Электив "Решение генетических задач"
элективный курс по биологии (10 класс)
данный элективный курс рассчитан для учащихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Решение генетических задач» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями). 2.Учебный план МАОУ «Петропавловская районная гимназия».
Рабочая программа элективного курса «Решение генетических задач» рассчитана на 17 часов, разработана для учащихся 10 класса.
Тема «Генетика» — наиболее интересная и сложная тема в общей биологии. Эта тема изучается в 9,10 классах, но достаточного количества часов на решение задач в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий научить школьников решать их невозможно, а это предусмотрено стандартом биологического образования и входит в состав КИМов ЕГЭ.
Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук — генетике. Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания.
Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и сотворчества, является образовательно-развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса. По типу программа является авторской.
Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач.
Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики. через:
- краткое повторение материала, изученного по теме «Генетика»; - выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по теме и умениях решать задачи, положенные по школьной программе;
- обучения учащихся решению задач по генетике повышенной сложности;
Задачи курса:
- формирование умений и навыков решения генетических задач;
- отработка навыков применения генетических законов;
- обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы;
- удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой;
- развитие логического мышления учащихся;
- воспитание и формирование здорового образа жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
После прохождения курса учащиеся должны знать:
- основные понятия, термины и законы генетики;
- генетическую символику.
Учащиеся должны уметь:
- правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;
- решать типичные задачи;
- логически рассуждать и обосновывать выводы.
Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки. В результате обучения школьники должны:
- расширить знания об основных генетических законах;
- овладеть специальной генетической терминологией;
- научиться решать генетические задачи повышенной сложности;
- уметь применять различные генетические законы при решении задач;
- уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;
- уметь готовить доклады по теоретическому материалу.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. 1 час.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.
Молекулярная генетика. 2 часа.
Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков.
Классическая генетика. 9 часов.
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.
Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.
Цитологические основы наследования, сцепленного с полом. Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.
Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимеия. Плейотропия. Пенетрантность.
Популяционная генетика. 1час
Популяционно-статистический метод – основа изучения наследственных болезней в медицинской генетике. Закон Харди-Вейнберга, используемый для анализа генетической структуры популяций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 17 часов.
№ | Тема занятия | Дата проведения | Кол-во часов | |
теория | практикум | |||
Введение – 2 часа | ||||
1 | Введение в генетику | 1 | ||
2 | Контрольная работа №1 (входной контроль) | 1 | ||
Молекулярная генетика – 2 часа | ||||
3,4 | Молекулярная генетика | 1 | 1 | |
Классическая генетика – 9 часов | ||||
5 | Законы Менделя | 0,5 | 0,5 | |
6,7 | Сцепленное наследование генов | 1 | 1 | |
8,9 | Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 | 1 | |
10,11 | Взаимодействие неаллеьных генов: комплементарноть, эпистаз, полимерия | 1 | 1 | |
12,13 | Плейотропия, пенетрантность | 1 | 1 | |
Популяционная генетика – 1 час | ||||
14 | Популяционная генетика | 0,5 | 0,5 | |
Заключение – 3 часа | ||||
15,16 | Решение задач | 2 | ||
17 | Контрольная №2 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/11/picture-32280.jpg)
Решение генетических задач
Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс....
Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"
Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....
Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»
Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/26/picture-70887.jpg)
Основы наследственности. Решение генетических задач.
Урок путешествие по решению генетических задач.Работа по группам, где учащиеся должны из виртуального путешествия вернуться с полным кариотипом хромосом. У групп будет возможность отыграться в интелле...
Решение генетических задач и анализ составленных родословных
Урок-презентация, в ней приведены примеры родословных известных людей, символика используемая при составлении родословны, тренировочные зачачи для работы на уроке. Материал больше чем 3 МБ, поэт...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-128580-1350810789.jpg)
Методическое пособие по биологии "Технология решения генетических задач"
В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на ра...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-183237-1358605100.jpg)
Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"
Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач" Хочу ознакомить с методикой решения биологических задач по генетике курса 10-го класса на дигибридное скре...