разработка урока по биологии 6 класс по теме "Великолепные пасленовые"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Данный урок относится к теме "Клссификация покрытосеменных" и знакомит обучающихся с растениями семейтсва пасленовые. В уроке рассматривается многообразие пасленовых, особенности их строения, происхождения. Описаны интересные факты из жизни пасленовых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 777.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по биологии в 6 классе.
Подготовила учитель биологии и химии МБОУ ОСОШ №6 им. В.А. Сулева: Шеина Н.Н.
Урок по теме: «Встреча с великолепными пасленовыми»
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой темы, учебной информации, применение в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию:
- Образовательная цель - продолжить работу по формированию систематических понятий: класс, семейство, род, вид; сформулировать знания учащихся о признаках растений семейства пасленовые.
- Развивающая - совершенствование у учащихся умений классифицировать растения, сравнивать, делать соответствующие выводы, навыков работы с натуральными объектами.
- Воспитательная - способствовать формированию учащихся бережного отношения к растениям.
Тип урока - комбинированный.
Оборудование: таблицы "Семейство пасленовые", гербарии растений семейства пасленовые, карточки с изображением цветковых растений , презентация к уроку.
Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс двудольные, семейство пасленовые; правильный цветок, формула цветка, способы опыления и способы распространения семян.
Ход урок:
- Организационный момент:
- Приветствие: Здравствуйте, ребята.
Вот и прозвенел звонок.
Вы пришли на наш урок
Друг на друга посмотрели, улыбнулись.
Тихо сели.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем
- Пусть вам во время урока сопутствует доброе настроение и помогает успешно справляться с заданиями.
- Сообщение темы и целей урока.
-сегодня на уроке мы продолжим знакомство с цветковыми растениями;
- будем учиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в одно семейство;
- а также находить у растений признаки класса двудольных.
- Актуализация знаний:
А) проверь себя (учащиеся получают карточки с изображением и названием растений и по изученным признакам делят их на представителей классов однодольных и двудольных.)
Б) Фронтальный опрос: 1.Какой класс растений мы изучаем в настоящее время? (класс двудольные) 2. С какими семействами из этого класса мы знакомились на предыдущих уроках? (семейство розоцветные и семейство крестоцетные) 3. Назовите растения, принадлежащие к семейству розоцветные. (Яблоня, груша, слива, вишня, шиповник, роза, лапчатка, сабельник, земляника, малина)
4. Приведите примеры растений, у которых плоды употребляют в пищу (яблоня, груша, земляника, малина, вишня и т.д.)
5. Приведите примеры растений используемых в медицине (боярышник, сабельник, шиповник, рябина, черёмуха )
6. Назовите цветочно – декоративное растение семейства розоцветные, имеющее большое разнообразие сортов (роза).
- Изучение нового материала.
Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.( У вас на столах есть листочки с сеткой кроссворда. На слайде вы видите вопросы, по которым и должны разгадать кроссворд.)
1.Хоть жжет его солнце, одет он в суконце,
А сукно золотистое, тонкое, душистое.
Он похож на абрикос.
Только он на юге рос.(Персик)
2. Посмотрите у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза
А в шипах- царица …(Роза)
3. Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине – сладко (Слива)
4. Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят
Любят бусы эти
дети и медведи. (Малина)
5. На лесной полянке –
Красная девица.
Чтоб её увидеть,
Надо поклониться (Земляника)
6. Живёт полезный кустик,
Дотронешься – укусит.
На розу очень я похож,
Колюсь, хотя я и не ёж. (Шиповник)
7. Хоть прячется Аленка
За веточкой зеленой,
Но красная щека видна из далека(Яблоко)
8. Долгоножка хвалится: я ли не красавица?
А всего - то косточка да красненькая кофточка. (Вишня)
9. Появились бубенчики - белые горошки,
Распустились колокольчики на зеленой ножке. (Ландыш)
10. Цветки — белые, кистями,
Плоды — черные, с костями.
(Черемуха)
Какое же слово в результате у нас получилось?
Ответ: пасленовые.
Правильно. Это именно то семейство, с которым мы и будем сегодня с вами знакомиться.
А тема нашего сегодняшнего урока: «Встреча с великолепными пасленовыми»
Вступительное слово учителя: Когда юная древнеримская богиня Флора, согласно легенде, расселяла растения по Земле, она выбрала каждому из них то место, которое в наибольшей степени подходило для его развития. Растениям семейства пасленовые достались Мексика, Чили, Перу, Гватемала, Турция, Индия, Бирма, Китай. (На доске карта мира и учитель показывает страны, которые называет)
Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о таких растениях , как картофель, томат, перец, баклажан. Привезенные путешественниками из дальних стран как диковинные растения, они сначала выращивались в оранжереях, на клумбах, в цветочных горшках. У каждого растения семейства пасленовые своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоевывая мир, становясь растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.
А сейчас мы просмотрим с вами фрагмент видеофильма «Пасленовые», в котором и познакомимся с признаками этого семейства.( https://youtu.be/tpZW1qqgbjQ )
В семействе пасленовые насчитывается около 2,5 тысяч видов из 85 родов.
Жизненные формы растений данного семейства разнообразны:
- травянистые растения (в умеренных широтах);
- полукустарники и кустарники (очень редко);
- лазающие кустарники (в тропиках, особенно в Южной Америке);
- деревья.
У каждого растения есть свой опознавательный знак – признак, свой герб. Это цветок.
Слайс рис. цветка, формула и диаграмма
- Рассмотрите строение цветка паслена.
- Прочитайте формулу цветка. ( *Ч(5)Л(5)Т5П1. Правильный цветок с двойным околоцветником. Чашечка состоит из 5 сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из 5 сросшихся лепестков. Тычинок 5 несросшихся, пестик 1).
- У растений семейства пасленовые цветки часто бывают крупные, одиночные (душистый табак, петуния, дурман). Но также часто встречаются растения с более мелкими цветками, собранными в соцветия: кисть (паслен черный), завиток (белена черная), метелка. (слайд растения с одиночными цветками и соцветиями кисть и метелка)
Плоды у пасленовых – ягода или коробочка. Свое название семейство получило от травянистого сорного растения – паслена черного. (слайд с плодами)
Листья у большинства видов простые, без прилистников, расположены на стебле поочередно.
1. Первичное закрепление знаний.
Используя просмотренную презентация и фильм, заполните таблицу по признакам паслёновых растений.
У вас на столах есть лист, содержащий таблицу « Признаки паслёновых», которую вы и должны заполнить:
Корневая система | стержневая |
Стебель | Прямостоячий |
Листья | Простые, с сетчатым жилкованием |
Соцветие | Одиночные цветки, кисть |
Цветок | 5 чашелистиков, 5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик |
Формула цветка | Ч*(5)Л(5)Т5П1 |
Плод | Коробочка или ягода |
Семя | две семядоли |
Физкультминутка. Ребята мы с вами много поработали и уже устали сидеть, устали наши глаза и нам надо чуть- чуть отдохнуть. Кто нас сегодня веселит?
(Выходит ученик и проводит физкульминутку.)
А теперь, мы познакомимся с вами с многообразием пасленовых растений
Не так давно, лишь триста лет назад.
Знать украшала праздничный наряд
Цветами нежными. Стихи слагали им поэты,
Дарили дамам нежные букеты…
С любовью ими клумбы украшали,
Их совершенством красоты считали...
Такие вот предания остались.
О чем же речь? Вы догадались?
- Что вам известно о растениях, которые упоминаются в стихотворении?
А, речь идет здесь о картофеле. И это не выдумка, так действительно было. Долгий путь прошло это растение от украшения женской одежды и клумб дворцов до всем известного картофеля, клубни которого мы употребляем в пищу и который многие народы считают вторым хлебом.
Сообщение учащегося о картофеле.
Картофель – травянистое растение с рассеченными листьями. В подземной части стебля из пазух его зачаточных листьев отрастают подземные побеги – столоны. На концах они утолщаются и образуют молодые клубни.
Родина картофеля – берега Чили и Перу. Здесь он возделывался в самом начале нашей эры. Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране его называли по-своему. Англичане – потато, голландцы – аардаппель, французы – пом де терр, итальянцы – тартуфель, финны – тарту, немцы – картуфель. Но первое картошкино имя было папа – так его называли индейцы в Южной Америке.
Цветки картофеля имеют самую разнообразную окраску – белую, красно-фиолетовую, розовую.
Франция, конец 18 века. В стране голод, а в королевском дворце бал. Под музыку плавно движутся дамы и кавалеры в белых париках. Королева Мария-Антуанетта как всегда ослепительно хороша. Ее украшения – сверкающие бриллианты. Но не на них были направлены взоры. Ее прическу украшали невиданные здесь прежде цветы. Их подарил королеве аптекарь Антуан Огюст Пармантье. Это были цветы картофеля. Он надеялся, что королева окажет покровительство растению, ведь в стране голод, а оно может заменить хлеб. Но Мария-Антуанетта и слушать не стала аптекаря. «Если народу не хватает хлеба, пусть ест пирожные», - небрежно сказала она.
Чтобы заинтересовать картофелем крестьян, Пармантье стал с помощью солдат охранять посевы картофеля. Но охрана была декоративной, т.к. на ночь охрана уходила. И тогда окрестные крестьяне стали воровать картофель, ведь раз король прислал стражу, значит, это что-то необыкновенное. Постепенно картофель был признан, а Пармантье был поставлен памятник с надписью «Благодетелю человечества».
Но время шло. Картофель, благодаря своим вкусовым качествам, завоевал всеобщее признание.
В России картофель появился при Петре 1, но в культуру стал внедряться в конце 18 века. Трудно привыкал к картофелю русский народ. Попробовав картофельные плоды – ягоды, крестьяне получали смертельные отравления. Вспыхивали даже крестьянские волнения, которые вошли в историю как «картофельные бунты».
Кроме картофеля, к семейству пасленовых относится много и других растений, которые нам хорошо известны и являются незаменимыми друзьями на нашей кухне
Следующий этап нашего урока , мы назовем «Знакомые незнакомцы» и в нем рассмотрим растения, о которых много слышали, видели их, употребляли в пищу. (слайды)
2.Томат (помидор) содержит множество полезных веществ: витаминов и минеральных солей, а также каротина. Это низкокалорийный диетический продукт, который обладает отличными вкусовыми качествами. Витамины С и А, которые содержатся в плодах томата, укрепляют иммунитет организма и помогают противостоять различным болезням. Особые вещества в томатах улучшают настроение. Ешьте помидоры и будете всегда бодры и веселы!
3.Баклажаны полезны людям с заболеваниями сердца и кровеносных сосудов, склонным к накоплению избыточного веса и ожирению. Плоды баклажана снижают уровень сахара в крови, а значит, полезны людям, страдающим сахарным диабетом. Они помогают образованию красных кровяных телец, поэтому их рекомендуют людям страдающим анемией (малокровием).
4.Перец - безусловный лидер по содержанию витамина С. В зрелом красном перце содержится в шесть раз больше витамина С, чем в лимоне. Маленькая долька перца удовлетворит суточную потребность взрослого человека в аскорбиновой кислоте. Болгарский перец богат витамином А, (его там больше, чем в моркови) который, как известно, стимулирует рост волос и ногтей, благотворно влияет на состояние кожи, замедляет процесс старения. Особенно важно употреблять сладкий перец в период активного роста, так как витамин А участвует в формировании зубов и костей. Перец нужно кушать людям склонным к плохому настроению. Он полезен для людей с заболеванием сердца, печени, для тех, у кого пониженное давление.
Кроме овощных растений в составе семейства есть растения лекарственные, цветочно- декоративные и другие
Направление использования растений семейства пасленовые:
- пищевые растения;
- ядовитые растения;
- декоративные растения;
- технические культуры;
- лекарственные растения. (слайды)
5. Итог урока:
- Как использует человек растения семейства паслёновые? (употребляет в пищу, изготавливает лекарства, украшает свои жилища).
Учитель показывает карточки с изображением пасленовых – дети называют.
Оценивание детей.
Домашнее задание: прочитать текст «Общие признаки паслёновых», дополнить таблицу, которую записали в тетрадь, названиями растений семейства паслёновые из текста. А также вспомните литературные произведения в которых встречаются пасленовые растения.
6.Рефлексия (СЛАЙД ) Посмотрите, ребята. На слайде вы видите цветик-семицветик. Всем вам хорошо знакомый сказочный цветок с разноцветными лепестками. Такие же цветочки есть у каждого их вас на столе. А на лепестках написано- каким вы видите этот урок, что вам понравилось. (Ученики дополняют предложения, тем самым выражают свое отношение к уроку.
Литература и Интернет – ресурсы:
- В.В. Пасечник Биология. учебник для 6 класса общеобразовательных школ, Москва, 2015г.
- Т.Л.Богданова. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы, Москва, 2004г.
- yandex.kz/images›рисунки семейства пасленовые
- http://bio.1september.ru/index.php?year=2011&num=13
- http://ru.wikipedia.org
- http://biouroki.ru/crossword/okruzhayushhiy-mir/geografiya.html
- doc4web.ru›…biologii-v…po…semeystvo-paslyon.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс
Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....
План -конспект урока по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"
В конспекте дано описание действий учителя и ученика. Интересная и занимательная информация к уроку. Конспект содержит необходимую информацию для самостоятельной работы учеников на уроке....
Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."
Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...
Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"
Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...
разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой
Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...
Урок по биологии "Класс двудольные. Семейство Пасленовые".
Разработка урока по теме. 6 класс....