Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику И.Н. Пономаревой
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа по биологии 5 класс УМК И.Н. Пономаревой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_biologiya_2020-21.doc | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 348
Невского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Решением Педагогического совета Протокол от «___»_______2020 г №_____ | «УТВЕРЖДЕНА» Приказ от «____» _________2020 г №_____ Директор ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга _________________В.Н. Васильева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ______________биологии________________________
(предмет, курс)
класс _________________5_________________________
срок реализации программы_________1 год_________
учитель _____________
(Ф.И.О., квалификационная категория учителя)
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка к рабочей программе
по курсу биологии 5 класс
Цели и задачи:
Основные цели изучения биологии в 5 классе:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы в их взаимосвязи;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, формирование навыков природосообразного поведения в окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в окружающей среде.
Задачи:
- научить ориентироваться в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развивать познавательные мотивы, направленные на получение знаний о живой природе; познавательные качества личности, связанные с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладевать ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формировать у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);
- Образовательная программа основного общего образования (учебный план) ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга на 2020/2021 учебный год;
- «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения);
- Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Вентана-Граф, 2017.)
Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы
Учебник И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А. Корнилова. Биология. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2019.
Электронные учебные издания
Основные и дополнительные информационные источники, рекомендуемые учащимся и используемые учителем (сайты, компьютерные программы и т.п.):
- Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии
- Биология.ру http://www.biology.ru/
- Федеральный институт педагогический измерений http://old.fipi.ru/
- http://edu.ru/ – федеральный портал – Российское образование, единое окно доступа к образовательным ресурсам.
- http://festival.1september.ru/ – сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября», открытый педагогический форум.
- http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/ponomareva/
Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом школы для ступени основного общего образования. Согласно ему курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Информация о количестве учебных часов
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (по учебному плану).
1 четверть – 8 часов
2 четверть – 8 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
Информация о внесенных изменениях
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской Программой по биологии для 5 – 9 классов под редакцией И.Н.Пономарёвой.
Планируемые образовательные результаты учащихся
Ученик научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов, проводить наблюдения за организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, природных сообществах, среде обитания, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и в жизни человека; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, работы с определителями растений;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- проводить наблюдения за живыми организмами; фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
- составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
- выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в живых организмах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
- участвовать в групповой работе;
- составлять план работы и план ответа;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Предметные результаты обучения освоения биологии в основной школе являются:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- формирование о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;
- освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Метапредметные результаты обучения:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенции).
Личностные результаты обучения:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий с учетом устойчивых познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм и правил поведения;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Используемые технологии:
- проблемное обучение;
- развивающее обучение;
- дифференцированное обучение;
- игровое обучение;
- обучение развитию критического мышления
Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды контроля:
- вводный,
- текущий,
- тематический,
- итоговый,
Формы контроля:
- проверочная работа;
- тест;
- фронтальный опрос;
- зачет
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, проверочные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).
Основной формой итогового контроля является тестирование, зачеты.
Формы промежуточной аттестации учащихся:
- Промежуточная аттестация в ОУ подразделяется на:
- годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год;
- четверть – оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного полугодия на основании текущей аттестации;
- текущую аттестацию - оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения учащимися по результатам проверки (проверок).
Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащихся являются:
Формы письменной проверки:
письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста (тестовый контроль).
Формы устной проверки:
устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.
При промежуточной аттестации учащихся в ОУ применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт» или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются педагогическим советом ОУ.
Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся ОУ проводится с целью определения качества освоения учащимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении четверти. Отметка учащегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах. Формами проведения годовой письменной аттестации являются: контрольная работа, тест и др. К устным формам годовой аттестации относятся: защита реферата, проектно-исследовательская работа, зачет, собеседование и другие.
Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации учащихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования
Формы промежуточной аттестации учащихся
V класс
Предмет | I | II | III | IV | Итоговый контроль (год) |
Биология | Тестовая работа | Контрольная работа | Тестовая работа | Контрольная работа | Тестовая работа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология: 5 класс / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, И.В. Николаев
(34 ч, из них 1 ч – резервное время)
Тема 1. Биология – наука о живом мире (9 ч.)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Отличительные признаки живых организмов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Особенности химического состава живы организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение.
Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов».
Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».
Демонстрация
- Обнаружение воды в живых организмах;
- Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах;
- Обнаружение белков, углеводов, жиров в растительных организмах.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разумные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч.)
Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и в жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приемы оказания первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и в жизни человека. Роль биологического разнообразия в природе и в жизни человека.
Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением растения».
Лабораторная работа № 4.«Наблюдение за передвижением животных».
Демонстрация
- Гербарии различных групп растений.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
- формирование основ экологической культуры;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основные признаки представителей царств живой природы;
Учащиеся должны уметь:
- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Приспособления к различным средам обитания.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
Тема 4. Человек на планете Земля (5 ч.)
Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистеме.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Биология – наука о живом мире | 9 |
2. | Многообразие живых организмов | 11 |
3. | Жизнь организмов на планете Земля | 8 |
4. | Человек на планете Земля | 5 |
Резерв | 1 | |
Итого: | 34 ч |
Лабораторные работы:
- «Изучение устройства увеличительных приборов».
- «Знакомство с клетками растений».
- «Знакомство с внешним строением растения».
- «Наблюдение за передвижением животных».
Поурочно – тематическое планирование 5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип/ форма урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Примечание | |
освоение предметных знаний | УУД | ||||||
Раздел 1. Биология – наука о живом мире (9 часов) | |||||||
1 | Наука о живой природе | 1 | Комбинированный урок | Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы и ТБ в кабинете биологии | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете П: умение работать с текстом, выделять в нем главное К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | Вводный (фронтальный опрос) | Изучить § 1, пересказ, Сообщение «Разнообразие живых организмов».Подготовится к вводному контролю |
2 | Свойства живого | 1 | Урок формирования знаний | Выделение отличительных признаков живых организмов: обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение | Р: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы П: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения | Работа на уроке Текущий (устный опрос). | §2, пересказ, ответить на вопросы. Сообщение «Способы передвижения растений или животных» |
3 | Методы изучения природы | 1 | Урок общеметодологической направленности | Ознакомление с методами исследования живой природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение; и приобретение элементарных навыков их использования | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. К: строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Текущий, (самостоятельная работа). | §3, воп.1-4 |
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов» | 1 | Комбинированный урок. Урок-лаборатория | Объяснять назначение увеличительных приборов: лупа, микроскоп. Получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Р: умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа. П: : приобретение элементарных навыков работы с приборами К: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР | Изучить § 4, воп.1-4 |
5 | Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок-исследование | Формирование представлений об основных частях клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Формирование понятий: клетка, организмы: одноклеточные многоклеточные. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа. П: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. К: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР | Изучить § 5, ответить на вопросы 1-5. |
6 | Химический состав клетки | 1 | Урок общеметодологической направленности | Формирование представлений о химическом составе клеток. Неорганические и органические вещества. Значение химических веществ в жизнедеятельности клетки. | Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы П: Использовать приёмы работы с информацией; давать определения понятиям К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнёром | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль, составление схемы | Изучить § 6, ответить на вопросы |
7 | Процессы жизнедеятельности клетки | 1 | Урок открытия нового знания | Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путем деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обуславливающая ее жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации. К: отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, осуществлять основы коммуникативной рефлексии. | Самоконтроль, составление схемы | Изучить § 7 до стр. 30, ответить на вопросы 1-5. |
8 | Великие естествоиспытатели | 1 | Урок рефлексии. | Анализировать информацию учителя о выдающихся ученых-естествоиспытателях; называть области науки, в которых работали конкретные ученые, знать сущность их открытий; знать имена отечественных ученых, внесших важнейший вклад в развитие биологии. | Р: свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию П: работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; составлять план параграфа; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы. К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе | Фронтальная беседа, составление схем | Изучить § 7 до конца |
9 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Биология – наука о живом мире» | 1 | Урок развивающего контроля | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Биология – наука о живом мире». | Р: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществлять рефлексию своей деятельности. П: : устанавливать причинно- следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач. К: строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию | Тематический контроль. | Повторение |
Раздел 2. Многообразие живых организмов (11 часов) | |||||||
10 | Царства живой природы | 1 | Урок открытия нового знания. | Знание классификации живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы – неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации | Р: умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа П: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Текущий (устный опрос) | Изучить § 8, ответить на вопросы 1-4 |
11 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний | Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы | П.: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. К: умение воспринимать информацию на слух | Самоконтроль. Вопросы 1,3 на с. 44. | Изучить § 9, ответить на вопросы в конце параграфа |
12 | Значение бактерий в природе и для человека | 1 | Комбинированный урок. Эвристическая беседа | Формирование представление о многообразие бактерий. Иметь представление о болезнетворных бактерия и методах борьбы с ними. Роль бактерий в природе и жизни человека | П.: определение цели своего обучения; структурирование информации; установление причинно-следственных связей строения и свойств организмов и их роли в природе и жизни человека Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения К.: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль, самостоятельная работа. | Изучить § 10, ответить на вопросы 2,4 |
13 | Растения | 1 | Урок открытия нового знания | Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег, Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека. | П.: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Р: формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. К.: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Фронтальная беседа, взаимоконтроль | Изучить § 11, ответить на вопросы 1-4 |
14 | Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений» | 1 | Комбинированный урок. Урок-практикум | Определение существенных признаков семенных растений; формирование умения работать с биологическими приборами и инструментами | П. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Р: фиксировать, объяснять анализировать результаты. экспериментов К.: делать выводы, высказывать версии | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР | Изучить § 11, прочитать дополнительныйматериал |
15 | Животные. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» | 1 | Урок открытия нового знания | Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и в жизни человека. Зависимость от окружающей среде. | П. определение цели своего обучения. Установление причинно-следственных связей адаптации организмов, строения и свойств организмов, единства происхождения. Выдвижение гипотез строения, происхождения в соответствии с особенностями жизнедеятельности организмов, а также их доказательство Р: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование. К.: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; умение работать индивидуально | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | Изучить § 12, вопросы 1-4 |
16 | Грибы | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний | Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных | П умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу, Р: умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа К: умение работать в составе творческих групп | Фронтальная беседа, составление схем | Изучить § 13 воп.1-4 |
17 | Многообразие и значение грибов | 1 | Урок общеметодологической направленности | Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника; сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. Р: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование; осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата; умение корректировать свои действия относительно заданного эталона К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность | Взаимопроверка в группах, оценка работы групп | Изучить § 14, воп.1-4 |
18 | Лишайники | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний | Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и в жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха | П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане К.: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения | Самоконтроль, работа в парах | Изучить § 15, ответить на вопросы 1-4 |
19 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | 1 | Урок рефлексии | Формирование представлений о значении растений и животных в природе и хозяйственной деятельности человека | Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения П: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Текущий (устный опрос) | Изучить § 16 |
20 | Обобщающий урок по теме: «Многообразие живых организмов» | 1 | Урок развивающего контроля | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие живых организмов». | Р: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. П: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы К: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Тестовая работа | Повторение |
Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов) | |||||||
21 | Среды жизни планеты Земля | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний | Многообразие условий обитания на планете. Среди жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни. | П: Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы Р: принимать и сохранять учебную задачу. К: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор | Взаимопроверка в группах, составление таблицы | Изучить § 17, воп.1-4 |
22 | Экологические факторы среды | 1 | Комбинированный урок | Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, - экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. | П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал Р: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения К.: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Взаимопроверка в группах, составление схемы | Изучить § 18, вопросы 1-3 |
23 | Приспособления организмов к жизни в природе | 1 | Урок развивающего контроля | Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений. | П: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, Р: различать способ и результат действия К: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор | Взаимопроверка в группах, составление схемы | Изучить § 19, вопросы 1-4 |
24 | Природные сообщества | 1 | Урок открытия нового знания | Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ | П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, Р: развитие навыков оценки и самоанализа К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Взаимопроверка в группах, составление схемы | Изучить § 20 воп.1-4 |
25 | Природные зоны России | 1 | Урок общеметодологической направленности | Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны. | П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, Р: развитие навыков самооценки К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Самоконтроль | Изучить § 21 воп.1-4 |
26 | Жизнь организмов на разных материках | 1 | Урок изучения нового | Понятие о материке как части суши, окруженной морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды. | П: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов | Составление таблицы, оценка работы групп | Изучить § 22, вопросы воп.1-4 |
27 | Жизнь организмов в морях и океанах | 1 | Урок открытия нового знаний | Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикрепленные организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания. | П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Составление таблицы, оценка работы групп | Изучить § 23, ответить на вопросы 1-4 |
28 | Обобщающий урок по теме: «Жизнь организмов на планете Земля» | 1 | Урок развивающего контроля | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Жизнь организмов на планете Земля». | П: устанавливать причинно- следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач Р: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. К: строить речевые высказывания в устной форме; сравнивать разные точки зрения; отстаивать свою позицию | Тестовая работа | Повторение, задания на с. 112-113 |
Раздел 4. Человек на планете Земля (5 часов) | |||||||
29 | Как появился человек на Земле | 1 | Урок открытия нового знания | Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни. | П: использовать разнообразные приемы работы с информацией Р: Умение организовано выполнять задания; развитие навыков самооценки и самоанализа. К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах | Изучить § 24, пересказ, воп.1-4 |
30 | Как человек изменял природу | 1 | Комбинированный урок | Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы. | П: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете К: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | Взаимопроверка в группах, составление схемы | Изучить § 25, воп.1-5 |
31 | Важность охраны живого мира планеты | 1 | Комбинированный урок | Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. | П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы | Взаимопроверка в группах | Изучить § 26, вопросы 1-5 |
32 | Сохраним богатство живого мира | 1 | Урок рефлексии | Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях. | П.: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. К.: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Взаимопроверка в группах, составление схемы. Самоконтроль | Изучить § 27, вопросы 1-4 |
33 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек на планете Земля» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение и систематизация знаний по итогам года | П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, сравнивать объекты. Р: делать выводы по результатам работы К.: умение воспроизводить информацию | Проверка учителем контрольной работы | |
34 | Резерв | 1 |
Литература и средства обучения
Литература для учителя (основная и дополнительная):
1. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А./под ред. Пономаревой И.Н./ «Биология» (ФГОС). М.: Вентана-Граф, 2019.
2. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А./под ред. Пономаревой И.Н./ «Рабочая тетрадь № 1 и 2» (ФГОС). М.: Вентана-Граф, 2015.
3. Г.Н.Панина Биология. Диагностические работы. СПб Паритет 2015
4. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 5 класс Сост.С.Н. Березина.- М. ВАКО, 2014
5. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. М. Просвещение , 2017.
Литература для обучающихся (основная и дополнительная):
1. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А./под ред. Пономаревой И.Н./ «Биология» (ФГОС). М.: Вентана-Граф, 2019.
Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы:
1. ВВС Джунгли;
2.ВВС Невидимая жизнь растений
3.ВВС Живая планета
4.ВВС Жизнь
www.bio.natur.ru-научные новости биологии
http://bio.1september.ru- газета Биология
Электронные образовательные ресурсы:
Информационно-техническая оснащенность кабинета:
- печатные пособия: учебники 5 класс
- технические средства обучения : компьютер, мультимедийная установка
- цифровые и электронные образовательные ресурсы:
1. ВВС Джунгли;
2.ВВС Невидимая жизнь растений
3.ВВС Живая планета
4.ВВС Жизнь
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: гербарий, лупы, микроскопы
- натуральные объекты: гербарий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл УМК Пономарева
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл УМК Пономарева...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...