Рабочая программа по биологии для 10-11 классов
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)
основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф. При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т.А.Козловой по использованию учебника А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы», допущенное Министерством образования Р.Ф. и опубликованные издательством «Дрофа» в 2016 году.
На уровне среднего общего образования (10-11 классы), с одной стороны, обобщаются знания, полученные учащимися в основной школе, с другой стороны, расширяется и углубляется их содержание, изучаются теоретические обобщения биологической науки и общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы и присущие биологическим системам (клетка, организм, вид, экосистемы).
Цели курса направлены на освоение общебиологических теорий, строение биологических систем разного ранга и формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения человека к окружающей среде.
Курс биологии на уровне среднего общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому содержание включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на уровне различных биосистем. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_10-11_klassy_biologiya_10-11kl_lazutkina_g.e.doc | 398 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
г. Искитим Новосибирская область
«Согласованно» Руководитель МО учителей творческих наук МАОУ СОШ №4 ______________________ Протокол №___ от «___»_________20___год | «Согласованно» Заместитель директора по УР МАОУ СОШ №4 ________ Литхенгауз О.В. «___»_________20___год | «Утверждено» Директор МАОУ СОШ №4 _______ Коренькова Н.Л. Приказ № _____ от «___»_________20___год |
Рабочая программа по биологии
ФГОС ООО
для 10 - 11 классов
срок реализации: каждые 2 года
Составитель программы:
учитель биологии
Лазуткина Г.Э.
г. Искитим, 2017
Пояснительная записка.
За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф. При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т.А.Козловой по использованию учебника А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы», допущенное Министерством образования Р.Ф. и опубликованные издательством «Дрофа» в 2016 году.
На уровне среднего общего образования (10-11 классы), с одной стороны, обобщаются знания, полученные учащимися в основной школе, с другой стороны, расширяется и углубляется их содержание, изучаются теоретические обобщения биологической науки и общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы и присущие биологическим системам (клетка, организм, вид, экосистемы).
Цели курса направлены на освоение общебиологических теорий, строение биологических систем разного ранга и формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения человека к окружающей среде.
В рабочей программе нашли отражение следующие задачи курса:
- приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; воспитание экологической, генетической и генетической грамотности;
- освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитие современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание: убеждённости возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Курс биологии на уровне среднего общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому содержание включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на уровне различных биосистем. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.
Изучение биологии на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, строении, многообразии и особенностях биосистем биотехнологии, экологии); (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
На изучение общей биологии, согласно учебному плану МАОУ СОШ №4, отводится в 10 (общеобразовательном) классе 72 часа (по 2 часа в неделю).
В рабочую программу были внесены следующие изменения:
- Тема 6 «Основы селекции и биотехнологии» перенесена в 10 классе после изучения темы «Генетика человека». Содержание темы «Основы селекции и биотехнологии» базируются на базовых понятиях генетики. И время, отведённое учебным планом школы на изучение биологии в 10 классе позволяет это сделать.
- Изучение материала о происхождении жизни в теме «Происхождение и развитие жизни на Земле» 11 класса перенесено из темы «Эволюция биосферы и человек» в тему «Эволюционное учение», в связи с тем, что это более логично.
- По окончании изучения каждой темы планируется зачет.
Данная программа реализуется при сочетании разнообразных форм и методов обучения:
Виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий.
Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, интерактивный.
Рабочей программой предусмотрены уроки семинары (обобщающего повторения), которые проводятся с целью систематизации знаний по темам, для достижения более высоких результатов уровня обученности, для осуществления тематического контроля.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации, творческая деятельность.
Для проверки знаний, умений и навыков используются разные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Формы контроля: регулярный тематический контроль с помощью разноуровневых тестов, биологических задач, творческих заданий позволяет закреплять торетические знания на высоком уровне, а лабораторные и практические работы формируют основные биологические умения и навыки, а также межпредметные компетенции, необходимые при подготовке к ЕГЭ. В конце изучения каждой темы предусмотрены зачётные письменные работы.
Для решения этих задач в программу включены занятия предусматривающие использование мультимедийного оборудования, при объяснении материала применяются мультимедийные презентации, flesh- анимации, видеоматериалы, ЭОРы, Интернет-ресурсы.
Учебно-методический комплект:
- Биология. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. – М.: Дрофа, 2013
- Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Общая биология»: 10-11 классы»/Т.А.Козлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006
- Биология. 10-11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни/А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов н/Дону: Легион, 2012
- Лернер Г.И. Тематические тренировочные задания.- М: эксмо, 2013
Календарно-тематическое планирование уроков биологии на 2017-2018 учебный год
10 класс (72 часа в год) базовый уровень
№ урока | Раздел. Тема урока. Эксперимент. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Д/з | дата | |
Введение (4 часа) | ||||||
1.1 | Введение. Вводный инструктаж по ПТБ. Краткая история развития биологии. | Объект изучения биологии – живая природа. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. | Давать определение термину биология. Приводить примеры: практического применения достижений современной б-гии; дифференциации и интеграции биол-их наук. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль б-гии в фор-нии сов-ной ест-но-научной картины мира, в прак-ой деятельности людей. | §1 | ||
2.2 | Методы исследования в биологии. | Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | Перечислять методы научного исследования. | §2 | ||
3.3 | Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. | Основные понятия Жизнь. Открытая система. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. | Давать определение понятию жизнь. Называть признаки живых организмов. Описывать проявления свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. Доказывать, что живые организмы - открытые системы. | §§3,4 | ||
4.4 | Обобщающий урок. Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы. | Общая биология – Характеризовать биологию как комплексную науку. | Характеризовать биологию как комплексную науку и науку об изучении общебиологических закономерностей живой природы. | Повт. §§ 1-4 | ||
Тема 1. Основы цитологии (27часов) | ||||||
5.1 | Методы цитологии. Клеточная теория. Л..р. №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. | Основные понятия. Цитология. Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена. | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка - живая структура. *Самостоятельно формулировать определение термина цитология. Давать оценку значению открытия клеточной теории. *Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. | §5 | ||
6.2 | Особенности химического состава клетки. | Основные понятия. Микроэлементы. Макроэлементы. Факты. Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. | Давать определение терминам микроэлементы, макроэлементы. Приводить примеры: макро- и микроэлементов. Называть: неорганические вещества клетки; Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов. | §6 | ||
7.3 | Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. | Вода, минеральные соли, углеводы и липиды живых организмов. | Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул, воды и ее свойствами. Характеризовать: биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот. | §§ 7-8 | ||
8.4 | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. | Основные понятия. Микроэлементы. Макроэлементы. Углеводы. Липиды. Гормоны | Приводить примеры: веществ, относящихся к углеводам. Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые углеводами. Характеризовать: биологическую роль углеводов. Классифицировать углеводы по группам. | §9 | ||
9.5 | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | Основные понятия. Микроэлементы. Макроэлементы. Углеводы. Липиды. Гормоны | Приводить примеры: веществ, относящихся к липидам. Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами. Характеризовать: биологическую роль липидов. | §10 | ||
10. 6 | Строение белков. | Основные понятия. Белки. *Глобула. Гормоны. Ферменты. Факты. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Объекты. Молекула белка. | Давать определение основным понятиям. Называть: продукты богатые белками. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. | §11 | ||
11.7 | Биологические функции белков. | Основные понятия. Гормоны, ферменты. Факты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Объекты. Молекула белка. | Давать определение основным понятиям. Характеризовать: функции белков. Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии. | §11 | ||
12.8 | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. | Основные понятия. Нуклеиновые кислоты. Нуклеотид Факты. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Объекты. Молекула нуклеиновых кислот-ДНК, РНК. | Давать определение основным понятиям. Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Характеризовать: функции нуклеиновых кислот. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК. | §12 | ||
13.9 | АТФ и другие органические соединения клетки. | Основные понятия. АТФ. Гормоны. Витамины. Факты. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Гормоны и ферменты и их роль. | Давать определение основным понятиям. Называть: продукты богатые АТФ, гормонами, витаминами. Характеризовать: функции АТФ, гормонов, витаминов | §13 и повт §§ 5-12 | ||
14.10 | Обобщающий урок. Химическая организация клетки. | Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий. | Давать определение основным понятиям. | Повт. §§ 5-12 | ||
15.11 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. | Основные понятия. Эукариоты, наружная мембрана. Экзоцитоз, эндоцитоз, калий-натриевый насос. Объекты. Плазмалемма. Функции: транспортная, защитная. Ядро: ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко. Хромосомы, гаплоидный и диплоидный наборы хромосом Факты. Строение клетки. Строение и функции ядра. Химический состав наружной мембраны. Процесс. Фагоцитоз, пиноцитоз, диффузия, активный транспорт. | Давать определения ключевым понятиям Называть функции мембраны Описывать строение и химический состав наружной мембраны Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков. Устанавливать взаимосвязи строения и функций наружной мембраны. Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза | §14 | ||
16.12 | Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | Основные понятия. Органоиды. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Факты. Строение клетки. Цитоплазма, мембранные и немембранные органоиды Объекты. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Факты. Строение клетки. Основные компоненты и органоиды клетки и их функции. Мембранный принцип строения органоидов | Давать определения ключевым понятиям Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её | §15 | ||
17.13 | Строение клетки. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. | Ключевые понятия. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Объекты. ЭПС (шероховатая и гладкая), АГ, лизосомы. Клеточные включения. Факты. Строение клетки. Основные компоненты и органоиды клетки и их функции. Мембранный принцип строения органоидов. | Давать определения ключевым понятиям Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её | §16 | ||
18.14 | Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Л..р. №2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | Основные понятия. Органоиды. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Факты. Основные компоненты и органоиды клетки и их функции. Мембранный принцип строения органоидов. | Давать определения ключевым понятиям Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её | §17 | ||
19.15 | Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.
| Основные понятия. Органоиды. Эукариоты. Прокариоты. Факты. Клетки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | Давать определения ключевым понятиям Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её | §18 | ||
20.16 | Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Л..р. №3. Сравнение строения клеток растений и животных. | Основные понятия. Сапрфиты, паразиты, симбионты, гифы. | Давать определение ключевым понятиям. Выделять характерные отличительные особенности в строении клеток растительных и животных. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки Описывать органоиды цитоплазмы и их значение. | § 19 | ||
21.17 | Неклеточная форма жизни. Вирусы и бактериофаги. | Ключевые понятия. Вирус, генетическая информация, капсид. Объект. Вирусы и бактериофаги. Строение. Факты. Возбудители инфекционных заболеваний. Меры профилактики вирусных заболеваний (СПИД, грипп, герпес, гепатит). Значение бактериофагов. Явление. Паразитизм на генетическом уровне Процесс. Жизненный цикл вируса | Давать определения ключевым понятиям Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её | §20, повт §§ 14-19 | ||
22.18 | Обобщающий урок. Клетка – структурная единица живого. | Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий. | Давать определение основным понятиям. | §§ 14-20 | ||
23.19 | Обмен веществ и энергии в клетке. | понятия. Метаболизм, анаболизм, катаболизм, гомеостаз. Объекты. 1-клеточные и многоклеточные, колониальные организмы Факты. Организм – единое целое Процесс. Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен, пластический обмен | Давать определения ключевым понятиям. Метаболизм, анаболизм, катаболизм, гомеостаз. Устанавливать взаимосвязь между этими процессами. | §21 | ||
24.20 | Энергетический обмен в клетке. | Ключевые понятия. Метаболизм, АТФ, макроэргические связи, диссимиляция, гликолиз, кислородный этап Объекты. АТФ Факты. Этапы энергетического обмена. Процесс. Энергетический обмен: подготовительный этап, бескислородный этап, кислородный этап | Давать определения ключевым понятиям. Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке, потребность большинства организмов в кислороде. Называть этапы ЭО Характеризовать сущность и значение ОВ, этапы энергообмена на примере расщепления глюкозы Устанавливать связь между строением митохондрий и дыханием. | §22 | ||
25.21 | Питание клетки. | Ключевые понятия. Питание. Способы питания. Автотрофы. Гетеротрофы. | Давать определения ключевым понятиям. Питание. Способы питания. Автотрофы. Гетеротрофы. Устанавливать взаимосвязь между способами питания. | §23 | ||
26.22 | Пластический обмен. Автотрофное питание. Фотосинтез. | Ключевые понятия. Автотрофы, пластический обмен, фотосинтез Объекты. Автотрофные организмы Факты. Организм – открытая система. Источники энергии реакций световой и темновой фаз. Процесс. Фотосинтез: световая и темновая фазы. | Давать определения ключевым понятиям. Объяснять роль фотосинтеза. Характеризовать сущность световой и темновой фаз. | §24 | ||
27.23 | Пластический обмен. Автотрофное питание. Хемосинтез. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать сущность хемосинтеза. Выделять различия между фотосинтезом и хемосинтезом. | §25 | |||
28.24 | Генетический код. Транскрипция. | Основные понятия. Ген. Триплет. Генетический код. Кодон. Транскрипция. Факты. Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Процессы. Механизм транскрипции Закономерности. Принцип комплементарности. | Давать определение терминам: ассимиляция, ген. Называть: свойства генетического кода; Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция. Объяснять сущность генетического кода. Характеризовать: механизм транскрипции; *Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка. | §26 | ||
29.25 | Синтез белка в клетке. | Основные понятия. Антикодон. Трансляция Факты. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Процессы. Механизм трансляции. Закономерности. Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков). | Давать определение терминам: антикодон, трансляция Называть: роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Характеризовать: механизм трансляции. *Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка. | §26 | ||
30.26 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. | Основные понятия. Оперон и репрессор, структурный ген, промотор. Процессы. Механизмы регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот. | Давать определение терминам: оперон и репрессор, структурный ген, промотор. Объяснять механизмы регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот. | §§27,повт.§§ 21-26 | ||
31.27 | Обобщающий урок. Обмен веществ и энергии в клетке. | Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий. | Давать определение основным понятиям. | Повт. §§21-27 | ||
Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов ( 12 часов) | ||||||
32.1 | Жизненный цикл клетки. | Ключевые понятия. Размножение, митоз, мейоз, жизненный (клеточный) цикл клетки. Апоптоз. Интерфаза. Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. | Давать определения ключевым понятиям. Описывать жизненный (клеточный) цикл клетки. Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать | §28 | ||
33.2 | Митоз. Амитоз. | Ключевые понятия. Размножение, митоз, амитоз. Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение. Процессы. Непрямое деления клетки. Фазы митоза. | Давать определения ключевым понятиям Описывать последовательно фазы митоза Объяснять сущность и значение митоза. Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать её. | §29 | ||
34.3 | Мейоз. | Ключевые понятия. Размножение, мейоз. Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Мейоз, сущность и значение. Процессы. Редукционное деления клетки. Фазы митоза и мейоза | Давать определения ключевым понятиям Описывать фазы 1 и 2 делений мейоза Объяснять сущность и значение мейоза Выделять отличия мейоза от митоза Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать её | §30 | ||
35.4 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | Ключевые понятия. Половое размножение, бесполое размножение. Факты. Типы бесполого размножения. Процессы Размножение бесполое и половое. | Давать определения ключевым понятиям Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы | §31 | ||
36.5 | Формы размножения организмов. Половое размножение. | Ключевые понятия. Половое размножение и его формы. Объекты. Строение половых клеток | Давать определения ключевым понятиям Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе сравнения Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни появления полового размножения Описывать строение половых клеток | §32 | ||
37.6 | Развитие половых клеток. | Ключевые понятия. Половое размножение, гаметогенез. Факты. Значение гаметогенеза. Процессы. Образование половых клеток. Стадии размножения, роста, созревания. | Давать определения ключевым понятиям Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы Называть стадии гаметогенеза | §33 | ||
38.7 | Оплодотворение. | Ключевые понятия. Оплодотворение и его формы. Факты. Биологическое значение оплодотворения Процессы. Оплодотворение. | Давать определения ключевым понятиям Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы Характеризовать сущность и значение оплодотворения | §34 | ||
39.8 | Двойное оплодотворение покрытосеменных. | Ключевые понятия. Двойное оплодотворение Факты. Биологическое значение оплодотворения Процессы. Оплодотворение покрытосеменных растений | Давать определения ключевым понятиям Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы Характеризовать сущность и значение двойного оплодотворения | |||
40.9 | Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. | Ключевые понятия. Онтогенез, его типы. Факты. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека. Процессы Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. | Давать определения ключевым понятиям Называть периоды онтогенеза Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков | §35 | ||
41.10 | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Биогенетический закон. Л..р. №4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
| Ключевые понятия. Онтогенез, эмбриогенез, органогенез, дифференциация клеток, бластула, гаструла, энтодерма, эктодерма, мезодерма. Объекты. Бластула, гаструла, зародышевые листки Факты. Эмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека. Процессы. Периоды онтогенеза: эмбриональный, процесс образования бластулы, гаструлы. Теории, законы. Биогенетический закон | Давать определения ключевым понятиям Называть периоды онтогенеза Формулировать биогенетический закон Описывать процесс эмбриогенеза Сравнивать стадии бластулы и гаструлы Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков | §36 | ||
42.11 | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный. | Ключевые понятия. Онтогенез. Факты. Постэмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека. Процессы. Периоды онтогенеза: постэмбриональный. | Давать определения ключевым понятиям Называть периоды онтогенеза, типы постэмбрионального развития Сравнивать типы постэмбрионального развития. Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков | §37, повт. §28-36 | ||
43.12 | Обобщающий урок. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий. | Давать определение основным понятиям. | §§28-37, 27 | ||
Тема 3. Основы генетики (15 часов) | ||||||
44.1 | История развития генетики. Гибридологический метод. | Ключевые понятия. Генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, гибридологический метод. Факты. Основные генетические понятия. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Мендель – основоположник генетики Явления. Наследственность, изменчивость | Давать определения ключевым понятиям Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной ЕНКМ, в практической деятельности человека | §38 | ||
45.2 | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | Ключевые понятия. Аллельные гены, моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон расщепления Факты. Цитологические основы генетических законов Законы, теории. Закон расщепления, правило чистоты гамет | Давать определения ключевым понятиям Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания; Анализировать содержание схем наследования при моногибридном скрещивании Составлять схемы моногибридного скрещивания, Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов Записывать обозначения доминантных и рецессивных признаков | §39 | ||
46.3 | Решение задач на моногибридное скрещивание. | Ключевые понятия. Аллельные гены, моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон расщепления Факты. Цитологические основы генетических законов Законы, теории. Закон расщепления, правило чистоты гамет | Составлять схемы моногибридного скрещивания, Решать задачи на моногибридное скрещивание | §39 | ||
47.4 | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Л..р. №5. Составление простейших схем скрещивания | Ключевые понятия. Аллельные гены, множественные аллели. Анализирующее моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон расщепления Факты. Цитологические основы генетических законов Законы, теории. Закон расщепления, правило чистоты гамет | Давать определения ключевым понятиям Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления, анализирующего скрещивание Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания; Анализировать содержание схем наследования при моногибридном скрещивании Составлять схемы моногибридного скрещивания Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов Записывать обозначения доминантных и рецессивных признаков Решать задачи на моногибридное скрещивание | §40 | ||
48.5 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | Ключевые понятия. Дигибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон независимого наследования Факты. Условия проявления закона независимого наследования, соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Цитологические основы генетических законов | Давать определения ключевым понятиям Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания Формулировать закон независимого наследования Называть условия закона независимого наследования Составлять схемы дигибридного скрещивания Анализировать схему дигибридного скрещивания | §41 | ||
49.6 | Решение задач на дигибридное скрещивание. | Процессы. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании Законы, теории. Закон независимого наследования | Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве Решать задачи на дигибридное скрещивание | §41 | ||
50.7 | Хромосомная теория наследования. | Основные понятия. Гомологичные хромосомы. Локус гена. Перекрест – кроссинговер. Конъюгация. Сцепленные гены Факты. Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т. Моргана. Перекрест хромосом (кроссинговер) - источник генетической изменчивости. Процессы Сцепленное наследование. Закономерности Закон Т.Моргана. | Давать определение терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация, кроссинговер. Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. | §42 | ||
51.8 | Взаимодействие неаллельных генов. | Основные понятия. Аллельные гены. Генотип Доминирование. Фенотип. Факты. Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система). Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков. Процессы. Взаимодействие генов и их множественное действие | Давать определения терминам. Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена. | §43 | ||
52.9 | Цитоплазматическая наследственность. | Основные понятия. Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность. | Давать определения терминам. Приводить примеры. Цитоплазматической (нехромосомной) наследственности. | §44 | ||
53.10 | Генетическое определение пола. Л..р. №6. Решение элементарных генетических задач. | Ключевые понятия. Аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол Факты. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом, практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании, Процесс. Наследование, сцепленное с полом, хромосомный механизм определения пола | Давать определения ключевым понятиям Объяснять цитологический механизм расщепления по полу Выделять особенности наследования, сцепленного с полом Составлять схемы хромосомного определения пола и объяснять механизм Сравнивать кариотип мужчины и женщины Осуществлять самостоятельный поиск информации | §45 | ||
54.11 | Решение задач на сцепленное с полом наследование | Факты. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом. Процесс. Наследование, сцепленное с полом, | Решать биологические задачи | §45 | ||
55.12 | Изменчивость. | Ключевые понятия. Изменчивость, наследственная, мутационная и модификационная изменчивость, мутагенные факторы Факты. Биологическое значение, источники комбинативной изменчивости: независимое расхождение хромосом, кроссинговер, случайная встреча гамет при оплодотворении. Классификация мутаций по месту возникновения, причины мутаций, последствия их влияния на организм Процесс. Мутирование Законы, теории Статистические закономерности в фенотипической изменчивости | Давать определения ключевым понятиям Называть различные виды изменчивости Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, Объяснять механизм возникновения видов изменчивости Обосновывать значение модификаций Формулировать закон гомологических рядов Находить информацию в различных источниках и критически оценивать | §46 | ||
56.13 | Виды мутаций. | Ключевые понятия. Изменчивость, мутационная изменчивость, мутагенные факторы Факты. Биологическое значение мутационная изменчивость. Классификация мутаций по месту возникновения, причины мутаций, последствия их влияния на организм Процесс. Мутирование | Давать определения ключевым понятиям Называть различные виды изменчивости, виды мутаций Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций Объяснять механизм возникновения видов изменчивости, последствия влияния на организм мутагенов Обосновывать значение мутаций Находить информацию в различных источниках и критически оценивать | §47 | ||
57.14 | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. | Ключевые понятия. Соматические и генеративные мутации. Причины мутаций, последствия их влияния на организм Процесс. Мутирование | Давать определения ключевым понятиям Называть причины мутаций Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций Объяснять механизм влияния на организм мутагенов Обосновывать значение мутаций Находить информацию в различных источниках и критически оценивать | §48, повт. §§38-47 | ||
58.15 | Обобщающий урок. Основы генетики. | Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий. | Давать определение основным понятиям. | Повт. §§38-48 | ||
Тема 4. Генетика человека (4 часа) | ||||||
59.1 | Методы исследования генетики человека. | Ключевые понятия Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитологический, популяционный, наследственные заболевания Процесс Типы наследования: аутосомно-доминантное, аутосомно-рецессивное; сцепленное с Х хромосомой Факты Наследственные болезни человека и их причины. Генные болезни: фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия. Хромосомные болезни: синдром Дауна, Патау, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика | Давать определения ключевым понятиям Называть методы изучения наследственности человека, Выделять трудности в применении методов в генетике человека Характеризовать методы изучения наследственности человека Находить информацию в различных источниках и критически оценивать | §49 | ||
60.2 | Генетика и здоровье. | Ключевые понятия. Наследственные заболевания Факты. Наследственные болезни человека и их причины. Генные болезни: фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия. Хромосомные болезни: синдром Дауна, Патау, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера. | Давать определения ключевым понятиям Называть основные причины наследственных заболеваний Выделять трудности в применении методов в генетике человека Характеризовать методы изучения наследственности человека Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний Находить информацию в различных источниках и критически оценивать | §50 | ||
61.3 | Проблемы генетической безопасности. Л.р. №7. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм. | Ключевые понятия. Генетическая безопасность. Факты. Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика | Давать определения ключевым понятиям Называть основные причины наследственных заболеваний Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний Находить информацию в различных источниках и критически оценивать данные. | §51 | ||
62.4 | Обобщающий урок. Генетика человека. | Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий. | Давать определение основным понятиям. | Повт. §§49-51 | ||
Тема 5. Основы селекции и биотехнологии (6 часов) | ||||||
63.1 | Основные методы селекции и биотехнологии. | Ключевые понятия. Селекция, сорт, гибридизация, отбор, гетерозис, биотехнология Факты. Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор Процесс Искусственный мутагенез | Давать определения ключевым понятиям Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников | §64 | ||
64.2 | Методы селекции растений. | Ключевые понятия. Селекция, сорт, гибридизация, отбор, гетерозис Факты. Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор, достижения современной селекции растений. Основные сорта растений, используемые в с\х производстве НСО Теории и законы Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, учение о центрах происхождения культурных растений Процесс Искусственный мутагенез | Давать определения ключевым понятиям Объяснять значение для селекционной работы закона гомологических рядов и учения о центрах происхождения культурных растений Характеризовать положения о центрах происхождения культурных растений. Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников | §65 | ||
65.3 | Методы селекции животных. | Ключевые понятия. Порода, гибридизация, отбор Факты. Виды отбора: индивидуальный и массовый. Типы скрещивания: родственное и неродственной. Отдалённая гибридизация. Основные породы с\х животных НСО | Давать определения ключевым понятиям Называть методы, используемые в селекции животных Выделять признаки породы Сравнивать отдалённую гибридизацию у растений и животных Характеризовать типы скрещивания в животноводстве Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников | §66 | ||
66.4 | Селекция микроорганизмов. | Ключевые понятия. Геном, клонирование, биотехнология, генная инженерия, клеточная инженерия Факты. Современные методы селекции. Успехи биотехнологии. Успехи клеточной и генной инженерии. | Давать определения ключевым понятиям Характеризовать успехи биотехнологии и генной инженерии. | §67 | ||
67.5 | Современное состояние и перспективы биотехнологии. Л.р. №8. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. Текущий инструктаж по ПТБ. | Ключевые понятия Геном, клонирование, биотехнология, генная инженерия, клеточная инженерия Факты Современные методы селекции. Успехи биотехнологии. Метод культуры ткани. Успехи клеточной и генной инженерии. Этические аспекты развития исследований по биотехнологии | Давать определения ключевым понятиям Характеризовать успехи биотехнологии и генной инженерии. Давать оценку этическим аспектам биотехнологии | §68, повт. 64-67 | ||
68.6 | Обобщающий урок. Основы селекции и биотехнологии. | Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий. | Давать определение основным понятиям. | Повт. §§64-68 | ||
Обобщение знаний (4 часа) | ||||||
69.1 | Общебиологические закономерности, изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы. | Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий об общебиологических закономерностях, изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы. | Давать определение основным понятиям. | Терминология | ||
70.2 71.3 | Тестирование. | КИМы в форме ЕГЭ | ||||
72.4 | Итоговое занятие. |
11 класс (34 часа в год) базовый уровень
№ | Тема урока | тип урока | Содержание урока | Использование ТСО | педагогический мониторинг |
Тема 5: «Основы учения об эволюции органического мира» (14 часов) | |||||
1 (1) | Развитие представлений об эволюции живой природы. | изучение нового материала | Понятие об эволюции, система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бэра. | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос |
2 (2) | Ч.Дарвин и основные положения его теории. | комбинированный | История создания и основные положения теории Ч.Дарвина | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос |
3 (9) | Вид и его критерии. | комбинированный | Определение понятия «вид», его критерии. | Таблицы, ИКТ | Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида» |
4 (4) | Популяции. | комбинированный | Понятие популяции и её роль в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях. | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида». |
5 (5) | Борьба за существование и её формы. | комбинированный | Причины борьбы за существование. Межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос |
6 (6) | Естественный отбор и его формы. | комбинированный | Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и дизруптивный, полиморфизм, творческая роль естественного отбора. | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос |
7 (7) | Изолирующие механизмы. | комбинированный | Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос |
8 (8) | Видообразование. | комбинированный | Стадии видообразования, аллопатрическое и симпатрическое видообразование | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос |
9 (9) | Макроэволюция и её доказательства. | комбинированный | Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды. | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос |
10 (10) | Система растений и животных- отображение эволюции. | Биноминальное название видов, естественная классификация. | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос | |
11 (11) | Главные направления эволюции органического мира. | комбинированный | Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. | Таблицы, ИКТ | Лабораторная работа «Выявление идиоадаптаций у организмов» |
12 (12) | Гипотезы о происхождении жизни на Земле. Современные представления о происхождении жизни. | изучение нового материала | Теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, религиозные. Начальные этапы эволюции жизни. | Таблицы, ИКТ | поисковая беседа, сообщения учащихся |
13 (13) | Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. | изучение нового материала | Этапы гипотезы биопоэза. Учение Вернадского о биосфере. Современные этапы развития биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос |
14 (14) | Зачет №1 «Основы учения об эволюции» | зачет | Повторение и обобщение знаний о теории эволюции. | Письменный тематический тест | |
Тема 6: Основы селекции и биотехнологии (5 часов). | |||||
1 (15) | Предмет и основные методы селекции и биотехнологии. | и.н.м. | Предмет и задачи селекции, методы селекции | Таблицы, ИКТ | поисковая беседа |
2 (16) | Селекция растений | и.н.м. | Формирование знаний о селекции растений, методы и приёмы, успехи современной селекции в растениеводстве. | Таблицы, ИКТ | компьютерные тесты фронтальный опрос |
3 (17) | Селекция животных. | и.н.м. | Формирование знаний о селекции животных, методы и приёмы, успехи современной селекции в животноводстве. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос |
4 (18) | Селекция микроорганизмов. Биотехнология. | н.н.м. | Формирование знаний о селекции микроорганизмов, успехи современной биотехнологии. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос |
5 (19) | Зачет №2 «Основы селекции и биотехнологии» | зачет | Учащиеся должны знать основные понятия селекции, методы и приёмы селекции различных групп организмов. | Письменный тематический тест | |
Тема 7: Антропогенез (5 часов). | |||||
1 (20) | Антропогенез. Положение человека в системе животного мира. | комбинированный | Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека | Таблицы, ИКТ | поисковая беседа |
2-3 (21-22) | Основные стадии антропогенеза и его движущие силы. | комбинированный | Парапитеки, дриопитеки, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, биологические и социальные движущие силы антропогенеза. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос |
4 (23) | Расы человека. | И.Н.М. | Расовые отличия, критика расовой теории и социального дарвинизма. | Таблицы, ИКТ | тематический тест |
5 (24) | Зачет №3 «Антропогенез» | зачет | Учащиеся должны уметь объяснить особенности антропогенеза человека, как исторического процесса эволюционных изменений. | Таблицы, ИКТ | Письменный тематический тест |
Тема 8: Основы экологии (7 часов) | |||||
1 (25) | Среда обитания организмов и ее факторы. | И.н.м. | Экология, среда обитания, экологические факторы, толерантность организмов, лимитирующие факторы, закон минимума. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос |
2 (26) | Основные типы экологических взаимодействий | И.н.м. | Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос |
3 (27) | Конкурентные взаимодействия | И.н.м. | Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос |
4 (28) | Основные экологические характеристики популяций | И.н.м. | Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос |
5 (29) | Экологические сообщества. Структура сообщества. | Комб. | Биоценозы, экосистема, биогеоценоз, биосфера, агробиоценоз. Видовая структура, морфологическая, трофическая. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос |
6 (30) | Пищевые цепи. Экологические пирамиды. | Комб. | Детрит, пастбищная пищевая цепь, детритная пищевая цепь, круговорот веществ, биогенные элементы. Экологическая пирамида: биомассы, численности. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос П\Р№1 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». |
7 (31) | Экологическая сукцессия Основы рационального природопользования. | изучение нового материала | Сукцессия, типы сукцессий и их причины. Приёмы рационального природопользования. Искусственные сообщества, их отличия от естественных, аквариум как модель экосистемы. | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос |
Тема 9: Эволюция биосферы и человек.(3 часа) | |||||
1 (32) | Эволюция биосферы. Охрана окружающей среды. | изучение нового материала | Биосфера, её границы, понятие живого вещества и биомассы. Геохимические функции живого вещества в биосфере. Биологический круговорот, как необходимое условия существования и функционирования биосферы. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос |
2 (33) | Антропогенное воздействие на биосферу. | комбинированный | Техносфера, ноосфера. Охрана природы, типы загрязнения окружающей среды. Приёмы рационального природопользования. | Таблицы, ИКТ | терминологический диктант, устный фронтальный опрос |
3 (34) | Итоговый урок. Научное и практическое значение общей биологии. | итоговый | Проверка усвоения материала об экологии и биосфере. | собеседование |
11 класс (68 часов) профильный уровень
№ | Тема урока | Дата | Тип урока | Основное содержание | Формы промежуточного и итогового контроля |
Тема 5. Основы учения об эволюции органического мира (28 часов) | |||||
1.1 | Учения К.Линнея и Ж.Б.Ламарка об эволюции живой природы | Комбинированный | Система органической природы К.Линнея. Основные идеи эволюционной теории Ламарка. | собеседование | |
2.2 | Развитие палеонтологии, анатомии и эмбриологии. | Комбинированный | Вклад в развитие эволюционного учения Ж.Кювье, К.Бэра, Ч.Лайеля. Закон зародышевого сходства. | Устный фронтальный опрос | |
3.3 | Жизнь и деятельность Ч.Дарвина. | Комбинированный | Основные этапы жизненного пути Дарвина. «Происхождение видов». Основные положения теории эволюции биологических видов. | Фронтальный опрос. | |
4.4 | Искусственный и естественный отбор. | Комбинированный | Отличительные признаки естественного отбора от искусственного. Движущие силы эволюции видов. | Тренинг (6.2) по материалам ЕГЭ | |
5.5 | Критерии вида. | Комбинированный | Понятие биологического вида. Характеристика критериев, определяющих совокупность особей как вид. | Фронтальный опрос | |
6.6 | Демографические показатели популяции. | Изучение нового материала | Смертность, рождаемость, плотность, численность, возрастной состав, половой состав. | ||
7.7 | Генетический состав популяции. | Комбинированный | Предмет изучения популяционной генетики. Генофонд и его роль в процессе эволюции. Правило Четверикова. | ЭОР: практический модуль (ПМ) в интерактивном режиме. | |
8.8 | Причины нарушения генетического равновесия. | Закрепление и развитие ЗУН | Генетическое равновесие и виды изменения генофонда: направленные и ненаправленные. Правило Харди-Войнберга. | Тренинг (6.1) по материалам ЕГЭ | |
9.9 | Причины борьбы за существование. | Комбинированный | Первое положение теории Дарвина. | Фронтальный опрос | |
10.10 | Формы борьбы за существование. | Закрепление и развитие ЗУН | Примеры форм борьбы за существование: внутривидовой, межвидовой, борьбы с неблагоприятными условиями. | ЭОР: ПМ в интерактивном режиме | |
11.11 | Формы естественного отбора. | Комбинированный | Генетическая сущность естественного отбора. Виды биологических адаптаций. | Фронтальный опрос | |
12.12 | Творческая роль естественного отбора. | Комбинированный | Естественный отбор как фактор эволюции органического мира. | ЭОР: ПМ в интерактивном режиме | |
13.13 | Механизмы репродуктивной изоляции. | Комбинированный | Примеры предзиготических и постзиготических изолирующих механизмов. | Фронтальный опрос. | |
14.14 | Гибридные формы и генофонд диких популяций. | Закрепление и развитие ЗУН | Примеры межвидовых гибридов как результат селекционеров. | Тренинг (6.3) по материалам ЕГЭ | |
15.15 | Стадии видообразования. | Комбинированный | Стадии видообразования: репродуктивная изоляция, дивергенция. | Фронтальный опрос | |
16.16 | Основные формы видообразования. | Закрепление и развитие ЗУН | Аллопатрическое и симпатрическое видообразование | ЭОР: ПМ и тест в интерактивном режиме. | |
17.17 | Палеонтологические доказательства макроэволюции. | Комбинированный | Переходные формы и филогенетические ряды. | Фронтальный опрос | |
18.18 | Эмбриологические доказательства макроэволюции | Закрепление и развитие ЗУН | Закон зародышевого сходства (повторение) | ЭОР: ПМ и тест в интерактивном режиме. | |
19.19 | Система растений и животных – отображение эволюции. | Повторительно-обобщающий | Систематические категории. | Тренинг (4.1) по материалам ЕГЭ. | |
20.20 | Принципы современной классификации. | Закрепление и развитие ЗУН | Принципы классификации Линнея. Естественная классификация. | ЭОР: ПМ в интерактивном режиме. | |
21.21 | Типы эволюционных изменений. | Комбинированный | Сущность таких эволюционных изменений, как параллелизм, конвергенция, дивергенция. | Фронтальный опрос | |
22.22 | Главные направления эволюции органического мира. | Закрепление и развитие ЗУН | Примеры ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций. Соотношение путей эволюции. | Тренинг (6.4) по материалам ЕГЭ | |
23.23 | Гипотезы о происхождении жизни на Земле. | Комбинированный | Креационизм, самопроизвольное зарождение жизни, панспермия, биохимическая эволюция. | Фронтальный опрос | |
24.24 | Современные представления о происхождении жизни. | Закрепление и развитие ЗУН | Гипотеза абиогенного происхождения жизни. | ЭОР: ПМ в интерактивном режиме | |
25.25 | Основные этапы развития жизни на Земле | Комбинированный | Сущность гипотезы биопоэза (этапы) Джона Бернала происхождения клетки. | ||
26.26 | Эволюция биосферы | Комбинированный | Основные этапы развития биосферы. Роль процессов фотосинтеза и дыхания. | ЭОР: тест в интерактивном режиме | |
27.27 | Семинар по теме «Эволюция органического мира» | Комбинированный | Семинар | ||
28.28 | Зачёт «Эволюция органического мира» | Контрольный | Зачёт | ||
Тема 6: Основы селекции и биотехнологии (10 часов) | |||||
29.1 | Задачи и методы селекции. | Комбинированный | Задачи селекционной работы. Методы селекционной работы: отбор, гибридизация (виды), мутагенез. Биотехнология. | Фронтальный опрос | |
30.2 | Клеточная и генная инженерия. | Комбинированный | Методы клеточной и генной инженерии. | ЭОР: ПМ в интерактивном режиме | |
31.3 | Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. | Комбинированный | Сущность закона гомологических рядов Н.И.Вавилова. Вклад Мичурина И.В. в разработку теории и практики селекции растений. | Фронтальный опрос | |
32.4 | Методы клеточной инженерии в селекции растений. | Закрепление и развитие ЗУН | Методы клеточной инженерии в селекции растений. | ЭОР: ПМ в интерактивном режиме | |
33.5 | Основные направления селекции животных. | Закрепление и развитие ЗУН | Содержание основных направлений и методов селекции животных. | ЭОР: тест в интерактивном режиме | |
34.6 | Методы клеточной инженерии в селекции животных. | Комбинированный | Генетическое клонирование. | Фронтальный опрос | |
35.7 | Особенности селекции микроорганизмов. | Комбинированный | Схема селекции микроорганизмов. | ||
36.8 | Успехи генной инженерии в селекции микроорганизмов. | Закрепление и развитие ЗУН | Тренинг (3.9) по материалам ЕГЭ | ||
37.9 | Семинар «Успехи селекции». | Повторительно-обобщающий | Современное состояние и перспективы биотехнологии. | Семинар | |
38.10 | Зачёт по теме «Основы селекции и биотехнологии» | контрольный | Письменный зачёт | ||
Тема 7. Антропогенез (10 часов) | |||||
39.1 | Развитие взглядов на происхождение человека. | Комбинированный | Антропология – наука о происхождении человека. Труды Аристотеля, Галена, Линнея, Ламарка, Дарвина. | ||
40.2 | Признаки сходства и отличия человека и животных. | Закрепление и развитие ЗУН | Сходство и отличия человека и животных. Систематическое положение современного человека. | ЭОР: ПМ в интерактивном режиме. | |
41.3 | Современные взгляды на развитие человека. | Комбинированный | Палеонтологические доказательства эволюции человека. | ||
42.4 | Этапы становления человека разумного. | Комбинированный | Дриопитеки, австралопитековые, архантропы, палеоантропы, неоантропы. | Фронтальный опрос | |
43.5 | Современные проблемы человеческого общества. | Комбинированный | Рост численности человеческой популяции, наследственные заболевания, социальное неравенство, дефицит природных ресурсов – проблемы человечества. | Фронтальный опрос | |
44.6 | Гипотезы о прародине человека. | Закрепление и развитие ЗУН | Гипотезы о происхождении человека. Гипотезы о прародине человека. | ЭОР: тесты в интерактивном режиме | |
45.7 | Расы. Гипотезы расогенеза. | Закрепление и развитие ЗУН | Подходы к классификации рас. Характерные особенности основных рас. Гипотезы расогенеза: полицентрическая и моноцентрическая и их доказательства. Факторы расогенеза. | ЭОР: ПМ в интерактивном режиме | |
46.8 | Критика расизма. | Закрепление и развитие ЗУН | Сущность расизма. История возникновения расизма. Критика расизма. | Тренинг (6.5) по материалам ЕГЭ | |
47.9 | Семинар «Антропогенез». | Повторительно-обобщающий | Семинар | ||
48.10 | Зачёт «Антропогенез». | Контрольный | Письменный зачёт | ||
Тема 8. Основы экологии (14 часов) | |||||
49.1 | Развитие экологии как науки и её роль в современном обществе. | Изучение нового материала | Предмет изучения экологии, становление экологии как самостоятельной науки. Отрасли современной экологии. | ||
50.2 | Экологические ниши. | Комбинированный | Экологическая ниша. Закон конкурентного исключения. | Тренинг (7.1) по материалам ЕГЭ | |
51.3 | Основные типы экологических взаимодействий. | Закрепление и развитие ЗУН | Типы экологических взаимодействий. | ЭОР: ПМ в интерактивном режиме | |
52.4 | Основные типы экологических взаимодействий | Закрепление и развитие ЗУН | Тренинг (7.2) по материалам ЕГЭ | ||
53.5 | Конкурентные взаимодействия. | Комбинированный | Внутривидовая и межвидовая конкуренция. | Фронтальный опрос | |
54.6 | Конкурентные взаимодействия. | Закрепление и развитие ЗУН | Принцип Гаузе. | ЭОР: ПМ в интерактивном режиме | |
55.7 | Экологические характеристики популяции | Комбинированный | Демографические показатели. | ЭОР: ПМ к интерактивном режиме | |
56.8 | Динамика популяции | Закрепление и развитие ЗУН | Динамика популяции: колебания численности. Факторы популяционной динамики | Тренинг (6.1) по материалам ЕГЭ | |
57.9 | Экологические сообщества. | Закрепление и развитие ЗУН | Экосистемы, биоценозы, биогеоценоз. Естественные (природные) и искусственные экосистемы в сравнении. Экосистема города. | ЭОР: ПМ в интерактивном режиме | |
58.10 | Структура сообщества. | Комбинированный | Понятие структуры сообщества. Видовая, морфологическая, трофическая структуры. | Тренинг (7.3) по материалам ЕГЭ | |
59.11 | Взаимосвязь организмов в сообществах. | Комбинированный | Пищевые цепи как форма переноса энергии. Автотрофы, гетеротрофы. Продуценты, консументы, редуценты. | ЭОР: ПМ в интерактивном режиме | |
60.12 | Экологические пирамиды. | Закрепление и развитие ЗУН | Перенос энергии в сообществе. Виды экологических пирамид: пирамида биомассы, пирамида численности. | Тренинг (7.4) по материалам ЕГЭ | |
61.13 | Экологическая сукцессия. | Закрепление и развитие ЗУН | Общее дыхание сообщества. Виды экологических сукцессий. | Фронтальный опрос | |
62.14 | Влияние загрязнений на живые организмы. | Комбинированный | Основные виды загрязнений окружающей среды. Основы рационального природопользования. | ЭОР: ПМ в интерактивном режиме. | |
Тема 9. Эволюция биосферы и человек (6 часов) | |||||
63.1 | Учение Вернадского о биосфере. | Комбинированный | Составные части биосферы по Вернадскому. Основные этапы развития биосферы. Роль процессов фотосинтеза и дыхания на развитие органического мира. | ЭОР: ПМ в интерактивном режиме | |
64.2 | Влияние человека на эволюцию биосферы. | Закрепление и развитие ЗУН | Влияние деятельности человека на развитие биосферы. | Тренинг (7.5) по материалам ЕГЭ | |
65.3 | Человек и экологический кризис. | Комбинированный | Предпосылки экологического кризиса. | ||
66.4 | Пути выхода из экологического кризиса. | Закрепление и развитие ЗУН | Ноосфера – сфера разума. | Тренинг (7.6) по материалам ЕГЭ | |
67.5 | Научное и практическое значение общей биологии. | Обобщение знаний | |||
68.6 | Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по биологии для 6-9 классов по УМК В.В.Пасечника
Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими рекомендациями учебно-методического комплекта В.В.Пасечника. Содержание рабочих программ соответствует Федер...
Рабочая программа по биологии для 10-11 классов.
Вариант рабочей программы, составленной на основе программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В Симоновой. Помимо традиционной расчасовки и содержания программы содержит требования к уровню подготовк...
рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Биология (естествознание), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большим коррекционно-образовательными, развив...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ
Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...
рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида
рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...