Тема «Гроза»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Осколкова Людмила Александровна
Цели: -дать знания о механизмах возникновения грозы. Обобщить и закрепить знания учащихся о видах осадков; -коррекция мышления и речи через работу над схемами; -воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих во время грозы. Оборудование: - книга «Погода» из серии «Что есть что» - тетради - кроссворд. - Схема № 1. Образование дождя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл groza.docx58.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида

Конспект открытого урока по природоведению в 5 классе

ТЕМА: ГРОЗА

           Учитель: Осколкова Л.А.

Улан-Удэ,2016

1.        Тема «Гроза»

            Цели:

           -дать знания о механизмах возникновения грозы. Обобщить и закрепить знания учащихся о видах осадков;

 -коррекция мышления и речи через работу над схемами;

 -воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь
окружающих во время грозы.

 Оборудование:

  • книга «Погода» из серии «Что есть что»
  • тетради
  • кроссворд.
  • Схема № 1. Образование дождя

- Схема № 2. Возникновение молнии.

3. Памятка Как защищаться от молнии (на каждого ребенка).

  1. Во время грозы не устраивайте дома сквозняков. Шаровая молния может
    залететь в помещение.
  2. Нельзя во время грозы разговаривать по телефону.
  3. Не устраивайтесь под высокими одиночными деревьями и не подходите к
    ним ближе 10-15 метров.
  4. Не оставайтесь во время грозы в воде, в лодке, на берегах рек и прудов.
  5. Держитесь подальше от проводов и крупных металлических предметов.

Ход урока:

I.        Организационный момент.

  • Здравствуйте, садитесь.
  • Ребята, у нас сегодня будет многоразнообразных заданий, поэтому будьте
    внимательны и сообразительны.

II.    Актуализация знаний.

а) фронтальный опрос

-И так, сейчас осмотрите на доску.

  • Что это? (кроссворд)
  • Ребята, вам нужно отгадать этот кроссворд, чтобы узнать какое слово здесь
    зашифровано (на доске плакат с кроссвордом).

-        Вы должны будете не просто записать в кроссворд отгаданное слово, но и
объяснить значение этого слова.

1. Загадка.

Надоело-надоело - смотришь в небо, солнца ждешь, а за    окном идет все
        (
Дождь).

-        Впишем   это   слово   в   кроссворд   и   объясним   с   помощью   этой   схемы
происхождение дождя.

(На доске схема № 1 «Образование дождя».

2.        Загадка.

Лежало одеяло мягкое, белое... Солнце припекло - одеяло потекло. (Снег).

-        Почему идет снег? (Если температура внутри облака ниже нуля, то образуются
не капельки воды, а сразу ледяные кристаллики. Они медленно опускаются и
могут надолго покрыть землю. Каждая снежинка имеет собственную форму,
отличную от других.

3.        Загадка

Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днем, Ищем, ищем - не найдем (роса)

-        Когда появляется роса? (В течение дня земля нагревается солнцем, а вечером
сильно охлаждается, охлаждается и воздух над ее поверхностью. Невидимые
частицы воды собираются в таком воздухе и затем водяными капельками оседают
на траве, листву деревьев. Чаще всего это бывает осенью и весной).

4.        Загадка

Сыплется горох с небес, у него названье есть (Град)

  • Как образуется град ? (Град образуется, как дождь, но прежде чем его капельки
    упадут на землю, их подхватывает ветер и возносит в холодные слои воздуха. Там
    они успевают замерзнуть и вновь начинают падать вниз, сталкиваясь по пути с
    парящими   в   облаке   дождевыми   капельками,   которые   прилипают  к  ним   и
    замерзают).
  • Какого размера могут быть градины? (с куриное яйцо).

5.        Вопрос

  • Как называются осадки в виде твердых зернистых комочков от 2-х до 5 мм?
    (Снежная крупа).
  • Что это за осадки, как образуется снежная крупа ? (Это дождевые капли или
    растаявшие снежные хлопья опускаются через очень холодный слой воздуха и при
    падении они замерзают, превращаясь в зернистые комочки).

6.        Загадка.
И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней).

  • В какое время года появляется иней?
  • Ребята, вот вы и отгадали весь кроссворд и можете прочитать слово, которое
    было здесь зашифровано (
    Осадки).

-        Перечислите мне все осадки.

б) индивидуальный опрос (возле доски)

Задание: Из чего складывается погода? Записать и рассказать о ее составляющих.

Погода =        +         (солнце, воздух, вода)

Оценки.

///.     Формирование понятий

-        Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир интересных фактов и
узнаем еще об одном явлении природы.

а) Вступительное слово.

-        Ребята,   сейчас   я   вам   зачитаю   небольшой   отрывок   из   художественного
произведения    (М.Горького).    Прослушав    его,    вы    должны    назвать    тему
сегодняшнего урока.

«Клочья облаков резко неслись куда-то вперед. Вот стало темно. Грянул гром - и тучи дрогнули, охваченные синим огнем. Крупный дождь полился ручьями, и один за другим удары грома начали непрерывно рокотать. Все дрожало, волновалось. Молнии, слепя глаза, рвали тучи».

(М.Горький)

-И так, кто догадался, как звучит тема сегодняшнего урока?

-        Какие признаки указывают на появление грозы?

-        И так, первый признак грозы - это грозовые облака, они великаны среди
обычных кучевых, их толщина доходит до 10 км.

IV. Первичное закрепление (работа в тетрадях)

  • Запишем 1-ый признак (учитель на доске, учащиеся в тетрадях).
    1. Черные тучи (10 км).
  • Физ. минутка.
  • Ребята, какие еще признаки характерны для грозы? (Гром и молния). Молнию
    мы видим, а гром слышим почти одновременно.
  • Что такое молния?
  • Молния - это электрический разряд большой мощности.
  • Что это такое разберем на примере часов с батарейками. У батареек два
    полюса «+» и «-« Чтобы часы работали необходимо расположить батарейки
    так, чтобы на конце у одной батарейки был «+» полюс, а у другой напротив «-«

Только в этом случае между батарейками будут проходить электрические разряды, и механизм часов получит электрический ток, необходимый для передвижения стрелок.

  • А сейчас обратите внимание на эту схему (Схема № 2  «Возникновение
    молний»).
  • Внутри   грозового   облака  ветер   перемещается   вверх   и   вниз   с   большой
    скоростью. Частицы воды трутся друг о друга, отталкиваясь и разбиваясь, при
    этом  нарастает  напряжение  электрического   поля.   Когда  его  напряжение

достигает определенной силы, то возникает цепная реакция – происходит разряд, сверкает молния. Температура молнии - 30000° Запишем.

  1. Молния (30000°.)
  2. Гром

  • Что мы еще должны записать, как вы думаете? (Ливень, ветер).
  • Во время грозы идет не просто дождь, а ливень. И кроме этого дует сильный
    ветер.

Записываем.

  1. Ливень.
  2. Ветер.

-        И так, мы записали и рассказали о всех признаках грозы.

-        А сейчас к доске выйдет Женя и расскажет все, что мы узнали о грозе.

IV.        Беседа.

  • Ребята, как вы думаете, гроза опасное ли это явление?
  • Почему? Чем она опасна?
  • Что нужно сделать, чтобы обезопасить свою жизнь и жизнь окружающих во
    время грозы?

V.        Работа со справочной таблицей
(комментированное чтение и объяснение).

  • Ребята, у каждого есть справочная таблица «Как защищаться от молнии»,
    прочитайте ее про себя.
  • Подумайте и ответьте, какими пунктами вы бы дополнили эту таблицу?

VI.        Итог.

Оценки за работу.

VII.        Домашнее задание

Подобрать загадки, стихи о грозе.

Самоанализ урока

Урок проходил в 5 классе б. В классе 12 человек, из них 3 учатся на 4 и 5, дети читают неплохо, умеют выделять главное. Большинство учащихся владеют монологической речью, инициативны, неплохо рисуют, но затрудняются в сравнении, анализе, умении делать выводы.

Считаю, что данный урок был логически верно спланирован. Разные виды работ способствовали работоспособности детей, их заинтересованности при выполнении заданий. Но на уроке не осталось времени для комментирования оценок.

Данная тема является актуальной, поскольку имеет практическое значение и направленность. Целью этого урока было не только дать учащимся знания о механизмах возникновения грозы, но и привить практические умения по защите. Сумела заинтересовать учащихся данной темой и вовлечь их в продуктивную деятельность на уроке. Цели, поставленные на уроке, реализовались, соблюдались основные дидактические принципы: научности, доступности, наглядности, осуществлялся переход от простого к сложному. Развивалось творческое воображение детей и речь. Так как урок направлен на приобретение учащимися систематизированных знаний, умений и навыков по теме «Гроза», при подборе материала выделяла главные, ведущие понятия и обеспечения их развития на уроке. Как достоинство можно отметить полноту, объективность, действенность предложенных заданий. Было подобрано много занимательных приемов (кроссворд, схемы, литературные описания), которые способствовали развитию познавательной активности учащихся на уроке.

Учащиеся уяснили основные законы развития природы и сумели предложить свои правила поведения во время грозы. Но следовало бы больше работать над развитием речи учащихся, подводить итоги после каждого этапа работы и комментировать выставленные оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

Презентация к уроку по географии в 6 классе на тему "Плазма.Гроза и её предвестники"

Презентация знакомит шестиклассников с причинами возникновения грозы и молнии, видами молнии, статистикой грозовых разрядов на Земле, а также с мерами предосторожностями и защиты людей от грозы и молн...

Зачётная работа по теме "А.Н.Островский и его пьеса "Гроза".

Данная зачётная работа проверяет знание текста художественного произведения, владение теоретико-литературными понятиями, необходимыми для качественного анализа драматургического произведения, а также ...

Урок литературы в 10 классе. Тема: "Мысль семейная" в пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Методическая разработка урока литературы по теме: "Мысль семейная" в пьесе А.Н.Островского "Гроза". 10 класс...

А.Н. Островский . Пьеса "Гроза".(Мультимедийная презентация к уроку по изучению пьесы А.Чехова "Гроза")

Представлена мультимедийная презентация по изучению пьесы А.Островского "Гроза"...

Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и Н.А. Заболоцкого «Гроза». (Занятие элективного курса)

Сравнительный анализ стихотворений основывается на композиционных и лингвистических особенностях текстов, системе художественных образов с опорой на фонетический и морфологический уровни; выявля...