.н.м.

Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация,  мутализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.

Таблицы, ИКТ

устный фронтальный опрос

3

(27)

Конкурентные взаимодействия

И.н.м.

Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция.

Таблицы, ИКТ

устный фронтальный опрос

4

(28)

Основные экологические характеристики популяций

И.н.м.

Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура.

Таблицы, ИКТ

устный фронтальный опрос

5

(29)

Экологические сообщества. Структура сообщества.

Комб.

Биоценозы, экосистема, биогеоценоз, биосфера, агробиоценоз. Видовая структура, морфологическая, трофическая.

Таблицы, ИКТ

устный фронтальный опрос

6

(30)

Пищевые цепи. Экологические пирамиды.

Комб.

Детрит, пастбищная пищевая цепь,  детритная пищевая цепь, круговорот веществ, биогенные элементы. Экологическая пирамида: биомассы, численности.

Таблицы, ИКТ

устный фронтальный опрос

П\Р№1 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

7

(31)

Экологическая сукцессия

Основы рационального природопользования.

изучение нового материала

Сукцессия, типы сукцессий и их причины. Приёмы рационального природопользования. Искусственные сообщества, их отличия от естественных, аквариум как модель экосистемы.

Таблицы, ИКТ

фронтальный опрос

Тема 9: Эволюция биосферы и человек.(3 часа)

1

(32)

Эволюция биосферы.

Охрана окружающей среды.

изучение нового материала

Биосфера, её границы, понятие живого вещества и биомассы. Геохимические функции живого вещества в биосфере. Биологический круговорот, как необходимое условия существования и функционирования биосферы.

Таблицы, ИКТ

устный фронтальный опрос

2

(33)

Антропогенное воздействие на биосферу.

комбинированный

Техносфера, ноосфера. Охрана природы, типы загрязнения окружающей среды. Приёмы рационального природопользования.

Таблицы, ИКТ

терминологический диктант, устный фронтальный опрос

3

(34)

Итоговый урок.

Научное и практическое значение общей биологии.

итоговый

Проверка усвоения материала об экологии и биосфере.

собеседование

11 класс (68 часов) профильный уровень

Тема урока

Дата

Тип урока

Основное содержание

Формы промежуточного

и итогового контроля

Тема 5. Основы учения об эволюции органического мира (28 часов)

1.1

Учения К.Линнея и Ж.Б.Ламарка об эволюции живой природы

Комбинированный

Система органической природы К.Линнея. Основные идеи эволюционной теории Ламарка.

собеседование

2.2

Развитие палеонтологии, анатомии и эмбриологии.

Комбинированный

Вклад в развитие эволюционного учения Ж.Кювье, К.Бэра, Ч.Лайеля. Закон зародышевого сходства.

Устный фронтальный опрос

3.3

Жизнь и деятельность Ч.Дарвина.

Комбинированный

Основные этапы жизненного пути Дарвина. «Происхождение видов». Основные положения теории эволюции биологических видов.

Фронтальный опрос.

4.4

Искусственный и естественный отбор.

Комбинированный

Отличительные признаки естественного отбора от искусственного. Движущие силы эволюции видов.

Тренинг (6.2) по материалам ЕГЭ

5.5

Критерии вида.

Комбинированный

Понятие биологического вида. Характеристика критериев, определяющих совокупность особей как вид.

Фронтальный опрос

6.6

Демографические показатели популяции.

Изучение нового материала

Смертность, рождаемость, плотность, численность, возрастной состав, половой состав.

7.7

Генетический состав популяции.

Комбинированный

Предмет изучения популяционной генетики. Генофонд и его роль в процессе эволюции. Правило Четверикова.

ЭОР: практический модуль (ПМ) в интерактивном режиме.

8.8

Причины нарушения генетического равновесия.

Закрепление и развитие ЗУН

Генетическое равновесие и виды изменения генофонда: направленные и ненаправленные. Правило Харди-Войнберга.

Тренинг (6.1) по материалам ЕГЭ

9.9

Причины борьбы за существование.

Комбинированный

Первое положение теории Дарвина.

Фронтальный опрос

10.10

Формы борьбы за существование.

Закрепление и развитие ЗУН

Примеры форм борьбы за существование: внутривидовой, межвидовой, борьбы с неблагоприятными условиями.

ЭОР: ПМ в интерактивном режиме

11.11

Формы естественного отбора.

Комбинированный

Генетическая сущность естественного отбора. Виды биологических адаптаций.

Фронтальный опрос

12.12

Творческая роль естественного отбора.

Комбинированный

Естественный отбор как фактор эволюции органического мира.

ЭОР: ПМ в интерактивном режиме

13.13

Механизмы репродуктивной изоляции.

Комбинированный

Примеры предзиготических и постзиготических изолирующих механизмов.

Фронтальный опрос.

14.14

Гибридные формы и генофонд диких популяций.

Закрепление и развитие ЗУН

Примеры межвидовых гибридов как результат селекционеров.

Тренинг (6.3) по материалам ЕГЭ

15.15

Стадии видообразования.

Комбинированный

Стадии видообразования: репродуктивная изоляция, дивергенция.

Фронтальный опрос

16.16

Основные формы видообразования.

Закрепление  и развитие ЗУН

Аллопатрическое и симпатрическое видообразование

ЭОР: ПМ и тест в интерактивном режиме.

17.17

Палеонтологические доказательства макроэволюции.

Комбинированный

Переходные формы и филогенетические ряды.

Фронтальный опрос

18.18

Эмбриологические доказательства макроэволюции

Закрепление и развитие ЗУН

Закон зародышевого сходства (повторение)

ЭОР: ПМ и тест в интерактивном режиме.

19.19

Система растений и животных – отображение эволюции.

Повторительно-обобщающий

Систематические категории.

Тренинг (4.1) по материалам ЕГЭ.

20.20

Принципы современной классификации.

Закрепление и развитие ЗУН

Принципы классификации Линнея. Естественная классификация.

ЭОР: ПМ в интерактивном режиме.

21.21

Типы эволюционных изменений.

Комбинированный

Сущность таких эволюционных изменений, как параллелизм, конвергенция, дивергенция.

Фронтальный опрос

22.22

Главные направления эволюции органического мира.

Закрепление и развитие ЗУН

Примеры ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций. Соотношение путей эволюции.

Тренинг (6.4) по материалам ЕГЭ

23.23

Гипотезы о происхождении жизни на Земле.

Комбинированный

Креационизм, самопроизвольное зарождение жизни, панспермия, биохимическая эволюция.

Фронтальный опрос

24.24

Современные представления о происхождении жизни.

Закрепление и развитие ЗУН

Гипотеза абиогенного происхождения жизни.

ЭОР: ПМ в интерактивном режиме

25.25

Основные этапы развития жизни на Земле

Комбинированный

Сущность гипотезы биопоэза (этапы) Джона Бернала происхождения клетки.

26.26

Эволюция биосферы

Комбинированный

Основные этапы развития биосферы. Роль процессов фотосинтеза и дыхания.

ЭОР: тест в интерактивном режиме

27.27

Семинар по теме «Эволюция органического мира»

Комбинированный

Семинар

28.28

Зачёт «Эволюция органического мира»

Контрольный

Зачёт

Тема 6: Основы селекции и биотехнологии (10 часов)

29.1

Задачи и методы селекции.

Комбинированный

Задачи селекционной работы. Методы селекционной работы: отбор, гибридизация (виды), мутагенез. Биотехнология.

Фронтальный опрос

30.2

Клеточная и генная инженерия.

Комбинированный

Методы клеточной и генной инженерии.

ЭОР: ПМ в интерактивном режиме

31.3

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Комбинированный

Сущность закона гомологических рядов Н.И.Вавилова. Вклад Мичурина И.В. в разработку теории и практики селекции растений.

Фронтальный опрос

32.4

Методы клеточной инженерии в селекции растений.

Закрепление и развитие ЗУН

Методы клеточной инженерии в селекции растений.

ЭОР: ПМ в интерактивном режиме

33.5

Основные направления селекции животных.

Закрепление и развитие ЗУН

Содержание основных направлений и методов селекции животных.

ЭОР: тест в интерактивном режиме

34.6

Методы клеточной инженерии в селекции животных.

Комбинированный

Генетическое клонирование.

Фронтальный опрос

35.7

Особенности селекции микроорганизмов.

Комбинированный

Схема селекции микроорганизмов.

36.8

Успехи генной инженерии в селекции микроорганизмов.

Закрепление и развитие ЗУН

Тренинг (3.9) по материалам ЕГЭ

37.9

Семинар «Успехи селекции».

Повторительно-обобщающий

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Семинар

38.10

Зачёт по теме «Основы селекции и биотехнологии»

контрольный

Письменный зачёт

Тема 7. Антропогенез (10 часов)

39.1

Развитие взглядов на происхождение человека.

Комбинированный

Антропология – наука о происхождении человека. Труды Аристотеля, Галена, Линнея, Ламарка, Дарвина.

40.2

Признаки сходства и отличия человека и животных.

Закрепление и развитие ЗУН

Сходство и отличия человека и животных. Систематическое положение современного человека.

ЭОР: ПМ в интерактивном режиме.

41.3

Современные взгляды на развитие человека.

Комбинированный

Палеонтологические доказательства эволюции человека.

42.4

Этапы становления человека разумного.

Комбинированный

Дриопитеки, австралопитековые, архантропы, палеоантропы, неоантропы.

Фронтальный опрос

43.5

Современные проблемы человеческого общества.

Комбинированный

Рост численности человеческой популяции, наследственные заболевания,  социальное неравенство, дефицит природных ресурсов  – проблемы человечества.

Фронтальный опрос

44.6

Гипотезы о прародине человека.

Закрепление и развитие ЗУН

Гипотезы о происхождении человека. Гипотезы о прародине человека.

ЭОР: тесты в интерактивном режиме

45.7

Расы. Гипотезы расогенеза.

Закрепление и развитие ЗУН

Подходы к классификации рас. Характерные особенности основных рас. Гипотезы расогенеза: полицентрическая и моноцентрическая и их доказательства. Факторы расогенеза.

ЭОР: ПМ в интерактивном режиме

46.8

Критика расизма.

Закрепление и развитие ЗУН

Сущность расизма. История возникновения расизма. Критика расизма.

Тренинг (6.5) по материалам ЕГЭ

47.9

Семинар «Антропогенез».

Повторительно-обобщающий

Семинар

48.10

Зачёт «Антропогенез».

Контрольный

Письменный зачёт

Тема 8. Основы экологии (14 часов)

49.1

Развитие экологии как науки и её роль в современном обществе.

Изучение нового материала

Предмет изучения экологии, становление экологии как самостоятельной науки. Отрасли современной экологии.

50.2

Экологические ниши.

Комбинированный

Экологическая ниша. Закон конкурентного исключения.

Тренинг (7.1) по материалам ЕГЭ

51.3

Основные типы экологических взаимодействий.

Закрепление и развитие ЗУН

Типы экологических взаимодействий.

ЭОР: ПМ в интерактивном режиме

52.4

Основные типы экологических взаимодействий

Закрепление и развитие ЗУН

Тренинг (7.2) по материалам ЕГЭ

53.5

Конкурентные взаимодействия.

Комбинированный

Внутривидовая и межвидовая конкуренция.

Фронтальный опрос

54.6

Конкурентные взаимодействия.

Закрепление и развитие ЗУН

Принцип Гаузе.

ЭОР: ПМ в интерактивном режиме

55.7

Экологические характеристики популяции

Комбинированный

Демографические показатели.

ЭОР: ПМ к интерактивном режиме

56.8

Динамика популяции

Закрепление и развитие ЗУН

Динамика популяции: колебания численности. Факторы популяционной динамики

Тренинг (6.1) по материалам ЕГЭ

57.9

Экологические сообщества.

Закрепление и развитие ЗУН

Экосистемы, биоценозы, биогеоценоз. Естественные (природные) и искусственные экосистемы в сравнении. Экосистема города.

ЭОР: ПМ в интерактивном режиме

58.10

Структура сообщества.

Комбинированный

Понятие структуры сообщества. Видовая, морфологическая, трофическая структуры.

Тренинг (7.3) по материалам ЕГЭ

59.11

Взаимосвязь организмов в сообществах.

Комбинированный

Пищевые цепи как форма переноса энергии. Автотрофы, гетеротрофы. Продуценты,  консументы,  редуценты.

ЭОР: ПМ в интерактивном режиме

60.12

Экологические пирамиды.

Закрепление и развитие ЗУН

Перенос энергии в сообществе. Виды экологических пирамид: пирамида биомассы, пирамида численности.

Тренинг (7.4) по материалам ЕГЭ

61.13

Экологическая сукцессия.

Закрепление и развитие ЗУН

Общее дыхание сообщества. Виды экологических сукцессий.

Фронтальный опрос

62.14

Влияние загрязнений на живые организмы.

Комбинированный

Основные виды загрязнений окружающей среды. Основы рационального природопользования.

ЭОР: ПМ в интерактивном режиме.

Тема 9. Эволюция биосферы и человек (6 часов)

63.1

Учение Вернадского о биосфере.

Комбинированный

Составные части биосферы по Вернадскому. Основные этапы развития биосферы. Роль процессов фотосинтеза и дыхания на развитие органического мира.

ЭОР: ПМ в интерактивном режиме

64.2

Влияние человека на эволюцию биосферы.

Закрепление и развитие ЗУН

Влияние деятельности человека на развитие биосферы.

Тренинг (7.5) по материалам ЕГЭ

65.3

Человек и экологический кризис.

Комбинированный

Предпосылки экологического кризиса.

66.4

Пути выхода из экологического кризиса.

Закрепление и развитие ЗУН

Ноосфера – сфера разума.

Тренинг (7.6) по материалам ЕГЭ

67.5

Научное и практическое значение общей биологии.

Обобщение знаний

68.6

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по биологии для 6-9 классов по УМК В.В.Пасечника

Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими  рекомендациями учебно-методического комплекта В.В.Пасечника. Содержание рабочих программ соответствует Федер...

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов.

Вариант рабочей программы, составленной на основе программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В Симоновой. Помимо традиционной расчасовки и содержания программы содержит требования к уровню подготовк...

рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Биология (естествознание), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большим коррекционно-образовательными, развив...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ

Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...

рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида

рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...