Водоросли
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Успун-Доржу Долума Васильевна

Водоросли

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodorosli_5kl.docx118.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Водоросли»,  5 класс

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, набор демонстрационного оборудования, презентация, буклеты

Цель урока: Познакомить учащихся со строением водорослей, способами ее размножения и средой обитания.

Задачи:

Образовательная: сформировать представление о водорослях, их строении; научить отличать водоросли от других растений.

Развивающая: расширять кругозор учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная: развивать экологическую грамотность учащихся, бережное отношение к природе

Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте!  Присаживайтесь на свои места, отметим присутствующих.
  2. Повторение. Давайте с вами для начала вспомним пройденный материал по теме Царства Растения.

А. Я буду зачитывать утверждения, а вы должны ответить согласны с ним или нет (да/нет)

- Микология – это наука, изучающая растения (-)

- Растения насчитывают около 350 тыс видов (+)

- Растения встречаются только в лесах и горах (-)

- Все растения в зависимости от строения делятся на низшие и высшие (+)

-  Тело высших растений состоят из талломов (-)

- У растений наиболее распространен зеленый пигмент вакуоль (-)

Б. Биологический диктант. Вставьте в текст пропущенные слова.

  1. Характерной особенностью царства растения, является наличие особого пигмента ___________
  2. Тело растений может быть как одноклеточным, так и _____________
  3. Группа клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное происхождение, строение и выполняющих общие функции называется _________
  4. Фотосинтез – это процесс образования ____________ веществ из неорганических за счет энергии _______.
  5. Самая важная роль растений на планете Земля – это____________________
  6. Низшие растения состоят из ___________.

3. Основная часть  

Чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадки (или выслушайте фрагмент)

Загадки:

Есть змеи стометровые,
Зеленые, лиловые,
Есть бурые, бордовые.
А капитану в море
От них большое горе.

Нет красивее чудес!
Это настоящий лес!
Только вырос он тайком
Под водой на дне морском.

В зеленоватой тишине        
Танцуют ленточки на дне.        
Собравшись в пышные кусты,        
Щекочут рыбам животы

«После долгого плавания экспедиция Витуса Беринга подходила к концу, но болезнь наступала на всех – расшатывались и выпадали зубы. Большая часть моряков погибла, погиб и сам Беринг. В живых осталась группа, которая стала употреблять в пищу эти растения. Что же за растение спасло людей? (Водоросли, т.к они содержат много витаминов, спасающих от цинги).

Как вы, думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о водорослях)

Какова тема нашего урока? (водоросли)

Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с водорослями.

 А зачем нам нужны знания о водорослях? Что мы хотим узнать о водорослях?

(Где они встречаются (среда обитания ); Из чего состоят (Строение).

Запишем план урока

  1. Многообразие водорослей
  2. Среда обитания
  3. Строение
  4. Размножение

Итак, мы сегодня будем говорить о водорослях.

1. Рассмотрите слайды презентации. Сделайте вывод о многообразии водорослей.

2. О среде обитания водорослей. (Водоросли обитают в морях, океанах, реках, озёрах. )

Найдите информацию о среде обитания водорослей в учебнике.

(Делают вывод: Водоросли могут обитать  в воде, в почве, на снегу, на стволах деревьев, на камнях. Виды, живущие вне воды, в период засухи находятся в состоянии покоя. Живущие в воде одноклеточные микроскопические водоросли могут пассивно плавать в толще воды или активно вней передвигаться с помощью жгутиков, образуя фитопланктон).

3. Строение водорослей.

Тело водорослей состоят из слоевищ или таллома. Оно не расчленено на органы (корень, стебель, листья).

Водоросли это живые организмы? (Да)

 А если они живые, из каких «кирпичиков» все они состоят? (из клеток)

Строение клетки водорослей.

Клетки водорослей  по  строению напоминают  клетку  наземных растений. Вспомните, какие органоиды растительной клетки вы знаете?

( Ядро, цитоплазма, оболочка, вакуоль, хлоропласты.)

 Задание .Зарисуйте  строение хлореллы

Сверху  клетки водорослей покрыты  клеточной  оболочкой,  богатой  целлюлозой  и  пектиновыми  веществами. Есть  так  же  вакуоли и  цитоплазма.

 Центр  клетки -  ядро. Водоросли  содержат  хлорофилл,  содержащийся  в  хлоропластах различной формы - грушевидного,  спиралевидного (спирогира)  и т.д. Их называют хроматофорами. Помимо хлорофилла -  зеленого  пигмента,  в  клетках  водорослей  могут  содержаться  красные, оранжевые, синие и  желтые  пигменты. Размеры колеблются от микроскопических до десятков метров.

Физ. Минутка.

Вынаверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

Мальчики потопали, девочки похлопали.

Вместе дружно покружились

Распрямились,потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

И за парты все уселись

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем!

  4. Размножение водорослей.

У водорослей различают бесполое и половое размножение.

Бесполое размножение вегетативно, то есть слоевищами или с помощью спор. У одноклеточных водорослей путем деления клетки пополам, а у многоклеточных – участками колоний или отделением частей от слоевищ. Споры формируются в особых клетках спорофитах.

Половое размножение происходит с помощью половых клеток – гамет, которые образуются в гаметофите. Гаметы выходят и сливаются попарно, образуя зиготу. А из зиготы образуются новые особи.

При благоприятных условиях водоросли размножаются бесполым путем, а в неблагоприятных условиях – половым.

4. Выводы

Подведём итог по пункту "Строение клетки водорослей.

(Делают вывод: В состав клетки входят: ядро, хроматофор, цитоплазма, оболочка. У некоторых представителей могут присутствовать жгутики и глазок.)

Скажите, пожалуйста, почему водоросли отнесены к царству растения? (В составе их клеток есть зелёный пигмент, значит,  они могут образовывать органические вещества).

Ботаники насчитывают 30 тыс. видов водорослей – от одноклеточных организмов до гигантов длинной в десятки метров. 

Как называется тело водоросли?( талом или слоевище) Разделено ли оно на органы? (нет).

Общие признаки водорослей: тело – талом или слоевище, не разделено на органы,  следовательно,  у них нет  листьев,  стебля,  корней.  Тело  некоторых  водорослей  напоминает  тело наземных  растений,  с  листьями и  стеблем,  но  на  самом  деле    это  разветвления  слоевища. У  водорослей,  живущих  на дне  водоемов,  тело  крепится  к  дну  ризоидами. (

Можем ли мы ответить на вопрос,  водоросли это высшие или низшие растения? (Да. Водоросли состоят из слоевища и ризоидов. Они не имеют корней, ни стеблей, ни листьев, следовательно, водоросли – низшие растения.)

Разделение водорослей на группы в основном совпадает с характером их окраски, что, в свою очередь, связано с набором пигментов, а также основано на общих особенностях строения. Мы выделим  3 группы: зеленые, бурые, красные.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Выполните задание

441        

Работают в тетрадях (парная). После обсуждения  в паре решение комментируется в классе.

Проверка осуществляется  по образцу.

Водоросли относят к низшим растениям, так как они ни имеют органов стеблей, корней, листьев. Окраску листьям придают хроматофоры, зелёную окраску придаёт хлорофилл, благодаря которому зелёные водоросли способны осуществить процесс фотосинтеза, характерный для растений. Некоторые водоросли, несмотря на своё название, обитают не только в пресной и солёной воде но и на сырых участках почвы, коре деревьев, переживая засуху в состоянии покоя.

 

6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Закончи предложения:

1.Водоросли относят к живым организмам потому, что они …, …, …, …, … и …

2.Тело водорослей не разделено на органы, поэтому их относят к … растениям.

3.Тело водорослей называют … (…)

4.Тело водорослей состоит из …

5.В клетках водорослей, как и у других растений содержится ….

А теперь поменяйтесь листочками и проверьте работу товарища. Работают самостоятельно на листочках

(Учащиеся проверяют работы друг друга с помощью ответов выставляют оценки.)

7.Включение нового знания в систему знаний  и повторение

Выполните задание

 Среди организмов, изображённых на слайде презентации, найдите водоросли. Объясните свой выбор.

(Водоросли – организмы, изображенные на рисунках 1,2,4,5,8,9 , потому что они не имеют органов: корней, стеблей, листьев, многие являются жителями водоёмов)

Вспомните, что вы хотели узнать на уроке. На все ли поставленные вами вопросы мы сегодня ответили на  уроке?  

Почему водоросли относят к растениям? (Они поглощают углекислый газ и создают органические вещества.)

По какой причине водоросли считают низшими растениями? (Водоросли - низшие растения, они не имеют корней, стеблей, листьев.) 

Где обитают водоросли? (Водоросли могут обитать  в воде, в почве, на снегу, на стволах деревьев.)

Из каких структурных единиц состоят водоросли? (Они состоят из клеток)

Какое строение имеют клетки водорослей? (В состав клетки входят: ядро, хроматофор, цитоплазма, оболочка.)

На какие группы делят водоросли в зависимости от их строения? ( Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными.)

С какой ещё классификацией водорослей мы познакомились? В чём главное отличие красных, зелёных и бурых водорослей?

(Зелёные, бурые, красные.  Хроматофор в бурых и красных водорослях содержит не только хлорофилл, но и другие красители)

Зачем нужны водоросли? (Наличие водорослей – необходимое условие для  нормальной жизни водоемов)

8. Рефлексия деятельности  (итог урока)

С помощью таблицы на слайде подведём итоги

Понятие

Знал

Узнал

Научился делать

Хочу узнать 

9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание:

1.Обязательное: познакомиться с содержанием параграфа учебника

2. По желанию:

а) подготовить сообщения об интересных представителях водорослей. (О кровавом снеге, о водоросли – космонавте, о морской капусте, о том, почему назвали море Саргассово и другие)

б) рисунок (бесполое и половое размножение). Запись в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе. Подготовка к ГИА по теме: «Водоросли. Фотосинтез».

Цель урока: Вспомнить и закрепить с учащимися размножение водорослей, их строение; закрепить понятие о фотосинтезе, о космической роли зеленых растений на планете; повторить основные биологическ...

"Многообразие водорослей"

конспект урока в 6 классе....

Строение и жизнедеятельность зеленых водорослей.

изучение темы проходит не принужденно, ребята выполняют творческие задани и решают поставленные перед ними задачи...

Конспект урока биологии в 6 классе по теме «Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные зеленые водоросли»

Цель урока: Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками строения и процессами жизнедеятельности одноклеточных зеленых водорослей как представителей низших растений, их приспос...

Разработка открытого урока Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей.

Комбинированный урок "Многоклеточные водоросли". Биология 7 класс класс.Цель урока:продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с различным...

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7   класс Лабора...