Программа внеурочной деятельности "Практическая экология"
рабочая программа по биологии (9 класс)

Куприянова Светлана Геннадьевна

Авторская программа естественнонаучной направленности для учащихся 9 кл., срок реализации 1 год (35 часов). Реализация программы планируется в режиме практико-ориентированных занятий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_ekologiya_vd.docx41.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

«Практическая экология»

 ( ФГОС ООО)

для 9 класса

 (1час в неделю, за год 34часа)

                                                                                 

Составлена учителем биологии высшей категории

                                                                                Куприяновой С.Г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

•        Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

•        Приказ  Министерства образования и науки Российской федерации  № 1897 от 17.12.2010 года  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

•        Санитарно-эпидемиологические  требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях- СанПиН  2.4..2.2821-10 (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010, зарегистрированным в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993)

•        Основная  образовательная  программа основного общего образования ГБОУ СОШ № 5 «Образовательный центр «Лидер» г.о.Кинель Самарской области

•        Учебный план  ГБОУ СОШ № 5 «Образовательный центр «Лидер» г.о.Кинель Самарской области на 2019-2020 учебный год;

•        Положение о рабочей программе «ГБОУ СОШ № 5 «Образовательный центр «Лидер» г.о.Кинель.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным организациям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.

Экология – это наука, изучающая отношения организмов между собой и с окружающей средой. Она раскрывает все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету животными, растениями, людьми и средой их обитания.

Головокружительный рывок совершили люди в век научно – технического прогресса. Но стало ли человечество счастливее, наша планета краше, а условия жизни на ней благоприятнее для ее обитателей?

Необходимость экологического образования и воспитания обусловлена глобальными катастрофическими изменениями в окружающем мире. За последние полвека деятельность человека настолько преобразила большинство районов нашей планеты, что истощение природных ресурсов и загрязнение биологической среды отходами хозяйственной деятельности стало очевидностью: от заброшенных шахт до окурков на газонах и десятков тонн отравляющих веществ, извергаемых химическими комбинатами. Нет числа свалкам промышленных и бытовых отходов.

Программа «Практическая экология» - это развивающая программа  естественнонаучной направленности для школьников подросткового возраста.

В образовательном процессе прослеживается тенденция, направленная на уменьшение количества часов, предусмотренных в учебном плане на изучение биологии (например, в 6 классе на изучение раздела «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» отводится всего 1 час в неделю). В этих условиях еще более актуальной становится связь биологического образования с реальной жизнью, иллюстрация научных положений конкретными примерами на местном материале и закрепление теоретических знаний в практической деятельности.

        С целью удовлетворения потребностей учащихся была разработана программа элективного курса естественнонаучной направленности «Практическая экология». В ходе реализации данной программы решаются следующие вопросы: изучение природных сообществ; повышение интереса школьников к решению экологических проблем, вовлечение их в активную деятельность по защите окружающей среды. В программе используется системно - деятельностный подход,  а формы – деятельности это: занятия – практикумы, лабораторные работы, экскурсии, семинары.

Цели программы:

- сформировать знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, нормах и правилах  поведения в природе

- развивать творческие способности

- привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах эколого-биологической направленности;

Задачи:

- формирование знаний о системе органического мира и роли человека в сохранении и преумножении природных богатств;

- формирование учебно-практических умений (наблюдение, постановка опытов)

- развитие творческих умений детей, интереса к изучению биологии и экологии посредством проведения лабораторных, практических занятий, викторин, праздников и использования информационных технологий;

- развитие умения работать с различными источниками информации, способами обработки полученных результатов с помощью компьютерных программ;

-воспитание чувства бережного отношения к природе, ответственности за свое поведение в природе.

Практическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, умение определять редкие и исчезающие виды растений и животных своего края, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней.

Настоящая программа является годичной программой для учащихся 10 класса. Программа реализуется в рамках образовательной программы школы и программы естественнонаучной направленности.

Программа элективного курса «Практическая экология» расширяет и углубляет тему «Основы экологии», изучаемую в курсе «Основы общей биологии», за счет применения практических и исследовательских методов и средств обучения.

Программа предполагает формирование универсальных учебных действий.  

Познавательные УУД

При этом ученик научится:

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- использовать оборудование цифровой лаборатории «Архимед»  при проведении лабораторных и практических работ;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения конкретных задач;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- обобщать понятия;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно отбирая основания и критерии;

- строить логическое рассуждение;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Ученик получит возможность научиться:

- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

- самостоятельно проводить исследование на основе методов наблюдения и эксперимента;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов и явлений.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнения и позицию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;

Ученик получит возможность научиться:

- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.

Регулятивные УУД

Ученик научится:

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров;

- планировать пути достижения целей;

- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить цели и задачи;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- основам саморегуляции эмоциональных состояний;

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Личностные УУД

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

- ориентация в системе моральных норм и ценностей;

- основы социально-критического мышления;

- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;

- знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, ее природе;

- признание ценности здоровья, своего и других людей;

- уважение к истории, культурным и природным памятникам;

- уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение окружающим;

- потребность в самовыражении и самореализации.

Включенные в содержание программы информация и способы деятельности обучающихся позволят обеспечить достижение планируемых результатов обучения

Образовательная программа рассчитана на обучающихся подросткового возраста - 15-17 лет

Реализация программы  «Практическая экология» планируется в режиме практико-ориентированных  занятий. На реализацию программы отведено 34 часа в год.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты:

  • Получение практических знаний о взаимоотношениях живых организмов в природе, о системе органического мира.
  • Приобретение навыков организации наблюдений за объектами природы.
  • Приобретение   умений   проведения   опытов и исследований с использованием цифрового оборудования.
  • Усвоение ценностных основ нравственности, норм поведения в природе.

Данная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами являются:

  • Целостный, социально ориентированный взгляд на мир природы в его органичном единстве и разнообразии;
  • Бережное отношение к природе;
  • Компетентность в решении экологических проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
  • Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;

Метапредметными  результатами являются:

  • Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
  • Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметными результатами являются:

  • Овладение знаниями о формах взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой;
  • Развитие  практических умений и навыков проведения естественнонаучных опытов и исследований;
  • Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности по охране природы;
  • Продуктивное сотрудничество с участниками объединения при решении различных творческих задач.

Качество реализации программы «Практическая экология» состоит из 3-х уровней: высокого (80-100%), среднего (50-79%) и низкого (0-49%).

Высокий уровень (80-100%): умение самостоятельно планировать и проводить опыты и исследования с использованием цифровой лаборатории «Архимед», мероприятия природоохранной тематики.

Средний уровень (50-79%): участие в проектной деятельности; умение провести исследования под руководством педагога; соблюдение правил безопасного поведения в природе, участие в мероприятиях природоохранной направленности.

Низкий уровень (0-49%): частичное участие в реализации проектной деятельности, умение проводить фенологические наблюдения.

        В программе формируются следующие компетентности: презентационная, познавательная, социальная.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Тестирование;
  • Выполнение лабораторных и практических работ;
  • защита проектов экологического содержания;
  • участие в окружной научно-практической конференции;
  • участие в предметных олимпиадах;
  • участие в конкурсе «Экотропы»;
  • подготовка и проведение природоохранных мероприятий: «День птиц», «В горстях у природы», экологическая акция «Чистый город» и т.п.

Учебно-тематический  план

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе

Планируемые результаты

Инструмен- тарий оценивания

Теорет. занятия

Практическ. занятия

1

Введение

2

2

-

Определяет и анализирует понятия «экология», «среда обитания»

Личностные: когнитивный компонент: Разъясняет ценность конкретных объектов природы, иллюстрирует свое понимание  ситуациями из личного опыта и художественной литературы.

Регулятивные: ставит учебные задачи на основе познавательных проблем

Фронтальный опрос

2

Структура экосистем

13

5

8

Перечисляет и характеризует формы взаимоотношений между организмами: позитивные отношения – симбиоз, антибиотические отношения и нейтрализм

Оценивает роль факторов среды обитания в жизнедеятельности животных и растений

Демонстрирует умение проводить наблюдения и исследования

Познавательные: извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, учебника, справочника, энциклопедии, выделяет главные и второстепенные признаки

Коммуникативные: умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Проведение лабораторных работ, тестирование

3

Пищевые связи в экосистемах

7

2

5

Определяет и анализирует понятия «цепи питания», «экологические пирамиды», «трофические уровни», «продуценты, консументы, редуценты»

Умеет составлять цепи питания

Устанавливает виды взаимосвязей в экосистемах

Демонстрирует умение проводить наблюдения и исследования

Познавательные: анализ данных, выявление существенных процессов и причинно-следственных связей, переработка информации, представление в виде схемы

Регулятивные: ставит учебные задачи на основе познавательных проблем

Коммуникативные: высказывает и аргументирует свою точку зрения

Проведение лабораторных, практических работ

4

Функционирование экосистем

9

3

6

Характеризует абиотические факторы: влажность, освещенность, температура и т.д.

Объясняет интенсивность действия и взаимоотношения абиотических факторов

Описывает биотические факторы, на конкретных примерах демонстрирует их значение

Демонстрирует умение проводить наблюдения и исследования

Личностные: Деятельностный компонент: обучающийся получил и проанализировал опыт подготовки и проведения любительских экскурсий по объектам Кинельского района с заданной целью.

Регулятивные: ставит учебные задачи на основе познавательных проблем

Проведение лабораторных, практических работ

5

Экологические проблемы современности

4

2

1

Анализирует антропогенные факторы воздействия на биоценозы на разных этапах развития человеческого общества

Раскрывает проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты

Личностные: формирование единого, целостного образа мира природы

Регулятивные: самостоятельно оценивает правильность выполнения действий и вносит необходимые коррективы в исполнение

Коммуникативные: аргументирует свою точку зрения, отстаивает свою позицию

высказывает и обосновывает мнение и запрашивает мнение партнера в рамках диалога

Защита проектов

Итого

34

14

20

Содержание курса

Наименование раздела

Кол-во часов

1

«Ведение»

 Экология как наука, её задачи. Значение экологии для решения проблем охраны природы и здоровья человека. Выбор темы проекта для итогового контроля.

2

2

«Структура экосистем»

Экосистема, живые и неживые компоненты экосистемы. Воздух и вода как среда в экосистеме. Свет как фактор экосистемы. Изменения вещества и энергии в организмах. Энергетическая роль пищи.

Демонстрация таблиц и видеофрагментов, иллюстрирующих структуру экосистем луга, леса, степи, водоемов.

Наблюдения за поведением обитателей аквариума, за адаптациями растений и животных различных экосистем к взаимному существованию.

Экскурсии

«Изучение состава, численности и плотности особей в лесной экосистеме»

«Изучение приспособленности растений и животных к совместному обитанию в городских экосистемах»

Практические и лабораторные работы

«Описание основных ярусов леса».

«Изучение водной экосистемы».

«Рассматривание  под микроскопом одноклеточных зелёных водорослей»,

«Создание модели водной экосистемы в банке с водой»

Проведение опыта, доказывающего необходимость световой энергии для фотосинтеза.

«Оценка состояния экосистемы, определение степени её деградации под воздействием человека».

Творческие задания

Подготовка и защита презентаций на темы: «Описание экосистемы леса», «Описание экосистемы луга»  и т.п.

13

3

«Пищевые связи в экосистемах»

Цепи и сети питания в экосистемах. Трофические уровни. Экологическая пирамида. Правило 10%. Типы связей и зависимостей в экосистемах.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих пищевые цепи, гербарных экземпляров растений, чучел животных, коллекций насекомых, видеофрагментов.

Наблюдения за путями движения вещества в экосистеме, за поведением консументов различных уровней, за разными типами взаимодействия между организмами на примере видеофрагментов.

Экскурсии

«Трофическая структура лесного сообщества».

«Типы биотических связей в природе»

Практические и лабораторные работы

«Установление видов взаимосвязей в экосистеме водоёма».

«Построение цепей питания в различных экосистемах».

Творческое задание

Моделирование экологических пирамид численности, биомассы, энергии.

7

4

«Функционирование экосистем»

Факторы среды и их воздействие на организмы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Смена экосистем.

Демонстрация таблиц и видеофрагментов, иллюстрирующих действие факторов среды на организмы, первичные и вторичные сукцессии.

Наблюдения за влиянием различной степени освещенности на развитие проростков злаков, за сменой одной экосистемы другой.

Экскурсии

«Изучение влияния леса на микроклимат».

«Влияние факторов среды на распределение растительности леса и луга»

«Установление степени антропогенного воздействия на растительное сообщество».

Практические и лабораторные работы

«Сравнительное изучение видового разнообразия сообщества в местах, подвергающихся наибольшему и наименьшему антропогенному воздействию»

«Влияние различной освещённости на развитие проростков злаков».

Творческое задание

Подготовка и защита проектов на тему «Лучший пришкольный участок»

9

5

«Экологические проблемы современности»

Современное состояние окружающей среды. Воздействие промышленного производства на окружающую среду. Потребление ресурсов в прошлом, настоящем и будущем. Вопросы бытовой экологии.

Демонстрация карты промышленных регионов Поволжья, результатов измерения ПДК в воздухе, воде, продуктах питания, видеофрагментов.

Творческое задание

Подготовка и защита проектов на тему «Пути решения глобальных экологических проблем»

3

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты:

  • Получение практических знаний о взаимоотношениях живых организмов в природе, о системе органического мира.
  • Приобретение навыков организации наблюдений за объектами природы.
  • Приобретение   умений   проведения   опытов и исследований с использованием цифрового оборудования.
  • Усвоение ценностных основ нравственности, норм поведения в природе.

Данная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами являются:

  • Целостный, социально ориентированный взгляд на мир природы в его органичном единстве и разнообразии;
  • Бережное отношение к природе;
  • Компетентность в решении экологических проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
  • Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;

Метапредметными  результатами являются:

  • Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
  • Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметными результатами являются:

  • Овладение знаниями о формах взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой;
  • Развитие  практических умений и навыков проведения естественнонаучных опытов и исследований ;
  • Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности по охране природы;
  • Продуктивное сотрудничество с участниками объединения при решении различных творческих задач.

Инструментарий для оценивания

Тестирование: 

Высокий уровень: обучающийся выполнил  80-100% заданий.

Средний уровень: обучающийся выполнил  50-79% заданий.

Низкий уровень: если выполнено 0-49% заданий.

Выполнение лабораторной или практической работы:
Высокий уровень:


1.  Обучающийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой   последовательности проведения опытов, измерений.
2.  Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки,  чертежи, графики, вычисления.
3.  Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники  безопасности при выполнении работ.


Средний уровень:

 
1.  Выполняет работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на высокий уровень, но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один  недочет
2.  При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает  неполные выводы при обобщении.
 
Низкий уровень:


1. Правильно выполняет работу менее, чем на 50%.
2.  Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3.  Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Защита проектов в форме презентации:

Критерий

К-во баллов (макс)

1.Четкость поставленной цели и задач

2

2. Тематическая актуальность и объем использованной литературы

2

3. Обоснованность выбранных методик для проведения исследований

2

4. Полнота раскрытия выбранной темы проекта

2

5. Наличие в работе вывода или практических рекомендаций

2

6. Обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам

2

7. Качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, и т.д.).

2

8.Компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы

2

Итого: максимально – 16  баллов

Высокий уровень:  13-16 баллов

Средний уровень:   8-12 баллов

Низкий уровень:   2-7 баллов

Перечень учебно-методического обеспечения

Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска магнитная, стенды, компьютер, проектор, экран, цифровая лаборатория «Архимед», ноутбуки.

Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы по экологии и биологии, справочники, энциклопедии по биологии, определители растений и животных, коллекции насекомых.

Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.

Литература

  1. Алексеев С. В., Беккер А. М. Изучаем экологию – экспериментально. Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. – Санкт-Петербург, 1998.
  2. Биология. Школьный курс в вопросах и ответах / Сост. Шахович В. Н. – Минск: «Интерпрессервис», 2003.
  3. Зверев И. Д. Практические занятия по экологии для учащихся  9 класса. – М.: Просвещение, 2002.
  4. Иваненко Л. В., Быкова П. Г. Экологические проблемы города и утилизация отходов. – Самара: Кн. изд-во, 1995.
  5. Крискунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. Экология. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: «Дрофа», 2003.
  6. Соломина С. Н. Взаимодействие общества и природы. – М.: Мысль, 1993.
  7. Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов. – М.: Мысль, 1994.

Интернет-ресурсы:

  1. Википедия – свободная энциклопедия  http//ru.wikipedia.org/wiki/
  2. www.advertology.ru/article28118.htm
  3. www.sup99.ru/content/1409
  4. www.biotechnolog.ru

Приложения

Образцы учебных материалов  и оценочных средств, используемые при реализации программы

Приложение 1.

«Примерные темы проектов к семинару  «Пути решения глобальных экологических проблем»

  1. Рост потребностей человека и глобальная экологическая нестабильность.
  2. Снижение отрицательного воздействия человечества на природную среду и отказ от потребительского отношения к ней.
  3. Экологические проблемы и задачи дальнейшего экономического развития общества.
  4. Поддержание экологического равновесия в городской экосистеме.
  5. Мониторинг состояния окружающей среды.
  6. Альтернативные способы очистки сточных вод.
  7. Биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
  8. Использование отходов сельского хозяйства для решения экологических проблем.
  9. Парниковый эффект.
  10. Роль биотехнологии в защите и оздоровлении биосферы.
  11. Рациональное управление природными ресурсами.

 Приложение 2

«Тестовая работа по теме «Структура экосистем»

1. Какой из перечисленных биогеоценозов является искусственным:

     А) озеро                                                                 В) пруд

     Б) болото                                                                Г) река

2. Какой из перечисленных биогеоценозов является естественным:

     А) парк                                                                   В) поле

     Б) сад                                                                      Г) луг

3. Планктонными организмами являются:

     А) мелкие водоросли и простейшие                    В) коралловые полипы

     Б) водоросли и моллюски                                     Г) медузы и водоросли

4. Древесно – травянистым биогеоценозом является:

     А) пустыня                                                             В) степь

     Б) саванна                                                               Г) болото

5. Наименее устойчивым является биогеоценоз:

     А) пустыни                                                            В) тропического леса

     Б) смешанного леса                                               Г) поля

6. Верхний плодородный слой земной коры называется:

     А) почва                                                                 В) перегной

     Б) гумус

7. Ресурсы, скорость использования которых человеком во много раз превышает темпы их образования, называют:

     А) неисчерпаемыми                                                Б) исчерпаемыми

8. К неисчерпаемым ресурсам можно отнести:

     А) энергию солнечной радиации                           В) природный газ

     Б) каменный уголь                                                   Г) леса

9. Значение озонового слоя:

     А) задерживает ультрафиолетовое излучение

     Б) препятствует тепловому излучению в космическое пространство

     В) защищает  поверхность земли от кислотных дождей

10 Какое из перечисленных растений относится к мезофитам:

     А) кактус                                                                  В) ландыш

     Б) рогоз                                                                     Г) калужница

11. Примером косвенного влияния человека на природу является:

     А) вырубка леса                                                        В) рыболовство

     Б) сброс сточных вод в реку                                   Г) охота

12. Территория, на которой полностью исключается хозяйственная деятельность человека, называется:

     А) заповедник                                                           В) национальный парк

     Б) заказник                                                                Г) лесничество

 Ответы:

1-В,  2-Г, 3-А, 4-Б, 5-Г, 6-А, 7-Б, 8-А, 9-А, 10-В, 11-Б, 12-А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы экологии"

Рабочая программа внеурочной деятельности....

Программа внеурочной деятельности по экологии в 6 классе

Настоящая  рабочая  учебная программа  курса «Экология растений» для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовате...

Программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» для 5 класса

В условиях разностороннего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе.Программа курса «Основы экологии» для 5 класса построена с учетом возрастных особенностей дете...

Авторская инновационная образовательная программа внеурочной деятельности по экологии «ЭкоМиР»

    Пристальное внимание к экологическому образованию  поставило на повестку дня необходимость разработки социально-экологического идеала, того образа совершенного отношения обще...

Программа внеурочной деятельности "Юные экологи-краеведы". 6 класс.

Программа разработана для 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. ...

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Данная программа поможет организовать занятия внеурочной деятельности для детей 6 класса, на которых они познакомятся с основами экологических знаний....

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Данная программа предполагает развитие у детей познавательных интересов, расширение кругозора, уровня информированности в области биологии, экологии, охраны природы, обогащения опыта общения и развити...