Человеческие расы
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Урок биологии в 9 классе с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_urokarasa.docx25.44 КБ
Файл proektprezentaciya.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 9

Раздел: Происхождение человека (5 урок).

Тема.  Человеческие расы, их происхождение и единство.

Цель урока: раскрыть биологические особенности человеческих рас, проанализировать причины их возникновения.

Задачи урока:

познавательная: формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас, выработка у учащихся правильного подхода к оценке расизма, нацизма, социального дарвинизма и т.п.;

коррекционно-развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом;

воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому.

Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку, заданияпапка по проекту, демонстрационный материал: учебники, справочники, литература о происхождении человека, вопросы для обсуждения в группах, калькулятор, географическая карта «Природные зоны».

Ключевые понятия и термины: человеческие расы, нация, расизм.

Межпредметные связи: экология, литература, искусство, русский язык, география.

 ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Методический комментарий

I этап. Мотивационно-целевой.

Организационный момент

 

Приветствие:

«Здравствуйте, ребята!

Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».

Приветствуют учителя

Здоровьесберегающий фактор.

Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу.

Актуализация знаний, фиксация затруднений деятельности

 

 

 

 

 

- Вы, наверное, не раз слышали фразу: «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы: да.)

- Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все, кто находится в этом классе – родственники. С этим вы тоже согласны? (Ответы: нет.)

- А я утверждаю, что все, находящиеся здесь, действительно являются братьями и сестрами, и предлагаю вам математическое доказательство этого.

- У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом предыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим согласны? (Ответ: да.)

Теперь легко вычислить, что примерно 80 поколений назад число ваших предков превышало 6 млрд человек, а это сегодняшняя численность населения нашей планеты.

- В каком возрасте люди обычно заводят детей? Давайте остановимся на возрасте 25 лет. Умножив 25 на 80, получим 2000, т.е. 2 тыс. лет назад на Земле жили 6 млрд ваших предков. При этом учтите, что численность населения планеты была тогда во много раз меньше. Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что количество ваших предков в то время должно было во много раз превышать численность населения планеты? (Ответы учеников.)

- Теперь вы можете ответить и на вопрос, есть ли доля правды во фразе «все люди братья и сестры»?

- А вот 28 поколений назад число ваших предков, в соответствии со схемой, составило бы 314 217 728 человек. И жили эти ваши предки 750 лет назад (25ґ28=750).

- Сегодня на территории России проживает 147 млн человек, а в то время – во много раз меньше. Так родственники мы или нет? Сразу же уточню, что не очень близкие.

- Я думаю, у вас появился повод задуматься над тем, как относиться друг к другу.

Посмотрите друг на друга: какие мы? Есть ли у нас отличия? Почему?

На доске появляется тема проекта «Все люди – братья и сёстры»

Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.

Формирование интереса к проблеме.

Словарь Ожегова- раса

Подводим к теме урока «Человеческие расы».

Записывают тему урока. «Человеческие расы»

Выявление субъективного опыта учащихся, показать его недостаточность для познания нового материала.

Выход на постановку субъективных целей

- как вы думаете, какие вопросы мы будем сегодня рассматривать?

 

Формулируют вопросы. Ученики с помощью учителя формулируют

Реализация принципа вариативности.

Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика.

Выход на цель урока

- Следовательно задачи урока: выяснить причины возникновения рас, изучить биологические особенности рас, доказать единство происхождения и биологическую равноценность человеческих рас.

Участвуют в определении общей цели урока.

II этап. Организационно-деятельностный.

Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

Организует деятельность в группах:

Вопросы для групп.

1 вариант.

Что такое раса?

(Раса – это совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождением, которое связано с ареалом.)

   2 вариант.

 Вспомните понятие вид. Дайте полное определение.

  3 вариант 

Вспомните понятие популяция. Дайте полное определение.

Работа в парах с текстом учебника, словарями.

Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

Первичное закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия

 

Организует обсуждение внутри группы.

На экране с помощью проектора размещает схемы-шаблоны для групп.

Обсуждают, оформляют результат работы.

Развитие умения работать в группе.

Воспроизведение информации, составление единого целого из отдельных блоков

Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами.

Исходя из этих определений, объясните причины возникновения различных рас. (Ответы учащихся.)

Используя критерии вида, попробуйте доказать биологическую равноценность рас и единство их происхождения. (Ответы учащихся.)

Давайте обобщим полученные знания.

Современное человечество представлено... (Ответ: единым биологическим видом.)

Единственный вид – Homo sapiens – состоит из... (Ответ: рас, которые обладают одинаковым уровнем физиологического и психологического совершенства.)

Участвуют в обсуждении, составлении схем.

Результаты работы выводятся на экран в виде схем (шаблоны схем приготовлены учителем заранее), фиксируются всеми учащимися в тетрадях с целью обобщения субъективного опыта

Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

Отдельным    человеческим    группам пришлось  жить   в   различных    природных  условиях:    

- они испытывали  на  себе разное влияние    солнечного   света,         влажности        воздуха,    температуры окружающей   среды,   пищи  и  т.д.

Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу.

1. Дайте характеристику природным условиям:

1 гр. пустыня                          

2 гр. степь или тундра                  

3 гр. леса умеренного климата    

2. Какие, по вашему мнению, морфологические признаки могли сформироваться у человека в данных природных условиях?

3. Полученные данные записывайте в таблицу – отчет.

Работа в парах с текстом учебника, словарями

Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

Закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия

 

Организует обсуждение внутри группы.

 

Обсуждают, оформляют результат работы.

Развитие умения работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения.

Оценка качества работы в группе

Организует обсуждение внутри группы.

На экране с помощью проектора размещает схемы-шаблоны для групп.

Обсуждают, оформляют результат работы.

Развитие умения работать в группе.

III этап. Рефлексивно-оценочный.

Рефлексия деятельности

Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

- Каковы причины возникновения рас?

- Каковы биологические особенности рас?

- Какие можно выделить доказательства единства происхождения человеческих рас.

Итак, можно сделать вывод: Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого  объединены одинаковым уровнем физического и психического развития.

 

Проводят рефлексию своей деятельности

Реализация деятельностного подхода: Как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе?

 

- Как Вы думаете, одинаковые ли понятия «раса» и «нация».

Раса и нация два разных понятия.

В нации людей объединяет общность языка, территории, экономического уклада.

Раса представляет собой совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определённым ареалом.

Вид человека разумного – самый многочисленный на нашей планете, насчитывает миллиарды особей и включает большое количество рас и популяций.

- Что такое расизм? (антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности «низших» и превосходства «высших» рас). Словарь Ожегова.

Участвуют в обсуждении

Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

 

Домашнее задание

Написать мини-сочинение- имеют ли право на существование термины «низшая раса», «высшая раса», своё отношение к расизму

Записывают домашнее задание.

Возможность выбора исследовательского или творческого задания.

Итог урока. Заслушивание песни «Я, ты он,она…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

что такое проект? Под проект ом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:

Слайд 2

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.

Слайд 3

Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий. План изучения учебной темы, реализуемый с использованием метода проектов, базируется на важных вопросах, связывающих содержание образовательных стандартов с мыслительными умениями высокого уровня в рамках повседневного контекста.

Слайд 4

Учебные проекты могут быть выполнены с использованием различных стратегий обучения и призваны вовлечь в процесс всех учеников независимо от стиля их обучения. Часто ученики сотрудничают со специалистами и другими экспертами, чтобы ответить на поставленные вопросы и достичь более глубокого понимания содержания учебной темы. Информационные технологии используются для поддержки процесса обучения. Разнообразные методы оценивания и контроля знаний и умений используются в ходе выполнения работы над проектами, что обеспечивает высокое качество работы учащихся.

Слайд 5

«Все люди – братья и сестры».

Слайд 6

Гипотеза: «В цепи человек стал последним звеном, и лучшее всё воплощается в нём» Фирдоуси. Памятник Фирдоуси на площади его имени в Тегеране . У ног поэта — герои Шахнаме — будущий богатырь Заль и вскормивший его сокол Симург . Абулькасим Фирдоуси (Хаким Абулкасым Мансур Хасан Фирдауси Туси) (родился в 940 г., умер ок. 1020 или 1030 г.) — персидский поэт

Слайд 7

Человеческие расы , их родство и происхождение.

Слайд 8

Задачи урока: выяснить причины возникновения рас, изучить биологические особенности рас, доказать единство происхождения и биологическую равноценность человеческих рас

Слайд 9

РАСА - от итальянского Razza - род, порода, племя Человеческие расы складывались в течение сотен тысяч лет. Современное человечество представлено единым биологическим видом Homo sapiens . Он состоит из 3(5) крупных рас, каждая из которых делится на несколько малых

Слайд 10

Европеоидная раса Назовите характерные морфологические признаки данной расы, попытайтесь объяснить причины их возникновения.

Слайд 11

Европеоидная раса Южные формы Средиземноморская Индо-афганская Балкано-кавказская Переднеазиатская (арменоидная) Памиро-ферганская бискайская Северо-индийская Арменоидная

Слайд 12

Европеоидная раса Северные формы Атланто-балтийская Беломорско-балтийская дало-фальская Переходные (промежуточные) формы Альпийская Среднеевропейская Восточноевропейская брюнн альпийская

Слайд 13

Монголоидная раса Назовите характерные морфологические признаки данной расы, попытайтесь объяснить причины их возникновения.

Слайд 14

Монголоидная раса Азиатская ветвь монголоидных рас Континентальные монголоиды Североазиатская Центральноазиатская Арктическая раса Тихоокеанские монголоиды Американские расы

Слайд 15

Экваториальная раса (Две ветви: австралоидная и негроидная) Назовите характерные морфологические признаки данной расы, попытайтесь объяснить причины их возникновения.

Слайд 16

Австралоидные (океанические) расы Веддоиды Австралийцы Айны Папуасы и меланезийцы Негритосы Папуасы Австралийцы

Слайд 17

Негроидные (африканские) расы Негры Негрилли (пигмеи) Бушмены и готтентоты Негры Пигмеи

Слайд 18

Причины возникновения рас Отдельным человеческим группам пришлось жить в различных природных условиях : они испытывали на себе разное влияние солнечного света , влажности воздуха , температуры окружающей среды , пищи и т.д . Дайте характеристику природным условиям : 1 гр . 2 гр . 3 гр . пустыня степь или леса умеренного тундра климата ____?_____ ______?_____ _____?_____ Какие по вашему мнению морфологические признаки могли сформироваться у человека в данных природных условиях ? ( работа в группах ) ?

Слайд 19

Характеристика больших человеческих рас Характерные особенности Расы экваториальная европеоидная монголоидная Причины различий Цвет кожи Цвет и форма волос Форма носа Разрез глаз Ареал обитания

Слайд 20

Можно ли доказать единство происхождения человеческих рас?

Слайд 21

Раса и нация два разных понятия . В нации людей объединяет общность языка , территории , экономического уклада . Раса представляет собой совокупность людей , обладающих генетико-физиологической общностью , происхождение которой связано с определённым ареалом . Вид человека разумного – самый многочисленный на нашей планете , насчитывает миллиарды особей и включает большое количество рас и популяций .

Слайд 22

Вывод: Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития.

Слайд 23

Расизм – антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности «низших» и превосходства «высших» рас. Имеют ли право на существование термины « высшая раса » и « низшая раса »? ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человеческие расы. Права и свободы граждан и их защита".

Интегрированный урок истории. Подготовила учитель истории Надёжкина Марина Юрьевна....

презентация по географии "Человеческие расы" 7 класс

презентация к уроку географии в 7-м классе по теме "Человеческие расы"...

Презентация "Человеческие расы"

Урок "Человеческие расы" в 9 классе. Мультимедийное сопровождение содержит информационный материал и задания по теме....

Презентация к уроку "Человеческие расы".

Урок по теме "Расы" имеет большое воспитательное значение, формирует гражданскую позицию ученика. Презентация к уроку позволяет провести его в форме проблемного диалога....

Урок биологии 9 класс. "Человеческие расы, их родство и происхождение".

Урок биологии 9 класс. "Человеческие расы, их родство и происхождение"....

Человеческие расы

Презентация по биологии 9 класс...