Воспитание познавательного интереса к биологии у учащихся
материал по биологии

Осколкова Людмила Александровна

ВОСПИТАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К БИОЛОГИИ У УЧАЩИХСЯ - ОЛИГОФРЕНОВ Основной контингент учащихся специальной школы VIII вида составляют дети с наиболее легкой степени умственной отсталости - дебильностью. Как правило (80-85% случаев) эти дети с клиническим диагнозом «олигофрения». Но понятие «умственная отсталость» шире, чем понятие «олигофрения», поэтому у части учащихся умственная отсталость является результатом целого ряда других патологических состояний ЦНС - так называемая умственная отсталость неолигофренического типа происхождения. Общая особенность - нарушение строения коры головного мозга. Каждая из олигофрении имеет свою типологию и свой патогенез (механизм развития). В коррекционно - воспитательной работе с этой категорией в первую очередь используются те педагогические приемы, которые направлены на организацию и упорядочение учебной деятельности. Специфическими чертами детей -олигофренов с преобладающим торможением является вялость, медлительность, заторможенность в моторике, в характере познавательной деятельности. Среди детей - олигофренов, обучающихся в специальной школе, есть дети, у которых наряду с недоразвитием сложных форм познавательной деятельности отмечается также и нарушенная речь. Эффективность процесса обучения в коррекционной школе во многом определяется специальной работой по формированию познавательного интереса умственно отсталых учащихся. Познавательные интересы воспитываются не только в классе, на уроке, но во внеклассное время: в кружковой и культурно-массовой работе, на индивидуальных внеклассных занятиях, во время экскурсий и других занятий. Различные виды наблюдений, собирание коллекций, гербариев открывает богатые возможности для развития познавательных интересов у учащихся коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №2

Доклад

Воспитание познавательного интереса к биологии у учащихся

(из опыта работы)

Выполнила: Осколкова Л.А. учитель

г. Улан-Удэ

ВОСПИТАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К БИОЛОГИИ У УЧАЩИХСЯ - ОЛИГОФРЕНОВ

Основной контингент учащихся специальной школы VIII вида составляют дети с наиболее легкой степени умственной отсталости - дебильностью.

Как правило (80-85% случаев) эти дети с клиническим диагнозом «олигофрения». Но понятие «умственная отсталость» шире, чем понятие «олигофрения», поэтому у части учащихся умственная отсталость является результатом целого ряда других патологических состояний ЦНС - так называемая умственная отсталость неолигофренического типа происхождения.

Общая особенность - нарушение строения коры головного мозга.

Каждая из олигофрении имеет свою типологию и свой патогенез (механизм развития).

В коррекционно - воспитательной работе с этой категорией в первую очередь используются те педагогические приемы, которые направлены на организацию и упорядочение учебной деятельности. Специфическими чертами детей -олигофренов с преобладающим торможением является вялость, медлительность, заторможенность в моторике, в характере познавательной деятельности. Среди детей - олигофренов, обучающихся в специальной школе, есть дети, у которых наряду с недоразвитием сложных форм познавательной деятельности отмечается также и нарушенная речь.

Эффективность процесса обучения в коррекционной школе во многом определяется специальной работой по формированию познавательного интереса умственно отсталых учащихся.

Познавательные интересы воспитываются не только в классе, на уроке, но во внеклассное время: в кружковой и культурно-массовой работе, на индивидуальных внеклассных занятиях, во время экскурсий и других занятий. Различные виды наблюдений, собирание коллекций, гербариев открывает богатые возможности для развития познавательных интересов у учащихся коррекционной школы.

Для пробуждения у умственно-отсталых школьников интереса к изучению природы, необходимы соответствующие условия. Большое внимание уделяется оборудованию процесса обучения, оснащению его наглядности. Необходимо создание психологических предпосылок, которые заключаются в формировании положительного отношения к изученному материалу, раскрыть его жизненного значения и смысла.

Эмоциональный, живой тон учителя, его заинтересованность играют немаловажную роль.

Главный прием или метод в достижении коррекции того или другого недостатка у олигофренов - это

1 .правильный подбор учебного материала;

2.наличие богатого демонстрационного   материала;

3.правильно подобранные специальные упражнения;

4.умелое сочетание словесных, наглядных, практических методов на уроке.

И все это должно осуществляться на базе кропотливого изучения психофизического развития детей - олигофренов т.к. без знания причин того или иного дефекта, учитель просто hq сможет ни сгладить, ни тем более устроить, т.е. ни о какой коррекционной работе не может быть и речи. Особое внимание уделяется постановке коррекционных целей в поурочном планировании.

Возникновение познавательного интереса к природе способствует такая организация учебной деятельности учащихся, которая приучает умственно-отсталых детей к самостоятельному решению познавательных задач.

Возникающий познавательный интерес проявляется в пристальном внимании (рассмотрения таблиц и рисунков, изображаемых изучаемый предмет), в дополнительных вопросах эмоциональных вопросах учащихся по поводу изучаемого материала. О возникновении познавательного интереса говорит и то, что ученики просят рассказать об изучаемых объектах подробнее, начинают обсуждать их друг с другом.

Путей воспитания познавательного интереса у учащихся - олигофренов много вот некоторые из них:

  • связь новых знаний с опытом детей;
  • роль прежнего опыта в постановке практических
    занятий;
  • открытие новых сторон в прежнем опыте детей;
  • проведение дидактических игр, повышающих
    активность детей на уроке;
  • словесное возбуждение мыслительной деятельности и
    активности.

Исходя из вышеизложенного, мы на методическом совете разработали ряд заданий, которые способствуют развитию познавательного интереса к природе у учащихся -олигофренов.

Предлагаемые задания могут быть использованы как на уроках естествознания, так и во внеурочное время.

Воспитывая познавательный интерес к естествознанию у учащихся, мы решаем главные задачи преподавания предмета в школе:

  • уточнение и формирование представлений учащихся
    об окружающем материальном мире и явлений природы, о
    роли и характере хозяйственной деятельности человека в
    зависимости от условий окружающей среды.
  • воспитание навыков ухода за растениями и домашними
    животными;
  • привитие санитарно-гигиенических знаний и навыков;
  • воспитание материальных взглядов на природу и
    происходящие в ней процессы;
  • природоохранное и экологическое воспитание
    учащихся.

В нашей школе-интернат№2 сложилась практика проведения экскурсий в природу. При изучении природоведения многие разделы программы изучить без них невозможно. Можно ли сформировать у детей осознание знания, например о лесе без непосредственных выходов в природу? Нет! Сколько бы учитель ни говорил о нем, показывая рисунки и картины, он не может создать у учащихся правильных и точных представлений. Только после того, как ученик побывает в лесу, пронаблюдает за деревьями, кустарниками, травами, прочувствует свежесть, чистоту, аромат лесного воздуха - только тогда запомнит лес. Поэтому - осенью, зимой и весной водим детей на экскурсии, даем им возможность увидеть красоту природы. Во время экскурсий учим детей различать деревья, кустарники и травы, а также лиственные и хвойные деревья. По рисункам и заданиям учебника учащиеся получили некоторые представления об этих растениях.

Во время экскурсии дети на практике учатся отличать деревья от кустарников и трав. Для этого проводится игра. Раздаю детям опавшие листья разных деревьев, по сигналу дети должны подбежать к соответствующему дереву. Угадывание предмета по признакам проводятся и в классе.

При проведении экскурсии уделяется внимание вопросу охраны природы. С растениями следует обращаться бережно, не ломать ветки деревьев и кустарников, не вырывать с корнями цветущие растения, не обрывать с них цветки. Обращается внимание на те растения, которые взяты под особую охрану.

В 4 классе ребята уже более сознательны, они не ломают деревья, не стреляют из рогаток в птиц (если есть такие, то это исключение).

В беседах с детьми говорю, что природу надо охранять. Мы не можем охранять всю природу сразу, но можем бережно относится ко всему живому, окружающему нас, делать все, чтоб оберегать, спасать, защищать отдельных представителей живой природы. И каждый из вас многое может сделать для сохранения окружающего растительного и животного мира, если поможем стрекозе, станем на защиту ландыша или кувшинки.

После проведения экскурсии появилась мысль более целенаправленно формировать экологическое воспитание учащихся начальных классов. Мы оформили на стене страниц Красной книги. Это те растения и животные, которые находятся под охраной нашего государства, занесены в Красную книгу. Изучив каждый вид подробно, дети будут знать, как выглядят эти растения и животные, где они обитают, каковы их отличительные особенности и чем важны и интересен этот вид человека. Показываю и рассказываю детям подробнее о красной книге, образно сравнив ее с красным сигналом светофора - сигналом, оповещающим об опасности, требующим предельного внимания и осторожности в данной ситуации. Опасность эта не только для растений и животных. Это, прежде всего сигнал об опасной ситуации человека, поскольку он в своей жизни неразрывно связан с растительным миром.

На лето детям даются задания по возможности увидеть в природе названные растения, каждый учащийся потом рассказывает о выбранном им виде на «Празднике цветов».

Свое отношение к природе дети выражают в сочинениях и рисунках, любовно изображая различные растения и животных, диковинных птиц и желтое солнце с удивительными лучами. У нас в интернате традиционная форма трудовой деятельности учащихся, в процессе которой формируется ответственность отношения к природе. В классе много комнатных растений, дети изучают

их родословную, запоминают названия, и с увлечением ухаживают за ними.

Практическая работа - важнейший этап формирования ответственного отношения учащихся к природе. Здесь обеспечивается реальный вклад школьника в дело сохранения среды обитания человека, овладение нормами и правилами поведения в природной среде, происходит становление ответственности как черты личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса к биологии

Статья посвящена проблеме формирования и развития познавательного интереса к биологии...

Развитие у обучающихся познавательного интереса к биологии

В материале представлена информация о развитии у обучающихся познавательного интереса к изучению биологии (много практических советов)...

Доклад на тему"«Познавательный интерес — основной мотив деятельности учащихся»

В докладе рассмотренна динамика формирования интереса к физике, описаны источники формирования познавательных интересов на уроках , пути побуждения и развития познавательных интересов школьн...

СООБЩЕНИЕ «Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии» для выступления на ШМО

Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении допол...

Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.

 Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы ...

Памятка "Воспитание познавательного интереса к природе"

Рекомендации для родителей к собранию "Руку дружбы природе"...