Решение генетических задач ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (10 класс)
Материал включает 11 генетических задач ЕГЭ линии28. Содержит решение первых трёх задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 202.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа «Решение генетических задач»
- У человека между аллелями генов куриной слепоты (ночная слепота) и дальтонизма (красно-зелёного) происходит кроссинговер.
Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был дальтонизм, а у отца — куриная слепота, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.
- У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол.
При скрещивании самки дрозофилы с нормальными крыльями, нормальными глазами и самца с редуцированными крыльями, маленькими глазами всё гибридное потомство было единообразным по форме крыльев и размеру глаз. При скрещивании самки дрозофилы с редуцированными крыльями, маленькими глазами и самца с нормальными крыльями, нормальными глазами в потомстве получились самки с нормальными крыльями, нормальными глазами и самцы с нормальными крыльями, маленькими глазами. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, пол потомства в каждом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
- У человека между аллелями генов атрофии зрительного нерва и красно-зелёного дальтонизма происходит кроссинговер. Не имеющая таких заболеваний женщина, у матери которой был дальтонизм, а у отца — атрофия зрительного нерва, вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний, в этой семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного двумя заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.
- Гены длины ног и длины крыльев находятся у дрозофилы в одной хромосоме. Скрещивали самку дрозофилы с короткими крыльями, нормальными ногами и самца с нормальными крыльями, короткими ногами; все полученные гибриды F1 имели нормальные крылья и нормальные ноги. Получившихся в F1 самцов скрестили с исходной родительской особью. В потомстве получилось расщепление по фенотипу и генотипу в отношении 1:1. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомков. Объясните формирование двух фенотипических групп во втором скрещивании.
- При скрещивании самки дрозофилы с красными глазами, серым телом и самца с пурпурными глазами, жёлтым телом всё гибридное потомство было единообразным по окраске глаз и тела. При скрещивании самки дрозофилы с пурпурными глазами, жёлтым телом и самца с красными глазами, серым телом в потомстве получились самки с красными глазами, серым телом и самцы с красными глазами, жёлтым телом. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании
- У бабочек гетерогаметным полом является женский пол.
При скрещивании самки бабочки с длинными усами, однотонным окрасом крыльев и самца с короткими усами, наличием пятен на крыльях в потомстве получились самки с длинными усами, наличием пятен на крыльях и самцы с длинными усами, однотонным окрасом. При скрещивании самки бабочки с короткими усами, наличием пятен на крыльях и самца с длинными усами, однотонным окрасом крыльев всё гибридное потомство было единообразным по длине усов и окраске крыльев. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, пол потомства в каждом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление в первом скрещивании.
- У птиц гетерогаметным полом является женский пол.
При скрещивании курицы с гребнем, полосатым оперением и петуха без гребня, с белым оперением в потомстве получились самки с гребнем, белым оперением и самцы с гребнем, полосатым оперением. При скрещивании курицы без гребня, с белым оперением и петуха с гребнем, полосатым оперением всё гибридное потомство было единообразным по наличию гребня и окраске оперения. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, пол потомства в каждом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление в первом скрещивании.
- У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол.
При скрещивании самки дрозофилы с нормальными крыльями, серым телом и самца с загнутыми крыльями, жёлтым телом всё гибридное потомство было единообразным по форме крыльев и окраске тела. При скрещивании самки дрозофилы с загнутыми крыльями, жёлтым телом и самца с нормальными крыльями, серым телом в потомстве получились самки с нормальными крыльями, серым телом и самцы с нормальными крыльями, жёлтым телом. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, пол потомства в каждом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
- У птиц гетерогаметным полом является женский пол.
При скрещивании курицы с оперёнными ногами, белым оперением и петуха с голыми ногами, коричневым оперением в потомстве получились самки с оперёнными ногами, коричневым оперением и самцы с оперёнными ногами, белым оперением. При скрещивании курицы с голыми ногами, коричневым оперением и петуха с оперёнными ногами, белым оперением всё гибридное потомство было единообразным по оперённости ног и окраске оперения. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, пол потомства в каждом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление в первом скрещивании.
- У морских свинок ген А отвечает за окраску шерсти (белая или чёрная), а ген В — за длину шерсти (мохнатые или гладкошёрстные).
От скрещивания белого гладкошёрстного самца морской свинки с чёрной мохнатой самкой в потомстве получены особи белые мохнатые и чёрные мохнатые. При скрещивании того же самца с другой чёрной мохнатой самкой всё потомство имело чёрную мохнатую шерсть. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомков во всех скрещиваниях. Какова вероятность получения чёрных гладкошёрстных потомков при скрещивании животных с разными фенотипами из F1 первого скрещивания?
- При скрещивании самки дрозофилы с каплевидными глазами, длинными щетинками и самца с нормальными глазами, короткими щетинками в потомстве было получено 18 мух с каплевидными глазами, короткими щетинками и 20 мух с нормальными глазами, короткими щетинками. Для второго скрещивания взяли самцов и самок с каплевидными глазами и короткими щетинками из F1. В потомстве получилось расщепление б : 3 : 2 : 1. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях. Объясните полученное во втором скрещивании расщепление.
РЕШЕНИЕ
- Схема решения задачи включает:
- Р XAdXaD х XADY
нормальное ночное зрение нормальное ночное зрение
отсутствие дальтонизма отсутствие дальтонизма
G XAd, XaD, XAD, Xad XAD ; Y
F1
генотипы, фенотипы возможных дочерей:
XAd xad — нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
XaD XAD — нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
XAD xAD — нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
Xad хдо — нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; генотипы, фенотипы возможных сыновей:
XAd Y — нормальное ночное зрение, дальтонизм;
XaD Y — куриная слепота, отсутствие дальтонизма;
XAD Y — нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
Xаd Y — куриная слепота, дальтонизм
- XAdXAD нормальное ночное зрение отсутствие дальтонизма
G XAd, XAD
F2
XADY
нормальное ночное зрение отсутствие дальтонизма XAD, Y
х
генотипы, фенотипы возможных дочерей:
XAd xad — нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
XAD XAD — нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; генотипы, фенотипы возможных сыновей:
XAd y — нормальное ночное зрение, дальтонизм;
XAD у — нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
- в первом браке возможно рождение сына-дальтоника с куриной слепотой (XadY). В генотипе этого ребёнка находятся материнская, образовавшая в результате кроссинговера Х-хромосома с двумя рецессивными аллеля и отцовская Y-хромосома, не содержащая аллелей этих двух генов. (Допускается иная генетическая символика изображения сцепленных rei в виде —• •— , —•— и написание сцепленных в Х-хромосоме генов
—• •— —
верхним или нижним индексом.)
Элементы 1 и 2 засчитываются только при наличии и генотш и фенотипов, и пола всех возможных потомков.
Схема решения задачи включает:
aaXbY редуцированные крылья, маленькие глаза aXb, aY
- Р ААХВХВ х
нормальные крылья,
нормальные глаза
G АХВ
c?AAXBY
нормальные крылья,
нормальные глаза
АХВ, AY
F1 АаХвХь — самки с нормальными крыльями, нормальными глазами;
AaXBY — самцы с нормальными крыльями, нормальными глазами;
- Р ааХьХь х
редуцированные крылья,
маленькие глаза
G аХь
2.
F1 АаХвХь — самки с нормальными крыльями, нормальными глазами; AaXbY — самцы с нормальными крыльями, маленькими глазами;
3)Во втором скрещивании получилось фенотипическое расщепление по признаку размера глаз, т.к. признак маленьких глаз рецессивный , сцепленный с Х-хромосомой (самки наследуют доминантный аллель от отца, а самцы получают от матери только рецессивный аллель).
3.
4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение генетических задач
Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс....
Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"
Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....
Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»
Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...

Основы наследственности. Решение генетических задач.
Урок путешествие по решению генетических задач.Работа по группам, где учащиеся должны из виртуального путешествия вернуться с полным кариотипом хромосом. У групп будет возможность отыграться в интелле...
Решение генетических задач и анализ составленных родословных
Урок-презентация, в ней приведены примеры родословных известных людей, символика используемая при составлении родословны, тренировочные зачачи для работы на уроке. Материал больше чем 3 МБ, поэт...

Методическое пособие по биологии "Технология решения генетических задач"
В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на ра...

Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"
Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач" Хочу ознакомить с методикой решения биологических задач по генетике курса 10-го класса на дигибридное скре...