Методы и формы организации учебной деятельности
учебно-методический материал по биологии (5, 6, 7, 8 класс)
Проводится анализ по методам и формам организации учебной деятельности на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_formy_organizatsii_uchebnoy_deyatelnosti.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и формы организации учебной деятельности (Чимитова Б.Б.)
В последние годы для меня, как и для многих учителей, вопрос «Как учить результативно?» стал актуальным. В своей работе каждый учитель пытается найти ответ на этот вопрос и активно использует элементы современных образовательных технологий. На своих уроках я применяю элементы новых технологий: профильной, проектной, игровой, модульной, тестовой, творческой, также активно использую возможности кабинета биологии. В кабинете в достаточном количестве имеются пособия, таблицы, учебно-практическое оборудование, различные муляжи и модели.
Изучение предмета биологии на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях, поэтому на уроках постоянно использую наглядные средства обучения, часто провожу демонстрационные опыты. Использую Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы, презентации. Компьютерные мультимедийные пособия обеспечивают наглядность. Благодаря использованию информационных технологий удается сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время. Одна из задач школы в современных условиях – формирование у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний. Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» «Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками» - писал А.Н. Леонтьев.
Для формирования навыков самостоятельного приобретения знаний использую модульную технологию. Сущность модульного обучения заключается в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе работы с модулем. Модуль – это функциональный целевой узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им, т.е. план работы учащихся на уроке, включающий цели, задания, рекомендации по их выполнению. Например: при изучении темы «Вирусы – неклеточная форма жизни» на 2 этапе изучения нового материала ученикам предлагается образовательный модуль. В правой колонке дан текст о вирусах, в левой – задания, которые нужно выполнить. Анализ усвоения материала по данной теме показал, что модульная технология способствовала повышению качества знаний.
Систематическое использование учебника на уроках – эффективный способ формирования у школьников навыка самостоятельного добывания знаний. Способы работы с учебником разнообразны: заполнение таблицы, составление схем, опорных конспектов, работа с терминологией, с рисунками. Составление таблиц учит правильному отбору и краткому изложению материала. Данный прием использую при изучении следующих тем «Химический состав клетки», «Структурная организация клетки» и т.д. Составление опорных конспектов используется при изучении зоологии. Например, составляются опорные конспекты по системам органов животных.
Учебники содержат многочисленные цветные иллюстрации, и я постоянно организую работу по рисункам, это повышает усвояемость материала.
Реализация компетентностного подхода на уроках биологии призвана способствовать развитию умения использовать полученные знания в реальной жизни для решения практических задач. При изучении любой темы раздела «Человек» учащиеся получают знания, умения необходимые в жизни и включающиеся в жизненный опыт. Например, в лабораторной работе «Подсчет пульса до и после нагрузки» ученики выясняют, что происходит относительное увеличение частоты пульса при нагрузке. Это знание пригодится в обыденной жизни, чрезмерные нагрузки вредны для здоровья. Конечно, каждый человек должен знать, как устроен его организм, как он работает, чтобы заботиться о сохранении здоровья. Поэтому на своих уроках я стараюсь стимулировать познавательную активность учащихся, чтобы у них появился интерес к изучению собственного организма через систему разнообразных заданий и вопросов. Например, при изучении темы «Кожа» я даю задание: объясните высказывание И.П. Павлова « Если сосуды расширены, то все фортки в теле открыты и тепло может уходить из тела, а когда сосуды сужены, то все двери и фортки закрыты и тепло сберегается». При изучении темы «Дыхание» я задаю вопрос: «Почему ранение грудной клетки приводит к нарушению дыхания, даже если легкие при этом остались невредимыми?» Такие вопросы стимулируют познавательную активность учащихся.
На уроках также в той или иной степени реализуется принцип дифференциации. При дифференцированном обучении используются задания разных уровней (базовый, продвинутый, повышенной сложности). Например, при проверке знаний по теме «Структурная организация клетки» используются вопросы разных уровней.
Базовый:
Опишите органоиды (митохондрии, хлоропласты) по следующему плану:
А) функции; Б) строение; В) количество в клетке. Г) химический состав
Повышенной сложности:
Какими особенностями строения, функционирования обладают митохондрии и хлоропласты, что свидетельствует об их определенной автономии.
Система творческих заданий реализуется через методики и алгоритмы, позволяющие непроизвольно запоминать материал, расширять и углублять его, применять знания на практике. К данной системе относится создание синквейнов, составление кроссвордов, презентаций, выполнение творческих заданий, составление вопросов, тестов, решение задач.
При решении генетических задач усваиваются приемы логического анализа ситуаций. Пример: женщина, переболевшая во время беременности корьевой краснухой, родила глухого сына. У нее и мужа слух нормальный, в родословных обоих супругов глухота не отмечена. Определите возможный механизм проявления глухоты у ребенка, вероятность повторного рождения глухого ребенка в этой семье.
Решение: вирус краснухи не позволил генам, отвечающим за развитие органа слуха, реализовать свою информацию. Вероятность рождения глухого ребенка равна 0.
Задачи подобного типа повышают « жизненный опыт» учащихся. Экспериментальные задания часто использую на уроках с целью развития познавательной активности и самостоятельности. Тем более это запланировано в рабочих программах при выполнении лабораторных работ. Например, при выполнении лабораторной работы «Расщепление пероксида водорода в клетках ферментом каталазой» учащиеся доказывают, что ферментативная активность присуща лишь живым клеткам, как растений, так и животных. Для доказательства в пробирки помещают кусочки сырого и вареного мяса и картофеля. Ученики, объясняют причины выделения пузырьков газа в одних пробирках и отсутствие в других и делают вывод.
Лабораторно-практические работы – важное звено в проведении уроков, в усвоении материала. Например, при изучении темы «Состав и строение костей» в 8 классе проводятся опыты, доказывающие, что в состав костей входят органические и минеральные вещества и выполняется лабораторная работа. Цель лабораторной работы выяснить свойства органических и неорганических веществ. Двое моих помощников проводят опыты.
Опыт №1: рыбью кость помещают в пламя спиртовки. Она обуглилась, значит в состав кости входят органические вещества. (из курса биологии 6 класса, органические вещества горят и при горении обугливаются). Остаток – минеральные вещества.
Опыт № 2. Минеральные вещества вступают в реакцию с кислотой. При помещении в раствор кислоты куриной косточки, на ее поверхности образуются пузырьки газа, что свидетельствует о начале реакции. Теперь можно изучать свойства органических веществ.
Опыты проводили, чтобы ученики усвоили, что в состав костей входят данные вещества.
Для лабораторной работы, прокаленные и вымоченные в кислоте кости были подготовлены заранее. В ходе проведения лабораторной работы был сделан вывод, что органические вещества придают костям гибкость и упругость, минеральные твердость.
Как показывает опыт, среди разнообразных форм преподавания биологии хорошо зарекомендовала себя игровая технология (ролевые игры). Ролевые игры способствуют повышению уровня познавательной активности школьников, развитию навыков самообразования, а соответственно знаний и практических, учебно-познавательных умений. В ходе ролевой игры ученики учатся излагать свои мысли, чувствуют себя комфортно (это же игра!).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Методы и формы организации учебной деятельности обучающихся"
В докладе описаны классификации методов обучения, понятие и сущность метода, а также приема обучения....
«Методы и формы организации учебной деятельности на уроке английского языка»
Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса. Для повышения действенности урока иностранного языка в совр...
Технология групповой деятельности как эффективная форма организации учебной деятельности при составлении презентаций на уроке географии.
Групповая организация учебного процесса позволяет подобрать динамическую группу с примерно равным индивидуальным...
Методы и формы организации учебной деятельности
Методы и формы организации учебной деятельности...
Сборник методических рекомендаций "Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка"
В данном сборнике представлен опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы по эффективной организации современного урока русского языка путем сочетания в практике активных мето...
Доклад "Методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в условиях реализации требований ФГОС"
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка и требуют новых форм организации учебного процесса, новых методов и приемов подачи информации. Во главу угла ...