Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"
методическая разработка (биология, 10 класс) по теме

Рыбак Светлана Дмитриевна

Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"

 

     Хочу ознакомить с методикой решения биологических задач по генетике курса 10-го класса на дигибридное скрещивание, с которой я познакомилась на курсах профессиональной переподготовки в НГПИ г. Набережные Челны, когда перед нами выступал учитель биологии школы №24 Смирнов Борис Александрович.

    Главное в решении данных задач является определение генотипа родителей, именно это является наиболее сложным для учащихся, поэтому об этом, в основном, и пойдёт речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon genetika_2.ppt471.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Один из методов решения генетических задач МБОУ «Савалеевская СОШ» , 2011 Рыбак С.Д., учитель биологии

Слайд 2

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Ген – участок молекулы ДНК, определяющий возможность развития определённого элементарного признака, или синтез одной белковой молекулы. Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за развитие одного признака, называют аллельными. Совокупность всех генов одного организма называют генотипом. Совокупность всех признаков одного организма называют фенотипом. Признак, проявляющийся у гибрида первого поколения и подавляющий развитие другого признака – доминантный ( А или В ), противоположный, т.е. подавляемый признак – рецессивный ( а или в ). Немного теории

Слайд 3

Немного теории Если в генотипе организма есть два одинаковых аллельных гена, такой организм называют гомозиготным : может быть гомозиготным по доминантным ( АА или ВВ ) или по рецессивным генам ( аа или вв ); гетерозиготный организм – если аллельные гены отличаются по последовательности нуклеотидов ( Аа или Вв ). У человека 23 пары гомологичных хромосом, из них 22 пары ( аутосомы ) одинаковые у мужского и женского организма, и одна пара хромосом ( половые , или гетерохромосомы), по которой различаются оба пола. У женщин половые хромосомы – XX , у мужчин – XY . Наследование признаков, гены которых находятся в X - или Y -хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом.

Слайд 4

Признак | Ген Р АА × аа | жёл зел Желтый | А F 1 Аа (100%) Зелёный | а жёл Скрестили две чистые линии гороха жёлтого и зелёного цвета. Какое потомство получили, если ген жёлтой окраски полностью доминирует на геном зелёной окраски?

Слайд 5

15. Потемнение зубов может определяться двумя доминантными генами, один из которых расположен в аутосоме, а другой в Х-хромосоме. В брак вступили мужчина, имеющий темные зубы, и женщина, имеющая нормальный цвет зубов. Их сын имеет темные зубы, а дочь имеет зубы нормального цвета. Чему равна вероятность рождения мальчика с нормальным цветом зубов?

Слайд 6

Признак | Ген Р ♀ вв X а X а × ♂ . . X . Y | норм. темн. темн. | X А норм. | X а F 1 ♀ вв X а X а ; ♂ В . X а Y темн. | В норм.. темн. норм. | в Мать и дочь с нормальным цветом зубов → значит генотип у обеих вв X а X а . У дочери одна гамета X а от матери, другая от отца. У сына гамета X а от матери, значит ген темного цвета зубов расположен в аутосоме В → эту гамету сын берёт от отца. У дочери одна гамета в от матери, другая от отца. У отца значит генотип Вв X а Y Вывод: генотипы родителей ♀ вв X а X а × ♂ Вв X а Y

Слайд 7

17. Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человек наследуются как аутосомные признаки, не сцепленные друг с другом. Женщина, страдающая только катарактой, вышла замуж за мужчину, страдающего только глухонемотой. Их родители были здоровы. Их первый ребенок, страдает катарактой, а второй – глухонемотой. Чему равна вероятность рождения в семье здорового ребенка?

Слайд 8

Признак | Ген Р 1 (жен.,муж.) ♀ А . В . × ♂ А . В . | здор. здор. катар. | а нет кат. | А Р 2 ♀ аа В . × ♂ А . вв глухон. | в только катар. только глух. нет глух.| В F 1 аа В . ; А . вв только катар. только глух. Р 1 здоровы , Р 2 больны по разным признакам → значит гены, отвечающие за болезни – это рецессивные гены . У одного ребёнка одна гамета в от матери, другая от отца → у матери Вв. У второго ребёнка одна гамета а от матери, другая от отца → у отца Аа. Вывод: генотипы родителей ♀ ааВв × ♂ Аавв

Слайд 9

16. Болезнь Вильсона – аутосомный признак, а потемнение зубов –сцепленный с Х-хромосомой признак. Здоровые женщина и мужчина, имеющие темный цвет зубов, вступили в брак. Их сын здоров и имеет нормальный цвет зубов, а дочь страдает болезнью Вильсона и имеет темный цвет зубов. Чему равна вероятность рождения в семье еще одного здорового сына с нормальным цветом зубов?

Слайд 10

Признак | Ген Р ♀ В . X А . × ♂ В . X А Y | темн., здор. темн., здор. темн. | X А норм. | X а F 1 ♀ вв X А . ; ♂ В . X а Y б. Вильс.| В темн., Вильс. норм., здор. здоров | в Сын с нормальным цветом зубов → этот ген только от матери → оба родителя имели тёмный цвет зубов, а сын с нормальным цветом, значит ген нормального цвета рецессивный X а → ген темного цвета зубов будет доминантный X А . Так как оба родителя здоровы, а дочь больна болезнью Вильсона, значит ген б. Вильсона рецессивный – в. Сын имеет ген X а → от матери. Родители гетерозиготны по Вв → дочь берёт по одной гамете в от отца и матери. Вывод: генотипы родителей ♀ Вв X А X а × ♂ Вв X А Y

Слайд 11

14. Пигментный ретинит (прогрессирующее сужение поля зрения и усиливающаяся ночная слепота, нередко приводящая к полной слепоте) может наследоваться несколькими путями. Один из них – как аутосомный доминантный, а другой – как рецессивный, сцепленный с X -хромосомой признак. Женщина страдает ретинитом, а ее муж и сын – здоровы. Отец женщины страдал формой ретинита, обусловленный геном Х-хромосомы. Чему равна вероятность рождения в семье больного ребенка?

Слайд 12

Признак | Ген Р 1 (жен) ♂ X а Y | ретинит по Х-хр. ретин. | X а нет рет. | X А Р 2 ♀ . . . . × ♂ вв X А Y ретин. | В ретин. ? здоров. нет рет. | в F 1 ♂ вв X А Y здоров. Отец и сын здоровы → их генотипы вв X А Y Отец женщины страдал формой ретинита, обусловленный геном Х-хромосомы → X а Y У женщины от её отца X а , а сыну она могла передать только гамету X А → значит она по генотипу X А X а здорова, а страдает ретинитом, обусловленным аутосомным геном В. У сына генотип вв → значит генотип женщины Вв Вывод: генотипы родителей ♀ Вв X А X а × ♂ вв X А Y

Слайд 13

Задача №1 для самостоятельного решения: 18. Глаукома взрослых наследуется несколькими путями. Первая форма определяется доминантным аутосомным геном, а вторая рецессивным тоже аутосомным геном, не сцепленным с предыдущим геном. Здоровая женщина вышла замуж за мужчину, страдающего первой формой глаукомы, Их матери страдали второй формой глаукомы. Их сын здоров. Чему равна вероятность рождения ребенка, страдающего глаукомой?

Слайд 14

Признак | Ген Р 1 (жен.,муж.) ♀ | II форма I форма. | нет I фор. | Р 2 ♀ × ♂ II форма. | здорова I форма нет II фор.| F 1 ♂ здоров

Слайд 15

Признак | Ген Р 1 (жен.,муж.) ♀ | II форма I форма. | А нет I фор. | а Р 2 ♀ × ♂ II форма. | в здорова I форма нет II фор.| В F 1 ♂ здоров

Слайд 16

Признак | Ген Р 1 (жен.,муж.) ♀ аавв | II форма I форма. | А нет I фор. | а Р 2 ♀ ааВ . × ♂ А . В . II форма. | в здорова I форма нет II фор.| В F 1 ♂ ааВ . здоров

Слайд 17

Признак | Ген Р 1 (жен., муж.) ♀ аавв | II форма I форма. | А нет I фор. | а Р 2 ♀ аа В . × ♂ А . В . II форма. | в здорова I форма нет II фор.| В F 1 ♂ аа В . здоров Женщина и мужчина получили ген в от своих матерей (от отцов они взяли ген В ). Отец взял ген а от матери → его генотип Аа Вывод: генотипы родителей ♀ ааВв × ♂ АаВв

Слайд 18

Задача №2 для самостоятельного решения: 20. Фенилкетонурия и одна из форм агаммаглобулинемии швейцарского типа наследуются как аутосомные признаки, не сцепленные друг с другом. Женщина, страдающая только агаммаглобулинемией, вышла замуж за здорового мужчину. Отец и мать женщины были здоровы, её сын страдает агаммаглобулинемией, а дочь – фенилкетонурией. Чему равна вероятность рождения в этой семье здорового ребёнка?

Слайд 19

Признак | Ген Р 1 (жен) ♀ Аа В . × ♂ Аа В . | здор. здор. агам. | а нет агам. | А Р 2 ♀ аа . . × ♂ А . В . фенил. | в агам. здор. нет фенил.| В F 1 ♀ Аавв , ♂ аа ___ фенил. агам. Отец и мать женщины здоровы, а дочь больна только агаммаглобулинемией, значит оба её родителей гетерозиготны по гену агаммаглобулинемии → у обоих Аа → А – агам., а – нет агам . Значит у женщины генотип аа , у мужчины А . Так как сын болен агаммаглобулинемией, то у него генотип аа → второй ген а он получил от отца → генотип отца Аа. У дочери от матери ген а , от отца ген А → она здорова по агаммаглобулинемии, её генотип Аа. (это делать необязательно) И мать и отец здоровы по фенилкетонурии, но их дочь больна, значит оба её родителей гетерозиготны по гену фенилкетонурии → у обоих Вв → гены В – фенил., в – нет фенил . → у дочери генотип вв . Вывод: генотипы родителей ♀ ааВв × ♂ АаВв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение генетических задач

Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс....

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....

Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»

Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...

Основы наследственности. Решение генетических задач.

Урок путешествие по решению генетических задач.Работа по группам, где учащиеся должны из виртуального путешествия вернуться с полным кариотипом хромосом. У групп будет возможность отыграться в интелле...

Презентация на тему "Первый и второй Законы Менделя. Решение генетических задач". Урок биологии 9 и 10 класс.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах в теме "Генетика".Приведены основные понятия и символы генетики, используемые при решении генетических задач. В през...

Презентация к мастер-классу «Решение генетических задач. Анализ и составление родословных».

Цель: познакомить учащихся  с генеалогическим методом изучения родословных;  познакомить со способами  решения генетических задач из КИМов «ЕГЭ-2018» по биологии ...

Презентация "Практическая работа. Решение генетических задач"

В презентации даны подробное  описание жизненных циклов паразитических червей. Название заболеваний, которые они вызывают....