Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику И.Н. Пономаревой
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику И.Н. Пономаревой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_biologiya_2020-2021.doc | 333.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 348
Невского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Решением Педагогического совета Протокол от «___»_______2020 г №_____ | «УТВЕРЖДЕНА» Приказ от «____» _________2020 г №_____ Директор ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга _________________В.Н. Васильева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ______________биологии________________________
(предмет, курс)
класс _________________6_________________________
срок реализации программы_________1 год_________
учитель __Вакулова И.В.____
первая квалификационная категория
(Ф.И.О., квалификационная категория учителя)
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка к рабочей программе
по курсу биологии 6 класс
Цели и задачи:
Основные цели изучения биологии в 6 классе:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
- изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов;
- научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов;
- научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;
- научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.
Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);
- Образовательная программа основного общего образования (учебный план) ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга на 2020/2021 учебный год;
- «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения);
- Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Вентана-Граф, 2017.)
Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы
Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2019.
Электронные учебные издания
Основные и дополнительные информационные источники, рекомендуемые учащимся и используемые учителем (сайты, компьютерные программы и т.п.):
- Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии
- Биология.ру http://www.biology.ru/
- Федеральный институт педагогический измерений http://old.fipi.ru/
- http://edu.ru/ – федеральный портал – Российское образование, единое окно доступа к образовательным ресурсам.
- http://festival.1september.ru/ – сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября», открытый педагогический форум.
- http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/ponomareva/
Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения
Программа является базовой, т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.
Информация о количестве учебных часов
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (по учебному плану).
1 четверть – 8 часов
2 четверть – 8 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
Информация о внесенных изменениях
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской Программой по биологии для 5 – 9 классов под редакцией И.Н.Пономарёвой.
Планируемые образовательные результаты учащихся
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растений как представителей самостоятельного царства живой природы;
• применять методы биологической науки для изучения растений: проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о растительных организмах, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и в жизни человека; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
- выделять эстетические достоинства растительных организмов и растительных сообществ;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
- различать с помощью таблиц и микропрепаратов части и органоиды клетки, типы растительных тканей, органы цветковых растений, называть их функции;
- выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в растениях и грибах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
- участвовать в групповой работе;
- составлять план работы и план ответа;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов;
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организмов растений, грибов, лишайников;
- значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;
- влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
- строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
- особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;
- отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений;
- основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);
- правила и нормы поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- -объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
- -изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- -распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространённые растения, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
- -выявлять приспособления организмов в среде обитания;
- -сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- -определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
- -проводить самостоятельный поиск биологической информации: с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;
- пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой).
Метапредметные результаты обучения
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные результаты обучения:
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Учет особенностей учащихся класса
Шестиклассники (дети 11—12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредована. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально. Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах школы. При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов. Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у школьников, которые относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного психолога В.В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному». Одна из основных причин, каких в первом случае, — низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи. Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.
Используемые технологии:
- проблемное обучение;
- развивающее обучение;
- дифференцированное обучение;
- игровое обучение;
- обучение развитию критического мышления
Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды контроля:
- вводный,
- текущий,
- тематический,
- итоговый,
Формы контроля:
- проверочная работа;
- тест;
- фронтальный опрос;
- зачет
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, проверочные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).
Основной формой итогового контроля является тестирование, зачеты.
Формы промежуточной аттестации учащихся:
- Промежуточная аттестация в ОУ подразделяется на:
- годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год;
- четверть – оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного полугодия на основании текущей аттестации;
- текущую аттестацию - оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения учащимися по результатам проверки (проверок).
Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащихся являются:
Формы письменной проверки:
письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста (тестовый контроль).
Формы устной проверки:
устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.
При промежуточной аттестации учащихся в ОУ применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт» или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются педагогическим советом ОУ.
Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся ОУ проводится с целью определения качества освоения учащимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении четверти. Отметка учащегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах. Формами проведения годовой письменной аттестации являются: контрольная работа, тест и др. К устным формам годовой аттестации относятся: защита реферата, проектно-исследовательская работа, зачет, собеседование и другие.
Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации учащихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования
Формы промежуточной аттестации учащихся
VI класс
Предмет | I | II | III | IV | Итоговый контроль (год) |
Биология | Тестовая работа | Контрольная работа | Тестовая работа | Контрольная работа | Тестовая работа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология: 6 класс / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко
(34 ч, из них 2 ч – резервное время)
Тема 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)
Царства живой природы. Внешнее строение, органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях – ботаника. Жизненные формы растений. Связь жизненных форм со средой обитания.
Клеточное строение растений. Строение, жизнедеятельность клетки. Растительные ткани и их особенности. Растение как целостный организм.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разумные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живой природы;
- основные признаки царства Растения;
- основные органоиды клетки;
- особенности растительных тканей;
- жизненные формы растений.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды растительной клетки;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах ткани растений;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Тема 2. Органы растений (8 ч)
Семя как орган размножения растений. Строение семени Двудольных и Однодольных растений. Прорастание семян. Условия прорастания семян. Типы корневых систем. Строение корня. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе. Побег как сложная система, строение побега. Строение почек. Развитие побега из почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Значение листьев и листопада. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля, видоизменения стебля. Цветок как видоизменённый побег. Строение и роль цветка в жизни растения. Соцветия, их разнообразие. Опыление как условие оплодотворения. Строение и разнообразие плодов. Значение и распространение плодов.
Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли».
Лабораторная работа № 2. «Строение корня проростка».
Лабораторная работа № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек».
Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
Демонстрация
- Стадии прорастания семени фасоли.
- Геотропизм корней.
- Развитие побега из почки.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
- формирование основ экологической культуры;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;
- использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
- работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- особенности строения вегетативных органов цветкового растения;
- особенности строения цветка как генеративного органа;
- строение, роль семян в жизни растений, условия из прорастания и распространения;
- видоизменения генеративных органов, их значение в жизни растений;
- использование человеком знаний о строении и развитии растений в хозяйственной деятельности;
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать функции органов растений;
- описывать стадии развития органов растений и всего растения;
- называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;
- различать и определять типы корневых систем;
- определять типы почек на рисунках и натуральных объектах;
- сравнивать побеги разных растений и находить их отличия;
- устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления;
- изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в виде схем, рисунков, таблиц;
- объяснять особенности роста органов растения;
- устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями;
- систематизировать знания по теме;
- оценивать свои результаты и достижения.
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Минеральное питание растений. Вода как необходимое условие почвенного питания. Функции корневых волосков. Удобрения и их роль в жизни растения. Растения как автотрофы. Фотосинтез: значение, условия. Дыхание растений. Обмен веществ как важнейший признак жизни. Размножение растений как необходимое свойство жизни. Типы размножения. Двойное оплодотворение у цветковых. Достижения С.Г. Навашина. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе и использование человеком в хозяйственной деятельности. Зависимость процессов роста и развития растений от условий окружающей среды. Суточные и сезонные ритмы.
Лабораторная работа № 5. «Черенкование комнатных растений».
Демонстрация
- Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
- формирование основ экологической культуры;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;
- использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
- работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- особенности минерального и воздушного питания растений;
- отличие дыхания от фотосинтеза;
- роль дыхания и фотосинтеза в жизни растений;
- особенности разных типов размножения;
- особенности двойного оплодотворения у цветковых растений;
- роль биологических знаний в практической деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять роль почвенного питания в жизни растения, роль корневых волосков;
- сравнивать и различать значение минеральных и органических удобрений;
- характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений, объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе;
- обосновывать космическую роль зелёных растений;
- устанавливать взаимосвязь процессов питания и дыхания растений с окружающей средой;
- характеризовать обмен веществ как важный признак жизни;
- объяснять биологическую роль размножения в жизни растений;
- сравнивать разные виды размножения;
- сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения;
- применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях;
- проводить черенкование комнатных растений;
- характеризовать этапы индивидуального развития растения;
- соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч)
Систематика растений, происхождение названия растений. Классификация растений, вид как единица классификации. Водоросли, общая характеристика, разнообразие, значение в природе, использование человеком. Моховидные: характерные черты строения, размножение, значение в природе и в жизни человека. Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные. Значение этих растений в природе и жизни человека. Общая характеристика Голосеменных растений, расселение их по Земле. Появление семени как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Хвойные. Голосеменные на территории России, значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития Покрытосеменных растений, их более высокий уровень развития по сравнению с голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Класс Двудольные и класс Однодольные. Охрана редких и исчезающих видов. Отличительные признаки растений семейств классов Двудольные и Однодольные. Значение в природе, использование человеком.
Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного мира. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. История происхождения культурных растений, значение искусственного отбора и селекции. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Центры происхождения культурных растений, история их расселения по земному шару.
Лабораторная работа № 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
- формирование основ экологической культуры;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
- осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, включая умения видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы;
- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;
- использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
- работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- значение систематики в изучении растений;
- классификацию растений;
- общую характеристику водорослей как низших споровых растений;
- особенности Моховидных как высших споровых растений, их значение в природе и жизни человека;
- характерные черты отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные;
- общую характеристику Голосеменных и Покрытосеменных растений, их приспособленность к среде обитания;
- значение образования семени;
- отличительные особенности классов Однодольные и Двудольные и семейств, относящихся к этим классам;
- историю развития растительного мира, происхождение и расселение культурных растений;
- заслуги Н.И. Вавилова в изучении эволюции культурных растений.
Учащиеся должны уметь:
- систематизировать растения по группам, характеризовать единицу систематики - вид;
- осваивать приёмы работы с определителями растений;
- выделять и описывать существенные признаки водорослей;
- сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки;
- сравнивать представителей различных групп растений, делать выводы;
- распознавать на рисунках, в гербариях представителей различных отделов растений;
- характеризовать признаки принадлежности растений к определённым отделам, классам, семействам;
- устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и размножения растений и условиями окружающей среды;
- проводить простейшие исследования и фиксировать результаты;
- прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни растений;
- применять приёмы работы с определителями растений;
- выделять и сравнивать существенные признаки групп растений;
- объяснять сущность понятия эволюции растений;
- называть отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;
- характеризовать значение растений в жизни человека;
- соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Тема 5. Природные сообщества (3 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Роль растений в природных сообществах. Ярусное строение природного сообщества, условия обитания растений в биогеоценозе. Понятие о смене природных сообществ, причины внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране природных сообществ.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
- формирование основ экологической культуры;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;
- использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
- работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- характерные признаки биогеоценоза, экосистемы;
- о круговороте веществ и потоке энергии как главном условии существования природного сообщества;
- о роли зелёных растений в природных сообществах;
- о ярусном расположении растений в сообществах и значении этого явления;
- о смене природных сообществ и её причинах;
- особенности культурных и природных сообществ;
Учащиеся должны уметь:
- объяснять сущность понятия природное сообщество;
- устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества;
- характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества;
- наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы;
- систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира;
- называть черты приспособления растения к существованию в условиях яруса;
- объяснять целесообразность ярусности;
- называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции;
- приводить примеры смены природных сообществ;
- объяснять причины неустойчивости культурных сообществ – агроценозов;
- аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Наука о растения – ботаника | 4 |
2. | Органы растений | 8 |
3. | Основные процессы жизнедеятельности растений | 6 |
4. | Многообразие и развитие растительного мира | 11 |
5. | Природные сообщества | 3 |
Контроль знаний /промежуточный, итоговый/ | 1 | |
Резерв | 1 | |
Итого: | 34 ч |
Лабораторные работы:
- «Строение семени фасоли».
- «Строение корня проростка».
- «Строение вегетативных и генеративных почек».
- «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
- «Черенкование комнатных растений».
- «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Поурочно – тематическое планирование 6 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип/ форма урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | |
освоение предметных знаний | УУД | |||||
Раздел 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа) | ||||||
1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений | 1 | Урок формирования знаний. Эвристическая беседа, работа с учебником | Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Растения. Характеризовать внешнее строение растений, объяснять отличия вегетативных органов от генеративных. Описывать историю развития науки о растениях | Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно П: устанавливать причинно-следственные связи, составлять план параграфа, работать с натуральными объектами К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения. | Фронтальная беседа Вопросы № 1-5 с. 13 |
2 | Многообразие жизненных форм растений | 1 | Урок формирования знаний | Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарничков, трав | Р: Умение осуществлять взаимоконтроль при работе в паре; умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями, выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения | Работа на уроке Вопросы № 1-5 на с. 16 устно. |
3 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки | 1 | Урок формирования знаний. Урок-исследование | Формирование умения определить понятия: клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки | Р: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями К: инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов | Фронтальная беседа |
4 | Ткани растений | 1 | Комбинированный урок. Урок-лаборатория | Формирование понятий: ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появления тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей. Обобщение и систематизация знаний по теме «Наука о растениях – ботаника» | Р: Осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных и познавательных задач П: Развивать навыки самопознания К: Умение работать в группах | Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль. Вопросы 1-5 на с. 25. |
Раздел 2. Органы растений (8 часов) | ||||||
5 | Семя, его строение и значение. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли» | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок-исследование | Формирование представлений о семени, как органе размножения растений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и в жизни человека | Р: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном плане. П: Осуществлять логическую операцию перехода от понятий с меньшим объёмом к понятиям с большим объёмом. К: Умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР |
6 | Условия прорастания семян | 1 | Комбинированный урок | Научатся объяснять смысл важнейших биологических терминов и понятий, определять значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян | Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы П: Использовать приёмы работы с информацией; давать определения понятиям К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнёром | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль, тест, составление схемы |
7 | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка» | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок-исследование. | Научатся объяснять смысл важнейших биологических терминов и понятий, определять основные типы корневых систем растений. Строение корня – зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе | Р: Осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. П: Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. К: отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, осуществлять основы коммуникативной рефлексии. | Проверка тетрадей, оформление результатов лабораторной работы в тетради зад.1,4 с.17-19 |
8 | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек» | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок-лаборатория. | Научатся характеризовать побег как сложную систему. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки | Р: свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию П: осваивать приёмы исследовательской деятельности, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР |
9 | Лист, его строение и значение | 1 | Комбинированный урок | Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев | Р: саморегулирование в познавательной деятельности . Умение делать выводы на основе сравнения биологических объектов и процессов П: Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определённому признаку. К: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации | Взаимоконтроль, терминологический диктант. |
10 | Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок-лаборатория. | Получат представление о разнообразии стеблей, научатся описывать внутреннее строение стебля, его функции, называть видоизменённые побеги, приводить примеры. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов | Р: составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы, П: формулирование проблемы, уметь работать с лабораторным оборудованием, К: аргументация своей точки зрения, отстаивание своей позиции, слушать одноклассников и принимать их позицию | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, игра «Найди ошибки». |
11 | Цветок, его строение и значение | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний | Знание особенностей строения цветков. Объяснение различий между однодомными и двудомными растениями | П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. К: умение воспринимать информацию на слух | Самоконтроль. Вопросы 1,3 на с. 66. |
12 | Плод. Разнообразие и значение плодов | 1 | Комбинированный урок. Урок с элементами исследовательской деятельности. Эвристическая беседа | Знание принципов классификации плодов: по количеству семян, по характеру околоплодника | П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения К.: умение воспринимать информацию на слух | Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль, сам/работа по зад.1-3 с.31-33 |
Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов) | ||||||
13 | Минеральное питание растений и значение воды | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний | Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворенных в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде. | П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов. Р: делать выводы по результатам работы. К.: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Фронтальная беседа, взаимоконтроль |
14 | Воздушное питание растений – фотосинтез | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Учебная лекция, эвристическая беседа. | Знают об условиях образования органических веществ в растении. Зеленые растения – автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе | П.развивается умение наблюдений за экспериментом Р: фиксировать, объяснять анализировать результаты. экспериментов К.: делать выводы, высказывать версии | Фронтальная беседа, составление схем |
15 | Дыхание и обмен веществ у растений | 1 | Комбинированный урок. Эвристическая беседа | Знают о роли дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | П.развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: получать информацию в ходе наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании делать вывод. К.: умение дискутировать | Самоконтроль, работа в парах, составление таблицы |
16 | Размножение и оплодотворение у растений | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний | Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение – вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного ученого С.Г. Навашина | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов | Фронтальная беседа, составление схем |
17 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений» | 1 | Комбинированный урок. Урок-практикум | учащиеся знают особенности вегетативного размножения покрытосеменных растений, умеют проводить размножение комнатных растений с помощью черенкования | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самостоятельной работы К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. Взаимопроверка в группах, оценка работы групп |
18 | Рост и развитие растений | 1 | Комбинированный урок | Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания. Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и сезонные ритмы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на жизнедеятельность растений | П. развиваются навыки исследовательской деятельности Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений К.: умение делать выводы, высказывать версии | Самостоятельна работа, задания на с.101-102 учебника |
Раздел 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 часов) | ||||||
19 | Систематика растений, её значение для ботаники | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний | Учащиеся имеют представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии. Знают характеристику классов Однодольных и Двудольных | П: Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы Р: Умение организовано выполнять задания. К: правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Взаимопроверка в группах, составление схемы |
20 | Водоросли, их разнообразие в природе | 1 | Комбинированный урок | Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зеленые, Красные, Бурые водоросли. Использование водорослей человеком | П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений К.: умение делать выводы | Фронтальная беседа, составление схемы на ИД, игра «Найди ошибки». |
21 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений» | 1 | Комбинированный урок. Урок-лаборатория | Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печеночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и в жизни человека | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР |
22 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика | 1 | Комбинированный урок | Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и в жизни человека. | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | Взаимопроверка в группах, составление схемы |
23 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение | 1 | Комбинированный урок | Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Их значение в природе и в жизни человека. | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов | Самоконтроль |
24 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение | 1 | Комбинированный урок | Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и Однодольные | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самостоятельной работы К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов | Составление схемы на ИД, оценка работы групп |
25 | Семейства класса Двудольные | 1 | Урок формирования знаний | Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и в жизни человека. Сельскохозяйственные культуры | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Развитие навыков самооценки К: воспринимать разные формы информации | Составление схемы на ИД, биологический диктант |
26 | Семейства класса Однодольные | 1 | Урок формирования знаний | Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе и в жизни человека. Исключительная роль злаковых растений | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Фронтальная беседа, составление схемы на ИД игра «Найди ошибки» |
27 | Историческое развитие растительного мира | 1 | Комбинированный урок | Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов | П: Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы Р: Умение организовано выполнять задания. К: правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах |
28 | Многообразие и происхождение культурных растений | 1 | Комбинированный урок. Урок-открытие. | История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Развитие навыков самооценки К: воспринимать разные формы информации | Взаимопроверка в группах, составление схемы |
29 | Дары Нового и Старого Света | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-семинар | Расселение растений. Сорные растения, их значение. Дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква). История и центры их появления. Значение растений в жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие и развитие растительного мира». | П: Уметь работать с изобразительной наглядностью Р: выполнять задания по алгоритму К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы | Взаимопроверка в группах |
Раздел 5. Природные сообщества (3 часа) | ||||||
30 | Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний | Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачев о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нем. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах. | П.: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Р: развитие навыков самооценки и самоанализа. К.: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Взаимопроверка в группах, составление схемы. Самоконтроль |
31 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе | 1 | Урок систематизации и закрепления знаний | Ярусное строение природного сообщества – наземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ | П: Умение работать с понятийным аппаратом Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Взаимопроверка в группах |
32 | Смена природных сообществ и её причины | 1 | Комбинированный урок | Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Природные сообщества». | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Фронтальная беседа, составление схемы на ИД игра «Найди ошибки». |
33 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение и систематизация знаний по итогам года | П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, сравнивать объекты. Р: делать выводы по результатам работы К.: умение воспроизводить информацию | Проверка учителем контрольной работы |
34 | Резерв |
№ | Тема урока | Дата проведения урока | |
По плану | По факту | ||
1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений | 02.09 – 06.09 | |
2 | Многообразие жизненных форм растений | 09.09 – 13.09 | |
3 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки | 16.09 – 20.09 | |
4 | Ткани растений | 23.09 – 27.09 | |
5 | Семя, его строение и значение. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли» | 30.09 – 04.10 | |
6 | Условия прорастания семян | 07.10 – 11.10 | |
7 | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка» | 14.10 – 18.10 | |
8 | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек» | 21.10 – 25.10 | |
9 | Лист, его строение и значение | 04.11 – 08.11 | |
10 | Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | 11.11 – 15.11 | |
11 | Цветок, его строение и значение | 18.11 – 22.11 | |
12 | Плод. Разнообразие и значение плодов | 25.11 – 29.11 | |
13 | Минеральное питание растений и значение воды | 02.12 – 06.12 | |
14 | Воздушное питание растений – фотосинтез | 09.12 – 13.12 | |
15 | Дыхание и обмен веществ у растений | 16.12 – 20.12 | |
16 | Размножение и оплодотворение у растений | 23.12 – 27.12 | |
17 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений» | 13.01 – 17.01 | |
18 | Рост и развитие растений | 20.01 – 24.01 | |
19 | Систематика растений, её значение для ботаники | 27.01 – 31.01 | |
20 | Водоросли, их разнообразие в природе | 03.02 – 07.02 | |
21 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений» | 10.02 – 14.02 | |
22 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика | 17.02 – 21.02 | |
23 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение | 24.02 – 28.02 | |
24 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение | 02.03 – 06.03 | |
25 | Семейства класса Двудольные | 09.03 – 13.03 | |
26 | Семейства класса Однодольные | 16.03 – 20.03 | |
27 | Историческое развитие растительного мира | 30.03 – 03.04 | |
28 | Многообразие и происхождение культурных растений | 06.04 – 10.04 | |
29 | Дары Нового и Старого Света | 13.04 – 17.04 | |
30 | Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме | 20.04 – 24.04 | |
31 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе | 27.04 – 01.05 | |
32 | Смена природных сообществ и её причины | 04.05 – 08.05 | |
33 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса | 11.05 – 15.05 | |
34 | Резерв | 18.05 – 22.05 |
Литература для учащихся
- А.Брем Жизнь растений. М.:Эксмо, 2010
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение,
- Цингер А.В. Занимательная ботаника. М.: Аванта+, 2009
Электронные издания:
- Афанасьев А.А. Биология. 6-9 кл : Учебное пособие: 1 CD-ROM .- М.: NMG; ФЦ ЭМТО, 2003.- 569 МБ.- (Библиотека электронных наглядных пособий)
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- 5. Электронный атлас для школьника. Зоология. – «ЧеРо», 2004 г. «Интерактивная линия», 2004г. Авторы – д.б.н. В.Р. Дольник, д.б.н. М.А. Козлов
- Электронные уроки и тесты: Биология в школе. Функции и среда обитания животных организмов. YDP. Interactive Publishing, 2005. ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2005. ЗАО «Новый Диск», 2005.
- Электронные уроки и тесты: Биология в школе. Жизнедеятельность животных. . YDP. Interactive Publishing, 2005. ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2005. ЗАО «Новый Диск», 2005.
Общие сайты по биологии
«Научная сеть» - http://www.nature.ru/ - содержит достоверную научную информацию по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделамбиологии: биографии ученых, научные статьи, популярные заметки.
Школьный мир: Биология http://school.holm.ru/predmet/bio/
Растения
http://flower.onego.ru/ - Энциклопедия декоративных садовых растений
«Лужок» http://www.luzhok.ru/ -замечательный сайт, посвященный декоративным растениям. Содержит описания комнатных и декоративных растений,рекомендации по разведению и уходу, фотографии и рисунки, информацию о лекарственных растениях и их применении, легенды о растениях
http://www.valleyflora.ru/gerbarii-rastenii.html - гербарий растений Екатерины II.
http://eorhelp.ru/node/3935 - электронно-образовательный ресурс нового поколения «Природно-экологические комплексы России.
Электронные энциклопедии
Википедия http://www.ru.wikipedia.org – он-лайн энциклопедия.
http://www.krugosvet.ru – он лайн-энциклопедия
http://dic.academic.ru - словари и экциклопедии
Обучающие энциклопедии:"Биология"
(Просмотр с помощью Internet Explorer 5)
Методические сайты для учителей
http://www.teacher-edu.ru – стандарты общеобразовательной школы.
http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?prjid=199&id=12 -сайт Московского института открытого образования (статьи, разработки уроков, контроль знаний,лекции).
http://bio.1september.ru/urok/ - сайт «Я иду на урок биологии».
Газета «Биология» – электронное приложение к газете «1 сентября»; раздел «Биология
http://revolution.allbest.ru/biolog
http://www.pravoteka.ru – правила по технике безопасности при изучении биологии.
http://www.openclass.ru/communities/160193 - сайт Сетевого педагогического сообщества МСО
http://www.metodist.lbz.ru/ - методическая служба издательства "БИНОМ. Лаборатория знаний".
Учебная литература
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (анонс учебников, авторские программы к учебникам, выпущенным в издательстве).
http://www.drofa.ru – сайт издательства «Дрофа».
http://www.1september.ru – сайт издательского дома «1 сентября».
Изображения:
http://teacherdo.ru/moodle/file.php/181/glrx-152075195.JPG-картина И.Шишкина «Дубовая роща»
http://teacherdo.ru/moodle/file.php/181/r.jpeg - фиалка
http://teacherdo.ru/moodle/file.php/181/1271733803_trifolium_pratense.jpg - клевер
http://teacherdo.ru/moodle/file.php/181/1283789041_kulturnoe-rastenie-pshenica.jpg - пшеница
http://gallerix.ru/pic/Levitan/image/glrx-535250854.JPG - пейзаж
Интернет – ресурсы:
http://teacherdo.ru/moodle/mod/resource/view.php?id=5736 – сайт биология в классе.
http://travoved.narod.ru - энциклопедия дикорастущих растений травоведа.
http://www.eco.nw.ru/lib/data/08/4/020408.htm - атлас определитель лесных травяных растений.
http://www.floralworld.ru/encyclopedia/catalogue.html - цветочный мир. Энциклопедия растений.
http://schools.keldysh.ru/sch1216/students/Hercules/myth_4.htm - первый подвиг Геракла
http://www.dachi74.ru/zve_kal/zve_kal.htm - цветочный калейдоскоп- цветы на садовом участке.
http://www.florets.ru/tsvety-i-klassika/tsvety-v-literature.html - цветы в литературе. Цветы и классика.
http://www.shishlena.ru/6-klass-biologiya-bakteriy-gribov-rasteniy/urok-onlayn-korni-kornevie-sistemi - современные уроки биологии – урок- онлайн. Корни. Корневые системы.
http://www.ecosystema.ru- экологическое образование детей и изучение природы России.
http://www.rastitelnyj.ru/index.htm - растительный мир нашей Родины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл УМК Пономарева
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл УМК Пономарева...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...