Урок генетики "Опыты Томаса Моргана и следствия из них"
методическая разработка по биологии (10 класс)
Общая характеристика урока.
Предмет – биология (генетика)
Класс – 10
Цель: урок предназначен обучающимся профильной группы для изучения закономерностей сцепленного наследования признаков (можно использовать как на этапе изучения нового материала, так и на этапе обобщения и контроля).
Действия учащихся: данный урок развивает и проверяет сформированность таких умений как:
-актуализация знаний, использование ее в решении нестандартных задач;
-использовать естественнонаучные знания для решения жизненных задач;
-поиск информации при работе с текстом, рисунками;
-преобразование информации из одного вида в другой ( работа с рисунком, ответы на вопросы)
- удерживание взаимосвязи отдельных заданий задачи, использование полученной информации в одном задании для решения другого.
Использованные источники:
А.А.Кириленко «Биология, раздел – генетика» Легион, Ростов – на – Дону, 2016 год
А.Г.Мустафин «Биология для выпускников школ и поступающих в вузы» под ред. В.Н.Ярыгина Кнорус, Москва 2016 год
И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов Биология, базовый и углубленный уровни «Дрофа» 2019 год
Сайт «Решу ГИА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_genetiki.doc | 364 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок генетики «Опыты Моргана и следствия из них»
Составитель: О.А.Ильина, школа №6 города Вязники Владимирской области
Общая характеристика урока.
Предмет – биология (генетика)
Класс – 10
Цель: урок предназначен обучающимся профильной группы для изучения закономерностей сцепленного наследования признаков (можно использовать как на этапе изучения нового материала, так и на этапе обобщения и контроля).
Действия учащихся: данный урок развивает и проверяет сформированность таких умений как:
-актуализация знаний, использование ее в решении нестандартных задач;
-использовать естественнонаучные знания для решения жизненных задач;
-поиск информации при работе с текстом, рисунками;
-преобразование информации из одного вида в другой ( работа с рисунком, ответы на вопросы)
- удерживание взаимосвязи отдельных заданий задачи, использование полученной информации в одном задании для решения другого.
Использованные источники:
А.А.Кириленко «Биология, раздел – генетика» Легион, Ростов – на – Дону, 2016 год
А.Г.Мустафин «Биология для выпускников школ и поступающих в вузы» под ред. В.Н.Ярыгина Кнорус, Москва 2016 год
И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов Биология, базовый и углубленный уровни «Дрофа» 2019 год
Сайт «Решу ГИА»
Текст задачи.
Опыты Томаса Моргана и следствия из них.
Американский генетик Томас Морган изучал закономерности наследования генов, расположенных в одной паре гомологичных хромосом.
В экспериментах Морган использовал плодовую мушку дрозофилу, обладающую важными для генетиков качествами: неприхотливостью, плодовитостью, небольшим количеством хромосом (четыре пары), множеством чётко выраженных альтернативных признаков.
Дрозофила и её хромосомный набор
У мухи дрозофилы гены, отвечающие за окраску тела и длину крыльев, располагаются в одной хромосоме.
Морган проводил два типа анализирующего скрещивания. При скрещивании рецессивной по обоим признакам самки (чёрной с короткими крыльями) с дигетерозиготным самцом (серым с нормальными крыльями) в потомстве появилось 50 % чёрных мух с короткими крыльями и 50 % мух с серым телом и нормальными крыльями. Комбинаций признаков у потомков не происходило.
Значит, гены, расположенные в одной хромосоме, наследовались совместно. Такие гены образуют группу сцепления.
Явление совместного наследования генов, расположенных в одной хромосоме, Морган назвал сцепленным наследованием.
Так как гомологичные хромосомы содержат аллельные гены, то в группу сцепления включают обе гомологичные хромосомы, поэтому число групп сцепления соответствует гаплоидному набору.
Другие результаты получились, когда скрещивали дигибридную самку (серую с нормальными крыльями) с гомозиготным рецессивным самцом (чёрным с короткими крыльями). В этом случае потомство имело четыре фенотипа: 41,5 % — серых с короткими крыльями, 41,5 % — чёрных с нормальными крыльями, 8,5 % — серых с нормальными крыльями, 8,5 % — чёрных с короткими крыльями.
Морган пришёл к выводу, что сцепление может быть неполным. Оно нарушается в результате кроссинговера — обмена участками между гомологичными хромосомами.
В профазе I мейоза происходит конъюгация гомологичных хромосом. Хромосомы сближаются, а затем начинают расходиться и образуют перекрёсты (хиазмы). В процессе конъюгации между некоторыми дочерними хроматидами возможен обмен участками (кроссинговер).
Каждая из образовавшихся хроматид попадает в отдельную гамету. В результате кроссинговера возникают кроссоверные гаметы, хромосомы которых содержат новые комбинации генов.
Организмы, которые возникают в результате слияния кроссоверных гамет, называют рекомбинантными.
Так как кроссинговер происходит не после каждой конъюгации, то и число кроссоверных гамет всегда меньше числа некроссоверных гамет.
Морган доказал, что частота кроссинговера между гомологичными хромосомами зависит от расстояния между генами в хромосоме. Чем это расстояние больше, тем чаще происходит кроссинговер и тем чаще появляются рекомбинантные организмы.
Частота рекомбинации (кроссинговера) = число рекомбинантов : общее число потомков × 100 %.
Эта величина показывает относительное расстояние между сцепленными генами в хромосоме. За единицу расстояния между генами принимают 1 морганиду (1 % кроссинговера), или процент появления рекомбинантных особей.
Так, в рассмотренном выше примере 17% потомков было с новыми (отличными от родителей) комбинациями признаков (8,5% +8,5%). Следовательно, расстояние между исследуемыми генами равно 17%. Фраза «расстояние между генами А и В равняется 6 морганидам» означает, что кроссоверных (рекомбинантных) гамет получится в сумме 6% (3% + 3%), а нормальных – 94% (47% + 47%).
Т.Морган и его сотрудники показали, что, установив частоту рекомбинаций (процент кроссинговера) между генами, относящимися к одной группе сцепления, можно построить карты хромосом с нанесенным на них порядком расположения генов. Хромосомные карты строятся путем прямого перевода рекомбинаций между генами в предполагаемые расстояния на хромосоме. Если частота рекомбинаций между генами – 4 %, значит, они расположены в одной хромосоме на расстоянии 4 морганид (рис. 6).
Рис. 6. Хромосома
Если частота рекомбинаций между генами – 9 %, значит, они расположены на расстоянии 9 морганид (рис. 7).
Рис. 7. Хромосома
Морганида – единица относительного (генетического) расстояния между генами, определяемая частотой кроссинговера. Если посчитать частоту кроссинговера между двумя генами на одной хромосоме, можно определить расстояние между генами и построить хромосомную карту. Хромосомная карта представляет схему взаимного расположения генов в одной хромосоме.
Задание №1. Используя рисунок 1, укажите:
- какие гены сцеплены попарно в одной хромосоме
-возможные сорта гамет данной особи
-какие из них являются рекомбинантными
-благодаря какому процессу появляются рекомбинантные гаметы
рис.1
Задание №2. Выберите три верных ответа из шести.
Кроссинговер не характерен для:
1)половых хромосом женщины;
2)половых хромосом мужчины;
3) 21-ой пары хромосом в кариотипе человека;
4) 18-ой и 19-ой хромосомам в кариотипе человека;
5) половых хромосом самок птиц;
6) пары гомологичных хромосом
Задание №3. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Закономерности наследственности». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
1) Объектом, с которым работал Т. Морган, была плодовая мушка дрозофила. 2) Эксперименты показали, что гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются сцепленно и составляют одну группу сцепления. 3)Среди гибридов второго поколения может находиться небольшое число особей с перекомбинированными признаками. 4) Одна из причин перекомбинации признаков — конъюгация хромосом. 5) Этот процесс осуществляется во втором делении мейоза. 6) Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем чаще будет нарушаться сцепление. 7) Явление неполного сцепления признаков легло в основу построения генетических карт.
Задание №4. Составьте карту хромосомы, содержащую гены А, B, C, D, E, если частота кроссинговера между генами С и Е равна 10%, С и А – 1%, А и Е – 9%, В и Е – 6%, А и В – 3%, B и D – 2%, E и D – 4%.
Задание №5. У человека ген резус фактора сцеплен с локусом определяющим форму эритроцитов и находится от него на расстоянии 3 морганид. Резусположительность и эллиптоцитоз являются доминантными признаками. Один из супругов гетерозиготен по обоим признакам, при этом резус положительный аллельный ген он унаследовал от матери, а эллиптоцитоз от отца. Второй супруг имеет отрицательный резус и нормальные эритроциты. Найти генотипы и фенотипы потомков
Ответы и критерии оценивания.
№1. (базовый) Гены А и В в одной хромосоме, гены а и в в другой хромосоме (1 балл)
Возможные сорта гамет: АВ, ав, Ав, аВ (1 балл)
Рекомбинантные – Ав и аВ (1 балл)
Процесс кроссинговера (1 балл)
№2. (базовый) 245 – 2 балла , если одна ошибка – 1 балл, более одной – 0.
№3.(повышенный)
Ошибки допущены в предложениях:
1. 4 — одна из причин перекомбинации признаков — кроссинговер (обмен генами);
2. 5 — этот процесс происходит в первом делении мейоза;
3. 6 — чем дальше друг от друга расположены гены в хромосоме, тем чаще будет нарушаться
В ответе указаны и исправлены все ошибки – 3 балла.
В ответе указаны 2-3 ошибки, исправлены только 2 из них – 2 балла.
В ответе указаны одна –три ошибки, исправлены только одна из них – 1 балл.
Все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны 1-3 ошибки, но не исправлена ни одна из них – 0 баллов.
№4. (высокий)
Критерии: определены крайние гены – 1 балл.
Анализ положения других генов – 3 балла. ИТОГО – 4 балла.
№5. (высокий)
Схема решения задачи включает:
1) скрещивание:
Р АаBв × ааbb
Резусположительность резусотрицательность
элиптоцитоз нормальные эритроциты
Ав ав
======= =======
аВ ав
G кроссоверные ав
(n=% кроссинговера/2)
АВ 1,5% ав 1,5%
некроссоверные
Ав 48,5% аВ 48,5%
F1 1,5%АаВв 1,5%аавв 48,5%Аавв 48,5% ааВв
резуспол. резусотриц. резуспол. резусотриц.
элиптоцит. норм. эритр. норм.эритр. элиптоцит.
Генотипы родителей АаВв (гаметы: некроссоверныеАв=48,5%, аВ=48,5, кроссоверные: АВ=1,5%, ав=1,5%) и аавв (гаметы ав)
2) Число кроссоверных гамет определяют по формуле
n=% кроссинговера/2, где n-число кроссоверных гамет определенного типа. Выражается в % или долях единицы.
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: Аксиомы стереометрии и их следствия.
Цель данного урока дать целостное представление по теме и способствовать формированию у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление их математических способностей. Умени...
Сцепленное наследование. Закон Томаса Моргана.
Презентация по генетике для 9 класса....
Дистанционное обучение. Законы Г. Менделя и Т. Моргана.
Поможет изучить названия законов и их цитологические основы....
Методическая разработка урока на тему "ЗАКОНЫ И СЛЕДСТВИЯ ПИЩЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ"
Цель: изучить законы и следствия пищевых отношений.Задачи: подчеркнуть всеобщность, разнообразие и чрезвычайную роль пищевых отношений в природе. Показать, что именно пищевые связи объединяют все жив...
урок по литературе «Истоки детективной литературы. Э. По «Убийство на улице Морг»
урок по литературе в 5 классе тема: «Истоки детективной литературы. Э. По «Убийство на улице Морг» по системе "Школа-2100"...
Открытый урок литературы в 7 классе на тему: "Что-бы было к чему возвращаться…» по фантастическому рассказу Т. Томаса «Сломанная линейка»".
Методические разрабортки к открытому уроку по литературе....