Методические разработки при подготовки к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии

Тагирова Альмира Фуатовна

Методические разработки, учебные планы, конспекты, уроки

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БАШКИРСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМ. Я. ХАММАТОВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛОРЕЦКИЙ РАЙОН

Открытый урок по биологии

 «Многообразие  земноводных,

их значение и охрана»

                                                                         Автор - составитель:

 учитель биологии МОБУ

Башкирская гимназия

имени Я.Хамматова

Тагирова Альмира Фуатовна  

2018 г.

Тема: "Многообразие земноводных их значение и охрана»

Тема урока: «Многообразие земноводных их значение и охрана»        

Тип урока: урок изучения нового материала

  Цели урока:

    Личностные: 

  1. Принятие социальной роли обучающегося.
  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

      Регулятивные: 

  1. Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.
  2. Умение планировать и регулировать свою деятельность.
  3. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
  5. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление   основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

       Познавательные: 

  1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.
  2. Умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.
  3. Смысловое чтение.

      Коммуникативные: 

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

3.Использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии земноводных.

4. Формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике

Предметные умения:

  1. Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных,
  2. Определять и классифицировать представителей земноводных по таблицам. фотографиям, рисункам.
  3. Устанавливать взаимосвязь   строения и размножения земноводных с условиями их обитания

Методы обучения: частично – поисковый. 

Оборудование:  видеопроектор, презентация урока «Многообразие земноводных их значение и охрана», флеш-анимации, ноутбук на каждую группу, приложения с дополнительным материалом, иллюстрации ,поисковые листы, цветные карандаши, живые объекты ( лягушки в аквариуме ), чёрный ящик с ластами комуфляжной тканью, карта путешествия по болоту,

    Эпиграф к уроку на доске:  «Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны». (Марк Твен) 

        Выставка книг                                        

                                                  Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята!  Присаживайтесь.

Здравствуйте те, кто весел сегодня ! Здравствуйте те, кто грустит!

Здравствуйте те, кто общается с радостью! Здравствуйте те , кто молчит!

 Я очень рада встречи с вами! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем удачи! У меня в руках  поисковый  лист  и у каждого из вас есть такой – же .  С ними вы будете работать на сегодняшнем уроке .Обратите внимание  на  нём  в углу изображён символ «Сосуд знаний». Заполните свои  сосуды  ровно настолько, сколько знаний вы принесли с собой на урок, а с помощью цветных карандашей  покажите своё настроение  .

   Хорошо. Я увидела ваше настроение , да и знаний у вас достаточно поэтому  желаю вам собранности и отличной работоспособности!                                                         Отложите свои  поисковые листы в сторону.

– Ребята, обратите внимания на слова Марка Твена.                                                                  «Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны».                            

 Что  они означают?                                                                                                                                           – На сегодняшнем уроке мы с вами еще больше узнаем об этом.  

  1. Актуализация знаний.

Учитель:  Мы продолжим путешествие в загадочный мир земноводных.

Тема урока: Многообразие  земноводных, их значение и охрана (Запишите тему в свои поисковые листы ) слайд№1.

Чтобы успешно справится с темой урока ,нам с вами  необходимо выполнить следующие задачи (слайд№2)

Учитель: (слайд№3) А сейчас  внимательно послушайте песенку водяного.

 «…. Пиявки и лягушки, фу какая гадость!»

 

А каково ваше отношение к лягушкам?( Учитель на каждый стол ставит  сосуды в которых находится лягушка) Давайте перечислим ассоциации которые возникают у нас при соприкосновении с этими животными:( ответы учащихся: скользкие, холодные , противные ,страшные, мерзкие ,из-за них бывают бородавки.)

 

Учитель: У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Давайте сегодня на уроке возьмем  на себя задачу  оправдать или подтвердить негативное отношение к  земноводным. Работа это непростая. Нам предстоит тяжелое путешествие по болоту.  И каждое задание это новый этап. Вот перед вами карта, используйте ее в своем путешествии. От того насколько правильно вы

ответите на вопросы каждого этапа вы подойдете к заветной цели. Готовы? Удачи вам!

Учитель:  Для путешествия  мы разделены на группы .Каждая группа снабжена для работы ноутбуками, поисковыми листами , учебниками, приложением №1, №2 с дополнительным материалом, иллюстрациями. Посмотрим, какая группа будет работать более продуктивно.

Учитель: Итак  ,   Первая наша станция «Объясни»    

Обсуждение ответов.

1.Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?

(совещание в группах ,  кто быстрее ответит) (Ответ:  (Мы считаем что это правда .Язык лягушки не может проталкивать пищу. Эту функцию выполняют глаза.  Время от времени они  исчезают с физиономии  лягушки , втягиваются  внутрь  головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды). Мы согласны   У лягушки действительно  глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.) 

2.Внимание на экран …Видеофрагмент из мульфильма «Лягушка – путешественница» слайд №6

Учитель: Такая неприятная сырая погода. Почему лягушка восхищается такой погодой? (Ответы: лягушка дышит легкими, но большая часть её дыхания осуществляется через влажную кожу, поэтому сырая погода очень важно для лучшего дыхания лягушки)

Учитель:

                 На эту тему нам подготовил сообщение Бабаев Алексей

                                                           

Сообщение №1

Ни одна амфибия не пьет воду – все они всасывают ee через кожу. Вот почему этим животным необходимы близость воды или сырость. Лягушки, удаленные от воды, быстро худеют, делаются вялыми и вскоре совсем погибают. Если к таким изнуренным лягушкам положить мокрую тряпку, то они начинают прижиматься к ней своим телом и быстро оправляются. Сколько же воды всасывают лягушки через кожу?

Для ответа на этот вопрос ученый Томпсона провел следующий опыт. Он взял обсохшую древесную лягушку и взвесил. Ее масса составила 95 г. Затем обернул лягушку мокрой тряпкой. Через час она весила уже 152 г.

Через кожу амфибия и всасывает, и выделяет воду, а также дышит. В закрытой жестяной коробке во влажной атмосфере лягушка может прожить до 40 дней.

Следующая станция «Практическая»

Учитель: Сейчас вы будете  работать в группах с ноутбуками и флеш-анимациями.

Итак задание: Нам необходимо препарировать лягушку . Открываем флеш-анимацию «Внутреннее строение лягушки» и приготовьте тестовый режим (слайд№8 ) на работу выделяется 2 минуты потом сравним ваши   результаты с правильными ответами на экране

.

Следующая станция «Музыкальная»

Учитель: А сейчас прослушайте детскую песенку «В траве сидел кузнечик». Какие ошибки допустил автор с биологической точки зрения?

( 1. Кузнечик сидел, а лягушка не питается не движущимися насекомыми.

  1. Лягушка не может ходить , она передвигается прыжками.)

Учитель:

Ну вот ребята, наша небольшая разминка закончена.

 Сейчас перейдем к следующему этапу нашего урока.

На карте этот этап называется "Новые сведения". 

И много трудного и необычного он нам подготовил. В этом вы скоро сами убедитесь.  Мы познакомимся с многообразием земноводных.  

                                                                                                                                                   А я вам желаю видеть новое в обыденном!

                              Изучение нового материала.

Проблема:

Учитель: Ребята, давайте поработаем с флеш-анимацией «Амфибия или рептилия?»

 поможем юному натуралисту разделить животных. (работаем 1-2 минуты).  Я вижу это задание  вызывает у вас трудности .

 

Учитель: Какие трудности вы испытываете?

Учитель: Итак ребята, к этому вопросу мы обязательно вернемся, но для этого мы должны изучить многообразие Класса Земноводные .

Учитель: Внимание! Проблемный вопрос.(слайд   .    Перед вами различные представители класса земноводных. Чем они отличаются друг от друга.

(Выслушиваем ответы ребят). Действительно, у одних есть хвост, в у других его нет. У одних ноги одинаковые, а у других их совсем нет. У третьих  конечности разной длины). Правильно!

          Сейчас вы назвали признаки трех отрядов класса земноводные.

Учитель: Итак, давайте составим схему классификации земноводных.

Учитель:   Почему слово "земноводные" выделено разными цветами? Какая среда для них предпочтительна?

 (ответы детей :  земноводные нуждаются в двух средах: наземной и водной.)

Учитель: А сейчас поработайте с текстом  параграфа 43  в ваших учебниках . И  через одну минуту  каждая группа должна быть готова дать краткую характеристику своему  отряду. ( 1 -  Бесхвостые,  2 -  Безногие,  3 – Хвостатые )

Учитель: Давайте послушаем  что у нас получилось. Решите , кто будет выступать от каждой  группы?                                                                                                                                              

 Ребята , а все не просто слушают но и заполняют таблицу № 2  в поисковых листах.

Учитель: А сейчас  вам предстоит  из предложенных на  иллюстрации  животных выбрать представителей  своего  отряда .По завершении работы каждая группа перечисляет представителей своего отряда. И записывают в поисковые листы.

Учитель: А теперь физминутка!   Слайд   Давайте отдохнём под забавную и знакомую вам музыку .У вас есть возможность  вспомнить и повторить некоторые повадки земноводных.                                                                                                                                  

                    Молодцы !  Я вижу  заряд  положительных эмоций.

Учитель: Ребята, давайте поработаем с приложением №1 которое находится на ваших столах. Изучите материал  и будьте готовы  зачитать  данные которые вас поразили. (учащиеся зачитывают 2-3 интересных факта .

Учитель: Как видите ребята многообразен и интересен мир земноводных, а я для вас еще нашла интересных особей давайте знакомится. (идет работа по слайдам №   )

Учитель: А теперь давайте станем настоящими знатоками и как в игре Что? Где? Когда? -----    черный ящик ( звучит музыка, сделать негромко). Учитель читает.

  1. В черном ящике Предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Кто впервые сконструировал это приспособление?

(Ножные ласты. Луи де Корле в 1929 г.)

2.Этот объект человек придумал когда подсмотрел окраску лягушки.

(комуфляжная ткань).

3. Этот прибор ученые сконструировали благодаря особенностям лягушачьего глаза

(ретинатрон, различающая контур движущихся объектов. Ретинатроны вместе с радиолокаторами используются на аэродромах для обеспечения безопасности полетов самолетов.)

Учитель: Очень сложный  вопрос.  Но не думайте, что вы проиграли. Вы победили

                  Потому что познакомились с новым словом  из области бионики.

Учитель: Ребята  оказывается земноводные  приносят  огромную   пользу!

Может быть кто-то из вас знает чем ещё могут быть полезны земноводные?                                            

1.Регуляторы численности беспозвоночных животных.

2.Объект питания позвоночных.

3.Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков возбудителей заболеваний человека и животных.

4.Объект для научных исследований.

Индикаторы чистоты окружающей среды.

5.Пища для человека в некоторых странах.

После этого учащиеся записывают в тетрадь значение земноводных.

Учитель: За их огромный вклад для развития науки благодарное человечество открыло памятники лягушке. (слайд№  ) беседа.

Учитель: А вот в некоторых странах зная огромную пользу земноводных создали даже специальный дорожный знак. "Осторожно лягушка!" (слайд№ )

Учитель: Ребята! Я сегодня пригласила к нам на урок старшего лесничего нашего школьного лесничества Кушнерёву Кристину.

Кристина: Здравствуйте Ребята!

Ну, кто, говорит, что лягушки- уроды!
Он должен, наверно себе уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у животного - жить.
А сколько лягушек - бесчисленно много,
Их можно считать и считать без конца,
Отдали науке лягушечьи ноги,
На пользу науки - отдали сердца.
И если случайно лягушку ты встретишь,
То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!"
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказке, ее отпусти!

Кристина:Ребята! Мы с вами очень многое можем сделать для того, чтобы  сохранить и приумножить окружающую нас природу. Очень важно бережно к ней относиться и знать правила поведения на природе. Мы с ребятами подготовили для вас памятки, дома обязательно прочитайте их от начала до конца, потому что последний пункт в них касается именно земноводных.    И ещё ребята! Всех желающих я буду рада видеть на наших занятиях в школьном лесничестве.  До встречи!

А теперь мы завершаем путешествие по болоту и последняя станция "Логическая" одна из самых трудных! Будьте внимательны!

                                                 Закрепление.

   1   У вас на столах конверты , в них находятся  сведения ,распределите их по отрядам земноводных. Отряды представлены на доске , посоветовавшись в группе  заполните  их необходимой информацией.

  1.  Возвращение к флеш-анимации слайд№13

Вывод по уроку.

Учитель: Ну вот ребята и подходит к концу наше путешествие.

– О чем говорили сегодня на уроке? (Ученики перечисляют). Да, ребята, мы сегодня многое узнали о земноводных.

Но давайте вернёмся к словам М. Твена: на что же способна лягушка?
– плавать;
– прыгать;
– летать (японская веслоногая);
– жить без легкого (безлегочные саламандры и тритоны);
– уничтожать насекомых слизней: лягушек, ящериц, змей ( жаба-ага и лягушка бык);
– лечить (яд из кожной слизи тропических лягушек).

Рефлексия. 

Какие эмоции вызывают у вас лягушки, жабы да и все земноводные? (Выслушиваются аргументированные мнения ребят).Если у вас изменилось отношение к  земноводным и вы испытываете  добрые чувства к ним то подарите пожалуйста нашей лягушке капельку  дождя ведь она  его так  любит!!!    ( Ребята приклеивают по желанию голубые капельки  на  аквариум  с лягушкой)

Учитель : Ребята, давайте с вами выполним ещё одно упражнение , оно называется « КОМПЛИМЕНТ». Подумайте и скажите комплимент  тому товарищу , который на ваш взгляд бы вы хотели за что – то  похвалить : может быть за быстрые ответы , за активное участие на уроке , за интересные сообщения , за поведение на уроке и т.д.  (учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.)

Учитель. Молодцы, ребята, вы  смогли оценить друг друга  а теперь  оцените себя!

                 Заполните  пожалуйста анкету!   ( Самоанализ)

Анкета

  1. На уроке я работал                                            активно/пассивно
  2. Своей работой на уроке я                                доволен/недоволен
  3. Урок для меня оказался                                   коротким/длинным
  4. За урок я                                                               не устал/устал
  5. Мое настроение                                                 стало лучше/стало хуже
  6. Материал урока мне был                                понятен/не понятен

                                                                                полезен/бесполезен

                                                                                интересен/скучен

  1. Домашнее задание мне кажется                  легким/ трудным

                                                                               интересно/не интересно

Дом. задание

Учитель: Ребята поверьте сегодня мы получили лишь маленькую часть знаний о земноводных. Вам дома предстоит  изучить  п.42 и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:

  • Биологическую сказку о Земноводных.
  • Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».
  • Интересные сообщения о лягушках.
  • Рисунки с изображением Амфибий.
  • . Очень много о лягушках поверий и легенд вы тоже поработайте в этом направлении.

                                                                  Приложение№1

Как дышат земноводные, почему они получили такое название?

  • При помощи лёгких: воздух при помощи ротового дна
    нагнетается в ноздри(хоаны). Такой способ дыхания, из-за отсутствия грудной клетки.
  • Посредством кожи в воде :лишённые кожного дыхания, 
    живут около 3-4 дней ,тогда как лишённые лёгочного 20-40 дней.
  • При t0 +25-300 совершают-110-120 дыхательных движений; при понижении t0до +150- 76 движений; t0 +5 -оцепенение. +400 – 32 движения- гибель !

  • Сколько лет живут амфибии?
    Травяные лягушки - 16-18 лет. Квакши -22 года. Тритоны -30 лет. Серые жабы -36 лет.
    Саламандры - 43 года.

 

  • Глаза лягушек часто называют удивительными .Почему?
    Во-первых, их масса в 2 раза превышает массу мозга! Во-вторых, глаза участвуют в проглатывании пищи. В-третьих, принцип работы лягушачьего глаза используется при создании радиолокационных устройств(способны видеть только движущиеся предметы).
  • Язык прикреплён у лягушки «шиворот-навыворот»-недалеко от подбородка и покрыт клейкой слизью. Язык молниеносно выскакивает изо рта. У итальянской саламандры достигает жертвы всего за одну долю секунды, у жабы-аги за 0,03сек.
    Лягушки достигают жертвы где угодно: перед собой, над собой и даже могут скакнуть вверх и лететь спиной вниз. Прыгают они уже с открытым ртом. Попадает добыча в рот целиком, хотя у лягушки на нёбе верхней челюсти более ста зубов(это костные бугорки).Пища смачивается слюной.

  • Чем отличаются жабы от лягушек?
    1. У жаб кожа сухая, у лягушек- влажная.
    2.Способ передвижения .Жабы мелкими прыжками(задние ноги короткие и слабые), а лягушки большими прыжками до 7 м. и вверх до 1,5м.
    3.Глаза.У лягушек зрачок круглый, у жаб – горизонтальный, а у чесночницы – вертикальный.
    4.Икра.У лягушек собрана в комки, а у жаб вытянуты в шнуры.

  • А теперь внимательно послушайте.
    У лягушки есть одно качество, которое нам очень и очень интересно именно с точки зрения бионики и именно в 21 веке. Пока мы его не можем использовать, но какие неограниченные возможности для расселения человека это открыло бы в перспективе! Это принцип кожного дыхания.                          

   Приложение№2

  • Самая крупная жаба — ага, обитающая Центральной и Южной Америке. Она достигает в длину 25см, а в ширину 12 см и может весить более 1 кг. Например, экземпляр этого вида из зоопарка Блэнк Парк (США, штат Айова) по кличке Тоталли Осам был длиной 24,13 см и весил 2,31 кг.
  • Самой маленькой жабой на Земле считается бразильская двухпалая жаба — ее длина всего лишь 10 мм.
  • Самая крупная лягушка нашей страны — озёрная, она достигает в длину 17 см. Ее особенность в том, что питается она икрой и мальками рыб.
  • Самая маленькая лягушка на свете — лягушка карлик (филобус), которая встречается на Кубе, в длину она едва достигает 12 мм.
  • Самым редким в мире видом земноводных считается чернобрюхая дискоязычная лягушка, обитающая в озере Хуле (США). С 1940 г. и до настоящего времени было обнаружено лишь 5 экземпляров этой лягушки.
  • Самый длинный прыжок продемонстрировала южноафриканская острорылая лягушка по кличке Сантье. В 1977 г. на соревнованиях лягушек по прыжкам ей удалось преодолеть в тройном прыжке расстояние, равное 10,3 м.
  • Самым сильным ядом, выделяемым кожными железами, - батрахотоксином — обладает лягушка ужасный листолаз (кокои), ее длина всего лишь 2 — 3 см, и весит она не более 1 г. Обитает в западной части Колумбии. Выделения кожных желез этой лягушки в 20 раз токсичнее яда других ядовитых лягушек и могут свободно проникать через поры кожи человека. Это самый сильный из известных сейчас небелковых ядов. В среднем одна лягушка содержит яда столько, что его достаточно для умерщвления почти 1500 человек, а 30 мг яда этой лягушки хватит, чтобы умертвить 300 000 мышей. Высушенный яд остается смертельным в течение 15 лет, он в 10 раз сильнее яда рыбы фугу. Удивительно, но факт: змея коста-риканский пеймадофис поедает этих лягушек без вреда для себя, обладая, по всей видимости, иммунитетом против яда кокои.  
  • Самыми ядовитыми земноводными нашей фауны считаются различные виды жаб: серая, зеленая, камышовая. Кожа жаб содержит в себе множество ядовитых желез, среди которых выделяются две крупные околоушные железы, или паротиды. Ядовитый секрет желез при сдавливании может выбрасываться наружу, иногда на расстояние до 1 м. В яде жаб обнаружено очень высокое содержание адреналина — гормона надпочечников млекопитающих, а также близких к нему по химическому строению ядов буфотенина и буфотенидина. Эти вещества оказывают стимулирующее влияние на сердечно-сосудистую систему и органы дыхания человека и используются для приготовления лекарств.
  • В июле 1972 г. в пойме реки Большой Кэмпэрлеймна 11-метровой глубине геологи обнаружили вмёрзшего в лед углозуба. Когда лед растаял, амфибия ожила и начала себя вести как обычно: ловила мух, тараканов, небольших рыбок. А вскоре ученые радиоуглеродным методом определили ее возраст. Углозубу было 90 ± 15 лет, то есть все это время амфибия была вмурована в лед без каких-либо последствий для себя.
  • Большинство земноводных — обитатели равнин, но есть виды, встречающиеся и в горах. Так, зеленые жабы являются самыми высокогорными земноводными.Они живут в Гималаях на высоте 4670 м. Их также можно встретить и в Альпах, на Памире и Тянь-Шане.
  • Пока не известна ни одна амфибия, которая обитала бы в горах выше 5 км. Однако лягушки выдерживают давление 110 мм рт. ст. Такое давление бываетна высоте 10 км. Максимальная высота, которую смог преодолеть человек без использования дыхательного аппарата, — 8540 м.
  • Древесная лягушка хиперолиус насутус из Южной Африки способна просидеть на солнцепеке б часов без ущерба для своего организма. Особые железы в ее коже выделяют секрет, похожий на воск, не позволяющий коже пересыхать.
  • Пустынная австралийская жаба запасает в своем теле в период дождей так много воды, что становится похожей на шишковатый теннисный мяч. С давних времен аборигены Австралии, очутившись в пустыне, разыскивают этих жаб, чтобы утолить жажду.
  • Китайская саламандра может прожить без пищи год, прудовая лягушка — полтора года. За это время лягушка станет легче почти на 1/3, ее печень уменьшится на 70%, а сердце — на 1/5.
  • Учеными сконструирована электронная модель лягушачьего глаза — ретинатрон, различающая контур движущихся объектов. Ретинатроны вместе с радиолокаторами используются на аэродромах для обеспечения безопасности полетов самолетов.
  • Яд, выделяемый околоушными железами жаб, до сих пор применяется в восточной медицине при кровотечениях и язвах. Приготовленный из него препарат чан су служит для лечения заболеваний сердца.
  • В Южной Америке обитает так называемая парадоксальная жаба. Головастики этого вида амфибий достигают в длину 25 см, в то время как размеры взрослой жабы в 10 раз меньше — всего 2 см.
  • Поразительна чувствительность земноводных к различным ядам. Так, обследуя 28 000 тигровых саламандр в лагуне, загрязненной отходами, американцы P. Роуз и Д. Хэршберг обнаружили у половины особей наличие новообразований за счет присутствия в воде перилена, стимулирующего рост опухолевых клеток.
  • Австралийские зоологи обнаружили, что одна из местных лягушек обладает особенностью «желудочного» выведения потомства. Самка откладывает оплодотворенную икру и вынашивает ее в желудке дотой стадии, когда головастики лишаются хвоста. За тем она выбрасывает личинки изо рта, и они начинают самостоятельно существовать. Как показали исследования, брюшная полость этих лягушек содержит запас желтка, которым питается потомство в период своего развития.

   □        Обыкновенная серая жаба была обнаружена в Гималаях на высоте 8000 м. Этот   же вид найден в угольной шахте на глубине 340 м.

  •      Ядом жаб с успехом пользуются некоторые животные. Так обыкновенные ежи нападают на жаб, кусают их околоушные железы, после чего смазывают свои иголки слюной, приобретшей ядовитые токсины. Не отравленные иголки ежа вызывают болезненное ощущение лишь в момент укола. Раздражающее же действие ядовитых веществ сохраняется длительное время.
  • В Западной Африке самцы одного вида лягушек к свадьбам... обрастают волосами. Их так и называют – волосатыми лягушками. Эти «волосы» – тонкие, довольно длинные, 1–1,5 см, выросты кожи, густо пронизанные кровеносными сосудами. Для чего они лягушке? Скорее всего, это дополнительные органы кожного дыхания.
  • А некоторые лягушки исключительно ядовиты. Это древолазы и листолазы – небольшие, но ярко и пестро раскрашенные лягушки из Центральной и Южной Америки.

  Приложение №2

Кольчатая червяга

Дышат безногие голой кожей и легкими. Точнее – одним легким. Оплодотворение внутреннее. А живорождение у червяг – обычное дело. Лишь некоторые выводят детей из яиц где-нибудь в ямке у воды. Мать, по-змеиному свернувшись вокруг слизистого шнура, начиненного икрой, охраняет его и увлажняет выделениями своего тела – иначе икра быстро высохнет и погибнет. Живородящие червяги вольны в своих передвижениях. Но чем кормятся зародыши, которых они в себе носят? Маточным молоком! Этот редкостный пищевой продукт производят стенки яйцеводов червяги.
Личинки некоторых червяг несколько недель или даже два года живут в воде (у них есть глаза и жабры), но после метаморфоза к воде им лучше не приближаться: захлебнутся. Юные червяги других видов, минуя личиночную водяную стадию (завершив метаморфоз в яйце или в яйцеводах матери), сразу начинают тайную подземную жизнь. Денно и нощно они роются под листвой, в сыром гумусе лесных почв, в гниющей на земле древесине, под камнями. Улитки, черви, насекомые – их добыча. Некоторые червяги, поселяясь в муравейниках и термитниках, кормятся их бесчисленными обитателями. Почему воинственные насекомые терпят разбой в своем доме и не закусают насмерть голокожих квартирантов? Кожная слизь у червяг едкая, и, возможно, это их спасает от гибели. А 18 южноамериканских видов червяг всю жизнь, даже во взрослом состоянии, живут в реках, прудах и ручьях, кормятся личинками других амфибий, рыбьими мальками и прочей мелкой живностью.

о хвостатых амфибиях. Сейчас этот отряд разделяют на 10 семейств.
К семейству саламандровых относятся
тритоны. Весной они живут в воде. Безобидные, симпатичные, не спеша скользят они меж листьев рдестов и роголистника, лежат на иле, раскинув лапки, будто бы в ленивой задумчивости. Всплывут глотнуть воздуха и, пустив пузырь, уходят вертикально вниз, энергично работая хвостом.
В воде у тритонов проходят сватовство и свадебные игры. Самец, пока он холост, кидается в сторону всякого плывущего мимо тритона. Разочарования нередки. Но когда самцу встречается готовая к размножению самка, начинается ухаживание. Тритон-самец преграждает самке путь. Затем подается назад, пытаясь увести ее за собой. Если она послушна, он быстро разворачивается и плывет в особой указующей манере, слегка переваливаясь с боку на бок. Хвост чуть приподнят вверх, как сигнальный вымпел. Почти упираясь в него, плывет сзади самка. Раскинув лапки, тритон-самец опускается на дно, извергает из клоаки сперматофоры – студенистые «пакеты» с молоками. Самка поглощает их своей клоакой, в которой они оплодотворяют яйца. Яиц может быть несколько сотен, и каждое положит тритониха на подводный листочек, конец которого загнет задними лапками. На 14–15-й день хвостатая личинка вылезает из икринки. По бокам ее головы топорщатся перистые жабры, а ниже под ними – чуть приметные зачатки передних ног. Сутки она голодает, неподвижно затаившись среди подводных трав. Назавтра у нее прорежется миниатюрный ротик, и личинка будет жадно хватать снующих вокруг дафний, циклопов и мелких комариных личинок. Два-четыре месяца личинка живет в воде, растет и постепенно превращается в тритона. Когда это произойдет, молодой тритон выйдет из водоема на сушу.А взрослые тритоны покинули водоемы много раньше и живут в лесах и парках, в сырых оврагах... Только по ночам выползают они из нор в земле, из щелей в гнилых пнях, из-под опавших листьев и ищут слизней, дождевых

червей, сороконожек, клещей, гусениц... А с октября по апрель беспробудно спят, опять-таки под корнями, в кучах листвы, в норах кротов и мышей, в разных подземельях.
В конце марта-апреле тритоны покидают зимние квартиры и вновь ползут к воде, в стихию предков, чтобы дать жизнь новому поколению.

Огненная саламандра

А теперь я расскажу о саламандрах. Самая известная – огненная саламандра, черная с ярко-желтыми пятнами, до 32 см длиной. Весной или в начале лета самки огненной саламандры ненадолго отправляются к ручьям, чтобы родить в воде детенышей и вернуться на сушу. Днем саламандры, как и тритоны, прячутся. В сумерках и ночью бродят там, где влаги больше, где сыро, выискивая червей, слизней, насекомых. Умеют быстро бегать, хватают на лету насекомых, резво подпрыгивая сантиметров на пять. Брачные игры проводят на суше. Саламандра-мать почти год, до следующей весны или лета, носит в яйцеводах несколько десятков развивающихся яиц. Собираясь рожать, приходит к ручью, реке, реже – к непроточной заводи либо просто к колее от колес, наполненной водой, и, слегка погрузившись в воду на мелком месте, освобождается от яиц. Личинки в них уже вполне сформировались, разрывают «скорлупки» и уплывают.

Амбистомы, хотя и похожи на европейских саламандр, – отдельное семейство хвостатых амфибий. Родина их – Америка. Весной амбистомы переселяются в пруды и ручьи и там размножаются. Личинки превращаются во взрослых амбистом через год или больше, а некоторые никогда не превращаются! Таков, например, многим хорошо знакомый аксолотль. Неотения – так называется размножение животных, так и не ставших взрослыми. Аксолотль – как раз такая «вечная личинка».

Обитая в самых разнообразных местах и питаясь опасными для жизни растений насекомыми и другими беспозвоночными, земноводные приносят огромную пользу садам, огородам, полям, лесам и лугам (сенокосам), а значит, человеку. Среди вредителей, которые при неконтролируемом размножении способны уничтожить практически весь урожай, первое место занимают насекомые. А ими питается подавляющее большинство лягушек, жаб, квакш и саламандр. Кроме того, эти земноводные истребляют несметное количество слизняков.

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БАШКИРСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМ. Я. ХАММАТОВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛОРЕЦКИЙ РАЙОН

Методическая разработка

урока

«Устройство увеличительных приборов»

5 класс

(в структуре ФГОС ООО)

     

                                                                                     Разработка учителя биологии                                                                                  

 МОБУ Башкирская гимназия имени Я.Хамматова

Тагировой Альмиры Фуатовны

                                                               2018 г.

Урок входит в состав раздела  «Клеточное строение организма»

Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования  по биологии для 5 класса

 «Биология. Бактерии, грибы, растения» под редакцией В. В. Пасечника, основной общеобразовательной программы, реализуемой  МОБУ Башкирская гимназия имени Я.Хамматова в 2018-2019 учебном году.

Автор: учитель биологии Тагирова А.Ф.

Тема урока: «Устройство увеличительных приборов».

Класс: 5

Место проведения: кабинет биологии лицей №1 г. Учалы РБ

Дидактические цели:

Образовательная: восстановить знания о методах исследования в биологии, сформировать знания об устройстве увеличительных приборов.

Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и  устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.

Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных  и рефлексивных качеств.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить  умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.

Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.

Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний

Вид урока: урок-лаборатория

Оборудование для учителя: интерактивный комплекс, ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, ручная и штативная лупы, световой микроскоп, предметное стекло, покровной стекло, образцы микропрепаратов, таблица

«Увеличительные приборы», ПК, мультимедийная презентация.

Оборудование для учащихся: лабораторное оборудование, ручная лупа, световой микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, образцы микропрепаратов, индивидуальные рабочие листы, дополнительная текстовая информация.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: определение  понятий:  «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов)  с тем, что еще не известно, заполнить   схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать  информацию  из одного вида в другой.

Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. 

Метапредметные результаты обучения: умение применять  физические понятия: «оптика», «оптическая сила линзы», навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.

Технология обучения: Дальтон - лаборатория

Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методические рекомендации к уроку «Устройство увеличительных приборов».

Урок предусматривает использование элементов Дальтон – технологии. Технология Лаборатории может  проводиться в форме: Дальтон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели.  Это работа учащихся в  специально созданных  лабораториях по выполнению заданий. Учащиеся получают  учебные задания, при этом указываются сроки их выполнения.  Каждый ученик должен выполнить несколько заданий. Он определяет сам, в каком порядке, с кем будет работать (или может быть,  будет действовать самостоятельно), будет ли,  отчитываться перед учителем сразу после выполнения задания или в установленные  учителем сроки. Поскольку в Дальтон-технологии учащимся представляется большая свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у них ответственности.

Кабинет делится на 3 рабочие зоны, оснащенные полным комплектом  оборудования, дидактическим и справочным материалом, необходимых для работы учащихся.

1 зона лаборатории: «Изобретение прибора, позволяющего видеть невидимое». 

Здесь учащиеся  формулируют на основе проблемного вопроса тему лаборатории,  используя справочный материал, слайды презентации знакомятся с историей  изобретения увеличительных приборов. Затем переходят в зону №2  лаборатории «Исследовательскую», где, используя  материал учебника, схемы на слайдах презентации знакомятся с  лабораторным оборудованием, устройством микроскопа и правилами работы с ним, выполняя самостоятельно практические работы №1 и №2 в рабочих картах. Проводят самопроверку, взаимопроверку или обращаются за помощью к учителю. В 3 зоне лаборатории «Мой багаж знаний»  учащиеся корректируют свои знания по теме, выполняя задания №1 и №2; отчитываются о проделанной работе, консультируются у учителя или консультируют своих одноклассников.

Технологическая карта урока «Устройство увеличительных приборов».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Поиск формулирования темы урока.

Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса – слайд

№1 презентации (Приложение 1)

Прослушивают и анализируют  исторический факт.

 

Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Включаются в урок во взаимодействии с учителем.

Сотрудничество с учителем

Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока и записывают ее в рабочих листах

(Приложение №2)

Сопоставление известного  с тем, что еще не известно.

2. Актуализация знаний и затруднений в деятельности.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы.

Знакомит с хронологией открытия и усовершенствования микроскопа (Роберт Гук, Антонии Ван Левенгук) по слайдам презентации № 2,3п.6с.25

Работа учащихся в 1 зоне лаборатории: «Изобретение прибора, позволяющего видеть невидимое».  Прослушивают и анализируют дополнительную текстовую информацию (Приложение №3).п.6с.25

Воспроизводят определения методов исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.

Анализ  дополнительной информации

Планируют учебное сотрудничество с учителем и обучающимися

Осуществление совместной познавательной деятельности в паре

Преобразуют информацию

Умение преобразовать  информацию  

3. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта

Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения

максимальное использование самостоятельности в добывании знаний,  анализ учащимися возникшей ситуации,  построение учащимися нового способа действий.

Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами;  условиях  активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования,  увеличительных приборов с использованием слайдов презентации № 4,5,6,7,8,9,10. комментирует и направляет деятельность учащихся.

Работа учащихся в 2 зоне лаборатории «Исследовательской»

1.Выполняют практическую работу №1 «Устройство микроскопа» в рабочих картах с опорой на информацию, содержащуюся  в п.6, с.22,23.

2.Выполняют практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа» в рабочих картах с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с23.

Изучают правила работы с микроскопом, используя материал учебника п.6,с.24слайды14,15.

Проверяют выполнение задания с опорой на слайды № 8,9 презентации.

(или Интернет - ресурс из ЕКЦОР

«Микроскоп №132305»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c572-0a01-022a-007f-3b8a48964b83/[BIO6_02-06]_[IM_01].SWF?redirected=true)

Определение  понятий: «микропрепарат, «окуляр», «объектив», «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом».

Синтез о значимости каждой из частей микроскопа.

Работа и консультации в парах.

Осуществление совместной познавательной деятельности в паре и в сотрудничестве с учителем.

Проводят самооценку своим действиям.

Умение работать со схематическими моделями, выполнять  разнообразные задания  с выделением существенных характеристик объекта в рабочих картах, уметь преобразовать  информацию  из одного вида в другой

 

Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.

4. Первичное закрепление

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при работе РК и формирование умений его применять. 

Релаксация.

5. Самостоятельная работа и самопроверка.

Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий,

обеспечение их коррекции.

6. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление  изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.

Консультирует работу учащихся в РК.

Проводит упражнения по релаксации

Направляет деятельность учащихся на выполнения заданий № 1 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и №2 кроссворд «Устройство увеличительного прибора» (Приложение 2)

Проводит фронтальную беседу по вопросам: что  означает слово «микроскоп», какие  части есть у микроскопа, что вы узнали о правилах работы с микроскопом на уроке,  каким  оборудованием вы будете пользоваться на лабораторной работе.

Воспроизводят правила работы с микроскопом с опорой на слайды презентации. Проводят само- и взаимопроверку в РК.

Работа учащихся в 3 зоне лаборатории

«Мои знания»

Выполняют задания № 1 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и №2 кроссворд «Устройство увеличительного прибора» (Приложение 2)

Отвечают на вопросы учителя, еще раз проговаривают новые понятия: «объектив»,

«окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микроскоп». «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом».п.6с23

Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации.

Воспроизведение и корректировка знаний, умение формулировать основные понятия.

Работа и консультация в парах.

Работа и консультация в парах.

Индивидуальная работа в РК.

Диалог с учителем и обучающимися

Осуществление совместной познавательной деятельности

Сотрудничество учителя  и обучающихся;  освоение разных способов коммуникаций.

Умение  полно и точно выражать свои мысли.

Проводят самооценку своим действиям.

Проводят самооценку своим действиям.

Проводят самооценку  полученным знаниям и умениям.

Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.

Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.

Умение оценивать себя, свою работу  с использованием разработанных 

критериев.

Осознание уровня  качества сформированных знаний

7.Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Подводит учащихся к выводам по  итогам работы на уроке: что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали  ли вы трудности?

Слайд16

Диалог с учителем и обучающимися

8. Домашнее задание

Консультирует и объясняет д/з  п.6, рабочая тетрадь с20-22, подготовить сообщение (презентацию) об истории открытия микроскопа, подготовиться к лабораторной работе.

Слушают пояснения учителя, комментируют и  записывают д/з

Литература для учителя:

1. Н.В.Дубинина, В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематичекое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.-96 с.

А.А.Калинина “Поурочные разработки по биологии” 6 класс, “ВАКО”, Москва, 2005

2. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003

3.А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003

4.Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003

5.Петросова Р.А. “Цитология и генетика”, слайд-альбом серии “Мир биологии”, Центр “Планетариум”, Москва, 1997

Литература для учащихся:

1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2012.

2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2012

3. Энциклопедический словарь юного биолога.  Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

4. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.

Электронные издания:

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,  Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

2.Единая коллекция ЦОР.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

http://infoschool.narod.ru

http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/bkletochnoe-stroenie-organizmovb/uvelichitelnye-pribory

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c572-0a01-022a-007f-3b8a48964b83/[BIO6_02-06]_[IM_01].SWF?redirected=true

Приложение 1.

 Исторический факт (создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса)

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захарий Янсен, — вернее сказать, — его дети. Как вы думаете, почему я начал урок с этого рассказ? Как вы думаете, что было изобретено мальчиками? Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться  на уроке?

Приложение 2.  Дополнительная информация

1. История создания и использования увеличительных приборов

Растения – живой организм, имеющий различные органы. Можно ли узнать строение этих органов? Чем надо воспользоваться?

Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком. Роберт Гук в 1665 г. впервые клетки увидел (срез пробки – ячейки – клетки).

Микроскоп Гука

Современник Гука голландец Антони ван Левенгук (1632-1723 года), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч  раз.

Микроскоп Левенгука

2. Устройство увеличительных приборов: лупы, штативной лупы

Лупа — самый простой увеличительный прибор. Она состоит из двояковыпуклой линзы, оправленной в деревянный, пластиковый или металлический контур. Лупы дают небольшое увеличение — всего до 40—50 раз. Поэтому с их помощью можно изучать только наиболее общие детали строения. Лупа – увеличительный прибор, предназначенный для увеличения и наблюдения мелких предметов, расположенных на небольшом расстоянии

Бывают ручные лупы и штативные лупы. Ручная лупа увеличивает предметы в 2—20 раз. При работе ее берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четко.

Ручная лупа и штативная лупа


Штативная лупа увеличивает предметы в 10—25 раз. В ее оправу вставлены два увеличительных стекла, укрепленные на подставке — штативе. К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркалом.

Приложение 3

Рабочая карта учащегося 5 класса____________________________________________

Тема урока:-----------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Выполните практическую работу №1 «Устройство светового микроскопа»

А) Используя материал параграфа,  изучите строение микроскопа. Работая в паре, проверьте себя и покажите части на микроскопе.

Б) Обозначьте части микроскопа на схеме. Что можно обозначить цифрой 6?

        

1._______________________________

2._______________________________

3._______________________________

4._______________________________

5._______________________________

6._______________________________

2. Выполните практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа»

Цифра на  окуляре  x  цифра на  объективе

________________ x ____________________ =

ЗАДАНИЕ №1. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).

1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

2. Штатив поверни ручкой «к себе».

3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5. Положи готовый препарат под предметный столик.

6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

ОЦЕНКА:

ЗАДАНИЕ №2. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора».

4.

1.

2.

1.

4.

3.

2.

3.

5.

По горизонтали:

1. Оптическая  часть увеличительного прибора, в которую смотрят.

2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.

3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.

4. Зрительная трубка.

5. То, что рассматривают под микроскопом.

По вертикали:

1. Увеличительный прибор.

2. Помогает направить свет.

3. Служит для размещения на нем объекта исследования.                    ОЦЕНКА:

4. Поднимает и опускает зрительную трубку.



Предварительный просмотр:


Теории происхождения жизни 
(подготовка к ЕГЭ 2021, краткая теория)


Теория креационизма

Главным моментом здесь являются не факты, а вера в нечто сверхъестественное.

С момента появления человечество наделяло окружающий мир особыми свойствами: поклонение какому-либо существу, как к чему то мифическому, т.е. тотемизм. Потом появились монотеистические религии, где утверждалось, творение мира творцом, не подтвержденного доказательствами. Хотя и опровергнуть эту теорию тоже невозможно.

Теория стационарного состояния

Согласно этой теории, жизнь никто и ничто не создал - жизнь, как и Вселенная, существует вечно, не имея точки начала и конца. Только отдельные тела в этой системе - галактики, звезды, небесные тела и живые организмы – рождаются, развиваются и умирают.

Теория панспермии

После формирования и остывания нашей планеты, каким то чудом, на ее поверхности сложились благоприятные условия для развития жизни. Теория панспермии гласит о том, что жизнь на нашу планету была занесена извне, из космоса с падением метеороида или астероида. На Землю попали зачатки живого - споры бактерий, вирусы.

Теория самозарождения

Сторонники этой теории считали, что жизнь способна самозарождаться из неживого. Когда то даже Аристотель считал, что личинки, из которых появляются мухи, самозарождаются в гниющем мясе. Эти представления были довольно долго распространены и популярны среди населения.

Самые первые попытки, чтобы опровергнуть теорию самозарождения жизни был Франческо Реди в 1668 году. Его опыт состоял в том, что в плотно закрытых банках, куда не могут попасть мухи, не развиваются и черви - их личинки. В таких банках мясо гниет, но не "рождает" червей. Ранее Уильям Гарвей, английский медик, постулировал: "Все живое происходит из яйца".

Казалось бы, теория самозарождения опровергнута - точка. Но хитрые виталисты обвинили Франческо Реди в том, что закрыв банки тканью, он предотвратил доступ в них жизненной силе, и, естественно, жизнь в них не зародилась. Так что теория самозарождения пошатнулась, не более, но выстояла этот удар.

Лишь спустя почти 200 лет - в 1862 году - Луи Пастер нанес сокрушительный удар по виталистам,

окончательно развенчав теорию самозарождения. Пастер кипятил в S-образной колбе молоко, в котором находились микроорганизмы. После кипячения колбы оставляли на открытом воздухе. За счет S-образной колбы бактерии оседали на стенках, не достигали молока: процессы брожения и гниения не начинались.

Это был сокрушительный удар по виталистам! Они не могли обвинить Пастера, как Франческо Реди, в том, что жизненная сила не проникает в колбу, так как просвет S-образной колбы сообщался с внешней средой. Таким образом, Луи Пастер доказал, что зарождение микроорганизмов в гниющих бульонах не является самозарождением жизни, а возникает только при непосредственном сообщении бульона с воздухом.

В честь Луи Пастера процесс тепловой обработки пищевых продуктов называется пастеризацией. Она представляет собой нагревание жидких продуктов до 60-70 °C в течение 60 минут, в результате чего болезнетворные микроорганизмы погибают. Это позволяет сохранить продукты свежими на долгое время.

Гипотеза А.И. Опарина абиогенного происхождения жизни

Одним из первых в 1924 году научно пытался обосновать появление жизни на земле советский ученый Опарин, а через 5 лет в - 1929 году - Дж. Холдейн. Согласно теории Опарина, жизнь представляет собой закономерный этап эволюции химических соединений - молекулярных преобразований, их полимеризации, возникновение более сложных по строению веществ. Процессы возникновения жизни по Опарину делятся на 3 этапа:

  • Возникновение органических веществ из неорганических. Образование первичного бульона
  • Усложнение строения веществ (появление белков, нуклеиновых кислот). Формирование коацерватов - капель с большой концентрацией коллоида
  • Возникновение самовоспроизводящихся организмов, появление в них матричного синтеза на основе РНК, затем и ДНК

В результате таких преобразований из первичного бульона возникли первые прокариотические клетки.

Теорию Опарина и Холдейна подверглась проверке на практике. Первые эксперименты провел С. Миллер

пытавшийся синтезировать органические вещества из неорганических. Миллер использовал колбу, в которой непрерывно циркулировали метан, аммиак, водород и угарный газ (CO) - когда-то составлявшие атмосферу Земли (кислород в ее составе отсутствовал).

По итогам эксперимента в системе появились аминокислоты, сахара, жиры и даже предшественники нуклеиновых кислот.

С точки зрения вероятности возникновение жизни весьма маловероятно, однако учитывая очень долгое время (1 млрд. лет от появления Земли) вероятность такого события значительно возрастает.


Термины геологических эпох: Эон, Геологическая эра, Архейская эра, Протерозойская эра, Палеозойская эра, Мезозойская эра, Кайнозойская эра.

Эон (др.-греч. αἰών — век, эпоха) в геологии — отрезок времени геологической истории, объединяет несколько эр.

Геологи́ческая э́ра — отрезок геохронологической шкалы, под интервал эона. Большинство геологических эр разделяются на геологические периоды.

Архейская эра (эра древнейшей жизни) –от 3600 до 2600 млн лет назад, протяженность 1 млрд лет – примерно четверть всей истории жизни.

Протерозойская эра (эра ранней жизни), от 2600 до 570 млн лет назад, – самая протяженная эра, охватывающая около 2 млрд лет, то есть более половины всей истории жизни.

Палеозойская эра (эра древней жизни) – от 570 до 230 млн лет назад, общая протяженность 340 млн лет.

Мезозойская эра (эра средней жизни) – от 230 до 67 млн лет назад, общая протяженность 163 млн лет.

Кайнозойская эра (эра новой жизни) – от 67 млн лет назад до настоящего времени. Это эра цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих. В эту эру появился и человек.

Тест по теме Теории происхождения жизни


1. Рассмотрите таблицу «Направления в биологии» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Наблюдение

Характеристика

Креационизм

Идеалистическое учение, утверждающее, что возникновение мира, Земли, жизни, человека – результат божественного творения, и отрицающее эволюционное изменение видов

?

Представление об изменении и превращении форм организмов, происхождении одних из них – более исторически поздних – от их предшественников

Верный ответ: Трансформизм

2. Миллер и Юри в своём эксперименте доказали возможность абиогенного синтеза органических веществ (синтез веществ без участия живых существ). В чём заключалась суть их эксперимента и что они хотели подтвердить?

1) В своем эксперименте они воссоздали состав атмосферы Земли в таком виде, в каком она существовала до появления живых существ (метан, аммиак, вода, водород, угарный газ)
2) Были воссозданы и условия молодой планеты: высокая температура, электрические (грозовые) разряды
3) Миллер и Юри пытались подтвердить возможность образования живого из неживого (абиогенного синтеза органических соединений) при тех условиях, которые существовали на планете на самом раннем ее этапе.

3. По одной из самых распространённых на данный момент теорий считается, что жизнь на планете появилась в результате абиогенного (без участия живых организмов) синтеза органических веществ и спонтанного самозарождения. Почему такой синтез не происходит на современной планете? Ответ поясните.

1) Первичная атмосфера Земли была восстанавливающей - кислород в ней отсутствовал, в настоящий момент атмосфера Земли окисляющая - она содержит кислород
2) В первичной атмосфере Земли была высокая концентрация соединений углерода и азота (метан, аммиак), которые сейчас в ней практически отсутствуют
3) На раннем этапе сложились особые условия на поверхности Земли: высокая температура, высокое ультрафиолетовое излучение, постоянная грозовая активность (электрические разряды - молнии) - в настоящий момент такие условие на планете отсутствуют

4. Выберите три предложения, в которых приведены тезисы и доказательства теории абиогенеза. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Абиогенезом называется процесс спонтанного зарождения жизни на планете в определённых условиях. (2)Такое зарождение подразумевает синтез органических веществ из неорганических без участия живых организмов. (3)В экспериментах Миллера и Юри была сконструирована установка, воспроизводившая Условия первобытной Земли. (4)Из их результатов следует, что на планете Земля в определённые периоды создавались условия, при которых в океанах образовывался концентрированный раствор органических веществ. (5)В этом первичном бульоне могли спонтанно образовываться комплексы липидов, белков и нуклеиновых кислот, названные коацерватными каплями. (6)Опарин и Холдейн придерживались такой гипотезы появления жизни на Земле.

Верный ответ: 245


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка для подготовки к ЕГЭ (ОГЭ)"Говори правильно"

Некоторые орфоэпические правила в системе норм ударения, подлежащие проверке на едином государственном экзамене по русскому языку....

Методическая разработка по подготовке к "Весёлым стартам"

Подготовка к "Весёлым стартам" имеет свою специфику и для начального звена это будет интересно....

Учебно-методические разработки для подготовки к сдаче ГИА по обществознанию

Данный материал имеет форму тестов, типа А и Б. Данные разработки будут полезны при подготовке к ГИА по обществознанию....

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...