Промежуточная аттестация по биологии 8 класс
учебно-методический материал по биологии
Предварительный просмотр:
Спецификация
итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 8 класса по биологии
- Назначение работы
Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 8 класса в образовательном учреждении по предмету «Биологии».
- Документы, определяющие содержание работы
Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
- Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 году ОГЭ по биологии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».
- учебно-методический комплект по биологии Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014
- Содержание работы
На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФКГОС основного общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Биология» для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся.
В работе представлены задания базового и повышенного уровня.
Распределение заданий по основным разделам
Раздел курса | Число заданий |
Организм человека. Общий обзор. | 2 |
Опорно-двигательная система. | 1 |
Кровь и кровообращение. | 3 |
Дыхательная система | 2 |
Пищеварительная система | 2 |
Обмен веществ и энергии. Витамины. | 2 |
Мочевыделительная система | 1 |
Кожа | 1 |
Эндокринная система | 1 |
Нервная система. | 1 |
Органы чувств. Анализаторы | 1 |
Индивидуальное развитие организма | 1 |
Поведение и психика | 1 |
Итого: | 19 |
- Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – 1 минута;
- для заданий повышенной сложности – от 2 до 3 минут;
- для заданий высокого уровня сложности – до 5 минут
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
- Дополнительные материалы и оборудование
При проведении работы дополнительных материалов и оборудований не требуется
- Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
1. За верное выполнение каждого из заданий А1-А13 выставляется 1 балл, в другом случае – 0 баллов.
2.За верное выполнение каждого из заданий В1–В4 выставляется 2 балла.
3.За ответы на задания В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если обучающейся указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).
4.За ответ на задания В2 – В4 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.
5.Задания С1 и С2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 27.
Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку по 5-ной шкале
Отметка по 5-ной шкале | 2 | 3 | 4 | 5 |
Первичный балл | 0-9 | 10-16 | 17-22 | 23-27 |
- План работы
Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень
Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом.
№ | Блок содержания | Объект оценивания | Код проверяемых умений | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение |
1. | Организм человека. Общий обзор. | Сходство человека с животными и отличие от них | 1.2.,2.1.1, 2.1.2.,2.3. | ВО | Б | 1 |
2. | Опорно-двигательная система | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | 1.2.,2.3. | ВО | Б | 1 |
3. | Кровь и кровообращение | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ. | 1.1.,1.2., 2.1.2.,2.3. | ВО | Б | 1 |
4. | Дыхательная система | Дыхание. Система дыхания. | 1.1.,1.2., 2.3. | ВО | Б | 1 |
5. | Пищеварительная система | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | 1.1.,1.2., 2.3. | ВО | Б | 1 |
6. | Обмен веществ и энергии. Витамины. | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. | 1.1.,1.2, 2.3. | ВО | Б | 1 |
7. | Мочевыделительная система | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. | 1.1.,1.2., 2.3. | ВО | Б | 1 |
8. | Кожа | Покровы тела и их функции. | 1.2.,2.3. | ВО | Б | 1 |
9. | Эндокринная система | Железы внутренней секреции. Гормоны. | 1.1.,1.2., 2.3. | ВО | Б | 1 |
10. | Нервная система | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. | 1.2., 2.3. | ВО | Б | 1 |
11. | Органы чувств. Анализаторы | Органы чувств, их роль в жизни человека. | 1.2.,2.3. | ВО | Б | 1 |
12. | Индивидуальное развитие организма | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | 1.1.,1.2., 2.1.2 | ВО | Б | 1 |
13. | Поведение и психика | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. | 1.2. | ВО | Б | 1 |
14. | Кровь и кровообращение | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ. Умение проводить множественный выбор | 1.1.,1.2., 2.1.2,2.4., 2.5. | КО | П | 2 |
15. | Обмен веществ и энергии. Витамины. | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Умение устанавливать соответствие | 1.1.,1.2., 2.4.,2.5. | КО | П | 2 |
16. | Пищеварительная система | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов | 1.1.,1.2., 2.2.,2.5. | КО | П | 2 |
17. | Организм человека. Общий обзор. | Сходство человека с животными и отличие от них Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных | 1.2.,2.1.1., 2.1.2., 2.4.,2.5., | КО | П | 2 |
18. | Кровь и кровообращение | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ. Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать) | 1.1.,1.2., 2.1.2, 2.6. | РО | П | 3 |
19. | Дыхательная система | Дыхание. Система дыхания. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме | 1.1.,1.2., 2.4.,2.6., 3.1.,3.2., 3.3. | РО | В | 3 |
27 |
КОДИФИКАТОР
Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии
Код элементов | Проверяемые умения | |
1. Знать/понимать | ||
1.1 | сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость | |
1.2 | особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. | |
2.Уметь | ||
2.1 | объяснять | |
2.1.1 | родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; | |
2.1.2 | причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; | |
2.1.3 | роль гормонов и витаминов в организме. | |
2.2 | описывать биологические объекты | |
2.3 | распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека | |
2.4 | сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения | |
2.5 | определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация) | |
2.6 | проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями Биология | |
3.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | ||
3.1 | для соблюдения мер профилактики: вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний | |
3.2 | оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего | |
3.3 | рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде |
Итоговая контрольная работа по биологии для обучающихся 8 класса
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение итоговой работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из трех частей, включающих 19 заданий.
Часть А содержит 13 заданий (А1-А13). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых один верный.
Часть В включает 4 задания с кратким ответом (В1-В4). При выполнении заданий В1-В4 запишите ответ так, как указано в тексте задания.
Часть С включает 2 задания, на которые следует дать развернутый ответ. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Вариант 1.
Часть А.При выполнении заданий А1 – А13 выберите из нескольких вариантов ответа один верный
А1.Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?
1) нервная система узлового типа
2) жаберные щели в стенке глотки зародыша
3) лёгкие, состоящие из альвеол
4) волосяной покров
А2. На рисунке изображены бицепс (1) и трицепс (2). Что произойдёт с этими мышцами, если согнуть руку в локте?
1) Бицепс сократится, а трицепс расслабится. 2) Бицепс сократится, а трицепс не изменится. 3) Трицепс сократится, а бицепс расслабится. 4) Трицепс сократится, а бицепс не изменится. |
А3. Почему проводимая вакцинация против гриппа помогает снизить риск заболевания?
1) Она улучшает всасывание питательных веществ.
2) Она способствует выработке антител.
3) Она усиливает кровообращение.
4) Она позволяет лекарствам действовать более эффективно.
А4.Чихание возникает при раздражении рецепторов
1) ротовой полости
2) гортани
3) носовой полости
4) трахеи
А5. Слой, защищающий верхнюю часть зуба от механических воздействий, — это
1) эмаль
2) пульпа
3) цемент
4) дентин
А6.Какие продукты питания необходимо включить в рацион больного рахитом:
1) Оболочки зерен риса и отруби
2) апельсины, смородину, зеленый лук
3) рыбий жир, печень, желток яйца
4) яблоки, дрожжи, отруби
А7. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?
1) извитой каналец 2) собирательная трубка 3) почечная артерия 4) капсула нефрона |
А8. Клетками какой ткани образован наружный слой кожи?
1) плотной волокнистой
2) рыхлой волокнистой
3) гладкой мышечной
4) эпителиальной
А9. Какая из перечисленных желёз входит в состав пищеварительной системы человека?
1) печень
2) надпочечник
3) гипофиз
4) щитовидная железа
А10. Какой цифрой на рисунке обозначен аксон?
А11. На языке человека имеются рецепторы, воспринимающие четыре базовых вкусовых ощущения: сладкое, кислое, солёное и
1) терпкое
2) горькое
3) жгучее
4) жирное
А12.Процесс слияния половых клеток называется:
1) опыление
2) оплодотворение
3) гаметогенез
4) партеногенез
А13. Какой рефлекс у человека является условным?
1) отдёргивать руку от лезвия ножа
2) проглатывать пережёванную пищу
3) ходить по определённому маршруту в школу
4) закрывать глаза, когда в лицо направляют свет
Часть В. При выполнении заданий В1-В4 запишите ответ так, как указано в тексте задания
В1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По венам малого круга кровообращения у человека кровь течёт
1) от сердца
2) к сердцу
3) насыщенная углекислым газом
4) насыщенная кислородом
5) под высоким давлением
6) под низким давлением
В2. Установите соответствие между признаком и типом авитаминоза, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП АВИТАМИНОЗА |
A) снижение иммунитета | 1) недостаток витамина С |
Б) выпадение зубов | 2) недостаток витамина D |
В) размягчение и деформация костей черепа и конечностей | |
Г) кровоточивость дёсен | |
Д) нарушение мышечной и нервной деятельности |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
В3. Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот в кровь
2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи
3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны
4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела
5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком
В4. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез ___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — ___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
- Внешняя Внутренняя Фермент Гормон Антитела Селезенка Надпочечники Поджелудочная железа
Часть С. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
С1. Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Что означает понятие «форменные элементы крови»?
2) В каких жизненных ситуациях у здорового человека количество форменных элементов крови может резко измениться? Приведите не менее двух таких ситуаций.
3) Ион какого химического элемента входит в состав гемоглобина?
РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧИСЛЕННОСТИ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ
Численность форменных элементов крови должна быть оптимальной и соответствовать уровню обмена веществ, зависящему от характера и интенсивности работы органов и систем, условий существования организма. Так, при повышенной температуре воздуха, интенсивной мышечной работе и низком давлении количество клеток крови увеличивается. В этих условиях затрудняется образование оксигемоглобина, а обильное потоотделение приводит к увеличению вязкости крови, уменьшению её текучести; организм испытывает недостаток кислорода.
На эти изменения наиболее быстро реагирует вегетативная система человека: из кровяного депо выбрасывается находящаяся в нём кровь; из-за повышенной активности органов дыхания и кровообращения возникает одышка, сердцебиение; возрастает давление крови; снижается уровень обмена веществ.
При продолжительном нахождении в таких условиях включаются нейрогуморальные механизмы регуляции, активизирующие процессы образования форменных элементов. Например, у жителей горных местностей число эритроцитов повышается до 6 млн в 1 мм3, а концентрация гемоглобина приближается к верхнему пределу. У людей, занятых тяжёлым физическим трудом, отмечается хронический рост количества лейкоцитов: они активно утилизируют обломки повреждённых мышечных клеток.
Количество форменных элементов в крови контролируется рецепторами, которые располагаются во всех кроветворных и кроверазрушающих органах: красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах. От них информация поступает в нервные центры головного мозга, в основном гипоталамус. Возбуждение нервных центров рефлекторно включает механизмы саморегуляции, изменяет деятельность системы крови в соответствии с требованиями конкретной ситуации. В первую очередь увеличивается скорость движения и объём циркулируемой крови. В случае, если организму не удаётся быстро восстановить гомеостаз, в работу включаются железы внутренней секреции, например гипофиз.
Любое изменение характера нервных процессов в коре больших полушарий при всех видах деятельности организма отражается на клеточном составе крови. При этом включаются долгосрочные механизмы регуляции кроветворения и кроверазрушения, ведущая роль в которых принадлежит гуморальным влияниям.
Специфическое действие на образование эритроцитов оказывают витамины. Так, витамин В12 стимулирует синтез глобина, витамин В6 – синтез гема, витамин В2 ускоряет образование мембраны эритроцита, а витамин А – всасывание в кишечнике железа.
С2. По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак лёгких и гортани, эмфизема легких и ишемическая болезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту зависимость в процентах от числа обследованных людей. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1) Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?
2) Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязнённой среде. Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания у курильщиков?
3) Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения?
Вариант 2.
Часть А.При выполнении заданий А1 – А13 выберите из нескольких вариантов ответа один верный
А1. Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?
1) диафрагма
2) лёгочное дыхание
3) головной и спинной мозг
4) замкнутая кровеносная система
А2. На рисунке изображены бицепс (1) и трицепс (2). Что произойдёт с этими мышцами, если разогнуть руку в локте?
1) Бицепс сократится, а трицепс расслабится. 2) Бицепс сократится, а трицепс не изменится. 3) Трицепс сократится, а бицепс расслабится. 4) Трицепс сократится, а бицепс не изменится. |
А3. Что может обеспечить человеку невосприимчивость к инфекционным болезням на длительное время?
1) вакцины
2) эритроциты
3) антибиотики
4) поливитамины
А4. В плевральной полости находится
1) жидкость, уменьшающая трение
2) воздух
3) смесь кислорода и углекислого газа
4) плазма крови
А5. Какой орган пищеварительного канала обладает функциями переваривания пищи?
1) прямая кишка
2) пищевод
3) глотка
4) желудок
А6.Недостаток какого витамина вызывает «куриную слепоту»
1) А
2) Д
3) К
4) С
А7. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?
1) почечная артерия 2) капсула нефрона 3) извитой каналец 4) собирательная трубка |
А8. Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?
1) укрепляет клетки кожи
2) защищает организм от ультрафиолетового излучения
3) способствует сохранению тепла организмом
4) служит резервным питательным веществом для клеток кожи
А9. Какая система органов регулирует функции организма с помощью гормонов?
1) выделительная
2) дыхательная
3) иммунная
4) эндокринная
А10. Какой цифрой на рисунке обозначен дендрит?
А11. Зрительные рецепторы расположены в оболочке глаза, которая называется
1) сетчаткой
2) сосудистой
3) роговицей
4) радужной
А12.При слиянии половых клеток образуется:
1) зигота
2) бластула
3) гаструла
4) нейрула
А13. Как называют потребности человека, направленные на удовлетворение чувства голода и жажды?
1) психологическими
2) физиологическими
3) в самоутверждении
4) в самореализации
Часть В. При выполнении заданий В1-В4 запишите ответ так, как указано в тексте задания
В1. Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эритроциты
2) плазма
3) лейкоциты
4) лимфа
5) тромбоциты
6) миоциты
В2. Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ |
A) кровь движется к сердцу | 1) артерия |
Б) кровь движется от сердца | 2) вена |
В) стенки образованы одним слоем плоских клеток | 3) капилляр |
Г) через стенки осуществляется газообмен | |
Д) кровь в сосудах движется под самым высоким давлением |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
.В3. Расположите в правильном порядке процессы, протекающие во время дыхательного движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы
2) увеличение объёма лёгких
3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка углекислого газа
4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха
5) расслабление межрёберных мышц
В4. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
Орган — это ___________ (А), имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
- Ткань
- Часть тела
- Нервы
- Кишечник
- Желудок
- Почки
- Продукты обмена
- Непереваренные остатки
Часть С. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
С1. Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Какую роль играют ферменты слюны в пищеварении?
2) Какая среда в желудке здорового человека?
3) Что, по Вашему мнению, смог выяснить с помощью фистульной методики учёный В. А. Басов?
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ
В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.
Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.
Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.
Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.
У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Рану вокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.
С2. Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах ( в мг). Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1) Стакан (200 мл) какого сока достаточно выпить в день, чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и В1 одновременно?
2) Какие соки наиболее полезны при повышении температуры, заболевании дёсен?
3) Правы ли те, кто рекомендует, пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объясните.
Система оценивания итоговой контрольной работы по биологии
Вариант 1.
Часть А.
А1. | А2. | А3. | А4. | А5. | А6. | А7. | А8. | А9. | А10. | А11. | А12. | А13. |
2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 4 | 1 | 4 | 2 | 2 | 3 |
Часть В.
В1. | 246 |
В2. | 11212 |
В3. | 35214 |
В4. | 2476 |
Часть С.
С1. Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
1) Форменные элементы крови — клетки крови эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. 2) Например, у жителей горных местностей число эритроцитов повышается до 6 млн в 1 мм3, а концентрация гемоглобина приближается к верхнему пределу.У людей, занятых тяжёлым физическим трудом, отмечается хронический рост количества лейкоцитов: они активно утилизируют обломки повреждённых мышечных клеток. 3) В состав гемоглобина входит ион железа. | |
Правильно заполнены три элемента | 3 |
Правильно заполнены два элемента | 2 |
Правильно заполнен один элемент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С2. Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
1) Ишемическая болезнь сердца 2) Курение увеличивает риск возникновения лёгочных заболеваний 3) Гортань
| |
Правильно заполнены три элемента | 3 |
Правильно заполнены два элемента | 2 |
Правильно заполнен один элемент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Система оценивания итоговой контрольной работы по биологии
Вариант 2.
Часть А.
А1. | А2. | А3. | А4. | А5. | А6. | А7. | А8. | А9. | А10. | А11. | А12. | А13. |
1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 2 | 2 | 4 | 3 | 1 | 1 | 2 |
Часть В.
В1. | 135 |
В2. | 12331 |
В3. | 12345 |
В4. | 2367 |
Часть С.
С1. Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный должен содержать следующие элементы: 1) Амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. 2) Среда в желудке кислая (за счет соляной кислоты). 3) С помощью фистульной методики учёный В. А. Басов установил состав чистого желудочного сока без примеси пищи, механизм работы желез желудка, изменения состава и количества желудочного сока в зависимости от вида пищи и на разных этапах пищеварения. | |
Правильно заполнены три элемента | 3 |
Правильно заполнены два элемента | 2 |
Правильно заполнен один элемент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С2. Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
1) Стакан (200 мл) какого сока достаточно выпить в день, чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и В1 одновременно? 2) Какие соки наиболее полезны при повышении температуры, заболевании дёсен? 3) Правы ли те, кто рекомендует, пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объясните. | |
Правильно заполнены три элемента | 3 |
Правильно заполнены два элемента | 2 |
Правильно заполнен один элемент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экзаменационные материалы промежуточной аттестации по биологии для 8 класса
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 45 минут. Экзаменационная работа представлена в 2-х вариантах, состоит из 3 частей:Часть 1 содержит 12 заданий (А1 – ...
Задания для проведения промежуточной аттестации по биологии 6 классе ФГОС Пасечник.
Задания для проведения промежуточной аттестации по биологии в 6 классе ФГОС Пасечник...
Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов для проведения в 2015 году промежуточной аттестации по биологии обучающихся 8-го класса
Тестовые задания для промежуточной аттестации для обучающихся 8 класса включает материал , изученный в период учебы. Затронуты особо важные разделы по биологии "Человек": "Нервная система", "Опо...
Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов для проведения в 2015 году промежуточной аттестации по биологии обучающихся 7 класса.
Критерии оценки по тестовым заданиям.Предмет – биология.5-7 классЧасть А -10 заданийЧасть Б – 4 заданияЧасть С – 1 задания КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ...
Задания для промежуточной аттестации по биологии за курс 6 класса
Итоговое тестирование по учебнику Пасечника В.В. "Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс" предназначено для проверки уровня усвоения учащимися материала курса биологии 6 класса. Тест...
Материалы для промежуточной аттестации по биологии для 5-9 классов
В настоящих материалах представлены тесты для промежуточной аттестации для 5-9 классов по биологии....
Годовая промежуточная аттестация по биологии за курс 7 класса 2015-2016 уч. года
годовая контрольная работа по биологии за курс 7 класса. Два варианта. Разработана в форме ЕГЭ....