Электив "Решение генетических задач"
элективный курс по биологии (10 класс)
данный элективный курс рассчитан для учащихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_reshenie_geneticheskih_zadach.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Решение генетических задач» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями). 2.Учебный план МАОУ «Петропавловская районная гимназия».
Рабочая программа элективного курса «Решение генетических задач» рассчитана на 17 часов, разработана для учащихся 10 класса.
Тема «Генетика» — наиболее интересная и сложная тема в общей биологии. Эта тема изучается в 9,10 классах, но достаточного количества часов на решение задач в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий научить школьников решать их невозможно, а это предусмотрено стандартом биологического образования и входит в состав КИМов ЕГЭ.
Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук — генетике. Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания.
Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и сотворчества, является образовательно-развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса. По типу программа является авторской.
Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач.
Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики. через:
- краткое повторение материала, изученного по теме «Генетика»; - выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по теме и умениях решать задачи, положенные по школьной программе;
- обучения учащихся решению задач по генетике повышенной сложности;
Задачи курса:
- формирование умений и навыков решения генетических задач;
- отработка навыков применения генетических законов;
- обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы;
- удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой;
- развитие логического мышления учащихся;
- воспитание и формирование здорового образа жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
После прохождения курса учащиеся должны знать:
- основные понятия, термины и законы генетики;
- генетическую символику.
Учащиеся должны уметь:
- правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;
- решать типичные задачи;
- логически рассуждать и обосновывать выводы.
Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки. В результате обучения школьники должны:
- расширить знания об основных генетических законах;
- овладеть специальной генетической терминологией;
- научиться решать генетические задачи повышенной сложности;
- уметь применять различные генетические законы при решении задач;
- уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;
- уметь готовить доклады по теоретическому материалу.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. 1 час.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.
Молекулярная генетика. 2 часа.
Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков.
Классическая генетика. 9 часов.
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.
Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.
Цитологические основы наследования, сцепленного с полом. Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.
Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимеия. Плейотропия. Пенетрантность.
Популяционная генетика. 1час
Популяционно-статистический метод – основа изучения наследственных болезней в медицинской генетике. Закон Харди-Вейнберга, используемый для анализа генетической структуры популяций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 17 часов.
№ | Тема занятия | Дата проведения | Кол-во часов | |
теория | практикум | |||
Введение – 2 часа | ||||
1 | Введение в генетику | 1 | ||
2 | Контрольная работа №1 (входной контроль) | 1 | ||
Молекулярная генетика – 2 часа | ||||
3,4 | Молекулярная генетика | 1 | 1 | |
Классическая генетика – 9 часов | ||||
5 | Законы Менделя | 0,5 | 0,5 | |
6,7 | Сцепленное наследование генов | 1 | 1 | |
8,9 | Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 | 1 | |
10,11 | Взаимодействие неаллеьных генов: комплементарноть, эпистаз, полимерия | 1 | 1 | |
12,13 | Плейотропия, пенетрантность | 1 | 1 | |
Популяционная генетика – 1 час | ||||
14 | Популяционная генетика | 0,5 | 0,5 | |
Заключение – 3 часа | ||||
15,16 | Решение задач | 2 | ||
17 | Контрольная №2 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение генетических задач
Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс....
Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"
Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....
Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»
Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...
Основы наследственности. Решение генетических задач.
Урок путешествие по решению генетических задач.Работа по группам, где учащиеся должны из виртуального путешествия вернуться с полным кариотипом хромосом. У групп будет возможность отыграться в интелле...
Решение генетических задач и анализ составленных родословных
Урок-презентация, в ней приведены примеры родословных известных людей, символика используемая при составлении родословны, тренировочные зачачи для работы на уроке. Материал больше чем 3 МБ, поэт...
Методическое пособие по биологии "Технология решения генетических задач"
В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на ра...
Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"
Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач" Хочу ознакомить с методикой решения биологических задач по генетике курса 10-го класса на дигибридное скре...