Программа внеурочной деятельности "Практическая экология"
рабочая программа по биологии (9 класс)
Авторская программа естественнонаучной направленности для учащихся 9 кл., срок реализации 1 год (35 часов). Реализация программы планируется в режиме практико-ориентированных занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_ekologiya_vd.docx | 41.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Практическая экология»
( ФГОС ООО)
для 9 класса
(1час в неделю, за год 34часа)
Составлена учителем биологии высшей категории
Куприяновой С.Г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 1897 от 17.12.2010 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях- СанПиН 2.4..2.2821-10 (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010, зарегистрированным в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993)
• Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ № 5 «Образовательный центр «Лидер» г.о.Кинель Самарской области
• Учебный план ГБОУ СОШ № 5 «Образовательный центр «Лидер» г.о.Кинель Самарской области на 2019-2020 учебный год;
• Положение о рабочей программе «ГБОУ СОШ № 5 «Образовательный центр «Лидер» г.о.Кинель.
В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным организациям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Экология – это наука, изучающая отношения организмов между собой и с окружающей средой. Она раскрывает все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету животными, растениями, людьми и средой их обитания.
Головокружительный рывок совершили люди в век научно – технического прогресса. Но стало ли человечество счастливее, наша планета краше, а условия жизни на ней благоприятнее для ее обитателей?
Необходимость экологического образования и воспитания обусловлена глобальными катастрофическими изменениями в окружающем мире. За последние полвека деятельность человека настолько преобразила большинство районов нашей планеты, что истощение природных ресурсов и загрязнение биологической среды отходами хозяйственной деятельности стало очевидностью: от заброшенных шахт до окурков на газонах и десятков тонн отравляющих веществ, извергаемых химическими комбинатами. Нет числа свалкам промышленных и бытовых отходов.
Программа «Практическая экология» - это развивающая программа естественнонаучной направленности для школьников подросткового возраста.
В образовательном процессе прослеживается тенденция, направленная на уменьшение количества часов, предусмотренных в учебном плане на изучение биологии (например, в 6 классе на изучение раздела «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» отводится всего 1 час в неделю). В этих условиях еще более актуальной становится связь биологического образования с реальной жизнью, иллюстрация научных положений конкретными примерами на местном материале и закрепление теоретических знаний в практической деятельности.
С целью удовлетворения потребностей учащихся была разработана программа элективного курса естественнонаучной направленности «Практическая экология». В ходе реализации данной программы решаются следующие вопросы: изучение природных сообществ; повышение интереса школьников к решению экологических проблем, вовлечение их в активную деятельность по защите окружающей среды. В программе используется системно - деятельностный подход, а формы – деятельности это: занятия – практикумы, лабораторные работы, экскурсии, семинары.
Цели программы:
- сформировать знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, нормах и правилах поведения в природе
- развивать творческие способности
- привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах эколого-биологической направленности;
Задачи:
- формирование знаний о системе органического мира и роли человека в сохранении и преумножении природных богатств;
- формирование учебно-практических умений (наблюдение, постановка опытов)
- развитие творческих умений детей, интереса к изучению биологии и экологии посредством проведения лабораторных, практических занятий, викторин, праздников и использования информационных технологий;
- развитие умения работать с различными источниками информации, способами обработки полученных результатов с помощью компьютерных программ;
-воспитание чувства бережного отношения к природе, ответственности за свое поведение в природе.
Практическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, умение определять редкие и исчезающие виды растений и животных своего края, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней.
Настоящая программа является годичной программой для учащихся 10 класса. Программа реализуется в рамках образовательной программы школы и программы естественнонаучной направленности.
Программа элективного курса «Практическая экология» расширяет и углубляет тему «Основы экологии», изучаемую в курсе «Основы общей биологии», за счет применения практических и исследовательских методов и средств обучения.
Программа предполагает формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД
При этом ученик научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- использовать оборудование цифровой лаборатории «Архимед» при проведении лабораторных и практических работ;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения конкретных задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать понятия;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно отбирая основания и критерии;
- строить логическое рассуждение;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Ученик получит возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов и явлений.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнения и позицию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров;
- планировать пути достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить цели и задачи;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Личностные УУД
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- ориентация в системе моральных норм и ценностей;
- основы социально-критического мышления;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
- знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, ее природе;
- признание ценности здоровья, своего и других людей;
- уважение к истории, культурным и природным памятникам;
- уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение окружающим;
- потребность в самовыражении и самореализации.
Включенные в содержание программы информация и способы деятельности обучающихся позволят обеспечить достижение планируемых результатов обучения
Образовательная программа рассчитана на обучающихся подросткового возраста - 15-17 лет
Реализация программы «Практическая экология» планируется в режиме практико-ориентированных занятий. На реализацию программы отведено 34 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты:
- Получение практических знаний о взаимоотношениях живых организмов в природе, о системе органического мира.
- Приобретение навыков организации наблюдений за объектами природы.
- Приобретение умений проведения опытов и исследований с использованием цифрового оборудования.
- Усвоение ценностных основ нравственности, норм поведения в природе.
Данная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются:
- Целостный, социально ориентированный взгляд на мир природы в его органичном единстве и разнообразии;
- Бережное отношение к природе;
- Компетентность в решении экологических проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
- Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
Метапредметными результатами являются:
- Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
- Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметными результатами являются:
- Овладение знаниями о формах взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой;
- Развитие практических умений и навыков проведения естественнонаучных опытов и исследований;
- Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности по охране природы;
- Продуктивное сотрудничество с участниками объединения при решении различных творческих задач.
Качество реализации программы «Практическая экология» состоит из 3-х уровней: высокого (80-100%), среднего (50-79%) и низкого (0-49%).
Высокий уровень (80-100%): умение самостоятельно планировать и проводить опыты и исследования с использованием цифровой лаборатории «Архимед», мероприятия природоохранной тематики.
Средний уровень (50-79%): участие в проектной деятельности; умение провести исследования под руководством педагога; соблюдение правил безопасного поведения в природе, участие в мероприятиях природоохранной направленности.
Низкий уровень (0-49%): частичное участие в реализации проектной деятельности, умение проводить фенологические наблюдения.
В программе формируются следующие компетентности: презентационная, познавательная, социальная.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Тестирование;
- Выполнение лабораторных и практических работ;
- защита проектов экологического содержания;
- участие в окружной научно-практической конференции;
- участие в предметных олимпиадах;
- участие в конкурсе «Экотропы»;
- подготовка и проведение природоохранных мероприятий: «День птиц», «В горстях у природы», экологическая акция «Чистый город» и т.п.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе | Планируемые результаты | Инструмен- тарий оценивания | |
Теорет. занятия | Практическ. занятия | |||||
1 | Введение | 2 | 2 | - | Определяет и анализирует понятия «экология», «среда обитания» Личностные: когнитивный компонент: Разъясняет ценность конкретных объектов природы, иллюстрирует свое понимание ситуациями из личного опыта и художественной литературы. Регулятивные: ставит учебные задачи на основе познавательных проблем | Фронтальный опрос |
2 | Структура экосистем | 13 | 5 | 8 | Перечисляет и характеризует формы взаимоотношений между организмами: позитивные отношения – симбиоз, антибиотические отношения и нейтрализм Оценивает роль факторов среды обитания в жизнедеятельности животных и растений Демонстрирует умение проводить наблюдения и исследования Познавательные: извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, учебника, справочника, энциклопедии, выделяет главные и второстепенные признаки Коммуникативные: умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Проведение лабораторных работ, тестирование |
3 | Пищевые связи в экосистемах | 7 | 2 | 5 | Определяет и анализирует понятия «цепи питания», «экологические пирамиды», «трофические уровни», «продуценты, консументы, редуценты» Умеет составлять цепи питания Устанавливает виды взаимосвязей в экосистемах Демонстрирует умение проводить наблюдения и исследования Познавательные: анализ данных, выявление существенных процессов и причинно-следственных связей, переработка информации, представление в виде схемы Регулятивные: ставит учебные задачи на основе познавательных проблем Коммуникативные: высказывает и аргументирует свою точку зрения | Проведение лабораторных, практических работ |
4 | Функционирование экосистем | 9 | 3 | 6 | Характеризует абиотические факторы: влажность, освещенность, температура и т.д. Объясняет интенсивность действия и взаимоотношения абиотических факторов Описывает биотические факторы, на конкретных примерах демонстрирует их значение Демонстрирует умение проводить наблюдения и исследования Личностные: Деятельностный компонент: обучающийся получил и проанализировал опыт подготовки и проведения любительских экскурсий по объектам Кинельского района с заданной целью. Регулятивные: ставит учебные задачи на основе познавательных проблем | Проведение лабораторных, практических работ |
5 | Экологические проблемы современности | 4 | 2 | 1 | Анализирует антропогенные факторы воздействия на биоценозы на разных этапах развития человеческого общества Раскрывает проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты Личностные: формирование единого, целостного образа мира природы Регулятивные: самостоятельно оценивает правильность выполнения действий и вносит необходимые коррективы в исполнение Коммуникативные: аргументирует свою точку зрения, отстаивает свою позицию высказывает и обосновывает мнение и запрашивает мнение партнера в рамках диалога | Защита проектов |
Итого | 34 | 14 | 20 |
Содержание курса
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | «Ведение» Экология как наука, её задачи. Значение экологии для решения проблем охраны природы и здоровья человека. Выбор темы проекта для итогового контроля. | 2 |
2 | «Структура экосистем» Экосистема, живые и неживые компоненты экосистемы. Воздух и вода как среда в экосистеме. Свет как фактор экосистемы. Изменения вещества и энергии в организмах. Энергетическая роль пищи. Демонстрация таблиц и видеофрагментов, иллюстрирующих структуру экосистем луга, леса, степи, водоемов. Наблюдения за поведением обитателей аквариума, за адаптациями растений и животных различных экосистем к взаимному существованию. Экскурсии «Изучение состава, численности и плотности особей в лесной экосистеме» «Изучение приспособленности растений и животных к совместному обитанию в городских экосистемах» Практические и лабораторные работы «Описание основных ярусов леса». «Изучение водной экосистемы». «Рассматривание под микроскопом одноклеточных зелёных водорослей», «Создание модели водной экосистемы в банке с водой» Проведение опыта, доказывающего необходимость световой энергии для фотосинтеза. «Оценка состояния экосистемы, определение степени её деградации под воздействием человека». Творческие задания Подготовка и защита презентаций на темы: «Описание экосистемы леса», «Описание экосистемы луга» и т.п. | 13 |
3 | «Пищевые связи в экосистемах» Цепи и сети питания в экосистемах. Трофические уровни. Экологическая пирамида. Правило 10%. Типы связей и зависимостей в экосистемах. Демонстрация таблиц, иллюстрирующих пищевые цепи, гербарных экземпляров растений, чучел животных, коллекций насекомых, видеофрагментов. Наблюдения за путями движения вещества в экосистеме, за поведением консументов различных уровней, за разными типами взаимодействия между организмами на примере видеофрагментов. Экскурсии «Трофическая структура лесного сообщества». «Типы биотических связей в природе» Практические и лабораторные работы «Установление видов взаимосвязей в экосистеме водоёма». «Построение цепей питания в различных экосистемах». Творческое задание Моделирование экологических пирамид численности, биомассы, энергии. | 7 |
4 | «Функционирование экосистем» Факторы среды и их воздействие на организмы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Смена экосистем. Демонстрация таблиц и видеофрагментов, иллюстрирующих действие факторов среды на организмы, первичные и вторичные сукцессии. Наблюдения за влиянием различной степени освещенности на развитие проростков злаков, за сменой одной экосистемы другой. Экскурсии «Изучение влияния леса на микроклимат». «Влияние факторов среды на распределение растительности леса и луга» «Установление степени антропогенного воздействия на растительное сообщество». Практические и лабораторные работы «Сравнительное изучение видового разнообразия сообщества в местах, подвергающихся наибольшему и наименьшему антропогенному воздействию» «Влияние различной освещённости на развитие проростков злаков». Творческое задание Подготовка и защита проектов на тему «Лучший пришкольный участок» | 9 |
5 | «Экологические проблемы современности» Современное состояние окружающей среды. Воздействие промышленного производства на окружающую среду. Потребление ресурсов в прошлом, настоящем и будущем. Вопросы бытовой экологии. Демонстрация карты промышленных регионов Поволжья, результатов измерения ПДК в воздухе, воде, продуктах питания, видеофрагментов. Творческое задание Подготовка и защита проектов на тему «Пути решения глобальных экологических проблем» | 3 |
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
- Получение практических знаний о взаимоотношениях живых организмов в природе, о системе органического мира.
- Приобретение навыков организации наблюдений за объектами природы.
- Приобретение умений проведения опытов и исследований с использованием цифрового оборудования.
- Усвоение ценностных основ нравственности, норм поведения в природе.
Данная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются:
- Целостный, социально ориентированный взгляд на мир природы в его органичном единстве и разнообразии;
- Бережное отношение к природе;
- Компетентность в решении экологических проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
- Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
Метапредметными результатами являются:
- Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
- Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметными результатами являются:
- Овладение знаниями о формах взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой;
- Развитие практических умений и навыков проведения естественнонаучных опытов и исследований ;
- Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности по охране природы;
- Продуктивное сотрудничество с участниками объединения при решении различных творческих задач.
Инструментарий для оценивания
Тестирование:
Высокий уровень: обучающийся выполнил 80-100% заданий.
Средний уровень: обучающийся выполнил 50-79% заданий.
Низкий уровень: если выполнено 0-49% заданий.
Выполнение лабораторной или практической работы:
Высокий уровень:
1. Обучающийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.
2. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
3. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Средний уровень:
1. Выполняет работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на высокий уровень, но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочет
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Низкий уровень:
1. Правильно выполняет работу менее, чем на 50%.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Защита проектов в форме презентации:
Критерий | К-во баллов (макс) |
1.Четкость поставленной цели и задач | 2 |
2. Тематическая актуальность и объем использованной литературы | 2 |
3. Обоснованность выбранных методик для проведения исследований | 2 |
4. Полнота раскрытия выбранной темы проекта | 2 |
5. Наличие в работе вывода или практических рекомендаций | 2 |
6. Обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам | 2 |
7. Качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, и т.д.). | 2 |
8.Компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы | 2 |
Итого: максимально – 16 баллов
Высокий уровень: 13-16 баллов
Средний уровень: 8-12 баллов
Низкий уровень: 2-7 баллов
Перечень учебно-методического обеспечения
Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска магнитная, стенды, компьютер, проектор, экран, цифровая лаборатория «Архимед», ноутбуки.
Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы по экологии и биологии, справочники, энциклопедии по биологии, определители растений и животных, коллекции насекомых.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.
Литература
- Алексеев С. В., Беккер А. М. Изучаем экологию – экспериментально. Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. – Санкт-Петербург, 1998.
- Биология. Школьный курс в вопросах и ответах / Сост. Шахович В. Н. – Минск: «Интерпрессервис», 2003.
- Зверев И. Д. Практические занятия по экологии для учащихся 9 класса. – М.: Просвещение, 2002.
- Иваненко Л. В., Быкова П. Г. Экологические проблемы города и утилизация отходов. – Самара: Кн. изд-во, 1995.
- Крискунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. Экология. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: «Дрофа», 2003.
- Соломина С. Н. Взаимодействие общества и природы. – М.: Мысль, 1993.
- Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов. – М.: Мысль, 1994.
Интернет-ресурсы:
- Википедия – свободная энциклопедия http//ru.wikipedia.org/wiki/
- www.advertology.ru/article28118.htm
- www.sup99.ru/content/1409
- www.biotechnolog.ru
Приложения
Образцы учебных материалов и оценочных средств, используемые при реализации программы
Приложение 1.
«Примерные темы проектов к семинару «Пути решения глобальных экологических проблем»
- Рост потребностей человека и глобальная экологическая нестабильность.
- Снижение отрицательного воздействия человечества на природную среду и отказ от потребительского отношения к ней.
- Экологические проблемы и задачи дальнейшего экономического развития общества.
- Поддержание экологического равновесия в городской экосистеме.
- Мониторинг состояния окружающей среды.
- Альтернативные способы очистки сточных вод.
- Биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
- Использование отходов сельского хозяйства для решения экологических проблем.
- Парниковый эффект.
- Роль биотехнологии в защите и оздоровлении биосферы.
- Рациональное управление природными ресурсами.
Приложение 2
«Тестовая работа по теме «Структура экосистем»
1. Какой из перечисленных биогеоценозов является искусственным:
А) озеро В) пруд
Б) болото Г) река
2. Какой из перечисленных биогеоценозов является естественным:
А) парк В) поле
Б) сад Г) луг
3. Планктонными организмами являются:
А) мелкие водоросли и простейшие В) коралловые полипы
Б) водоросли и моллюски Г) медузы и водоросли
4. Древесно – травянистым биогеоценозом является:
А) пустыня В) степь
Б) саванна Г) болото
5. Наименее устойчивым является биогеоценоз:
А) пустыни В) тропического леса
Б) смешанного леса Г) поля
6. Верхний плодородный слой земной коры называется:
А) почва В) перегной
Б) гумус
7. Ресурсы, скорость использования которых человеком во много раз превышает темпы их образования, называют:
А) неисчерпаемыми Б) исчерпаемыми
8. К неисчерпаемым ресурсам можно отнести:
А) энергию солнечной радиации В) природный газ
Б) каменный уголь Г) леса
9. Значение озонового слоя:
А) задерживает ультрафиолетовое излучение
Б) препятствует тепловому излучению в космическое пространство
В) защищает поверхность земли от кислотных дождей
10 Какое из перечисленных растений относится к мезофитам:
А) кактус В) ландыш
Б) рогоз Г) калужница
11. Примером косвенного влияния человека на природу является:
А) вырубка леса В) рыболовство
Б) сброс сточных вод в реку Г) охота
12. Территория, на которой полностью исключается хозяйственная деятельность человека, называется:
А) заповедник В) национальный парк
Б) заказник Г) лесничество
Ответы:
1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б, 5-Г, 6-А, 7-Б, 8-А, 9-А, 10-В, 11-Б, 12-А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы экологии"
Рабочая программа внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности по экологии в 6 классе
Настоящая рабочая учебная программа курса «Экология растений» для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовате...
Программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» для 5 класса
В условиях разностороннего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе.Программа курса «Основы экологии» для 5 класса построена с учетом возрастных особенностей дете...
Авторская инновационная образовательная программа внеурочной деятельности по экологии «ЭкоМиР»
Пристальное внимание к экологическому образованию поставило на повестку дня необходимость разработки социально-экологического идеала, того образа совершенного отношения обще...
Программа внеурочной деятельности "Юные экологи-краеведы". 6 класс.
Программа разработана для 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. ...
Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Данная программа поможет организовать занятия внеурочной деятельности для детей 6 класса, на которых они познакомятся с основами экологических знаний....
Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Данная программа предполагает развитие у детей познавательных интересов, расширение кругозора, уровня информированности в области биологии, экологии, охраны природы, обогащения опыта общения и развити...