урок биологии в 9 классе по теме "Бесполое рвзмножение"
презентация к уроку по биологии (9 класс)
Урок усвоения обучающимися особенностей и способов бесполого размножения организмов в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Бесполое размножение" биология 9 класс | 919.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Бесполое размножение
Ступка Лариса Михайловна Учитель биологии и химии АНО СОШ «Академическая гимназия»
Класс 9 | ||||
«Бесполое размножение», | ||||
Цель урока: обеспечить усвоение обучающимися особенностей и способов бесполого размножения организмов в природе.
. Задачи:
- обучающие
1. Расширить и углубить знания о роли бесполого размножения в жизни живых организмов;
2. Систематизировать знания о способах бесполого размножения: деление, споруляция, почкование, вегетативное размножение.
3. Познакомить с понятиями «шизогония», «фрагментация», «полиэмбриония», «клонирование». Раскрыть особенности этих способов размножения.
4. Вызвать познавательный интерес к данной теме.
5. Развивать навыки работы с электронными образовательными ресурсами
-развивающие
1. Создать условия для развития интеллектуальные и творческие способности обучающихся, диалектическое мышление;
2. Способствовать развитию умения работать с различными информационными источниками
-воспитательные:
1. Продолжить формирование у обучающихся научного мировоззрения.
2. Создать условия для развития познавательный интерес к устройству окружающего мира.
Тип урока урок изучения нового (комбинированный)
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: мобильный компьютерный класс подключением в Интернет, учебник, раздаточный печатный материал (дополнительный материал по способам бесполого размножения, тест «Бесполое размножение» для домашней работы), презентация «Способы бесполого размножения».
Структура и ход урока
Таблица 1.
План – конспект урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организация начала урока. | 1. Приветствует обучающихся. 2. Проверяет готовность аудитории к работе. 3. Проверяет наличие обучающихся и причины отсутствия. | 1. Приветствуют учителя 2. Дежурные докладывают об отсутствующих. | Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | 1 мин |
2. | Актуализация знаний | 1. Предлагает обучающимся ознакомиться с эпиграфом урока (слайд 1). «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время» и ответить на вопрос: «О каком процессе идет речь?» 2. При затруднении при ответе на вопрос поясняет «Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением. В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни. » 3. Фронтальная беседа по вопросам: А) Какие два типа размножения существуют в природе? (слайд 3) Б) Как называется тип размножения, при котором организмы развиваются из специализированных клеток- гамет? (слайд 4) В) Схема какого типа размножения представлена на слайде? (слайд 5) Запишите вывод в тетрадь (слайд 6) 4. Предлагает обучающимся для повторения стадий митоза посмотреть видеофрагмент «Митоз» и выполнить задание (слайд 8) 5. Подводит к формулировке темы урока. « Этот тип размножения первым появился у живых организмов. Оно происходит без участия половых клеток и полового процесса. Какой из типов размножения мы будем сегодня изучать?» (слайд 9) 6. Ставит проблемный вопрос «Почему в эволюционном развитии организмов ни один тип размножения не вытеснил другой?» 7. Выслушивает варианты ответов обучающихся, подводит к выводу о том, что для ответа на вопрос необходимо знать достоинства и недостатки бесполого размножения. | 1. Читают эпиграф урока и отвечают на вопрос. (Размножение) (слайд 2) 2. Слушают рассказ учителя. 3. Отвечают на вопросы, смотрят презентацию (слайд 3,4,5,6), записывают схемы и вывод со слайда 6 в тетрадь. 4. Смотрят видеофрагмент «Митоз», выполняют задание в парах на повторение темы предыдущего урока «Митоз». 5.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь. 6. Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос. | Познавательные: 1.Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; 2.Логические: установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности. | 15 мин |
3. | Усвоение новых знаний. | 1.Продолжает рассказ «В природе существует несколько способов бесполого размножения (слайд 10). С некоторыми способами вы знакомы. Рассмотрев представленные на слайдах способы бесполого размножения, внесите данные о названии способа и примеры организмов в схему» 2. Предлагает нарисовать в тетради схему (не заполнена) (приложение 1) 3. Рассказывает о способах бесполого размножения. «Многие прокариотические организмы размножаются путем бинарного деления (слайд 11). В основе шизогонии тоже лежит деление (слайд 12). Чем отличаются эти две способа? Для других, например грибов и растений, характерно спорообразование. При этом ядро многократно делится путем митоза. Споры продуцируются в огромном количестве, до 3 млрд. в сутки, но не все они попадают в благоприятные условия. Многие могут несколько лет дожидаться своего часа, сохраняя жизнеспособность. У некоторых растений известно почкование (слайд 13). Так у дрожжей на материнской нитке образуется почка- небольшой бугорок, который растет и когда достигнет размеров материнской клетки переходит к самостоятельному существованию. Помимо этих способов в природе существуют и другие». 4. Предлагает изучить дополнительный раздаточный печатный материал, материал презентации (слайд 14,15) и дополнить схему. 5. Продолжает рассказ «У растений широко распространено вегетативное размножение. При вегетативном размножении новая особь развивается из какого- либо вегетативного органа или даже его части (слайд 16)». 6. Предлагает обучающимся изучить текст учебника, рассмотреть иллюстрации и выполнить задание (слайд 17), работая в парах. | 1. Слушают рассказ учителя. 2. Зарисовывают в тетради схему и слушают инструкцию по ее заполнению. 3. Смотрят слайды презентации, слушают учителя и заполняют схему. 4. Изучают дополнительный раздаточный печатный материал, слайды презентации и дополняют схему в тетради. 6. Изучают текст учебника, рассматривают иллюстрации, выполняют задание в парах. | Познавательные: 1.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; презентовать подготовленную информацию. 2. Логические: анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации. | 15 мин |
4. | Закрепление новых знаний. | 1.Предлагает разделиться на группы. 2.Перейти по ссылке и выполнить самостоятельную работу http://fcior.edu.ru/card/4694/formy-razmnozheniya-organizmov-bespoloe-razmnozhenie.html (модуль предварительно загружен на ПК обучающихся), обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе, фиксируя результаты в тетради. | 1. Делятся на группы. 2. Переходят по предоставленной учителем ссылке на ЭОР и выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе. 3. Фиксируют результаты выполнения в тетради. | Познавательные: 1.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание. Коммуникативная: владение монологической и диалогической формами речи; умение полно и точно выражать свои мысли. Познавательные: Логические: анализ компонентов с целью выделения особенностей. | 10 мин |
5. | Подведение итогов урока, рефлексия. | 1.Предлагает подвести итог урока и ответить на проблемный вопрос. Задает вопросы: 1.Каковы преимущества бесполого размножения? 2.Каковы недостатки бесполого размножения? (Как будут реагировать генетически одинаковые потомки на неблагоприятные изменения в окружающей среде?) 3. Каково биологическое значения бесполого размножения? (слайд 18). 2. Выслушав ответы обучающихся, подводит к выводу, что в полной мере ответить на проблемный вопрос нельзя, так как мы не знаем преимущества и недостатки полового типа размножения. Об этом и пойдет разговор на следующем уроке. | 1. Отвечают на наводящие вопросы учителя. 2. Записывают в тетради преимущества и недостатки бесполого размножения. 2. Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество. | 3 мин |
6. | Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. | 1.Дает информацию о задании на дом. - прочитать параграф учебника - выполнить тест (выдается учителем каждому обучающемуся) (приложение 2). 2. Дает инструкцию по выполнению теста. | 1. Записывают домашнее задание в дневниках. 2. Слушают инструкцию по выполнению теста. | Познавательные: 1.Общеучебные: смысловое чтение, поиск информации; моделирование. 2. Логические: анализ компонентов с целью выделения особенностей. Регулятивные: коррекция полученных знаний. | 1 мин |
Приложение 1
Приложение 2
Тест по теме «Бесполое размножение»
А1. При бесполом размножении:
- Родитель только один
- Родителей двое
- Один и тот же организм выполняет роль обоих родителей
- Родителей совсем нет
А2. Бесполое размножение происходит:
- С участием половых клеток
- Без участия половых клеток
- Только с помощью спор
- Только путем почкования
А3. Почкованием размножается
- Гидра
- Эвглена зеленая
- Дождевой червь
- Сыроежка
А4. Спора состоит из
- Одной клетки
- Двух клеток
- Четырех клеток
- Большого количества клеток
А5. При почковании многоклеточного организма с 12 хромосомами в ядрах клеток молодого организма будет:
- 6 хромосом
- 12 хромосом
- 18 хромосом
- 24 хромосомы
А6. Делением размножается
- Белый гриб
- Майский жук
- Эвглена зеленая
- Стрекоза
А7. Процесс пересадки части побега одного растения на другое и их сращивание – это размножение
- Прививкой
- Побеговыми черенками
- Отводками
- С помощью выводковых почек
А8. Вегетативное размножение встречается в природе:
- У растений и низших позвоночных
- Только у растений
- У растений и позвоночных животных
- Как правило, у высших животных
А 9. В результате размножения изменяются
- Размеры организма
- Численность организма
- Масса организма
- Форма организма
А10. Тюльпаны размножаются
- Клубнями
- Луковицами
- Черенками
- Отводками
В1. Распределите правильно организмы и способы их размножения
- Дрожжи А. Деление
- Грибы Б. Почкование
- Простейшие В. Вегетативное размножение
- Растения Г. Размножение спорами
1 | 2 | 3 | 4 |
В2. Распределите правильно растения и способы их вегетативного размножения
- Ирис А. Корнеклубни
- Земляника Б. Лист (листовой черенок)
- Малина В. Отводки и черенки
- Картофель Г. Воздушные луковички
- Георгин Д. Выводковые почки
- Фиалка Е. Стебель (стеблевой черенок)
- Чеснок Ж. Ползучий побег
- Кактус З. Клубень
- Гусиная лапка И. Усы
- Бриофиллум К. Корневище
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии. 7 класс. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы». (Презентация).
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы....
Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»
Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...
урок биологии 7 класс "Класс Птицы. Общая характеристика"
Презентация к уроку 7 класса содержит информационный и иллюстративный материал об особенностях строения птиц, связанных с полётом. Рассматриваются особенности жизнедеятельности, обмена веществ. ...
Урок биологии 6 класс "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"
Разработка направлена на изучение растений класса Двудольные семейства Паслёновые. Сравнительная характеристика классов отдела Цветковые растения. Подробная характеристика семейства паслёновые (...
Класс Головоногие моллюски урок биологии 7 класс УМК Пономарёвой
Презентация содержит биологические задачи по теме Класс Двустворчатые моллюски, слайды по теме Головоногие моллюски и закрепление по теме Головоногие моллюски...
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"
Презентация к уроку "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....