урок биологии в 9 классе по теме "Бесполое рвзмножение"
презентация к уроку по биологии (9 класс)

Ступка Лариса Михайловна

Урок усвоения обучающимися особенностей и способов бесполого размножения организмов в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Бесполое размножение

Ступка Лариса Михайловна Учитель биологии и химии АНО СОШ «Академическая гимназия»

Класс 9

«Бесполое размножение»,

Цель  урока: обеспечить усвоение обучающимися  особенностей и способов бесполого размножения организмов в природе.

. Задачи:

- обучающие

          1. Расширить и углубить знания о роли бесполого размножения в жизни живых организмов;

         2. Систематизировать знания о способах бесполого размножения: деление, споруляция, почкование, вегетативное размножение.

        3. Познакомить с понятиями «шизогония», «фрагментация», «полиэмбриония», «клонирование». Раскрыть особенности этих способов размножения.
        4. Вызвать познавательный интерес к данной теме.

        5. Развивать  навыки работы с электронными образовательными ресурсами                    

-развивающие

        1. Создать условия для развития интеллектуальные и творческие способности обучающихся, диалектическое мышление;

        2. Способствовать развитию умения работать с различными информационными источниками

        -воспитательные:

       1. Продолжить формирование у обучающихся научного мировоззрения.

       2. Создать условия для развития  познавательный интерес к устройству окружающего мира.

Тип урока урок изучения нового (комбинированный)

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: мобильный компьютерный класс подключением в Интернет, учебник, раздаточный печатный материал (дополнительный материал по способам бесполого размножения, тест «Бесполое размножение» для домашней работы), презентация «Способы бесполого размножения».

Структура и ход  урока

Таблица 1.

План – конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Организация начала урока.

1. Приветствует обучающихся.

2. Проверяет готовность аудитории к работе.

3. Проверяет наличие обучающихся и причины отсутствия.

1. Приветствуют учителя

2. Дежурные докладывают об отсутствующих.

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

1 мин

2.

Актуализация знаний

1.  Предлагает обучающимся ознакомиться с эпиграфом урока (слайд 1).

«Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время» и ответить на вопрос:

«О каком процессе идет речь?»

2. При затруднении при ответе на вопрос поясняет «Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением. В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни.

»

3. Фронтальная беседа по вопросам:

А) Какие два типа размножения существуют в природе? (слайд 3)

Б) Как называется тип размножения, при котором организмы развиваются из специализированных клеток- гамет?

(слайд 4)

В) Схема какого типа размножения представлена на слайде? (слайд 5)

Запишите вывод в тетрадь (слайд 6)

4. Предлагает обучающимся для повторения стадий митоза посмотреть видеофрагмент «Митоз» и выполнить задание (слайд 8)

5. Подводит к формулировке   темы урока.

« Этот тип размножения первым появился у живых организмов. Оно происходит без участия половых клеток и полового процесса. Какой из типов размножения мы будем сегодня изучать?» (слайд 9)

6. Ставит проблемный вопрос «Почему в эволюционном развитии организмов ни один тип размножения не вытеснил другой?»

7. Выслушивает варианты ответов обучающихся, подводит к выводу о том, что для ответа на вопрос необходимо знать достоинства и недостатки бесполого размножения.

1. Читают эпиграф урока и отвечают на вопрос.

(Размножение) (слайд 2)

2. Слушают рассказ учителя.

3. Отвечают на вопросы, смотрят  презентацию (слайд 3,4,5,6), записывают схемы и вывод со слайда 6 в тетрадь.

4. Смотрят видеофрагмент «Митоз», выполняют задание  в парах на  повторение темы предыдущего урока «Митоз».

5.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

6. Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос.

Познавательные: 1.Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

2.Логические:  установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи.    

 Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

15 мин

3.

Усвоение новых знаний.

1.Продолжает рассказ

«В природе существует несколько способов бесполого размножения (слайд 10).  С некоторыми способами вы знакомы.  Рассмотрев представленные на слайдах способы бесполого размножения, внесите данные о названии способа и примеры организмов в схему»

2. Предлагает нарисовать в тетради схему (не заполнена)

(приложение 1)

3. Рассказывает о способах бесполого размножения.

«Многие прокариотические организмы размножаются путем бинарного деления (слайд 11). В основе шизогонии тоже лежит деление (слайд 12). Чем отличаются эти две способа? Для других, например грибов и растений, характерно спорообразование. При   этом ядро многократно делится путем митоза. Споры продуцируются в огромном количестве, до 3 млрд. в сутки, но не все они попадают в благоприятные условия. Многие могут несколько лет дожидаться своего часа, сохраняя жизнеспособность. У некоторых растений известно почкование (слайд 13). Так у дрожжей на материнской нитке образуется почка- небольшой бугорок, который растет и когда достигнет размеров материнской клетки переходит к самостоятельному существованию. Помимо этих способов в природе существуют и другие».

 4. Предлагает изучить дополнительный раздаточный печатный материал, материал презентации (слайд 14,15) и дополнить схему.

5. Продолжает рассказ «У растений широко распространено вегетативное размножение. При вегетативном размножении новая особь развивается из какого- либо вегетативного органа или даже его части (слайд 16)».

6. Предлагает обучающимся изучить текст учебника, рассмотреть иллюстрации и выполнить задание (слайд 17), работая в парах.

1. Слушают рассказ учителя.

2. Зарисовывают в тетради схему и слушают инструкцию по ее заполнению.

3. Смотрят слайды презентации, слушают учителя и заполняют схему.

4. Изучают дополнительный раздаточный печатный материал, слайды презентации и дополняют схему в тетради.

6. Изучают текст учебника, рассматривают иллюстрации, выполняют задание в парах.

Познавательные: 1.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

презентовать подготовленную информацию.

2. Логические:  анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.  

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постановка вопросов;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование умения работать в парах и малых группах;  формирование вербальных и невербальных способов коммуникации.        

15 мин

4.

Закрепление новых знаний.

1.Предлагает разделиться на группы.

2.Перейти по ссылке и выполнить самостоятельную работу http://fcior.edu.ru/card/4694/formy-razmnozheniya-organizmov-bespoloe-razmnozhenie.html (модуль предварительно загружен на ПК обучающихся), обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе, фиксируя результаты в тетради.

1. Делятся на группы.

2. Переходят по предоставленной учителем ссылке на ЭОР и выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе.

3. Фиксируют результаты выполнения в тетради.

Познавательные: 1.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности;  коррекция полученных знаний; целеполагание.

Коммуникативная: владение монологической и диалогической формами речи; умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные: Логические:  анализ компонентов  с целью выделения особенностей.

10 мин

5.

Подведение итогов урока, рефлексия.

1.Предлагает подвести итог урока и ответить на проблемный вопрос.

Задает вопросы:

1.Каковы преимущества бесполого размножения?

2.Каковы недостатки бесполого размножения? (Как будут реагировать генетически одинаковые потомки на неблагоприятные изменения в окружающей среде?)

3. Каково биологическое значения бесполого размножения? (слайд 18). 

2. Выслушав ответы обучающихся,  подводит к выводу, что в полной мере ответить на проблемный вопрос нельзя, так как мы не знаем преимущества и недостатки полового типа размножения. Об этом и пойдет разговор на следующем уроке.

1. Отвечают на наводящие вопросы учителя.

2. Записывают в тетради преимущества и недостатки бесполого размножения.

2. Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

3  мин

6.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

1.Дает информацию о задании на дом.

- прочитать параграф учебника

- выполнить тест (выдается учителем каждому обучающемуся) (приложение 2).

2. Дает инструкцию по выполнению теста.

1. Записывают домашнее задание в дневниках.

2. Слушают инструкцию по выполнению теста.

Познавательные: 1.Общеучебные: смысловое чтение, поиск информации; моделирование.

2. Логические:  анализ компонентов  с целью выделения особенностей.

Регулятивные: коррекция полученных знаний.

1 мин

Приложение 1

http://festival.1september.ru/articles/514226/img3.gif

Приложение 2

Тест по теме  «Бесполое размножение»

А1. При бесполом размножении:

  1. Родитель только один
  2. Родителей двое
  3. Один и тот же организм выполняет  роль обоих родителей
  4. Родителей совсем нет

А2. Бесполое размножение происходит:

  1. С участием половых клеток
  2. Без участия половых клеток
  3. Только с помощью спор
  4. Только путем почкования

А3. Почкованием размножается

  1. Гидра
  2. Эвглена зеленая
  3. Дождевой червь
  4. Сыроежка

А4. Спора состоит из

  1. Одной клетки
  2. Двух клеток
  3. Четырех клеток
  4. Большого количества клеток

А5. При почковании многоклеточного организма с 12 хромосомами в ядрах клеток молодого организма будет:

  1. 6 хромосом
  2. 12 хромосом
  3. 18 хромосом
  4. 24 хромосомы

А6. Делением размножается

  1. Белый гриб
  2. Майский жук
  3. Эвглена зеленая
  4. Стрекоза

А7. Процесс пересадки части побега одного растения на другое и их сращивание – это размножение

  1. Прививкой
  2. Побеговыми черенками
  3. Отводками
  4. С помощью выводковых почек

А8. Вегетативное размножение встречается в природе:

  1. У растений и низших позвоночных
  2. Только у растений
  3. У растений и позвоночных животных
  4. Как правило, у высших животных

А 9. В результате размножения изменяются

  1. Размеры организма
  2. Численность организма
  3. Масса организма
  4. Форма организма

А10. Тюльпаны размножаются

  1. Клубнями
  2. Луковицами
  3. Черенками
  4. Отводками

В1. Распределите правильно  организмы  и способы их  размножения

  1. Дрожжи                                  А. Деление
  2. Грибы                                     Б.  Почкование
  3. Простейшие                           В.  Вегетативное размножение
  4. Растения                                 Г. Размножение спорами

1

2

3

4

В2. Распределите правильно растения и способы их вегетативного размножения

  1. Ирис                                                   А. Корнеклубни
  2. Земляника                                          Б. Лист (листовой черенок)
  3. Малина                                               В. Отводки и черенки
  4. Картофель                                          Г. Воздушные луковички
  5. Георгин                                              Д. Выводковые почки
  6. Фиалка                                               Е. Стебель (стеблевой черенок)
  7. Чеснок                                                Ж. Ползучий побег
  8. Кактус                                                З. Клубень
  9. Гусиная лапка                                   И. Усы
  10. Бриофиллум                                      К. Корневище

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии. 7 класс. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы». (Презентация).

Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы....

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

урок биологии 7 класс "Класс Птицы. Общая характеристика"

Презентация к уроку 7 класса содержит информационный и иллюстративный материал об особенностях строения птиц, связанных с полётом. Рассматриваются  особенности жизнедеятельности, обмена веществ. ...

Урок биологии 6 класс "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"

Разработка направлена на изучение растений класса Двудольные семейства Паслёновые.  Сравнительная характеристика классов отдела Цветковые растения. Подробная характеристика семейства паслёновые (...

Класс Головоногие моллюски урок биологии 7 класс УМК Пономарёвой

Презентация содержит биологические задачи по теме Класс Двустворчатые моллюски, слайды по теме Головоногие моллюски и закрепление по теме Головоногие моллюски...

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку  "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....