Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа расчитана на реализацию ФГОС ООО по биологии (авторская программа Пономарева И.Н.) в условиях средней сельской школы- по 35 ч (5,6 кл), по 68 ч (7-9 кл)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
календарно-тематическое планирование | 64.33 КБ |
Пояснительная записка ФГОС био 5-9 | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-Тематическое планирование
(1 ч в неделю в 5 и 6 классах; 2 ч в неделю в 7, 8, 9 классах.
Всего за пять лет обучения - 272 ч)
Календарно-Тематическое планирование 5 кл. (34 ч.)
Раздел | № п/п | Дата | Коррек-ция | Основное содержание по темам рабочей программы |
Тема 1. Биология - наука о живом мире (13 ч, из них 8 урочных занятий) | 1/1 | 1 Наука о живой природе. Стартовый контроль | ||
2/2 | 2 Свойства живого | |||
3/3 | 3 Методы изучения природы. | |||
4/4 | 4 Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов» | |||
5/5 | 5 Проект «Создание гербария»: организация работы, обсуждение процесса создания и оформления гербария, деление на группы | |||
6/6 | 6 Экскурсия «Осенние явления в природе» | |||
7/7 | 7 Проект «Создание гербария»: сбор материалов и образцов для гербария» | |||
8/8 | 8 Проект «Создание гербария»: оформление гербария, защита проектов | |||
9/9 | 9 Строение клетки. Ткани Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | |||
10/10 | 10 Химический состав клетки. | |||
11/11 | 11 Процессы жизнедеятельности клетки | |||
12/12 | 12 Развлекательная игра «Угадай жи-вотное (природное явление) | |||
13/13 | 13 Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология - наука о живом мире» | |||
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч) | 1/14 | 1 Царства живой природы | ||
2/15 | 2 Бактерии: строение и жизнедеятель-ность. | |||
3/16 | 3 Значение бактерий в природе и для человека | |||
4/17 | 4 Растения | |||
5/18 | 5 Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения» | |||
6/19 | 6 Животные | |||
7/20 | 7 Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» | |||
8/21 | 8 Грибы | |||
9/22 | 9 Многообразие и значение грибов Лишайники | |||
10/23 | 10 Значение живых организмов в природе и в жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организ-мов» | |||
11/24 | 11 Урок-игра «В мире животных» | |||
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (4 ч) | 1/25 | 1 Среды жизни планеты Земля Экологические факторы среды | ||
2/26 | 2 Приспособления организмов к жизни в природе Природные сообщества Природные зоны России | |||
3/27 | 3 Жизнь организмов на разных материках Жизнь организмов в морях и океанах Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля» | |||
4/28 | 4 Игра «Зоо Поле Чудес» | |||
Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч) | 1/29 | 1 Как появился человек на Земле Как человек изменял природу Промежуточная аттестация | ||
2/30 | 2 Сохраним богатство живого мира Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля» | |||
3/31 | 3 Проект «Создание энтомологической коллекции»: определение фронта рабо-ты, разбивка на группы, распределение обязанностей | |||
4/32 | 4 Проект «Создание энтомологической коллекции»: сбор образцов и оформле-ние коллекции | |||
5/33 | 5 Экскурсия «Весенние явления в природе» | |||
6/34 | 6 Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса. Защита проекта «Создание энтомологической коллекции». Обсуждение заданий на лето | |||
Календарно-Тематическое планирование 6 кл (34 ч)
Раздел | № п/п | Дата | Коррек-ция | Основное содержание по темам рабочей программы |
Тема 1. Наука о раст-ениях - ботаника (4 ч) | 1/1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений Многообразие жизненных форм растений. Стартовый контроль | ||
2/2 | Экскурсия №1 «Осенние явления в природе» | |||
3/3 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки | |||
4/4 | Ткани растений. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях - ботаника» | |||
Тема 2. Органы рас-тений (8 ч) | 1/5 | Семя, его строение и значение Условия прорастания семян Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли» | ||
2/6 | Корень, его строение и значение Лабораторная работа № 2. «Строение корня проростка» | |||
3/7 | Побег, его строение и развитие Лабораторная работа № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек» | |||
4/8 | Лист, его строение и значение Стебель, его строение и значение Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | |||
5/9 | Цветок, его строение и значение | |||
6/10 | Плод. Разнообразие и значение плодов. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений» | |||
7/11 | Проект «Изготовление микропрепаратов тканей овощей и фруктов» | |||
8/12 | Игра «Классный Агроном» | |||
Тема 3. Основные про-цессы жизнедеятель-ности растений (6 ч) | 1/13 | Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений - фотосинтез | ||
2/14 | Дыхание и обмен веществ у растений | |||
3/15 | Размножение и оплодотворение у расте-ний Вегетативное размножение растений и его использование человеком Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений» | |||
4/16 | Рост и развитие растений. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений» | |||
5/17 | Урок-игра «Всезнайка» | |||
6/18 | Урок-игра «Лучший знаток зеленого мира | |||
Тема 4. Многообразие и развитие расти-тельного мира (12 ч) | 1/19 | Систематика растений, её значение для ботаники | ||
2/20 | Водоросли, их многообразие в природе | |||
3/21 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений» | |||
4/22 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика | |||
5/23 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение | |||
6/24 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение | |||
7/25 | Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные | |||
8/26 | Историческое развитие растительного мира | |||
9/27 | Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира» | |||
10/28 | Игра «Знаток растений» | |||
11/29 | Игра «Чудо-растение» | |||
12/30 | Конкурс «А ну-ка. Угадай-ка!» | |||
Тема 5. Природные сообщества (4 ч) | 1/31 | Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме | ||
2/32 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе | |||
3/33 | Смена природных сообществ и её причины. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества» | |||
4/34 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса. Промежуточная аттестация. Обсуждение заданий на лето. | |||
Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)» |
Календарно-Тематическое планирование 7 кл (68 ч)
Раздел | № п/п | Дата | Коррек-ция | Основное содержание по темам рабочей программы |
Общие сведения о мире животных. Строение тела животных (5 ч) | 1/1 | Зоология- наука о животных. Стартовый контроль | ||
2/2 | Животные и окружающая среда | |||
3/3 | Классификация животных и основных систематических групп. Влияние человека на животных | |||
4/4 | Краткая история развития зоологии. Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных» | |||
5/5 | Экскурсия 1. «Разнообразие животных в природе» | |||
Строение тела животных (2 ч) | 1/6 | Клетка | ||
2/7 | Ткани, органы и системы органов. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тела животных» | |||
Подцарство Простейшие , или Одноклеточные (4 ч) | 1/8 | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые | ||
2/9 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Жгутиконосцы | |||
3/10 | .Тип Инфузории. Л.р. №1. - «Строение и передвижение инфузории туфельки» | |||
4/11 | Значение простейших. Обобщение знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные» | |||
Подцарство многоклеточные (2 ч) | 1/12 | Общая характеристика многоклеточных животных Тип кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность | ||
5/13 | Разнообразие кишечнополостных. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство многоклеточных (Тип Кишечнополостные)» | |||
Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 ч) | 1/14 | Тип Плоские черви. Общая характеристика | ||
2/15 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики | |||
3/16 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика | |||
4/17 | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. | |||
5/18 | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви. Л.р. №2. – «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение и размножение» | |||
6/19 | Л.р №3 «Изучение строения дождевого червя». Обобщение и систематизация знаний по теме «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви» | |||
Тип Моллюски (4 ч) | 1/20 | Тип Моллюски. Общая характеристика | ||
2/21 | Класс Брюхоногие моллюски. | |||
3/22 | Класс Двустворчатые моллюски. Л.р. №4 - «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков». | |||
4/23 | Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски» | |||
Тип Членистоногие (7 ч) | 1/24 | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные | ||
2/25 | Класс Паукообразные. Игра «Угадай животное» | |||
3/26 | Класс Насекомые. Л.р. №5 – «Внешнее строение насекомых». | |||
4/27 | Типы Развития насекомых | |||
5/28 | Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых | |||
6/29 | Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека | |||
7/30 | Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие». Игра «Угадай животное» | |||
Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 ч) | 1/31 | Хордовые. Примитивные формы. Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные | ||
2/32 | Подтип Черепные. Рыбы. Общая характеристика. Л.р. №6 – «Наблюдение за живой рыбой» | |||
3/33 | Внешнее строение костной рыбы. Л.р. №7 – «Изучение внешнего строения рыбы». | |||
4/34 | Л.р. №8 «Изучение внутреннего строения рыбы». Внутреннее строение и особенности размножения рыб | |||
5/35 | Основные систематические группы рыб. Классы хрящевые и костные рыбы | |||
6/36 | Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по теме | |||
Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч) | 1/37 | Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки | ||
2/38 | Строение и деятельность систем внутренних органов | |||
3/39 | Годовой жизненный цикл земноводных. Происхождение земноводных | |||
4/40 | Многообразие земноводных. Обобщение знаний по теме. | |||
Класс Пресмыкающиеся , или Рептилии (4 ч) | 1/41 | Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся | ||
2/42 | Особенности внутреннего строения и размножения пресмыкающихся | |||
3/43 | Мини-виктрорина «Угадай животное». Многообразие пресмыкающихся | |||
4/44 | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. Обобщение по теме. | |||
Класс Птицы (6 ч) | 1/45 | Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц. Л.р. №9 – «Изучение внешнего строения птиц» | ||
2/46 | Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц. Л.р. № 10 – «Изучение перьевого покрова и перьев птиц» | |||
3/47 | Внутреннее строение птиц: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы | |||
4/48 | Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц. | |||
5/49 | Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц | |||
6/50 | Экскурсия «Птицы леса (пришкольного участка)». Значение и охрана птиц. Обобщение знаний по теме | |||
Класс Млекопитающие или Звери (9ч) | 1/51 | Млекопитающие. Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. | ||
2/52 | Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная система. | |||
3/53 | Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл | |||
4/54 | Происхождение и многообразие млекопитающих | |||
5/55 | Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Игра «Угадай животное», 1 тур | |||
6/56 | Высшие, или Плацентарные звери: Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные. Игра «Угадай животное», 2 тур | |||
7/57 | Высшие, или Плацентарные звери: Приматы. Игра «Угадай животное», 3 тур. Финал | |||
8/58 | Экологические группы Млекопитающих | |||
9/59 | Значение млекопитающих для человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие или Звери» | |||
Развитие животного мира на Земле (9 ч) | 1/60 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина | ||
2/61 | Развитие животного мира на Земле | |||
3/62 | Современный мир живых организмов. Биосфера. Обобщение и систематизация знаний по теме «Развитие животного мира на Земле» | |||
4/63 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 7 класс. Викторина-зачет «Знаток живого мира». Промежуточная аттестация | |||
5/64 | Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной» | |||
6/65 | Проект «Зарисовки из жизни животных». Определение темы. Пояснительная записка | |||
7/66 | Проект «Зарисовки из жизни животных». Изготовление стенда | |||
8/67 | Проект «Зарисовки из жизни животных». Изготовление стенда. Подготовка презентации. | |||
9/68 | Заключительная игра. Викторина «Круглый стол по итогам 7 класса» |
Календарно-Тематическое планирование 5 кл (68 ч)
Раздел | № п/п | Дата | Коррек-ция | Основное содержание по темам рабочей программы |
Общий обзор организма человека (5 ч) | 1/1 | Введение. Биосоциальная природа. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Стартовый контроль | ||
2/2 | Клетка, её строение, химический состав и жизнедеятельность. Л.р. № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | |||
3/3 | Ткани, органы и их регуляция. Л.р. № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» | |||
4/4 | Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов | |||
5/5 | Контроль знаний по теме «Общий обзор организма человека». Викторина «Человек и природа» | |||
Опорно- двигательная система (9 ч) | 1/6 | Строение, состав и типы соединения костей. Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани». | ||
2/7 | Скелет головы и скелет туловища. | |||
3/8 | Скелет конечностей | |||
4/9 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | |||
5/10 | Мышцы человека | |||
6/11 | Работа мышц. | |||
7/12 | Профилактика нарушения осанки, плоскостопия и травматизма. | |||
8/13 | Развитие опорно-двигательной системы | |||
9/14 | Контроль знаний по теме «Опорно-двигательная система». Игра «Физкульт-привет» | |||
Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 ч) | 1/15 | Внутренняя среда человеческого организма. Значение крови и её состав. Лабораторная работа № 4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | ||
2/16 | Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови | |||
3/17 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | |||
4/18 | Движение лимфы. | |||
5/19 | Движение крови по сосудам. | |||
6/20 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | |||
7/21 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | |||
Дыхательная система | 1/22 | Значение дыхания. Органы дыхания. | ||
2/23 | Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа № 5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | |||
3/24 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | |||
4/25 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа № 6 «Дыхательные движения» | |||
5/26 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | |||
6/27 | Первая помощь при поражении органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | |||
7/28 | Контроль знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система» | |||
Пищеварительная система (7 ч) | 1/29 | Строение пищеварительной системы. | ||
2/30 | Строение и значение зубов. | |||
3/31 | Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа № 7 «Действие ферментов слюны на крахмал» | |||
4/32 | Пищеварение в кишечнике. Роль ферментов в пищеварении. Всасывание питательных веществ | |||
5/33 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав | |||
6/34 | Заболевания органов пищеварения | |||
7/35 | Контроль знаний по теме «Пищеварительная система» | |||
Обмен веществ и энергии (4 ч) | 1/36 | Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма. | ||
2/37 | Нормы питания | |||
3/38 | Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждение. | |||
4/39 | Что мы едим? Основы правильного питания | |||
Мочевыделительная система (2 ч) | 1/40 | Строение и работа почек. | ||
2/41 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | |||
Кожа (3 ч) | 1/42 | Покровы тела. Кожа. Значение и строение кожи. | ||
2/43 | Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов | |||
3/44 | Контроль знаний по темам «Обмен веществ и энергии», «мочевыделительная система», «кожа» | |||
Эндокринная и нервная системы (5 ч) | 1/45 | Железы и роль гормонов в организме | ||
2/46 | Значение, строение и функция нервной системы | |||
3/47 | Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция | |||
4/48 | Спинной мозг. | |||
5/49 | Головной мозг: строение и функции. | |||
Органы чувств .Анализаторы (6 ч) | 1/50 | Принцип работы органов чувств и анализаторов | ||
2/51 | Орган зрения и зрительный анализатор. | |||
3/52 | Заболевания и повреждения глаз. Нарушение зрения и его профилактика. | |||
4/53 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Нарушение слуха и его профилактика. | |||
5/54 | Органы осязания, обоняния и вкуса | |||
6/55 | Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы». Игра «Лучший физиолог» | |||
Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 ч) | 1/56 | Врожденные формы поведения. | ||
2/57 | Приобретенные формы поведения. | |||
3/58 | Закономерности работы головного мозга. | |||
4/59 | Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление | |||
5/60 | Психологические особенности личности | |||
6/61 | Регуляция поведения | |||
7/62 | Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение | |||
8/63 | Вред наркогенных веществ | |||
9/64 | Обобщение и контроль знаний по теме «Поведение человека и ВНД». Ролевая игра «Психология и мы» | |||
Половая система. Индивидуальное развитие организма (4) | 1/65 | Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём | ||
2/66 | Развитие организма человека | |||
3/67 | Контроль знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма» | |||
4/68 | Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье». Промежуточная аттестация |
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс (68 ч)
Раздел | № п/п | Дата | Коррек-ция | Основное содержание по темам рабочей программы |
Общие закономерности жизни (4 ч) | 1/1 | Инструктаж по ТБ. Стартовый контроль | ||
2/2 | Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований. | |||
3/3 | Общие свойства живых организмов. | |||
4/4 | Многообразие форм живых организмов. | |||
Явления и закономер-ности жизни на клеточном уровне (10 ч) | 1/5 | Многообразие клеток. | ||
2/6 | Многообразие клеток. Лабораторная работа № 1 «Сравнение растительных и животных клеток» | |||
3/7 | Химические вещества в клетке. | |||
4/8 | Строение клетки. | |||
5/9 | Органоиды клетки и их функции. | |||
6/10 | Обмен веществ - основа существования клетки. | |||
7/11 | Биосинтез белка в клетке. | |||
8/12 | Биосинтез углеводов - фотосинтез. | |||
9/13 | Обеспечение клеток энергией. | |||
10/14 | Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения». | |||
Закономерности жизни на организменном уровне (20 ч) | 1/15 | Организм - открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы. | ||
2/16 | Примитивные организмы. | |||
3/17 | Растительный организм и его особенности. | |||
4/18 | Растительный организм. Размножение. | |||
5/19 | Многообразие растений и их значение в природе. | |||
6/20 | Организмы царства грибов и лишайников. | |||
7/21 | Животный организм и его особенности. | |||
8/22 | Разнообразие животных. | |||
9/23 | Сравнение свойств организма человека и животных. | |||
10/24 | Размножение живых организмов. | |||
11/25 | Индивидуальное развитие. | |||
12/26 | Образование половых клеток. Мейоз. | |||
13/27 | Изучение механизма наследственности. | |||
14/28 | Основные закономерности наследования признаков у организмов. | |||
15/29 | Закономерности наследственности. Лабораторная работа № 3 «Наследственные и не наследственные признаки у растений разных видов». | |||
16/30 | Закономерности изменчивости. | |||
17/31 | Ненаследственная изменчивость. | |||
18/32 | Ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов». | |||
19/33 | Основы селекции организмов. | |||
20/34 | Основы селекции организмов. | |||
Закономерности проис-хождения и развития жизни на Земле (18 ч) | 1/35 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | ||
2/36 | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | |||
3/37 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | |||
4/38 | Этапы развития жизни на Земле. | |||
5/39 | Идеи развития органического мира в биологии. | |||
6/40 | Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. | |||
7/41 | Современные представления об эволюции органического мира. | |||
8/42 | Вид, его критерии и структура. | |||
9/43 | Процессы образования видов. | |||
10/44 | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. | |||
11/45 | Основные направления эволюции. | |||
12/46 | Примеры эволюционных преобразований живых организмов. | |||
13/47 | Основные закономерности эволюции. | |||
14/48 | Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания». | |||
15/49 | Человек - представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека. | |||
16/50 | Этапы эволюции человека. | |||
17/51 | Человеческие расы, их родство и происхождение. | |||
18/52 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | |||
Закономерности взаимо-отношений организмов и среды (14 ч) | 1/53 | Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. | ||
2/54 | Общие законы действия факторов среды на организмы. | |||
3/55 | Приспособленность организмов к действию факторов среды. | |||
4/56 | Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды». | |||
5/57 | Биотические связи в природе. | |||
6/58 | Популяции. | |||
7/59 | Функционирование популяций в природе. | |||
8/60 | Сообщества. | |||
9/61 | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | |||
10/62 | Развитие и смена биогеоценозов. | |||
11/63 | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. | |||
12/64 | Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии 9 класса. | |||
13/65 | Годовая контрольная работа. | |||
14/66 | Коррекция знаний по курсу биологии 9 класса. | |||
Повторение материала за курс биологии 9 класс | 1/67 | Повторение материала по разделам «Общие закономерности жизни», «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне», «Закономерности жизни на организменном уровне» | ||
2/68 | Повторение материала по разделам «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле», «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» |
Предварительный просмотр:
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, мета- предметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даѐт возможность достичь следующих личностных результатов:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонацио нального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях еѐ развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приѐмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Предметными результатами изучения курса «Биология» в 5 классе является сформированность следующих умений:
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Предметными результатами изучения курса «Биология» в 6 классе является сформированность следующих умений:
- объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
– приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.
– различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
– определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
– объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
– соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
– различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.
Предметными результатами изучения курса «Биология» в 7 классе является сформированность следующих умений:
- определять роль в природе изученных групп животных.
– приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;
– приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение.
– различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в т.ч. ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие);
– характеризовать основные экологические группы изученных групп животных;
– понимать смысл биологических терминов;
– различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих;
– проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
– соблюдать и объяснять правила поведения в природе;
– характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными.
Предметными результатами изучения курса «Биология» в 8 классе является сформированность следующих умений:
- характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);
– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум).
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
– оказывать первую помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней;
– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.
Предметными результатами изучения курса «Биология» в 9 классе является сформированность следующих умений:
- объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;
– объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;
– приводить примеры приспособлений у растений и животных.
– использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– соблюдать профилактику наследственных болезней;
– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;
– характеризовать основные уровни организации живого;
– понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;
– перечислять основные положения клеточной теории;
– характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов;
– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;
– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
– объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
– объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
– различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания;
– пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
– характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления;
– характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;
– характеризовать природу наследственных болезней;
– объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы);
– характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
– объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека;
– характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира.
– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
– находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.
2. Основное содержание учебного предмета «Биология»
Раздел 1. Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемые бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приѐмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папо-ротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни
человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и
исчезающих видов растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека.
Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различными средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторные и практические работы
5 кл.
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения позвоночного животного.
6 кл.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Изучение строения семян однодольных и двудольных рас те ний.
Изучение строения водорослей
Изучение строения мхов (на местных видах).
Изучение строения папоротника (хвоща).
Изучение строения голосеменных растений.
Изучение строения покрытосеменных растений.
Изучение строения плесневых грибов.
Вегетативное размножение комнатных растений.
7 кл.
Изучение одноклеточных животных.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и
реакциями на раздражения.
Изучения строения моллюсков по влажным препаратам.
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
Изучение строения рыб.
Изучения строения птиц.
Изучение строение куриного яйца.
Изучение строения млекопитающих.
Экскурсии
Разнообразие и роль членистоногих в природе.
Разнообразие птиц и млекопитающих.
Раздел 2. Человек и его здоровье
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира.
Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение еѐ постоянства. Кровеносная
и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет.
Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки.
Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приѐмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лѐгких и
тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение.
Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей,
волосами, ногтями. Приѐмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путѐм, их профилактика. ВИЧ — инфекция и еѐ профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие.
Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха,
их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарѐнность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность.
Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и
наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной ѐмкости легких.
Строение и работа органа зрения.
Экскурсия
Происхождение человека.
Раздел 3. Общие биологические закономерности
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов.
Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и
информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их
описание.
Выявление изменчивости у организмов.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Информация о количестве учебных часов
Года обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
5 класс | 1 | 34 | 34 |
6 класс | 1 | 34 | 34 |
7 класс | 2 | 34 | 68 |
8 класс | 2 | 34 | 68 |
9 класс | 2 | 34 | 68 |
272 часа за курс |
Таблица распределения часов по классам
Разделы , темы | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Биология -наука о живом мире | 13 ч. | ||||
Многообразие живых организмов | 11 ч. | ||||
Жизнь организмов на планете Земля | 4 ч. | ||||
Человек на планете Земля | 6 ч. | ||||
Наука о растениях- ботаника | 4 ч. | ||||
Органы растений | 8 ч. | ||||
Основные процессы жизнедеятельности растений | 6 ч. | ||||
Многообразие и развитие растительного мира | 12 ч. | ||||
Природные сообщества | 4 ч. | ||||
Общие сведения о мире животных | 5 ч. | ||||
Строение тела животных | 2 ч. | ||||
Подцарство Простейшие , или Одноклеточные | 4 ч. | ||||
Подцарство многоклеточные | 2 ч. | ||||
Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 6 ч. | ||||
Тип Моллюски | 4 ч | ||||
Тип Членистоногие | 7 ч. | ||||
Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы | 6ч. | ||||
Класс Земноводные, или Амфибии | 4 ч. | ||||
Класс Пресмыкающиеся , или Рептилии | 4 ч. | ||||
Класс Птицы | 6 ч. | ||||
Класс Млекопитающие или Звери | 9 ч. | ||||
Развитие животного мира на Земле | 9 ч. | ||||
Общий обзор организма человека | 5 ч. | ||||
Опорно- двигательная система | 9 ч. | ||||
Кровеносная система. Внутренняя среда организма | 7 ч. | ||||
Дыхательная система | 7 ч. | ||||
Пищеварительная система | 7 ч. | ||||
Обмен веществ и энергии | 4 ч. | ||||
Мочевыделительная система | 2 ч. | ||||
Кожа | 3 ч. | ||||
Эндокринная и нервная системы | 5 ч. | ||||
Органы чувств .Анализаторы | 6 ч. | ||||
Поведение человека и высшая нервная деятельность | 9 ч. | ||||
Половая система. Индивидуальное развитие организма | 4 ч. | ||||
Общие закономерности жизни | 5 ч. | ||||
Закономерности жизни на клеточном уровне | 10 ч. | ||||
Закономерности жизни на организменном уровне | 17 ч. | ||||
Закономерности происхождения и развития жизни на Земле | 20ч. | ||||
резерв | 3ч. |
Проекты
Одним из важнейших направлений в обучении биологии является метод проектов. Возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности проекты бывают: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить:
а) объект сбора информации;
б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском);
в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания биологии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку гербария для кабинета биологии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению сред обитания может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Разнообразие живых организмов водной среды». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
В 5 классе предусмотрены следующие проекты:
1 «Создание гербария» (3 ч) – на выходе должны получиться небольшие гербарии из собранных учениками и соответствующим образом оформленных листьев растений. Проект групповой (состав группы 3-5 человек в зависимости от количества учеников в классе), практико-ориентированный.
2 «Создание энтомологической коллекции» (3 ч) – ученики собирают и должным образом (под контролем учителя) оформляют коллекцию бабочек, стрекоз, жуков, перепончатокрылых и т.д. (по группам). Проект групповой, практико-ориентированный.
В 6 классе предусмотрены следующие проекты:
1 «Изготовление микропрепаратов тканей овощей и фруктов» (1 ч);
В 7 классе проект:
«Зарисовки из жизни животных». (3 ч)
Лабораторные работы
5 кл
1 «Изучение устройства увеличительных приборов»;
2 ««Знакомство с клетками растений»;
3 «Знакомство с внешним строением побегов растения»;
4 «Наблюдение за передвижением животных»;
6 кл
1 . «Строение семени фасоли»;
2 «Строение корня проростка»;
3 «Строение вегетативных и генеративных почек»;
4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»;
5 «Черенкование комнатных растений»;
6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»
7 кл
1 «Строение и передвижение инфузории туфельки»;
2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение и размножение»;
3 «Изучение строения дождевого червя»;
4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».;
5 «Внешнее строение насекомых»;
6 «Наблюдение за живой рыбой»;
7 «Изучение внешнего строения рыбы».;
8 «Изучение внутреннего строения рыбы»;
9 «Изучение внешнего строения птиц»;
10 «Изучение перьевого покрова и перьев птиц»;
11 «Изучение скелета млекопитающего»;
8 кл
1 «Действие каталазы на пероксид водорода»;
2 «Клетки и ткани под микроскопом»;
3 «Строение костной ткани».;
4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»;
5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»;
6 «Дыхательные движения»;
7 «Действие ферментов слюны на крахмал»;
9 кл.
1 «Сравнение растительных и животных клеток»;
2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения».;
3 «Наследственные и ненаследственные признаки у растений разных видов»;
4 «Изучение изменчивости у организмов»;
5 «Приспособленность организмов к среде обитания»;
6 «Оценка качества окружающей среды».
Экскурсии
5 кл
1 «Осенние явления в природе»;
2 «Весенние явления в природе».
6 кл
1 «Осенние явления в природе»
2 «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)»
7 кл
1 «Разнообразие животных в природе»;
2 «Жизнь природного сообщества весной»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 5-6 класс. Учебно-методический комплект серии "Линия ...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс
Планирование составлено на основе программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2...
Рабочая программа по биологии ФГОС
Рабочая программа 5-9 класс...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 классы
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражд...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 8 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...