Основы наследственности. Решение генетических задач.
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Урок путешествие по решению генетических задач.Работа по группам, где учащиеся должны из виртуального путешествия вернуться с полным кариотипом хромосом. У групп будет возможность отыграться в интеллектуальном казино, чтоб восстановить набор хромосом. Также восстановить набор хромосом можно в зоне восстановления генов, если не удасться. то произойдет парад синдромов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie__reshenie_geneticheskih_zadach.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра- путешествие: Основы наследственности и изменчивости.
Цели: контроль и обобщение знаний по теме; повышение уровня мотивации к обучению; поощрение класса или группы, успешно освоивших данную тему.
Виртуальное путешествие по выбранному маршруту космическими экипажами и возвращение на Землю с сохранением исходного количества хромосом. В начале путешествия у каждого члена команды 46 хромосом. В ходе игры за каждую решенную задачу команде будет начисляться определенное количество генов, за нерешенную задачу будет отниматься определенное количество генов(количество генов указано на каждом этапе). В ходе игры из 30 генов можно создать одну хромосому.
Ваша задача- вернуться на землю из космического путешествия с полным кариотипом 46 хромосом, если количество хромосом не соответствует 46,-вы придумываете синдромы и устраиваете парад синдромов.
Маршрутный лист
Название экипажа | Остановки маршрута | Гены | Хромосомы |
Например, Внуки Джигурды. | Детектор лжи | ||
Мир Чернобыля | |||
Мир Богемы | |||
Сказочный мир | |||
Астероид | |||
Космическое казино | |||
Конец путешествия. Парад синдромов. | |||
Общие гены команды –
Общее количество хромосом-
Ход игры
1.Вводное слово
Вам предлагается виртуальное путешествие на космическом корабле на астероид 3388-К в экспериментальной ракете с таким мощным двигателем , что при изменении режима его работы количество генов может изменяться! Ваша задача вернутся из путешествия с исходным полным кариотипом-46 хромосом.
Учтите, в ракете обменный генетический курс установлен так: 1 хромосома=30 генов
Прежде чем разрешить вам вылет нужно пройти детектор лжи. В ракете нельзя будет врать. Любой, сказавший неправду на детекторе лжи потеряет одну хромосому. Вам осталось придумать название своей команды. Название придумать любое, но визитку и приветствие по заглавным буквам. Например, название команды-внуки Джигурды, а приветствие по буквам АМВС « А мы вас сделаем»
1. Экипаж-АВСД
2. Экипаж-СЖОП
3. Экипаж-ВЫСБ
4. Экипаж АБВГ
5. Экипаж МАКБ
2. ДЕТЕКТОР ЛЖИ
1.Например, степень пигментации кожи определяется двумя парами (на самом деле – большим количеством) генов. В соответствии с этим по данному признаку людей можно условно разделить на 5 фенотипов: негры (ААВВ), темные мулаты (ААВb или АаВВ), средние мулаты (АаВb, ааВВ или ААbb), светлые мулаты (Ааbb или ааВb) и белые (ааbb).
Какое наследование лежит в основе действия?
(Правильный ответ- полимерное)
2.Чему равно число групп сцепления
(Правильный ответ- равно гаплоидному числу хромосом.)
Сколько групп сцепления у человека? (23)
3. Распишите, сколько типов гамет будет образовывать тригетерозиготаТ АаВbСс
(Правильный ответ- 8 типов гамет)
4.Расстояние между генами С и D – 4,6 морганид. Определить процент гамет каждого типа: CD, cd, Cd и cD, продуцируемых дигетерозиготным организмом.
Правильный ответ
(Cd – 2,3%; cD – 2,3%; CD – 47,7%; cd – 47,7%.)
З.ПОЛЕТ В РАКЕТЕ.
Итак, вы в ракете. Прежде чем вылететь за пределы Земли, необходим пробный полет в Чернобыльский мир.
В каждой из миров вам придется на каждой остановке решать задачи. На каждом маршруте по 3 остановки, и на каждой можно получить или потерять 30 генов командам.
А.ЧЕРНОБЫЛЬ
1. Хронический запор-заболевание, вызванное образованием дополнительных клапанов на прямой кишке. Этот признак рецессивен. Но у гетерозигот наблюдается удлинение акта дефекации, что видно по сильно выпученным глазам. Определите возможные формы проявления заболевания у детей в семье, если один из родителей имел выпученные глаза, а другой ходил в туалет раз в год.
Правильный ответ
а – запор, А-норма
Р: ♀Аа ♂ аа
F Аа(норма); аа(запор)
2. Безмозглая женщина, отец и мать которой также были безмозглые, вышла замуж за безмозглого мужчину. У них родился ребенок, имеющий мозг. Как наследуется признак?
А-безмоз., а-имеющий мозг
Правильный ответ
Р: ♀Аа ♂ Аа
F АА, Аа, Аа,аа-безмозг- 25 %(2 закон Менделя)
3. Известно, что мягкие зубы и волосатые губы –доминантные гены, расположенные в разных парах аутосом. Женщина с твердыми зубами и волосатыми губами обманом вступила в брак с мягкозубым мужчиной, не имеющим волос на губах. Какова вероятность того, что первый мягкозубый ребенок будет всю жизнь брить губы.
(два варианта решения задач, решить оба варианта )
Правильный ответ
А-мягкие зубы, а –твердые зубы; В-волосатые губы, в- губы без волос
1-й вариант:
Р: ♀ааВВ ♂ААвв
F АаВв(мягкозубый, волосатые губы)-100%
2-й вариант:
Р: ♀ааВв ♂Аавв
F АаВв-25%, ааВв, Аавв, аавв
Б.МИР БОГЕМЫ
1.После музыкального фестиваля в концертном зале «Бутсванно» был найден ребенок. Группа крови была определена IoIoRh- Rh- . Подозрение пало на четыре пары:
Мирмизани – ♀.IАIoRr+Rr+ ♂IАIАRr+Rr-
Симпсоны - ♀IАIАRr+Rr- ♂ IАIoRr+Rr+
Крекерс - ♀ IВIАRr+Rr+ ♂IВIoRr+Rr-
Томпсоны - ♀ IАIoRr-Rr+ ♂ IАIoRr-Rr-
Определите, чей ребенок?
Правильный ответ Томпсоны - ♀ IАIoRr-Rr+ ♂ IАIoRr-Rr-
2. У Колли Безног обжорство доминирует над диетизмом, а хамство над приличием. Какова вероятность рождения детей приличных, любителей покушать, при скрещивании дигетерозиготы с рецессивной гомозиготой по обоим признакам, если гены обжорства и хамства сцеплены, кроссинговера не происходит.
Правильный ответ
А-обжорство, а-диетизм; В- хамство, в-приличие
Р:♀АаВв, ♂аавв
F АаВв, аавв
Приличные, любители покушать-0%
В.СКАЗОЧНЫЙ МИР
1.У чебурашки большие уши и волосатая грудь- рецессивные гены. Чебурашка с маленькими ушами и голой грудью, мать которой имела волосатую грудь , а отец большие уши, выходит замуж за чебурана с маленькими ушами и голой грудью. Какова вероятность появления в этой семье чебурашек и чебуранов с большими ушами и волосатой грудью.
Правильный ответ
А-маленькие уши, а-большие уши; В-голая грудь, в-волосатая грудь.
Р:♀АаВв ♂ ААВВ
F ААВВ, ААВв,АаВВ,АаВв
0%-большие уши и волосатая грудь
2. У колобков аутосомный ген лысости выступает как доминантный. Колобиха, имеющая лысого брата, выкатилась замуж за волосатого колобка. Какова вероятность рождения гомозиготного лысого колобочка?
Правильный ответ:
А-лысый , а-волосатый
Р:♀Аа ♂ аа
F Аа, аа
Вероятность рождения гомозиготного лысого колобочка-0%
ОТВЕТНЫЙ УДАР. ЗОНА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГЕНОВ,
На предыдущих станциях ваши гены пострадали. Можно нанести ответный удар- восстановить запас генов, для этого надо сочинить сказку. Тема? Если успели сочинить каждый экипаж, либо набирает, либо теряет (в пользу экипажа в зависимости от ситуации 90 генов).
АСТЕРОИД
Итак, вы прилетели на астероид. Правительство расы чужих просит вас помочь разобраться с их генетической историей, и в награду предлагают 30 генов.
Чужая со ртом на животе и длинным яйцекладом скрестилась с Чужим со ртом на спине и коротким яйцекладом. Она отложила яйца на астероид и улетела. Из яиц вылупились :со ртом на животе и длинным яйцекладом, со ртом на животе и коротким яйцекладом, со ртом на спине и длинным яйцекладом со ртом на спине и коротким яйцекладом. Определите генотипы родителей и как наследуются признаки у Чужих?
Правильный ответ
А- чужая со ртом на животе, а- чужая со ртом на спине; В- с длинным яйцекладом, в- с коротким яйцекладом
Р: ♀АаВв ♂ аавв
F АаВв, Аавв, ааВв, аавв
Независимое наследование
КОСМИЧЕСКОЕ КАЗИНО
Теперь вы направляетесь дальше , по дороге вам попадается орбитальная станция с космическим казино. Можно поставить на кон часть ваших командных генов, если вы правильно решите задачу ваши гены утроятся. Если неправильно -потеряете поставленные гены.
1.На планете Дюна-№1-бис обнаружена кремниевая жизнь. Животное жаборыл имеет очень характерные выросты на носу, определяемые 3-мя несцепленными генами полного доминирования. Ген А отвечает за образование кремниевой ткани; Ген В обеспечивает вытягивание ткани в отросток; ген С-ветвление отростка. Какое потомство по фенотипу следует ожидать от скрещивания тригетерозиготы с полной гомозиготой по рецессиву.
Правильный ответ:
А- образование кремниевой ткани; В- обеспечивает вытягивание ткани в отросток; С-вевление отростка
Р:♀ АаВвСс ♂ ааввсс
АВС, АВс, Авс,авс, авс
АвС, аВС, авС, аВс
F АаВвСс- кремниевая ткань вытянута в ветвленный отросток
АаВвсс – кремниевая ткань вытянута в не ветвленный отросток
Ааввсс- кремниевая ткань не вытянута в неветвленный отросток
АаввСс- кремниевая ткань не вытянута в ветвленный отросток
ааввсс - некремниевая ткань невытянута вне ветвленный отросток
ааВвСс-некремниевая ткань вытянута в ветвленный отросток
ааввСс- некремниевая ткань не вытянута в ветвленный отросток
ааВвсс- некремниевая ткань вытянута вне ветвленный отросток
2. На планете Северное Сияние живут нерполы. При скрещивании нерполы с тремя извилинами и сросшимися ушами и нерполы с одной извилиной и несросшимися ушами F1 все поколение было с двумя извилинами и сросшимися ушами.
Правильный ответ:
Определите как наследуются эти признаки у нерпол. Определите доминантность генов.
А- три извилины, а-одна извилина, В-сросшиеся уши, в-несросшиеся уши
Р:♀ ААВВ ♂ аавв
АаВв- две извилинами и сросшиеся уши, неполное доминирование по первому признаку и полное доминирование по второму признаку.
Ну вот и подошло к концу ваше путешествие. Пора возвращаться на землю. Перед возвращением необходимо привести в порядок свой кариотип, подсчитать количество хромосом. Те, у кого кариотип не равен 46, должны придумать название своего синдрома и показать его симптомы. Типа «Синдром каракатицы», «Синдром мокрой курицы», «Болезнь Кустурицы»
ПАРАД СИНДРОМОВ.
Вы снова на Земле, в классе школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение генетических задач
Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс....
Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"
Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....
Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»
Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...
Решение генетических задач и анализ составленных родословных
Урок-презентация, в ней приведены примеры родословных известных людей, символика используемая при составлении родословны, тренировочные зачачи для работы на уроке. Материал больше чем 3 МБ, поэт...
Методическое пособие по биологии "Технология решения генетических задач"
В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на ра...
Проверочная работа по теме: "Основы наследственности и изменчивости" (задачи по генетике)
Проверочная работа представлена 5-ю вариантами. В каждом варианте представлен один теоретический вопрос, проверяющий знания законов Грегора Менделя, а так же задачи на моногибридное скрещивание, дигиб...
Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"
Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...