Технологическая карта урока _Грибы
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Такие разные грибы". УМК "Линия жизни". Материал содержит полное описание этапов урока с указанием формируемых УУД, контрольными вопросами, проблемными заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_griby.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Такие разные грибы
Класс: 5
Учитель: биологии Лийв О.В.
Тип урока: урок применения предметных умений
Задача урока
- создать условия для формирования представления о многообразии грибов и их общих особенностях.
Планируемые результаты учебного занятия :
Предметные: учащиеся знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека, знают особенности и значение грибов – паразитов.
Метапредметные: развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы.
Личностные: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.
Используемая технология : ИКТ, проблемное обучение, технология обучения в сотрудничестве.
Информационно-технологические ресурсы : учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку, лупы, микроскоп, микропрепарат плесневых грибов и дрожжей, живой объект – гриб мукор, гербарии грибов-паразитов,.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап актуализации опыта учащихся и проверки знаний. | - атуализировать имеющиеся знания о строении и особенностях грибов; - проверить знания (индивидуальный контроль) | Организует деятельность по представлению знаний о грибах как представителях отдельного царства живой природы. Организует индивидуальный контроль. | Выполняют задания, участвуют в обсуждении | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: уметь представлять информацию, пользуясь шаблоном, рисунком. Регулятивные: уметь контролировать внимание при прослушивании ответов товарищей. |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие , проверка подготовленности к уроку. Постановка проблемы в виде показа презентации о грибах (плесени, дрожжах, шляпочных грибах) с интересными фактами. | Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться. | Личностные УУД Уметь мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме . Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую |
этап актуализации и пробного учебного действия; | Актуализация опорных знаний и способов действий | Учитель задаёт вопросы учащимся: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в этих организмах? Похожи ли грибы на другие организмы? Чем? Можно ли выделить грибы в отдельное царство? | Воспроизводят имеющиеся знания о животных, растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения. | Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
этап выявления места и причины затруднения; | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Предлагает спланировать работу на уроке. | Формулируют тему урока, цель урока. Планируют свою работу на уроке | Регулятивные УУД Умение ставить цель, планировать деятельность |
этап построения проекта выхода из затруднения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Организует деятельность учащихся: В учебнике на стр. изучите материал о царстве грибов, изучите схемы, иллюстрации в учебнике. Организует работу учащихся с микроскопом, раздаёт живой объект (плесень). Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся, помогает с приготовлением микропрепарата.. | Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в учебнике. Готовят микропрепарат плесневого гриба и рассматривают его в микроскоп. | Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. |
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Ответьте на вопросы в конце параграфа. На компьютере в папке «Грибы» в документе «Классификация царства грибов» предлагает учащимся изучить материал, для заполнения таблицы в рабочей тетради на стр. Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся. | Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями. Изучают документ, анализируют информацию, делают записи в тетради. | Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре (общение). |
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы: Базовый уровень: Тест по теме “Царство Грибы” 1. Грибы – широко распространены в почве... (воде,живых организмах, мертвых останках на стволах деревьев на поверхности металлических,резиновых изделий). 2. У грибов запасным питательным веществом является... (гликоген), а у растений... (крахмал). 3. Наука, изучающая грибы называется... (микология). 4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются... (гифами), а в сумме эти нити составляют... (мицеллий) гриба, или его грибницу. 5. Дрожжевой гриб размножается путем... (почкования). 6. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их клетки не содержат... (хлорофилла). 7. Пеницилл используют в медицине для получения... (пенициллина). 8. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из... и... (шляпки и пенька). 9. Грибы размножаются тремя способами... (вегетативным,бесполым, половым). 10. По способу питания грибы можно разделить на две группы... (сапрофиты и паразиты). 11. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха... (влага, тепло). 12. Взаимовыгодная связь двух организмов:гриба и дерева называют... (симбиоз). 13. В борьбе с паразитическими грибами используют... (ядохимикаты). 14. Грибы применяют... Повышенный уровень: Биологические задачи 1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте? 2. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пшеницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в черно-фиолетовые “рожки”. Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении. 3. Задача для “мозгового штурма”. Известно,что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез,рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое“доброжелательное соседство” грибов и деревьев. 4. Задача “мозговой штурм”. На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему? 5. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета.Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы? Пусть в нашем журнале будет страница, с помощью которой другие ученики смогут проверить свои знания по этой теме – тест, который я предлагаю и вам. При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и устранить недостатки | Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание. При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня. | Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение). |
этап включения в систему знаний и повторения; | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового (приложение 1 или 3 ) и повышенного (приложение 2 ) уровня сложности. | Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку ( по предложенным ключам) | Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня. Параграф , выучить термины из словаря юного миколога. | Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы. | |
этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Организует рефлексию: 1.Раздаёт учащимся лист самооценки (приложение 5 ) для заполнения 2. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся. | Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку. Задают вопросы учителю. | Личностные УУД Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос. Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...
технологическая карта урока на тему: "Грибы. Многообразие грибов".
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный, групповая работа.Модель обучения: углубленный уровень (5 класс –2часа...
технологическая карта урока по биологии 5 кл по фгос плесневые грибы и дрожжи
материал содержит разработку урока по биологии по теме:"Плесневые грибы и дрожжи" в виде технологической карты по ФГоС.В карте указаны этапы урока,учебные ситуации,интересная форма целеполагания...
Технологическая карта урока и презентация "Общая характеристика, многообразие и значение грибов"
План-конспект урока в 6 классе по учебнику «Биология. 5-6 классы" Авторы: Сухова Т. С., Строганов В. И. (технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС). Тема урока: Царство Гриб...
Технологическая карта урока по ФГОС "Строение клеток животных и грибов. Вирусы". 5 класс
Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Строение клеток животных и грибов. Вирусы", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет поле...
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе "Царство Грибы"
Технологическая карта урока в 6 классеПо учебнику "Биология 5-6 классы", Авторы:Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Урок открытия новых знаний, соответствует требованиям ФГОС...
Технологическая карта урока «Грибы. Многообразие грибов». 5 класс Биология
Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный, групповая работа.Модель обучения: 5 класс –1час в неделюПедагогические технологии: технология проблемного обученияУрок проведен с ис...