План-конспект урока в 7 классе
план-конспект урока по биологии (7 класс)
План-конспект урока в 7 классе по теме «Общая характеристика класса Млекопитающие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_v_7_klasse.docx | 413.68 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока в 7 классе по теме «Общая характеристика класса Млекопитающие»
Цель: формирование представлений о прогрессивных чертах организации млекопитающих .
Планируемые результаты
Личностные: формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений сравнивать, анализировать, делать выводы, развитие эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные: развитие умений работать с текстом учебника, заполнять таблицу, выделять главное.
Предметные: формирование понятий, таких как млекопитающие, первозвери, настоящие звери, сумчатые, плацентарные, волосяной покров, вибриссы, диафрагма.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко, проектор, экран, презентация, таблицы, раздаточный материал.
Ход урока
Актуализация опорных знаний:
1 Мотивирование к учебной деятельности
Задание: Рассмотрите картинки с изображением животных (на доске), определите, к какому классу они относятся? Ответ аргументируйте. (Классы типа Хордовые)
Какой класс мы еще не изучили, (Млекопитающие).
- В какой среде обитания живут млекопитающие? (В водной, наземно-воздушной, почвенной, т.е. распространены фактически везде). СЛАЙД 1.
- Закончите предложение: Если млекопитающие занимают все основные среды обитания на Земле, значит… (у них есть какие-то прогрессивные черты организации, которые им в этом помогли).
- Какова же цель сегодняшнего урока? (Выявить особенности, прогрессивные черты организации млекопитающих, выяснить, в чём их превосходство по сравнению с другими хордовыми). СЛАЙД 2.
- Как вы думаете, какие прогрессивные черты организации есть у млекопитающих? Назовите их.
Сравнение схем усложнения систем органов представителей классов
типа хордовые (изучаем немые схемы усложнения систем органов)
- Возьмите на парте лист (Рабочая карта урока). Сегодня вы будете писать на нём, а в конце урока сдадите. Подпишите Ф.И., дату, тему урока.
………………………………………………………………………
Чтобы конкретизировать материал о прогрессивных чертах млекопитающих ,мы сравним их с пресмыкающимися, т. к. они являются предками млекопитающих
- Давайте выработаем алгоритм наших действий.
1. Прочитать признаки пресмыкающихся по пунктам.
2. Занести в таблицу особенности млекопитающих.
3. Сравнить особенности объектов.
4. Оценить, есть преимущество или нет (+ или -).
5. Вывод.
- Работаем с текстом учебника § 31 (с. 158). Таблица на вашем листе (и на экране).
«Сравнительная характеристика классов
Пресмыкающиеся и Млекопитающие»
Черты строения и жизнедеятельности | Особенности пресмыкающихся | Особенности млекопитающих | Оценивание (+ -) |
1.Отделы тела | Голова, шея, туловище, ноги, хвост | ||
2.Покровы тела (железы) | Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками и щитками | ||
3.Число камер в сердце | 3, с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается | ||
4.Температура тела | Непостоянная | ||
5.Размножение | Откладывают яйца (есть живородящие) | ||
6.Нервная система | Наиболее развиты передний мозг и мозжечок |
Диафрагма – мышечная перегородка, которая делит тело на грудную и брюшную полости.
Проверка таблицы.
- Какие ещё признаки? (Наружное ухо, диафрагма, 7 шейных позвонков). СЛАЙД 4.
«Сравнительная характеристика классов
Пресмыкающиеся и Млекопитающие»
Черты строения и жизнедеятельности | Особенности пресмыкающихся | Особенности млекопитающих | Оценивание (+ -) |
1.Отделы тела | Голова, шея, туловище, ноги, хвост | Голова, шея, туловище, ноги, хвост | - |
2.Покровы тела (железы) | Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками и щитками | Волосяной покров. Различные железы (млечные, потовые, сальные, пахучие) | + |
3.Число камер в сердце | 3, с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается | 4, Сердце с полной перегородкой . кровь не смешивается | + |
4.Температура тела | Непостоянная | Постоянная | + |
5.Размножение | Откладывают яйца (есть живородящие) | Вынашивание детёнышей, живорождение | + |
6.Нервная система | Наиболее развиты передний мозг и мозжечок | Высокоразвитая. Крупный головной мозг (хорошо развиты передние полушария). | + |
Наружное ухо | |||
Диафрагма | |||
7 шейных позвонков | |||
Дифференциация зубов |
Самооценка: З (задание) - (6 баллов)
- Сравним с нашими записями признаков на доске, какие верны, а какие – нет.
Вывод. «Какие прогрессивные черты организации млекопитающих поставили их на более высокий уровень, позволили им занять основные среды обитания?».
Таким образом, можно сделать вывод, что млекопитающие, составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях.
- Первичное закрепление
Тест.
Вариант- I
Верно или нет утверждение, что:
1. Тело большинства млекопитающих покрыто шерстью.
2. У млекопитающих нет диафрагмы.
3. Оплодотворение наружное.
4. В коже млекопитающих находятся разнообразные железы.
5. Сердце четырёхкамерное.
Вариант- II СЛАЙД 6.
Верно или нет утверждение, что:
1. Млекопитающие - холоднокровные животные.
2. Конечности расположены под туловищем.
3. Кровеносная система замкнутая.
4. Детёнышей выкармливают молоком.
5. В шейном отделе разное количество позвонков.
.№ вопроса | 1 вариант | 2 вариант |
1 | да | нет |
2 | нет | да |
3 | нет | да |
4 | да | да |
5 | да | нет |
Классификация млекопитающих. СЛАЙД 8.
Класс Млекопитающие
↓ ↓
Подкласс Первозвери (Яйцекладущие) Подкласс Настоящие звери
(утконос, ехидна) ↓ ↓
Сумчатые Плацентарные
(кенгуру, коала, (остальные)
сумчатый волк)
Работа с раздаточным материалом
«Плацентарные» (1 ряд)
Относятся к высшим теплокровным животным. Внешний облик и размеры очень разнообразны: от 4 см длины при массе 1,2 г до 33 м при массе 150 т. Это такие животные, у которых маленькое яйцо после оплодотворения развивается в особом органе – матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой. Через плаценту происходит питание зародыша. Продолжительность внутриутробного развития (беременность) различна у зверей разных видов и зависит главным образом от размеров животного, также влияет и образ жизни. Число детенышей в одном помете различно у зверей разных видов. Рождают живых и развитых детенышей. Также выкармливают детенышей молоком, которое образуется в млечных железах самки, которые обычно расположены на груди или на брюхе. Число сосков различно в зависимости от плодовитости вида (от 2 до 22).
«Сумчатые» (2 ряд)
Относятся к низшим млекопитающим. Рождают детенышей очень маленьких и недоразвитых. Они более похожи на зародышей, чем на молодых зверят. Плацента у сумчатых развита слабо. Эмбриональный период очень короткий. Доразвитие происходит в специальной «выводковой» сумке, образованной складкой кожи на брюхе самки. Внутри сумки имеются млечные железы, к соскам которых присасываются детеныши. Кормятся молоком более двух месяцев. Теплой сумкой матери новорожденные пользуются почти год, пока не научатся бегать. Они распространены в Австралии, Южной, Центральной и Северной Америке.
«Яйцекладущие или Первозвери» (3 ряд)
Внешний вид: голова, туловище, конечности, хвост; тело покрыто шерстью (у утконоса), иголками (у ехидны), клюв, выводковая сумка. Есть клоака, соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюхе, молоко детёныши слизывают, плечевой пояс как у Млекопитающих, t тела низкая от 26 до 34º С, есть сумка на брюхе.
Утконос по признаку выкармливания детёнышей молоком относится к млекопитающим животным, но по признаку размножения яйцами и непостоянной температуры тела - к пресмыкающимся. Поэтому его считают млекопитающим, но относят к подклассу яйцекладущих, занимающему по ряду признаков промежуточное положение между классом пресмыкающихся и млекопитающих.
Таким образом, в процессе эволюции Млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых дала начало в конце триаса - Однопроходным (утконос, ехидна), а вторая - в меловом периоде уже была представлена группами высокоорганизованных зверей: Сумчатыми (кенгуру, коала и др.) и Плацентарными (собака, заяц, кошка, медведь и т. д.).
- Собака 2. Утконос 3. Кошка 4. Кенгуру 5. Ехидна 6. Тигр 7. Коала
Рефлексия. СЛАЙД 9
Оценивание работы на уроке. Настроение
1. Активность | Активно работал | Иногда отвлекался | Совсем не работал |
2. Доступность | Все понял | Не всё понятно | Много не понял |
3. Комфортность | Понравился урок | Не всё понравилось | Не понравился урок |
4. Оцениваю свою работу | 5 | 4 | 3 |
Д/З: СЛАЙД 10.
1) § 31 до слов «Отряд Насекомоядные» (с. 157-161).
2) Выписать в тетрадь признаки млекопитающих
Программа дополнительного образования учащихся 7-8 классов по экологии «Экология и человек»
Срок реализации 1 год (34 часа)
- Пояснительная записка
1.1 Актуальность программы
Проблема охраны природы и связанная с ней проблема сохранения здоровья человека- одна из наиболее актуальных проблем современности Актуальность данной программы связана с все более обостряющими противоречиями между деятельностью человека и состоянием окружающей среды , изменениями в ней . Экологическое воспитание и экологическое просвещение населения должно стать непрерывным и всеобщим и первым его звеном является экологическое воспитание детей в образовательных учреждениях.
В развивающей системе непрерывного экологического образования все более весомую роль стало играть дополнительное образование. В среднем звене на изучение биологии отводится только один час в неделю . Поэтому рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования.
Цель:
- Формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.
- Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.
формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников, формирование гуманного и ответственного отношения к природе
Задачи:
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
- Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Требования к результатам освоения курса экологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение экологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях.
• овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
• осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
• сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками экологической информации: находить экологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий .
Предметные результаты:
- называть методы изучения применяемые в экологии;
– определять роль в природе различных групп растений и животных
– объяснять роль растений и животных в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений растений к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение растений и животных в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.
Метапредметные и предметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:
умение вести себя экологически грамотно, безопасно в социальной и природной среде
осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям.
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:
осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе
понимать перспективы дальнейшей учебной работы
определять цели и задачи усвоения новых знаний
оценивать правильность выполнения своих действий
вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.
Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетради. Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:
умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.)
описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств)
пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания
проводить наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.
Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Развиваются и коммуникативные способности учащихся:
- обогащается их опыт общения с одноклассниками, с другими людьми;
- приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
- осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;
- осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами;
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
Содержание программы
Введение
Физико - географическое положение Бурятии Краткая характеристика климатических условий. Экономическая характеристика. Географическое положение и природные ресурсы республики. Состояние атмосферы . Источники загрязнения атмосферы.
Полезные ископаемые Бурятии.
Водоемы Бурятии
Водные ресурсы Бурятии.
Роль воды в природе. Ее круговорот и свойства (физические, химические). Озеро Байкал . Реки и озера Бурятии. Их хозяйственное использование. Загрязнение водоемов. Причины загрязнения водоемов и их влияние на окружающую среду, и здоровье человека. Способы защиты водоемов от загрязнения. Физические и химические способы очистки воды. Обитатели водоемов.
Практическая работа:
- Сделать рисунки и фотографии местных водоемов.
- Провести рейд по обследованию реки Уда . Исследование качества воды. Состояние берегов.
- Провести анализ проб воды по физическим и химическим показателям .
Видовое разнообразие и проблемы охраны животного и растительного мира
Экологические группы растений( 7 ч), в том числе:)
РАСТЕНИЯ ЛУГА( 2 ч.)
Растения луга и их экология. Растения – представители сухих, влажных и затопляемых лугов. Значение луговых растений для человека. Искусственно создаваемые луговые сообщества.
Практическая работа:
- Описание растений луга. Работа с гербариями. Зарисовка наиболее распространенных видов растений луга
- Составление гербария луговых растений.
Экскурсия на луг. Изучение растений сухого луга.
Водные растения (1 ч)
Водные растения. Особенности их строения в связи с местом обитания. Значение водных растений для человека и природы.
Практическая работа:
- Описание водных растений.
- Зарисовка растений наиболее интересных водных растений.
Экскурсия на водоем. Изучение водных растений
Растения леса (2 ч)
Растения леса. Ярусность горизонтальная и вертикальная. Характеристика леса по ярусам. Внеярусная растительность. Знакомство с многообразием растений леса. Определение типа леса. Проблемы охраны лесов окрестностей города Улан- Удэ..
Практическая работа:
- Описание растений леса.
- Составление гербария наиболее распространенных древесных,
кустарниковых и травянистых растений леса.
Экскурсия в лес.
Лекарственные растения (1 ч)
Лекарственные растения родного края. Внешний вид растений. Места произрастания, сроки сбора лекарственных растений. Заготавливаемые части растений. Народные рецепты, собранные у местного населения. Правила заготовки лекарственного сырья впрок.
Практическое занятие (семинар)
Вопросы:
1. Рецепты народной медицины.
2. Из опыта заготовки лекарственных растений.
Практическая работа.
Составление гербария лекарственных растений .
Редкие и исчезающие растения Бурятии ( 1ч)
Красная книга Российской Федерации. Красная книга Бурятии. Редкие и исчезающие растения, произрастающие в окрестностях города Внешний вид и места обитания редких растений. Причины, по которым растения попали в разряд редких и охраняемых. Реликтовые растения.
Практическая работа:
Изучение редких растений по иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги
Составление карты ареалов редких видов растений . Знакомство с реликтовыми, редкими и исчезающими растениями по гербариям.
Поиск информации о редких и исчезающих растениях в сети Интернет.
Написание рефератов о редких, реликтовых, эндемичных и исчезающих вида растениях.
Особенности экологии животных родного края в том числе:
Общая характеристика животного мира. .1 ч.
.Экология насекомых 2 ч.
Изучение насекомых родного края. Общественные насекомые: пчелы, муравьи. Их роль в природе и жизни человека. Правила его огораживания.
Насекомые – вредители сельского хозяйства и лесов. Способы борьбы с вредителями. Значение замены химических средств борьбы с насекомыми – вредителями сельского хозяйства биологическими методами.
Практическое занятие (семинар)
Обитатели водоемов Бурятии. 2ч. Многообразие видов водных животных Водные беспозвоночные. Экология рыб. Водные животные нашего края
Разнообразие обитателей водоёмов. Рыбы. Экология рыб. Рыбы различных водоемов Бурятии. Рыбы Байкала. Эндемики . Сроки нереста. Сроки и правила ловли рыбы. Разрешенные и запрещенные орудия ловли рыбы. Ответственность за нарушения законов по охране рыбных богатств.
Практическое занятие (семинар)
Птицы нашего края. 2 ч.Перелетные птицы и их экология. Зимующие птицы нашего края. Сезонные изменения в природе, приспособленность к ним птиц. Представители различных отрядов птиц. Выводковые и птенцовые птицы. Значение птиц в природе и жизни человека.
Практическая работа:
- Наблюдение за птицами.
Предлагаемые темы индивидуальных исследовательских работ:
1. Суточная активность птиц /
2. Зимующие птицы окрестностей города Улан-Удэ
Млекопитающие нашего края 2 ч.
Животные различных экологических групп. Среды обитания млекопитающих. Наиболее распространенные млекопитающие нашей местности.
Практическая работа:
Изучение млекопитающих животных по плакатам, рисункам.
Поиск информации о млекопитающих, обитающих в нашей местности в сети Интернет.
Редкие и исчезающие животные нашего края
Животные Красной книги Российской Федерации, обитающие в нашей местности. Животные , занесенные в Красную книгу Бурятии. Причины, по которым животные попали в разряд редких и исчезающих.
Практическая работа
Изучение редких и охраняемых животных Бурятии.
- по фотографиям, рисункам:
- использование для ознакомления с редкими и охраняемыми животными сети Интернет (сайт «Школа дикой природы»).
Презентация индивидуальных информационных проектов о редких, охраняемых видах млекопитающих, птиц, насекомых нашего края
Особо охраняемые территории Бурятии.
Охраняемые территории, причины их организации и значение . Заповедники . Заказники. Памятники природы.
Практическая работа:
Окружающая среда и здоровье человека. Влияние шума на здоровье человека . Ионизирующее излучение и здоровье. Радиация и здоровье. Питание и здоровье. Вредные привычки и здоровье.Экология жилища.
Экологические проблемы города
Экологические проблемы города. . Антропогенный фактор. Виды воздействия человека на природную среду. Положительные и отрицательные аспекты человеческой деятельности.
Экологическая экспертиза. Экологический подход к изучению окружающей среды. Проблема загрязнения территории села твердыми бытовыми отходами Экологическое состояние пришкольной территории
Практическая работа:
- Определение рейтинга местных экологических проблем (анкетирование).
- Проведение социологического опроса «Как сделать наш город чистым»
- Разработка экологического проекта « Вторая жизнь твердых бытовых отходов».
- Изучение экологического состояния пришкольной территории.
- Экологическое обследование санитарного состояния улиц села.
- Практическая работа по очистке улиц и пришкольной территории от мусора.
Итоговое занятие кружка (конференция).
Выставка исследовательских и проектных работ, гербариев, фотографий, рисунков.
Формы организации внеурочной деятельности –дополнительное образование, форма добровольного объединения детей.
Функции:
- расширение, углубление, компенсация предметных знаний;
- приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
- расширения коммуникативного опыта;
- организации детского досуга и отдыха.
Календарно-тематическое планирование
Теоретические занятия | Практические занятия | Другие виды деятельности | |
Введение Физико - географическое положение Бурятии Краткая характеристика климатических условий. Экономическая характеристика. Географическое положение и природные ресурсы республики. Состояние атмосферы. Источники загрязнения атмосферы. Полезные ископаемые Бурятии. Водоемы Бурятии Роль воды в природе. Ее круговорот и свойства (физические, химические). Озеро Байкал. Реки и озера Бурятии. Их хозяйственное использование. Загрязнение водоемов. Причины загрязнения водоемов и их влияние на окружающую среду, и здоровье человека. Способы защиты водоемов от загрязнения. Физические и химические способы очистки воды. Обитатели водоемов. Водные ресурсы нашего края. Практическая работа:
Видовое разнообразие и проблемы охраны животного и растительного мира Экологические группы растений( 7 ч), в том числе:) РАСТЕНИЯ ЛУГА( 2 ч.) Растения луга и их экология. Растения – представители сухих, влажных и затопляемых лугов. Значение луговых растений для человека. Искусственно создаваемые луговые сообщества. Практическая работа: - Описание растений луга. Работа с гербариями. Зарисовка наиболее распространенных видов растений луга - Составление гербария луговых растений. Экскурсия на луг. Изучение растений сухого луга. Водные растения (1 ч) Водные растения. Особенности их строения в связи с местом обитания. Значение водных растений для человека и природы. Практическая работа: - Описание водных растений. - Зарисовка растений наиболее интересных водных растений. Экскурсия на водоем. Растения леса (2 ч) Растения леса. Ярусность горизонтальная и вертикальная. Характеристика леса по ярусам. Внеярусная растительность. Знакомство с многообразием растений леса. Определение типа леса. Проблемы охраны лесов окрестностей города Улан- Удэ. Практическая работа: - Описание растений леса. - Составление гербария наиболее распространенных древесных, кустарниковых и травянистых растений леса. Экскурсия в лес. Лекарственные растения (1 ч) Лекарственные растения родного края. Внешний вид растений. Места произрастания, сроки сбора лекарственных растений. Заготавливаемые части растений. Народные рецепты, собранные у местного населения. Правила заготовки лекарственного сырья впрок. Практическое занятие (семинар) Вопросы: 1. Рецепты народной медицины. 2. Из опыта заготовки лекарственных растений. Практическая работа. Составление гербария лекарственных растений . Редкие и исчезающие растения Бурятии ( 1ч) Красная книга Российской Федерации. Красная книга Бурятии. Редкие и исчезающие растения, произрастающие в окрестностях города Внешний вид и места обитания редких растений. Причины, по которым растения попали в разряд редких и охраняемых. Реликтовые растения. Практическая работа: Изучение редких растений по иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Составление карты ареалов редких видов растений . Знакомство с реликтовыми, редкими и исчезающими растениями по гербариям. Поиск информации о редких и исчезающих растениях в сети Интернет. Написание рефератов о редких, реликтовых, эндемичных и исчезающих вида растениях. Особенности экологии животных родного края в том числе: Общая характеристика животного мира. .1 ч. .Экология насекомых 2 ч. Изучение насекомых родного края. Общественные насекомые: пчелы, муравьи. Их роль в природе и жизни человека. Правила его огораживания. Насекомые – вредители сельского хозяйства и лесов. Способы борьбы с вредителями. Значение замены химических средств борьбы с насекомыми – вредителями сельского хозяйства биологическими методами. Практическое занятие (семинар) Обитатели водоемов Бурятии. 2ч. Многообразие видов водных животных Водные беспозвоночные. Экология рыб. Водные животные нашего края Разнообразие обитателей водоёмов. Рыбы. Экология рыб. Рыбы различных водоемов Бурятии. Рыбы Байкала. Эндемики . Сроки нереста. Сроки и правила ловли рыбы. Разрешенные и запрещенные орудия ловли рыбы. Ответственность за нарушения законов по охране рыбных богатств. Практическое занятие (семинар Птицы нашего края. 2ч .Перелетные птицы и их экология. Зимующие птицы нашего края. Сезонные изменения в природе, приспособленность к ним птиц. Представители различных отрядов птиц. Выводковые и птенцовые птицы. Значение птиц в природе и жизни человека. Практическая работа: - Наблюдение за птицами Предлагаемые темы индивидуальных исследовательских работ: 1. Суточная активность птиц / 2. Зимующие птицы окрестностей города Улан-Удэ Млекопитающие нашего края 2 ч. Животные различных экологических групп. Среды обитания млекопитающих. Наиболее распространенные млекопитающие нашей местности. Практическая работа: Изучение млекопитающих животных по плакатам, рисункам. Поиск информации о млекопитающих, обитающих в нашей местности в сети Интернет. Редкие и исчезающие животные нашего края Животные Красной книги Российской Федерации, обитающие в нашей местности. Животные, занесенные в Красную книгу Бурятии. Причины, по которым животные попали в разряд редких и исчезающих. Практическая работа Изучение редких и охраняемых животных Бурятии. - по фотографиям, рисункам: - использование для ознакомления с редкими и охраняемыми животными сети Интернет (сайт «Школа дикой природы»). Презентация индивидуальных информационных проектов о редких, охраняемых видах млекопитающих, птиц, насекомых нашего края Особо охраняемые территории Бурятии. Охраняемые территории, причины их организации и значение. Заповедники. Заказники. Памятники природы. Практическая работа: Окружающая среда и здоровье человека .Влияние шума на здоровье человека. Ионизирующее излучение и здоровье. Радиация и здоровье. Питание и здоровье. Вредные привычки и здоровье .Экология жилища. Экологические проблемы города Экологические проблемы города. Антропогенный фактор. Виды воздействия человека на природную среду. Положительные и отрицательные аспекты человеческой деятельности. Экологическая экспертиза. Экологический подход к изучению окружающей среды. Проблема загрязнения территории села твердыми бытовыми отходами Экологическое состояние пришкольной территории Практическая работа:
Заключение Итоговое занятие кружка (конференция). Выставка исследовательских и проектных работ, гербариев, фотографий, рисунков. | 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 | 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 | 1 Исследовательские работы Исследовательские работы Выполнение экологических проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.
4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».
План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...
План-конспект открытого урока по классу блок-флейта
План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе игр...
План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано
Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...
План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»
Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...
План конспект открытого урока 7б класс по(ФГОС)
Технологическая карта урока 7б класс по ФГОС....