Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Данная программа поможет организовать занятия внеурочной деятельности для детей 6 класса, на которых они познакомятся с основами экологических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_yunyh_ekologov.docx | 76.85 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юный эколог»
6 – б КЛАСС
- Пояснительная записка
1.1 Актуальность программы
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
1.2. Цель программы - формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Задачи:
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
- Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
- Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
1.3 Системно - деятельностный подход.
В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;
- развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся;
1.4 Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
1.5 Предметные результаты.
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
- Планируемые результаты освоения
учащимися программы внеурочной деятельности.
Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих компетенций:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
2.1 Показатели в личностной сфере ребёнка
интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметные результаты программы внеурочной деятельности по научно-позновательному направлению обеспечивает формирование у школьников целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях; экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество, уважающего образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Изучая этот предмет, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.); усваивают предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.
- Формирование УУД
Реализация возможностей формирования у школьников УУД обеспечивается: логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях для тестовых заданий; методическими рекомендациями учителю, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся.
- формирование основ экологической и генетической грамотности:
способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических процессах, явлениях, закономерностях, их роли в жизни организмов и человека; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
- освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
- овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в
дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
3.1 Личностные УУД
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде
- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья
- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (республики, края, области, административного центра); находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.
3.2 Регулятивные УУД:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:
- осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе
- понимать перспективы дальнейшей учебной работы
- определять цели и задачи усвоения новых знаний
- оценивать правильность выполнения своих действий
- вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.
Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетради. Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе.
- Познавательные УУД:
При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:
- умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.)
- описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств)
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.
- пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания
- моделировать объекты и явления окружающего мира
- проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.
Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Коммуникативные УУД:
Развиваются и коммуникативные способности учащихся:
- обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;
- приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
- осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;
- осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами;
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.
Первый уровень - воспитательные результаты.
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:
принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.
Второй уровень - познавательная деятельность.
Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.
Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.
При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:
«Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»
Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.
Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.
Третий уровень - познавательная деятельность.
Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
Как улучшить качество питьевой воды в школе?
Исчезающие биологические виды нашего региона: стратегии спасения.
Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье.
Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья.
Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.
3.6 Компетенции, которые должны освоить занимающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- Основные направления содержания программы.
Представленная целостная программа разработана для учащихся школы на 34 часа. Программа имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Вводное занятие.(2ч.)
Собеседование с учащимися. Инструктаж по технике безопасности. Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году.
Тема: Что такое экология.(5ч.)
Тема: Энергия - основа основ.(5ч.)
Тема: Суша как часть биосферы.(5ч.)
Тема: Атмосфера. (4ч.)
Тема: Вода - важнейший компонент окружающей среды.(3ч.)
Тема: Живая природа.(8ч.)
Тема: Природоохранная деятельность.(2ч.)
4.1 Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Что такое экология. | 5 | 4 | 1 |
3 | Энергия-основа основ. | 5 | 3 | 2 |
4 | Суша как часть биосферы. | 5 | 4 | 1 |
5 | Атмосфера. | 4 | 2 | 2 |
6 | Гидросфера. | 3 | 2 | 1 |
7 | Живая природа. | 8 | 6 | 2 |
8 | Природоохранная деятельность | 2 | 2 | - |
4.2. Содержание процесса внеурочной деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
школьник знает и понимает общественную жизнь | школьник ценит общественную жизнь | школьник самостоятельно действует в общественной жизни |
Для достижения данного уровня необходимо. | ||
взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. | взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). | взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). |
Формы организации внеурочной деятеятельности – кружок, форма добровольного объединения детей.
Функции:
- расширение, углубление, компенсация предметных знаний;
- приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
- расширения коммуникативного опыта;
- организации детского досуга и отдыха.
4.3 Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности.
Для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Программа рассчитана на 34 часов – 1 раз в неделю.
- Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
5.1 Учебные пособия для реализации программы:
- Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы)
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.
- Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
5.2 Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:
компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
6. Список используемой литературы для составления программы.
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
- Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
- Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
7. Календарно-тематическое планирование
№ П/п | Дата | Тема | Решаемые проблемы учеником | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
УУД | Личностные результаты | ||||||
1 | Введение. | Как осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь? | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: обосновывать положительное влияние занятий внеурочной деятельности на формирование личности. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний на занятии. | Формировать адекватную самооценку собственного здоровья. | |||
2 | Осенние явления в жизни природы. | Как правильно вести фенологический дневник? | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: определять назначение физкультурно - оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня. К.: обосновывать положительное влияние занятий внеурочной деятельности на формирование личности. | Формировать экологическое мышление. | |||
3 | Что такое экология? Наука экология. | Как научиться обсуждать проведенные занятия, личное участие каждого ученика? | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: давать оценку экологии в жизни человека. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний вне школы. | Формировать экологическое мышление. | |||
4 | Биосфера-живая оболочка Земли. | Как согласовать действия с возможностями ученика? | Р.: – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П.: давать оценку населенности биосферы. К.: осуществлять взаимный контроль и сотрудничество со сверстниками. | Формирование экологически сообразного поведения учащихся в природе. | |||
5 | Экологические системы. | Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач. | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: давать оценку экологических систем. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний. | Формирование основ экологической грамотности. | |||
6 | Цепи питания. | Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач? | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к мнению сверстников. | |||
7 | Природные зоны родного края. | Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач? | Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе. | |||
8 | Энергия -основа основ. Значение Солнца для жизни на Земле. | Как научиться обсуждать проведенные занятия, личное участие каждого ученика? | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: давать оценку значения Солнца. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний вне школы. | Формирование основ экологической грамотности. | |||
9 | Фотосинтез. | Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач? | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе. | |||
10 | Семена-аккумуляторы солнечной энергии. | Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности? | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе. . | |||
11 | Распознавание плодов и семян деревьев. | Как правильно применять на практике теоретические знания? | Р.: применять теорию на практике. П.: давать оценку практическим знаниям. К.: соблюдать правила безопасности. | Организовывать совместные занятия вне аудитории со сверстниками. | |||
12 | Различные источники энергии. | Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач? | Р.: уважительно относиться к сверстнику. П.: давать оценку различным источникам энергии. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий. | Формирование адекватной самооценки учащихся. | |||
13 | Суша как часть биосферы. Геологичес-кое строение Земли. | Как согласовать действия с возможностями ученика?
| Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование адекватной самооценки учащихся. | |||
14 | Горные породы и минералы. | Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку горных пород и минералов. К.: соблюдать правила безопасности. | Формирование адекватной самооценки учащихся. | |||
15 | Механический состав почвы, типы почв. | Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний? | Р.: использовать теорию на практике. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование адекватной самооценки учащихся. | |||
16 | Представители почвенной фауны. | Выбор действия с возможностями ученика. | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: давать оценку представителей почвенной фауны. К.: использование проблемных ситуаций, споров дискуссий. | Формирование уважительного отношения к живым организмам. | |||
17 | Охрана почв. | Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний? | Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование адекватной самооценки учащихся. | |||
18 | Атмосфера. Значение атмосферы. | Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика? | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний. | Формировать адекватную самооценку здоровья занимающихся | |||
19 | Наблюдения за жизнью растений и животных зимой. | Как правильно вести фенологический дневник? | Р.: использовать теорию на практике. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование основ экологической грамотности. | |||
20 | Загрязнение атмосферы человеком. | Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку загрязнению атмосферы. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование основ экологической грамотности. | |||
21 | Гидросфера. Значение воды для всего живого. | Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач? | Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик. П.: давать оценку значения воды. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование основ экологической грамотности | |||
22 | Обитатели водной среды. | Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний? | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: давать оценку обитателей водной среды. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование положительного отношения к живой природе. | |||
23 | Источники загрязнения воды. | Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика? | Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик. П.: давать оценку загрязнения воды. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование основ экологической грамотности | |||
24 | Живая природа. Многообразие растений. | Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач? | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: давать оценку многообразия растений. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование положительного отношения к живой природе. | |||
25 | Сообщества леса, парка, луга. | Как согласовать действия с возможностями ученика? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку природных сообществ. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование положительного отношения к живой природе. | |||
26 | Наблюдения за весенними явлениями. | Как правильно вести фенологический дневник? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку весенних явлений. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование положительного отношения к живой природе | |||
27 | Лекарственные растения. | Как правильно применять на практике теоретические знания? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку лекарственных растений. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование положительного отношения к живой природе | |||
28 | Комнатные растения. | Как правильно применять на практике теоретические знания? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку комнатных растений. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование основ экологической грамотности. | |||
29 | Фауна нашего края. | Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний? | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: давать оценку фауне родного края. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование положительного отношения к живой природе | |||
30 | Экологические группы животных. | Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика? | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: давать оценку экологических групп животных. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование основ экологической грамотности. | |||
31 | Влияние человека на флору и фауну | Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку фауне родного края. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование основ экологической грамотности. | |||
32 | Природо-охранная деятельность. Охрана природы в России. | Как согласовать действия с возможностями ученика? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку охраны природы в России. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование активной жизненной позиции. | |||
33 | Сосновый бор-памятник природы. | Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку памятникам природы. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование активной жизненной позиции. | |||
34 | Итоговое занятие: «Что мы узнали за год?» | Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика? | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: систематизировать полученные знания. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование экологического мышления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы экологии"
Рабочая программа внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности по экологии в 6 классе
Настоящая рабочая учебная программа курса «Экология растений» для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовате...
Программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» для 5 класса
В условиях разностороннего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе.Программа курса «Основы экологии» для 5 класса построена с учетом возрастных особенностей дете...
Программа внеурочной деятельности кружка по экологии "Юный натуралист" для 5 класса по ФГОС НОО.
Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Представленная программа разработана для учащихся 5-х классов. На 1...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология и Я"
Программа разработана для учеников 5-7 класса. Срок реализации 1 год. 68 часов....
Программа внеурочной деятельности "Экология музыкального вкуса"
В помощь учителям музыки по внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология. Первые шаги."
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология. Первые шаги» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального ...