Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"
методическая разработка (биология, 10 класс) по теме
Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"
Хочу ознакомить с методикой решения биологических задач по генетике курса 10-го класса на дигибридное скрещивание, с которой я познакомилась на курсах профессиональной переподготовки в НГПИ г. Набережные Челны, когда перед нами выступал учитель биологии школы №24 Смирнов Борис Александрович.
Главное в решении данных задач является определение генотипа родителей, именно это является наиболее сложным для учащихся, поэтому об этом, в основном, и пойдёт речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genetika_2.ppt | 471.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Признак | Ген Р АА × аа | жёл зел Желтый | А F 1 Аа (100%) Зелёный | а жёл
15. Потемнение зубов может определяться двумя доминантными генами, один из которых расположен в аутосоме, а другой в Х-хромосоме. В брак вступили мужчина, имеющий темные зубы, и женщина, имеющая нормальный цвет зубов. Их сын имеет темные зубы, а дочь имеет зубы нормального цвета. Чему равна вероятность рождения мальчика с нормальным цветом зубов?
Признак | Ген Р ♀ вв X а X а × ♂ . . X . Y | норм. темн. темн. | X А норм. | X а F 1 ♀ вв X а X а ; ♂ В . X а Y темн. | В норм.. темн. норм. | в Мать и дочь с нормальным цветом зубов → значит генотип у обеих вв X а X а . У дочери одна гамета X а от матери, другая от отца. У сына гамета X а от матери, значит ген темного цвета зубов расположен в аутосоме В → эту гамету сын берёт от отца. У дочери одна гамета в от матери, другая от отца. У отца значит генотип Вв X а Y Вывод: генотипы родителей ♀ вв X а X а × ♂ Вв X а Y
17. Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человек наследуются как аутосомные признаки, не сцепленные друг с другом. Женщина, страдающая только катарактой, вышла замуж за мужчину, страдающего только глухонемотой. Их родители были здоровы. Их первый ребенок, страдает катарактой, а второй – глухонемотой. Чему равна вероятность рождения в семье здорового ребенка?
Признак | Ген Р 1 (жен.,муж.) ♀ А . В . × ♂ А . В . | здор. здор. катар. | а нет кат. | А Р 2 ♀ аа В . × ♂ А . вв глухон. | в только катар. только глух. нет глух.| В F 1 аа В . ; А . вв только катар. только глух. Р 1 здоровы , Р 2 больны по разным признакам → значит гены, отвечающие за болезни – это рецессивные гены . У одного ребёнка одна гамета в от матери, другая от отца → у матери Вв. У второго ребёнка одна гамета а от матери, другая от отца → у отца Аа. Вывод: генотипы родителей ♀ ааВв × ♂ Аавв
16. Болезнь Вильсона – аутосомный признак, а потемнение зубов –сцепленный с Х-хромосомой признак. Здоровые женщина и мужчина, имеющие темный цвет зубов, вступили в брак. Их сын здоров и имеет нормальный цвет зубов, а дочь страдает болезнью Вильсона и имеет темный цвет зубов. Чему равна вероятность рождения в семье еще одного здорового сына с нормальным цветом зубов?
Признак | Ген Р ♀ В . X А . × ♂ В . X А Y | темн., здор. темн., здор. темн. | X А норм. | X а F 1 ♀ вв X А . ; ♂ В . X а Y б. Вильс.| В темн., Вильс. норм., здор. здоров | в Сын с нормальным цветом зубов → этот ген только от матери → оба родителя имели тёмный цвет зубов, а сын с нормальным цветом, значит ген нормального цвета рецессивный X а → ген темного цвета зубов будет доминантный X А . Так как оба родителя здоровы, а дочь больна болезнью Вильсона, значит ген б. Вильсона рецессивный – в. Сын имеет ген X а → от матери. Родители гетерозиготны по Вв → дочь берёт по одной гамете в от отца и матери. Вывод: генотипы родителей ♀ Вв X А X а × ♂ Вв X А Y
14. Пигментный ретинит (прогрессирующее сужение поля зрения и усиливающаяся ночная слепота, нередко приводящая к полной слепоте) может наследоваться несколькими путями. Один из них – как аутосомный доминантный, а другой – как рецессивный, сцепленный с X -хромосомой признак. Женщина страдает ретинитом, а ее муж и сын – здоровы. Отец женщины страдал формой ретинита, обусловленный геном Х-хромосомы. Чему равна вероятность рождения в семье больного ребенка?
Признак | Ген Р 1 (жен) ♂ X а Y | ретинит по Х-хр. ретин. | X а нет рет. | X А Р 2 ♀ . . . . × ♂ вв X А Y ретин. | В ретин. ? здоров. нет рет. | в F 1 ♂ вв X А Y здоров. Отец и сын здоровы → их генотипы вв X А Y Отец женщины страдал формой ретинита, обусловленный геном Х-хромосомы → X а Y У женщины от её отца X а , а сыну она могла передать только гамету X А → значит она по генотипу X А X а здорова, а страдает ретинитом, обусловленным аутосомным геном В. У сына генотип вв → значит генотип женщины Вв Вывод: генотипы родителей ♀ Вв X А X а × ♂ вв X А Y
Задача №1 для самостоятельного решения: 18. Глаукома взрослых наследуется несколькими путями. Первая форма определяется доминантным аутосомным геном, а вторая рецессивным тоже аутосомным геном, не сцепленным с предыдущим геном. Здоровая женщина вышла замуж за мужчину, страдающего первой формой глаукомы, Их матери страдали второй формой глаукомы. Их сын здоров. Чему равна вероятность рождения ребенка, страдающего глаукомой?
Признак | Ген Р 1 (жен.,муж.) ♀ | II форма I форма. | нет I фор. | Р 2 ♀ × ♂ II форма. | здорова I форма нет II фор.| F 1 ♂ здоров
Признак | Ген Р 1 (жен.,муж.) ♀ | II форма I форма. | А нет I фор. | а Р 2 ♀ × ♂ II форма. | в здорова I форма нет II фор.| В F 1 ♂ здоров
Признак | Ген Р 1 (жен.,муж.) ♀ аавв | II форма I форма. | А нет I фор. | а Р 2 ♀ ааВ . × ♂ А . В . II форма. | в здорова I форма нет II фор.| В F 1 ♂ ааВ . здоров
Признак | Ген Р 1 (жен., муж.) ♀ аавв | II форма I форма. | А нет I фор. | а Р 2 ♀ аа В . × ♂ А . В . II форма. | в здорова I форма нет II фор.| В F 1 ♂ аа В . здоров Женщина и мужчина получили ген в от своих матерей (от отцов они взяли ген В ). Отец взял ген а от матери → его генотип Аа Вывод: генотипы родителей ♀ ааВв × ♂ АаВв
Задача №2 для самостоятельного решения: 20. Фенилкетонурия и одна из форм агаммаглобулинемии швейцарского типа наследуются как аутосомные признаки, не сцепленные друг с другом. Женщина, страдающая только агаммаглобулинемией, вышла замуж за здорового мужчину. Отец и мать женщины были здоровы, её сын страдает агаммаглобулинемией, а дочь – фенилкетонурией. Чему равна вероятность рождения в этой семье здорового ребёнка?
Признак | Ген Р 1 (жен) ♀ Аа В . × ♂ Аа В . | здор. здор. агам. | а нет агам. | А Р 2 ♀ аа . . × ♂ А . В . фенил. | в агам. здор. нет фенил.| В F 1 ♀ Аавв , ♂ аа ___ фенил. агам. Отец и мать женщины здоровы, а дочь больна только агаммаглобулинемией, значит оба её родителей гетерозиготны по гену агаммаглобулинемии → у обоих Аа → А – агам., а – нет агам . Значит у женщины генотип аа , у мужчины А . Так как сын болен агаммаглобулинемией, то у него генотип аа → второй ген а он получил от отца → генотип отца Аа. У дочери от матери ген а , от отца ген А → она здорова по агаммаглобулинемии, её генотип Аа. (это делать необязательно) И мать и отец здоровы по фенилкетонурии, но их дочь больна, значит оба её родителей гетерозиготны по гену фенилкетонурии → у обоих Вв → гены В – фенил., в – нет фенил . → у дочери генотип вв . Вывод: генотипы родителей ♀ ааВв × ♂ АаВв
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение генетических задач
Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс....
Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"
Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....
Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»
Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...
Основы наследственности. Решение генетических задач.
Урок путешествие по решению генетических задач.Работа по группам, где учащиеся должны из виртуального путешествия вернуться с полным кариотипом хромосом. У групп будет возможность отыграться в интелле...
Презентация на тему "Первый и второй Законы Менделя. Решение генетических задач". Урок биологии 9 и 10 класс.
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах в теме "Генетика".Приведены основные понятия и символы генетики, используемые при решении генетических задач. В през...
Презентация к мастер-классу «Решение генетических задач. Анализ и составление родословных».
Цель: познакомить учащихся с генеалогическим методом изучения родословных; познакомить со способами решения генетических задач из КИМов «ЕГЭ-2018» по биологии ...
Презентация "Практическая работа. Решение генетических задач"
В презентации даны подробное описание жизненных циклов паразитических червей. Название заболеваний, которые они вызывают....